Призраки Входо-Иерусалимской церкви: мифы и исследование

Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки
Я им внимал, я слышал их не раз,
А.В. Бунин

Вступление

Наряду с мифами и легендами прошлого, мы сейчас можем говорить о так называемой современной городской мифологии, которая рождается и развивается буквально на наших глазах. К сожалению, в наше смутное информационное время, большие выдумки и малая правда, по принципу Геббельса, настолько сильно переплетаются, что люди на полном серьёзе начинают считать, что в этом доме испокон веков живут привидения, а в том парке с давних пор обитают черти.

В Иркутске к типичной городской мифологии относится «легенда о Заколоченной церкви» и мистические предрассудки по поводу Центрального парка культуры и отдыха. Эти два современных мифа объединяет, прежде всего, географическая привязка. Та самая «Заколоченная церковь» (ныне Входо-Иерусалимская церковь), расположена на территории того самого Центрального парка, который в свою очередь расположен на месте старинного Иерусалимского кладбища. На такую иронию, наверное, была способна только коммунистическая власть, которая с лёгкой руки поменяла древнее кладбище на парк развлечений для иркутян. Могильные плиты сейчас до сих пор встречаются не только в самом парке, но и в структуре некоторых зданий Иркутска.

Очевидно, что все это, не могло ни мистифицировать это место, наделив парк, а также долгое время заброшенную церковь, целым ворохом паранормальных историй. Иркутяне стали обходить парк стороной, появились истории встреч с призраками, с некими тенями. Помимо сверхъестественных угроз, были упоминания о преступниках и наркоманах, которые буквально поселились в парке. Над всей этой «тёмной» атмосферой возвышалась старое здание заброшенной церкви, которая воспринималась как церковь из романа Гоголя «Вий», где поселилась нечистая сила. Чтобы адекватно разобраться во всех этих историях, мы, на протяжении нескольких лет (правда, с большими перерывами), изучали эти «мистические места» в центре города.

Предварительные сведения

Храм был заложен 11 сентября 1793 года, но окончательно строительство закончилось лишь в 1795 году. Изначально это была небольшая каменная церквушка, названная во Имя Входа в Иерусалим Иисуса Христа. К середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением. В 1835 году на месте этого храма был построен новый. Строительство длилось с 1820 по 1835 годы, что было связано с повреждением конструкций: в 1823 году обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Наконец, только в 1830 году были завершены основные строительные работы [1, 2, 3].

Рис. 1. Входо-Иерусалимская церковь. Фото из редкого фонда Научной библиотеки Иркутского госуниверситета.
Рис. 1. Входо-Иерусалимская церковь. Фото из редкого фонда Научной библиотеки Иркутского госуниверситета.
 

В советское время (1930-е годы) купола храма были снесены. Здание было перестроено и разделено на три этажа. Сначала здание церкви отдали под милицейский склад, далее было общежитие, впоследствии лыжная база, а затем культпросветучилище.

Необходимо отметить, что изначально церковь носила статус кладбищенской, так как была построена рядом со старым Иерусалимским кладбищем с целью отпевания усопших. По словам иркутского историка, профессора Иркутского госуниверситета Александра Дулова «история Иерусалимской церкви неразрывно связана с историей кладбища, самого крупного некрополя в городе. Кладбище, где покоится примерно 100-120 тысяч горожан, ведет свое начало с указа Екатерины II 1772 года, который запрещал во избежание эпидемий захоронения в оградах городских церквей» [4]. В 1932 году, советская власть решила избавиться от кладбища в центре города, посчитав это неким анахронизмом, и в 1953 года переоборудовала это место в Центральный Парк Культуры и Отдыха. При этом бесцеремонным образом были снесены все могильные плиты, без проведения необходимой и логичной процедуры перезахоронения. Более того, надгробные плиты с Иерусалимского кладбища активно шли на строительство сталинок. Как отмечено в [4], «среди лишенных вечного покоя – родственники декабристов, герои Бородинского сражения, Русско-японской и Первой мировой войн. Ученые, писатели, общественные деятели».

В марте 2000 года здание церкви было передано в ведение Иркутской епархии. Начиная с 2003 года церковь вновь стали восстанавливать для преобразования её в действующий храм. К настоящему времени все строительные и реставрационные работы уже закончены. 29 апреля 2013 года Входо-Иерусалимская церковь была освящена и сейчас функционирует как полноценный православный храм [5].

Рис. 2. Иерусалимское кладбище: слева фото И. М. Портнягина (собрание Е. П. Вялых); справа – захоронения Басниных.
Рис. 2. Иерусалимское кладбище: слева фото И. М. Портнягина (собрание Е. П. Вялых); справа – захоронения Басниных.
 
