Мироточение – болезнь заразная...

Предварительные данные о мироточащей иконе «Священномученик Вадим»

Да только глядь на образа,
а лики-то черные и обратной дороги нет.

Алиса, «Сумерки»

В 2009 году в Уфоком передали для исследования икону, замироточившую в доме одного из жителей Минска. Само миро или иное вещество с приятным запахом на иконе уже высохло, однако обретение этого интересного артефакта заставило нас поломать голову над методиками исследования образов, с которыми мы наверняка еще столкнемся, проверить некоторые выдвинутые ранее гипотезы и изучить другие случаи чудес с иконами в Беларуси под несколько иным углом зрения.

Переданная нам для исследований икона «Священномученик Вадим» представляет собой черный прямоугольник размером 58х51 мм, раскрывающийся в виде книги. Материал «оклада» - пластмасса. В раскрытом состоянии размер иконы составляет 58х101 мм. На лицевой стороне расположен немного выпуклый относительно материала оклада православный крест, на обороте надпись такими же выпуклыми буквами: «Спаси и сохрани». Внутри располагается непосредственно изображение (образ) и одна страница (бумажная вкладка) с надписью «Священномученик Вадим», 9/22 апреля. С другой стороны бумажной вкладки надпись:

Молитва
Моли Бога обо мне, святый угодниче Божий Вадиме, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душей моей.

На второй стороне разворота (или оклада) надпись:

Тропарь
И нравом причастник и престолом наместник Апостолом быв, деяние обрел еси, богодухновение, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради, пострадал еси даже до крове. Священномучениче Вадиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

По утверждению очевидца, следы миро до сих пор видны рядом с запястьем правой руки (№1), а также слева от рукава левой руки (№2-6). Для наглядности на приведенном изображении пятна выделены темным, на самом изображении они просматриваются только на свет.

В верхнем левом углу расположено четко заметное пятнышко. По словам очевидца, оно не имеет никакого отношения к мироточению. Икона раскрывается с небольшим усилием, очевидно из-за износившейся «петли». В сложенном состоянии изображение, скорее всего, не будет подвергаться обильной конденсации, хотя даже в таком положении просматриваются щели из-за неплотного прилегания двух сторон иконы. Наибольший зазор визуально заметен в верхней левой части, в нижней части он отсутствует.

Измерение веса иконы проводилось с помощью высокоточных весов «Explorer Pro EP214C». При этом икона помещалась под герметичный пластиковый кожух, чтобы исключить вибрацию воздуха. Знание веса иконы позволит в случае гипотетически повторившегося мироточения сделать вывод о том, привносится ли субстанция извне или возникает из вещества изображения. Вес иконы составляет 9,8469 г.

Микроскопирование иконы выполнено с помощью светового микроскопа Ломо Микмед-2 при 100 кратном увеличении. В пределах зон мироточения выявлены артефакты – бесформенные неиднетифицированные участки, следы высохшего вещества. Возможно эти объекты являются входящими в состав миро частями растений (рисунки).

Мироточащий участок (крупные овальные участки - типографская краска)
Мироточащий участок (крупные овальные участки - типографская краска)
 
1, 2 – Неидентифицированные атрефакты в пределах мироточащих зон.
1, 2 – Неидентифицированные атрефакты в пределах мироточащих зон.
 

Одно из интересных предположений выдвинул Вадим Алексинский, сотрудник кафедры патологической анатомии из Гродно, который предположил, что на иконе следует искать следы специфических колоний грибов. При последующих исследованиях иконы в самих зонах мироточения ничего напоминающего мицелий нами не было обнаружено. В пятне, расположенном в верхнем левом углу под микроскопом, мы смогли найти светящиеся в ультрафиолете волокна, напоминающие гифы гриба. По имеющимся изображениям специалисты-фитопатологи не смогли однозначно идентифицировать семейство, к которому принадлежит данный вид грибов. Следует отметить, что само пятно, по словам свидетеля, не относится к случаю мироточения. Однако возможно, что гриб развивался в клеевом слое, которым икона закреплена в пластиковом окладе, и только в самом старом пятне пророс через изображение.

