«Монастырский» призрак

Уже на протяжении ряда лет мы рассказываем о призраках нашей страны и исследовании мест, где они якобы появляются. Чаще всего для проверки таких историй приходится выезжать в другие области или районы Беларуси. Однако не так давно нам предоставился уникальный шанс изучить и довольно редкий минский случай, связанный с долговременным наблюдением чего-то странного в одной из гостиниц столицы. Интересно, что наша группа была первой, кто не только провел здесь полномасштабные изыскания, но и вообще рассказал об этом, так как ранее администрация афишировать подобную паранормальщину отказывалась.

В марте 2014 года в историческом центре Минска (на Немиге) открылась новая гостиница «Монастырская» [5]. Ранее, с первой половины XVII и до 60-х годов XIX века в этом здании располагался монастырь бернардинцев (ветви ордена францисканцев, связанной с именем св. Бернардина Сиенского). В 1676 году к монастырю была пристроена часовня с погребальной криптой, а в дальнейшем еще ряд объектов различного назначения [7, 8]. В XX веке здание использовалось в качестве тюрьмы, затем в части его корпусов размещалась военная комендатура и прокуратура [6]. Сами корпуса имеют коридорную систему планировки: вдоль коридора, ориентированного во внутренний дворик, размещались кельи монахов, трапезная, библиотека, а также склады и различные хозяйственные помещения [2].

Слева: рисунок монастыря, сделанный Г. Лейбовичем во 2-й половине XVIII века (здание еще показано без боковых пристроек). Справа: современный план монастыря и прилегающего к нему костела святого Юзефа.
Слева: рисунок монастыря, сделанный Г. Лейбовичем во 2-й половине XVIII века (здание еще показано без боковых пристроек). Справа: современный план монастыря и прилегающего к нему костела святого Юзефа.
 

Несмотря на определенные протесты верующих, кельи все же переделали под гостиничные номера, таким образом, посетитель сейчас может остановиться в одном из двух корпусов: или старом или более новом, спроектированном и возведенном во время реконструкции (там расположено всего 9 номеров). Интересно, что почти с самого начала, постояльцы, размещавшиеся в старом крыле здания, стали жаловаться на необычные, пугающие сны, а горничные даже якобы видели призраки монахов. Но расскажем обо всем по порядку.

Шел монах на двух ногах

Началось все с того, что в «Уфоком» обратился один человек, который знал девушку, ранее работавшую в этом отеле, но ныне уже уволившуюся. Якобы та девушка утверждала, что при ней несколько человек жаловались на то, что «они видели в номерах силуэты монахов, плохо спали и т. д.». Однако опросить девушку не удалось – ныне она устроилась на работу в Москве и ее следы потерялись. Поэтому было принято решение провести ночные дежурства в старом корпусе монастыря, вооружившись не только всем арсеналом нашей аппаратуры, но и здоровым скептицизмом. Гуляющему по коридорам призраку такой «кордон» будет миновать крайне затруднительно.

Вечером 14 ноября 2015 года в комнате для переговоров, расположенной на первом этаже отеля, представители «Уфокома» и члены московской группы «НОЗП» устроили оперативное совещание. Перед началом исследований было высказано несколько предварительных рабочих гипотез, например, появилось предположение о влиянии инфразвука, часто фиксирующегося под сводами монастырей или в церквях, на постояльцев [4]. Однако сначала предстояло определить те участки здания, в которых в первую очередь необходимо было провести наблюдения и приборные замеры. Предварительно мы опросили всех тех, кто по долгу службы остается в корпусах гостиницы на ночь и из их рассказов сложилась картина происходящего.

«Планерка» перед началом исследований.
«Планерка» перед началом исследований.
 

