Лысые Горы (фрагмент книги)

В этом году состоялась презентация уникальной и долгожданной книги двух известных историков (Людмилы Дучиц и Ирины Климкович), посвященная синтезу фольклорных, археологических, этнографических и прочих экспедиций по нашей стране. Название книги как нельзя лучше передает окончательный результат подобной селекции - "Сакральная география Беларуси". Представители Уфокома побывали на презентации этой книги и пообщались с ее авторами. Так как многие разделы книги оказались тесно переплетенными с нашими собственными изысканиями и планами, мы решили опубликовать некоторые разделы этого уникального исследования. Речь сегодня пойдет о Лысых горах, которые часто значатся одним из пунктов наших поездок, но постоянно остаются за рамками отдельных публикаций на нашем сайте и, предваряя этот готовящейся материал, мы решили сделать к нему очень красочное предисловие.

На территории Беларуси почти что в каждом округе есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т. п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и "облысели". Прилагательное "лысый" имеет тут двоякий смысл. Это может объясняться и как "голый без растений и деревьев", и как "ясный", "светлый", связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам. В мире известнейшей считается Лысая Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп, после нее Лысая Гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая Гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые Горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной Горой.

На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или о закопанной в горе золотой карете. В XIX веке в деревне Кроменица Зельвенского района о местной Лысой Горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора. На Лысой Горе около местечка Освея в Верхнедвинском районе по преданию похоронены собаки графа Шандурского, а около местечка Телеханы Ивацевичского района - тело татарского хана. Отсюда якобы и название Телеханы.

Согласно поверьям, на Лысых Горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы собираются в основном на Лысую Гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как очень боялись, мол, их используют ведьмы для езды на Лысую Гору.

В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой Горы в деревне Кокотово (по всей видимости, имеется в виду современная деревня Кокота - прим. ред.), что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются, каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид. А в городе Петрикове на Гомельщине считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой Горе около Припяти. На Лысой Горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых Гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах волшебной хозяйкиной пищи вынудил солдата оказаться на Лысой Горе. А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой Горы.

На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится высокая гора. В предании рассказывается: Давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка, он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они так и взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: "Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод!...". Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня. Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.

В одном из сказаний, которое касается Лысой Горы около деревни Лоточки Брасловского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшего наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется только тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой Горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.

Со временем древние мифы и образы теряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые, однако, сохраняют некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся и в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь неслучайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себе шкуру священного животного, как и современные шаманы, устраивали условные путешествия на мировую космическую гору в потусторонний мир. То же относится и народным рассказам о полетах ведьм и шабашах на Лысых Горах, которые у наших предков имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол. Языческие же божества и их слуги жестоко преследовались и карались, ведь провозглашались дьявольским отродьем, слугами дьявола.

В результате древние жрецы потеряли прежнее влияние. Частично их уничтожили, частично они притаились и постепенно превратились в сельских знахарей, ведунов, волшебников и гадалок. Простой народ еще долго пользовался их услугами.


Людмила Дучиц, Ирина Климкович, пер. с бел. Елена Илюхина 08.07.2011
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Как развивалась сибирская аномалистика?
Проекты 123
Как развивалась сибирская аномалистика?
В последний будний день сентября в Музее русского искусства (г. Москва) прошла восьмая «Необъяснимая встреча», на сей раз сорвавшая полный аншлаг. С докладом о Сибирской аномалистике перестроечных времен выступал Виктор Николаевич Фефелов, уже знакомый многим по своей активности в сфере исследований полтергейста.
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
Проекты 2
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
За последние два месяца издательство "Регистр" радует читателей уже второй книгой по конференциям "Уфокома". На этот раз вышел сборник четвертой по счету конференции "Таинственная Беларусь", прошедшей весной этого года в Национальной библиотеке.