Нами были предприняты попытки провести анализ вещества в Международном государственном экологическом университете имени А. Д. Сахарова и Объединенном институте энергетических и ядерных исследований в Соснах. В МГЭУ им. Сахарова сказали, что для анализов слишком мало вещества, в ОИЭЯИ нам вроде бы пошли на встречу - пообещали сделать спектрометрию, однако вещества опять-таки оказалось недостаточно.

Таким образом, предположение о том, что мироточение вызвано выделениями грибов пока не нашло своего подтверждения. В настоящее время вопрос дальнейшего изучения иконы является открытым.

Икона «Священномученик Вадим»
Икона «Священномученик Вадим»
 

Информация от очевидца:

В этот период своей жизни я был учеником 9 класса обычной школы, готовился к поступлению в Кадетский Юридический Корпус. Мне тогда было пятнадцать лет. Из личных увлечений у меня были философия, история и… изучение Ветхого Завета и Евангелия, последнему я уделял особое внимание. Ни у кого из моих знакомых не было таких увлечений, у них было всё намного проще – пиво, сигареты и глупые дворовые тусовки, от которых я тогда старался держаться подальше. Хочу сказать что несмотря на моё увлечение чтением религиозных текстов, по храмам я не ходил и свою веру я никому напоказ не выставлял.

В моей комнате на полке стояла небольшая православная икона «Священномученик Вадим», которую мне подарила моя мать-лютеранка, её она купила около Северного кладбища. Однажды вечером за вечерним приёмом пищи меня начали посещать мысли о Божестве и вообще о сущности Творения и тайне происхождения Жизни. Я оторвался от вечерней трапезы и подошёл к подаренной мне иконе, я долго смотрел на неё, в тот момент в моей голове не было вообще ничего, кроме мыслей о Бытие, Божестве и его связи с людьми. Постояв возле иконы минуты 3, я вернулся на кухню продолжить ужин. Когда на столе у меня осталось только молоко, я ещё раз зашёл в свою комнату, не знаю (а возможно, знал, но уже не помню) зачем. В комнате, рядом с тем местом, где стояла икона, я почувствовал удивительно приятный запах. Осознав, что этот запах издаёт икона, я понял, что это как-то связано с процессом мироточения (про этот процесс я много читал в детской районной библиотеке, где часто прогуливал уроки и там читал книги по интересующим меня темам), но самих следов мира на ней не было. В этот момент я ещё больше сконцентрировался на мыслях о Божестве. Я вернулся на кухню, чтобы допить молоко, которое осталось на столе после окончания ужина, и опять вернулся в комнату. Подойдя к иконе и взяв её в руки, я увидел на ней две капли какого-то непонятного вещества, внешне похожего на небольшие капли воска. Запах в комнате пропал где-то через 2 часа. Это был первый раз мироточения иконы.

Второй раз подобное явление я наблюдал уже после поступления в Кадетский Юридический Корпус. Но различия между первым разом и вторым всё же были. К примеру, капли мира были покрупнее и запах был слабее.

Я не могу сказать, что я видел что-то неподдающаяся здравому объяснению, думаю, я видел то, чего пока наука объяснить не может.

Мироточение – болезнь?

Иконы комьями кровавыми
благословляют проклятья войны.

ДДТ, «Храм»

Массовые обновления икон были зафиксированы на территории Беларуси в 1930-1933 и 1949-1950, которые распространялись своеобразными «волнами», о единичных случаях обновлений, слезотечений и мироточений в годы советской власти также известно [1, 2, 3, 4, 29]. Очередная «волна» накрыла нашу страну в 1994 году (на 6 лет позже, чем Россию), только теперь иконы в основном выделяли разнообразные жидкости, в основном миро. На сегодняшний день есть данные о 13 случаях мироточения икон в Беларуси (примерно по одному в год за последние 15 лет) и, если, как утверждают в минском епархиальном управлении, ежегодно во всех областях мироточат не менее 10 икон, то нам становится известна лишь 1/10 часть таких событий [5].