Несколько девушек, круглосуточно работающих на ресепшене, постоянно общаются между собой, поэтому, если даже что-то происходит в соседнюю смену, то они об этом также бывают осведомлены. По их словам, к ним однажды спустилась женщина, проживающая в одном из номеров, и рассказала, что ей приснился сон, в котором «ходила монашка и в каждую дверь стучалась, но не могла зайти, стучала-стучала и не могла никуда попасть». Другие постояльцы тоже рассказывали про сны с участием монашек, которые иногда действуют в тандеме с монахом, а одна из горничных рассказала, что ей приснилась монашка, которая вешалась. Были и не только сны, так, весной 2015 года мужчины, ночевавшие в старом крыле здания, прочитали перед сном немного о его истории и наутро заявили, что не могли заснуть из-за того, что их кровати тряслись. Можно расценить это как шутку, но точно не до шуток бывает новым работникам, которых просят поработать в ночную смену. По их словам, ночью часто сама собой включается различная техника, например, один раз заработала машина для чистки полов: когда охранник с администратором подошли к ней, она сразу выключилась. Осмотрев ее, они увидели, что машина не была подключена к сети. Также срабатывал отключенный по просьбам жильцов шумный кондиционер во внутреннем хоздворике, падали со стены часы. Бармен рассказал, что когда он стоял и чистил бокалы, где-то около двенадцати или в час ночи внезапно открылись и распахнулись все двери в ресторане, затем они так же неожиданно захлопнулись. Когда отель только открылся, у многих работников, находящихся в нем, болела голова, но это как-то быстро прекратились, все адаптировалось, и на это больше никто внимания не обращал. Еще одно событие произошло уже после завершения текущего расследования – в ночь со 2 на 3 января 2016 года. Работница ресепшена София рассказала нам о том, что «всю ночь что-то стучало, мерещились странные шумы, исходящие со всех сторон, обменник, стоявший напротив админиистраторской стойки, как будто стучал, ехали какие-то тележки». При этом на внутренних видеозаписях гостиницы никаких звуков не было слышно...

Необычные, тематические и пугающие сны вообще упоминали практически все. Специалист отдела бронирования Наталья рассказала нам следующее: «Однажды летом [2014 года], когда мы проработали уже 3 месяца, где-то с 3–4 утра и до 5 я зашла в администраторскую, чтобы прилечь, закрыла глаза… Находясь в полудреме, увидела, как в комнату заходит монах в какой-то рясе, у которого не было видно лица. И он подходит ко мне, я испугалась, но даже не от его вида, а потому что меня словно начали душить, и вот он все ближе-ближе-ближе, и тогда я проснулась от страха. Никому ничего не рассказала. Прошло два дня. Один раз выходим покурить с моим напарником Романом, который и говорит, представляешь, ночью, часа в 4 утра пошел прилечь на часок. Завел будильник, как вдруг слышу стон: заходит мужик такой в рясе монашеской, и у него что-то в руках, он подходит ко мне и хочет мне над головой нанести удар либо прикоснуться ко мне. Но вдруг зазвонил будильник и он проснулся. Пришлось даже освятить все помещение. А в другой раз как-то выселялся один англичанин, который жил на третьем этаже старого корпуса. Хотя он и был постоянным гостем, но сказал, что здесь ему снятся какие-то сны «определенного характера» и в следующий раз попросил поселить его в новом крыле. Однако другие гости, наоборот, говорили, что тут мгновенно засыпают, хотя обычно на новом месте долго «крутятся» в постели».

Часто в рассказах очевидцев мелькало упоминание о некой горничной, ставшей свидетелем появления призрака во внутреннем дворе. Но так как она уже здесь более не работает, мы поговорили с ее коллегами и одна из них на правах анонимности рассказала нам следующее.

«Видеть, ничего не видела, а слышать – слышала… Девочки, которые раньше работали у нас, как только гостиница открылась, чувствовали холодный ветер, шорохи, стуки, им жаловались жильцы, что кто-то стучит в их номере или ходит. Особенно впечатлительные гости иногда рассказывают, что им ночью плохо спалось, потому что в комнате тикали часы, даже спрашивали где купить свечи. Одна наша новенькая, когда спускалась на первый этаж, то не могла понять, в какую ей сторону идти […], чувствовала, что к ее лицу были какие-то прикосновения воздуха. Она у нас недолго поработала, месяц там какой-то. Одно нехорошее место, я раньше сама чувствовала, около комнаты горничных на втором этаже – это вот, где кирпичная кладка, ну и самой как-то снился сон, что меня туда затягивает какая-то «черная сила», которая меня душит. Я стала читать «Отче наш», и с третьего раза смогла выбраться. Но это было все вначале, теперь более-менее спокойно и сейчас я каких-либо инцидентов, в принципе, не припомню».

