Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Возвращаясь к напечатанному (часть 2)

Кто оставляет за собой «голые трупы» в лесах Ленобласти?

Есть такие темы, которые и не основные, и интереса особого не вызывают, но тем не менее, время от времени к ним возвращаешься. Эта заметка касается не слишком сложной работы, приведшей к очень любопытному результату. Интернет позволяет достаточно оперативно собирать данные для статистических выводов, и я решил обобщить имеющиеся в сети сведения по «голым трупам» за период с 2010 года в Ленобласти. Речь идет о том самом феномене, который был раздут СМИ в начале 2000-х годов относительно вепсских болот.

Несколько цитат из новостей, раскрывающих характерные черты этих случаев:

«В Ломоносовском районе расследуют загадочную гибель мужчины. Перед смертью неизвестный разделся до трусов и лег на землю, сообщили 47news в правоохранительных органах… Прибывшие полицейские обнаружили, что одежда погибшего лежала в 30 метрах от тела. Судя по всему, неизвестный сам разделся перед смертью. В кучу одежды он положил свой мобильный телефон».

«Он рассказал, что наткнулся в лесу на тело мужчины с татуировками и указал место – метрах в двухстах от дороги "Псков-Кингисепп-Краколье", примерно в десяти километрах от деревни Куровицы. Из одежды на умершем были только трусы. Прибывшие полицейские следов насильственной смерти не зафиксировали».

«Согласно предоставленной информации, о данной находке правоохранительные органы указанного выше района узнали в дневное время 16 октября. Она была сделана местным егерем, когда тот находился в лесном массиве на охоте, где в определенный момент наткнулся на труп неизвестного мужчины. На место происшествия выехали стражи правопорядка, которые по прибытию нашли погибшего, который лежал в луже, будучи голым. Одежда мужчины была разбросана вблизи от него. Удалось выяснить, что им является житель села Паша, который числился в списках граждан, пропавших без вести. Эксперты, осмотрев труп, не нашли на нем следов, которые бы указывали на тот факт, что смерть местного жителя носит насильственных характер».

Итак, что вышло в Ленинградской области за период 2010–2021?

Всего: 10 случаев (возможно, не все были упомянуты в криминальных хрониках, и их больше, но считаем то что есть).

Пол: 9 мужчин, 1 женщина.

Районы

 

Год

Время года

Ломоносовский

 

2016/2019

май/март

Киришский

 

2021

февраль

Кингисеппский

 

2021

июль

Волосовский

 

2016

июнь

Выборгский

 

2010

август

Лужский

 

2017

декабрь

Всеволожский

 

2018

июнь (?)

Тосненский

 

2019

декабрь

Волховский

 

2016

октябрь

Из этой таблицы следует достаточно равномерное распределение феномена по районам.

По годам, если допустить, что данные собраны без лакун, к 2021 читается явное увеличение количества случаев, при полном отсутствии в 2011–2015.

По временам года: распределение равномерное – 5 на условно «холодные» месяцы, 5 на условно «теплые».

Какая-либо географическая привязка отсутствует, как по местам, так и по времени. В одном случае предполагается, что человек был пьян, что также соотносится с фольклорными сюжетами на эту тему.

Также по теме
Латвийский специалист по культовым камням Лилия Якубенока проанализировала истории со сходным сюжетом – человек (чаще всего подвыпивший) принимает камень за гостеприимное жилище и засыпает на нем. Насколько распространены такие предания в Латвии и сопредельных территориях? В чем их сходство и отличие? Автор попробовала найти единое семантическое ядро таких рассказов, выявить мифологизированных личностей, чаще всего попадающихся в сети черта или его приспешников, а также попробовать установить время возникновения подобных преданий и этноязыковую среду, в которой они наиболее распространились.

Ввиду отсутствия в новостных программах точной привязки к местам, нет возможности соотнести эти происшествия с тектоническими разломами и прочей геологией.

Если соотнести даты с двадцать четвертым циклом солнечной активности, то в районе пика будет «всплеск» из трех случаев (2016) и явное увеличение на спаде солнечной активности с 2016. Может ли это о чем-то говорить? Не знаю, возможно, это вообще не имеет отношения к делу.

При этом следующая выявленная закономерность явно выходит за рамки случайности и точно имеет к делу отношение: 7 из 10 случаев произошли в полнолуние (учитываем, что полнолуние это три дня полной Луны), 3 оставшихся отстоят от него на 3–6 дней. Это, пожалуй, второе, после соотнесения с фольклором, информативное наблюдение, касающееся природы рассматриваемого феномена.

