Чудеса под иконами: тепловизионное обследование

Чтобы проверить нашу гипотезу, мы провели термометрию в храме, на стене которого переотразилось несколько загадочных ликов

Распространенность феномена

В прошлой нашей большой обзорной статье, посвященной отображению ликов на стенах в различных храмах России, Беларуси и Украины, мы тщательно проанализировали случаи такого рода и предложили возможный механизм их появления. Честно говоря, возвращаться к этой теме мы не особо планировали, хотя в ней сохранилось еще несколько совершенно неохваченных измерений (о них чуть ниже). Тем не менее, нам задавали вопросы о проведении каких-либо натурных экспериментов в этой области, а данные о схожих случаях продолжали поступать в «Уфоком» по различным каналам. Ниже мы кратко опишем некоторые из вновь выявленных эпизодов этого феномена, особо указывая на сохраняющееся и по сей день удивительное разнообразие в восприятии явления как священнослужителями, так и рядовыми прихожанами, и просто любопытствующими обывателями, что также свидетельствует об актуальности проведенного исследования.

В июне 2018 года в церкви во имя святителя Иоанна Златоуста в г. Карабаш (Челябинская область) на стене храма проявился нерукотворный образ Богородицы «Семистрельная». Он был обнаружен, когда в храме стали проводить подготовительные работы для росписи стен. Настоятель храма иерей Александр Сабитов рассказал в интервью сетевому изданию «Карабашский рабочий» о том, что это хороший знак и «проявление благодати Божией и силы его в нашем мире»1.

Нерукотворный образ Богородицы «Семистрельная» в г. Карабаше. На отпечатке заметны следы от весьма тонких деталей – очерченных окладом рукоятей шести мечей. Непосредственно под отпечатком в церкви располагается радиатор отопления.
Нерукотворный образ Богородицы «Семистрельная» в г. Карабаше. На отпечатке заметны следы от весьма тонких деталей – очерченных окладом рукоятей шести мечей. Непосредственно под отпечатком в церкви располагается радиатор отопления.
 

В том же 2018 году в г. Марксе (Саратовская область), в часовне в честь Казанской иконы Богоматери, накануне праздника в честь этой иконы (празднуется 4 ноября), решили побелить и покрасить стены. Стали снимать иконы со стен и под уже знакомым нам типовым образом «Семистрельной» обнаружили силуэт, который повторял изображение Божьей Матери с этой иконы2.

Нерукотворный образ Богородицы «Семистрельная» в г. Марксе. Иконы абсолютно идентичны, схожи по очертаниям и отпечатки.
Нерукотворный образ Богородицы «Семистрельная» в г. Марксе. Иконы абсолютно идентичны, схожи по очертаниям и отпечатки.
 

В марте 2020 года в Кирилло-Мефодиевской церкви села Шатрово (Курганская область) перед Пасхой проводили традиционную ежегодную генеральную уборку. Все храмовые принадлежности были вынесены из церкви, со стен снимали иконы с ликами Святых угодников и, как сообщило районное сетевое издание «Сельская новь»: «При снятии иконы Казанской Божией Матери на стене проявился силуэт Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Эта икона много лет находится на этом месте, и каждый год ее снимают, а стену за ней красят в белый цвет, но ни разу не было такого четкого проявления лика»3. Настоятель прихода иерей Сергий Кретов так прокомментировал это событие: «Такие явления случаются в православных храмах, нечасто, но это бывает. Иногда старинные темные иконы обновляются и светлеют, бывает, что лик образа отпечатывается на киотном стекле, бывает, что иконы мироточат и даже кровоточат... С отражением лика на стене я столкнулся впервые, но, как оказалось, такое может произойти и в нашей церкви. На мой взгляд, это событие можно считать чудом, которое дано всем нам для укрепления в вере…»4.

Икона Казанской Божией Матери и ее отпечаток на стене Кирилло-Мефодиевской церкви села Шатрово.
Икона Казанской Божией Матери и ее отпечаток на стене Кирилло-Мефодиевской церкви села Шатрово.
 

В июле того же года необычное явление заметили прихожане храма в честь преподобного Сергия Радонежского в г. Воронеже. В ходе ремонта расписывали стены и своды. Рабочие сняли со стен правого крыла иконы и обнаружили, что под образами Богородицы трех радостей и архангела Гавриила остались следы, напоминающие силуэты святых. Однако на сей раз настоятель храма отец Александр не усмотрел в произошедшем никакого чуда: «За два года стены храма покрываются такой копотью от свечей. Вероятно, физики смогли бы объяснить это явление просто. Возможно, на это как-то повлияла разница температур под иконами. Но человек ищет чуда. Правда, совсем не там. Чудеса, действительно, бывают, и иные. Чудо – это то, что меняет человека нравственно и духовно»5.

Икона Архангела Гавриила и след от нее на стене храма преподобного Сергия Радонежского в г. Воронеже.
Икона Архангела Гавриила и след от нее на стене храма преподобного Сергия Радонежского в г. Воронеже.
 