Опрос горничной.
Опрос горничной.
 

Но что же видела горничная во внутреннем дворе? Удалось установить имя свидетельницы – Галина. По рассказам других работников, Галина вышла на улицу, чтобы покурить и увидела там два силуэта: мужской и женский, причем женщина была с распущенными волосами (и по одной из версий выглядели они как монах и монашка). Горничная отвернулась буквально на секунду, чтобы подкурить, но за это время фигуры уже исчезли. Вскоре после этого события она уволилась…

Произошло в гостинице и вовсе странное событие, хотя к нашему расследованию оно имеет только косвенное отношение. Летом 2014 года приехали высокопоставленные гости, один из которых даже был российским депутатом. Жили они дня 2–3, после чего вечером одели черные фраки и сняли комнату переговоров в том же крыле, где англичанин жаловался на сны «определенного характера». Войдя внутрь, они сразу завесили все камеры черными пакетами. Предварительно заказали в ресторане воду, но когда горничные ее принесли, то обнаружили, что двери закрыты. До гостей никто не мог достучаться. Потом делегация быстро выселилась, все сели в машину и уехали в неизвестном направлении. Горничная потом рассказала, что внутри переговорной стоял неприятный запах и везде на полу были расставлены свечи...

Исследования

Итак, был определен круг помещений, проинспектировать которые в эту ночь нужно было в первую очередь – это комната горничных, отдел бронирования, «комната монаха», внутренний дворик, некоторые из номеров, из которых приходили жалобы постояльцев, а также несколько коридоров старого корпуса.

Для обследования здания и прилегающих к нему нескольких внутренних дворов мы использовали специализированный приборный комплекс: измеритель электромагнитного излучения EMR-20 с антенной «8С» (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц), анализатор электросмога ME 3951А (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%), детектор микроволнового излучения DVMEMF (300 МГц–3 ГГц), BE-метр-АТ-002 (5 Гц–2000 Гц, погрешность ±20 %), широкополосный цифровой детектор-измеритель высокочастотного поля и СВЧ-излучения ITNS-D201 (диапазон частот 50 Гц–10 ГГц, погрешность ±30%), шумомер Октава-101АМ (частотный диапазон в режиме определения инфразвука 1,6 Гц – 315 Гц), газоанализатор, дозиметр (на основе счетчика сбм-20, погрешность ±30 %), пирометр (ADA TemPro 300, погрешность ±1,5 °С), камера Canon EOS 450D, диктофон SONY ICD-PX312 и др. В виду того, что все пространство гостиницы охватывает собственная система видеонаблюдения, мы не применяли имеющуюся у нас видеофиксирующую аппаратуру (за исключением портативной камеры Сanon G 15)1. Измерения и наблюдения проводились с 19.00 14 ноября до 04:00 15 ноября.

Особое внимание в рассказах очевидцев уделялось так называемой «комнате монаха» – фрагменту подвала, облагороженному и оставленному для всеобщего обозрения. Однако никаких паранормальных случаев с ней не связано, если не считать рассказа одной из горничных, которая призналась нам, что когда она зашла внутрь, ей внезапно стало плохо. Измерения, проведённые внутри, также не выявили превышения каких-либо показателей, будь то электромагнитное поле или радиационный фон. Упоминаемый «холодный ветер», который чувствуют горничные на первом этаже, вполне вероятно также связан с комнатой монаха, так как она сообщается с не до конца забетонированными подземными помещениями (кто-то даже утверждал, что подземными ходами) и вызывает сквозняк, который создает иллюзию «прикосновений» к лицу или от которого иногда хлопают двери на первом этаже.

Проведение измерений в «комнате монаха».
Проведение измерений в «комнате монаха».
 

