Призраки танкера "Watertown"

В книгах и статьях, посвященных призракам, часто приводят очень впечатляющую фотографию лиц среди волн с направленными на них стрелками. Она не раз появлялась и в книгах на русском языке. Легенда гласит, что это потусторонние лица моряков американского танкера "Watertown", похороненных в море. Но так ли это на самом деле?

История о том, как был получен снимок (рис. 1), обычно рассказывается так:

Тихий океан, 2 декабря 1929 года. В тот декабрьский день началась история невероятной тайны, которая с тех пор много раз рассказывалась, пересказывалась и до сих пор не имеет разумного объяснения. Принадлежащий компании "Cities Service Corp." из Нью-Йорка танкер "Watertown" направлялся на юг из Сан-Педро, штат Калифорния, к Панамскому каналу по пути в Нью-Йорк. Когда судно находилось у побережья Мексики, два моряка – Джеймс Т. Кортни и Майкл Михан задохнулись парами бензина во время работы в грузовом танке и погибли. По морским традициям тела зашили в брезент для похорон в океане.
Капитан Кейт Трейси прочитал заупокойную службу, и два тела были преданы воде. Каждый брезентовый мешок был утяжелен куском железной цепи, чтобы он затонул. С обнаженными головами команда выстроилась вдоль лееров, наблюдая, как тела погибших товарищей по кораблю исчезают в глубине. Море в этом месте было глубиной 1400 футов. На следующий день впередсмотрящий взволнованно окликнул мостик, крича, что он видит двух мужчин, плавающих в воде неподалеку от правого борта. Капитан мгновенно отдал команду "Полный назад". Большой танкер замедлил ход и приблизился на 50 футов к двум пловцам. Вдруг один из членов экипажа крикнул: "Это Джеймс Кортни и Майкл Михан! Они живы!"
В этом, казалось, не было никаких сомнений. Лица двух мужчин были ясно видны. Но как им удалось выжить? Как они выбрались из брезентовых мешков? Кроме того, как они могли проплыть так далеко, почти двести миль, и оказаться здесь перед кораблем? Ответ пришел с потрясающей ясностью мгновение спустя. Когда за борт спустили спасательную шлюпку, чтобы подобрать двух мужчин, они исчезли. Сначала команда подумала, что они, должно быть, ушли под воду, но через несколько минут они снова появились, на этот раз дальше от корабля. Снова и снова они появлялись и исчезали, каждый раз в другом месте. Сначала Трейси подумал, что ветер и волны создают в воде водовороты, только похожие на лица, но когда он сфокусировал бинокль на фигурах, он был более чем убежден, что это были Джеймс Кортни и Майкл Михан. Догнать их было невозможно. Каждый раз, когда судно приближалось к ним, они исчезали. Танкер, наконец, пошел дальше, и капитан решил оставить позади два призрака, но это оказалось невозможным. До самой Панамы фигуры все время появлялись и исчезали, иногда рядом с кораблем, иногда далеко. Только когда "Watertown" достиг Бальбоа и вошел в Панамский канал, они исчезли окончательно.
Когда корабль дошел до Нью-Йорка, капитан сообщил о гибели двух моряков должностным лицам компании. Он ничего не сказал о привидениях. Но на следствии другие члены команды рассказали про видение, и Трейси об этом спросили. Капитан неохотно признался, опасаясь, что его будут считать дураком, что видел плавающие призраки двух мертвых моряков в воде рядом с кораблем. История стала известной, и капитан Трейси обнаружил, что стал мишенью бесчисленных шуток. Куда бы он ни пошел, его спрашивали, видел ли он в последнее время еще призраков. Другие спрашивали, какой сорт виски он пил. Должностные лица компании выразили некоторые сомнения по поводу его вменяемости, а некоторые зашли так далеко, что предложили уволиться со службы. Трейси пожалел, что у него с собой не было камеры, чтобы он смог заснять фигуры в доказательство своей истории. С этой мыслью он пошел и купил маленький карманный фотоаппарат с рулоном пленки.
Он взял с собой фотоаппарат во время следующего рейса, обратно в Сан-Педро. У него было мало уверенности, что он когда-нибудь снова увидит призраки, но если это произойдет, на сей раз он будет готов. Во время плавания из Нью-Йорка к Панаме не было видно никаких призрачных фигур. Но в момент, когда корабль прошел через канал и направился на север в сторону Сан-Педро, раздался крик впередсмотрящего. Все члены экипажа и капитан бросились на палубу. Там, в море, примерно в 200 метрах от корабля, были видны лица двух плывущих моряков. Трейси немедленно отправил одного из помощников за камерой. Фигуры, казалось, плыли рядом с кораблем. Независимо от того, в каком направлении он плыл, они не отставали. Трейси маневрировал, чтобы оказаться как можно ближе к ним. Дрожащими руками он направил камеру на фигуры и делал снимок за снимком. Он никогда раньше не фотографировал и совершенно не был уверен в том, что получится, если вообще получится, но продолжал снимать, пока не использовал всю пленку. Как только был сделан последний кадр, плавающие фигуры исчезли, на этот раз навсегда.
Трейси запер камеру с пленкой в корабельном сейфе и держал там, пока "Watertown" не вернулся в Нью-Йорк после следующего рейса. В присутствии должностных лиц компании камеру с отснятой пленкой внутри извлекли из сейфа и доставили в лабораторию для проявки. Трейси очень нервничал, сидя в темной комнате с должносными лицами компании, пока лаборант проявлял фильм. Наконец, все было закончено. Лаборант поднес пленку к красной лампе в темной комнате, чтобы все могли ее изучить. Первый кадр оказался пустым. Следующие два были размыты, потому что у капитана дрожали руки. Четвертый и пятый кадр запечатлели одну воду. Кто-то начал смеяться: "Ну, капитан, похоже, призраки были только в вашей голове!" Трейси почувствовал себя дураком. Но вдруг лаборант вскрикнул. Он показал два более темных цветных пятна на шестом кадре, сказав, что есть небольшой шанс, что это то, что они искали, но точно сказать невозможно, пока пленка не будет напечатана. Это было сделано. И когда снимок проявили и исследовали, все сомнения в истории Трейси исчезли. Бесспорно, в воде рядом с судном четко виднелись лица двух моряков, которые потом были опознаны родственниками как лица Джеймса Кортни и Майкла Михана. Снимок был увеличен и в течение ряда лет демонстрировался в нью-йоркских офисах "Cities Service Corp.". Хотя с тех пор, как произошел фантастический инцидент, прошло уже много лет, до сих пор ему нет никакого объяснения, если вы не верите, что мертвые могут подняться из могилы, даже если она находится на глубине 1400 футов под водами Тихого океана [1].
Рис. 1. Призрачные лица за бортом.
Рис. 1. Призрачные лица за бортом.
 