Следует отметить, что священнослужители по отношению к рассматриваемому нами феномену часто высказывают взгляды диаметрально противоположные: в то время как одни воспринимают явление в качестве явного божьего знака, для других это лишь физический курьез. Третьи же занимают позицию более осторожную, предпочитая не раздувать среди прихожан ажиотаж вокруг изображений неясной природы. К примеру, такой подход продемонстрировали служители храма Николая Угодника в г. Ульяновске. Вот как рассказала об этом прихожанка храма Светлана корреспонденту сетевого издания «Первый ульяновский портал» в декабре 2018 года: «Недавно в нашем храме был ремонт, и чтобы покрасить стены, были сняты иконы, так вот – каково же было удивление всех, когда под иконами мы обнаружили как бы отпечатанные лики тех святых, которые были изображены на иконах. Конечно, многие из нас приходили посмотреть это чудо, сфотографировать, на наше удивление батюшки были очень спокойны, сдержаны и рекомендовали нам тоже успокоиться и не искать чудес. Отец Андрей тогда нам сказал – главное чудо на земле, которое всегда доступно вам – это Божественная литургия»6.

«Чудесные лики» на стенах храма Николая Угодника в г. Ульяновске.
«Чудесные лики» на стенах храма Николая Угодника в г. Ульяновске.
 
«Чудесные лики» на стенах храма Николая Угодника в г. Ульяновске.
«Чудесные лики» на стенах храма Николая Угодника в г. Ульяновске.
 

Но даже в тех случаях, когда явление настоятелем храма и прихожанами рассматривается как явно чудесное, по нашему опыту, информация далеко не всегда достигает страниц СМИ. Зачастую новости и фотографии оседают лишь на малопосещаемых посторонними лицами и сложно обнаруживаемых стандартными методами поиска храмовых сайтах и группах соцсетей.

К примеру, отражение икон в храме Великомученика и целителя Пантелеймона (при ГКБ им. Кабанова) такого крупного города, как Омск, обнаружили еще в 2015 году, но региональная «Комсомольская правда» и ряд других СМИ взялись за эту историю лишь с опозданием почти на год7, вскоре после создания странички храма в ВК и последовавших перепостов с нее фотографий8 и видео9 отпечатков икон. Хотя в статье «Комсомолки» от 26 октября 2016 года и утверждается, что «сказать о находке настоятель храма и священники не решались без благословения омского владыки митрополита Владимира», на сайте храма новость об этом событии была размещена еще в декабре 2015 года10. «Иконописцы, расписывающие храм, убедились, что в этом нам помогает Господь. На стенах отпечатались тени от изображений святых, под иконами которых они были. Это иконы Николая Чудотворца, архистратига Михаила, архистратига Гавриила. Когда начинали роспись храма, было тяжело с финансами, были трудности. Но Господь нам помогает. Владыка сказал, чтобы появившиеся изображения не закрашивали, поэтому теперь они останутся на стенах навсегда», – рассказал настоятель храма отец Александр сетевому изданию «Новый Омск»11.

На отпечатке от иконы Архангела Гавриила благодаря трещинам на штукатурке отчетливо зафиксировались направления движения воздуха под иконой. Взгляните внимательнее: если вокруг иконы белесые штришки «теней» от неровностей трещин идут вертикально вниз, то
На отпечатке от иконы Архангела Гавриила благодаря трещинам на штукатурке отчетливо зафиксировались направления движения воздуха под иконой. Взгляните внимательнее: если вокруг иконы белесые штришки «теней» от неровностей трещин идут вертикально вниз, то под иконой их направление меняется и они тянутся с изгибом вниз, огибая белое пятно. А от горизонтальной трещины в верхней части иконы штришки расходятся веерообразно вниз.
 
Аналогичные следы можно разглядеть и на отпечатке от иконы Арх. Михаила: от вертикальной трещины в нижней части штришки под углом тянутся к «хвосту» пятна. От трещины в средней части, слева от иконы, также протянулась вниз, повторяя изгиб белого пятна, дл
Аналогичные следы можно разглядеть и на отпечатке от иконы Арх. Михаила: от вертикальной трещины в нижней части штришки под углом тянутся к «хвосту» пятна. От трещины в средней части, слева от иконы, также протянулась вниз, повторяя изгиб белого пятна, длинная белая полоса. Таким образом версия о том, что белые пятна это места застоя обтекающего иконы воздуха получает подтверждение.
 
Под нижней частью иконы Николая Чудотворца, находящейся над окрашенной частью стены, изображение не закрепилось.
Под нижней частью иконы Николая Чудотворца, находящейся над окрашенной частью стены, изображение не закрепилось.
 

Еще один давний случай обнаружился на сайте храма в честь Святого благоверного князя Александра Невского (г. Астрахань). Точнее говоря, там нашлась лишь пара фотографий отпечатков в фотоальбоме под названием «Проявившаяся икона на стене храма Александра Невского», без какого-либо пояснительного текста и даже даты12. Суть дела прояснили сообщения на региональном интернет-портале «Аstrakhan.ru» от художника Александра Запрометова, принимавшего участие в обновлении храма в апреле 2014 года: «Хочу кое-чем поделиться с Вами – изначально храм был окрашен белой краской, но из-за отсутствия вентиляции на все его стены осела копоть от свеч и лампад, в итоге он превратился чуть ли не в храм с черными от сажи стенами (и это при том, что службы в храме начались всего лишь с 2013 года)14">13, настоятелю дали указание его к Пасхе обновить, когда стены решили сначала отмыть от сажи, а потом прогрунтовать и покрасить, стали снимать иконы, и после того как сняли, – увидели на стенах от трех икон отпечатки образов, т. е. от самих икон, от всех, остались прямоугольники, квадраты и т. п. относительно чистые участки, так как сами иконы загораживали собой стены от копоти, но помимо собственных отпечатков три иконы оставили внутри отпечатков нарисованные на иконах образы, Матрена, Богородица – не помню имя и икона Георгия Победоносца»14.