По словам одного из администраторов, как только гостиница открылась, у него был разговор со специалистом фирмы-подрядчика, занимавшейся реставрацией, который рассказал, что когда они тут производили какие-то работы, то обнаружили очень много захоронений и человеческих костей, некоторые якобы достали из полуподвальных помещений. Кстати, «комната монаха» соседствует с отделом бронирования, в которой несколько сотрудников во сне видели того самого монаха. Правда, нужно отдать должное, что охранники, работавшие рядом, ничего такого не видели ни наяву, ни во сне. По нашему предположению, такое соседство с подвалом явно вынуждает особо впечатлительных работников раздумывать над пугающими находками, сделанными буквально за стенкой, что не может не отразиться в мотивах и сюжетах их сновидений.

Мы также осмотрели конструкцию поломоечной машины Comac Abila 52 Bt, обследовали внутренний двор с «шумным кондиционером», а также проверили, как сейчас закреплены часы и могут ли они упасть от какого-либо воздействия на стену. Большинство машин для уборки марки Comac, в том числе и эта модель, заряжаются и работают от аккумуляторных батарей, поэтому вынутый из сети шнур питания еще не означает, что машина не может самопроизвольно заработать. В компании «Техновиза-Клининг», куда мы обратились за консультацией по этому вопросу, подтвердили, что подобная неисправность может возникнуть из-за чрезмерной влажности, хотя сами с таким в этих моделях не сталкивались. Что касается часов, то сейчас они прибиты так, что сорваться со своих креплений они в принципе не могут, разве что само крепление оторвется.

Коридор гостиницы.
Коридор гостиницы.
 

Отдельно коснемся и внутреннего дворика с кондиционером (подчеркнем, это не тот дворик, в котором горничная видела фигуры, а другой). От питания кондиционер все же не отключался, так что мог сработать, скажем, по таймеру. Но интересно здесь другое: именно во внутреннем дворике с помощью EMR-20 удалось зафиксировать стойкую электромагнитную аномалию, напряженность электромагнитного поля в которой колебалась в пределах 1,3–3,15 В/м. Инженеры отеля сообщили нам, что никакого оборудования или электрических сетей под поверхностью дворика не размещено, разве что на глубине около 2 метров проходит теплотрасса. Несколько человек при этом вспомнили, что историки рассказывали, будто бы здесь раньше располагалось монастырское кладбище, а в бытность здания тюрьмой тут выгуливали арестантов. К сожалению, никаких упоминаний об этом мы в справочной литературе не обнаружили [2, 6–8].

В ходе проведенного нами исследования существенных превышения уровней ЭМП ни в коридорах, ни в комнатах горничных выявлено не было. Средние результаты для всего помещения составили: EMR-20 – 0,60 В/м, ME 3951А – 29,03 нТл. Магнитное поле хотя и было достаточно высоким (например в некоторых случаях достигало 64,00 нТл), однако находилось в норме. Небольшие превышения показаний EMR-20 по сравнению с фоновыми были возле дверей тех самых номеров, где жил англичанин, который видел сны «определенного характера», и другие постояльцы, жаловавшиеся на ночные кошмары, однако в самих номерах показатели ЭМП были в норме. Возможно, фон немного превышал допустимые значения, когда в номере работал кондиционер или же Wi-Fi, в этом случае теоретически могли создаваться и поля умеренной интенсивности (100–5000 нТл), лежащие в области сверхнизких частот (3–300 Гц). Согласно исследованиям М. А. Пресинжера, Р. А. Кэмерона, именно они могут вызывать определенные паранормальные переживания [16].

Стоит отметить, что с помощью DVMEMF в нескольких местах были зафиксированы кратковременные СВЧ-импульсы, в среднем по корпусам от 0,01 до 0,07 мВт/см2. Предельно допустимые значения плотности потока энергии радиочастотного диапазона на частотах 300 МГц–300 ГГц составляют в зависимости от времени воздействия от 0,025 до 1 мВт/см2, а согласно паспорту прибора требования по безопасности для микроволновых печей составляют 5 мВт/см2 [9]. Источник СВЧ-излучения нами установлен не был, однако его могли вызывать вышки мобильной связи так как здание расположено в самом центре города.

