Где находится чудотворная икона из д. Пахомово Вилейского района?

В Беларуси исчезают множество деревень, причем процесс этот, хоть и ускорился в последнее время, неизменно продолжался и на протяжении всего XX века. Но когда с карт пропадает деревня, часто уходят в небытие и ее традиции, обычаи и даже местночтимые святыни. Примерно также произошло и с д. Пахомово (Пахомовичи) Ильянского сельсовета Вилейского р-на Минской обл., только здесь вместе с деревней бесследно исчезла одна из самых известных белорусских чудотворных икон.

Сведений о д. Пахомово нам удалось найти немного. На картах XIX века она еще обозначена как Пахомовичи, но в начале прошлого века уже приобрела свое нынешнее название1 [11, с. 93]. Населенный пункт располагался прямо на берегу р. Вилия и, как было указано в 1896 году, от этого села правый берег везде был песчаный, возвышенный, поросший деревьями, а левый – низкий [11, с. 22]. Возможно, именно удобный подход к берегу и предопределил строительство здесь и в расположенной неподалеку д. Сосенки пристани [2, с. 453]. Зимой купцы свозили сюда со всей округи бревна, а весной нанимали людей и вязали плоты, которые гоняли аж в Балтийское море [9, с. 20]. К. Тышкевич в этой связи писал: «Усё таварнае дрэва вяжуць тут у вельмі малыя платы, якія выпраўляюць на раку Вілію, дзе ўжо на яе беразе, у Пахомаве іх перавязваюць у вялікія платы, і ў такім новым выглядзе яны падарожнічаюць да Мемеля» [16, с. 217].

д. Пахомово на карте РККА (1920–1930-е годы).
д. Пахомово на карте РККА (1920–1930-е годы).
 

Известно, что с 1736 года деревня относилась к парафии Вязынского костела Св. Анны. В 1864 году ильянская парафия была ликвидировна, вместе с этим закрыли и вязынский костел, а его здание передали православным [7, с. 73]. В конце XIX века в д. Пахомово (на тот момент принадлежавшей к Виленской губ.) значилось всего 4 двора, 39 жителей и приписная церковь [1, с. 16]. В клировкой ведомости Вязынской церкви за 1873 год указано, что дворов тут 6¾, а прихожан – 55 (27 мужчин и 28 женщин). О церкви же в ведомости сказано следующее: «Церковь, состоящая при деревне Похомове. Церковь сия построена неизвестно когда и кем. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, прочная, покрыта гонтами, стены снаружи и изнутри обшиты досками. Иконостас и иконы новые, построены в 1868 году. Престол один в настоящей холодной во Имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; утвари в ней мало. Причта, земли, домов и прочих угодий нет. Расстоянием сия церковь от самостоятельной в 6-ти верстах. Богослужение в ней совершается в храмовые праздники и другие дни по древнему обыкновению прихожан» [3, с. 2–3]. В 1970-х годах деревня насчитывала около 10 домов, церковь же была закрыта в 1960-м году [9, с. 20]. На картах обозначено и кладбище.

Единственное известное на сегодняшний день изображение церкви в д. Пахомово (виден также фрагмент кладбища и сосновый лес). Фрагмент фото из семейного архива Гур Аллы Иосифовны, г. Вилейка. Публикуется впервые.
Единственное известное на сегодняшний день изображение церкви в д. Пахомово (виден также фрагмент кладбища и сосновый лес). Фрагмент фото из семейного архива Гур Аллы Иосифовны, г. Вилейка. Публикуется впервые.
 

Есть также сведения, что в деревне была и святая криница к которой верующие ходили крестным ходом [10]. Сведения о ней якобы разыскал в архивах краевед Анатолий Рогач, однако никто из опрошенных нами жителей окрестных деревень о ней не упоминал. Теперь проверить это уже вряд ли удастся – после 1975 года д. Пахомово перестала существовать [15, с. 209]. Ее вместе с церковью снесли при строительстве Вилейского водохранилища, а жителей расселили. «Повезло» лишь кладбищу: при переселении деревни была приглашена единственная в СССР бригада по переносу захоронений. Все останки были выкопаны и перезахоронены в других деревнях.