По мнению Запрометова, увиденное им не имело «простого научного объяснения» и настроило художника на мистический лад, хотя предположение о возможной пористости поверхности икон весьма наивно, и некоторые из очевидцев подобрались к разгадке значительно ближе: «Иконы современные, не писанные, т. е. в деревянной раме под стеклом находится другая позолоченная рама с изображением лика святых, а точнее – на фон позолоченной фактуры приклеен типографский отпечаток святых, все это с обратной стороны закрыто листом ДВП, который скрывает технологические моменты производства и крепежа (это называется «культурой подачи»), поэтому говорить об отверстиях, благодаря которым точь-в-точь отпечатался силуэт именно образа святых, причем только трех из нескольких одинаково фабричных икон не приходится. Пока там работал – обратил внимание, что есть определенные иконы, которые прихожане почитают чуть более пристрастно, говоря сухим языком, поэтому случившееся именно с иконой Святой Матроны или Георгия Победоносца – неслучайно. Исходя из ненаучного понимания, нет особой разницы – старинная икона или сделанная несколько месяцев назад, после освещения их священнослужителем иконы уже живут другой жизнью, в отличие от картин, т. е. намоленность икон с чудотворным «эффектом» может быть и от древней иконы, и от современной»15.

Отпечатки в храме Александра Невского выделяются своей насыщенностью, несмотря на то, что их формирование заняло всего один год. Очевидно дело не столько в том, что храм пользовался популярностью у прихожан, сколько в отсутствии нормальной системы вентиля
Отпечатки в храме Александра Невского выделяются своей насыщенностью, несмотря на то, что их формирование заняло всего один год. Очевидно дело не столько в том, что храм пользовался популярностью у прихожан, сколько в отсутствии нормальной системы вентиляции, отводящей хотя бы часть продуктов горения свечей до того, как они осядут на стенах.
 

Завершая наш краткий обзор, упомянем еще один случай, обойденный вниманием СМИ. Он обнаружился в Украине, а информация о нем нашлась на сайте храма в честь Святителя Спиридона, Епископа Тримифунтского села Осещина (Вышгородский район Киевской области). Новость от 29 марта 2015 года, проиллюстрированная множеством фотографий, сообщала об обнаруженных при подготовке стен к покраске перед Пасхой отпечатках образов Покрова Богородицы, Князя Владимира и Георгия Победоносца. Утверждалось, что все очевидцы были изумлены находкой и «почувствовали трепет от ощущения близости духовного мира, Пресвятой Богородицы, Святых Божиих Угодников»16.

Отпечатки икон в храме Святителя Спиридона в селе Осещина, слева направо: Покрова Богородицы, Князя Владимира с крестом, Георгия Победоносца с крестом.
Отпечатки икон в храме Святителя Спиридона в селе Осещина, слева направо: Покрова Богородицы, Князя Владимира с крестом, Георгия Победоносца с крестом.
 

Проверка нашей гипотезы

В числе появившихся в последнее время сообщений выделялся еще один белорусский эпизод, имевший место в часовне Святой Праведной Анны деревни Лыцевичи Вилейского района Минской области и датированный 2018 годом. Нам показалось интересным рассмотреть его чуть более углубленно, нежели предыдущий, произошедший в г. Горки Могилевской области.

Часовня-храм в д. Лыцевичи Вилейского р-на Минской обл. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
Часовня-храм в д. Лыцевичи Вилейского р-на Минской обл. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
 

По словам бывшего настоятеля часовни Святой Праведной Анны в д. Лыцевичи, отца Александра Фурсова, он перешел в этот приход в марте (по другим данным – в январе) 2018 года, а спустя некоторое время, 27 июня того же года, им было решено произвести косметический ремонт помещений. В ходе подготовки внутренних стен к окраске все иконы сняли и обнаружили под некоторыми на стенах отображение точных силуэтов святых (своего рода «негативы»). Отразились девять икон: Божьей Матери «Казанской» (четче других), а также иконы Спасителя, Голгофа, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, Серафима Саровского, Матроны Московской и др.

Отпечаток иконы Божья Матерь «Казанская» на стене часовни в д. Лыцевичи. Кадр из видеосъемки А. Фурсова, сделанной в 2018 году.
Отпечаток иконы Божья Матерь «Казанская» на стене часовни в д. Лыцевичи. Кадр из видеосъемки А. Фурсова, сделанной в 2018 году.
 

