Не последний выход Всеволода Мейерхольда

Проект «Исследование городских легенд» продолжился и на этот раз 22–23 февраля 2014 года мы вновь отправились в Пензу с целью проверки нескольких известных в городе историй, связанных с наблюдением призраков и паранормальной активностью. Основной целью поездки являлось ночное дежурство и подготовительные приборные изыскания в Центре театрального искусства «Дом Мейерхольда», откуда пришло довольно много сообщений, требующих проверки. Также были посещены и другие места Пензы, из которых от наших респондентов поступили сообщения о явлениях, похожих на происходящие в музее Мейерхольда.

ГБУК ЦТИ «Дом Мейерхольда» открылся в бывшей городской усадьбе Эмиля Федоровича Майергольда 24 февраля 1984 года. Именно в этом здании №59 по современной улице Володарского (бывшей Лекарской) жил в 1881–1895 гг. сын Эмиля Федоровича – Всеволод Эмильевич Мейерхольд (Карл Казимир Теодор Майергольд), русско-советский театральный реформатор. В июне 1939 года Мейерхольд был арестован, в 1940 расстрелян. Непосредственно в момент ареста он проживал в Москве. В вышеупомянутом здании функционирует музей. В настоящее время приоритетным направлением деятельности ЦТИ является создание экспериментальных спектаклей, в основе которых лежат научные разработки творческого наследия В. Э. Мейерхольда [2]. Театр строит свою работу на «живом» исполнении вокальных номеров, музыкальных партий, развитии пластического и хореографического мастерства артистов [8]. До 1984 года в доме была расположена коммунальная квартира. Недавно в здании прошла масштабная реконструкция.

Дом Мейерхольда.
Дом Мейерхольда.
 

По сведениям, сообщенным работниками музея, большинство представленных в экспозиции вещей не принадлежали непосредственно членам семьи Мейерхольда, а были приобретены позже из различных источников (барахолка, запасники и т. д.). Так, в числе непосредственного наследия режиссера-новатора называются несколько старых шкафов, один из которых был перевезен в Пензу из квартиры в Брюсовом переулке в Москве. Вероятно, некоторые предметы также могли принадлежать членам семьи Мейерхольда, однако по этому поводу существуют разноречивые мнения даже среди непосредственных работников ЦТИ.

Следует также упомянуть о предтечах другой городской легенды, связанной с этим местом, но не подтвержденной, однако, в исторической литературе. Рассказывают о суициде, возможно совершенном в подвале дома братом Мейерхольда – Федором Эмильевичем (1873–1916) [7]. Утверждается, что Федор Мейерхольд повесился [3, 4] в одном из подвальных помещений. Якобы даже сохранился крюк, к которому когда-то была привязана веревка. На то, что это не городская легенда, а реальный факт, указывает лишь ранняя смерть (43 года), более никаких документальных свидетельств нам пока обнаружить не удалось.

Всеволод Мейерхольд. Фото предоставлено сотрудниками музея.
Всеволод Мейерхольд. Фото предоставлено сотрудниками музея.
 
Одна из старых фотографий Дома Мейерхольда. Фото предоставлено сотрудниками музея.
Одна из старых фотографий Дома Мейерхольда. Фото предоставлено сотрудниками музея.
 

Наблюдения

Директор ЦТИ Наталия Аркадьевна Кугель рассказала нам, что к различным шумам и звукам шагов в помещениях (когда там никого нет), сотрудники уже привыкли и не обращают на них никакого внимания, поскольку это происходит достаточно регулярно, в частности в кабинете директора и бухгалтерской:

Основные сведения о странностях, происходивших здесь ранее, нам рассказала одна из бывших сотрудниц музея, пожелавшая остаться неизвестной.

– Когда я только устроилась работать в музей (в 1989 году), мне директор [Н.А. Кугель] рассказывала о том, что там все слышат шаги внизу, хлопанье дверей и т. д. В двух местах в музее и я чувствовала что-то непонятное, необъяснимое. Спустя некоторое время после того как я пришла работать, со мной произошла такая история (около 1990–1991 г.). В старой экспозиции краеведческого музея стояла деревянная шкатулка. Я проходила мимо нее и вдруг услышала звуки, всего несколько секунд. Это все происходило вечером, после 18.00, когда не было посетителей. Теоретически это мог быть остаток завода, так как ее на экскурсиях заводили и она играла, – рассказала наша собеседница.