д. Рыбчино, затопленная водами Вилейского водохранилища (фото с сайта mlyn.by).
д. Рыбчино, затопленная водами Вилейского водохранилища (фото с сайта mlyn.by).
 

Интерес же именно к этой деревне возник после обнаружения в Национальном архиве Республики Беларусь (НАРБ) упоминаний о чудотворной иконе, к которой в 50–60-е годы стекалось большое количество верующих со всей округи. В 1958 году, в справке о нахождении так называемых «святых мест» и источников, составленной уполномоченным СРПЦ по БССР Г. Семеновым, упомянута и икона из д. Пахомово. Г. Семенов пишет: «На кладбище около д. Пахомово, Вилейского района (Вязынский церковный приход) имеется небольшая старинная церковь, в которой хранится весьма чтимая икона древнего письма [12, л. 14]. Схожие данные содержатся и в отчетно-информационном докладе о работе уполномоченного СРПЦ Г. Ковалева за 1960 год, где сказано, что в Беларуси осталось всего несколько2 так называемых «святых мест», одно из которых как раз в д. Пахомово: «Здесь ежегодно 27 сентября собиралось большое количество поломников. Разжигая религиозный фанатизм у верующих, церковники до 1960 года использовали эти «святые» места, как источник личного обогащения. В 1960 году Раковскую и Пахомовскую церкви закрыли, а «святые» места полностью ликвидировали и, таким образом, прекратили поломничество к ним» [13, л. 36–37].

Фэст

О фэсте, который проходил в Пахомово, осталось много воспоминаний. «Я помню… Рыбчына там саседняя вёска. Гдзе-та мы дабiралiсь кiламетраў пяць. Босыя iшлi, таму шта сандалiкi жалелi, насочкi беленькiя. Iшлi лесам. I я помню, впечатленiе такое [об иконе], што ана ўся залатая была. У золате такiе, жоўценькiя. Много было iкон. Это настолько я помню впечатлена была» [ФРК]. «Фэст быў. [И что делали люди?] Малiлiся Богу. [Много людей было?] Много!» [УДИ]. «Прывозiлi на вазах прадаваць яблыкi, грушы. А рублi царскiе былi пахожы на савецкiе, да рэформы сорак втарога года. I бабцы даеш царскiе грошы, яна не разбярэцца» [КМИ].

Но данные о том, когда именно был фэст немного расходятся. Часть информантов полагает, что на яблочный Спас (19 августа), часть, что на Воздвижение (27 сентября), а другие сходятся во мнении, что в обе эти даты. Сонеч Раиса Петровна (1948 г. р.) вспоминает: «Спас в Рыбчыне, когда был фэст. Собирались со всех деревень. И тогда шли все родственники. Кто в Рыбчыне, если вот у нас родственники, и они там и за десять, и за двадцать километров. Они все съезжались. Все в церковь. В это Похомово ехали на кладбище, отведывали всех похороненых родственников. Ну а потом ехали в деревню, отмечали» [17, s. 240–241]. «На Спаса! [Вы ходили туда?] Да! [А расскажите, как он проходил?] Была маленькая цэркаўка. У гэту цэркаў Рыбчына хадзiла. Кладбiшча была. На Спаса была. Яблачны Спас. […] Дваццаць дзевятага аўгуста» [ВКЕ].

«[Вы ходили в Пахомово?] Ну, дак гэта я была яшчэ дзяўчынай такой малой, невялiкай. Можа гадоў дванаццать мне яшчэ было. Мацi за руку вадзiла. Мы толькi помнiм, сабiралiся там у гэтыя празнiкi i там усё прывозiлi. Вот эта пара – яблыкi, гэта ўсё. I мы дзецi там куплялi. I на Узвiжанне. Фэст. Гэта ўжо дваццаць сёмага сентябра» [н/п]. «Дзядзька дык быў. Казалi, пашлi раз на Звiжанне. Дык туды пашлi, кажа, у касцюмах, а назад, кажа, снегу навалiла!» [СЛВ]. «Запрагалi коней i ў Пахомава ездiлi на фэст. Гаварылi: «Паехалi, каб…». А назад еле прыехалi – пайшоў бальшой снег. Это было… iлi осенью, но снега не было i вдруг пашол снег. Рыбчане праздновалi Воздвiженье i Спас. Вот это фэст у Рыбчыне. Хадзiлi на службу ў Пахомава, у цэркаў, а патом чэрэз рэчку там дабiралiся i патом уся вёска гуляла» [ГНА].

