Данные о наблюдениях миражей на территории Беларуси

Несмотря на то, что Беларусь не граничит с морем, миражи на ее территории еще недавно были довольно распространены. Только в XIX веке мы насчитали 5 попавших в печать случаев наблюдения миражей (1836, 1862, 1863 – 2, 1887). Как правило, люди видят сражающиеся армии, всадников, города или замки, а в наше время даже трактора. Как сейчас считается большинство описанных в летописях «небесных сражений» иносказательное описание северных сияний, хотя некоторые из них видели днем, что для наших широт почти невозможно.

Основные источники таких случаев в XI–XIV веках – «Гутынская летопись» и «Хроника литовская и жмойтская», но конкретное место в них чаще всего не указывалось. Позже источниками служили как провинциальная печать, так и труды некоторых историков. Хронология наблюдения миражей в Беларуси примерно следующая.

1269 год

В небе были видны сражающиеся между собой войска. Месяца декабря 6 дня ночью появился свет в виде креста, будто на небе возник какой-то город. Вот как описывает это «Густынская летопись»: «Дивы великие являхуся: видаху люди на небѣ войска в езъброяхь и разделѣны на два полки и едины за другими бияхуся. […] В то же лѣто декаврия 6 въ нощи явися свѣт на небѣ крестаобразно, яко не токмо град, но и оную всю страну просвети» [12].

1292 год

На небе стояли полки, подготовленные к сражению. Одни стали на севере, а другие на юге: «В сие лѣто быша многая знамения на небеси: видяху люди полки воинския, аки на брань готовых, едины на полночи, а другия на полуднѣ» [12].

1541 год, 14 октября

14 октября 1541 года ночью на облаках появились огненные люди: «Тоеи ж осени октоврия 14 в ночи годин чотыри огнистыи люде на облаках огнистых выдѣни были» [11].

1547 год

Ночью на облаках были видны войска, которые в полночь начали между собой страшную битву: «Войска на оболоках в ночи видѣны были збройные, которое страшную битву з собою на полночь стоячи зводили» [11].

1636 год, Пинск

В Пинске средь бела дня появились видения: «очень страшные виды на небе и на земле» (не во сне, но в день и наяву, только как в очаровании каком будучи) видел: на небе – тучи очень гневливые с войсками приготовленными, карать готовыми, и на земле – семь огней адских, на семь грехов смертных уготовленных; из этих огней, в пятом жарком гневе, трех особ выразительно видел: нунция легата, в короне папской, Жигимонта короля и Сапегу, гетмана, за преследование церкви Восточной в большой грусти сидящих. Это видение, когда другим показывал, видеть не могли1» [15]. Как отмечает В. А. Лойша, этот текст не поддается однозначной интерпретации в свете соотнесения его с определенным астрономическим явлением. Возможно перед нами – описание дневного наблюдения полярного сияния, явления чрезвычайно редкого, но вполне вероятного [8].

1836 или 1837 год, Лида, Лидский уезд

В 1843 году «Прибавление к Виленским губернским ведомостям» писало о том, что «несколько лет назад» в Виленской губернии в Лидском уезде замечен был мираж, представляющий сражавшиеся войска [13]. По всей вероятности, речь шла о событии, которое подробно описано в «Литовско-языческих очерках» Василием фон Роткирхом:

«В 1839 году я приехал на жительство по службе в г. Лиду, Виленской губернии, где передавался тогда из уст в уста такой разсказ: года два-три назад, на большом, усаженном березами, тракте из Вильны в Лиду, у последней станции Жирмуны, множество народа было свидетелем прохождения по воздуху, чрез дорогу, не высоко от земли, огромных полчищ рыцарей, которые, в полном вооружении, в шлемах с перьями и латах, гарцовали на конях и гремели оружием. Проезжавшие в г. Лиду по этой дороге должны были остановиться, из опасения быть смятыми рыцарскими лошадьми. Полчища эти проходили в течение целаго часа и касались земли только на вершине находящагося вблизи дороги невысокаго холма, который так изрыли, как будто в самом деле, прошло чрез него множество кавалерийских полков.