На обратной стороне икон, как и во всех ранее опубликованных случаях, никаких следов отпечатка не было, а в центре отображений икон на стенах наличествовали светлые пятна. Контуры изображений, перешедших словно через трафарет на стены, не стирались. Интересная особенность – те иконы, у которых были более толстые оклады, на стену не перенеслись. Было принято решение не сообщать о явлении прихожанам, а съемочную группу одного из телеканалов в храм просто не пустили, дабы не допустить ажиотажа. Тем не менее, часовню посетил Митрополит Минский и Заславский Павел и благословил вынести отразившуюся икону Казанской Богоматери на середину храма, сделать киот и оставить ее на поклонение верующим. Заметим, это также не писаная икона, а одна из самых дешевых печатных копий. Основной элемент конструкции всех отразившихся икон – обычное отпечатанное на бумаге изображение, тисненое золотистой фольгой и затем приклеенное на основание из ДВП.

Под одной из икон (святой Софии) в типичное округлое светлое пятно «внедрился» интересный боковой «отросток», а сам контур практически не был перенесен на стену. Кадр из видеосъемки А. Фурсова, сделанной в 2018 году.
Под одной из икон (святой Софии) в типичное округлое светлое пятно «внедрился» интересный боковой «отросток», а сам контур практически не был перенесен на стену. Кадр из видеосъемки А. Фурсова, сделанной в 2018 году.
 

Изображения на стенах все же было решено закрасить, причем сам этот факт также был в значительной мере мифологизирован: рассказывают, что один из работников вскоре после этого скоропостижно скончался. Сам отец Александр Фурсов называл событие «уникальным», «интересным», а также «чудом, которое носит предупредительный характер», использовал он также термины «иконы проявились» и реже – «знамение». Некоторые местные жители агрогородка, входящие в прицерковный круг, с которыми нам удалось пообщаться спустя три года после события, также уверенно рассказывали, что явление в храме – «великое чудо». В интернете же некоторые пользователи углядели в произошедшем намек на будущую пандемию коронавируса, которая началась спустя неполных два года. Все это говорит о том, что случай постепенно стал обрастать фольклорными элементами, часть из которых довольно типичны для нарративов о чудесах.

Сюжет об отражении икон, опубликованный отцом Александром на личном канале 28 сентября 2018 года.

Интересно, что новый настоятель церкви, отец Олег Леган, сам физик по образованию, придерживается диаметрально противоположного мнения. По его мнению, из-за высокой влажности («по стенам все течет») копоть от свечей, проходя в зазоре между стеной и иконой, теряет свою конвекционную скорость и оседает на шершавой поверхности стены. Редкость явления, по словам отца Олега, можно объяснить тем, что иконы в других приходах редко снимают, а если бы сняли, то обнаружили бы там нечто подобное. В своем мнении отец Олег не одинок. Например, настоятель Троицкого храма в г. Кондрово Калужской области протоиерей Вячеслав Сабуров, демонстрируя корреспондентке региональной «Комсомолки» в феврале 2021 года мироточившие в его храме иконы, назвал себя скептиком в отношении подобных отпечатков, хорошо ему известных. Он также говорил о физическом процессе, а не о чем-либо ином: «Видите, копоть на стенах и потолке? А теперь, Саша, зайди в алтарь и сними со стены икону Василия Великого. Смотрите – на стене, где висела икона, не просто светлый прямоугольник, там явно проступает лик и контур фигуры, как на черно-белой фотографии. Но я не могу назвать это чудом, потому что это обычная физика. Металлический оклад отталкивает частицы копоти, поэтому под ним стена белая, а где металла нет, там копоть осела на стену и «нарисовала» силуэт»17. Наблюдательный священнослужитель совершенно правильно оценил важность наличия у иконы оклада для формирования изображений такого рода, хотя и не вполне верно понял физический механизм явления.

Храм-часовня в Лыцевичах является новоделом, построенным в 2012 году. То есть иконы сняли впервые через шесть лет с момента открытия, тогда и обнаружили отпечатки. Службы здесь совершаются раз в неделю или даже раз в две недели в зимнее время. Но тут есть интересный момент, нехарактерный другим типологически близким случаям из других регионов. Отец Александр утверждал, что в храме на момент обнаружения отпечатков ликов не было вообще никакого отопления: «Помещение холодное, зимой не отапливается вообще. То есть здесь нет ни печей, ни обогревателей каких-то». В связи с этим священнослужитель исключил причастность к явлению физических процессов, связанных с «прогреванием» или «пропитыванием краски через ДВП».

Изображение, оставшееся за иконой Серафима Саровского. Видны появляющиеся на темных участках колонии плесени. Заметно также, что отпечаток на стене оказался по краям частично закрашен в ходе ремонта. Фото Евгения Шапошникова, 2021 год.
Изображение, оставшееся за иконой Серафима Саровского. Видны появляющиеся на темных участках колонии плесени. Заметно также, что отпечаток на стене оказался по краям частично закрашен в ходе ремонта. Фото Евгения Шапошникова, 2021 год.
 
Изображение, оставшееся за иконой Николая Чудотворца. Видно, что практически весь отпечаток за исключением белого пятна в центре закрашен в ходе ремонта. Фото Евгения Шапошникова, 2021 год.
Изображение, оставшееся за иконой Николая Чудотворца. Видно, что практически весь отпечаток за исключением белого пятна в центре закрашен в ходе ремонта. Фото Евгения Шапошникова, 2021 год.
 

