Проявление ликов на стенах храмов: анализ

Лики в Горецкой церкви

Экспедиции «Уфокома» несколько раз работали в Горецком р-не Могилевской области и зафиксировали тут целый ряд любопытных религиозных феноменов. Интерес же к этой местности проснулся у нас после того, как в руки к нам попали документы о вспышке чудес, зафиксированной здесь в 1952 году официальными уполномоченными Совета по делам РПЦ в БССР. Обстоятельства этих событий, не предававшихся огласке почти 70 лет, выясняли три экспедиции «Уфокома» № 182, 208 и 227 в 2016–2018 годах. Всего в районе нами была собрана информация о более чем 30 фактах обновлений икон, появлений крестов или ликов Христа в небе и т. д. В основном, эти истории происходили на севере района.

В августе этого года нам выдался еще один повод посетить Горецкий р-н, так как появились сообщения о том, что в горецком храме иконы Божьей Матери «Спорительница хлебов» вновь заговорили о небывалом происшествии. Да таком, о котором даже в масштабах Беларуси известно ранее практически не было (единственный упомянутый в СМИ аналогичный случай имел место в 2007 году).

Саму церковь в Академгородке г. Горки открыли только шесть лет назад, все дело в том, что власти поначалу обещали вернуть церкви то здание, где она располагалась изначально. В 1925 году старую церковь в Академгородке закрыли, переоборудовав под клуб, а ныне там находится библиотека. В итоге согласования затянулись и церковь возвели всего в 200 метрах от старой, рядом с местом, где в годы Великой Отечественной войны расстреливали военнопленных – по официальным данным погибло 323 человека. По свидетельству нынешнего настоятеля храма отца Сергия (Сергея Мосура), когда копали котлован под фундамент церкви, то находили человеческие останки, хотя лично он при этом не присутствовал.

Недавно храму потребовался ремонт: были неполадки с системой отопления (какие-то из установленных радиаторов не работали, но зимой температура не опускалась ниже 13 ºC), кроме того решили расширить полезную площадь, чтобы он мог вмещать больше прихожан. В конце июля этого года, когда стали снимать иконы, то под большинством из них строители обнаружены очень четкие лики, отпечатавшиеся на стене. Лучше других перенеслись Святая блаженная Матрона, Святая Ксения Петербургская, икона Божьей Матери «Скоропослушница» и Святая равноапостольная Нина. В центре или ближе к краю каждого из ликов было большое белое пятно иногда с тянущимся от него как у головастика «хвостиком». Сперва образы были совершенно явными, очень четкими, но с течением времени (буквально за неделю-две) ясность отпечатков стала ослабевать, и ко времени приезда экспертной рабочей группы «Уфокома» (в середине августа), изображения уже были довольно-таки тусклыми.

Первоначально отец Сергий подумал, что на внутренней стороне икон также будет что-то необычное, он даже разобрал одну из них: снял заднюю стенку, сделанную из ДВП, потом лист фанеры, который находился внутри, непосредственно перед изображением, но не нашел в ней или на ней никаких следов. Тогда же вспомнили, что около трех лет назад красили этот же храм и когда сняли икону Преподобного Амфилохия Почаевского, то обнаружили практически идентичное изображение. Но тогда событие огласке не придали из-за того, что в храме работал «не очень порядочный человек» и именно он обнаружил этот отпечаток. Посчитали, что именно работник мог быть как-то к этому причастен и его даже уволили, причем, что интересно, под другими иконами таких изображений не было.

На месте, где изображение проявилось на стене три года назад, оно же проявилось и в 2018 году. Фото Ильи Бутова.
На месте, где изображение проявилось на стене три года назад, оно же проявилось и в 2018 году. Фото Ильи Бутова.
 

Оказывается, нечто, что можно назвать «чудом», в практике Сергея Мосура уже было и ранее, когда он только приступил к служению в Дрибинском р-не Могилевской области:

- В одной деревне я видел старый черно-белый образ. От старости у него стала лопаться краска и отлетать верхний слой. И вот под ним оказалось другое изображение, только уже цветное. Когда я его видел, часть его была цветной, а часть – черно-белой. Это было в д. Коровчино Дрибинского р-на, а сама семья родом из Черневки Дрибинского р-на. Больше с таким никогда не сталкивался, – рассказывает отец Сергий.

Да, можно вспомнить, что часто одни иконы писались поверх других. Подобный образом, возможно, проступило и изображение на иконе в Лыщанской церкви [9]. Правда, из описания случая в д. Коровчино не совсем понятно, зачем было на цветное изображение наносить черно-белое. Возможно, поверх старой иконы в советские годы в целях «реставрации» просто наклеили черно-белую репродукцию и покрыли лаком. Со временем бумага стала хрупкой и начала осыпаться вместе с приклеенным к ней потемневшим слоем старого лака на первоначальном цветном изображении, постепенно начав раскрывать его.

Теперь перейдем непосредственно к изображениям. Для лучшего понимания произошедшего, мы совместили икону и изображение на стене под ней. Так как на стены перенеслись детали почти 30 икон, мы отобрали только несколько характерных примеров.

Лик, оставшийся под иконой Святой Ксении Петербургской. Фото Сергея Мосура.
Лик, оставшийся под иконой Святой Ксении Петербургской. Фото Сергея Мосура.
 

На лике под иконой Святой Ксении Петербургской можно заметить также островерхий отпечаток шпиля, аналогичный, но несколько менее заметный отпечаток церковного купола, имеется и справа. Центральную часть изображения занимает каплевидное пустое пространство. Окантовка иконы по краям более темная, чем окружающая ее стена.

Лик, оставшийся под иконой Святой блаженной Матроны Московской. Фото Сергея Мосура.
Лик, оставшийся под иконой Святой блаженной Матроны Московской. Фото Сергея Мосура.
 

Под иконой Святой блаженной Матроны Московской на стене отпечатались более темные участки иконы: контуры самой женщины и четкий контур площадки, на которой она стоит.

Лик, проявившийся под иконой Божья Матерь «Скоропослушница». Фото Александра Храмко и Сергея Мосура.
Лик, проявившийся под иконой Божья Матерь «Скоропослушница». Фото Александра Храмко и Сергея Мосура.
 

Саму историю, как и три года назад, решили не особо афишировать, но слухи стали быстро распространяться по городу [2]. Тогда вышестоящее церковное начальство попросило ликвидировать причину повышенного ажиотажа. Вначале отпечатки пытались отмыть, но до конца это сделать не получилось – они были словно «интегрированы» в стену и стали с ней чуть ли не одним целым. После этого (вскоре после визита рабочей группы «Уфокома») к проблеме подошли радикально и лики просто-напросто закрасили…

Здесь были иконы двунадесятых праздников. Слева направо: Рождество Божьей Матери, Крестовоздвижение, Введение, Рождество Христово, Богоявление. Фото Ильи Бутова.
Здесь были иконы двунадесятых праздников. Слева направо: Рождество Божьей Матери, Крестовоздвижение, Введение, Рождество Христово, Богоявление. Фото Ильи Бутова.
 

В то же время, когда все иконы уже были перемещены со своих мест, под потолком церкви продолжала висеть только одна – Почаевская Божья Матерь. Отец Сергий при нас впервые (икону не снимали даже после того, как были обнаружены лики под другими) за долгое время снял ее и… под ней не было никаких дублирующихся изображений, остался лишь аналогичный более светлый квадрат.

Сняли икону с того места, где она висела – ничего под ней не обнаружили. Это единственная икона, висевшая под потолком. Видео: «Уфоком».

Какова же природа этих изображений на стенах? Рабочая группа «Уфокома» попробовала обобщить всю имеющуюся информацию по этому вопросу и на основании имеющихся сведений предложить свой механизм их образования. Для начала следует рассмотреть несколько аналогичных происшествий, имевших место в последние годы.

Аналогичные случаи

Первый случай такого рода, о котором нам удалось обнаружить информацию, произошел также в Беларуси в 2007 году при реставрации Спасо-Преображенского храма в г. Любань Минской области. На стене, под иконой святой блаженной Матроны Московской, обнаружился отпечаток ее лика [23].