Заинтересованный этими разсказами, я усиленно искал тех, которые сами видели такое необычайное явление. Разсказчики указывали мне на очевидцев; но «очевидцы» отсылали меня к другим «очевидцам», от которых слышали описание события, но «сами не видели»; другие, третьи, десятые также говорили, что «сами не видели, но слышали от «верных людей», которые не соврут, так как видели все собственными глазами». Так до «очевидцев» я и не добрался. Наконец, мне указали на последняго «очевидца», старика ксендза в м. Жирмунах. Я познакомился с ним. На вопрос мой о явлении, он отвечал мне.

– Я был в Вильне, куда вызвал меня наш епископ Клонгевич, и прожил там недели две. Там же узнал я о чуде, совершившемся в мое отсутствие под Жирмунами. Разсказы об этом были так настойчивы и упрямы, что дошли до губернатора, который командировал в Жирмуны нарочнаго чиновника, для дознания правды. Но чиновник не нашел ни одного очевидца явления. Каждый говорил, что сам не видал, но все видели. Кто же эти все? Соседние крестьяне, которые во множестве ехали в Лиду, так как тогда был базарный день; но и между крестьянами не нашлось очевидца. «Казали людзи, что було нешто, а што – неведаю, бо сам не бачив», был общий ответ. Виленская академия, в составе всех своих знаменитостей, разбирала вопрос о возможности подобнаго явления, допускала, что тут могли быть: рефракция, мираж, fata morgana и даже просто вранье – да так ни на чем и не порешила. Я с моей стороны не смею отрицать чуда. Никто, как Бог! В Его власти все чудеса! Быть может Ему угодно было показать людям знамение Свое? Мало ли доказательств тому имеем в священном писании? Показал же Он древним христианам на небе крест, с надписью «ab hoc vincis!» (сим победишь). Обратил же Савла в Св. Апостола Павла словами, сказанными просто с неба: «Saule, Saule quid me persequeris?» (Савле, Савле! что мя гониши?)... Одного только не мог я добиться – докончил священник: останавливались ли пред шествием рыцарей люди, ехавшие из Лиды, или же оно было видимо только едущим со стороны Вильны в Лиду?

Таким образом, и последний «очевидец» ничего не видел!

Что касается холма, то чрез него до ныне гоняют на пастбище принадлежащия местечку стада домашняго скота, который, конечно, мог изрыть холм далеко прежде церемониальнаго марша рыцарей» [7].

Интересно, что в Беларуси выявлен пласт преданий о том, что на некоторых курганах замечали какого-то всадника/всадников. Например, в Горецком районе Могилевской области за д. Лугины2 и Красулино есть курган, с которым связана легенда о том, что перед эпидемией с кургана съезжал некий конник на белом коне, или сбегал с него на дорогу белый бык [3]. А в Городокском уезде на вершине кургана Голубец в ночную пору замечали ранее двух коней или седовласого старца, сидящего на белой как снег, блестящей лошади [2].

1862, 9 сентября, село Кащицы, Чаусский уезд

Журнал «Мирское слово» в октябре 1863 года поместил заметку следующего содержания: «Священник села Кащиц3, Чаусского уезда, Михаил Гирилович, сообщил редакции «Могилевских губернских ведомостей следующее: «9-го минувшего сентября, в начале одиннадцатого вечера, я был наблюдателем весьма замечательного явления. Небо в то время было совершенно ясное и звездное. Вдруг, на моем виду, на северо-восточной стороне, среди звезд, образовалось совершенное подобие морского якоря, оранжеватого цвета, очень большой величины. Левая лапа якоря была весьма широкая, а правая несравненно тоньше. Вероятно также весьма широко и длинно – втрое больше лапы. Когда я вызвал свое семейство, для наблюдения этого явления, якорь начал подвигаться на север и мало по малу исчезать. Прежде исчезла правая лапа, потом левая, а, наконец и самое веретено» [10].