В итоге практически все силуэты под иконами были закрашены еще во время ремонта в 2018 году, частично сохранились только два из них: под иконами Серафима Саровского и Николая Чудотворца, причем последнее начало активно покрываться плесенью. При этом было также закрашено и наиболее четко проявившееся изображение «Казанской» иконы. Почему пошли именно на такой шаг, нам никто не смог объяснить, но, видимо, причина в том, что оставили доступные для прихожан изображения, находящиеся непосредственно в средней части часовни, а четкий лик был расположен в алтарной части, куда обычно дозволяется входить только священно- и церковнослужителям.

С целью проверки наших прошлых предположений проектом «Уфоком» было решено провести дополнительные исследования в часовне. Для этих целей в сторонней специализированной организации было заказано тепловизионное обследование помещения храма-часовни. Был использован прошедший поверку тепловизор FLIR E6 с высокой температурной чувствительностью (0,06 °C), обеспечивающей высокую точность измерений: погрешность составляет ±2 °C или ±2% от большего значения. Обследование провели 28 ноября 2021 года, когда температура окружающего воздуха была около 0 °C. Далее приводим выдержки из тепловизионного отчета.

Обследование лика на стене с помощью тепловизора. Обращает на себя внимание, что более холодный след на стене за только что снятой иконой повторяет форму оклада на иконе, хотя визуально глазами не наблюдается. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
Обследование лика на стене с помощью тепловизора. Обращает на себя внимание, что более холодный след на стене за только что снятой иконой повторяет форму оклада на иконе, хотя визуально глазами не наблюдается. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
 
Термометрия в помещении часовни. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
Термометрия в помещении часовни. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
 
Проведение термометрии стены, с которой только что была снята икона с толстым окладом. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
Проведение термометрии стены, с которой только что была снята икона с толстым окладом. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
 

Тепловизионный отчет

Обследование проводили в помещении, отапливаемом исключительно в дни проведения службы (как правило, в воскресенье) с интервалом от одной до трех недель. Отопление производилось масляным электрообогревателем мощностью около 1,5 кВт. На момент обследования отраженная температура в здании была 6 °C. Также в помещении отсутствовала какая-либо система вентиляции, что приводило к значительному скоплению дыма от горения свечей к моменту окончания службы.

Термограмма изображения за иконой Серафима Саровского. Bx2 (Макс. – 9,3 °С, Мин. – 8,4 °С, Средн. – 8,8 °С), Sp1 – 5,3 °С, Sp2 – 5,3 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Термограмма изображения за иконой Серафима Саровского. Bx2 (Макс. – 9,3 °С, Мин. – 8,4 °С, Средн. – 8,8 °С), Sp1 – 5,3 °С, Sp2 – 5,3 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

На термограмме и фотографии отчетливо видно местонахождение иконы, снятой со стены для проведения исследований. Также на термограмме и фотографии можно наблюдать силуэт святого, изображенный на иконе. Все образа подвешены вплотную к стенам, что исключает возможность прогрева участка стены за иконами под воздействием инфракрасного излучения от обогревателя с такой же интенсивностью, как и всей остальной поверхности. По этой же причине за иконами затруднен процесс конвекции воздушных масс, которые также могли бы повлиять на внутреннюю температуру внешних стен часовни.

Термограмма изображения за иконой Николая Чудотворца. Bx2 (Макс. – 10,2 °С, Мин. – 9,7 °С, Средн. – 10,0 °С), Sp1 – 6,0 °С, Sp2 – 6,3 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Термограмма изображения за иконой Николая Чудотворца. Bx2 (Макс. – 10,2 °С, Мин. – 9,7 °С, Средн. – 10,0 °С), Sp1 – 6,0 °С, Sp2 – 6,3 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

С точки зрения специалиста по тепловизионному обследованию, проявление на стенах силуэтов с икон является совокупностью физико-химических (а, скорее всего, также и биологических) процессов, происходящих в данном помещении.

1. Недостаточный и непостоянный прогрев помещения в зимний период создает условия для выхода «точки росы» и повышенного увлажнения стен за иконами (стены просто не успевают прогреться до значительных положительных температур за время проведения службы, а после ее окончания в зимнее время быстрее остывают ниже 0 °C).

Поверхность пола имеет температуру менее 3 °C. Bx1 – 2,7 °C, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Поверхность пола имеет температуру менее 3 °C. Bx1 – 2,7 °C, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

2. Благодаря чрезмерному увлажнению (относительно остальных поверхностей стен) и практически отсутствующей (недостаточной) конвекции возможно образование колоний плесневых грибов за иконами, что тоже будет видно невооруженным глазом через определенный промежуток времени.

Все термограммы, снятые за иконами в часовне, практически идентичны. Bx2 (Макс. – 8,0 °С, Мин. – 7,6 °С, Средн. – 7,9 °С), Sp1 – 4,2 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Все термограммы, снятые за иконами в часовне, практически идентичны. Bx2 (Макс. – 8,0 °С, Мин. – 7,6 °С, Средн. – 7,9 °С), Sp1 – 4,2 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

3. Конвекцию на 100% исключать невозможно, так как обогреватель находится на полу и логично, что быстрее и интенсивнее нагреваются поверхности, находящиеся в непосредственной близости с источником инфракрасного излучения (в том числе и нижняя часть стен). В свою очередь, теплый воздух (по законам физики) устремляется вверх, но не имея возможности беспрепятственно пройти за иконой, огибает ее (незначительная часть, конечно, проникает под икону по краям, но быстро остывает).

