Прошла экспедиция в Крупский и Борисовский районы
Обследовано несколько интересных камней, которые могут представлять интерес для археоастрономов и специалистов по сакральной географииВ прошлом году экспедиция проекта «Уфоком» побывала в Крупском районе с целью обследования нескольких возможных астроархеологических объектов: курганов, чей абрис может напоминать контуры определенных созвездий, а также камня, на котором местные жители разглядели солярные символы. В этом году изучение камня, который условно был нами назван «солнечным», продолжилось.
![](/upload/iblock/63f/2o7gzctha7bstn42igb3knlr0pionwat.jpg)
Летом 2023 года в нашу группу обратился крупский краевед А.И. Радченко, увлекающийся историей своей родной деревни Новые Денисовичи, неподалеку от которой и расположен заинтересовавший нас объект. Анатолий Иванович предложил извлечь камень из земли, чтобы наконец ответить на вопрос о том, находилось ли на его поверхности таинственное изображение или же все это просто досужие вымыслы, не соответствующие действительности.
Перед тем, как расчистить и поставить камень в вертикальное положение (в котором он, скорее всего, находился ранее) мы еще раз опросили местных жителей о связанных с ним преданиях. Напомним, что в прошлый раз удалось найти бывшего учителя истории А. И. Вусика, который и подтвердил нам, что на камне действительно когда-то было «выбито солнце». Кроме того, этот же информант утверждал, что в месте, где находился камень, некогда располагалось «языческое капище». Однако на чем он основывался в своих выводах, так до конца и непонятно.
Во время работы нашей новой экспедиции мы нашли еще двух человек, которые также упомянули об этом знаке. В. В. Макаревич (1961 г.р.) рассказал, что его дед, Дорофей Макаревич, еще в 70-х годах XX века утверждал, что где-то неподалеку от его дома лежит камень, на котором выбито солнце. С. В. Навныков (1950 г.р.), в свою очередь, вспомнил, что тоже слышал эти рассказы. В начале 90-х годов прошлого века он даже «собрал пацанов», которым помощью конструкции из бревен удалось приподнять камень и расчистить его ото мха. Когда они полили поверхность камня водой, то ясно увидели небольшой круг с отходящими от него лучами. На вопрос, что это был за валун, Сергей Васильевич уверенно указал на тот же самый камень, который мы и собирались поднять. Другие местные жители говорили, что на этом месте когда-то стояла церковь, но ни на одной из доступных карт соответствующего строения или хотя бы каплички мы не выявили.
![Поставленный вертикально камень. Поставленный вертикально камень.](/upload/iblock/6de/566xoshzmnqf117j158p4z1p7fvvnd3p.jpg)
Уже непосредственно на месте мы решили, что, по всей вероятности, камень составлял группу минимум из двух (или даже трех) объектов, так как в нескольких метрах от первого находился еще один валун с плоской поверхностью. Эти два камня мы обкопали, а затем с помощью трактора поставили в вертикальное положение.
Выяснилось, что «полукруг» на поверхности «солнечного камня» угадывается лишь отчасти и в основном проявляется на изображениях, невооруженным глазом его очень сложно разобрать. А вот «лучи» никто из участников нашей экспедиции увидеть не смог. Тем не менее, перед нами совершенно точно предстал объект со следами обработки: на его поверхности прочерчена линия, а нижняя часть расширена для более устойчивого положения в земле.
![](/upload/iblock/715/200.jpg)
Мы проконсультировались с несколькими историками и археологами, которые в целом согласны, что объект рукотворный, однако о его природе нет единого мнения. Было высказано предположение, что камень похож на надгробный памятник с пьедесталом-основанием, но и версию с идолом также никто не исключил. Кстати, на территории Крупского района был найден камень Божае Крэсла, который, как мы ранее предположили, мог иметь отношение к солнечному культу.
![Предположительно выявленный солярный символ на камне. Предположительно выявленный солярный символ на камне.](/upload/iblock/7af/9nlbdrucyflr3b3pjiiuh8pkc17alrsr.jpg)
Стоит отметить, что два установленных вертикально камня напоминают некоторые комплексы на территории Литвы, в которых исследователи заметили астроархеологическую составляющую. В частности, можно вспомнить про Камни Ведьм у д. Норейкишкес Пренайского района, предположительно ориентированные на точку восхода Солнца во время летнего солнцестояния. Однако при возникновении подобных интерпретаций относительно их белорусского аналога следует учитывать, что они могли поменять изначальное местоположение и соответствующие выкладки необходимо воспринимать с изрядной долей скепсиса. Следующее слово в этом вопросе, надеемся, скажут археологи и другие специалисты соответствующего профиля.