Изображение под иконой Святой блаженной Матроны Московской из храма в г. Любань Любанского р-на Минской области. Фото: church-luban.net.
Изображение под иконой Святой блаженной Матроны Московской из храма в г. Любань Любанского р-на Минской области. Фото: church-luban.net.
 

26 июня 2014 года при подготовке Успенского храма Свято-Успенского женского монастыря в селе Обвинск Пермского края к ремонту со стен сняли все иконы. На месте одной из икон на стене обнаружился силуэт Божьей Матери. Осевшая за иконой копоть отчетливо обозначила святой лик [14].

В обвинском Свято-Успенском женском монастыре Кудымкарской епархии под иконой проявился силуэт Божьей Матери. Фото: nas-troe.blogspot.com.
В обвинском Свято-Успенском женском монастыре Кудымкарской епархии под иконой проявился силуэт Божьей Матери. Фото: nas-troe.blogspot.com.
 

В 2015 году сходное по своей фактуре явление имело место в пос. Адамовка Оренбургской области. Когда прихожане адамовского храма Покрова Пресвятой Богородицы сняли в день памяти (12 июня) икону Божьей Матери Табынской со стены, то увидели за ней силуэт Богородицы с Младенцем. После этого люди заметили, что на стене остался след от свечной копоти, повторяющий изображенные на иконе лики [4].

Лик в храме пос. Адамовка Оренбургской области. Фото: time56.ru.
Лик в храме пос. Адамовка Оренбургской области. Фото: time56.ru.
 

В г. Елец Липецкой области, в храме в честь иконы Елецкой Божьей Матери, 16 мая 2016 года со стены упала икона Божьей Матери «Семистрельная». На месте где она висела, осталось изображение этой иконы. Нам удалось найти только одну фотографию отпечатка, правда есть еще несколько видеозаписей, выложенных пользователем RAMBOURR [17].

Изображение под иконой Божьей Матери «Семистрельная» в г. Елец Липецкой области. На врезке: при падении разбилось прикрывавшее икону стекло. Силуэт на стене повторяет форму не прикрытого золотистым окладом участка изображения. Как мы увидим ниже, иконы по
Изображение под иконой Божьей Матери «Семистрельная» в г. Елец Липецкой области. На врезке: при падении разбилось прикрывавшее икону стекло. Силуэт на стене повторяет форму не прикрытого золотистым окладом участка изображения. Как мы увидим ниже, иконы подобной конструкции типичны для случаев отражения ликов. Фото: gorod48.ru (на врезке скриншот из видео пользователя youtube.com RAMBOURR).
 

2 мая 2016 года, в День памяти Матроны Московской, в храме Андрея Первозванного г. Зеленодольска Зеленодольского р-на Республики Татарстан со стены сняли икону, чтобы положить ее на аналой. Обычная процедура: в центр храма всегда выставляют праздничную икону. При этом на стене отпечаталось изображение Святой, и именно та часть, которая не закрыта окладом. Икона новая, киот сантиметров в пять толщиной закрыт сзади листом ДВП, но на нем не было никаких следов. По свидетельству отца Владимира, настоятеля храма, подобные явления в храме происходят не в первый раз: когда в 2015 году решили побелить стены, то под иконой отобразился лик Андрея Первозванного, также отпечатывался и Святейший Алексей [5].

Протоиерей Владимир предположил, что необычный след «имеет природу копоти». В церкви копоть повсюду: на сводах, стенах и по краям многих икон, но как сажа попала под киот и повторила изображение Матроны – на этот вопрос отец Владимир затруднился ответить.

Изображение под иконой святой блаженной Матроны Московской в г. Зеленодольске Зеленодольского р-на Республики Татарстан. Фото: pravoslavie.ru.
Изображение под иконой святой блаженной Матроны Московской в г. Зеленодольске Зеленодольского р-на Республики Татарстан. Фото: pravoslavie.ru.
 

В 2016 году потребовалась замена сплит-системы (системы кондиционирования воздуха) в храме Вознесения Господня станицы Старомышастовской Динского р-на Краснодарского края. При ее установке со стен сняли иконы и заметили, что на ней остались силуэты святых: Князя Владимира, Луки Крымского, Николая Мерликийского, Ксении Петербургской. У отпечатка с иконы Ангела Хранителя якобы даже можно было четко различить перья на крыльях. Самым ярким оказался силуэт с иконы Матроны Московской [27].

Силуэт под иконой Матроны Московской храме Вознесения Господня (станица Старомышастовская, Краснодарский край). Фото: gazeta-rvs.ru.
Силуэт под иконой Матроны Московской храме Вознесения Господня (станица Старомышастовская, Краснодарский край). Фото: gazeta-rvs.ru.
 

В том же году стало известно, что в г. Омске под иконами в храме Великомученика и целителя Пантелеймона проявились, как выразились затем в прессе, «негативы» силуэтов святых. Настоятель храма при городской больнице на ул. Перелета Александр показал интересующимся журналистам и блогерам иконы и стены под ними, на которых проявились силуэты святых с икон. Он прояснил, что кроме лика, все изображения объединяет еще и большое белое пятно в середине. Священнослужитель рассказал, что образы обнаружили давно (правда насколько, непонятно), посчитали это чудом и не стали их закрашивать. На некоторых из них начали проявляться следы от поцелуев прихожан и паломников. Кроме того, отец Александр рассказал, что иногда изображение на иконе и на стене могут различаться. Так, якобы силуэт одного из святых проявился лишь по пояс, а силуэт Богоматери оказался в месте, где ее икона никогда не висела: на иконе «Всех скорбящих радость» – Богородица, Младенец на руках и два Ангела, сидящие по бокам, а на стене появился рисунок несколько отличный по формату. Причем настолько четкий, что решили – это точная копия иконы, расположенной за углом1. В появившемся в 2007 году храме было много изображений святых, но переотразились только четыре из них. Ничем от других они не отличались: не старинные, не уникальные и появились на своих местах всего два года назад (то есть у них все же была отличительная черта – они были достаточно новыми). Как минимум две из них расположены непосредственно рядом с окном (почему мы обращаем на это внимание, расскажем чуть ниже).

Изображение, проявившееся на стене в г. Омске. Обращают на себя внимание белесые полосы вдоль трещины на штукатурке, вероятно, неровность стены создала препятствие для равномерного оседания загрязнений. Фото: http://vera-eskom.ru.
Изображение, проявившееся на стене в г. Омске. Обращают на себя внимание белесые полосы вдоль трещины на штукатурке, вероятно, неровность стены создала препятствие для равномерного оседания загрязнений. Фото: http://vera-eskom.ru.
 
По словам отца Александра, под иконой, на которой изображена Богоматерь с младенцем и ангелами, появился «негатив» соседнего образа. Фото: worldis.me/Stillmer.
По словам отца Александра, под иконой, на которой изображена Богоматерь с младенцем и ангелами, появился «негатив» соседнего образа. Фото: worldis.me/Stillmer.
 

Отец Александр подчеркнул, что сзади у икон фанера, поэтому от света проявляться отпечатки не могут. Однако журналистка «Комсомольской правды» Ксения Угланова обратила внимание, что в омском храме неподалеку над входом, почти вплотную со стенами горели две лампочки, и рядом со стеклянными колбами стены заметно почернели, будто закоптились. Она пишет: «Вот на эффект от тепла черно-серые негативы образов и похожи. Будто центральные фигуры на образах «грели» стены. Но как объяснить то, что контур четкий, а не размытый, как от лампочки? Ответа на этот вопрос мы не нашли» [26]. Можно добавить, что иногда с подобным эффектом люди с удивлением сталкиваются, заменив в старой люстре обычные лампы накаливания на свечеобразные или сняв со старых ламп плафоны. Это меняет характер обтекания лампочек восходящим от них нагретым воздухом, и благополучно провисевшая до этого многие годы, а то и десятилетия, люстра за несколько недель покрывает потолок темными пятнами. Применимость этого эффекта для объяснения изображений мы подробно обсудим ниже.

