координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by
Писатели-фантасты и «Космопоиск»
Какие научно-фантастические темы поднимали в своих произведениях члены «Космопоиска»?Сегодня я решил порефлексировать на довольно необычную тему, о которой, возможно, до меня никто всерьез не задумывался. С 2005 года я состою в международном общественном объединении «Космопоиск». Помимо научных статей и монографий, я изредка обращаюсь и к написанию художественных книг. Внезапно, мне стало интересно, кто еще из этого объединения, одна из основных тактических целей которого постулируется как «поиск методов решения глобальных проблем современной цивилизации», пытался облечь свои мысли в такую же литературную форму.
Как известно, идейным вдохновителем, стоявшим у основ «Космопоиска», был писатель-фантаст А. П. Казанцев, проявлявший большой интерес к многочисленным загадкам науки. Особый интерес у Александра Петровича вызывала Тунгусская катастрофа. Ей посвящены, в частности, рассказы «Взрыв» и «Гость из космоса». Казанцев как мог романтизировал катастрофу для будущих исследователей, предположив, что Тунгусское комическое тело на самом деле было кораблем инопланетных пришельцев, взорвавшемся при посадке. В своем творчестве Казанцев последовательно (еще с 1945 года) развивал идеи о взаимодействии человечества с внеземными цивилизациями и исследовал возможное влияние такого взаимодействия на историческое развитие нашей планеты. Это направление получило название «палеоконтакт» и затронуто автором, в частности, в повести «Планета бурь» (первая редакция появилась в 1959 году). В произведении говорится о том, что в далеком прошлом Марс был населен разумными существами, которые в свое время могли посещать Землю. Интересовался он и древними артефактами, которые могли бы подтвердить такого рода посещения.
Иллюстрация к повести А.П. Казанцева «Планета бурь» из сборника «Гости из космоса» (1963).
Многие из высказанных Казанцевым идей позже в той или иной форме развивали другие члены «Космопоиска». Долгое время возглавлявший «Космопоиск» В. А. Чернобров в нескольких своих произведениях, опубликованных в конце 1980-х – начале 2000-х годов в сборниках научной фантастики, также обращался к теме тайн времени, существовавших некогда инопланетных цивилизаций и даже природы любви и смерти. При этом некоторые его работы можно, скорее, причислить не к классическому жанру фантастики, а к своего рода философским трактатам на заданные темы. Немногие знают, но Вадим Александрович также писал и стихи. Вот, например, один из них:
Песня космоплавателей
Первая ступень – отъехала назад,
Вторая ступень – въехала под зад,
Третья ступень – так ее, раз так,
Ну а в четвертой – там взорвался бак!
Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!
Первая скорость – визжат тормоза,
Вторая скорость – выезжают глаза,
Третья скорость – темнеют небеса,
После четвертой – седеют волоса!
Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!
В первом отсеке – сломан агрегат,
Во втором отсеке – боцман-дурак,
В третьем отсеке – полетел домкрат,
Ну а в четвертом – мат-перемат!
Слева по борту – астероид-гад,
Справа по борту – пиратский фрегат,
Сзади за кормой – был просто ад,
А впереди по курсу – будешь ли ты рад?!
Малый вперед – лететь долгий срок,
Средний вперед – заносит поперек,
Так значит – полный вперед,
Как того хочет бог!..
(0.17 ночи 1/2 октября 1998, Москва)
Нынешний координатор «Космопоиска» С. В. Александров написал как минимум два опубликованных в интернете эссе (под псевдонимом Сергей Соболь). Так, повесть «“Богатырская застава” в стратосфере» (1998) представляет собой сложную смесь жанров, сочетая в себе элементы научной фантастики и шпионского романа. При этом акцент сделан на описании патрульных полетов на стратегическом ударном самолете, обсуждении морально-этических дилемм военной службы и скрытого участия военного персонала в конфиденциальных операциях. В свою очередь, рассказ «На запасном пути» (2001) сочетает в себе элементы космической оперы и технотриллера. Общая атмосфера рассказа наполнена техническими деталями и описаниями космической техники, что придает ему научно-фантастический характер с акцентом на технологии и альтернативное будущее человечества. Еще один так и не оконченный и пока безымянный роман Сергея Викторовича посвящен космической тематике и рассказывает историю разведчика-нелегала Сайкина, который готовится к первой посадке на неизвестную планету Аглуак. Здесь сквозит тема взаимодействия между различными цивилизациями и проблематика первого контакта, особенно в том случае, когда одна из сторон значительно более технологически развита.