Рис. 3. Входо-Иерусалимская церковь – внешний вид. Слева до реставрации, 2008 год; справа – после реставрации, апрель 2013 года.
Рис. 3. Входо-Иерусалимская церковь – внешний вид. Слева до реставрации, 2008 год; справа – после реставрации, апрель 2013 года.
 

Помимо чисто естественных событий в истории этого места присутствуют и сверхъестественные происшествия. Первое происшествие произошло довольно давно, по всей видимости, до революции 1917 года. Известно, что некая молодая девушка повесилась здесь, как раз под главным куполом. Естественно это вызвало тогда большой резонанс в Иркутске, было множество обсуждений и споров, и церковь решили закрыть, как отмечается, под предлогом реставрации. Спустя пару лет храм вновь открыли, но вновь всё повторилось. В этот раз уже молодой человек свёл счёты с жизнью в церкви: повесился в том же самом месте, что и бедная девушка за несколько лет до него. Вполне понятно, что такая череда страшных происшествий приводит к тому, что храм закрывают уже насовсем. Долгое время церковь стоит заколоченной, а впоследствии городские власти из-за проблем с бюджетом решают открыть в бесхозном помещении милицейский склад [6].

Следующая история не менее трагична. В советские годы рядом с церковью располагалось общежитие одного из техникумов Иркутска, окна которого выходили на Иерусалимскую гору. Как отмечается, у студентов этого техникума, возникла достаточно экстравагантная традиция посвящения первокурсников – «счастливчик» должен был один со свечкой ночью зайти в здание церкви и пробыть там довольно долгое время. Как-то один такой смельчак решил даже переночевать там, при этом он уговорил свою девушку провести вместе с ним ночь в здании храма. Никто не знает, что с ними произошло ночью, но на утро девушку обнаружили мертвой, как раз в том месте, где раньше было совершено два самоубийства. Патологоанатом констатировал смерть от разрыва сердца, что само по себе уже было феноменом, так как разрывы в сердце происходят только на 7-10 день после инфаркта миокарда. Парня нашли живым, но разум его помутился, он ничего не говорил. Позже в больнице у него отнялись ноги, а через некоторое время он скончался [6].

Уже в наше время в 2008 году, в одном из репортажей местного телевидения «Вести-Иркутск», сторож храма Андрей Максимов утвердительно заявлял, что в заброшенной церкви есть привидения [7]. По его словам, собираются они на втором этаже в определенном месте. Ночью раздаются точно такие же – с эхом – голоса. При этом он отметил, один эпизод с ножницами, которые, по его мнению, призрак воткнул в деревянную лестницу.

Рис. 4. Последствия огненного полтергейста  на ул. Борцов Революции, г. Иркутск.
Рис. 4. Последствия огненного полтергейста на ул. Борцов Революции, г. Иркутск.
 

Интересным на наш взгляд совпадением, может служить вспышка огненного полтергейста в 2006 г. [8], произошедшая в старом деревянном доме неподалёку от Входо-Иерусалимской церкви, на той же улице Борцов Революции на котором, и расположен сам храм. За несколько дней в доме выгорели верхние крышки всех розеток и выключателей. На глазах жителей мощное пламя вспыхивало то там, то тут, по несколько раз в день: горели вещи в прихожей, детская куртка на кресле, одежда в шифоньере, одеяла и многое другое (рис. 4). При этом непосредственные самовозгорания вещей начались 30 ноября. Полтергейст буйствовал ровно 3 недели и уже 6 декабря 2006 года внезапно прекратился.

Проведённые исследования

Экспертная группа Иркутского отделения ОНИОО «Космопоиск» побывала в храме несколько раз с интервалом в пять лет: в июле 2009 г. и апреле 2013 г. Целью исследования в обоих случаях было изучение возможных криптофизических проявлений в этом здании и на прилегающей территории бывшего Иерусалимского кладбища. Изначальная гипотеза строилась на возможном наличии в этом месте аномально больших отклонений в области электромагнитного излучения различной частоты, которое, согласно ряду исследований [10, 11, 12], способно вызывать у человека изменённые состояния сознания, и, как следствие, слуховые и зрительные галлюцинации, в том числе и видения привидений и ощущение сверхъестественного присутствия.