В марте 2017 года на одной из стен храма благоверного Великого князя Игоря Черниговского и Киевского Украинской православной церкви, расположенного между третьим и пятым микрорайонами левобережья г. Каменское Днепропетровской области, был обнаружен отпечатавшийся на стене образ Пресвятой Богородицы. Правда этот случай немного выбивается из общего ряда, так как внутри отпечатка нет четкого белого пятна, однако он очевидно имеет ту же самую природу, что и другие, рассматриваемые здесь сообщения [12].

Изображение на стене в г. Каменское Днепропетровской области. Фото: sobitie.com.ua.
Изображение на стене в г. Каменское Днепропетровской области. Фото: sobitie.com.ua.
 

Похожий случай, и тоже без пятна на одном из отпечатков, зафиксирован поблизости и примерно в тоже время2. Иконы святых апостолов Петра и Павла неизвестным образом «отпечатались» на противоположных стенах Серафимовского храма в г. Мелитополе Запорожской области (Украина). Проявившиеся образы были обнаружены во время плановой уборки в марте 2017 года. Незадолго до этого, как отметили в пресс-службе Запорожской епархии, в находящемся примерно в 200 км храме г. Каменского, «точно такое случилось на стене – проявился образ Покрова Божией Матери».

Митрополиту Запорожскому и Мелитопольскому Луке изображения по внешнему виду напомнили рентгеновские снимки:

– В нашем случае объект – икона апостола, в качестве чувствительной пленки выступает стена, но что является лучами, которые прошли через икону и оставили изображение на стене? Места, где отпечатались контуры апостолов, симметричны, не находятся под прямым воздействием солнечных лучей, а сами иконы не прозрачны и сзади наглухо закрыты фанерой, на которой нет вообще никаких следов [15].

Одна из икон перенесшаяся на стену храма в г. Мелитополе (Украина). Обращает внимание наличие рядом с ней окна. На задней стенке из ДВП изображение никаких следов не оставило. Фото: hramzp.ua.
Одна из икон перенесшаяся на стену храма в г. Мелитополе (Украина). Обращает внимание наличие рядом с ней окна. На задней стенке из ДВП изображение никаких следов не оставило. Фото: hramzp.ua.
 
Еще одна икона, перенесшаяся на стену в храме г. Мелитополя (Украина). Фото: hramzp.ua.
Еще одна икона, перенесшаяся на стену в храме г. Мелитополя (Украина). Фото: hramzp.ua.
 

5 апреля 2017 года отчетливое отражение Святого Великомученика Пантелеймона на побелке и, что характерно, рельефную надпись: «Спаси и сохрани» с обратной стороны иконы «Неупиваемая чаша», заметили во время генеральной уборки на стенах храма святителя Николая Чудотворца в г. Краснодаре [16].

Отражение иконы Великомученика Пантелеймона на стене храма в г. Краснодаре. Фото: regnum.ru.
Отражение иконы Великомученика Пантелеймона на стене храма в г. Краснодаре. Фото: regnum.ru.
 
Надпись «Спаси и сохрани» под одной из икон в храме святителя Николая Чудотворца (г. Краснодар). Левая икона оклада не имеет и ее след никаких деталей изображения не несет. Фото: regnum.ru.
Надпись «Спаси и сохрани» под одной из икон в храме святителя Николая Чудотворца (г. Краснодар). Левая икона оклада не имеет и ее след никаких деталей изображения не несет. Фото: regnum.ru.
 

Летом 2017 года в исправительной колонии (ИК) №3 в пос. Рудничный Верхнекамского р-на Кировской области на стене проступил лик Николая Чудотворца. Лик увидели после того, как в помещении, где висела икона святого, решили сделать ремонт. Икону сняли со стены, а под ней заметили образ. Произошло это в первый день Великорецкого крестного хода. Староста храма ИК-3 Иван Атлашкин рассказал, что фанера у иконы толстая, «и еще два сантиметра между стенкой и фанерой расстояние, тем более она висела прямо, а лик немного правее...». Сейчас этот лик накрыли рамкой. Осужденные уверены, что это настоящее чудо, точно так же полагает и протоиерей Леонид Сафронов. В сюжете на канале ГТРК «Вятка» упоминалось также, что вскоре минимум три иконы здесь «покрылись маслицем» [6].

Протоиерей Леонид Сафронов показывает изображение на стене, появившееся в храме пос. Рудничный Верхнекамского р-на. Скриншот из видео ГТРК «Вятка».
Протоиерей Леонид Сафронов показывает изображение на стене, появившееся в храме пос. Рудничный Верхнекамского р-на. Скриншот из видео ГТРК «Вятка».
 

В марте 2018 года в г. Рубцовске Алтайского края в храме Рождества Пресвятой Богородицы на стене проявился отпечаток с иконы Иоанна Крестителя. Чудо обнаружили во время уборки, которую начали делать перед Пасхой. К слову сказать, изображение святого, хотя и висит в церкви давно, самое простое. Икона даже не писаная – ее отпечатали в типографии. В настоящее время этот участок стены закрыли стеклом, для того чтобы все желающие могли своими глазами увидеть отпечаток. Это не первое чудо, которое происходит в храме – в 2017 году здесь же замироточил крест.

Тем временем скептики допустили, что отпечаток мог проявиться на стене в ходе естественных причин. Один довольно известный барнаульский фотограф посчитал, что холст мог частично пропускать свет, в результате известь на стене выгорела. Другой специалист из технического университета вспомнил знаменитые люстры Чижевского, которые ионизировали воздух. Часто там, где стояли эти лампы, стены также темнели3 [19].

Детальное фото отпечатка под иконой Иоанна Крестителя (г. Рубцовск, Алтайский край). На врезке: характерно, что об отпечатке иконы висевшей слева от входа в публикациях СМИ не сохранилось никаких упоминаний помимо случайного попадания на одно фото в низко
Детальное фото отпечатка под иконой Иоанна Крестителя (г. Рубцовск, Алтайский край). На врезке: характерно, что об отпечатке иконы висевшей слева от входа в публикациях СМИ не сохранилось никаких упоминаний помимо случайного попадания на одно фото в низком разрешении. Несмотря на явную однотипность следов простое бесформенное темное пятно в сопровождении двух светлых не привлекло к себе внимания ни служителей храма, ни журналистов. Фото: rubtsovsk.info.
 
Изображение под иконой Иоанна Крестителя (г. Рубцовск, Алтайский край). Сейчас отпечаток на стене закрыли стеклом. И вновь мы видим, что отпечаток четко повторяет область, выделенную на иконе окладом. Силуэт креста вполне различим, а вот пальцы руки слишк
Изображение под иконой Иоанна Крестителя (г. Рубцовск, Алтайский край). Сейчас отпечаток на стене закрыли стеклом. И вновь мы видим, что отпечаток четко повторяет область, выделенную на иконе окладом. Силуэт креста вполне различим, а вот пальцы руки слишком тонкие и расплылись. Фото Алтайской митрополии.
 

В июне 2018 года, накануне Дня всех святых в земле Запорожской просиявших, в храме в честь пророка Илии (с. Заповитное, Каменско-Днепровский благочинный округ), настоятель храма вместе с пришедшим работником обнаружили на внутренней стене храма сверхъестественное чудесное отображение иконы святителя Николая. Изображение было обнаружено на стене непосредственно на месте расположения иконы. На стене также просматриваются силуэты Спасителя и Пресвятой Богородицы [18].

Лик святителя Николая на стене в с. Заповитное (Каменско-Днепровский благочинный округ, Украина). Фото: hramzp.ua.
Лик святителя Николая на стене в с. Заповитное (Каменско-Днепровский благочинный округ, Украина). Фото: hramzp.ua.
 

В августе 2018 года аналогичный случай произошел в г. Жуковке (Жуковский р-н Брянской области). В местном храме Александра Невского начался ремонт, иконы сняли со стен и обнаружили под ними непонятные отпечатки. Очевидцем стал брянский блогер В. Чесалин, который разместил об этом информацию, включая фото и видео. Сами изображения были очень быстро закрашены [29].