Построенный в 1919 году танкер "Watertown" был вполне реальным судном. Тем не менее, сразу заметим, что в этой версии истории имеются явные нелады с датой. Все идущие через Панамский канал суда тщательно регистрировались, и сведения об их движении можно разыскать в специальных бюллетенях. "Watertown" проходил через канал только 16 августа 1929 года из Тихого океана в Атлантический, выполняя рейс Лос-Анджелес – Нью-Йорк с грузом бензина. По 30 июля 1930 года включительно танкер не приближался к Панамскому каналу, оставаясь в Атлантическом океане [2].

Конфуз с датой явно восходит к первому упоминанию призраков танкера в печати. Краткая заметка об этом замечательном происшествии была опубликована в журнале "Signal" за февраль 1934 года – печатном органе корпорации "Cities Service" (ныне CITGO). Ни одного номера журнала не сохранилось, но, к счастью, эту заметку вырезал и сохранил парапсихолог Хируорд Каррингтон (рис. 2). В ней говорилось:

О тайнах моря рассказывают много странных историй, но среди них мало столь же мрачных, как история танкера "Cities Service" – парохода "Watertown". По словам членов экипажа, призраки двух бывших товарищей ежедневно навещали корабль, когда он отправлялся в Тихий океан. Вот история, рассказанная моряками с "Watertown".
Однажды, около пяти лет назад, когда принадлежащий "Cities Service" танкер "Watertown" медленно прокладывал путь через синие воды Тихого океана, матросам Кортни и Михану было поручено очистить грузовой танк. Во время работы они надышались парами бензина и умерли до того, как им оказали помощь. По морской традиции тела похоронили в океане.
На следующий день незадолго до наступления сумерек весь корабль был взволнован: между второй и третьей опорами подвесного перехода были четко различимы головы двух моряков. Из-за этого призраки стали главными темами разговоров в кают-компании и кубриках моряков.
С тех пор явление происходило ежедневно, впечатлив даже скептиков. Однако кто-то предложил сделать фотографию, поскольку фотоаппарат не должен лгать. Так и поступили – камера была раздобыта и сделан снимок. С пленкой внутри ее отдали капитану, чтобы тот сохранил камеру в надежном месте.
Призраки ежедневно навещали судно близ места, где тела двух моряков были отправлены за борт, пока корабль не покинул Тихий океан и не оказался в Атлантическом океане. По прибытии в порт пленку проявили, отпечатав снимки, и самые закоренелые скептики были убеждены – на фотографии запечатлелись головы матросов Кортни и Михана! [3].