Исходя из этого, были запланированы и выполнены серия замеров напряжённости электромагнитного поля (магнитометры «ПРИЗНАК-10М» (30 Гц – 1000 МГц), АТТ-2592 (50 МГц – 3 ГГц)), частоты электромагнитного поля, инфракрасного излучения (пеленгатор «КЕДР»), а также температуры наружного воздуха на разных участках (температурная станция AURIOL). Помимо этого было проведена подробная фото- и видеосъёмка на зеркальные аналоговый (Nikon F-401X) и цифровой фотоаппараты (Canon 60D). Все измерения в церкви проводились с разрешения отца Андрея.

В 2009 г. экспертной группе удалось побывать в церкви в дневное и ночное время. В этот период в церкви только начинались строительные работы, не было окон и никакой внутренней отделки. Из бесед с местными рабочими, которые здесь и ночевали, члены группы узнали, что «ничего странного» они здесь не замечали, но при этом подчеркнули, что от всякой «нечисти» их защищают молитвы.

Рис. 5. Проведение замеров электромагнитного поля и ИК-излучения в церкви (июль 2009 года).
Рис. 5. Проведение замеров электромагнитного поля и ИК-излучения в церкви (июль 2009 года).
 

Результаты измерений внутри церкви не выявили каких-либо значимых отклонений как в напряжённости ЭМП, так в уровне ИК-излучения ближнего диапазона. При этом измерения ЭМП, выполненные рядом с церковью, на территории Иерусалимского кладбища, выявили значимые отклонения в напряжённости поля порядка 600–900 В/м в диапазоне частот 30 Гц-1000 МГц (при фоновых значениях 30–50 В/м) (рис. 5). В этом случае была превышена норма СанПин, которая устанавливает предел для данного диапазона частоты не более 500 В/м. Аномалия была локализована в месте неподалёку от церкви. При этом показания были резко изменчивы, а границы аномальных значений меняли местоположение, т.е. ЭМП-аномалия словно перемешалась.

Рис. 6. Исследования территории Иерусалимского кладбища, июль 2009 года:  слева показания магнитометра «ПРИЗНАК-10М» в районе магнитной аномалии рядом с церковью; справа – одно из оставшихся в парке надгробий.
Рис. 6. Исследования территории Иерусалимского кладбища, июль 2009 года: слева показания магнитометра «ПРИЗНАК-10М» в районе магнитной аномалии рядом с церковью; справа – одно из оставшихся в парке надгробий.
 

В апреле 2013 г. нашей научной группой было принято решение вернуться к теме изучения Входо-Иерусалимской церкви с целью проведения более детального исторического исследования и организации дополнительных приборных измерений ЭМП в районе храма. В этот раз были выполнены измерения следующих параметров поля (рис. 6, 7):

  • напряжённость высокочастотного ЭМП (50 МГц – 3 ГГц) – магнитометр АТТ-2592;
  • плотность энергии – магнитометр АТТ-2592;
  • частота ЭМП – использовался электронный мультиметр со специальной насадкой).

Измерения частоты показали, что внутри здания преобладает ЭМП с промышленной частотой 50 Гц. Измерения напряжённости высокочастотного ЭМП и плотности энергии представлены на рис. 8. Как явствует из представленного рисунка, потенциал ЭМП распределён неоднородно в основном зале церкви.

Рис. 7. Проведение измерений ЭМП в центральном зале храма Входо-Иерусалимской церкви, апрель 2013 (плёночный фотоаппарат Nikon F401x).
Рис. 7. Проведение измерений ЭМП в центральном зале храма Входо-Иерусалимской церкви, апрель 2013 (плёночный фотоаппарат Nikon F401x).
 
Рис. 8. План-схема церкви с нанесёнными измерениями переменного электромагнитного поля.
Рис. 8. План-схема церкви с нанесёнными измерениями переменного электромагнитного поля.
 

Повышенные среднемаксимальные значения ЭМП в области сверхвысоких частот преобладает в правой части план-схемы церкви – по электрическому полю E=0,85-1,14 В/м, по магнитному H=1,1–2,5 мА/м и по плотности энергии W=0,145–0,244 мкВт/см² (рис. 8). В частности максимальные показания были получены в районе, где расположена купель (рис. 10). Несмотря на подобные значения измерений, последние не превышает стандартные нормы СанПиН для данного диапазона частот (не выше 10 В/м и 25 мкВт/см²). Кроме того, фоновые значения СВЧ излучения, полученные за пределами церкви, в районе кладбища, указывали, по сути, на схожие уровни поля – E=800 мВ/м, H=1,5 мА/м.

Рис. 9. Проведение измерений частоты электромагнитного поля, апрель 2013 года (плёночный фотоаппарат Nikon F401x).
Рис. 9. Проведение измерений частоты электромагнитного поля, апрель 2013 года (плёночный фотоаппарат Nikon F401x).
 