Из 13 случаев почти половина началась не в храмах, а в квартирах у обыкновенных людей, которые позже передали свои мироточивые иконы в церковь. Так, например, мироточили иконы дома у адвоката Валерия Ерчака, в квартире у жительницы Светлогорска Нины Евсеенко, деревне Греск Слуцкого района Елены Черевако, в Витебске через три дня после похорон хозяйки дома (34-летней Ксении), в городе Ивье у прихожан храма Александра и Елены Ахрамовичей и др. Некоторые из икон, мироточащих в храме, при более тщательной проверке оказываются принесенными в него кем-то из посетителей церкви или даже людьми, далекими от религии. В масштабах СНГ эти случаи еще более многочисленны, отметились село Державино Оренбургской области, Калуга, военный городок Клин-9, поселок Таборы под Екатеринбургом, поселок Красково Люберецкого района и др. [6, 7, 8, 29]. Анализ информации из блогов и форумов, предпринятый представителями Уфокома, показывает, что мироточение в квартирах – это массовый феномен, который, видимо, существовал всегда, но благодаря массовости интернета именно сейчас о нем стало известно. Подтверждение того, что иконы мироточили в домах можно найти и в летописях. Например, в 3-й псковской летописи описывается, как в 1426 г. в доме некоего Василия от образа Пречистой Богоматери «сла кровь из правого ока и на место капала где стояла» [27], в 1657 году слезы текли у некой вдовицы Евдокии «в клети ея» [28, С. 9]. Обновления икон, прошедшие по России в 1921-1925 гг. и в Беларуси в 1930-1933 и 1949-1950 гг. прошлого века тоже в большинстве своем происходили в частных домах [28, С. 74-79; 29, С. 91-93]. Если в 1920-е годы на сто случаев обновлений приходилось одно мироточение, то с 1988 г. пропорция обратная – мироточений во много раз больше [27, С. 107]. Объединяет эти события ряд сходных черт, аналогов которым нет ни в одном из ранних христианских текстов.

Мироточение в Клину: миро образуется так много, что его приходится выливать
Мироточение в Клину: миро образуется так много, что его приходится выливать
 

На сегодняшний день не существует критериев истинности чудес истечения жидкостей из различных предметов. Некоторые священнослужители пытаются классифицировать одни из них как «от лукавого», а другие – «от Бога». Например в одном из случаев мерилом вынесения вердикта о бесовской принадлежности мироточений явилось то, что миро возникало на изображении Ивана Грозного и изливалось из розеток [6]. Другие частные иконы путешествуют по стране, являя собой доказательство чуда. Однако за всю историю Церкви обновление икон и их мироточение не было осмыслено на Вселенских Соборах как бесовщина, поэтому приписывать сатанинскими происками мирские мироточения является делом новоизобретенным и исторически в Церкви немыслимым. Интересный факт – в Беларуси все «чудеса на дому» позже попали в категорию «чудес истинных», тогда как в соседней России многие из них отнесли к феномену полтергейста и стали именовать не иначе как «бесовщиной» [8, 10].

К сожалению, участившиеся в последнее время случаи фальсификаций [9] заставляют очень настороженно относиться к этой теме, тем не менее существует вероятность, что мы можем выплеснуть с водой из ванны и младенца – то есть действительно проявления аномального. Как правило, те случаи, которые произошли в квартирах, отличаются тем, что явление распространяется на бумажные ксерокопии и плакаты, а сам процесс инициируется на привнесенных в помещение святынях. Обычно высказываются следующие замечания к таким явлениям: массовость, привязка к месту и своему носителю, а также распространение проявления мироточения на все принесенные иконы. В каждом из случаев факты опровергают концепции священнослужителей, заставляя считать их мерки «божественности» фантазиями на грани хулы. Подобные казуистические нестыковки дают нам основание считать, что разницы между подобными спонтанными протеками из иного измерения нет никакой, и явление в какой-то степени всегда связано с местом и человеком. Многие храмы тоже строились на местах появления всевозможных чудес, оказались локализованы в необычных участках земной поверхности, и им осталось только дожидаться человека, способного стать своеобразным фокальным лицом мироточения.

Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений являются разновидностью полтергейста [10, 11]. Известно, что полтергейст тесно связан с конкретными личностями и проявляется большей частью только в их присутствии [11]. Свидетельства говорят о том, что весьма часто иконы в домах и кельях начинали чудотворить именно там, где есть дети или подростки [12]. Кроме того, существует связь человека и замироточившей святыни: владельцы икон неотлучно сопровождают «свои» образа в поездках [11], как например 68-летняя Антонина Ивановна Ефимова и ее дочь 33-летняя Ольга Владимировна из села Державино Бузулукского района Оренбургской области [7].

Кровоточащая икона из села Державино
Кровоточащая икона из села Державино
 

Встречаются сведения о классических полтергейстных эпизодах после или до появления кровоточений: «шумный дух» в квартире у одного человека начался после того, как покрылась масляными потоками книга о судьбах России, а после и другие книги, поднесенные к ней [13] П. Флоренский приводит историю о том, как прихожане увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, оставалось загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово "Бог". Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро [14]. К полтергейстноподобным событиям можно приписать и мироточения с самовозгораниями в городе Дзержинске [15].

Мы уже писали на нашем сайте о том, что фокальные лица полтергейста часто страдают эпилепсией, имеют заболевания центральной нервной системы, припадки, в более или менее тяжелой форме физические или психические недостатки, у них отмечается состояния диссоциации [20]. Есть основания считать, что миро- и кровоточения также вызываются людьми с определенными недомоганиями. Так, например, известно, что Валентина Жучкова – фокальное лицо мироточения в Клину-9 – страдала от церебрального арахноидита [8], одним из ведущих симптомов которого являются генерализованные и джексоновские эпилептические припадки [21]. Появление «субстанции загустевающей жидкости» на иконах в витебской квартире произошло на фоне ухудшения состояния хозяйки, страдающей от опухоли в легких [22]. У преподобного отца Сергия из Введенского собора Оптиной пустыни, где росоточил образ преподобного Амвросия было «болезное сердце о всех притекающих к нему» [29]. Встречаются также упоминания о циррозе печени (приведшей к летальному исходу), астме и других серьезных заболеваниях лиц, иконы которых были отмечены печатью истечений [26, 48].

Самовозгорание алтаря в г. Держинске Минского района сопровождалось массовым мироточением икон
Самовозгорание алтаря в г. Держинске Минского района сопровождалось массовым мироточением икон
 

В доме жительницы Калуги с 2001 года начались стуки в стены, двери и окна, иногда раздавался громкий треск, словно где-то рядом проходил электрический разряд, по ночам иногда слышались шаги и вздохи. Затем начала благоухать икона св. Николая, потом некоторые вещи, в основном художественные принадлежности, потом - руки и лицо девушки; на иконе временами проступали темные маслянистые пятна, такое же вещество появлялось на ее руках. Занимаясь этим случаем, мы установили следующие подробности: мироточение было связано, как и в случае, описанном в начале публикации, с усиливающимися духовными метаниями человека. Во время начала полтергейста произошло достаточно резкое ухудшение здоровья, вылившееся в госпитализацию с симптомами сердечного приступа. Стоит отметить, что приятные запахи начинались перед тем, как случалась какая-нибудь серьезная неприятность в семье. Протеканию полтергейстных вспышек сопутствовали состояния особо душевного подъема и воодушевления.

В более редких случаях в квартирах кротовоточит все, кроме икон [16, 17], – эти эпизоды, как правило, становятся достоянием не местного храма, а криминалистов, которые берут на анализ и саму кровь, и кровь проживающих в квартире жильцов. В двух известных нам случаях кровь совпала по группе (результат ДНК-анализа не приводился) с кровью владелицы квартиры [18, 19]. Поэтому авторы этой публикации рекомендуют анализировать также генотипическое соответствие «хранителей» икон и их кровящих предметов поклонения. Мы также знаем, что в случаях кровоточащих квартир у жительниц, с чьей группой совпала кровь, выделившаяся в процессе реализации, как мы считаем одной из форм полтергейста, были трофические язвы [16, 17, 18, 19]. Исследование крови наиболее интересно в методике проведения анализа подлинности чудесного явления, так как предполагает возможность установления личности по ДНК.