"Около пяти лет назад" – это и есть 1929 год. Каррингтон сходил в главную контору корпорации в Нью-Йорке, чтобы посмотреть снимок и узнать подробности наблюдения. Увы, в офисе знали о случившемся только понаслышке, а сам корабль находился очень далеко от Нью-Йоркского порта. Некоторые детали, приведенные в книге Каррингтона, сомнительны - так, он утверждает, что лица "всегда появлялись за одним бортом судна (с той стороны, где их похоронили) и следовали за ним на одном и том же расстоянии – около тысячи футов" [4]. Это в переводе на метрические меры примерно 300 метров. На таком расстоянии нельзя вообще что-то толком разглядеть. Определить выражение лица человека и узнать его можно только за 100 метров и ближе [5].

Рис. 2. Заметка из журнала "Signal", вырезанная Каррингтоном.
Рис. 2. Заметка из журнала "Signal", вырезанная Каррингтоном.
 

Саму фотографию Хируорд Каррингтон не приводит, но из его описания становится ясно, что он видел вовсе не рис. 1. Он заявил, что на снимке узнаваемо только одно лицо, а про второе скромно умолчал. К счастью, парапсихолог был не единственным обратившимся в корпорацию. Заметка в журнале "Signal" привлекла внимание службы новостей "Albert A. Knopf, Inc.", распространявшей не только тексты, но и фотографии под рубриками "Снимок дня" и "Захватывающий момент". Они раздобыли оригинальный снимок (рис. 3) и разослали его всем подписчикам со следующим текстом:

6 января 1925 г. на борту танкера-бензовоза "Watertown", совершающего рейс между Нью-Орлеаном и Сан-Педро, Калифорния, погибли матросы Джеймс Т. Кортни и Майкл Михан. Михан задохнулся из-за паров бензина, а Кортни умер, пытаясь спасти его. Оба моряка были похоронены в море между Сан-Педро и Панамским каналом. На следующий день первый помощник сообщил капитану Кейту Трейси, что Кортни и Михан следуют за кораблем. В течение нескольких дней капитан и все члены экипажа видели призраки, которые зависли над подвесным переходом корабля в месте, где тела двух человек были опущены в море. После этого призраков видели ежедневно, пока "Watertown" не начал проходить через Панамский канал. Там они исчезли. Капитан Трейси рассказал об этом начальнику порта в Нью-Орлеане и по совету последнего купил фотоаппарат.
Привидения появились снова, как только "Watertown" прошел через канал в Тихий океан, и капитан быстро отщелкал рулон пленки. Пленку он отправил начальнику порта, который ее проявил. Получился только один из шести снимков, приведенный здесь. "Призраки" – череп и голова человека – четко видны (обведены кругом) справа на фотографии. Капитан Трейси и команда "Watertown" опознали в этой голове голову Михана. Во время следующего рейса штормило, и никаких фотографий не было сделано, хотя призраки иногда были видны. Затем "Watertown" перевели в Атлантику, и привидений больше не было видно. Моряки говорят, что Михан и Кортни не смогли последовать за кораблем через шлюзы канала [6].
Рис. 3. Необрезанный оригинал фотографии [6].
Рис. 3. Необрезанный оригинал фотографии [6].
 

Итак, на оригинальном снимке видна только одна голова, а вместо второй было что-то похожее на череп. Кроме того, удивляет точка съемки и то, что творится на палубе. Палубу и заднюю надстройку захлестывает волна, имеющая в высоту не менее 10 метров – высота борта танкера от ватерлинии до палубы составляла около 8 метров. Высоту можно наглядно оценить по фотографии танкера, сделанной 2 апреля 1943 года после капитального ремонта (рис. 7). Очертания надстроек изменились, но корпус, палубы и подвесные мостики остались прежними. Точные параметры судна можно узнать в справочнике "Lloyd's Register" за любой год, пока он оставался на плаву (рис. 4).

Рис. 4. Сведения о танкере в справочнике "Lloyd
Рис. 4. Сведения о танкере в справочнике "Lloyd's Register" за 1930–1931 год.
 