То, что фэст проходил два раза в год, подтверждают и обнаруженные нами в НАРБ документы. Так, уполномоченный СРПЦ Г. Семенов сообщал: «На поклон к этой иконе к Пахомовской церкви два раза в год 19/VIII и 27/IX собирается большое количество (до 3000 человек) паломников. Используя это положение, духовенство Вилейского благочиния устраивает там торжественные службы, приносящие большие доходы церкви» [12, л. 14].

Фэст в д. Пахомово. Фото из семейного архива Т. Ляшкевич.
Фэст в д. Пахомово. Фото из семейного архива Т. Ляшкевич.
 

Т. Ляшкевич пишет, что на фэст со всей округи крестным ходом с хоругвями шли люди. Сперва люди молились в церкви, а после, в середине дня, шли к своей родне или знакомым. Каждый считал за честь встретить и угостить как следует родственников. Но, если в деревне родни не было, то свояки просто собирались вместе и кушали на природе. На приведенном фото дети и внуки Ничипора Савчица (из д. Сенище) сидят на окраине д. Пахомово с едой, которую каждый принес с собой [9, с. 20].

В свою очередь, Мария Николаевна Савчиц, ранее проживавшая в д. Пахомово, вспомнила, что церковь в Пахомово открывалась 4 раза в год – кроме Спаса и Воздвижения, когда проходил фэст, священник приезжал еще на второй день Пасхи и на второй день Петра и Павла [СМН].

Появление и исчезновение иконы

Появление иконы на дереве – довольно уникальный мотив, хотя на сегодняшний день таких икон в Беларуси насчитывается уже более 30. В основном святыни появляются на груше, липе, сосне, березе дубе и других деревьях, и чаще всего это иконы Божьей Матери [4, с. 29–50]. Каждое такое упоминание интересно и достойно своего места в литературе, вот почему мы решили разыскать про этот образ дополнительные сведения и по возможности установить, где он находится сейчас.

Казалось бы, местонахождение иконы известно. В 2011 году в вилейской «Региональной газете» вышла статья Тамары Ляшкевич (Савчиц), в которой она уверенно пишет, что церковь в Пахомово была построена в честь редкой иконы «Бичевание Христа», которая считалась чудодейственной и лечила глазные и сердечные болезни: «Когда икона появилась в Пахомово и откуда привезена – неизвестно. Однако, как свидетельствует предание, когда в деревне была переправа, она уже лечила людей […] При сносе деревни была разбурена и церковь. А чудодейственная икона куда-то вывезена. Долгое время люди не знали, где она. Но благодаря стараниям прихожан деревни Вязынь святыню нашли, и теперь она находится в церкви этого населенного пункта» [9, с. 20].

Икона «Бичевание Христа» в вязынской церкви. Фото автора, 2018 год.
Икона «Бичевание Христа» в вязынской церкви. Фото автора, 2018 год.
 

В Вязынской церкви эту икону также считают той, что была в затопленной деревне. Отец Михаил Чурило полагал, что образу не менее 200 лет. Как предположил искусствовед П. Жевнерович, икона относится к белорусской иконописной школе периода униатства [6, с. 5, 7]. По высоте она почти равна человеческому росту, к ней прикреплены металлические и бумажные воты с изображением исцеленных частей тела. Кто именно, когда и где ее нашел, данные утрачены. Матушка Раиса Чурило вспоминает: «Яе ж прывезлi патом. Цэрквi закрылi гдзе-та ў шайсятых гадах. Шэйсят трэцiй, гдзе-та так. А наша яшчэ не адкрыта была да дзевяноста первага года i вот эта iкона дзе-та нахадзiлась. У газете напiсано, что вязынскiе прiхожане ее разыскалi… А гдзе ана была до этого временi – неiзвестно» [ЧРП]. Кстати, в соседней с Вязынью д. Есьмановцы мы для этой иконы зафиксировали название «Звиженская»: «У наз жа [у Вязынi] моляцца на Звiжэнскай iконе. А цi яна пахомавская, цi не пахомавская? Ну гавараць жа пахомавская» [СЛВ].