Лики в храме Александра Невского сформировались под множеством висевших ровными рядами однотипных икон одинакового размера. Однако многие из силуэтов с трудом различимы из-за почти полностью перекрывающих их белых пятен (cкриншоты из видео В. Чесалина).
Лики в храме Александра Невского сформировались под множеством висевших ровными рядами однотипных икон одинакового размера. Однако многие из силуэтов с трудом различимы из-за почти полностью перекрывающих их белых пятен (cкриншоты из видео В. Чесалина).
 

Наконец, в начале сентября 2018 года церковные служащие и прихожане храма Святых Апостолов Петра и Павла г. Новотроицка стали свидетелями проявления на стене храма образа великомученицы Ирины Коринфской. Во время монтажа пожарной сигнализации рабочие сняли икону со стены, а через некоторое время работники храма заметили, что пятно копоти, находившееся под иконой, похоже на отпечаток самого образа. Нужно отметить тот факт, что икона с обратной стороны покрыта фанерой и прямого контакта со стеной не имела [8].

Образ и его отпечаток в г. Новотроицк (Оренбургская область). Фото: vk.com/novsobor.
Образ и его отпечаток в г. Новотроицк (Оренбургская область). Фото: vk.com/novsobor.
 

Гипотезы

Обобщим имеющиеся сведения. На стенах оказались почти всегда фрагменты еще не старых и не деревянных икон: они не писаные, зачастую отпечатанные в типографии (обычная полиграфия с окладом), часто с металлическими элементами, причем зачастую переносились не все их детали, а только те, которые были темнее по сравнению с окружающим фоном4 и не закрытые окладом. При этом на обратной стороне иконы (чаще всего из ДВП) никаких следов нет. Можно предположить, что к переносу изображений были причастны несколько факторов. Рассмотрим несколько вероятных механизмов этого явления.

Так, кандидат физико-математических наук Анатолий Мухачев придерживается мнения, что отпечаток на стене – результат воздействия на материалы иконы и стены солнечного и/или электрического света, которые состоят из лучей с разной длиной волны. Часть из них материал иконы просто пропускает сквозь себя, часть отражает, а некоторые лучи вызывают физико-химические реакции в краске, покрывающей стену. С его точки зрения, воздействие этих «отфильтрованных» световых лучей и вызвало потемнение краски там, где металлический оклад иконы не препятствует их прохождению. Поэтому на стене проявился именно силуэт, обрисованный границами оклада.

Примерно то же говорят фотографы старой школы, имевшие дело с химическим проявлением пленки и печатью фотографий. Здесь, по их мнению, наблюдается схожий эффект: прохождение световых лучей с определенной длинной волны сквозь разные материалы. Металлическая фольга оклада лучи не пропускает, а материал доски с изображением – пропускает, и пропущенные лучи, постепенно воздействуя на участок стены под изображением, вызывают потемнение краски на этом участке [24].

Однако тут нужно сделать несколько очень важных уточнений. С высокой долей вероятности, под иконой краска не «выгорает». Во-первых, потому что на стену, на которой отпечатались некоторые «нерукотворные образы», прямые лучи света не попадали ни в какое время дня. Значит, причиной перенесения ликов может служить не только солнечный свет, но и, вероятно, искусственное освещение в храме, в том числе возжигаемые здесь свечи и лампады, но все равно для указанного выше «выгорания» этого явно недостаточно. Во-вторых, структура ликов мало напоминает выгоревшую краску: изображение оттирается моющими средствами, на нем остаются поцелуи прихожан, а в исследованном нами случае, хотя и не отмылось полностью, но очень быстро стало тускнеть, само собой. Поэтому мы склоняемся к несколько иному вероятному механизму возникновения таких изображений.

Действительно, на свету или от зажигаемых свечей и лампад темные участки икон прогреваются сильнее, поэтому, с точки зрения входившего в экспертную рабочую группу «Уфокома» химика Андеря Кульши, более теплые фрагменты стали своего рода катализатором для сорбции пыли и различных продуктов горения (свечной копоти, паров ладана, масла от лампад и т. д.). Безусловно нужно учитывать, что под иконами и вне их разные условия для аккумулирования всех вышеперечисленных веществ, маслянистых по своей природе. Таким образом, с течением времени пыль и продукты горения могли неравномерно распределяться под иконой и чем темнее участок, тем больше их там оседало. Там, где на иконе нанесено светлое (чаще всего – металлизированное) покрытие, отражающее свет, изображение на стене также светлее или его почти нет. Этим может объясняться контраст яркости под иконами. Очевидно, что процесс этот не одномоментный, а продолжался в некоторых случаях до двух-трех лет и более.

В некоторых случаях (например, в храме святителя Николая Чудотворца в г. Краснодаре), копоть могла сорбироваться также небольшими неровностями на обратной стороне иконы. В частности, настоятель храма из г. Краснодара, отец Василий Плиска, комментируя произошедшее в апреле 2017 года событие (см. выше), предположил: «Все здесь объяснимо. На обратной стороне иконы «Неупиваемая Чаша» из дерева вырезаны слова «Спаси и сохрани» и, они очень плотно прилегают к стене. Сажа от сгораемых свечей в течение некоторого времени накапливается в тех местах, где буквы плотно пристают к стене и оседают на кириллице. Поэтому и сформировалось отражение» [16].

Корреляция потемнений на стенах с препятствиями для протока воздуха позволяет предположить, что основным источником потемнений является именно оседающая копоть. Увеличение сообщений о таких изображениях после возникновения проблем с вентиляцией подтверждают эту гипотезу. Частицы копоти, оседая в воздухе, быстрее накапливаются на стенах там, где для потока воздуха имеются препятствия (трещина в стене, прилегающий к стене шнурок, рельефные буквы с задней стороны иконы и т. д.). Формирование изображения при этом может быть связано со степенью прогрева стены. Пламя является сильным источником инфракрасного излучения, для которого фанера в значительной степени прозрачна, краска на иконе прозрачна в меньшей степени, а металлический оклад непрозрачен вовсе. Те части стены, на которые попадает больше ИК, прогреваются лучше, менее влажны и, благодаря таким явлениям как термофорез (удаление частиц аэрозолей от нагретой поверхности) и термопреципитация (осаждение частиц аэрозоля на более холодных, по сравнению с фоном, частях поверхности), лучше сорбируют липофильные агрегаты копоти, пропитанные испарениями парафина и масел. Продукты термолиза парафинов и масла имеют температуры плавления, близкие к комнатной, поэтому на теплой поверхности пропитанные ими частицы копоти становятся более липкими. При этом потемнение стены усиливает дальнейший нагрев, формируя положительную обратную связь, которая приводит к повышению контраста изображения.

В данной версии ослабление контрастности отпечатков после снятия икон закономерно объясняется постепенным испарением связующих липких продуктов, после которого частицы копоти просто осыпаются. Тем не менее, пока такой эффект подтвержден только в Горецкой церкви, хотя и в некоторых иных случаях иконы перевесили, оставив отпечатки для обзора прихожан. Возможно, что публикации просто вышли по горячим следам и прошло недостаточно времени, чтоб ослабление отпечатков заметили. Либо для различных покрытий стен проявилась разная степень адгезии.

Поначалу вызывает вопросы и то, что загрязнения оседают только на стене, но не на задней стороне самой иконы. Вероятно, данный факт также объясняется процессами термофореза и термопреципитации, приводящими к самопроизвольному движению частиц в направлении снижения температуры (то есть от более теплых участков иконы к стене). Оно обусловлено тем, что молекулы газов, соприкасаясь с более горячим телом, приобретают большую скорость и сильнее воздействуют (ударяются с большей силой) на частицы, заставляя их отодвигаться от горячего тела. Около холодного тела газовые молекулы охлаждаются – движутся с меньшей скоростью, и поэтому броуновское движение частиц как бы направлено к холодному телу, т. е. тепловое движение газовых молекул подталкивает частицы из общей массы аэрозоля к холодному телу. В быту термофорез знаком многим по осаждению пыли на потолке и стенах возле радиаторов отопления и ламп накаливания. В случае с иконой нагретая поверхность изображения может «отталкивать» частицы сажи на более холодную стену, выступая в роли своего рода мини-радиатора. Количественные оценки роли этого явления приводятся ниже, при обсуждении феномена «черной магической пыли».