1863 год, околица Вильканцы, Лидский уезд

Информацию об очередном мираже в том же Лидском уезде опубликовал журнал «Ziemia Lidzka» за 1937 год: «В 1863 году в окрестностях Вильканцев Эйшишского прихода в зимнюю пору несколько сотен людей видело в небе армию, сражающуюся древним оружием; об этом сообщал Теодор Нарбут тогдашнему гродненскому губернатору Доппельмайеру, прося прислать кого-либо из специалистов для расследования – был ли это мираж либо же метеор с неизвестными досель свойствами. Но вместо астронома это дело было поручено исправнику, который запретил очевидцам об этом рассказывать, угрожая им тюрьмой, и на этом все закончилось»4 [17].

Фрагмент материала из журнала «Ziemia Lidzka».
Фрагмент материала из журнала «Ziemia Lidzka».
 

1863, апрель, Новоалександровский уезд

В апреле 1863 года (т. е. уже после начала восстания 1863 года), в Окштанском приходе Новоалександровского уезда Ковенской губернии5 ксендз Яцевич «с коварною мыслию подействовать на взволнованные уже умы крестьян» распустил слух о произошедшем здесь необычайном явлении: «Пастушка Иосафата Дылева, пася скот за деревнею, видела чудо: «неожиданно опустилась пред глазами ея из воздуха колесница, запряженная четырьмя лошадьми и четыре святых мужа, которые сказали пастушке, сперва по-польски: «Да будет восхвален Иисус Христос!». А потом отозвались по-литовски: «Что делаете?». «Молитесь ли, или ожидаете поляков?». Польша будет непременно, а чего поляки сами недокажут, Бог громами окончить; дай ведать о том святой Польше! Далее пастушка Иосафата расказывала, что из четырех спустившихся с неба святых, один был ангел, а другой кардинал; об остальных же кто они были, – ангел ей не объявлял; потом, – ангел будто ей еще добавил: поблагодари ксендза викария и Яцевича, что они во время Пасхи, вывесили на гроб Спасителя – ангела; войны в ваших странах не будет; мать Божия окажет чудеса въ царстве Польском; и она благословит возстание. Затем святые сели в колесницу, и вознеслись на небеса» [4].

В память об этом событии было поставлено четыре креста, которые ксендз Яцевич освятил. Понятное дело, что власть никак не поверила в чудо, слишком уж болтливые «святые» попались. Было решено, что «этим нелепым вымыслом» ксендзы Стульчинский и Яцевич воспользовались, чтобы «фантазировать народ к восстанию». Нашлись и доказательства того, что ко всему причастна «шайка ксендза Мацкевича». На Иосафату надавили и она «созналась и показала, что пося скот при дороге, проезжающие в коляске господа, приблизясь к ней, уговорили ее разсказывать крестьянам на жмудском языке эту вымышленную историю, обещая ей по-кровительство и, вместе с тем, стращая, если она откроет тайну» [4].

1887, окрестности д. Заборье, Сенненский уезд

О наблюдении города с церквями и громадными домами (неподалеку от д. Заборье) в Сенненском уезде можно прочитать у К. Т. Аникиевича в работе «Сенненский уезд Могилевской губернии». Обращает на себя внимание появление видения возле Заборской горы: «Совершенно тихая погода наблюдается большей частью в мае месяце и в начале лета. В такое время воздух бывает очень чист и прозрачен и местами способен отражать в себе, словно в зеркале, окружающие предметы, как показывает следующий мираж, представившийся лет 20 тому назад б. священнику Немойтянской церкви о. А. Курневичу, ехавшему при кучере из Немойты в уездный город Сенно. Дело происходило в один из летних дней, до 12 ч. дня. Небо было чистое, погода тихая. Едва о. Курневич поднялся на Заборскую гору, как вдали, по направлению Сенна, на воздухе ему показался город с церквями и громадными домами. Знакомого гор. Сенна Курневич в видении признать не мог. Выяснилось, что это был мираж. Может быть, чистый и спокойный воздух отражал в себе гор. Витебск, лежащий в 60 верстах от Сенна» [1].

***

Хочется отметить, что наблюдение неких строений/фигур в небе, не является сугубо пережитком прошлых веков и в конце хотелось бы привести несколько современных историй, которые были нами зафиксированы в экспедициях. Особенно много таких сообщений происходило, согласно воспоминаниям очевидцев, перед Великой отечественной войной. Правда, чаще всего люди видели световые столбы, красное небо или сполохи на нем.