Кровавый полтергейст в Дубинцах
Кровавый полтергейст в Дубинцах
 

Отмечается также, что кровь появляется с характерным треском, который также иногда сопровождает мирточение икон, что может свидетельствовать о гомологи этих явлений [16, 17, 18, 19, 29, С. 52].

Фокус внимания перед появлением мироточения обычно направлен исключительно на икону, то же происходит и при полтергейсте: если иконы являются в доме почитаемыми, то полтергейст может их опрокинуть или разорвать, однако «почитаемым» может быть все, что угодно. Например, во время существования СССР один полтергейст в мелкие клочья изорвал брошюру с партийными речами и материалами партийного съезда, а серьезную классическую литературу не тронул [23]. Чаще при полтергейсте страдают документы, деньги и золотые украшения [24, 25].

Если допускать аномальный характер явления, то нельзя обходить стороной и психофизический аспект во взаимосвязи «чуда» и религиозной общины конкретного прихода. Может, все здесь будет зависеть от определенных психических состояний прихожан как коллектива или отдельных верующих (если мироточение на дому). Исходя из той, крайне скудной, объективной информации, которая всё же имеется, мы обязаны допустить, что имеет место, разумеется, далеко не во всех случаях перенесение на иконы какой-то жидкости, способом, современной академической науке неизвестным. Например – телекинезом. Или, скорее, телепортацией, поскольку наблюдается только жидкость на иконе, а не её промежуточное перемещение. И телепортатором является скорее всего центральная нервная система кого-то из присутствующих при явлении, страдающего одной из форм эпилепсии или сопутствующих ей заболеваний. Также возможна и когерентная сцепка нескольких людей [26]. Вероятнее всего в момент мироточения человек входит в измененное состояние сознания, что может подтвердить только энцефалограмма. Волны же мироточения можно отождествить с психическими эпидемиями, причем иногда достаточно заразными, так как от одного образа явление через своих носителей передается на другие [28, 29].

Часто кровят иконы на квартирах пожилых экзальтированных жительниц небольших населенных пунктов, анамнез которых ответил бы на многие вопросы об истинных причинах истечения крови. Мы должны более внимательно сосредотачиваться не только на факте мироточения, но и на медицинской карте очевидцев этого в некоторых случаях, безусловно чудесного явления.

Случаи мироточений в Беларуси

Нечего ждать, некому верить, икона в крови…
Сплин, «Двое не спят»

1877, октябрь. Гродно, Рождество-Богородичный монастырь. Владимирская икона Божией Матери. В 1877 году Владимирская икона Божией Матери находилась в келье Ольги Протопоповой. 7 октября послушница Наталия, жившая в этой келье, с удивлением заметила на левой руке Богоматери маслянистое пятно и почувствовала сильное благоухание, исходящее из киота. В киот тогда была положена вата, на которую падали капли мира. Святой образ оставался в келье год, а 5 (с. ст.) декабря 1878 года по распоряжению настоятельницы он перенесен в церковь. Истечение мира прекратилось, но благоухание от иконы продолжалось по-прежнему ощущаться.

1994, ноябрь-декабрь; 1997, май. Минск. "Державная" икона Божией Матери. Дом милосердия в Минске. Эту икону заказал на свое венчание адвокат Минского епархиального управления Валерий Ерчак. Иконописец Павел Жаров по его заказу списал образ с Коломенской иконы Богородицы в 1991 году. Через два года Валерий отправился в паломничество в Иерусалим и освятил икону на Гробе Господнем при сошествии Благодатного Огня. А вскоре, 6 ноября 1994 года, во время утренней молитвы он обнаружил капли ароматного вещества на поверхности иконы! Мироточение усиливалось день ото дня и продолжалось до 15 декабря. Икону перевозили из храма в храм, чтобы все могли на нее посмотреть. Второй раз икона замироточила 19 мая 1997 года, в день Иова Многострадального, во время службы во временной часовне при Доме милосердия. Валерий решил, что это знак, и подарил икону приходу. В августе 1997 года икона совершила чудо. Благодаря молитвам ей, юная брестчанка исцелилась от рака кожи лица и от потери зрения, что подтвердили медики.