Почему в центре большинства икон, отобразившихся на стенах, расположено некое причудливое пятно? При больших разницах температур в храме (особенно зимой) или при неисправности радиаторов/сплит-системы, «возгонка» пыли и копоти будет максимальной, и оседает она как раз в местах «завихрений» или препятствий, где скорость снижается – чаще всего за иконами [28]. Каплевидные образования в центральных областях участков стен за иконами при этом являются застойными зонами, в которые доступ воздуха, переносящего копоть, затруднен. При прохождении воздуха в тесном пространстве за иконой он испытывает большее сопротивление при движении к центру иконы, чем к краям, где он выходит наружу. Поэтому на некотором расстоянии от центра поток воздуха притормаживается и заворачивает к краю. В месте торможения мы как раз видим большее потемнение, обрамляющее белую «каплю».

На многих фотографиях белое пятно имеет не очень правильную форму. Это может быть обусловлено особенностями планировки храма, формирующими горизонтальные движения воздуха. Иногда пятна даже принимают форму сердечка, как это, например, произошло в г. Горки (см. фото выше), что наводит на мысль о сформировавших его нескольких встречных завихрениях восходящего потока воздуха. Кроме того, асимметрия может быть вызвана не вполне плоской поверхностью задней стенки иконы или стены под ней, создающими несколько различающиеся по толщине каналы для доступа воздуха с разных сторон.

Белые пятна за иконами встречаются и при отсутствии изображения, в таких случаях в них ничего чудесного не видят. А: там, где на закопченной стене дома остались белые пятна, до пожара висели иконы, виден характерный «хвост» (фото: В. Комяков). Б: Стена хр
Белые пятна за иконами встречаются и при отсутствии изображения, в таких случаях в них ничего чудесного не видят. А: там, где на закопченной стене дома остались белые пятна, до пожара висели иконы, виден характерный «хвост» (фото: В. Комяков). Б: Стена храма перед плановым косметическим ремонтом. Вероятно, в данном случае икону подвесили с наклоном и нижний край плотно соприкасался со стеной. Отсюда и ровная нижняя сторона у пятна, воздуху там не пройти, а выше он уже может постепенно затекать по сторонам за икону (фото: Калининградская епархия).
 

Следует также учитывать, что даже в одном месте храма у стен, в зависимости от сезона, могут быть как восходящие, так и нисходящие потоки воздуха. Если в летнее время конвекция воздуха в храме идет, очевидно, вверх по центру храма, где горят свечи, и вниз вдоль относительно холодных стен, то зимой основным источником тепла оказываются расположенные вдоль стен отопительные приборы и восходящий поток движется у стен снизу-вверх [20]. Поэтому сформировавшиеся первоначально в виде хвостатого пятна застойные зоны спустя год могут приобрести более симметричную овальную форму.

Во многих храмах имеются проблемы с вентиляцией: из-за технологических нарушений, допущенных при проектировании и строительстве, нет достаточной и правильно организованной циркуляции воздуха. В основном интерьер храма загрязняется продуктами неполного сгорания свечей и лампадного масла. Полнота сгорания, в свою очередь, напрямую зависит от качества воздухообмена. Причем на скорость и масштабы загрязнения существенное влияние оказывают влажность и температура воздуха.

Водяной пар5 более чем в полтора раза легче воздуха, поэтому стремится к вершине замкнутого объема. Вместе с конвективными потоками тепла он способен увлекать с собой мелкодисперсные частички сажи и иных продуктов горения свечей6. «Путешествуя» по храму, те, в свою очередь, поляризуются и быстро адсорбируются внутренними поверхностями интерьера (в первую очередь неоднородными с геометрической либо с физической точек зрения)7 [1].

В случае с Горецкой церковью, который исследовала рабочая группа «Уфокома», обращает на себя внимание наличие неисправного радиатора и окна рядом с иконами. Окно и стены вокруг него самое холодное место, батарея – самое теплое. Здесь должно идти активное
В случае с Горецкой церковью, который исследовала рабочая группа «Уфокома», обращает на себя внимание наличие неисправного радиатора и окна рядом с иконами. Окно и стены вокруг него самое холодное место, батарея – самое теплое. Здесь должно идти активное перемещение воздуха, от окна должно дуть, а подоконника, прикрывающего батарею сверху, тоже нет. А раз есть активная циркуляция воздуха, то он должен и под иконами продуваться активнее. Те иконы, что расположены рядом с окном, имеют ярко выраженные белые пятна, а те, что дальше – нет. Видимо под ними воздух перемещался уже медленнее. Фото Ильи Бутова.
 
В Омске лики с характерными белыми пятнами также проявились под иконами, расположенными по обеим сторонам от окна – также в месте наиболее активной циркуляции воздуха (скриншоты из видео пользователя vk.com «Православное слово»).
В Омске лики с характерными белыми пятнами также проявились под иконами, расположенными по обеим сторонам от окна – также в месте наиболее активной циркуляции воздуха (скриншоты из видео пользователя vk.com «Православное слово»).
 
В г. Каменское Днепропетровской области иконы даже стояли на трубах отопления. Если обратить внимание на стену, то можно заметить и другие аналогичные отпечатки (видимо, ранее на этом месте помещалась икона большего размера). Фото: sobitie.com.ua.
В г. Каменское Днепропетровской области иконы даже стояли на трубах отопления. Если обратить внимание на стену, то можно заметить и другие аналогичные отпечатки (видимо, ранее на этом месте помещалась икона большего размера). Фото: sobitie.com.ua.
 
В г. Новотроицк (Оренбургская область) над батареей установлена защитная полочка, препятствующая движению теплого воздуха непосредственно вверх из-за чего силуэт проявился на боковой иконе. Фото: vk.com/novsobor.
В г. Новотроицк (Оренбургская область) над батареей установлена защитная полочка, препятствующая движению теплого воздуха непосредственно вверх из-за чего силуэт проявился на боковой иконе. Фото: vk.com/novsobor.
 

Кстати, описанное выше, – одна из причин того, что такие чудеса наблюдаются именно в храмах, а не в жилых помещениях. Нередко, даже если храм имеет хорошее отопление, ради экономии температуру зимой поддерживают недопустимо низкую, а также стараются включать его только перед проведением службы. Это приводит к увеличению суточных перепадов температуры и более интенсивной конвекции прогревающегося во время службы воздуха, активно переносящего загрязнения, формирующие отложения копоти.

Дома обычно все же достаточно тепло, хотя над батареями отопления как раз разводы такого рода вполне обычны (это характерно и для некоторых церквей, особенно с неисправной или неверно смонтированной системой отопления). При достаточно плавном перемешивании воздуха в большом объеме, над батареями создаются быстрые восходящие потоки: за счет такой прокачки грязного воздуха над ними быстрее оседает копоть.

Темные разводы на стенах над батареями отопления в церкви. Использованы китайские радиаторы и полипропиленовые трубы TEBO. Температура воздуха зимой в данной церкви поддерживалась на уровне 5–10 ºС. Фото: forumhouse.ru.
Темные разводы на стенах над батареями отопления в церкви. Использованы китайские радиаторы и полипропиленовые трубы TEBO. Температура воздуха зимой в данной церкви поддерживалась на уровне 5–10 ºС. Фото: forumhouse.ru.
 

Встречаются подобные следы и за обычными картинами в жилых помещениях, но вследствие более или менее регулярной уборки и проветривания, отсутствия на них отражающих тепло окладов и мелкодисперсной взвеси продуктов сгорания в воздухе, классические лики, рассматриваемые в этой статье, тут не проявляются. Тем не менее в некоторых случаях, например, в домах курильщиков, пренебрегающих своевременным косметическим ремонтом, на стенах можно обнаружить весьма впечатляющие следы.