Подвал Дома Мейерхольда во время реконструкции. Фото предоставлено сотрудниками музея.
Подвал Дома Мейерхольда во время реконструкции. Фото предоставлено сотрудниками музея.
 

С необъяснимыми звуками связаны и другие истории, произошедшие в музее. Зачастую их слышал не один человек, а несколько (до 4).

- У нас поздно вечером шла репетиция в большом зале. Нас было четверо. Забегая вперед, скажу, что в здании установлено несколько телефонов: на входе, в служебной комнате и подвале у электрика. Эти телефоны были строены: если один набираешь, то два других позвякивают. Все лишние двери были заперты. Я сидела, а два актера (мужского и женского пола) были на сцене. И тут звякает телефон, как будто кто-то набирает номер. Наталья [Кугель] удивилась и сказала, что сейчас посмотрит. Никого не было, однако телефон опять задзинькал. Пришли к выводу, что может быть кто-то звонит в комнате электрика в подвале. Я там так хорошо ориентируюсь, что могу свет не включать. Так и пошла в этот раз и слышу, что там крутится диск телефона. Я спрашиваю: «Саша [Александр Сократов, ныне художник-осветитель], ты здесь?». Набор прекратился. Я включила свет, открыла дверь: никого нет. Закрыла дверь, выключила свет… и опять слышу набор телефона. Пришла наверх, рассказала остальным: те перепугались и мы все убежали. После спросила у Саши, но тот сказал, что в тот момент там не находился.

Однажды я поздно вечером закрывала музей (спустя примерно 2 года после того, как я туда устроилась) и у меня произошел такой случай. Когда сдаешь музей, нужно пройти через все комнаты, закрыть все двери, выключить аппаратуру. Я прошла, все закрыла, выключила. Там был еще коридорчик, где висел портрет отца В.Э. Мейерхольда (Эмилия Федоровича Майергольда). Проходя мимо, я услышала скрип двери – открылась одна из них, хотя я только что их все закрыла. Я выключила сигнализацию, заново все открыла и проверила. Все оказалось заперто. Но вновь услышала этот скрип. С подобными звуками я столкнулась в первый раз, хотя необъяснимые шаги слышала и до этого. Я подумала, может быть это приоткрылась дверца шкафчика напортив туалета (хотя ранее такого никогда не замечала), поэтому я не утверждаю, что это была некая аномалия, но вот сквозняков в помещении быть не могло, так как все окна там закрываются. Когда я в очередной раз вернулась, чтобы закрыть дверь, погас свет только в той комнате, где я находилась. Я пробежала назад… и там тоже выключился свет. Я вылетела пулей в предбанник и позвонила одному фотографу, говорю ему: «Лешка, помоги мне сдать помещение, боюсь». В тот раз я очень сильно испугалась, – сообщила представителям нашей группы решившая остаться анонимной сотрудница музея.

Проект Дома Мейерхольда. Фото предоставлено сотрудниками музея.
Проект Дома Мейерхольда. Фото предоставлено сотрудниками музея.
 

После этих событий, закрывая музей, женщина говорила, как бы успокаивая себя: «Спокойной ночи, Эмиль Федорович, Феденька, Всеволод Эмильевич». По ее словам, она каждый раз «знала», кто скрипит или чью тень она увидела. Один раз, когда сотрудница проходила всю экспозицию и направлялась к выходу, ее что-то не пускало. Она остановилась, и ее будто кто-то стал направлять. Пару раз он «пригонял» женщину к роялю, и только после того, как она поиграла на нем, чувство следования чужой воле пропало.

Часть сообщений касается наблюдений неких фигур. Характерной их особенностью является то, что чаще всего они видны боковым зрением. При этом их может не видеть часть окружающих, находящихся в других местах, однако те, кто находится в одной точке, могут различать эту тень вполне отчётливо. Предположение о том, что тени принадлежат членам семьи Мейерхольда, пока не нашло своего независимого подтверждения из других источников.

- Однажды со мной и дворником произошел такой случай. Он мне говорит: «Подожди, сейчас домету, чайку попьем и пойдем». Мы сели пить чай в подвале в комнате для приема пищи. Если бы я одна увидела то, что произошло дальше, я бы, может быть, даже и не поверила, но нас было двое. От стены отделился темный силуэт и прошел по коридору. Это было рядом с той комнатой, где [по легенде] повесился брат Федор. Фигура была человеческого роста и во всем сером (темно-сером). Дальше расположен служебный выход.