Даже без снятия иконы со стены видны зоны неравномерного и недостаточного прогрева (относительно остальной части стены). Bx1 (Мин. – 4,8 °С), Bx2 (Макс. – 7,1 °С, Мин. – 6,6 °С, Средн. – 6,8 °С), коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Даже без снятия иконы со стены видны зоны неравномерного и недостаточного прогрева (относительно остальной части стены). Bx1 (Мин. – 4,8 °С), Bx2 (Макс. – 7,1 °С, Мин. – 6,6 °С, Средн. – 6,8 °С), коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

4. Небольшие конвекционные потоки подогретого воздуха, попадающие за иконы, несут в себе частицы сажи и копоти от свечей, что позволяет им оседать в зонах чрезмерного увлажнения (относительно остальных стен) более интенсивно, что приводит к видимым результатам на стенах.

Действтие обогревателя, установленного под иконой, на стену. Bx1 (Макс. – 9,1 °С, Мин. – 8,7 °С, Средн. – 8,9 °С), Sp1 – 12,3 °С, Sp2 – 8,8 °С, Sp3 – 8,6 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Действтие обогревателя, установленного под иконой, на стену. Bx1 (Макс. – 9,1 °С, Мин. – 8,7 °С, Средн. – 8,9 °С), Sp1 – 12,3 °С, Sp2 – 8,8 °С, Sp3 – 8,6 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

Касаемо вопроса проявления подобия фигур и ликов с икон, то, по мнению специалиста, задействованного в термометрии помещения, все дело заключается в разной толщине оклада и, возможно, материалах, применяемых для изготовления образов. Например, нельзя утверждать, что инфракрасное излучение от одного источника будет с одинаковой температурой прогревать все вокруг, так как все материалы имеют различную степень теплопроводности. В части прогрева отдельной иконы будет тот же принцип, несмотря на стекло, под которым она заключена. При воздействии источника излучения разные (отличные) зоны одной и той же иконы будут прогреваться до различных температур (пускай различие будет в десятых, а может и сотых градуса), однако с течением времени это скажется на поверхности стены, находящейся непосредственно за иконой (мы помним, что там тесно и сыро) в виде подобия образа иконы из-за разной степени загрязненности и закопченности (заселенности грибами).

Зона прогрева стены от обогревателя. Bx1 – 7,6 °С, Sp1 – 13,0 °С, Sp2 – 10,7 °С, Sp3 – 11,3 °С, Sp4 – 6,4 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
Зона прогрева стены от обогревателя. Bx1 – 7,6 °С, Sp1 – 13,0 °С, Sp2 – 10,7 °С, Sp3 – 11,3 °С, Sp4 – 6,4 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

Комментарий проекта «Уфоком»

Предложенное объяснение не противоречит тому, что мы предлагали ранее, а скорее дополняет. В обследованной часовне весьма специфический случай – отсутствие как систем стационарного отопления, так и вентиляции, т. е. она в принципе построена с нарушением строительных норм. С учетом повышенной влажности и резких перепадов температуры предложенный механизм локального отсыревания стен под иконами из-за регулярных переходов поверхности через точку росы во время проведения служб в зимний период вполне вероятен и может играть ведущую роль в формировании силуэтов. Но тепловые силуэты вполне вписываются и в предложенные нами ранее механизмы, просто здесь они могут быть не столь выражены.

Сверху над алтарной частью можно видеть проявление силуэтов металлического профиля, возникшие уже после ремонта. Также обращают на себя внимание сажевые «тени» от крестов на потолке, указывающие на присутствие восходящего потока воздуха. Фото Е. Шапошнико
Сверху над алтарной частью можно видеть проявление силуэтов металлического профиля, возникшие уже после ремонта. Также обращают на себя внимание сажевые «тени» от крестов на потолке, указывающие на присутствие восходящего потока воздуха. Фото Е. Шапошникова, 2021 год.
 

На одном из фото мы видим, как из-за разницы температур на потолке копоть проявила силуэт металлического профиля, скрытого под гипсокартоном: это проявление эффекта термофореза, подробно рассмотренного нами в предыдущей статье. В свою очередь, повышенная влажность стен под иконами могла существенно усилить осаждение копоти.

На термограмме видны металлические профили для крепления гипсокартона. На фотографии видно, что осаждение копоти непосредственно над профилем идет более активно. Bx1 – 8,5 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
На термограмме видны металлические профили для крепления гипсокартона. На фотографии видно, что осаждение копоти непосредственно над профилем идет более активно. Bx1 – 8,5 °С, коэффициент излучения – 0,95, отраж. темп. – 6 °С.
 

Для сравнения приводим ниже пару фотографий интерьера кемеровского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», где данный эффект проявил себя значительно более выраженно и наряду с отпечатками икон обозначил на штукатурке даже швы кирпичной кладки наружных стен.