1999-2000, Глубокое, Глубокский собор Рождества Пресвятой Богородицы. Икона Божией Матери «Достойно есть». Глубокский собор Рождества Пресвятой Богородицы. Мироточение чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», подаренной афонскими монахами. В икону вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан и других живоносных источников. В XX веке Глубокская святыня прославилась многочисленными чудесами.

2001, 30 мая. Светлогорск. Икона Николая Угодника, Свято-Петропавловская церковь. Жительница Светлогорска Нина Евсеенко наводила в своей квартире порядок. Взгляд ненароком упал на икону Николая Угодника, которую из дерева вырезал ее сын, находящийся сейчас, к сожалению, в местах не столь отдаленных. Каково же было изумление женщины, когда она увидела на лице святого капельки маслянистой жидкости, источающей приятно-сладковатый запах. Женщина сообщила о случившемся в Свято-Петропавловскую церковь. С благословения ее настоятеля протоиерея Игоря Лозовского икону перенесли в храм и поместили в алтаре. Затем в честь Николая Чудотворца был отслужен акафист. Служители храма заметили, что через несколько дней замироточил и сам престол, где стоит икона.

2001. Церковь Рождества Богородицы. Чериков. В той же самой церкви есть и принесенная одной старушкой старинная икона Казанской Божией Матери в скромном деревянном окладе. Среди других икон, подаренных церкви, эта долгое время ничем не выделялась. Но за полгода до кончины иеромонаха Тихона на ней появилась необыкновенная «жемчужная» капля. Потом капля потихоньку скатывалась по груди Божией Матери, источая особенный запах. Этот случай мироточения - первый за многие годы на Могилевщине. И. Бутов поцеловал в соответствии с церковными традициями необыкновенную икону, однако загадочные слезы уже исчезли, и икона казалась самой обычной...

2002, октябрь. Греск, Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Мироточила икона у жительницы д. Греск Слуцкого района Елены Черевако. Женщина передала образ здешнему храму Рождества Пресвятой Богородицы. Два месяца назад Елена Петровна с домочадцами совершила паломническую поездку в Серпуховский Высоцкий мужской монастырь. Там она и приобрела икону Божьей Матери Неупиваемая Чаша, исцеляющую от пьянства и алкоголизма. Отправляясь в обратный путь, женщина приложила святой образ к оригиналу. А через некоторое время после приезда домой на иконе вдруг стали появляться прозрачные капельки благовонной жидкости – миро.

2002, Минск. Церковь Марии Магдалины, образ святителя Николая Чудотворца. Здесь находится и мироточивший образ святителя Николая. Его чудодейственные свойства проявились в 2002 году, когда в Минск пришел крестный ход с иконой царских мучеников. Принесли тогда икону и в этот храм. Было много паломников. И вдруг увидели какие-то капельки не на принесенном, а на здешнем образе. Капельки постепенно набухали, а затем слились в ручеек. Икону по указанию настоятеля протерли и - почувствовали необыкновенное благоухание. Продолжалось мироточение несколько дней. Сейчас образ Чудотворца под стеклом: чтобы подольше сохранился.

2004, ноябрь. Гродно. Свято-Рождество-Богородицкий женский православный монастырь, икона Сергия Радонежского. "Вещество, которое выделилось из иконы, по консистенции больше напоминает воду, чем, к примеру, жидкий воск. Но это не вода, потому что, высохнув, капли оставили видимый след на изображении, а не испарились без следа", - подчеркнула настоятельница монастыря.