Рис. 5. Увеличенный фрагмент снимка с "лицом" и "черепом".
Рис. 5. Увеличенный фрагмент снимка с "лицом" и "черепом".
 
Рис. 6. Рисунок с фотографии, выполненный в 1949 году. На нем также изображен череп. Головы моряков на переднем плане добавлены для демонстрации масштаба [7].
Рис. 6. Рисунок с фотографии, выполненный в 1949 году. На нем также изображен череп. Головы моряков на переднем плане добавлены для демонстрации масштаба [7].
 

На заднем плане видно, что "лицо" и "череп" находятся не просто в воде, а на гребне еще одной громадной волны. Если это не называется "штормило", тогда я не понимаю, что в вышеприведенной заметке подразумевают под этим словом.

Рис. 7. Танкер "Watertown" в 1943 году. Видны стрелковые гнезда и прочие переделки военного времени.
Рис. 7. Танкер "Watertown" в 1943 году. Видны стрелковые гнезда и прочие переделки военного времени.
 

"Лицо" и "череп" находятся не в центре кадра, как должно было быть при попытках снять именно их, а с краю. Кроме того, странно снимать лица призраков с противоположного борта, а не с того, где они появляются. Создается впечатление, что фотограф снимал не лица, а громадную волну, захлестнувшую палубу, и увидел на фотографии что-то странное задним числом в процессе проявки и печати.

Располагая точными размерами судна и его деталей, не составляет труда рассчитать размеры артефактов на снимке. "Лицо" и "череп" имеют минимум два метра в высоту, если не больше. К таким же выводам пришел известный исследователь Блейк Смит в 2010 году. Он не располагал оригинальной фотографией танкера и необрезанным снимком, использовав для своих расчетов снимки систершипа – танкера "Baldhill", построенного на той же верфи по тем же чертежам (рис. 8).

Рис. 8. Танкер "Baldhill" – систершип танкера "Watertown".
Рис. 8. Танкер "Baldhill" – систершип танкера "Watertown".
 

Блейк провел натурные эксперименты, поставив на земле "леера", то есть палки нужной высоты, имитирующие ограждение подвесного мостика, и отойдя от них на соответствующее расстояние. Роль "призраков" сыграли двое знакомых. Смит понял, что даже при минимальной дистанции артефакты снимка имеют размеры, равные высоте взрослого человека, а при максимальной – намного его превосходят. Если моряки видели именно то, что сфотографировано, они не преминули бы заметить, что лица казались громадными. Каррингтон, описывая снимок, упомянул, что лица были больше, чем при жизни, но не понял, насколько больше [8].

Скорее всего, "лицо" и "череп" были всего лишь случайной игрой света, тени и пены на гребне волны, а их сходство с покойными моряками изрядно преувеличено. На снимке после ретуши, изменившей "череп" на второе "лицо", и добавления контрастности из-за ряда перепечаток из книги в книгу, можно разглядеть третий "череп", хотя покойников было всего двое (рис. 9).

Рис. 9. Игра света, тени и нашего воображения может порождать "черепа" в любых пятнах. Психологи называют этот эффект парейдолией.
Рис. 9. Игра света, тени и нашего воображения может порождать "черепа" в любых пятнах. Психологи называют этот эффект парейдолией.
 

Но тогда что же видели моряки, если вообще что-то видели? Возможно, ответ на этот вопрос мы найдем в книге известного психиатра Владимира Бехтерева:

В некоторых случаях передача психической инфекции представляется крайне облегченною и среди совершенно здоровых лиц... Эти коллективные, или массовые, галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собою одно из интереснейших психологических явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц.
Известен рассказ о хромом поваре на корабле, который неожиданно скончался, что поразило всех пассажиров корабля. Были произведены обычные в таких случаях морские похороны, то есть труп был спущен в море, и вечером того же дня многие из пассажиров видели умершего повара, идущего за кораблем и ковыляющего на одну ногу. Нечего и говорить, что всех это повергло в неописанный страх и что многие пассажиры провели тревожную ночь. Наутро дело разъяснилось. Вместо повара оказался обрубок дерева, привязанный к корме корабля...
Один из интересных примеров массовых иллюзий и галлюцинаций представляет между прочим случай, происшедший с французскими военными судами в 1846 году. Фрегат "Belle-Poule" и корвет "Berceau" были застигнуты страшным ураганом близ островов Соединения. Первый из них вынес ураган благополучно, но потерял из виду корвет "Berceau" и, считая бесполезным разыскивать его в открытом океане, направился к условленному заранее пункту встречи у восточного берега Мадагаскара, к острову Св. Марии. Здесь корвета не оказалось, причем все поиски вблизи острова были бесплодными. Естественно, что вслед за этим начался для экипажа "Belle-Poule" мучительный период ожидания. Каждый день приносил все более и более беспокойства за судьбу несчастного корвета, экипаж которого состоял из 300 человек. В таком мучительном ожидании прошел целый месяц. Наконец однажды в жаркий солнечный день после полудня сигналистом, сидевшим на мачте, был замечен на западе вблизи берега корабль, лишенный мачт. Весь экипаж устремил свои взоры на указанный пункт и убедился, что сообщение сигналиста было верно.
Само собою разумеется, что это событие взволновало всех, причем волнение достигло еще большей степени, когда все увидели пред собой не разбитый корабль, а плот, наполненный людьми и буксируемый морскими шлюпками, с которых подавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причем с каждой минутой выяснялись все более и более ужасающие подробности этой сцены. На помощь погибавшим по приказу командира был тотчас же отправлен стоявший на рейде крейсер "Archimede". День уже приходил к концу и начинала спускаться южная ночь, когда "Archimede" подошел к месту своего назначения. Надо заметить, что все это время экипаж крейсера "Archimede" видел погибавших на плоте людей; были даже слышны крики о помощи, заглушаемые плеском весел. Эта поразительная иллюзия рассеялась лишь тогда, когда спущенные с крейсера шлюпки подошли к предмету, принятому за плот с людьми и оказавшемуся массой вырванных с берега огромных деревьев, принесенных сюда течением. Вместе с этим надежда видеть пассажиров разбитого корабля "Berceau" окончательно погибла, и самая их судьба покрылась густым мраком неизвестности.
Нечего и говорить, что в развитии этой массовой галлюцинации, так сказать, сквозит влияние внушения. Несомненно, что бедствия, пережитые в море, сильно возбудили нервы пассажиров крейсера "Belle-Poule" и "Archimede", а беспокойство и страх за участь 300 сотоварищей, бывших на "Berceau" много содействовали известному направлению умов. Естественно, что мысли всех сосредотачивались на предположении возможной гибели своих несчастных сотоварищей. Все разговоры сводились к одной и той же теме. В такое-то время сигналист замечает на горизонте в стороне солнечного заката странный предмет с неясными очертаниями, и под влиянием мысли о крушении корвета в его глазах воссоздается образ последнего. Одних его слов, что вдали виднеется разбитый корабль, было достаточно, чтобы внушить всем одну и ту же иллюзию. Далее идет развитие той же самой внушенной иллюзии. При обмене мыслей о видимом предмете все соглашаются, что это не разбитый корабль, а плот, наполненный людьми и буксируемый шлюпками, с которых раздаются сигналы бедствия. Такая общая иллюзия и галлюцинация длится до тех пор, пока посланные шлюпки не врезались в густую листву плавающих деревьев [9].

К этому стоит добавить, что пары бензина – сильный галлюциноген. Если ими можно было отравиться насмерть, другие моряки при работе в танках вполне могли получить дозу, сопоставимую с "развлечениями" токсикоманов. Тяжелое впечатление от похорон товарищей могло вылиться в коллективную галлюцинацию. Не исключено и то, что за 9 лет, прошедших с момента съемки до публикации в журнале "Signal", история могла претерпеть серьезные искажения. Дата, указанная в заметке "Albert A. Knopf, Inc.", выглядит достоверной, так как в конце 1924 и начале 1925 года судно часто проходило через Панамский канал, следуя именно в те города, о которых в ней говорилось:

Атлантика – Тихий океан, 10 ноября 1924 г., рейс Нью-Йорк – Сан-Педро, балласт;
Тихий океан – Атлантика, 6 декабря 1924 г., Сан-Педро – Бостон, сырая нефть;
Атлантика – Тихий океан, 29 декабря 1924 г., Бостон – Сан-Педро, балласт;
Тихий океан – Атлантика, 27 января 1925 г., Сан-Педро – Нью-Орлеан, бензин;
Атлантика – Тихий океан, 11 февраля 1925 г., Нью-Орлеан – Сан-Педро, балласт [10].

6 января 1925 года танкер действительно был в Тихом океане и после прохождения Панамского канала пришел в Нью-Орлеан с грузом бензина в танках. Это значит, что заметка службы новостей является самым точным описанием случившегося и журналисты уточнили подробности, сверившись с архивом корпорации.