Второй раз я видела «призрак» гораздо позже [но до 1999 года]. Видела одна. Он сидел наверху в первом зале от служебного входа. Боковым зрением заметила, что он сидел в кресле. Это все происходило днем. Я вышла из служебки в экспозицию, пробежала немножко, остановилась. Представляло «это» некое темное пятно, но я абсолютно уверена, что это был именно отец Мейерхольда.

Когда в советское время сносились кладбища под строительство музыкального училища, то немецкие склепы дореволюционной постройки, также попали под снос. Н. А. Кугель выпросила разрешенье у первого заместителя председателя правления Советского фонда культур
Когда в советское время сносились кладбища под строительство музыкального училища, то немецкие склепы дореволюционной постройки, также попали под снос. Н. А. Кугель выпросила разрешенье у первого заместителя председателя правления Советского фонда культуры Г.В. Мясникова взять элементы склепа для оформления дома-музея. Козырёк склепа получил «прописку» над задним крыльцом дома, а декоративные решётки долгое время украшали подвальные окна музея-театра.
 

Еще один случай также произошел днем. Я сидела в служебке, у меня там стоял стол. На дворе бегали люди, что-то делали. Я же что-то писала и опять боковым зрением увидела нечто. Оно стояло и смотрело на людей во дворе. Я поняла, что это был сам Всеволод Мейерхольд. Здесь я уже его рассмотрела. Он был в рубашке, по-моему, светлой и вязаном жилете с полосочками, что-то с красным. Я подняла глаза – ничего не увидела, опустила их – опять видно. Не было никакой дымки. Мимо него проходил народ (практически сквозь него), но никто не видел того силуэта, что я ясно различала. У «призрака» был очень недовольный вид. Его недовольство можно объяснить тем, что когда открывали памятник В. Мейерхольду, то очень торопились, делали все очень быстро. Эта суета всем не нравилась, – дополнила нам наша респондентка.

Как нам рассказала Н.А. Кугель, дом Мейерхольда «не любит», когда внутри или во дворе дома плохо отзываются о семье Мейерхольдов. Во время реконструкции несколько строителей глумились над статуей во дворе и шутки ради надевали на нее рабочую одежду или шляпы, а то и грязные вёдра на голову. Кончалось это разными травмами, ушибами или открытыми кровавыми ранами во время реставрации дома. С этим же памятником связан и еще один случай. Когда на его открытие ехали первый зампред правительства Пензенской области Вячеслав Тарасов и вице-премьер РФ Валентина Матвиенко, то они попали на почти пустой дороге в страшную аварию: столкнулись с вылетевшим на встречную полосу автомобилем УАЗ-452 [6]. Вячеслав Тарасов и еще два человека погибли в этой катастрофе, серьезные травмы получили губернатор области Василий Бочкарев и Валентина Матвиенко. На открытии памятника были внук и внучка Мейерхольда. Когда им рассказали об этом, то внучка [Мария Алексеевна] сказала: «Это сделал мой [покойный] дед!».

Памятник Мейерхольду.
Памятник Мейерхольду.
 

По словам информатора, ночью часто приезжала охрана, так как самопроизвольно включалась сигнализация. То же заявляют и некоторые жители города, которые утверждают, что «сигнализация там беспричинно срабатывала неоднократно» [5].

О своих наблюдениях необъяснимого сообщила и Ирина Дрожжилова, актриса ТЮЗа, которой приходилось когда-то играть в спектаклях в «Доме Мейерхольда». По ее словам, во время вечерней репетиции они вдруг услышали скрип половиц, скрежет двери и шум шагов, исходящие откуда-то снизу из подвала, хотя в то время он был еще не реставрирован, и никто там не бывал. Впечатление было жутчайшее [1].

Исследования

Как выяснилось, все события имеют как минимум восьмилетний разрыв с тем моментом, когда они были рассказаны нашей экспертной группе. Можно допустить, что собранные рассказы о привидениях относятся к разряду вымыслов или, по крайней мере, имела место неверная интерпретация фактов со стороны очевидцев, а шумы и скрипы возникали вследствие изношенности дома либо же по причине наличия в нем мышей или пыльной вши (Trogium pulsatorium). При этом часть полученных наблюдений можно отнести к разряду субъективных переживаний или же объяснить целом рядом естественных причин.