23 января 2005, 3 на 4 февраля 2005 Мироточение Икон в Дзержинске. Сначала замироточило двенадцать, потом двадцать семь. Сегодня никто не считает мироточащие иконы - замироточили напрестольные кресты и сами стены в алтаре.

2005, ноябрь. Витебск. Образ Божией Матери «Скоропослушница» и др. Иконы начали мироточить через три дня после похорон хозяйки дома, 34-летней Ксении. Икон в этой квартире много. Сейчас они уже не мироточат, но на всякий случай все они стоят на небольших подносах. Около некоторых - маленькие лужицы загустевающей жидкости. Поверхность икон усеяна крохотными кристалликами - в такие кристаллики превращаются капельки мира, когда мироточение прекращается.

2007, февраль. Ивье. Иконы Матери Божьей «Умягчение злых сердец» и «Казанская». В доме прихожан храма Александра и Елены Ахрамовичей, многодетных родителей, замироточили иконы Матери Божьей "Умягчение злых сердец" и "Казанская", а позже и все 10 икон, украшающих красный угол. Миро выделяется крупными прозрачными каплями без запаха.

2008. Витебск. Икона Казанской Божьей Матери мироточит в церкви Божьей Матери Целительницы.

2010, 5 июля. Белыничи. Церковь в честь иконы Богоматери Белыничской, икона Божьей Матери Белыничской. Чудотворная икона Божией Матери «Белыничская», которая находится в православном храме Белынич, начиная с июля 2010 года, периодически мироточит. Миро имеет приятный аромат и вытекает из обеих рук образа.