Рис. 10. Кусок фотографии без ретуши был использован в рекламе табачной фирмы "Филипп Моррис". Подпись на ней не соответствует действительности – снимал капитан Трейси, а не Тойвола, и 17 января 1925 года корабль еще не успел вернуться в Нью-Орлеан. Снимок не мог быть сделан ранее 12 февраля 1925 года. Фамилия первого помощника машиниста танкера Монро Дж. Аткинса напечатана с ошибкой ("Адкинс").
Рис. 10. Кусок фотографии без ретуши был использован в рекламе табачной фирмы "Филипп Моррис". Подпись на ней не соответствует действительности – снимал капитан Трейси, а не Тойвола, и 17 января 1925 года корабль еще не успел вернуться в Нью-Орлеан. Снимок не мог быть сделан ранее 12 февраля 1925 года. Фамилия первого помощника машиниста танкера Монро Дж. Аткинса напечатана с ошибкой ("Адкинс").
 

В 1936 году журналисты попытались разыскать тех, кто своими глазами видел лица за бортом, но не преуспели. К тому моменту на судне не осталось никого, кто плавал на нем в 1925-м. Команда танкера, конечно, знала о загадочном снимке, но могла только пересказать историю с чужих слов:

Корабль-призрак Тихого океана, эпицентр одной из самых странных современных морских тайн, находится в Нью-Орлеане. Моряки рассказывают историю о призраках двух матросов, похороненных в море, которые появляются в ореоле брызг над бортом танкера "Watertown" в радиусе 100 миль от перешейка Теуанпетек.
"Watertown" теперь стоит у причала в Вествего, разгружая груз кубинской патоки, но никто на знаменитом корабле-призраке, спокойно стоящем в порту, не был очевидцем визита двух покойных моряков на борт судна в сумерках или вечером. Более того, капитан К. К. Сандволд, который ни разу не плавал в Тихий океан в течение трех лет, когда командовал "Watertown", считает, что здесь ничего нет.
"Я знаю, – говорит капитан Сандволд, – что у М. Дж. Аткинса, помощника морского суперинтенданта наших владельцев в Нью-Йорке, "Cities Service Transport Corporation", есть фотография призраков за бортом, которая предположительно была снята, когда он был первым помощником машиниста "Watertown", но я до сих пор не верю в это. На ней можно увидеть очертания прозрачных мужских тел на фоне идущей сбоку большой волны, можно разглядеть воду сквозь них, но я до сих пор не верю всему этому".
Таким же было мнение главного инженера Гордона Беннета и первого помощника М. С. Свибера, но все, включая жену капитана, которая путешествовала с ними, считают своим долгом пересказать историю, как она была рассказана им.
"Все люди, которые говорили, что видели призраков моряков, покинули корабль, и капитан Трейси, тогдашний капитан "Watertown", теперь лоцман на Панамском канале, – рассказал капитан Сандволд. – Так что я могу лишь пересказать историю так, как мне ее рассказали".
Капитан затем рассказал, что в 1925 году "Watertown" совершал рейсы из Нью-Йорка в Сан-Педро, штат Калифорния. Приблизительно в 78 милях от перешейка Теуантепек два моряка задохнулись парами бензина при очистке одного из передних танков. Корабль остановился, капитан Трейси прочитал заупокойную службу, тела были "похоронены в море", и судно продолжило свой путь к Сан-Педро.
Через несколько дней "Watertown" отправился обратно в Нью-Йорк. Когда они приблизились к месту, где двое мужчин были похоронены в море около 6 часов дня, люди на борту корабля увидели или сказали, что увидели тусклые очертания тел несчастных моряков. "Они сказали, что призраки будто хватались за леера, пытаясь подняться на борт, а затем исчезли в тумане брызг".
Это был не последний визит "призраков". В течение нескольких лет "Watertown" продолжал совершать рейсы между Нью-Йорком и Сан-Педро. История гласит, что каждый раз, когда танкер проходил в радиусе 100 миль от места, где были похоронены моряки, в 6 часов дня снова появлялись их призраки.
Моряки покидали "Watertown". Ее экипаж постоянно менялся. Каждая команда возвращалась в Нью-Йорк с одной и той же странной историей. Наконец однажды днем была снята мощная волна, окатившая палубы танкера. Когда пленка была проявлена, на ней обнаружили фигуры двух мужчин, одного худого и одного толстого, протягивающих руки к кораблю и пытающихся взобраться на борт.
"Снимок был увеличен и висит в офисе мистера Аткинса в Нью-Йорке, – рассказал капитан Сандволд. – Рипли упомянул эту историю в одном из знаменитых выпусков "Хотите верьте, хотите нет", история была рассказана в печати и по радио. Я видел снимок, но все равно не верю в это".
"Watertown" не был на тихоокеанском побережье в течение нескольких лет. Были ли там настоящие призраки, или история произошла из-за совокупного воображения многих людей, или снимок был простой иллюзией, порожденной камерой, капитан Сандволд не знает, но он клянется, что не верит в привидения.
На терминале "Commercial Solvents Corporation" в Вествего "Watertown" должен завершить выгрузку патоки к среде. После этого шкипер получит приказы из нью-йоркского офиса о том, куда плыть дальше. Сомневающийся капитан скорее надеется, что получит приказ плыть на тихоокеанское побережье, потому что тогда он сможет "увидеть, а значит, поверить (см. рис. 11) [11].
Рис. 11. Экипаж танкера "Watertown" в 1936 году.  Слева направо: главный инженер Гордон Беннет, мисс Сандволд, капитан К. К. Сандволд и первый помощник М. С. Свибер.
Рис. 11. Экипаж танкера "Watertown" в 1936 году. Слева направо: главный инженер Гордон Беннет, мисс Сандволд, капитан К. К. Сандволд и первый помощник М. С. Свибер.
 