***
Второй точкой нашей экспедиции стали некие «большие камни» у д. Паляны Борисовского района Минской обл. Информацию о них мы нашли в Фонде фольклорных материалов учебно-научной лаборатории белорусского фольклора кафедры теоретического и славянского литературоведения филологического факультета БГУ (ФФМ УНЛБФ БГУ). Люди считали эти камни священными, а В. И. Саханевич, проживающая ранее в этой деревне, отмечала лишь, что они лежали на поле по дороге к школе.
Вось у нашай… гэта… вёсцы, на полi каля яе, па дарозе як у школу iсцi, ляжалi два вялiзныя камняi. Дык казалi, што яны нiбыта свяшчэнныя цi чароўныя. Паважалi ў нас людзi гэтыя камянi…
ФФМ УНЛБФ БГУ. Ф. 5. Оп. 18. П. 39. Зап. Лаховская Анна Витальевна в 2012 году от Саханевич Валентины Ильиничны, 1938 г. р., г. Жодино Смолевичского р-на Минской обл. (родилась в д. Паляны Борисовского р-на Минской обл.).
Студенческий архив, к сожалению, грешит неточностями, в чем мы уже неоднократно убеждались во время прошлых поездок. Однако в самой деревне мы разузнали, что семья Саханевичей действительно тут некогда проживала. А вот с упоминаемыми в записи священными камнями все оказалось гораздо сложнее. Удалось выяснить, в какую школу ходила Валентина Ильинична, но каких-либо легенд о камнях, расположенных на этой дороге, нам от местных жителей зафиксировать не удалось. Ныне там находится один большой камень на окраине д. Кимия и два небольших – на дороге от д. Паляны к Кимии (их информантка однозначно должна была проходить по пути в школу). Последняя группа явно стянута с поля, но новый владелец участка не смог нам сказать, когда это произошло.
Интересно, что по информации жителя д. Кимия Н.П. Хмеля (1939 г.р.), в лесу за деревней лежат три камня, которые считаются окаменевшим пахарем с волами и называются Быкi. По преданию, один мужик пахал поле на Пасху и второй мужик спросил у него: «Сегодня ж Пасха, что ты делаешь?». «А, Бог простит», – ответил пахарь. Но не тут-то было – за работу в праздник волы превратились в огромные камни, и сам пахарь тоже стал камнем, но меньшего размера. Эту легенду рассказывала еще мать информанта. Истории об окаменевших животных, например, волах, встречаются в различных частях Беларуси. Одна из самых известных – про камни у д. Стебираки, которые наш проект изучал несколько лет назад. Похожее предание записано и о камнях возле д. Мстиж Борисовского р-на.
![Один из «окаменевших волов». Один из «окаменевших волов».](/upload/iblock/c2a/vf96xm447aj2reyjuo0kxugydz5y2wgs.jpg)
Раньше на том месте, где сейчас находятся «каменные волы», было поле, но в настоящее время местность обильно заросла лесом. Кроме того, известно, что неподалеку археологами выявлено городище культуры штрихованной керамики, которое лежало севернее деревни Кимия, в урочище Батарея. Памятник датируется периодом раннего и позднего железного века (VI–I вв. до н.э. – I–IV вв. н. э.).
![](/upload/iblock/066/040712-risunok-200x200.jpg)
Согласно предварительно сделанными нами измерениям, размеры крупного камня №1 – 320 × 172 × 120 см, камня №2 – 320 × 380 × 160 см, они расположены по азимуту около 168°. Ранее мы уже писали, что стоит обратить внимание на так называемые «каменные свадьбы», азимутальная ориентация камней в которых может быть не случайной. С этих же позиций, совершенно очевидно, стоит посмотреть и на другие выстроенные в цепочку валуны, в частности, те, что были выявлены нами у д. Кимия.
Обнаруженные экспедицией «Уфокома» Быкi в каталогах исследователей до сегодняшнего дня не значились. Мы передали координаты находи специалистам Академии наук Беларуси по этому профилю и, надеемся, что открытый нами объект будет включен в новые книги и статьи и, быть может, получит статус памятника природы регионального или даже республиканского значения.
Следует также упомянуть, что по сведениям Н.П. Хмеля, в детстве, в 40-х – 50-х годах, когда однажды лунной ночью он возвращался домой, то увидел рядом с полной луной белое облако, на котором сидел Иисус Христос, спустив вниз ножки. Святой что-то пытался сказать мальчику, беззвучно открывая рот. Дома мама также пыталась выяснить, что же он говорил, но это так и осталось тайной.
Фото автора. Выражаем благодарность Александру Анюкову за транспортную поддержку нашей экспедиции.