Таинственные лики Бельмеза

Не так давно на сайте проекта «Уфоком» появилась статья о возникновении странного изображения на одном из домов в Барановичах. В статье упоминались также и знаменитые лики Бельмеза. Что же это был за случай: одно из самых выдающихся паранормальных происшествий в истории или искусная мистификация?

Потусторонняя живопись

Продолжающие волновать Испанию события начались 23 августа 1971 года в доме номер 5 по улице Родригеса. Убираясь на кухне, 52-летняя Мария Гомес обратила внимание, что один из потеков на полу стал меняться. Он постепенно начал образовывать мужское лицо, испугавшее хозяев живостью своего выражения. Мигуэль Перейра, один из старших детей Марии, решил уничтожить пугающий образ. Кислота и растворитель не помогли. Тогда он взял кирку, сколол верхний слой цемента и замазал выбоины свежим цементом.

Через несколько недель на том же месте появилось другое лицо – более отчетливое, с суровым выражением. Его накрыли листом стекла и пригласили фотографа запечатлеть изображение. Вскоре семья поняла, что лицо со временем изменяется. Сделанные в разное время снимки доказали, что им не мерещится.

На фотографии из местной газеты были запечатлены тщетные Марии Гомес попытки стереть лица.
На фотографии из местной газеты были запечатлены тщетные Марии Гомес попытки стереть лица.
 

Жители Бельмеза, узнав о случившемся, поспешили посмотреть на "портрет с того света" своими глазами. Слухи об этом дошли до репортеров, и в городок стали приезжать любители острых ощущений со всей Испании.

Тогдашний мэр Мануэль Родригес Ривас вынужден был вмешаться. Двое офицеров полиции постоянно дежурили на кухне, чтобы убедиться в отсутствии обмана со стороны жителей дома. Другие полицейские получили инструкции встречать приезжающих зевак и отговаривать их от попытки увидеть феномен.

Это лицо, которое окрестили La Pava, стало своеобразным символом всех ликов Бельмеза.
Это лицо, которое окрестили La Pava, стало своеобразным символом всех ликов Бельмеза.
 
Лик La Pava цветная фотография.
Лик La Pava цветная фотография.
 

Однажды утром офицеры увидели, что лицо оказалось окруженным несколькими детскими лицами, хотя стекло по-прежнему оставалось на месте. Их рапорт попал в руки прессы, и Бельмез снова появился на первых полосах газет.

Городские власти решили вырубить злополучные образы вместе с куском цемента. В земле под полом оказались человеческие кости. Расследование показало, что это кости, оставшиеся от кладбища XIV века, а не свидетельство недавнего преступления.

Анализ цемента показал, что на нем нет никакой краски. После того, как кусок был вырублен, лик перестал изменяться. Когда кусок вернули хозяйке, Мария повесила его на стену, как картину.

Дыру в полу, естественно, мэрия заделала, но не прошло и нескольких дней, как на свежем цементе стало появляться другое лицо. Мигуэль Перейра снова сколол его киркой и выбросил обломки. Он был вознагражден за свои труды тем, что вместо мужского лица на цементе появился портрет красивой, улыбающейся женщины с длинными волосами. За следующие недели возникло еще восемь лиц и фигура обнаженной женщины.

В городок стали целыми толпами приезжать любопытствующие и туристы, чтобы посмотреть на чудеса. Семья Марии, не растерявшись, начала брать с них деньги за вход и продавать снимки лиц по 10 песет. К февралю 1972 года дом посетили 60 тысяч туристов. Потом поток посетителей возрос: каждый будний день приезжало около тысячи человек и по пять тысяч в выходные дни.