На следующий день в редакцию газеты пришел человек, утверждавший, что был на танкере во время, когда его посещали призраки. Правда, его рассказ относится к более поздней дате, нежели 1925 год, и содержит в себе ряд очень сомнительных моментов:

Джозеф Брауд, парень из Нью-Орлеана, Лэйквью, улица Мемфис-стрит 6029, в течение 10 месяцев был смазчиком на корабле "Watertown". Сегодня утром он рассказал о видениях и странных событиях на корабле...
"Я служил на корабле в течение 10 месяцев и, наконец, ушел вместе с несколькими другими членами экипажа, потому что это было слишком для нас, – рассказал сегодня утром Брауд, которому тогда было 19 лет. – Я нанялся на судно в Хьюстоне в октябре 1934 года, и мы отправились с грузом нефти в Сан-Педро. Когда мы подошли к этому порту у перешейка Теуантепек, начались разные странные вещи.
Сначала было так, что каждый раз, когда мы выходили на палубу ночью, мы слышали, как кто-то звал нас по имени. Это был слабый голос, и казалось, что время от времени он доносился издалека, а потом опять был рядом. Мы перестали выходить на палубу без необходимости. Затем однажды днем поднялся ветер, и один из парней увидел призраков этих двоих, пытающихся подняться на палубу мостика. Они были окружены туманом брызг, сдутых ветром с верхушек волн. Он позвал других членов экипажа, и кочегар Альберт Малки сбегал за камерой и сделал фотографию. Я пытался сделать снимок своей фотокамерой, но к тому времени было слишком темно.
Когда Малки проявил и напечатал фотографии, на них абсолютно ясно можно было увидеть очертания этих двух людей. Лица были изможденными и серыми, и очертания их тел были едва видны. Казалось, они пытались подняться на палубу мостика корабля. Копия снимка висит в нью-йоркском офисе владельцев корабля, "Cities Service Transport Company".
Весь рейс мы продолжали слышать странные звуки, и голос продолжал называть наши имена каждый раз, когда мы выходили на палубу в сумерки. Несколько раз я выходил из машинного отделения, потому что мне казалось, что я слышал, как кто-то зовет меня через решетчатый люк. Я поднимался и видел, что там никого нет.
Наконец мы добрались до Маркус Хук, Пенсильвания, и многим из нас этого хватило, поэтому мы уволились. Я думал, что плавание никогда не закончится".
Этим же утром Джулиус Мэй, управляющий терминалом "Commercial Solvents Corporation" в Вествего, представил фотографию, снятую тогдашним капитаном "Watertown" Тойвола, на которой ясно видны лица двух призраков, которые, по-видимому, старались забраться на борт судна. Капитан Тойвола, впервые увидев двух призраков в тумане брызг, подумал, что это иллюзия из-за света и воды. Однако изображения оставались неподвижными, поэтому он достал свою камеру и сделал снимок, на котором их четко видно.
История была рассказана в печати и по радио, и Рипли использовал ее в "Хотите верьте, хотите нет". В нее верили и не верили, но Джозеф Брауд и другие бывшие члены команды "Watertown", которые слышали странные звуки и видели странные зрелища, твердо верят в существование привидений на корабле-призраке Тихого океана [12].

