Полтергейст 1899 года в Якутии

Три года назад на страницах "Уфоленты" мы уже сообщали об обнаруженном среди фольклорных материалов неординарном случае полтергейста, имевшем место в далеком 1923 году на территории Монголии. Неординарным он кажется не столько за давностью событий, сколько из-за непривычной этноконфессиональной среды, в которой проявил себя этот феномен. На этот раз речь пойдет об еще одном подобном случае, имевшем место в конце XIX века на территории Якутии.

Эти события развернулись в декабре 1899 года в Немюгинском наслеге, который ныне является сельским поселением с административным центром в селе Ой, расположенным на территории Хангаласского улуса Республики Саха. Пришедшие оттуда слухи привлекли внимание этнографов, которые не только отправились на место с целью сбора сведений, но и сами стали непосредственными очевидцами полтергейста, попутно разгадав его тайну. Эта история была опубликована на страницах научного журнала "Этнографическое обозрение":

О нечистой силе, вселившейся в девочку

Публикация в "Этнографическом обозрении".
Публикация в "Этнографическом обозрении".
 

В Западно-Кангаласком улусе, Немюгинском наслеге, распространился слух, что в юрте Якута Кучарай поселился черт, который выжил его, и он перекочевал к своему соседу Дмитрию Эся. На третий день после этого нечистая сила выжила всех их и побила поленьями 8 якутов, которые пришли удостовериться в этом. Слух этот имел некоторый этнографический интерес, и в виду того, что незадолго пред этим будто бы один шаман в экстазе прозорливости сказал, что он видит спускающихся с неба на Немюгинский наслег чортовых сына и дочь, мы решили лично проверить эту невероятную новость.

Когда мы подъезжали к юрте Эся, зимний короткий день кончился и уже наступили сумерки; хозяин сам встретил нас у коновязного столба и на вопрос наш, как он живет, сказал: "Абасы булан кыэйда – свирепствующий демон одолел!" В юрте был полумрак; там застали, кроме хозяина, старика Кучарай, несколько маленьких голых детей, а женский пол – хозяйка, слепая старуха Кучарая и его внучка – были в хотоне, доили коров.

Рассказывали они нам, что в юрте Кучарая нечистая сила появилась недавно, дней 10 тому назад; свое присутствие проявляет тем, что неизвестная сила поленьями разбивает посуду, опрокидывает берестяные кринки с молоком и бьет слепую старуху Кучарая. Те же явления повторились вечером, 21 сего декабря; вследствие этого все они принуждены были бежать из своего дома, ночевали у соседей, дали знать своим родоначальникам, которые послали за священником, а в ожидании его староста, родовые старшины и собравшийся народ сидели у соседей, не решаясь зайти к ним. Относительно битья поленьями 8 якутов выяснилось то, что действительно толпа эта приходила, но они в юрту не входили, стояли в сенях, только один из них, силач Курьтяля, отворив двери, стал расспрашивать Кучарая; в это время из-за камелька полетело к нему одно полено; это так испугало силача, что он поднял крик и пустился бежать, и остальные товарищи последовали его примеру.

Пока нам сообщали эти подробности, вдруг одно полено упало на середину пола юрты; по направлению полета его мы заключили, что оно было брошено из темной части юрты, где бабы продолжали доить коров. Я приказал убрать оттуда все, что могло служить орудием бросания, но товарищ мой положил туда 2 полена, считая неприличным оставлять нечистую силу без орудия, а сам стал зорко следить за темной частью юрты, откуда все женщины вышли, окончив доение коров. Через 1/4 часа полетело к нам одно полено, и товарищ мой бросился посмотреть за камельком и поймал там внучку Кучарая. Она, конечно, не созналась, а объяснила так, что когда она пошла за камин пить воды, то полено само полетело.