Парапсихологи за работой

События в Бельмезе не прошли мимо испанских парапсихологов. Первым приехал в городок Хермен де Аргумоза и члены его группы по изучению непознанного. Аргумоза узнал, что в доме Марии до появления лика не происходило ничего аномального. Ее муж, 78-летний Хуан Перейра Санчес, жил в доме с восьми лет и не помнит ничего странного. С кладбищем XIV века не было связано никаких зловещих легенд, и его перенос на другое место в 1838 году обошелся без происшествий. Аргумоза пришел к выводу, что появление ликов связано с сеньорой Марией, выступающей в роли бессознательного медиума. На его фотографиях оказались посторонние детали – например, в кадре появилась детская ножка, хотя в доме не было маленьких детей!

Хермен де Аргумоза пригласил в Бельмез своего немецкого коллегу Ганса Бендера. Исследователи решили положить конец разговорам про то, что хозяева сами рисуют лики ради денег. Находящуюся в эпицентре событий кухню сфотографировали с разных сторон и опечатали в присутствии двух нотариусов. Для запечатывания они использовали замки, протянутую через металлические шайбы проволоку и прочие приспособления, не дающие шансов проникнуть внутрь в обход наложенных печатей.

Через три месяца кухня была проверена в присутствии тех же нотариусов. Один из них, Антонио Паласиос Луке, вспоминал спустя много лет: "Когда печати были сняты, клянусь, я увидел, что фигуры за это время изменились. Могу сказать со всей уверенностью, что там была не подделка, а паранормальное явление, у меня в этом нет никаких сомнений".

За истекший срок в кухне появилось несколько новых "портретов", а старые сильно изменились. Один из ликов даже развернулся на 180 градусов!

Кроме Аргумозы и Бендера, в доме работал парапсихолог Ромеро Мартинес, автор книги "Лики Бельмеза". Однажды он заметил стоявший над полом "сероватый туман". На глазах у Ромеро и его коллеги "туман" как бы всосался в цемент. На этом месте появилось бесформенное пятно, из которого вскоре развилось полноценное лицо. Такой же процесс довелось увидеть доктору Франциско Гастелу: "странное серое облако" на полу медленно приняло форму лица. Доктор поспешно сфотографировал явление, но снимки получились нечеткими и неубедительными.

Однажды пол на кухне разбили на квадраты, сфотографировали, закрыли тканью, а помещение опечатали. Через три месяца, когда помещение вскрыли, оказалось, что лица поменяли выражения и передвинулись на другие места.
Однажды пол на кухне разбили на квадраты, сфотографировали, закрыли тканью, а помещение опечатали. Через три месяца, когда помещение вскрыли, оказалось, что лица поменяли выражения и передвинулись на другие места.
 

Парапсихолог Мануэль Карбаллал заинтересовался тем, как меняются со временем лики Бельмеза. Он предположил, что изменения в положении их ртов отражают какую-то фразу, которую произносят "потусторонние портреты". Карбаллал предложил установить в доме камеры для ускоренной съемки, делающие снимки раз в час или еще реже, а потом прокрутить кинопленку с нормальной скоростью людям, умеющим читать по губам.

Ганс Бендер решил пойти более простым путем. Он оставлял в кухне включенный на запись магнитофон, а потом слушал, не появились ли на пленке потусторонние голоса. Во время записи никто на кухню не допускался. И действительно, магнитофон запечатлел обрывки странных фраз. Кто-то невидимый произнес: "Здесь находится вход в ад". Другие голоса обсуждали бытовые вопросы – женщина называла кого-то алкашом, мужской голос говорил что-то про гостиницу. Возможно, чувствительный микрофон уловил разговоры за окном, а не голоса из потустороннего мира.

Прекратить любой ценой

В 1972 году правительство приказало епископу и властям провинции любой ценой остановить паломничество в Бельмез. Антонио Касадо из газеты "Пуэбло" вспоминал, что его вызвал редактор и сказал, что правительство хочет увидеть в печати правдоподобное объяснение, которое бы всех удовлетворило. Касадо вспомнил, что химик Анджель Винас давно подозревал семью Перейра в подделке лиц при помощи нитрата серебра – вещества, используемого в фотографии.