В 1934–1935 годах, когда Брауд плавал на танкере "Watertown", судно ни разу не было в Тихом океане и не могло оказаться у перешейка Теуантепек с тихоокеанской стороны. Более того, в это время судном как раз командовал капитан Сандволд, который никаких призраков не видел и скептически относился к снимку. Что касается фотографии, то ее, как мы знаем, снял капитан Кейт Трейси, а не какой-то кочегар. Именно она висела на стене в нью-йоркском офисе корпорации "Cities Service". Упоминающаяся в заметке фотография, которую принес Джулиус Мэй –та самая, сделанная Трейси, в варианте, использованном для рекламы фирмы "Филипп Моррис" (рис. 10). Именно оттуда в заметку попало упоминание капитана Тойвола. Перепечатывая снимок в газете, журналисты вырезали весь левый нижний кусок с надписью и вставили на это место портрет Джозефа Брауда.

По-видимому, в том же году кто-то поработал над исходной фотографией, переделав "череп" во второе лицо и добавив стрелки. Уже в январе 1937 года в одной из статей о тайне призраков танкера говорилось: "Мы проверили фотографию. Два лица ясно видны, как будто двое мужчин плыли по бушующему морю к кораблю с поднятыми над водой головами" [13]. В 1963 году, когда эту историю вспомнили на страницах журнала "Fate", стрелки выросли до совсем неприличных размеров. Блейк Смит заподозрил, что такими стрелками пришлось маскировать признаки грубой ретуши.

Рис. 12. Вариант снимка с очень большими стрелками [14]. Именно он был доведен до состояния, показанного на рис. 9.
Рис. 12. Вариант снимка с очень большими стрелками [14]. Именно он был доведен до состояния, показанного на рис. 9.
 

За истекшие годы этот случай оброс домыслами, превратившись в "одно из лучших доказательств существования призраков". Некоторые авторы добавили в свои статьи и книги прямую речь, приписав ее покойным персонажам [15]. Но мы можем смело исключить его из области паранормального, оставив историю призраков танкера "Watertown" в длинной череде заблуждений и фальсификаций.

Литература

1. Hoag D. Capitan Has the Last Laugh in Ghostly Maritime Episode // The Atlanta Constitution. December 2. 1979. P. 24.

2. Panama Сanal Record. Vol. 23. № 3. 1930. P. 33.

3. Carrington H. The Invisible World. NY, 1949. P. 84. Эта заметка также была дословно перепечатана рядом американских газет, напр.: Camera catches tanker ghosts // The Cullman Democrat. March 15. 1934. P. 4.

4. Carrington H. The Invisible World… P. 85.

5. Менчуков В. В мире ориентиров. М.: Недра, 1986. C. 62.

6. Do you believe in ghosts? Don't say "no!" until you read about this "haunted" ship // The Des Moines Register. February 10. 1935. P. 68.

7. Blakeslee F. Adventures into Unknown // Dime Mystery Magazine. December 1949. P. 31.

8. Smith B. The Watertown ghosts // Fortean Times. April 2010. P. 58–62.

9. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908. C. 46–49.

10. Panama Сanal Record. Vol. 18. 1925. P. 220, 261, 312, 364, 388.

11. Gillis J. Famous Ghost Ship of Pacific Docks in New Orleans. Ghosts crawl over side of tanker // New Orleans States. May 18. 1936. P. 1.

12. King E. N. O. boy saw ‘ghosts’ trying to board ship // New Orleans States. May 19. 1936. P. 1.

13. Wellman W. Another Mystery // The Capital Journal, Salem. January 9. 1937. P. 12.

14. Mann M. The Watertown's Pursuing Ghosts // Fate. Vol. 16. № 12. December 1963. P. 33.

15. Напр., Putcamp L. A Touch of the Bizarre // The Vancouver Sun. May 27. 1977. P. 12. В статье говорится, что на танкере "произошел аварийный разлив топлива", Майкла Михана назвали Томасом, количество снимков увеличено до восьми и т. д. Это не помешало автору вставить в нее прямую речь, в том числе приписанную капитану Кейту Трейси.


Михаил Герштейн 13.07.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Полтергейст 2
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Перед вами не совсем привычное расследование, связанное с литературным произведением известного писателя Валентина Пикуля «Вологодский полтергейст». Многие читатели до сих пор задаются вопросом, был ли этот рассказ сугубо художественным вымыслом автора или все же в его основу легли реальные события, происходившие когда-то в Вологде? Попробуем вместе с вами в этом разобраться.