Так на каком же дереве появилась эта икона и действительно ли она была «Бичеванием Христа»? В уже упомянутом докладе уполномоченного СРПЦ Г. Ковалева читаем: «…Около Пахомовской церкви, Вилейского района, […] стояла многолетняя сосна. Церковники распространили слухи, что на ней когда-то «появилась» икона» [13, л. 36–37]. В Архиве рукописей литовского фольклора Института литературы и фольклора Литовской академии наук (LTR) сохранилась легенда, записанная исследователями в 2007 году от Раисы Петровны Сонеч (1948 г. р.): «У нас, кстати, кладбища в самой деревне не было, в Рыбчыно. А было за речкой, в Похомово. [...] Там история такая была, я читала потом в церковных книгах, что нашли икону. Одной женщине постоянно во сне приходило видение, что она видит Матерь Божью на дереве. Она пришла к священнику на исповедь и рассказывает, что я вот видела такой сон. Но он не предал значения. Проходит некоторое время, она опять – мне опять этот сон. Это я читала в церковных книгах сама. И потом священник говорит: ну поедем, покажи это место. Приехали и они увидели на сосне икону Матери Божьей. На сосне, в лесу нашли3. И вот на этом месте, недалеко от речки, на этом месте тогда поставили часовенку. И тогда все наши рыбчане вот только там и хоронились. Было это лет сто-сто пятьдесят. [...] И эта часовенка была, пока не стали сносить Похомово» [17, s. 240–241]. Как подтвердила нам Раиса Петровна, эти сведения она прочла в книге из Ильянской церкви 4. Аналогичные данные собрали и ученики гимназий №1 и №2 Татьяна Корсак и Юльяна Гвозд, о чем позже они написали статью в местную газету «Шлях перамогi» [8, с. 5]. Таким образом эта икона Божьей Матери, наверняка, была бы почитаема в д. Пахомово.

Совсем другую историю пахомовской иконы мы зафиксировали от старосты д. Судники Зинаиды Николаевны Вяжевич (1934 г.р.): «Ну iкону гэну тады, як разарылi цэркаў, дак iкону забралi былi сюды, да нас у цэркаў. [В Вязынь?] Не, у Суднiкí. I там была, але ужо гэта новую пастроiлi, гэну разарылi, а новую пастроiлi. [А эту икону куда сейчас перевезли?] Тут быў такi делавы мужык i ён яе забраў з цэрквы, як цэркву тады разарылi гэту старую. Ды прадаў яе за гранiцу. Дык затое пастрадалi [яго] дзецi, ужо нiкога жывых няма. [А в Вязыни в церкви не эта, а другая икона?] Нет-нет, другая. Гэту церкаў строiў ужо Iльянскi бацюшка (новую) – отец Грыгорый. А гэную iкону – эта паносная iкона была Божая Матер. [В Пахомово?] Да. Iкону я вiдзела гэну. Яе ж прынеслi сюды былi, у гэту нашу цэркаў. Там сразу Пахомаўскую разарылi, а наша цэркаў тут долга стаяла. Жыў тут прэдседацель калхоза, не, не калхоза, а прэдседацель сельсавета. I яго застаўлялi, ён парцiйны быў, застаўлялi эту цэркаў разарыць. Ён сказаў: «Я бiлет палажу, но цэркаў разараць не буду». […] [Икона эта была большая?] Насiлi яе на руках. Асобенна ў нашы прыстольныя празнiкi – эта Мiкола. Дык насiлi на руках. Ну, яна бальшая, на ножках. I яе ставiлi тады ў цэрквы. I, вот, як дзяўчаты замуж выходзiлi, усягды вешалi на яе бусы: то бусы, то якiе-небудзь прыколкi – яна была разукрашанай. I наслi вакруг цэрквы. [По высоте такая же как вы?] Бальшая, бальшая. [А на кладбище ее никогда не выносили?] А зачэм на кладбiще? Вакруг цэрквы i апяць у цэркаў заносяць. […] А гэну iкону, прыехаў с Амерыкi з Баяр чалавек, i ён яе прывёз аттуда с Амерыкi. I «пасялiў» яе ў Пахомаве. А тады, як Пахомава разаралi, ён яшчэ быў жывы, эты Аляксандр, i прывёз яе сюды, у нашу Суднiкоўскую» [ВЗН]. С нашей точки зрения, это наиболее правдоподобный вариант развития событий, произошедших после затопления деревни. Как уже подчеркивалось нами, на деревьях чаще всего объявляются именно иконы Божьей Матери.