Измерение СВЧ-излучения с помощью DVMEMF.
Измерение СВЧ-излучения с помощью DVMEMF.
 

Была также проверена высказанная нами изначально гипотеза о превышении уровней инфразвука в помещении бывшего монастыря, возможно, связанная с архитектурными особенностями здания. Уровень инфразвука был определен с помощью шумомера Октава-101 АМ на всех этажах «крыла призраков». Однако установленные нами значения (43–65 дБ) в большинстве своем не превышали уровни максимально допустимых норм СанПиН Республики Беларусь (на частотах 2, 4, 8 и 16 Гц для помещений общественных зданий допустимые уровни инфразвука составляют 70 дБ) [9]. Превышения были зафиксированы в Г-образном коридоре на втором этаже (70–76 дБ), на лестнице между этажами (74–77 дБ), возле пожарного выхода из здания (69–80 дБ) и нескольких других точках третьего этажа. Хотя мы и не смогли провести замеры в каждом из номеров, с нашей точки зрения, предположение, выдвинутое перед проведением исследований, оказалось не соответствующим реальной картине. Интересно, что уровень инфразвука возрастал с увеличением этажности здания, если на первом и третьем этаже, показания были в пределах 50–60 дБ, то на третьем этаже уже повсеместно фиксировалось от 64 до 77 дБ.

Измерение уровней инфразвука.
Измерение уровней инфразвука.
 

При расшифровке аудиозаписей, как обычно нами проводившихся уже по окончании экспедиции, мы обратили внимание на ряд странных фрагментов, на которых присутствуют вклинивающиеся в речь слова и нетипичные для подобных записей звуки. Звуковые фрагменты, в которых при прослушивании было отмечено наличие неопознанных звуков, были подвергнуты более подробному изучению. Источники большинства предположительно аномальных звуков удалось идентифицировать, для чего использовалась программа Praat 6.0.09. Анализ показал, что некоторые из таких «подозрительных» слов по частоте основного тона совпадают с другими голосами, то есть являются ни чем иным, как эхом или артефактами записи.

Осцилограмма и спектрограмма звукового фрагмента, содержащего голос предположительно аномального происхождения (выделенный участок записи). Синим цветом показана частота основного тона. Сравнение формант и частоты основного тона позволяет предположить, чт
Осцилограмма и спектрограмма звукового фрагмента, содержащего голос предположительно аномального происхождения (выделенный участок записи). Синим цветом показана частота основного тона. Сравнение формант и частоты основного тона позволяет предположить, что источником «аномального» звука в данном случае оказался один из участников разговора (девушка, чья речь так же присутствует в данном фрагменте фонограммы). Изображение получено при помощи программы Praat 6.0.09.
 

Выводы

Единственный эпизод с наблюдением «призраков» наяву был пересказан нам из вторых или даже третьих уст, так что говорить о его достоверности пока не представляется возможным. Тщательный разбор других произошедших в гостинице событий свидетельствует о том, что большинство их объясняется вполне банальными причинами, но вот помноженные на средневековый антураж и пропущенные через призму «страшилок» о гробах с костями они уже воспринимаются работниками отеля совсем по-другому, особенно когда приходится дежурить ночами. С другой стороны, сама по себе череда мелких естественных поломок, шумов, срабатываний техники и прочих происходящих ежедневно событий, может быть вписана в полтергейстный процесс как один из составляющих его элементов. То есть в здании с зарождающимся или экспоненциально развивающимся полтергейстом эпизоды могут протекать по «нечудесному пути». Это значит, что каждый отдельный эпизод можно будет объяснить естественными причинами. Вещи действительно могут иногда падать в силу износа креплений, теряться, а техника самопроизвольно включаться. Но, возможно, полтергейст действительно может экономить энергию и каким-то образом лишь увеличивать вероятность маловероятных событий. И только если анализировать всю серию событий, можно будет проследить аномальную закономерность. Одним из способов такого анализа может стать применение CUSUM-теста и методов математической статистики для анализа псевдослучайных генерированных ГСЧ-рядов в зоне действия полтергейста [3].