В 2004 году В. Н. Гайдучик записал сообщение очевидца, который десятью годами ранее в д. Верховичи Каменецкого района на Ильин день (2 августа) после грозы наблюдал краткосрочное появление на небе четкого изображения тройки запряженных лошадей [5]. В последнем случае напрашивается ассоциация с «колесницей Ильи Пророка», в которой он ездит по небу и вызывает гром и молнию.

В 2017 году нам удалось сделать запись наблюдения замка в лесу в Сенненском р-не Витебской обл. «Бабушка-то уже умерла давным-давно [Лабунова Анна Ивановна, 1902 г. р.]. Но это было, наверное, где-то… сейчас я вам скажу в каких годах. Это, наверное, было в годах шестидесятых, наверное. Вот так вот было. Так как она тогда еще была молодая. Ей было около шестидесяти лет тогда, наверное, так вот где-то. Она пошла в лес за ягодами. Лес вот такой вот Мох здесь есть. Пошла, походила по грибам и вышла, как бы ей казалось, что она вышла на обратную сторону, там, где должны быть д. Чудня. Вышла она на другую сторону леса. Говорит, выхожу, стоит замок, да такой, говорит, красоты – башни, там, золотые, там, эти купола всякие. [Говорит:] «Стою и думаю: что же это такое? Вроде бы кажется мне, или потому что заблудилась, но не должно быть такого». И то есть она вот это вот разворачивается, как бы уходит, а потом опять такая мысль: «Да что же это такое там всё-таки вот есть. Пойду-ка я еще раз посмотрю». Выходит: уже ничего там этого нету» [ЛЛН].

Нечто похожее видела и женщина, проживающая на хуторе Куели Поставского района в 2012 году. Приведем информацию об этом событии вначале со слов соседки информанта, а после с ее собственных. «Это было в сторону туда за Станчуки, хутор называется Куели. […] Послушайте, что было с этим человеком. Вполне таким реальным прагматиком, она еще старше меня на десять лет вот эта женщина. Но это с ней произошло пять лет назад [примерно в 2012 году – прим. авт.]. […]. Был такой момент. Она тоже пошла туда [в лес]. Это ее любимое там место было, она там всегда собирала [грибы и ягоды]. […] Она пошла, было такое состояние, говорит, как будто прошел дождь. По-моему, она сказала, после дождя. И вдруг она оказалась… какой-то островок и там как бы речка… И она увидела такое: столб светящийся. Потом она так стала: «Ой, как красиво!». И смотрит. И вдруг в этом появляется вот как будто замок… архитектура… вот видела как будто столбы, выходящие из земли» [БВП]. А вот как эту историю описал сам информант: «Было лето, тепло, жарко. Я пошла в лес, а потом вдруг ливень… Гроза была, ливень. И после этого опять стало тепло. И вот значит была кругом испарина, так… И такой вот белый такой, как дымок. И шли какие-то как колонны стояли вверх, белая вот эта испарина такая, причем такая насыщенная. Ну, наверное, с кочек отдельных или как, знаете, там место такое болотистое. И даже не видно было этих растений, а вот все этим туманом было покрыто. Но оно не просто туман, а отдельными фрагментами. И, вот значит, получается такие колонны и сверху они там соединяются – как замок все равно какой-то. Вы понимаете? Вот такое здание» [МСК].

О неком «городе» нам рассказала и З. А. Должик из д. Заречное Дзержинского р-на: «Я, канешне, была дома с дзецьмi. А сястра паехала ў бальнiцу ў Бараўляны. Ну, а выйду, дзяцей кiну i пабягу… Пабягу там свiней пакармiць. Выбегла-вышла вот сюды, падстанцыя была вот. Я вiджу ў тую сторону, а цемень-цемень… Якiй-та гарадок пастроены: такiмi красiвымi мерцающiмi огнямi. Мерцала-мерцала-мерцала. Як усё роўна горад бальшы пастроены, горад. Но, канешне, тут страху была!». Однако говорить здесь о мираже все же преждевременно, так как «город» был составлен из многочисленных светящихся шаров, как бы соединенных вместе. [ДЗА].

