зав. сектором по изучению полтергейста при «Космопоиске», к-т. техн. наук
E-mail: tomin.nv@gmail.com
«Зачарованные» пространства и паранормальный туризм
Современные научные представления о «нехороших» домахБолее глубокие научные исследования «домов с привидениями» или «беспокойных» домов могут предложить новый материал для развития моделей интеракционизма в рамках психологии среды, суть которых сводится к утверждению, что так называемый аномальный опыт в подобных местах является феноменом, связанным с двунаправленным влиянием среды и человека.
С этой точки зрения подобные «беспокойные» дома рассматриваются как особые сакральные, «зачарованные» пространства (англ. enchanted spaces), где стимуляторами аномальных переживаний выступают различные средовые физические факторы, а также особые психологические мета-паттерны, связанные с «гештальт-влияниями». Более того, эти пространства существуют не только как психологическая и культурная, но и как юридическая реальность. Обязательным атрибутом «нехороших домов» считается присутствие в них нечистой силы, что и определяет «беспокойную» динамику данного пространства.
Радует, что сегодня полноценные научные исследования в этой области набирают неплохие обороты, как например недавняя мета-обзорная работа «Understanding Consumer Enchantment via Paranormal Tourism: Part I – Conceptual Review» в рецензируемом журнале «Cornell Hospitality Quarterly». В ней авторы отмечают, что в последние годы понятие «зачарованных» пространств приобрело особое значение в сфере так называемого «паранормального туризма», когда различные туристско-гостиничные предприятия или специальные агентства предлагают клиентам пережить состояние так называемого «зачарования» (англ. enchantment) в различных «беспокойных» домах и местах. Стоит заметить, что паранормальный туризм, в свою очередь, является ответвлением более общего направления мрачного, темного туризма (англ. dark tourism), когда люди в погоне за «особыми эмоциями» посещают объекты, связанные с трагическими событиями и/или смертью. Такой специфический туризм достаточно глубоко исследуется в другой недавней научной работе «Мрачный туризм как феномен экономики впечатлений», опубликованной в Вестнике ПНИПУ.
Ключевым термином этих исследований является как раз понятие «зачарования», которое, с одной стороны, рассматривается как одно из целей мрачного туризма, с другой, – как малоизученный эффект влияния со стороны подобных «зловещих пространств». Исследователи приходят к мнению, что понимание «зачарования» отличается от упрощенных представлений о чувстве восхищения, радости или благоговения, присущих позитивной психологии. Речь идет о более сложном и динамичном феномене, который, вероятно, включает в себя взаимодействие различных психологических характеристик (таких как недоумение и формирование впечатлений), средовых стимулов (например, обнаружение необычного, паранормального и погружение в него) и социального контекста (например, подтверждение со стороны окружающих).
«Беспокойный» дом Лиззи Борден в г. Фолл-Ривер (США), который со временем превратился в отель и стал популярным местом паранормального туризма.
Исследования показывают, что феномен «зачарования» коренится во взаимном воздействии человека и окружающей среды. Это двунаправленное взаимодействие, или энактивность, подразумевает, что переживания индивида формируются не только внешними стимулами, но и его собственными психологическими процессами. Более того, считается что, «зачарованные» пространства можно рассматривать как психологические (или даже парапсихические) конструкции, сформированные на основе ситуационного и социокультурного контекста, неоднозначных стимулов (то есть неожиданных, непредсказуемых или аномальных) и предположений о существовании сверхъестественной или трансцендентной силы.
Такое понимание довольно близко к концепции фокального лица в феномене «шумного духа», когда подобное лицо способно активировать «полтергейстную среду», которую также можно отнести к разновидности зачарованных пространств. В исследованиях даже введен термин «ситуационное очарование» для обозначения особого состояния возбуждения, характеризующегося ощущением дискомфорта или когнитивного диссонанса, которое, как показывает и наша практика, довольно характерно для фокальных лиц.
Таким образом, «зачарование» можно рассматривать как особое и прогрессирующее состояние возбуждения, которое возникает, когда действие нарушает чувство реализма человека. Однако исследования указывают и на более радикальный взгляд, что для «зачарования» уже самого пространства нужны не только пространства «с дурной славой», но и люди с определенными психологическими статусами, способные (если так можно сказать) «пробудить» потенциально «беспокойный» дом. Это идея, пусть и иносказательно, хорошо развивается в культовой серии псевдодокументальных фильмов-хорроров «Дома Ада» (режиссер Стивен Когнетти), повествующих о проклятом пространстве отеля «Абаддон», ставшего трагической точкой притяжения паранормального туризма. Когда-то в этом месте произошло массовое самоубийство членов неизвестного сатанинского культа, после чего отель был заброшен, но продолжал привлекать внимание своим таинственным прошлым.
Кадры из серии фильмов-хорроров «Дом Ада» про проклятый отель «Абаддон».
В этой серии фильмов разные группы энтузиастов решает превратить заброшенный отель в аттракцион для туристов. Однако их присутствие и деятельность в старинном отеле «пробуждают» дремлющие зловещие силы, что приводит к череде необъяснимых и ужасающих событий. По мере подготовки к открытию аттракциона начинают происходить все более пугающие эпизоды. Камеры, установленные в отеле, фиксируют паранормальную активность, а сами организаторы вместе с привлеченными поклонниками «мрачного туризма» становятся жертвами смертельно «зачарованного» пространства отеля. И даже привлеченные сюда исследователи, самонадеянно полагающие, что «профессионалы» смогут успокоить «беспокойное» здание, терпят неудачу.
Примечательно, в своей статье «Complex Environmental Reactions, as a New Concept to Describe Spontaneous «Paranormal» Experiences» В. Лукаду предлагает своего рода противоположную модель теории «зачарованных» пространств, т.е. продуктов двунаправленного действия места и психики людей. Согласно его модели, «беспокойность» и аномальность какого-либо места связана с ее «сильной квантовой запутанностью», для которой важна своеобразная «закрытость», автономность, чтобы длительное время поддерживать сверхъестественную активность. А вот слишком пристальное внимание потенциальных очевидцев нарушает «новизну», уникальность пространства, и оно теряет свои паранормальные свойства. И в этом случае, смельчакам с камерами, конечно, больше бы повезло в проклятом отеле «Абаддон».
В конечном счете, феномен «зачарованных» пространств подчеркивает сложность и многогранность взаимодействия между человеком и окружающей средой. Будь то через психологические механизмы восприятия или гипотетические квантовые эффекты, эти пространства могут становиться источниками как гипотетических аномальных переживаний, так и катализаторами вполне реальных малоизученных, необъяснимых явлений.