В то же время, Мария Савчиц утверждает, что «Бичевание Христа»5 также находилась в Пахомово, но не в каплице, а в церкви. С ее слов, кроме церкви, в Пахомово была каплица и деревянная звонница. В каплице были свои иконы, а в церкви – свои. До войны сюда были огромные паломничества из многих городов Беларуси и даже из Вильнюса [СМН]. Еще одна бывшая жительница д. Пахомово – Евгения Савчиц – на вопрос об иконе описала ее как большую, с наклоненным и привязанным Христом и металлическими вотами по краям. Женщина сказала, что икона была в Латыголи, а затем ее передали в Вязынь, возможно, ее одно время прятал какой-то человек [СЕН]. Может быть в каплице на кладбище также была и икона Божьей матери, которая на каком-то этапе попала в церковь д. Судники? Но воспоминаний о том, что почитаемых икон в Пахомово было несколько, нам пока найти не удалось.

Пока единственным источником, где упоминается икона, находящаяся в д. Пахмово, являются «Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии»: «Церковь же в Пахомове основана в 1760 г. в честь Животворящего Креста Господня: здесь в алтаре находится весьма чтимая народом икона Спасителя» [11, с. 188]. Однако обстоятельства ее появления не приводятся, значит можно полагать, что появление уже другой иконы на сосне могло произойти позже основания церкви.

Но нужно признать, что есть и иные варианты названия и дальнейшей судьбы иконы. Так, от еще одного информанта мы записали, что икона была не Божьей Матери, а Николая Чудотворца: «Конечно ходiл! Сабiралiся людзi – Баяры, Суднiкi, Будзiшчы… Адтуда, с той стараны – Рабунь i Рыбчына. Но Рыбчына ж зняслi. I гэную iкону Нiкалая Чудатворца хацелi ў Суднiкi сюды забраць да нас. А тады яе ў Латыгаль забралi. Бо ў нас на Мiколу свята у Суднiках – эта законна, а ў Латыгаль забралi, бо ў Вязынi тожа бальшывiкi развярнулi. [А говорят, что эта икона в Вязыни, в церкви… Или это другая?] Не, у Латыгалi! [Она была в самой церкви эта икона или на кладбище, может?] У цэрквi! [Она была большой?] Большая. Больше человеческого роста» [КИА]. Убеждение информанта о том, что это была именно икона Николая Чудотворца основано на том, что престольный праздник в Судниках – Микола и на основании этого он надеялся, что икону как раз и передадут сюда. Это расхождение в словах у жителей одной и той же деревни мы объяснить не можем, можно лишь предположить, что речь все же идет о разных иконах из одной деревни или о разных временных промежутках, ведь икона где-то «кочевала» с середины 1970-х годов и могла сменить на своем пути не один населенный пункт.