Табачный дым в домах заядлых курильщиков в сочетании с восходящими потоками воздуха от отопительных приборов оставляет характерного цвета следы от рам картин и других близких к стенам предметов. А: на стене хорошо виден силуэт от висевших на ней внушитель
Табачный дым в домах заядлых курильщиков в сочетании с восходящими потоками воздуха от отопительных приборов оставляет характерного цвета следы от рам картин и других близких к стенам предметов. А: на стене хорошо виден силуэт от висевших на ней внушительного размера четок. Б: за отпечатком картины различим след от шнура подвески. В: отчетливо передавшиеся детали массивной резной рамы, часть стены для сравнения отмыта. Фото с сайтов institut-beb.de, buellinspections.com, pinterest.com.
 

«Черная магическая пыль»

Наиболее близкой аналогией из явлений, описанных в научной литературе нам здесь видится феномен т. н. «черной магической пыли» («black magic dust» или BMD). Так же в немецком языке для описания этого феномена обычно употребляют такие термины как «fogging» (затуманивание) и «schwarzstaub» (черная пыль), а в английском «thermal tracking» (тепловой след), «ghosting» (появление ореолов) и «sooting» (закопчение).

Еще с начала 1990-х годов все чаще стало наблюдаться внезапное появление темных маслянистых пятен в жилых домах, их цвет варьировал от светло-серого до темно-черного. Тем не менее внезапное потемнение поверхностей от осаждения частиц науке было известно и ранее, например, в музейной среде. Существует лишь небольшое количество научной литературы, касающейся этой, все еще не до конца изученной, проблемы. Излагаемое ниже краткое описание основных факторов, вызывающих BMD, основано на публикациях немецких исследователей внесших основной вклад в понимание природы этого многогранного явления [30, 31, 32].

В рамках ряда исследовательских программ в Германии не только проводились симуляционные эксперименты в климатической камере, но объектом изучения стали и реальные жилые помещения. Из сотен задокументированных случаев и широкого спектра проведенных измерений можно сделать вывод, что не существует универсального объяснения для всех случаев, связанных с феноменом BMD. Тем не менее большинство факторов, способствующих его появлению, вполне типично и для церковных зданий, как мы убедимся ниже.

Согласно выводам немецких исследователей, явление BMD обычно появляется в течение короткого периода времени (от нескольких дней до нескольких недель), но в отдельных случаях может занять и больше времени (месяцы или даже годы). 92% случаев отмечены в течение отопительного периода и 86% в отремонтированных или новых жилищах. Только в нескольких случаях можно было идентифицировать следы горения, такие как сажа от ароматических свечей и т.п. Во всех случаях исключили заражение плесенью.

По данным немецкого Федерального агентства по охране окружающей среды, эффект был практически неизвестен до 1995 года и широко признан только после опроса агентства в 1997–1998 году. Основной причиной этого в агентстве видят переход к энергосберегающим технологиям в строительстве и экологически чистым материалам. Производители строительных материалов все чаще используют низколетучие органические соединения (НОС) вместо летучих органических соединений (ЛОС) в качестве растворителей или добавок в лакокрасочных материалах и пластиках. Не создающие ощутимого запаха НОС кипят при температурах выше 200 °C и поэтому не считаются органическими растворителями. Соответственно, содержащие их продукты могут рекламировать как «не содержащие растворителей».

Однако НОС все же медленно мигрируют на поверхность материалов и выделяются в воздух на протяжении многих лет. Зимой концентрация этих веществ может увеличиваться, особенно в хорошо теплоизолированных помещениях с ограниченным воздухообменом. Мельчайшие частицы пыли приобретают химически модифицированную поверхность путем конденсации НОС, что улучшает адгезию как между частицами, способствуя их агрегации, так и с различными поверхностями, на которые они налипают. Они оседают в местах активной циркуляции воздуха, образуя липкую пленку конденсата, активно задерживающую на себе загрязнения.

А. Результаты обследования радиатора, создающего темные разводы на стене. Термографическое изображение показывают, что в восходящем теплом воздухе над этим радиатором наблюдается сильная турбулентность, вызывающая очень неоднородный нагрев поверхности сте
А. Результаты обследования радиатора, создающего темные разводы на стене. Термографическое изображение показывает, что в восходящем теплом воздухе над этим радиатором наблюдается сильная турбулентность, вызывающая очень неоднородный нагрев поверхности стены. Когда отопление отключается, скорости воздуха, измеренные на разных высотах, не превышают 0,1 м/с. После включения нагрева развивается турбулентный поток со скоростью воздуха от 0,3 до 0,5 м/с. Б. Поднимающийся перед окном теплый воздух нагревает выступающий карниз и потолок над окном. Стена при этом почти не нагревается. Часть поднимающегося воздуха обтекала опоры карнизов с большим увеличением турбулентности. Именно в этой области, а также на стене и потолке переходной зоны происходит осаждение загрязнений. В. Еще один вид почернения можно увидеть в области потолка примерно на 0,5 м выше галогенных прожекторов. В дополнение к прямому отражению света на стене можно видеть тепловыделение радиатора, трансформатора и кабеля. Теплые зоны под потолком, над радиаторами хорошо сочетаются с наблюдаемыми черными областями [31].
 

Часто ради экономии энергии на время отсутствия жильцов в течение рабочего дня температуру отопления значительно снижают, поднимая до нормальных значений только к вечеру, либо поддерживают нормальную температуру только в некоторых комнатах. Гораздо чаще подвержены воздействию «черной пыли» дома, которые редко используются и поэтому подвергаются особенно сильным колебаниям температуры при включении отопления. «Даже температурные различия более четырех, пяти градусов между отдельными комнатами жилого помещения могут способствовать образованию черной пыли», – подчеркивает Дирк Петерсен, сотрудник по охране окружающей среды в потребительском центре в Гамбурге.

Обычно только единичные квартиры в многоквартирных домах подвергаются воздействию «черной пыли», несмотря на использование одинаковых отделочных материалов. Здесь поведение и образ жизни жильцов играют важную и решающую роль. «Поразительно, что в подавляющем большинстве случаев очаги затемнения населяют женщины», – говорит гамбургский эксперт. Они обычно используют больше веществ, благоприятствующих образованию липкой пленки. Они, очевидно, включают в себя множество специальных чистящих средств, парфюмерии, косметики, ароматических палочек, свечей и масел [30].

По крайней мере один из перечисленных ниже факторов присутствовал во время потемнения: более высокие концентрации частиц с диаметром <2 мкм, термографически идентифицированные тепловые мостики или направленные воздушные потоки. Явление также часто связано с увеличением поверхностных концентраций ЛОС создающих «эффект клейкой пленки» на некоторых поверхностях, но одного их присутствия недостаточно для запуска процесса.

Решающими оказались два условия:

а) образование аэрозолей с определенным распределением частиц по размерам;
б) наличие механизма их направленной транспортировки, как правило это оказываются уже упомянутые выше термофорез и термопреципитация.

В зданиях без достаточной теплоизоляции возникает значительный температурный градиент между поверхностью стены и комнатным воздухом. Это подтверждается результатами анкетирования. В половине из общего числа домохозяйств, подвергшихся потемнению, отопление использовалось только в моменты присутствия жильцов в доме. Принимая типичным для домов с недостаточной теплоизоляцией или с недостаточным отоплением температурный градиент порядка 1–10 ºС, для частиц размером 0,1–2,0 мкм именно термофорез и термопреципитация оказываются основными механизмами осаждения для вертикальных поверхностей. Для типичных в быту условий, в зависимости от размеров и концентрации частиц, время однопроцентного покрытия ими поверхности оценили в 1–220 дней. Это указывает на то, что потемнение действительно может проявляться очень быстро при благоприятных условиях.

Копоть четко проявила силуэты потолочных балок в храме. Заметны и идущие поперек них широкие светло-серые следы от досок. Фото: forum.abok.ru.
Копоть четко проявила силуэты потолочных балок в храме. Заметны и идущие поперек них широкие светло-серые следы от досок. Фото: forum.abok.ru.
 