В это время приехал священник, вошли староста, старшина с толпой народа. Хотя мы при содействии священника убеждали якутов, что это – шалость девочки, но они остались при своем уверении, что в девку поселился демон, который заставляет ее пугать людей, и наверное из нее впоследствии выйдет шаманка, так как дед ее Кучарай немного шаманит – ждалбыржит, а потому родоначальники постановили: отдать Кучарая на церковное покаяние, чтобы он там приобщился Св. Таин, и в доме его отслужить молебен, а внучку его отдать под надзор благонадежного лица.

С того времени шалости демона прекратились, но силач Куртяля сделался большим эмюряхом: он теперь при всяком внезапном стуке и крике приходит в нервное состояние.

Селение Улах-Анское.
31 дек. 1899 г.

Источник: Припузов Н. О нечистой силе, вселившейся в девочку // Этнографическое обозрение. 1900. № 1. С. 186.

* * *

Весьма показательная история, демонстрирующая нам то, что даже в XIX веке, когда слово "полтергейст" еще не было известно на просторах Российской империи, проблема с детьми-проказниками, имитирующими действия чертовщины и вводящие в заблуждение взрослых, уже имелась в наличии. Конечно, на основании представленных данных сложно разобраться, кто прав, а кто действительно виноват, и какова на самом деле была природа сего незатейливого по своему характеру полтергейста. Но сам по себе красноречив факт прекращения "шалостей демона" после удаления девочки "под надзор благонадежного лица".

Для полноты представления описанного случая следует еще привести несколько уточнений этнографического характера. В данной истории говорится, что события происходили в юрте, однако здесь вовсе не имеется ввиду традиционная в нашем представлении постройка, представляющая собой переносное каркасное жилище с войлочным покрытием, типичное для тюркских и монгольских народов. Летним жилищем в те времена у якутов была "ураса" – коническая постройка из жердей, покрытых берестой. А вот зимнее, известное под названием "юрта" или "балаган", представляло собой бревенчатую постройку трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Вход устраивался с восточной стороны. Стены обмазывались глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. Жилище делилось на правую (мужскую) и левую (женскую) половины.

Якутская юрта-балаган (слева) и камелек (справа).
Якутская юрта-балаган (слева) и камелек (справа).
 

Камелек (от слова "кемуллээ", что значит "глодать"), из-за которого в описанной истории полтергейст метал поленья, представлял собой примитивный очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины. Устраивался камелек в северо-восточном углу. С северной стороны к балагану-юрте якуты обычно пристраивали хлев ("хотон"), вход в который находился позади очага. Теперь становится понятнее, как женщины могли доить коров в юрте и как при этом девочка могла незаметно метать поленья из-за очага.

Можно полагать, что для XIX века полтергейсты не были большой редкостью, редкостью являются относительно полноценные описания их. Этнографические материалы порой становятся ценным источником таких сведений.


Ссылки:

Виктор Гайдучик 19.11.2017
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Летающая коробка» и ее пассажиры
Аномальный фольклор 3
«Летающая коробка» и ее пассажиры
Когда фольклористы делают в своих поездках записи о встречах с НЛО – это уже представляет несомненный интерес, а если же о так называемых «контактах третьего рода», то перед нами оказывается настоящий бриллиант. Сегодня мы поговорим как раз об одном из таких примеров, зафиксированных исследователями в одной из экспедиций, прошедших в 2023 году.
Отзыв на книгу: «Записки некрополиста, сакральные символы смерти»
Дискуссионное 1
Отзыв на книгу: «Записки некрополиста, сакральные символы смерти»
Книги, которые я оцениваю положительно, делятся на три категории. К первой относятся те, в которых есть знания и информация, мне ранее неизвестные. Ко второй – стимулирующие думать и развиваться. К третьей – дающие ответы на актуальные вопросы. Книга, которой посвящен этот небольшой отзыв, относится к третьей категории. Тему, раскрытую в книге «Записки некрополиста», я бы назвал смежной по отношению к исследованиям сакральных мест.