Нынешний настоятель Латыгольской церкви, иерей Андрей Громов, к сожалению, не владеет информацией о том, что в этой церкви когда-либо находилась икона из д. Пахомово. Кроме того, все иконы Святителя Николая Чудотворца небольших размеров, лишь недавно на чердаке была обнаружена большая (около 2 м высотой) выцветшая икона Николая Чудотворца, написанная на жести. Это единственная икона в Латыгольской церкви, подпадающая под описание информанта (если, конечно, предположить, что это именно икона из д. Пахомово).

Но вот, что интересно. В фондах Вилейского краеведческого музея сохраняется фотоопись икон из Латыгольской церкви, составленная в 1983 году Национальным художественным музеем БССР. Она подтверждает, что тогда «Бичевание Христа» размещалась именно там. Вместе со слайдом размещено следующее примечание: «Инв. № НВ-3672, ВКМ (Вилейский краеведческий музей) Икона «Се человек»6 18 век, холст, масло, 190 х 95». Теоретически можно ожидать, что и вторая икона (предположительно Божьей Матери) есть на изображениях фотоописи Латыгольской церкви (всего мы насчитали в ней 12 икон Богоматери), но в примечаниях не указано откуда именно они были перевезены.

Икона «Бичевание Христа», размещавшаяся в Латыгольской церкви в 1983 году. Фото Национального художественного музея.
Икона «Бичевание Христа», размещавшаяся в Латыгольской церкви в 1983 году. Фото Национального художественного музея.
 

Но есть и еще одна версия, которой придерживаются жители расположенной чуть севернее (сейчас на противоположном от Пахомово берегу Вилейского водохранилища) д. Рабунь. Они считают, что икона сгорела при пожаре. «Была ў Пахомаве iкона, я чула, што яна згарэла, но я не разу яе не вiдзела. […] Пярун стукнуў, казалi, у цэркаў [В церковь или капличку?] Ну, у каплiчку, казалi. Была сiльная граза, стукнула молнiя i каплiчка тая згарэла i iкона. [Так это церковь была как капличка небольшая или икона была в капличке?] Iкона была… там» [АВВ]. «Там адну каплiцу спалiла, згарэла. Пярун. [А каплица была на кладбище?] Да, там i кладбiшчэ. Радам. [Просто молния или шаровая?] А хто яго знаець…» [КМИ].

Таким образом, несмотря на то, что в архивных источниках удалось найти ряд неизвестных ранее сведений об иконе из д. Пахомово, мы можем предположить, что местоположение иконы, появившейся на сосне (скорее всего, это была икона Божьей Матери), все еще неизвестно. Наверняка есть еще люди, которые владеют какой-то информаций о ней или о самой церкви и каплице (фотоснимки, записи, воспоминания): их мы призываем откликнуться и прояснить быть может неизвестные моменты этой загадочной истории.

Примечания

1. Иногда указывается как Похомово.

2. Упоминается всего три: в г. Ракове Воложинского р-на, в д. Пахомово Вилейского р-на и д. Клины Славгородского р-на.

3. На сегодняшний день известно всего восемь икон, объявившихся на сосне: д. Будча Ганцевичского р-на Брестской обл., д. Залесье Сморгонского р-на Гродненской обл., д. Крупейки, Лоевского р-на Гомельской обл., д. Нивки Логойского р-на Минской обл., д. Новопольцы (Гавезна) Столбцовского р-на Минской обл., д. Старинка Вилейского р-на Минской обл., д. Черняково Березовского р-на Брестской обл., г. Шклов Шкловского р-на Могилевской обл. [4, с. 29–50].