Ремонт храма «Утоли моя печали» перед Пасхой, фото Михаила Полубедова. Фотоальбом «26 и 27 марта 2011» из группы храма в ВК (hram_utoli). Наряду с отпечатками на стене заметны проявленные копотью швы кирпичной кладки на стене, на среднем отпечатке штришки
Ремонт храма «Утоли моя печали» перед Пасхой, фото Михаила Полубедова. Фотоальбом «26 и 27 марта 2011» из группы храма в ВК (hram_utoli). Наряду с отпечатками на стене заметны проявленные копотью швы кирпичной кладки на стене, на среднем отпечатке штришки от краев иконы указывают направление движения воздуха.
 
Ремонт храма «Утоли моя печали» перед Пасхой, фото Михаила Полубедова. Фотоальбом «26 и 27 марта 2011» из группы храма в ВК (hram_utoli). Вновь отчетливо видна кирпичная кладка, разводы копоти и светлые пятна под иконами, стоявшими на полу возле радиаторо
Ремонт храма «Утоли моя печали» перед Пасхой, фото Михаила Полубедова. Фотоальбом «26 и 27 марта 2011» из группы храма в ВК (hram_utoli). Вновь отчетливо видна кирпичная кладка, разводы копоти и светлые пятна под иконами, стоявшими на полу возле радиаторов отопления, хотя здесь они и прикрыты декоративными экранами из ДВП.
 

Следует также заметить, что формированию подобных силуэтов под иконами способствует не только специфический температурно-влажностный режим в помещении, но и традиции, сложившиеся в РПЦ, в частности использование множества подсвечников, стоящих непосредственно перед иконами. В то время как в греческих храмах обычно стоит всего один подсвечник посередине храма и рядом с ним нет никакой иконы. Причина этого проста. Греки опасаются, что свечной дым может повредить храмовые росписи и минимизируют количество подсвечников до одного, устанавливая его прямо под вытяжкой, через которую дым выводится на улицу. С другой же стороны, механизм, описанный нами, очевидно, внеконфессионален и похожие явления продолжают то тут, то там себя проявлять, даже при отсутствии икон как таковых.

Вот какое фото сделал Сергей Серебро в Соборе Святой Варвары в Витебске в 2021 году. По-видимому, на стене остался отпечаток обычной занавески, которая висела на прищепках перед этим участком стены.
Вот какое фото сделал Сергей Серебро в Соборе Святой Варвары в Витебске в 2021 году. По-видимому, на стене остался отпечаток обычной занавески, которая висела на прищепках перед этим участком стены.
 

Термометрия также выглядит интересным, но недостаточно в настоящий момент задействованным способом изучения и для мироточащих икон. Так, 28 августа 2014 года икона Казанской Богородицы возрастом «свыше 150 лет», принадлежащая одной из барнаульских семей, стала источать миро из глаз. Впоследствии вся икона начала покрываться «маслянистой влагой», в результате этого краски на иконе визуально стали яркими и насыщенными. Проведенное по инициативе экспертно-консалтингового центра «Независимая экспертиза» тепловизионное исследование показало, что «температура иконы неоднородна», а металлизированные нимбы имеют повышенную температуру и отчетливо выделяются на термограмме. Однако более никаких выводов исследователи не сделали. Между тем, в перспективе было бы интересно наблюдать, меняется ли в результате мироточения температура мироточащих участков или остается статичной.

Термограмма мироточащей иконы Казанской Богородицы (г. Барнаул, 2014 год). Виден весьма значительный градиент температуры в зависимости от толщины доски, явно выделяются и металлизированные покрытия нимбов.
Термограмма мироточащей иконы Казанской Богородицы (г. Барнаул, 2014 год). Виден весьма значительный градиент температуры в зависимости от толщины доски, явно выделяются и металлизированные покрытия нимбов.
 

В заключение хочется добавить еще несколько слов о происходящей буквально на наших глазах мифологизации данного явления. Это поднимает еще одну проблему, с которой мы можем столкнуться спустя продолжительный период и который в какой-то мере также мог привести к возникновению волн обновлений икон. Фольклористы или иные исследователи в будущем запишут рассказы прихожан о внезапном проявлении в 2010-х годах определенного, возникшего довольно внезапно феномена, который касается отпечатков ликов на стенах. Кто-то может быть даже назовет это «волной», тогда как реальная первооснова этой «вспышки» довольно банальна – быстрое распространение низкокачественных и дешевых икон, не имеющих толстого оклада. Здесь играет роль и ухудшение экономической ситуации в стране на фоне которого возникают такие волны – с падением доходов граждан все больше храмов начинают экономить и также остаются без нормальных систем вентиляции и отопления, а значит, порождают новые такие случаи. По сути, отличие этой «псевдоволны» может быть в том, что она окажется более растянутой во времени и не прекратится за короткий период без чьего-то решения (например, будет запрещено использовать иконы с тонкими окладами и т. д.). Второе ее отличие в том, что про такие лики нами пока не обнаружено историй о сопутствующих их появлению иных аномальных явлениях (за исключением историй о «каре» святотатца, скрытом в них предсказании какого-то глобального события и реже мироточении). Тем не менее, вне зависимости от физических причин появления ликов, такие истории несомненно в будущем пополнят ряды фольклорных текстов в таких жанрах, как «легенда-быличка» или «легендарный рассказ».

Тепловизионные исследования в храме с. Лыцевичи Вилейского р-на Минской обл.