Рис. 10. Купель для крещения, рядом с которой были зафиксированы максимально повышенные значения ЭМП.
Рис. 10. Купель для крещения, рядом с которой были зафиксированы максимально повышенные значения ЭМП.
 

Помимо проведения приборных измерений, в этот раз удалось побеседовать с настоятелем храма, а так же с ночными сторожами, которые работают здесь уже после реставрации и освящения храма. Отец Андрей довольно скептически отозвался обо всех историях с призраками, в том числе и о суицидных эпизодах. Он подчеркнул, что не слышал о подобных событиях и предположил, что это могут быть всего на всего городские легенды. Ночные сторожа также сообщили, что по ночам в храме тихо, ничего странного не происходит.

Заключение

По результатам исторического расследования можно заключить, что многие паранормальные эпизоды, связанные как с районом бывшего кладбища, так и с самой церковью, не имеют под собой достоверной основы. Так называемая «легенда о Заколоченной церкви» встречается, по сути, только на одном веб-ресурсе [6] и других более надёжных источников этой совокупности аномальных историй найти не удалось. Большая часть сообщений о встречах с привидениями носили редкий и довольно субъективный характер. Так, опрошенные нами ночные сторожа в 2009 и в 2013 г. сообщали, что ничего странного в церкви ночью не происходит. Для примера, в другом нашем исследовании старинного особняка в центре Иркутска – дома Фаенберга (бывшая научная библиотека), который также славится призрачной активностью, многие работники библиотеки и ночные сторожа в подробностях описывали их встречи с привидениями.

Проводя приборные измерения ЭМП, мы предполагали, что, если истории о встречах с призраками хоть частично имеют реальную основу, то это может быть связано с периодическим превышением в районе церкви уровней электромагнитного излучения различной частоты. Исследования канадских магнитобиологов указывают на то, что, как правило, количество сообщений о встречах с призраками умерших людей, значительно выше в дни повышенной геомагнитной активности. При большом количестве случаев появления призраков повышенные геомагнитные поля (на 200 миллигаусс или больше, чем средний геомагнитный уровень Земли, обычно 500 миллигаусс) были обнаружены в местах их появления. Как отмечается в [9], эти зоны часто бывают связаны со структурой зданий или геологической зоной рядом с местом аномальной активности1. Видение призраков здесь может быть объяснено повышенной чувствительностью отдельных людей к изменению геомагнитного поля, как правило, это люди со сверхчувствительностью височной доли или травмами мозга. К сожалению, нам не удалось замерить непосредственно уровни геомагнитного поля в районе церкви, поэтому что-либо утвердительно мы здесь говорить не можем. Также как не удалось найти подтверждающую информацию о том, что в этом районе есть какие-то особенные геологические места, к примеру, разломы.

Несмотря на это, были обнаружены определённые повышенные значения ЭМП в области промышленной частоты (50 Гц) и СВЧ (30 МГц – 3 ГГц), которые были зафиксированы в районе церкви и парка. Но научные исследования показывают [13, 14], что только ограниченный диапазон частот ЭМП (как правило, менее 30 Гц) может вызывать особого рода галлюцинации, связанные с возможностью видеть привидения. При этом напряжённость поля не обязательно должна быть высокой. В [13] подчёркивается, что поля индукцией менее 500 нТл уже могут оказывать значимые влияния на мозг и сознание человека и вызвать, тем самым, паранормальные переживания. При этом считается, что поля промышленной частоты вряд ли могут иметь существенное влияние в области этого эффекта. Хотя их искажения (скажем вследствие, присутствия высоких гармоник в электросети) и взаимодействия с другими источниками полей также могут вызвать описанные выше влияния на человеческий мозг.

Правда некоторые исследователи, всё-таки полагают, что высокочастотные излучения могут вызвать определённые паранормальные эффекты, но уже в области типичных полтергейстных проявлений, связанных с перемещением и полётами предметов, что в явном виде не наблюдалось в нашем случае. Более того подчёркивается, что интенсивность таких полей должна быть аномально высокой, чтобы вызвать подобные эффекты, что также не было зафиксировано нами при измерениях.