Результаты ряда исследований гипнотических и галлюцинаторных состояний показывают, что определённый набор психосоциальных факторов может играть определяющую роль в феномене явления призраков [11, 14–15]. К примеру, в гостинице «Монастырская» не каждый постоялец или работник имел опыт контакта с призраком, кто-то их видел и слышал, а кто-то нет. Такая избирательность рядом исследователей аномального объясняется влиянием контекстных факторов, то есть скрытых контекстных сигналов, к примеру, веры в призраков, в паранормальное в целом и т. д. [12, 13]. К этому также могут добавляться различные ситуационные характеристики, а именно: внушение того, что некая обстановка или ситуация вызывает паранормальные явления (например, внушение на основе фольклора – «гостиница занимает пространство древнего монастыря со своими тайнами и легендами»), стереотипные смыслы или умозаключения. Всё это могло оказывать избирательное влияние на отдельных чувствительных постояльцев или работников [15]. Другим важным фактором является конгруэнтность2 содержания аномального переживания и контекстных факторов, например, когда в бывшем монастыре многие видят именно призраки монахов. Так, одно из исследований [13] показывает, что в более чем 70 % из 924 случаев явлений призраков содержание такого переживания (к примеру, внешний вид призрака) согласуется идентифицированными контекстными факторами. В Беларуси известны еще несколько мест, где якобы появляется призрак монаха – это Гольшанский замок и костел в д. Рясно Дрибинского района и в обоих случаях легенды, скорее, навеяны антуражем места, чем реальными историями.

Монахи и монахини – это архетипические образы, особенно в таком месте как бывший монастырь. Любой живой организм реагирует на стресс или новизну. Поэтому, когда посетитель вселяется в свой номер, складывается новая ситуация, у него возникает ориентировочная реакция. На архетипические сны, имеющие символический характер, еще ранее обратил внимание известный немецкий специалист по изучению полтергейстной активности Х. Бендер. При этом архетипические ситуации, зачастую могут характеризоваться высоким эмоциональным напряжением: риск, стресс, опасность и т. д. [1].

Определённая периодичность всплесков сообщений об аномальных происшествиях в гостинице может быть также связана с так называемыми контагиозным эффектами, когда навязчивые идеи одних людей, к примеру, о присутствии призраков в том или ином месте, способны передаваться другим людям, даже изначально скептически настроенным, но восприимчивым в эмоциональной сфере. Здесь уместна аналогия с заразной болезнью (контагиозность от лат. contagiosus – заразительный, заразный) которая способна от инфицированных пациентов передаваться здоровым восприимчивым людям. Отчасти это подтверждается тем, что большая часть эпизодов, собранных исследователями группы, относится к субъективным переживаниям. В результате особенно чувствительные очевидцы склонны замечать и доверять именно непривычным, неожиданным событиям и определять их как «аномальные». Такая маркировка явлений одними очевидцами может приводить к всплескам «паранормальных наблюдений» у других потенциальных очевидцев за счёт усиления внимания к скрытым, неожиданным событиям в среде. Например, Дж. Хоурен и Р. Лэнг показали [12], что частота восприятий «аномальных» явлений в доме без привидений в течение одного месяца соответствовала кривой, похожей на кривую контагиозных процессов, то есть, на логистическую кривую.

Примечания

1. По словам администрации и охраны на видео ни разу не было зафиксировано что-либо необычное.

2. Конгруэнтность (лат. congruens, -ntis – соразмерный, соответствующий) в широком смысле – равенство, адекватность друг другу различных экземпляров чего-либо (обычно – содержания, выраженного в различных формах, представлениях) или согласованность элементов системы между собой.

Литература

1. Бендер, Х. «Архетипический строй» как возможное объяснение транскультурного единообразия моделей полтергейста / Х. Бендер // Современные исследования полтергейстной среды. Минск: Права и экономика. – С. 58–61.

2. Босак, Г. П. Кляштар бернардзiнцаў. Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі / Г. П. Босак; Акадэмія навук БССР, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору, Беларуская савецкая Энцыклапедыя. – Мінск: БелСЭ, 1988. – С. 53–54.