Тем не менее, обобщив немногочисленные свидетельские показания, было принято решение организовать ночное дежурство и выполнить приборные замеры на территории «Дома Мейерхольда». В экспертную группу вошли: И.С.Бутов, кандидат с.-х. н.-к., заместитель координатора сектора по изучению полтергейста при «Космопоиске», Г.В. Федоровский, руководитель группы «НОЗП» (г. Москва), а также В.А. Кукольников, руководитель «Пенза-Космопоиск». Помимо этого, в ночном исследовании принял участие художник-осветитель ЦТИ Александр Сократов, который помогал в проведении видеосъёмки исследований, в монтаже отснятого материала и фиксации результатов. Стоит отметить, что А. Сократов не склонен верить в сверхъестественные объяснения событий даже в тех случаях, когда он лично сталкивался с необъяснимыми шумами в подвале здания.

Составление плана музея на основании старого плана пожарной эвакуации.
Составление плана музея на основании старого плана пожарной эвакуации.
 

Помимо общего мониторинга всех комнат, экспертной группой было принято решение сосредоточить свои усилия на потенциально «аномальных участках» в здании, информация о которых была получена в результате опроса работников музея. В ряде сообщений очевидцев фигурировала одна из комнат экспозиции, где имело место несколько полтергейстоподобных эпизодов. К примеру, по словам экскурсовода возле одной из стен был обнаружен опрокинутый подсвечник, там же играла музыкальная шкатулка и наблюдался призрак в виде темного пятна в кресле. При этом группе не удалось найти хотя бы двух очевидцев, которые бы подтверждали эти наблюдения, вследствие чего их достоверность оценивалась как невысокая.

Обследование помещений музея с помощью измерителя параметров электрического и магнитного полей BE-метр-АТ-002.
Обследование помещений музея с помощью измерителя параметров электрического и магнитного полей BE-метр-АТ-002.
 

В комнатах музея был проведен комплекс съёмочных геофизических работ, в частности замеры электромагнитного излучения в широком диапазоне частот (от 5 Гц до 10 ГГц), радиометрия, термометрия, измерение уровней инфразвука и инфракрасного (ИФК)-излучения. Музей на время проведения замеров частично обесточивался, также были отключены средства мобильной связи. По результатам проведённых измерений группой не были обнаружены аномалии напряженности геофизических полей или проявления особой структуры поля в здании. При этом по отдельным измерениям остались спорные, дискуссионные моменты, на которые исследователи обратили своё внимание.

Измерения низкочастотного магнитного поля (5 Гц – 400 кГц), выполненные на базе анализатора электросмога ME 3951А (погрешность ±2%), проиллюстрированы на план-схеме первого этажа музея. В зарубежной специализированной литературе отмечается, что именно поля сверхнизких частот могут оказывать значимое влияние на отдельные участки мозга человека (прежде всего на височную долю), приводя к возникновению так называемых микропароксизмов, которые вызывают множество субъективных впечатлений, в том числе «магнитные галлюцинации», связанные с видением призраков [11]. Как видно из план-схемы, в отдельных участках музея были зафиксированы значения плотности магнитного потока более 100 нТл (при фоновых значениях 20–50 нТл). При этом лабораторные эксперименты, выполненные зарубежными нейрофизиологами, указывают на то, что достаточная плотность магнитного поток,а способная вызывать особые «магнитные галлюцинации», приводящие к видению призраков, лежит в диапазоне 100 – 5000 нТл при частотах поля 0,1 – 30 Гц [12]. Таким образом, в некоторых участках музея указанный порог, приводящий к видениям, превышен, хотя и незначительно.

1-й этаж музея Мейерхольда с указанными данными радиометрии (прибор собран на основе счетчика сбм-20), уровнями магнитного поля (анализатор электросмога ME 3951А) и местами, где отмечены паранормальные эпизоды.
1-й этаж музея Мейерхольда с указанными данными радиометрии (прибор собран на основе счетчика сбм-20), уровнями магнитного поля (анализатор электросмога ME 3951А) и местами, где отмечены паранормальные эпизоды.
 

В ходе выполнения измерений уровней магнитного поля с помощью ME 3951А (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%) в музее было отмечено несколько мест с довольно существенными превышениями фона, который составлял 18 нТл (см. рисунок). Рядом с этими точками не было отмечено розеток, скрытой электропроводки или иных источников возможных излучений. Также была проведена радиометрия с помощью самодельного дозиметра (основан на схеме СБМ-20, погрешность однократного измерения – 30 %), выполненная в десятикратной повторности. Радиационный фон лишь в нескольких местах превышает допустимые значения по пензенской области (9–14 мкР/ч) и составляет 8–25 мкР/ч. Само здание деревянное, в месте, где зафиксирован наибольший результат, ранее было обрушение потолка в подвале, но полы не пострадали и представляют из себя половую доску, на которую положен паркет.