4. В настоящее время книга утрачена. Но частично она была опубликована в 1996 году в журнале «Маладосць». Про появление иконы на сосне там ничего не сказано, но есть упоминание про д. Пахомово и про необычный сон одной из прихожанок: «1905 г. В воскресенье 2-й недели Великого поста церковь приходская праздновала годовщину освящения иконы Божьей Матери, которая находится на левом клиросе за храмовой иконой. Икона эта на дереве старинного письма, есть на ней и пометка: 1732 год. Раньше она висела на стене храма без всякого украшения, в последнее время находилась на чердаке. Но вот 14 сентября 1900 года до священника церкви отца Михаила Рожковского, который находился в то время на празднике в Пахомовской приписной церкви Вязынского прихода, подошли две женщины. Одна из села Рускоселье, а вторая из м. Сморгонь. Они сказали: «В твоей, батюшка, церкви есть икона Божией Матери... Вот тебе рубль, ты знаешь, что надо делать», – сказала старуха с Рускоселья. Вторая же сказала так: «Мне снилась икона Божией Матери, у нее нет катула [возможно, тут имелась в виду «кашуля» или рубашка для иконы – авт. ], вот тебе один рубль на это». Отец Михаил Рожковский действительно нашел такую иконку. Прихожане быстро собрали деньги, на которые и была украшена икона, а во второе воскресенье Великого поста эта икона была освящена. С того времени местный народ особенно ценит эту икону и всегда обращается к ней со своими молитвами» [14, с. 200–221]. В другом источнике [5, с. 16–17] указано, что на этой иконе был написан 1762 год, что очень близко к открытию церкви в Пахомово (1760 год).

5. Она назвала ее «наклоненный Христос».

6. Ecce homo (с лат.  «Се человек», букв. «вот человек», «это человек») – слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.

Литература

1. Волости и важнѣйшія селенія Европейской Россіи: по данным обследования, произведеннаго статистическими учреждениями Министерства Внутренних Дел, по поручению Статистического Совета. – Вып 1. – Санктпетербург: Центр. статист. комитет, 1886. – С. 16.

2. Географическо-статистический словарь Российской Империи. – Санктпетербург: Тип. А. Безобразова и комп., 1863. – Том 1. – С. 453.

3. ЛГИА. Ф. 605. Оп. 8. Д. 1355 «Клировская ведомость вязынской церкви Молодечненского благочиния Вилейского уезда Виленской губернии за 1873 год». – Л. 2–3.

4. Дучиц, Л. В. Места явления Богоматери (Иисуса Христа, Святых) и чудодейственных икон на территории Беларуси / Л. В. Дучиц // Таинственная Беларусь: материалы конференции (г. Минск, 25 янв. 2015 г.). – Минск: Регистр, 2015. – С. 29–50.

5. Ефимова, Н. Кресту твоему поклоняемся, Владыко / Н. Ефимова // Преображение. – 2002. – № 9. – С. 16–17.

6. Жаўняровiч, П. Беларуская зямля малая сваiмi памерамi, але вялiкая сваiмi людзьмi / П. Жаўняровiч // Звязда. – 2008. – № 170. – С. 5, 7.

7. Каталiцкiя святынi Беларусi: Мінска-Магілёўская архідыяцэзія / [працавалі: Б. Лані, У. Трацэўскі. – Мiнск: Про Хрысто, 2003. – С. 61–94.

8. Корсак, Т. «Падводныя» вандроўкі «чарапашак» / Т. Корсак, Ю. Гвозд // Шлях перамогi. – 2011. – №19. – С. 5.

9. Ляшкевiч, Т. У Пахомаве на Спаса / Т. Ляшкевiч // Рэгiянальная газета. – 2011. – №18. – С. 20.

10. Мiхалевiч, М. Вада з дзевяці крыніц / М. Мiхалевiч // Рэгiянальная газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rh.by/2010/08/23/vada-z-dzevyatsi-krynits/. Дата доступа: 17.05.18.

11. Материалы по истории и географии Дисненского и Вилейского уездов Виленской губернии / издание А. Сапунова и кн. В. Друцкого-Любецкого. – Витебск: Губернская типолитография, 1896. – С. 22, 93, 188.

12. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 17 «Справка о местах нахождения так называемых «святых мест» и источников, составленная уполномоченным СРПЦ по БССР Г. Семеновым (от 24.12.1958)». – Л. 14.

13. НАРБ. Ф. 951. Оп. 4. Д. 29 «Отчетно-информационный доклад о работе уполномоченного СРПЦ по БССР Г. Ковалева за 1960 год (от 9.03.1961)». – Л. 36–37.

14. Плахатнюк, I. З летапiсу Свята-Iллiной (Iльскай) царквы, што ў мястэчку Iлiя Вiлейскага павета / I. Плахатнюк // Маладосць. – 1996. – №4. – С. 220–221.