По просьбе редакции Анджель нарисовал на цементе лицо бесцветным раствором и осветил его ультрафиолетовой лампой. На стене проявился рисунок, достаточно похожий на лики Бельмеза.

"Я написал статью, что лики подделаны, хотя не мог себе представить, как семья из Бельмеза достала нитрат серебра и смогла всех обмануть, – сознался Антонио уже в наши дни. – Но результат был достигнут: интерес к этой теме начал ослабевать и позднее совсем прекратился".

Парапсихологи немедленно отправили на анализ пробы цемента, отколотые от лиц. Энрике Родригес, директор Центра биофизических исследований, пришел к выводу, что в них нет следов нитрата серебра или любой другой краски. Но результаты анализа тогда не увидели свет – при диктатуре Франко никто не осмелился печатать то, что противоречило официальной позиции властей.

Лики Бельмеза изучало несколько поколений исследователей аномальных явлений.
Лики Бельмеза изучало несколько поколений исследователей аномальных явлений.
 

Про лики Бельмеза снова вспомнили в 1997 году, когда известный журналист Икер Хименес взял интервью у оставшихся в живых участников исследований. По его просьбе директор химической компании Хосе Грасенеа провел новый анализ ликов и выяснил, что в цементе нет следов краски, кислоты или солей серебра.

Скандалы вокруг легенды

По мере того, как сеньора Мария старела и ослабевала, лики тоже начали медленно тускнеть. Многие из них полностью исчезли. В 2004 году, когда она скончалась в возрасте 85 лет, ликов осталось меньше десятка.

После смерти женщины мэрия хотела купить ее дом, чтобы сделать в нем музей, но родственники запросили слишком высокую цену. Тогда "вдруг" оказалось, что лица есть и в другом здании, где Мария провела детство и юность. Этот дом мэрия купила по дешевке и открыла для туристов за плату. Лица в нем оказались нечеткими. Многие парапсихологи обвинили городскую мэрию и своего коллегу Педро Амороса в подделке из коммерческих соображений.

В 2016 году мэрия предприняла еще одно усилие, чтобы привлечь в город туристов с их деньгами. Построенный за 650 тысяч евро "информационный центр", про который мы упоминали в начале статьи, оказался бессмысленной роскошью. Пять дней в неделю новое здание стоит закрытым из-за отсутствия посетителей.

Желающие посмотреть настоящие лики могут без труда договориться с оставшейся в живых родней Марии Гомес Камары. За небольшую плату вам с удовольствием покажут то, что осталось от странных изображений. Ученым стоит поторопиться: если скорость их исчезновения не замедлится, последние следы уникального явления станут недоступными для исследования современными методами.


Ссылки:

Михаил Герштейн 23.11.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Малый» русский полтергейст в Мексике
Полтергейст 2
«Малый» русский полтергейст в Мексике
Описана небольшая вспышка полтергейста в г. Плайя дель Кармен (Мексика), который авторам удалось «вести» в мессенджерах и по электронной почте буквально в режиме реального времени. Прослежена корреляция явления с вариациями геомагнитной активности (аа-, ар- и К- индексы) и изменениями электромагнитного поля.
«Дело… о поселившемся будто бы… в доме нечистом духе» (1816 г.) и подобные ему казусы: опыт эксплуатации суеверий
Полтергейст 3
«Дело… о поселившемся будто бы… в доме нечистом духе» (1816 г.) и подобные ему казусы: опыт эксплуатации суеверий
В материале известный фольклорист Ольга Белова рассматривает два архивных свидетельства о «шумном духе» из Смоленской губернии, относящиеся к 1816 и 1927 годам. Явления полтергейста проявлялись довольно однотипно и вызывали интерес и доверие общества, что и давало почву для мистификаций и возможность эксплуатировать бытовавшие в крестьянской среде суеверия.