Проведённые замеры электрического поля с помощью измерителя электромагнитного излучения EMR-20 (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц) также показали наличие повышенных значений в области дверного прохода в кабинет Мейерхольда: 0,86–2 В/м, что значительно отличалось от результатов измерений в остальных местах (0,16–0,19 В/м). Интересно отметить, что опрошенная сотрудница музея также выделила этот проем, как особое место в музее, где часто «что-то мерещится» и возникают какие-то особые ощущения.

Внимание группы также привлекли отклонения электромагнитного фона, полученные рядом с письменным столом. По легенде стол принадлежал Карлу Майергольду, но в действительности не был связан ни с его пензенской, ни с его московской квартирами. Для того чтобы уточнить и достоверизировать зафиксированные отклонения, в районе стола были проведены дополнительные измерения с привлечением следующих приборов – широкополосный цифровой измеритель высокочастотного поля и СВЧ излучения ITNS-D201, измеритель электромагнитного излучения EMR-20, измеритель параметров электрического и магнитного полей низких частот BE-метр-АТ-002 и др. Результаты замеров представлены в сводной таблице 1.

Таблица 1. Результаты измерений различных характеристик рядом с письменным столом, проведенные в музее Мейерхольда в ночь с 22 на 23 февраля 2014 года

Наименование прибора

Частотный диапазон

Погрешность измерения

Результаты замера

Фоновые значения

Детектор ЭМИ ITNS-D201

50Гц-1,5 ГГц

±30%

0,52 В/м

0,1 В/м

1,5 ГГц-10 ГГц

Измерения не проводились

0,2 В/м

Измеритель EMR-20
(с антенной «8C»)

100кГц-3 ГГц

Не указана
в паспорте прибора

0,30 В/м

0,16–0,19 В/м

Анализатор
ME 3951А

5 Гц-400 кГц

±2%

60–78 нТл

20–30 нТл

Детектор
ЭМП MF-100

20 МГц-1 ГГц

Не указана
в паспорте прибора

5–6 мкВт/м²

0–2 мкВт/м²

Измеритель
BE-метр-АТ-002

Напряженность электрического поля

5 Гц до 2000 Гц

±20 %

17,5 В/м

0 В/м

Среднеквадратические значения плотности магнитного потока

5 Гц до 2000 Гц

±20 %

0,30 мкТл

0 В/м

Как видно из таблицы, в районе стола наблюдался завышенный уровень СВЧ-излучения – поток мощности до 6 мкВт/м² (детектор ЭМП MF-100). При этом данные уровни не превышают нормы СанПин (25 мкВт/м²) и, вероятнее всего, могут быть связаны с бытовыми источниками СВЧ – сотовые телефоны, сети WI-FI и пр. Другие приборы, фиксирующие высокочастотный и СВЧ-диапазон, также указали на превышение фоновых значений рядом с письменным столом – 5,2 мВ/м (при фоне 1 мВ/м, детектор ЭМИ ITNS-D201) и 0,30 В/м (при фоне 0,16–0,19 В/м, измеритель EMR-20). Важно отметить, что с помощью этих приборов проводятся измерения в широком диапазоне – от 50 Гц до 3 ГГц без режима фильтрации частот. В связи с этим проблематично установить, к каким конкретным частотам ближе зафиксированные значения. В любом случае санитарные нормы интенсивности поля по электрической составляющей не превысили допустимые значения (10 В/м и 25 мкВт/м² соответственно) [13].

Магнитные поля в области сверхнизких и низких частот (5 Гц–400 кГц), измеренные в районе стола, находятся в пределах нормы. Так, мощность магнитного потока, равная 60–78 нТл (анализатор ME 3951А), лишь немного превышает общий фон 20–30 нТл. Повышенные значения могут быть связаны, к примеру, с излучением от люминесцентных ламп, которое лежит в пределах от 50 до 230 нТл, однако в комнатах установлены стандартные лампочки накаливания на 25 Вт. Измеренная величина плотности потока магнитной индукция равна 0,3 мкТл (измеритель BE-метр-АТ-002) находится в рамках допустимых величин 0,2–0,3 мкТл.