Еще один случай произошел у самой границы с Беларусью, в белорусско-российском пограничье (д. Понизовье Смоленской области) [9].

«Один раз я недалёк от двора зашла. И оказался мне город такей: дома, древа… И куда ж я зашла! Я села в тростинки и сижу спокойно… А петуха мне матка дала. Петух мой поеть на руках. На этом месте здавалось у нас каждому. Сидела я, сидела… Бежить собака соседская. Докуль бы я сидела, пока не отошло! Идеть Кулина с нашей деревни и кличеть: – Шарик! А я сижу и боюсь выйти. Такей город! Помру и не увижу ни разу! А Шарик заходился – деться негде! Стало отходить, светлей стало коло глазов: что это наша местность, Росляки. Как стала одумываться, стала говорить Воскресну молитву. И отошло» [ДАА].

Последние записи показывают, что большинство современных «миражей», по всей видимости, не относятся к известным оптическим явлениям, так как появляются в местах, где «чудится» или «здаецца». Например, как пишет А. Ф. Рогалев, в небольшом лесу, который разделяет деревни Горки и Маринополье Краснопольского района Могилевской обл. течет Каменный ручей. Его название связано с тем, что всё дно ручья усеяно камнями. За этот ручей местные жители стараются не заходить, потому что боятся заблудиться. Тем, кто плутал по лесу за Каменным ручьем, открывались видения – то большой шумный город, то величественные соборы, из которых доносились песнопения [14]. Однако при опросе населения, мы не смогли найти никого, кто бы нам рассказал про подобные видения городов в небе, в то же время участок леса за деревней действительно считается блудным [16].

Но и классические миражи сейчас также встречаются. Со слов председателя Сосновского сельсовета Николая Веревки, в 1997 году летом в Любанском районе у горизонта появлялось озеро, по которому «шпарили» трактора и люди. И такие картины держались в воздухе целый день, иногда неделю и больше [6].

Карта. Миражи, зафиксированные на территории Республики Беларусь.
Карта. Миражи, зафиксированные на территории Республики Беларусь. 1. г. Пинск, 2. м. Жирмуны, 3. с. Кищицы, 4. ок. Вильканцы, 5. Новоалександровский уезд, 6. д. Заборье, 7. д. Чудня, 8. д. Понизовье, 9. д. Верховичи, 10. Сосновский сельсовет, 11. д. Куели, 12. д. Маринополье.
 

Таким образом, явления, которые можно охарактеризовать как миражи, на территории Беларуси часто привязаны к определенным точкам сакрального ландшафта – курганам, холмам, урочищам, а также местам в лесу или даже возле деревни, где чудится, здаецца, водит, пугает. Довольно часто на небе, видят коня (коней) или колесницу. Имеются и наблюдения городов, замков с колоннами, причем уже в наше время. Большая часть зафиксированных нами случаев миражей (см. карту), довольно компактно группируются возле границ Беларуси и их почти не отмечено в центре страны.

Примечания

1. Перевод В. Гайдучика.

2. Ныне д. Луговая.

3. На карте обозначено как Кищицы.

4. Перевод В. Гайдучика.

5. Сегодня это пограничье Беларуси и Литвы.

Список информантов

БВП – Бартлова Валентина Петровна, 1951 г. р., д. Войшкуны Поставского района Витебской обл., опросил И. Бутов в 2017 году.

ДАА – Дроздова А. А., 1903 г. р., д. Понизовье Руднянского р-на Смоленской области, опросила М. Н. Власова в 1983 году.

ДЗА – Довжик Зинаида Антоновна, 1939 г. р., д. Заречное Дзержинского р-на Минской обл. И. Бутов, Е. Шапошников в 2017 году.

ЛЛН – Легомина Лариса Николаевна, 1962 г. р., д. Замошье Сенненского района Витебской области, опросил И. Бутов в 2017 году.

МСК – Марковец Станислава Казимировна, 1941 г. р., г. Минск, опросил Бутов И. в 2018 году.