Литература

1. В Карабаше на одной из стен православного храма чудесным образом проявилась икона // Карабашский рабочий online. – URL: http://kr74-online.ru/news/society/v-karabashe-na-odnoj-iz-sten-pravoslavnogo-hrama-chudesnym-obrazom-proyavilas-ikona-3616. – Дата доступа: 19.06.18; Чудо // Irania. – URL: http://irania.mypage.ru/chudo.html. – Дата доступа: 18.06.18.

2. В Марксе икона «отпечаталась» на стене часовни // Саратов24. – URL: https://saratov24.tv/news/v-markse-ikona-otpechatalas-na-stene-chasovni/. – Дата доступа: 14.12.18.

3. Шатровское чудо... // Сельская новь. – URL: http://www.selnow45.ru/news/kultura/shatrovskoe-chudo. – Дата доступа: 30.03.20.

4. Там же.

5. Федяшева, Е. В воронежском храме под снятыми иконами обнаружили «силуэты» святых / Е. Федяшева // Комсомольская правда в Воронеже. – URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/27153.3/4248998/. – Дата доступа: 07.07.20.

6. Салмин, К. Одноименный храм и чудеса Николая Угодника в Ульяновске / К. Салмин // Первый ульяновский портал. – URL: https://1ul.ru/city_online/obshchestvo/news/odnoimennyy_hram_i_chudesa_nikolaya_ugodnika_v_ulyanovske/#/32128. – Дата доступа: 19.12.2018.

7. Угланова, К. На стенах омского храма проявились иконы / К. Угланова // Комсомольская правда в Омске. – URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26599/3615192/. – Дата доступа: 26.10.16.

8. В нашем Храме произошло чудо! Иконы отобразились тенью на стенах! // Храм Великомученика и Целителя Пантелеимона. – URL: https://vk.com/wall-126676068?offset=520&own=1&w=wall-126676068_9. – Дата доступа: 03.10.16.

9. Видеосъемка происшедшего Чуда в нашем Храме! // Храм Великомученика и Целителя Пантелеимона. – URL: https://vk.com/wall-126676068?offset=500&own=1&w=wall-126676068_14. – Дата доступа: 10.10.16.

10. Лемешко, А. В. Маленькое чудо в нашем Храме / А. В. Лемешко // Храм святого великомученика Пантелеимона города Омска. – URL: http://panteleimon-gkb.cerkov.ru/2015/12/07/malenkoe-chudo/. – Дата доступа: 07.12.15.

11. Артемкин, А. В омском храме на стене неожиданно проявились три иконы / А. Артемкин // Новый Омск. – URL: http://newsomsk.ru/news/48426-v_omskom_xrame_na_stene_neojidanno_proyavilis_tri_/. – Дата доступа: 26.10.16.

12. Проявившаяся икона на стене храма Александра Невского // Храм во имя прп. Сергия Радонежского. – URL: http://храм-сергия-радонежского.рф/fotogalereya/proyavivshayasya-ikona-na-stene-khrama-aleksandra-nevskogo. – Дата доступа: 01.05.15.

13. Живопись Запрометова Александра // Региональный интернет-портал Аstrakhan.ru. – URL: http://forum.astrakhan.ru/topic/111420-живопись-запрометова-александра/?page=6&tab=comments#comment-2841645. – Дата доступа: 01.05.14.

14. Там же.

15. Там же.

16. Воскресный день 29 марта 2015 // Парафія на честь Святителя Спиридона Єпископа Триміфунтського. – URL: https://spyridon.church.ua/2015/04/03/voskresnyj-den-29-marta-2015/. – Дата доступа: 03.04.15.

17. Дымова, О. В калужском храме замироточили пять икон / О. Дымова // Комсомольская правда – Калуга. – URL: https://www.kp40.ru/news/perekrestok/78882/. – Дата доступа: 27.02.21.

Проект «Уфоком» выражает благодарность Молодечненской епархии и отцу Олегу Легану, а также Никите Томину (г. Иркутск) и Георгию Федоровскому (г. Москва) за помощь в организации исследований.

Также по теме
В последнее время в блогосфере и интернет-СМИ стали массово появляться статьи о якобы новом чуде – отображении ликов на стенах православных храмов. «Уфоком» также расследовал один из таких инцидентов, имевший место в июле 2018 года в г. Горки Могилевской области. Так с чем же мы все-таки столкнулись: со сверхъестественным явлением или неким природным процессом?

Илья Бутов, Роман Соложеницын 29.12.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
НЛО колониальных времен
НЛО и АЯ 1
НЛО колониальных времен
В ночь на 19 октября 1781 г. Нелл Александр вздрогнул от «громкого, оглушающего грохота» неподалеку от окраины его родного города в Коннектикуте. Он и не подозревал, что вскоре станет свидетелем крупнейшего близкого контакта в истории колониальной Америки.
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Обзоры 1
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Не так давно вышла в свет монография кандидата исторических наук Дмитрия Скворчевского «Навука звяздарская»: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV–XVII ст.», посвященная развитию космологических представлений и астрономических знаний в средние века на территории Великого Княжества Литовского. Автор книги рассказывает о некоторых идеях, воплощенных в новом издании.