По результатам замеров было высказано предположение, что источником излучения может быть сам письменный стол. На это указывали натурные эксперименты, которые были проведены экспертами с целью обнаружения искомого источника повышенных значений, в частности, использование антенны «8С» (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц) измерителя EMR-20 для определения направления прихода электромагнитной волны. Больше ясности могло дать перемещение стола и повторение замеров, но последний относится к экспонатам музея и любое передвижение было категорически запрещено работниками музея. Поэтому достоверно констатировать, является ли он источником излучения, не представляется возможным. Очевидно, что само по себе дерево или какие-то элементы стола излучать электромагнитное поле не могут, поэтому результаты измерения и выводы пока остаются дискуссионными.

Обследование склада с реквизитом с помощью измерителя электромагнитных излучений EMR-20.
Обследование склада с реквизитом с помощью измерителя электромагнитных излучений EMR-20.
 

Ко всему прочему было высказано экстравагантное предположение, что в столе мог быть установлен «жучок», который, возможно, использовали работники КГБ для того, чтобы шпионить за кем-то, кому принадлежал этот стол ранее (MF-100 как раз и предназначен для скрытого обнаружения подобных устройств). Каким-то образом это устройство могло бы все еще продолжать работать, хотя даже у специалистов это вызывает обоснованные сомнения. Однако тщательный осмотр стола не выявил такого приспособления или же других возможных источников излучения.

Также стоит отметить, что с аналогичным эффектом группа столкнулась во время прошлой экспедиции в Пензу (декабрь, 2013 года) [14], когда в частном доме, где ранее происходил агрессивный полтергейст, был выявлен похожий источник излучения от снятой с петель и установленной возле стены дверцы шкафа. Именно эта дверца ранее подвергалась спонтанным самовозгораниям. Также высокий уровень СВЧ-излучения, который достигал 0,08 мВт/см², выявлен нами в Щелково, и его источником являлась обычная детская кепка [15]. Похожая ситуация была отмечена экспертной группой во главе с Н.С. Новгородовым при исследовании московского полтергейста Салтыковых в 1990 года [16]. Деревянная скалка, которая до этого самопроизвольно наносила увечья очевидцам, излучала «слабое ареальное свечение», а от ударов «проскакивали искры». В этой же квартире аналогичным образом светился диван, по которому струились «микромолнии». На основании этого можно предположить, что некоторые предметы, вовлеченные в полтергейстный процесс, даже со временем продолжают «фонить». Несомненно, для более утвердительных заключений должна быть собрана достаточная статистика похожих случаев (эффектов), что планируется в дальнейшем в работе сектора по изучению полтергейста.

Во время проведения замеров на первом этаже музея произошел и еще один не нашедший пока объяснения инцидент. Один из участников экспертной группы находился в помещении, где проходят представления театра, и планировал установить в нем камеру видеонаблюдения. Вечером 22 февраля (около 20.00) он заметил черную тень1, которая передвигалась по полу в сторону комнаты, используемой для хранения декораций, а оттуда – в помещение с экспозицией вещей семьи Мейерхольда и описанным выше столом. Создавалось впечатление, что это была именно человеческая тень, однако у нее отсутствовали ноги, и она представляла собой как бы «двигающийся бюст». В момент наблюдения все остальные потенциальные источники этой тени находились в подвале. Впоследствии был измерен района участка пола, где ползла эта тень, но никаких аномальных значений в этом месте не зафиксировано. Путь этой тени мог завершиться как раз возле письменного стола, где были получены неоднозначные показания приборов. Стоит указать и на то, что на следующий день, 23 февраля, произошло значительное увеличение аа-индекса солнечной активности с 22 до 37 [19].

Последующий анализ записей с установленной нами напротив стола камеры видеонаблюдения не выявил на них подобной игры света. Использовалась стационарная камера (CVPU-DC15), которая срабатывала при появлении в ее поле зрения любых движущихся объектов.

Записи с камеры видеонаблюдения. Вид на стол, по легенде принадлежавший Карлу Мейергольду.
Записи с камеры видеонаблюдения. Вид на стол, по легенде принадлежавший Карлу Мейергольду.
 