Аналогичный эффект в обычном жилом доме с плохой теплоизоляцией. На стенах видны следы от висевших на них картин. На врезке сверху: эти следы от фотографий образовались всего за четыре недели, прошедшие с момента завершения ремонта. Возможно, что на нижне
Аналогичный эффект в обычном жилом доме с плохой теплоизоляцией. На стенах видны следы от висевших на них картин. На врезке сверху: эти следы от фотографий образовались всего за четыре недели, прошедшие с момента завершения ремонта. Возможно, что на нижнем силуэте проступили детали контрастного фотоизображения. Фото: buellinspections.com и umweltanalytik-kessel.de.
 

Слагаемые чуда

Известны сходные примеры появления отпечатков не на стенах, а на стеклах. В этом случае феномен «переноса» ликов может иметь в чем-то сходную природу с той лишь разницей, что в тех случаях речь ведется обычно об иконах, писанных масляными красками на дереве, а в нашем – отпечатанных на бумажном основании или непосредственно на металлическом окладе. Однако гипотеза о перенесении «краски» в результате действия электростатического поля или деструктивных процессов на поверхности лакового слоя иконы была опровергнута в результате тщательного исследования еще в начале 2000-х. Рабочей гипотезой стало предположение о том, что стеарат натрия из моющих веществ, которым протирали стекло оклада, сформировал контур в тех местах, где температура поверхности стекла была отличной от фоновой, что обусловлено зависимостью температуры излучения, отраженного поверхностью иконы, от цвета и яркости красок изображения [10].

Интересным примером в поддержку аналогии между явлениями отражения икон на стекле и стенах служит случай в г. Мелитополь (Запорожская область, Украина). В главном храме Мелитопольского мужского монастыря Святого Саввы Освященного на стекле киота иконы Козельщанской Божьей Матери в 2007 году отобразились лики Богоматери и Богомладенца. Разбирая старый киот, плотник Василий Синицын обнаружил отображение, похоже, по словам нашедшего, на пыльцу, которую кто-то будто насыпал в виде ликов. Причем, по словам присутствовавшего при разборке киота протоиерея Александра (Еремина), это было именно отражение старинной литографии8 [13].

Копия иконы Козельщанской Божьей Матери была также помещена в храме. Как и в случае отпечатков на стенах отобразились лишь не прикрытые окладом участки литографии. Более четкой выглядит верхняя часть изображения, находящаяся ближе к лампаде, а самые яркие
Копия иконы Козельщанской Божьей Матери была также помещена в храме. Как и в случае отпечатков на стенах отобразились лишь не прикрытые окладом участки литографии. Более четкой выглядит верхняя часть изображения, находящаяся ближе к лампаде, а самые яркие части отпечатка соответствуют наиболее темным фрагментам литографии. Фото служителей храма Мелитопольского мужского монастыря Святого Саввы Освященного.
 

Как можно увидеть из нашего обзора, наиболее ранний аналогичный случай произошел в Беларуси в 2007 году, а затем с 2014 года и до настоящего времени они стали массовыми. Видимо существует какая-то причина или группа причин, которые сделали это явление столь распространенным именно сейчас. С одной стороны, это можно объяснить отражением активности журналистов. Несколько случаев получили широкую огласку и другие тоже стали любопытствовать – не случалось ли у них подобного? Ранние сообщения, вероятно, не выходили за рамки околоцерковных изданий, чаще всего не имеющих интернет-версий. С другой стороны, могли повлиять и новые типы отделочных материалов (в Германии, как мы писали выше, на явление BMD также обратили внимание лишь после 1995 года). По всей вероятности, явление приобрело массовость еще и после того, как в храмы стали поступать наиболее дешевые партии икон (не последнюю роль в которых сыграли китайские), изготовленные по сходным низкозатратным технологиям. Первые статьи о засилье подобных икон появились в 2010-х годах (хотя сообщалось, что подпольные фабрики по их изготовлению существуют уже «много лет» [25]), еще некоторое время потребовалось, чтобы такие иконы провисели в храмах и их сняли во время ремонта или по какому-то иному поводу.

Важную роль здесь может играть и качество возжигаемого в храме масла и свечей. Вместо деревянного масла9 для заправки лампад часто используют дешевые растительные масла. Они очень жирные и при контакте с воздухом образуют на стенах пленку, на которую очень хорошо налипают другие загрязнения. Натуральный воск дает на порядок меньше копоти, однако повсеместно употребляются дешевые парафиновые и стеариновые свечи. Максимум копоти выделяется, когда свечу задувают и раскаленный практически до температуры горения парафин дает струйку дыма, где собственно дыма мало, но зато много горячих паров парафина. После завершения многолюдной службы в храме очень быстро гасится большое количество свечек и резко становится дымно и чадно. Храм с хорошей посещаемостью (до ста человек в будние дни и полный в праздники) коптится начерно за год-два [21].

Для «проявления» изображения на нем должен успеть осесть некий минимальный объем отложений. Можно предположить, что в последние годы, по причине ухудшения экономической ситуации, в некоторых храмах стали активнее использовать дешевые расходные материалы, значительно ускоряющие загрязнение помещений, а также начали откладывать плановые ремонты с перекраской стен и замену систем отопления. Ранее очередной ремонт или генеральную уборку со снятием икон и отмыванием стен под ними успевали провести до достижения «критического» уровня загрязнения, но в изменившихся обстоятельствах силуэты становятся хорошо различимы уже через год-два. Если же в храме убираются достаточно активно, то загрязнения просто своевременно удаляют и никаких «чудес» подобного рода в нем не наблюдается.

Стоит также рассмотреть предположение и о том, не дает ли такая узколокальная концентрация сообщений в СМИ в 2014–2018 годах нам право считать, что мы столкнулись с некой «волной» или «вспышкой» чудес, которые, как было нами показано ранее, также имеют свои минимумы и максимумы [3]. На карту мы нанесли пока лишь известные нам случаи, но каких-либо четких выводов сделать тут невозможно в связи с ограниченностью выборки: выявленные точки расположены более или менее хаотично (если не считать двух случаев в Украине в Запорожской области в 2017 году, а также Горках и Жуковке в 2018 году) и в одни и те же годы такие истории появлялись в разных странах СНГ. К тому же перенесенные на стены лики не были связаны с какими-либо сверхъестественными событиями (свечением или звуками от икон, исцелениями и т. п.), за исключением мироточений, которые упомянуты вскользь, и произошли в одном случае до, а в другом после нахождения образов на стенах. Однако у нас нет данных о том, расследовались ли хотя бы некоторые обстоятельства их появления специальными церковными комиссиями и какие были при этом сделаны выводы. Поэтому, с нашей точки зрения, до появления каких-либо новых фактов, нет оснований приравнивать появление ликов на стенах к чудесам.

Места зафиксированных нами случаев появления ликов на стенах храмов в 2007–2018 годах.
Места зафиксированных нами случаев появления ликов на стенах храмов в 2007–2018 годах.
 

По всей видимости, феномен связан лишь с дешевыми иконами современной конструкции, имеющими цельную, тонкую и плоскую заднюю поверхность. Традиционные, писанные на толстых досках иконы с выступающими на обороте шпонками для формирования подобного рода силуэтов непригодны. Кроме того, необходимо наличие оклада, выделяющего часть изображения и создающего за счет хорошей отражающей способности достаточный температурный контраст на поверхности иконы.

Хотелось бы подчеркнуть, что при анализе каждого случая следует учитывать особенности архитектуры конкретного здания, оказывающие влияние на циркуляцию в нем воздушных потоков переносящих формирующие изображение продукты горения и прочие загрязняющие вещества. К таким особенностям мы можем отнести расположение дверей и окон в храме, конструкцию и режим использования систем отопления и вентиляции, возможные неполадки в их работе, а также близость к иконам включенных радиаторов отопления и возжигаемых лампад (подсвечников) и т. д. Материалы, использованные для отделки стен, вероятно, также являются важным фактором. Текстура и пористость поверхности могут влиять на степень поглощения загрязнений и возможность их удаления в дальнейшем, не исключено в некоторых случаях и накопление под иконами выделяемых отделочными материалами веществ.