Таким образом, наши исследования указывают на то, что нет никаких надёжных оснований утверждать, что район Входо-Иерусалимской церкви является аномальным. Также сомнительно, что он был аномален в прошлом. Вполне понятно, что подобное варварское переоборудование старинного Иерусалимского кладбища в центральный парк развлечений сыграло свою роль в развитие мифов о сверхъестественной активности в этих местах. В нашей испорченной эзотерикой бытности, люди полагают, что мёртвые способны так просто вступать в контакт с живыми, лишь потому, что могила покойника была потревожена или лишь потому, что это место, просто старинное кладбище. Хотя православие, которое исторически так тесно связано с развитием нашей культуры, утверждает, что мир мёртвых и живых разделён необратимо, и вероятность контакта с умершими крайне мала. Но даже, верующие люди, готовы пойти в противоречие со своей верой и поддерживать жизнеспособность подобной городской легенды.

Благодарности:

Настоятелю Входо-Иерусалимской церкви, отцу Андрею за помощь в проведении исследований.

Примечания:

1 Например, некоторые части зданий содержат материалы, которые могут поддерживать магнитные поля, такие как камень или электрическая проводка; или же были построены рядом с разломом.

Литература

1. Входо-Иерусалимский храм [Электронный ресурс] // Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала. Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/vhodo_ierusalimskiy_hram

2. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века: Научно-справочное издание. – М.: Галарт, 2000. – С. 115-117.

3. Давыдов А. Иерусалимское кладбище [Электронный документ] / А. Давыдов // Копейка, №21, 31 мая 2006. Режим доступа: http://baikalpress.ru/kopeika/2006/21/008001.html

4. Оккерт, Д. Что ждет территорию бывшего иерусалимского кладбища? [Электронный документ] / Д. Оккерт // СМ номер один, №39, 4 октября 2012. Режим доступа http://baikalpress.ru/sm/2012/39/012001.html

5. Андриевский, А. Святому – святое. Возрождение Входо-Иерусалимского храма / А. Андриевский // Ч.1., Иркутский Кремль №2 (10), 2013

6. Легенда о Заколоченной Церкви. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legenda-of-irkutsk.narod.ru/fan.html

7. Глушкова, Н. В реставрируемом Входо-Иерусалимском храме живут привидения, «Вести-Иркутск» [Электронный ресурс] // Байкальский край. Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/vhodo_ierusalimskiy_hram

8. Покоева, И. Полтергейст в квартире иркутян [Электронный ресурс] // Пятница, №48, 8 декабря 2006. Режим доступа: http://baikalpress.ru/friday/2006/48/009001.html

9. Вильямс Б., Вентола А., Вилсон М. Магнитные поля и феномен появления призраков: типичные примеры для исследователей паранормального / под. ред. И.С. Бутова и Н.В. Томина // Современные исследования полтергейстной среды: сб. науч. трудов. – Минск: Право и экономика, 2012. – 261 с.

10. Bell, G. B., Marino, A. A., & Chesson, A. L. (1992). Alterations in brain electrical activity caused by magnetic fields: Detecting the detection process. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 83, 1992, pp. 389–397.

11. Braithwaite, J. J. Magnetic variances associated with ‘haunt-type’ experiences: A comparison using time-synchronized baseline measurements. European Journal of Parapsychology, 19, 2004. Pp. 3–28.

12. Fuller, M., Dobson, J., Wieser, H. G., & Moser, S. On the sensitivity of the human brain to magnetic fields: Evocation of epileptiform activity. Brain Research Bulletin, 36, 1995, pp. 155–159.

13. Braithwaite, J. J. MADS: Magnetic Anomaly Detection System [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.assap.ac.uk/newsite/htmlfiles/MADS%20FAQ.html

14. Braithwaite, J. J. Using digital magnetometry to quantify anomalous magnetic fields associated with spontaneous strange experiences: The magnetic anomaly detection system (MADS) // Journal of Parapsychology, 69(1), 2006, 151-171.


Никита Томин 07.01.2014
 
 
Вторая "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 17
Вторая "Необъяснимая встреча"
14 июня в "Белом лофте", расположенном в московском парке Сокольники, прошла вторая по счету "Необъяснимая встреча" или, говоря простым языком, общение в неформальной обстановке на заранее обговоренную с гостями "таинственную" тему. На этот раз  спикерами были координатор Проекта "Уфоком" Илья Бутов и руководитель "НОЗП" Георгий Федоровский и обсуждали они такое явление, как полтергейст.
О грустном...
НЛО и АЯ 30
О грустном...
Ранним утром 18 мая 2017 года после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 51 год ушел из жизни Вадим Александрович Чернобров – бессменный на протяжении 20 лет руководитель и идейный вдохновитель общественного объединения "Космопоиск", которое давно уже, благодаря его усилиям, переросло в международное движение. Это скорбное известие оказалось абсолютно неожиданным для многочисленных членов объединения.