Стоит отметить, что наблюдение, осуществленное одним человеком и не подкрепленное другими очевидцами, а также данными аудиовидеофиксирующей аппаратуры, уже может являться объектом для обоснованной критики. При этом Н.И. Новгородов отмечает, что свидетельство исследователя имеет высокий уровень достоверности, при условии, что о похожем аномальном эпизоде ранее сообщали и очевидцы. Из рациональных объяснений можно предположить, что в помещении внезапно появился еще один источник света (так как при отсутствии оного тень падала за спину наблюдателя). Источником этого освещения могла являться проехавшая за окнами машина, однако расположение окон в помещении, странности в движении тени по полу и неудачные попытки воспроизвести данную ситуацию пока ставят данную версию под сомнение.

Инфразвуковое обследование помещения, проведение термометрии и поиск источников неидентифицированного инфракрасного излучения также не дали каких-либо необычных результатов или не показали превышения установленных норм СанПин. Важно отметить, что для более достоверного заключения о факте аномальности помещений музея требуются повторные замеры, осуществляемые в течение более продолжительного периода времени, а также организация постоянного видеомониторинга. Однако решение об установке специализированной системы слежения может быть принято только руководством ЦТИ.

Заключение

Таким образом, участниками экспертной группы был проведен целый комплекс исследовательских мероприятий в музее Мейерхольда: опрос очевидцев, съёмочные геофизические работы, а также ночная видеосъёмка отдельных помещений здания. Рабочая гипотеза о том, что в здании музея имеют место аномалии напряженности геофизических полей либо проявляется какая-то особая структура поля, не нашла убедительных подтверждений.

При этом исследователями были зафиксированы повышенные значения электромагнитного поля в отдельных участках здания, в том числе там, где очевидцы сообщали о необъяснимых эпизодах. Отдельно стоит отметить, что в некоторых местах на первом этаже музея анализатор ME 3951А указал на плотность магнитного потока более 100 нТл в области сверхнизких частот. Согласно лабораторным исследованиям зарубежных учёных, это значение выше установленного минимума воздействия определённой категории сверхнизких полей (Event-Related Fields)2, которые могут оказывать влияние на отдельные участки, тем самым вызывая специфические галлюцинации с видением призраков.

При таком подходе уже нет необходимости оценивать потенциальную аномальность повышенного уровня излучения, так как причиной эффекта «магнитных галлюцинаций» могут быть и искусственные бытовые излучения. Исследования, выполненные российскими учёными из Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН [17] на примере обследования электромагнитной среды Москвы, указывают на то, что магнитные поля на частотах около 1 Гц в 10 раз выше в пригороде и в 100 раз выше в центре города по сравнению с сельской местностью. В центре города такие поля достигали до 250–300 нТл при измерении на частоте 0,5 Гц. Интенсивность и характеристики таких полей достаточны, чтобы они относились к категории Event-Related Fields, и они могут служить причиной паранормальных переживаний у определённых людей.

Проведенные исследования и ночное дежурство отчасти подтверждают слова наших информаторов о наблюдениях здесь неких темных силуэтов, однако преждевременно пока говорить о связи этих образов с членами семьи Мейерхольда. Вполне вероятно, что здесь может срабатывать так называемый «эффект заражения» (по научному перцептивная контагиозность от лат. contagiosus – заразительный, заразный; синоним заразительность), когда один человек, очевидец «странных событий», может «заразить» других «нормальных людей» своими видениями [18]. Отчасти это подтверждается тем, что большая часть эпизодов, собранных исследователями группы, относится к субъективным переживаниям. В результате особенно чувствительные очевидцы склонны замечать и доверять именно непривычным, неожиданным событиям и определять их как «аномальные». Такая маркировка явлений одними очевидцами может приводить к всплескам «паранормальных наблюдений» у других потенциальных очевидцев за счёт усиления внимания к скрытым, неожиданным событиям в среде. Очевидно, что дополнительные исследования и привлечение рациональных трактовок необходимы, прежде чем будет достигнуто полное понимание данного явления.

Выражаем благодарность заведующей музеем Мейерхольда Наталье Аркадьевне Кугель, а также Владимиру Алексеевичу Кукольникову, руководителю группы «Пенза-Космопоиск» за всестороннюю помощь в проведении исследований.

Сноски

1. В иностранных источниках отмечается появление неких черных теней (Shadow People), которые, как правило, можно наблюдать лишь краем глаза [10].

2. Под термином Event-Related Fields понимаются слабые поля (100–5000 нТл) крайне низких частот (0,1 – 30 Гц), которые имеют сложную структуру колебаний во времени (т.е. в рамках периода обычной синусоидальной волны должны присутствовать пульсации от 1 мс до 100 с).

