Илья Бутов
Илья Бутов
координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by

Методология творит чудеса

Материалы архива КАЯ послужили основой для публикации в серьезном научном журнале

На днях в серьезном академическом издании «Славянский альманах» (2021, №3-4) вышла моя статья, посвященная некоторым занимательным письмам из Архива Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС или просто КАЯ). Несколько слов о том, почему это событие по-своему уникально.

Архив КАЯ стал активно пополняться с 1984 года письмами со всех концов Советского Союза. Четкого понимая, о чем туда писать, у людей не было, поэтому в тысячах писем каждый исследователь искал свое. Кто-то – доказательств посещения нашей земли инопланетянами или фактов встречи с реликтовым гоминоидом, кто-то – подтверждений прорыва реальностей со стороны призраков. На выходе практически никто не получил того, что изначально хотел (удовлетворены были лишь те, кто желал поскорее поделиться подробностями сенсационных происшествий в центральных СМИ). Не буду в очередной раз повторять мантру о запусках спутников и ярких астрономических объектах, принятых за аномальные явления. Все это и так понятно, но как же сухой остаток? Да, он чрезвычайно интересен со всех сторон (я о нем немного писал в серии статей на сайте, например, о необычных наблюдениях в атмосфере в докосмическую эпоху, о странном существе с белорусско-брянского пограничья, а также разбирал сообщения по Беларуси в трех отдельных материалах – часть 1, часть 2 и часть 3). Однако большинство этих писем не пошли дальше в научную среду (не уверен лишь об эпизодах, связанных с шаровой молнией), их посмаковали газеты, некоторые частично вошли в книги на околоаномальную тематику. И на этом всё.

kaia.jpg

Одна из коробок, заполненная письмами, пришедшими в московский филиал КАЯ. Фото автора.

Последние лет десять вообще казалось, что место этого массива данных – на свалке истории. Впрочем, кроме первоначальных задач, которые почти не были достигнуты, эти письма можно анализировать, заложив под капот совсем другую методологию. Само по себе изучение статей в СМИ и писем даже на «желыте» темы было предпринято еще И. С. Веселовой, которая пишет о том, что современная фольклорная проза может бытовать не только в устном, но и в письменном виде. А это как раз и открывает возможность подступиться к архиву КАЯ с новых позиций. Можно, например, вычленить группу сообщений по народной мифологии, представляющих интерес для этнологов, фольклористов, этнолингвистов и специалистов, исследующих духовную культуру славянских народов. Я включил в материал свидетельства тех, кто увидел в небе метеорит и решил, что это «огненный змей», заметил маневрирующие огни и принял их за «черта» или, узрев «хрономираж», связал его с пророчествами о каких-то будущих событиях. Самое интересное, что даже в знаменитых технических экспериментах в атмосфере Земли, некоторые увидели определенный знак. Таким образом давно сданные в утиль и стократно объясненные эпизоды неожиданно заиграли новыми красками!

Отдельная тема, которая встретилась на страницах писем – «народная астрология» или гадания по внешнему облику небесных тел. Область, которая еще очень мало исследована, поэтому каждое новое свидетельство – уникально. Есть в моей статье в «Славянском альманахе» и раздел о чудесах. В отличие от большинства других источников (например, архивов), здесь описана реакция очевидцев на чудо, а не интерпретация его со стороны властей или сухие протоколы допросов.

Также, насколько мне известно, это вообще первая научная публикация, рассматривающая исключительно материалы КАЯ, за все время, прошедшее с момента создания этого подразделения ВСНТО. Интересно здесь и то, что я коснулся лишь верхушки огромного айсберга, который составляют письма разных отделений (пока я работал только с данными московского филиала). Остались сотни свидетельств, которые, используя ту же самую методологию, можно включить в новые и новые публикации. Дорога будущим исследователям открыта, поэтому надеюсь, что кто-то еще проявит интерес к рассматриваемому здесь массиву данных и сможет найти даже более действенные подходы для анализа этих сообщений. Можно быть уверенным, что эти сведения непременно помогут другим: на статью уже сослался коллектив авторов в совместной эстонско-белорусской статье, рассматривающей образ «огненного змея» в славянском фольклоре. Впрочем, таким же образом можно проанализировать любые, считающиеся уфологическими, архивы – это для них все же лучше, чем участь закончить свое существование в мусорном баке.

Также по теме
Информация из узкопрофильных метеорологических архивов крайне редко становится предметом рассмотрения фольклористов или этнографов. В статье впервые публикуются письма, посвященные осмыслению необычных небесных и метеорологических явлений, пришедшие в 1984–1989 гг. в московский филиал Архива Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС).

11.01.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Полтергейст 2
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Перед вами не совсем привычное расследование, связанное с литературным произведением известного писателя Валентина Пикуля «Вологодский полтергейст». Многие читатели до сих пор задаются вопросом, был ли этот рассказ сугубо художественным вымыслом автора или все же в его основу легли реальные события, происходившие когда-то в Вологде? Попробуем вместе с вами в этом разобраться.