Влияние Луны на психику людей и ИСС известно издревле, достаточно вспомнить лунатизм, с которым тут есть интересные параллели:

  • лунатизм также часто упоминается в привязке к полнолунию и также чаще встречается у мальчиков.
  • у сомнамбул явное «переключение реальностей» – человек из сна переходит в какую-то иную форму восприятия мира и действует в ней.

Если сравнивать с фольклорными сюжетами, рассмотренными автором ранее (см. тут), то в них также часто «перескок реальностей» связывается со сном. Но здесь есть и существенное отличие – если при лунатизме человек сначала засыпает, а потом «переходит» в другую реальность восприятия (также субъективную), то в фольклорных сюжетах происходит наоборот – человек оказывается в измененной реальности, засыпая в ней, и просыпаясь уже в обычной. Этот момент («лунатизм наоборот»?) кажется весьма любопытным и важным в плане рассматриваемого феномена, ведь он позволяет уточнить, что именно становится спусковым крючком для ИСС. В упрощенном виде алгоритм может выглядеть так:

1. Внешний фактор: вечер-сумерки-наступление ночи в полнолуние.

2. Внутренний фактор: человек заблудился или идет домой, ищет ночлег (имеет цель, не имеющую воплощения в окружающей реальности, мечтает о ней, акцентирует на ней внимание?).

Вероятно, именно в этом сочетании происходит «выдавание желаемого за действительное».

Перевод рассмотрения феномена в область человеческой психики логично объясняет отсутствие привязки этих случаев к местности, времени года, температуре и т.п. Да, такое происходит где угодно и когда угодно, похоже, что дело не в месте, а в самих людях, точнее в том, что мы про себя еще не знаем, или почему-то не хотим знать. Будет любопытно, если в итоге выяснится, что в основе рассматриваемого феномена лежит разновидность лунатизма или похожее трансовое состояние.

P.S. В двух из десяти упомянутых случаев подчеркивается, что тела обнаружили вблизи ЛЭП. Непонятно, имеет ли это отношение к делу, но это напомнило кое-что из встреченного «в поле» в 2012–2013 годах. В те годы мы с коллегами столкнулись со странными босыми следами, идущими прямо по грязи (хотя обойти можно). Явная неадекватность ситуации. Оба случая произошли вблизи полнолуния (2–3 дня до и 1–2 после) и у ЛЭП. Имеется ли связь, ведь сообщений, подобных выше процитированным, с этих мест в то время не поступало? Или кому-то просто повезло вовремя вернуться в реальность? Не знаю.

1.jpg

Фото 1. Цепочка босых следов у ЛЭП возле старого Кирхгофского кладбища. Фото автора, 2013.

2.jpg

Фото 2. Цепочка босых следов у Куровиц (близ Кобрино). Фото А. Куриловича, 2012. Заслуживает внимания комментарий к находке этих следов: «Сфотографировать в масштабе не догадались, так как хотелось оттуда поскорее убраться – очень четкое неприятное чувство. В общем, мы их заметили не сразу – а это чувство, давящее, гнетущее, появилось сразу, когда свернули на широкую просеку, где проходит ЛЭП. Было очень тихо, тишина как будто давила (там, где оставили машину, ничего такого не было), хотелось уйти оттуда. Чем дальше шли возле ЛЭП, тем отчетливее стал появляться страх, без причины. А потом увидели следы. Они шли цепочкой, один за одним – так человек не ходит (иногда справа или слева был другой след, который выбивался из цепочки, но таких было два или три). Босая ступня, плоская совершенно, причем этот кто-то шел по грязи, по лужам. В общем, мы оттуда смылись».


15.08.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Анализ видеоматериалов активности полтергейста в Воронежской области в 2020 году
Полтергейст 19
Анализ видеоматериалов активности полтергейста в Воронежской области в 2020 году
Начиная с марта 2020 года в г. Павловск Воронежской области в двухкомантной квартире начался активный случай полтергейста. В середине апреля 2020 года сообщение об активном случае полтергейста было направлено в группу «НОЗП», которая оперативно выехала в Воронежскую область и предприняла попытку помочь «жертвам». Также к анализу данных по этому случаю дополнительно был подключен психолог, кандидат психологических наук Е. К. Агеенкова, которая имеет большой опыт работы с «подростковыми полтергейстами».
Традиционные магическо-ритуальные практики белорусов против блуждания людей и животных
Сакральная география 1
Традиционные магическо-ритуальные практики белорусов против блуждания людей и животных
Повседневная жизнь человека в традиционном обществе была неразрывно связана и в большей степени зависела от окружающей среды. Символическое разделение на «свой» и «чужой мир», усвоенное культурное и дикое природное пространство сформировали точно установленные принципы и правила поведения человека в мире. От того, насколько люди придерживались этих установок, зависело как само выживание, так и успех в хозяйственной деятельности.