Литература

1. Исайчева, Г. В Пензе в «Доме Мейерхольда» искали призраков // Пензенская Правда [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.pravda-news.ru/topic/49825.html. 25 февраля 2014 года.

2. Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Код доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Центр_театрального_искусства_«Дом_Мейерхольда»

3. Музей сценического искусства имени В.Э. Мейерхольда, г.Пенза (01.01.05) [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.sottovoce.ru/travels/2005/penza-meerhold/

4. Дом-музей Мейерхольда [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.xlander.ru/world/europe/russia/povolzhe/penzenskaya-oblast/penza/otzyvy/Dom_-_muzey_Meyerholda/

5. Московские исследователи заметили странные явления в музее Мейерхольда [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.penzainform.ru/news/life/2014/02/24/moskovskie_issledovateli_zametili_strannie_yavleniya_v_muzee_mejerholda.html. 24 февраля 2014.

6. Александр Мишарин попал в аварию [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.rospres.com/crime/9358. 02.12.2011.

7. Марченко, Г. Пензячке явился призрак Всеволода Мейерхольда 3 апреля 2013 года // Молодой ленинец. № 14. 2 апреля 2013 г.

8. Библиотека русской литературы [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ru-lib.3dn.ru/publ/chekhov_anton_pavlovich_perepiska_a_p_chekhova_i_o_l_knipper_stranica_33/1-1-0-3571

9. Официальный сайт Дома Мейерхольда [Электронный ресурс]. Код доступа: http://dommeyerholda.ru/o-teatre

10. Shadow People: Attacks On Humans Increasing [Электронный ресурс]. Код доступа: http://beforeitsnews.com/paranormal/2012/01/shadow-people-attacks-on-humans-increasing-1662881.html // Before It's News. January 23, 2012.

11. Persingemr., A, Cameronr. A. Are earth faults at fault in some poltergeist-like episodes? // Journal of the American Society for Psychical Research, 1986.

12. Townsend М. Magnetic fields causing ghosts? Magnetic Hallucinations [Электронный ресурс] // ASSAP, Код доступа - http://www.assap.ac.uk/newsite/articles/Magnetic%20ghosts.html

13. СанПиН 2.1.2.2645–10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. 15 августа 2010 года).

14. Бутов, И.С., Федоровский Г.В. Ночь в музее Ключевского [Электронный ресурс]. Уфоком, 2013. Код доступа - http://www.ufo-com.net/publications/art-7001-noch-v-muzee-kluchevskogo.html

15. Бутов, И.С., Данилов Д.В. Местечковая Нарния [Электронный ресурс]. Уфоком, 2013. Код доступа - http://www.ufo-com.net/publications/art-7001-noch-v-muzee-kluchevskogo.html

16. Новгородов, Н.С. Исследование полтергейстов в Сибири. Томский политехнический университет. – Томск, 2010. – 340 с.

17. Belyaev, G.G., Chmyrev, V.M., Kleimenova, N.G., Hazardous Ulf Electromagnetic Environment of Moscow City, «Physics of Auroral Phenomena», Proc. XXVI Annual Seminar, Apatity, Kola Science Center, Russian Academy of Science, 2003.

18. Houran J., Rense L. Hauntings And Poltergeist-Like Episodes As A Confluence Of Conventional Phenomena: A General Hypothesis // Perceptual and Motor Skills, 1996,83, pp. 1307-1316.

19. Results of aa Index query [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.geomag.bgs.ac.uk/cgi-bin/aaindex


Илья Бутов, Никита Томин, Георгий Федоровский 22.03.2014
 
 
Вторая "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 17
Вторая "Необъяснимая встреча"
14 июня в "Белом лофте", расположенном в московском парке Сокольники, прошла вторая по счету "Необъяснимая встреча" или, говоря простым языком, общение в неформальной обстановке на заранее обговоренную с гостями "таинственную" тему. На этот раз  спикерами были координатор Проекта "Уфоком" Илья Бутов и руководитель "НОЗП" Георгий Федоровский и обсуждали они такое явление, как полтергейст.
О грустном...
НЛО и АЯ 30
О грустном...
Ранним утром 18 мая 2017 года после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 51 год ушел из жизни Вадим Александрович Чернобров – бессменный на протяжении 20 лет руководитель и идейный вдохновитель общественного объединения "Космопоиск", которое давно уже, благодаря его усилиям, переросло в международное движение. Это скорбное известие оказалось абсолютно неожиданным для многочисленных членов объединения.