3. Бутов, И. Научные исследования полтергейста: итоги «пятилетки» Космопоиска / И. Бутов, Н. Томин // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-7712-poltergeist-itogi-piatiletki.html. 06.12.2014.

4. Бутов, И. Свет и тени: расследование паранормальной активности в Борколабово // Уфоком [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-8172-paranormalnaia-aktivnvost-v-borkolabo.html. 09.05.2015.

5. Градюшко, Н. Как кельи переделали в номера. Фоторепортаж из новой гостиницы «Монастырская» / Н. Градюшко // Электронный ресурс] Код доступа: http://realt.onliner.by/2014/03/27/monastyrskaya. 27.03.2014.

6. Дзянiсаў, У.М. Miнскi касцел i кляштар бернардзiнцаў. Архітэктура Беларусі: энцыкл. давед. / У. М. Дзянiсаў. - Мінск: «Беларус. энцыкл. ім. П. Броўкі, 1993. С. 331–332.

7. Касцел святога Юзафа i кляштар бернардынцаў Каталіцкія святыні: Мін.-Магілёўс. aрхідыяцэзія. - Мн.: Про Хрысто, 2003. – С. 209–212.

8. Мураваная сакральная архітэктура беларускага барока: Генезіс і эвалюцыя: аўтарэф. Дыс. … д-ра мастацтвазнаўства: 17.00.04 / Т. В. Габрусь – Мінск, 2002. – 37 с.

9. Сборник официальных документов по коммунальной гигиене / Мин-во здравоохранения Республики Беларусь (Республиканские санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы). – Минск: РЦГЭиОЗ МЗ РБ, 2005.

10. Томин, Н.В. Применение статистических методов для исследований полтергейстной среды / Н.В. Томин, И.С. Бутов // Современные исследования полтергейстной среды. Минск: Права и экономика. – С. 33–52.

11. Horowitz, J. Hallucinations: an information-processing approach. In R. K.S Siegel & L. J. West (Eds.) // Hallucinations: behavior, experience, and theory. New York: Wiley. 1975. – Pp. 163–195.

12. Houran, J. Diary of events in a thoroughly unhaunted house / J. Houran, R. Lance // Perceptual and Motor Skills, No. 83, 1996. – Pp. 499–502.

13. Houran, J. Hauntings and Poltergeist-Like Episodes as a Confluence of Conventional Phenomena: A General Hypothesis / J. Houran, R. Lance // Perceptual and Motor Skills, 1996, No.83. – Pp. 1307–1316.

14. Lance, R. An empirical test of the weighted effect approach to generalized prediction using recursive neural nets. In E. Simoudis J. Han, & U. Fayyal (Eds.) // Proceedings of the Second International Conference on Knowledge and Data Mining. Menlo Park, CA: AAAI Press, 1996. – Pp. 183–188.

15. Orne, M. T. On the social psychology of the psychological experiment: with articular reference to demand characteristics and their implications / M. T. Orne // American Psychologist, No. 17, 1962. – Pp. 776–783.

16. Persinger, M. A. Are earth faults at fault in some poltergeist-like episodes? / M. A. Persinger, R. A. Cameron // Journal of the American Society for Psychical Research, 1986, 80. – Pp. 49–73.

Выражаем благодарность администрации гостиницы «Монастырская» за всестороннюю помощь в проведении исследований, канд. техн. н-к Н.В. Томину (Иркутск) и канд. психолог. н-к Е.К. Агеенковой (Минск) за рецензирование работы, а также Д.С. Данилову за транспортную поддержку.


Илья Бутов, Александр Крамаренко, Георгий Федоровский 05.01.2016
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 391
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.
Проклятие острова Пальмира
Проблемное 1
Проклятие острова Пальмира
Остров Пальмира в Тихом океане – один из самых отдаленных уголков, находящийся буквально посреди сплошного ничего. Найти его на карте среди сотен других островов не так уж просто. Он находится примерно в тысяче морских миль к юго-юго-западу от Гавайев, в точке с координатами 5°53' N, 162°5' W. От других тропических атоллов его отличают только бурная история и легенды о нависшем проклятии.