Литература

1. Аникиевич, К. Т. Сенненский уезд Могилевской губернии: опыт описания в географическом, историческом, этнографическом, бытовом, промышленном и статистическом отношениях, с картой уезда, схемой двух озер и рисунками в тексте / К. Т. Аникиевич. – Могилев губ.: издание Могилевского губернского статистического комитета, 1907. – С. 48.

2. Белорусские древности: сведения о памятниках старины / изданные А. М. Сементовским. – С.-Петербург, 1890. Вып. 1: с 106-ю изображениями разных предметов древностей в тексте и литографическим приложением. – XII, C. 3.

3. Васiлеўскi, Д. З матэрыялаў да архэолёгiчнай карты Аршанскае акругi / Д. Васiлеўскi // Наш край. – 1926. – №6–7. – С. 66.

4. Вымышленное ксендзом Стульчинским чудо // Вестник Западной России. – 1864. – Т. II. – С. 259–260.

5. Гайдучик, В. Белорусская «Грабарка»: святое место Каменецкого района / В. Гайдучик // Аномалия. – 2010. – № 4. – С. 18–21.

6. Квиткевич, С. Миражи над Полесьем / С. Квиткевич // Комсомольская правда. –1997. – 28 ноября. – С. 12.

7. Литовско-языческие очерки. Историческия изследования Теобальда. – Вильна: Типография п. ф. О. Завадскаго, Замк. п. № 149. – 1890. – С. 181–189.

8. Лойша, В. А. Полярные сияния. Каталог IV–XVIII вв. / В. А. Лойша, Ю. К. Краковецкий, Л. Н. Попов. – М.: Межведомственный геофизический комитет при президиуме АН СССР, 1989. – 128 с.

9. Мифологические рассказы русских крестьян XIX–XX вв. / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. Н. Власовой. – СПб.: Из-во «Пушкинский дом», 2013. – С. 52–53.

10. Необыкновенное явление // Мирское слово. – 1863. – 23 октября. – С. 176.

11. Полное собрание русских летописей. – М.: Наука, 1975. – Т. 32. Хроника литовская и жмойтская. – С. 109–110.

12. Полное собрание русских летописей. – Т. 40. Гутынская летопись. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. – С. 124, 127.

13. Прибавленiе къ Виленскимъ губернскимъ вѣдомостямъ. – 1843. – №18. – С. 18.

14. Рогалев, А. Ф. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси) / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2012. – С. 24.

15. Коршунов А. Ф. Афанасий Филиппович. Жизнь и творчество / А. Ф. Коршунов. – Минск: Наука и техника, 1965. – С. 127.

16. Экспедиции проекта «Уфоком» (№134 (2014 год), №157 (2016 год), №181 (2016 год), №198 (2017 год).

17. Szymielewicz, M. Szkice do monografii Żołudka / M. Szymielewicz // Ziemia Lidzka. – 1937. – №3. – Rok II. – S. 28.

Доклад был прочитан в рамках конференции «Уфокома» – «Белорусская Магония: странное и загадочное в дореволюционной белорусской печати» (Минск, 18 ноября 2017 года).


Илья Бутов 28.02.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Необычные явления человеческой психики: научный подход
Проекты 149
Необычные явления человеческой психики: научный подход
13 ноября в Музее Русского Искусства состоялась девятая "Необъяснимая встреча", спикером на которой был известный исследователь, психиатр, доктор медицинских и кандидат технических наук, настоящий "возмутитель спокойствия" нескольких предыдущих дискуссий – Андрей Гендинович Ли.

В Минске прошла презентация новой книги о культовых камнях
Проекты 5
В Минске прошла презентация новой книги о культовых камнях
21 октября в г. Минске, в библиотеке им. Тетки, прошла презентация книги «Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия» – первого всеобъемлющего издания по этой тематике. Также были представлены и две книги «Уфокома», которые вышли в августе-сентябре: «Таинственная Беларусь IV» и «Белорусская Магония». Всего выступило 4 человека, каждый из которых рассказал о своем участии в работе над этим проектом и представил тему, так или иначе связанную с изучением камней на территории Беларуси.