Около двадцати лет назад А. Б. Петухов, долгие годы курирующий в «Космопоиске» уфологическое направление, под впечатлением от посещений Медведицкой гряды написал повесть «Руины древнего метро» (2003). Ее персонажи – археологи, лингвисты и технологи – находят в подземных туннелях не только реальные артефакты, но и разгадывают тайны древних забытых языков, что позволяет им лучше понять собственную историю. «Руины…» – это попытка осмысления автором собственной идеи-фикс о дочеловеческих цивилизациях, или о древней высокоразвитой человеческой цивилизации, которая деградировала до первобытного уровня, после чего началась известная нам история. К сожалению, в настоящее время повесть так и не опубликована и предоставлена автором лишь для ознакомления.
М. В. Петрова, на протяжении многих лет возглавляющая группу «Казань-Космопоиск», также неоднократно писала рассказы, на которые ее почти всегда вдохновляли реальные происшествия. Так, рассказ «Неожиданная встреча» родился в 2010 году после наблюдений за небом, прошедших во время акции «Сурикат». Его, скорее, можно отнести к жанру ужасов, хотя в его основе – исследование человеческих страхов и реакций на возможность внезапного контакта с внеземным разумом. А в центре другого рассказа, тоже основанного на реальных событиях, – «Чёртово» (2012) – типичный городской житель Василий, который переезжает в деревню, унаследованную от тетки, и сталкивается с необычными полтергейстными явлениями. Хочется также заметить, что в оба рассказа вплетены элементы отечественного фольклора и мистики.
Активно публикуется в сети и представительница группы «Урал-Космопоиск» Ю. М. Якубова. Под псевдонимом Юлия Щёлокова вышла ее повесть «Смертельная привязанность» (2023) – своеобразный магический детектив и рассказ «Кодовое имя» (2022), в котором автор задается вопросом о том, каковы будут сказки в будущем о нашем настоящем. Рассказ «Смердящий Гаан» (2022) – аллегория о взаимоотношении людей в стиле фэнтези. Автор доносит до читателя мысль о том, как одни своим эгоизмом отравляют жизнь вокруг себя настолько, что остаются в полном одиночестве, отравленные и изуродованные своими действиями и высказываниями, а другие бескорыстно, принеся в жертву свои мечты, амбиции и желания, нивелируют этот вред по мере сил. Наконец, рассказ «На круги своя» (2022) можно отнести к мистике или социальной фантастике, ведь в нем развивается идея цикличности или синхроничности, причем, с точки зрения автора, повторяются как хорошие судьбы, так и горькие, и тяжелые.
В свою очередь, член группы «Санкт-Петербург-Космопоиск» А. В. Михайлов свой первый роман «П.И.Р.С. Неделя до Армагеддона» (2022), написанный в сеттинге постапокалипсиса, относит к жанру «социально-боевой фантастики». Автор поднимает вопрос о том, не последует ли возмездия или наказания от Высших сил за наши действия? Может быть, стоит вовремя остановиться и задуматься о последствиях того, что мы делаем?
Обложка романа А. В. Михайлова «П.И.Р.С. Неделя до Армагеддона» (2022).
Сам я тоже написал несколько художественных рассказов и повестей. Что-то так и осталось неопубликованным, что-то – появилось в соцсетях, но моим официальным дебютом в жанре научной фантастики можно считать 2010 год, когда я небольшим тиражом выпустил книгу «Вселенная Пича Квачо» – космооперу о путешествии главных героев на самый-пресамый край мира. Затем в 2015 году я издал повесть «Мракоборец» в несвойственном до этого для меня жанре фэнтези. Однако совершенно неожиданно новый жанр позволил зацепиться за важные для меня вопросы и этические дилеммы, которые раньше постоянно оставались где-то на задворках.
И вот на днях в издательстве «Вече» вышел приквел «Мракоборца» – роман «И нет дорог в город тени» из цикла «Бремя Владыки». Здесь я в очередной раз смог раскрыть тематику «оживших» преданий и легенд, затронул вопрос о самой структуре нашей реальности и даже немного коснулся экологических проблем.
Обложка романа «И нет дорог в город тени» (2024).
Таким образом, можно говорить о двух своеобразных волнах интереса любителей фантастики и фэнтэзи, сотрудничающих с «Космопоиском». Первая волна, условно относящаяся к 1980-м – 2000-м годам, в основном продолжала развивать темы, поднятые еще А.П. Казанцевым (палеоконтакт и взаимоотношения с Внеземными цивилизациями). Второй же волне, старт которой также условно пришелся на 2010-е годы, свойственно раскрытие тем выбора путей развития человечества, переосмысление собственного фольклора и структуры нашей реальности, в основном относящихся к постапокалипсису, хоррору, мистике и непосредственно фэнтези. Конечно, во многом такое деление на «волны» условно. Однако лично мне кажется, что если члены «Космопоиска» продолжат эксперименты в области литературных жанров и направлений, то авторы второй волны так или иначе станут больше обращаться не к гипотетическому контакту с инопланетным разумом, а к вопросам осмысления нашей мифологии через призму ее архетипических образов и глубинным взаимоотношениям человека с самим собой и окружающей его природой.