Литература

1. Гайдучик В. Массовые обновления икон в 1949-1950 гг. Неизвестные факты из пыльных архивов http://www.ufo-com.net/publications/art-3830-massovie-obnovleniya-ikon-neizvestnie-fakti-iz-pilnix-arxivov.html [Электронный ресурс].
2. Бутов И. Незаконченная хроника аномальных явлений в Могилевской области. http://www.ufo-com.net/publications/art-3911-nezakonchennaya-xronika-anomalnix-yavlenii-v-mogilev-obl.html [Электронный ресурс].
3. Гайдучик В. Феномен "нерукотворных ликов" в Лыщанской церкви. http://www.ufo-com.net/publications/art-3959-fenomen-nerykotvornix-likov-v-lischanskoi-cerkvi.html [Электронный ресурс].
4. Чем, каким чудом можно объяснить случаи появления «плачущих» икон и «кровоточащих» крестов? Из сборника 100 ответов верующим. М.: Политиздат, 1974.
5. Поляков А. Мироточение – проявление божественного присутствия в мире. Звезда. № 23 (25355). 10 лютага 2005г. Чацвер. http://www.zvyazda.minsk.by/second.html?r=39&p=55&archiv=10022005 [Электронный ресурс].
6. Мироточение в Клину: почему плачут иконы? http://www.pravmir.ru/article_3172.html [Электронный ресурс].
7. Первий Д. Новая чудотворная икона в Бобруйске: кровоточащий Спаситель. http://vb.bobruisk.org/topicks/news/2008/04/15/news_1071.html [Электронный ресурс].
8. «О церковности чудес. Соответствуют ли многочисленные "мироточения" и "кровоточения" духовной традиции Православной Церкви?» Статья протоиерея Бориса Балашова "Московские епархиальные ведомости", № 3-4, 2005 г. [Электронный ресурс].
9. Мироточение – аргументы скептика. http://imm-project.narod.ru/HF/mir.html [Электронный ресурс].
10. Об отображении икон на стекле, массовом мироточении и схождении "благодатного" огня на Фольксваген. http://www.omolenko.com/634.html [Электронный ресурс].
11. Любомудров А. Святыни и соблазны. Чудотворения от икон в современном мире (тезисы доклада). http://reshma.nov.ru/texts/lubomudrov_ikoni_mirotochenie.htm [Электронный ресурс].
12. Щеглов А. П. Страсти по чудесам. http://www.orthos.org/grodno/gev/march2009/st_vlad.htm [Электронный ресурс].
13. Чудеса истинные и ложные, М.: Даниловский благовестник, 2007.
14. Кривошеев С. В ожидании чуда. http://www.abc-people.com/phenomenons/news/txt5.php [Электронный ресурс].
15. Иконы мироточат. http://sobor.by/icon-miro.php [Электронный ресурс].
16. Странное явление в Оля. Комсомолец Каспия. 8 августа. 2007. http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=24343 [Электронный ресурс].
17. Бутов И. Кровоточащая квартира. Фотоматериалы по делу. http://www.ufo-com.net/publications/art-3935-krovotochaschaya-kvartira-fotomateriali-po-dely.html [Электронный ресурс].
18. Кровоточащая квартира http://www.ufo-com.net/publications/art-3873-krovotochaschaya-kvartira.html [Электронный ресурс].
19. Происшествие в Оля получило материалистическое объяснение. Комсомолец Каспия. 22 августа. 2007. http://www.astrakhan.ru/?content=news-item&id=24666 [Электронный ресурс]. Мироточение от лукавого? http://www.hram-evenkya.ru/fnews2.php?id=1497 [Электронный ресурс].
20. Бутов И. Эпилептический характер полтергейста: исследование энцефалограмм фокальных лиц. http://www.ufo-com.net/publications/art-3984-epellipticheskii-xarakter-poltergeista-issledovanie-encefolagramm-fokalnix-lic.html [Электронный ресурс].
21. Церебральный арахноидит. http://neyrohirurgiya.in.ua/cerebralnyj-arahnoidit/ [Электронный ресурс].
22. В Витебске девять дней мироточили около сотни икон. http://kp.by/daily/23613/140236/ [Электронный ресурс].
23. Цыбикжап Т. Он был хулиганистым малым... // Правда Бурятии (Улан-Удэ).- 23.11.1996.-
24. Бутов И., Гайдучик В. Полтергейст на Авангардной: итоги наблюдений http://www.ufo-com.net/publications/art-3929-poltergeist-na-avangardnoi-itogi-nabludenii.html [Электронный ресурс].
25. Дзержинский Д. Полтергейст в Борисовском районе рвет и мечет. http://www.ufo-com.net/publications/art-3946-poltergeist-v-borisovskom-raione-rvet-i-mechet.html [Электронный ресурс].
26. http://forum.kosmopoisk.ru/index.php?topic=1272.30 [Электронный ресурс].
27. Псковские летописи / под ред Насонова А. Н. Вып. 2. Из-во академии наук СССР, 1955. С. 121.
28. Орехов Д. Чудо мироточения. Амфора. Спб. 2009. С. 9, 74-79, 107.
29. Семенова А. Почему плачут иконы. Чудеса мироточения и обновления. СПб.: «Вектор», 2010. – 128 с. С. 26, 48, 50.
30. Бутов И., Линник Р. Шар над церковью http://www.ufo-com.net/publications/art-3906-shar-nad-cerkoviu.html


Илья Бутов 15.01.2011
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Полтергейст 1899 года в Якутии
НЛО и АЯ 13
Полтергейст 1899 года в Якутии
Три года назад на страницах "Уфоленты" мы уже сообщали об обнаруженном среди фольклорных материалов неординарном случае полтергейста, имевшем место в далеком 1923 году на территории Монголии. Неординарным он кажется не столько за давностью событий, сколько из-за непривычной этноконфессиональной среды, в которой проявил себя этот феномен. На этот раз речь пойдет об еще одном подобном случае, имевшем место в конце XIX века на территории Якутии.

Гостья из другого мира или пятая «Необъяснимая встреча»
Мероприятия 88
Гостья из другого мира или пятая «Необъяснимая встреча»
26 октября 2017 года в уютной гостиной Белый Лофт, что в парке Сокольники в Москве, состоялась пятая "Необъяснимая встреча". На этот раз темой встречи стало такое явление, как шаровая молния. Докладчиком выступил Андрей Чистолинов – научный сотрудник Объединенного Института высоких температур РАН, выпускник МИФИ, областью научных интересов которого является физика низкотемпературной плазмы.