15. Рапановiч, Я. Н. Слоўнiк назваў населеных пунктаў Мiнскай вобласцi. – Мiнск: Навука и тэхнiка, 1981. – С. 209.

16. Тышкевіч, К. Вiлiя i яе берагi ў гiдраграфiчных, гiстарычных, археалагiчных i этнаграфiчных адносiнах (пер. У. Васiлевiча) / К. Тышкевіч // Дзеяслоў. – 2017. – № 1 (86). – С. 217.

17. Vaitkevičius, V. Neris: 2007 metų ekspedicija / V. Vaitkevičius. – Vilnius: Mintis, 2010. – P. 240–241.

Информанты

1. Анасович Вера Владимировна [АВВ], 1943 г. р., д. Рабунь, записал И. С. Бутов в 2018 году.
2. Владыко Константин Емельянович [ВКЕ], 1943 г. р., д. Судники Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
3. Вяжевич Зинаида Николаевна [ВЗН], 1934 г. р., д. Судники Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
4. Гладкевич Нина Александровна [ГНА], 1948 г. р., аг. Вязынь Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
5. Кажуро Иосиф Александрович [КИА], 1947 г.р., д. Судники Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
6. Качан Михаил Иванович [КМИ], 1944 г. р., д. Рабунь, записал И. С. Бутов в 2018 году.
7. Не представилась [н/п], д. Рабунь, записал И. С. Бутов в 2018 году.
8. Савчиц Мария Николаевна [СМН], 1930 г. р. (родом из д. Пахомово), г. Молодечно записал С. Н. Гончар в 2018 году.
9. Савчиц Евгения Николаевна [СЕН], 1929 г. р. (родом из д. Пахомово), г. Молодечно записал С. Н. Гончар в 2018 году.
10. Сонеч Раіса Пятроўна [СРП], 1948 г. р. (родом из д. Рыбчыно), записали В. В. Расш, Ю. У. Зах в 2007 году (LTR 7685/162, LTR 7685/163).
11. Сонич Людмила Васильевна [СЛВ], 1944 г. р., д. Есьмановцы Вилейского р-на, записал И. Бутов в 2018 году.
12. Устинович Домна Ивановна [УДИ], 1936 г. р., д. Судники Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
13. Филистович Раиса Константиновна [ФРК], 1947 г. р., аг. Вязынь Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.
14. Чурило Раиса Павловна [ЧРП], 1947 г. р., аг. Вязынь Вилейского района, записал И. С. Бутов в 2018 году.

Сокращения

ЛГИА – Литовский государственный исторический архив;
НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь;
СРПЦ – совет по делам Русской православной церкви.

Опубликовано: Бутаў, I. Дзе знаходзiцца цудатворны абраз з затопленай вёскi Пахомава? // Вiлейскi павет. Гiсторыка-краязнаўчы гадавiк. – Вып. 4. – Мiнск: А. М. Янушкевiч, 2019. – С. 127–140.


Илья Бутов 23.02.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
"Tricolor": возвращение из бездны?
Курьезы 1
"Tricolor": возвращение из бездны?
В 1958 году высокопоставленный офицер НАТО Дж. Е. Робинсон рассказал о встрече с призраком норвежского теплохода "Tricolor", который взорвался и затонул неподалеку от побережья Цейлона (ныне Шри-Ланка). Попытались разобраться, имеются ли у его истории другие объяснения, кроме столкновения с чем-то сверхъестественным?
Сложный случай: диагноз, поставленный по указанию галлюцинаторных голосов
Проблемное 1
Сложный случай: диагноз, поставленный по указанию галлюцинаторных голосов
Иногда врачи сталкиваются в своей практике с поразительными случаями, граничащими со сверхъестественным. Некоторые такие истории становятся лишь частью медицинского фольклора, но лишь единицы доходят до страниц научных журналов и обсуждаются затем на специализированных конференциях. Один из таких случаев зафиксировал и опубликовал консультант-психиатр И. О. Азуонье из Лондона.