Один из самых показательных случаев произошел в г. Обвинске Пермского края: вновь соседствуют радиатор отопления и дверь, обеспечивающая ток воздуха. Над радиатором заметна четкая широкая полоса копоти. В этом месте икона не отпечаталась так как, возможно
Один из самых показательных случаев произошел в г. Обвинске Пермского края: вновь соседствуют радиатор отопления и дверь, обеспечивающая ток воздуха. Над радиатором заметна четкая широкая полоса копоти. В этом месте икона не отпечаталась так как, возможно, была полностью закрыта окладом. На врезке: Схожая ситуация сложилась и в г. Елец Липецкой области. Несмотря на то, что радиаторы здесь утоплены в довольно глубокую нишу, над ними отчетливо видна полоса копоти от восходящего воздуха. А из-за размещения радиаторов в два яруса даже довольно высоко подвешенные иконы тесно с ними соседствуют. Фото: nas-troe.blogspot.com, скриншот с иконой на врезе из видео пользователя youtube.com RAMBOURR.
 

Проблемы, с которыми столкнулись специалисты при изучении природы феномена BMD, свидетельствуют о том, что и на процесс формирования ликов на стенах церковных зданий могут влиять многие сложно поддающиеся учету для стороннего исследователя факторы, такие как наполняемость храма во время служб и объем сжигаемых в нем свечей и масел, режим использования отопительных приборов и системы вентиляции в течение года и др.

Детали механизма появления ликов, вероятно, можно было бы уточнить лишь при содействии заинтересованных в этом и критично воспринимающих данное явление священнослужителей. Многое позволила бы понять простейшая регулярная фотофиксация изменений, происходящих со стеной за иконами, расположенными в наиболее подозрительных с точки зрения проявления феномена местах храма. Желательным было бы также выполнение термографической съемки интерьера храма, отразившихся икон и участков стены, находящихся за ними сразу после праздничной службы (при максимальной наполняемости и активном сжигании свечей) в летний и зимний период для определения фактически наблюдаемых температурных контрастов.

Примечания

1. Тут, правда, неясно, напротив ли висела икона и насколько тонкая перегородка между ними и не располагалась ли когда-то на этом месте другая икона.

2. Совпадение по времени обнаружения отпечатков вполне объяснимо: часто иконы снимают со стен для проведения генеральной уборки именно перед крупными праздниками, особенно Пасхой, как произошло в данных случаях.

3. Выработанные люстрой отрицательные аэроионы заряжают находящиеся в воздухе загрязнения (пыль, копоть, пыльцу, бактерии) и осаждают на всех поверхностях с условно положительным зарядом – не только полу, но и потолке, стенах, мебели. Воздух помещений очищался, но вскоре некоторые предметы в них становились ужасающе грязными. Порой потолки в комнатах с люстрами приходилось белить ежемесячно. Это стало одной из основных причин отказа от их массового использования. К случаям с ликами этот механизм может иметь лишь косвенное отношение, как как никакого источника отрицательных аэроионов в нашем случае нет, хотя до некоторой степени электризация циркулирующей в храме пыли и возможна.

4. В нескольких спорных случаях, например, в Омске, где якобы на стену перенеслось иное изображение, чем на иконе, у нас слишком мало данных, чтобы детально их проанализировать.

5. От горения одной свечи стандартного софринского типоразмера в воздух выделяется 1,3 кг водяного пара ежечасно, от дыхания каждого прихожанина и священнослужителя – еще 50 г. В пересчете на среднее число свечей в храмовом помещении и типичную наполняемость рассчитанной на несколько сотен прихожан церкви, получается, что каждый час богослужебного времени добавляет ведро воды на квадратный метр площади.

6. В состав копоти входят технический углерод (сажа до 80–90 %) и углеводородистая фракция из продуктов термической деструкции парафинов, содержащих более тридцати химических соединений. Исследование проб, взятых со стенописей действующих храмов, показало, что соотношение и химическое строение компонентов углеводородистой фракции в продуктах сгорания зависит от состава свечей и лампадного масла. Установлено, что использование парафиновых или парафинсодержащих свечей приводит к более интенсивному образованию копоти.

7. Разность температур между сухими и конденсатными зонами на потолках, к примеру, общественной бани, где конденсат очень обилен и вызывает бурный рост черной плесени, ничтожна, чаще всего 2–3 ºС. В храмах температура поверхности может отличаться значительно сильней.

8. Техника литографии была разработана в 1796 году. Использовались печатные краски на основе олифы. В Российской империи первые литографии и хромолитографии, выпущенные в монастырских типографиях, появляются только в 1830–1840-х годах. С образа Козельщанской иконы Божьей Матери начали делать списки (писать копии) и активно тиражировать после того как она прославилась в связи с исцелением в 1881 году дочери графа Владимира Капниста.

9. Деревянное масло различается от растительного масла тем, что оно получено из плодов, которые выросли на дереве, а не из семян и трав. Елей и деревянное масло – разные названия оливкового масла.

Литература

1. Анохин, Д. Деньги на ветер / Д. Анохин // Журнал Московской Патриархии. – 2017. – № 10. – С. 74–87.

2. Будная, Г. «Господь рядом». В Горках в церкви на месте икон появились лики / Г. Будная // Узгорак. – 2018. – №29. – С. 1.

3. Бутов, И. С. Обновление икон на историческом фоне / И. С. Бутов, Н. В. Томин // Религиоведение. – №3. – 2018. – С. 20–34.

4. В Адамовке на стене православного храма проявился лик иконы // Время: новости оренбургской области. – URL: http://time56.ru/news/lenta-novostey/show17761/. – Дата доступа: 23.08.18.

5. В Зеленодольском храме на стене отпечатался образ святой блаженной Матроны // Православие.RU. – URL: http://pravoslavie.ru/103484.html. – Дата доступа: 16.07.2017.

6. В Кировской области в колонии на стене проступил лик святого // Портал PRO ГОРОД. – URL: https://progorod43.ru/news/51590. – Дата доступа: 11.11.17.

7. В омском храме на стенах появились лики святых // Омск онлайн. – URL: https://ngs55.ru/news/more/50127433/. – Дата доступа: 23.08.18.

8. В Петропавловском соборе на стене проявился образ великомученицы Ирины // Петропавловский собор г. Новотроицк. – URL: https://vk.com/novsobor?w=wall-162426789_316. – Дата доступа: 06.09.18.

9. Гайдучик, В. Феномен «нерукотворных ликов» в Лыщанской церкви / В. Гайдучик // Уфоком. – URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-3959-fenomen-nerykotvornix-likov-v-lischanskoi-cerkvi.html. – Дата доступа: 11.12.07.

10. Исследование изображения иконы на стекле киота / А. В. Московский, С. А. Сошинский, П. В. Флоренский, В. Н. Бинги, В. В. Низовцев // «Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой»: труды международного совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой». – Москва, 7 декабря 2002 года. – М., 2004. – С. 216–227.

11. Как очистить стены храма от копоти // Артель церковной живописи «Византия». – URL: http://artvizantiya.ru/stati/kak-ochistit-steny-khrama-ot-kopoti. – Дата доступа: 31.10.2017.

12. Кравец, Д. Образ Богородицы проявился на стене храма в Каменском / Д. Кравец // Событие. – URL: http://sobitie.com.ua/novosti/obraz-bogorodicy-proyavilsya-na-stene-hrama-v-kamenskom. – Дата доступа: 11.09.18.

13. Кучеренко, О. Отображающиеся иконы: чудо или обычная химия? / О. Кучеренко, О. Клименко, А. Бочкарев // Комсомольская правда. – URL: https://kp.ua/life/326519-otobrazhauischyesia-ykony-chudo-yly-obychnaia-khymyia. – Дата доступа: 24.02.2012.

14. Лик Богородицы на стене Успенского храма села Обвинск // Мои заметки. – URL: http://nas-troe.blogspot.com/2014/06/blog-post_26.html. – Дата доступа: 27.06.14.

15. Лопатко, Д. На противоположных стенах Мелитопольского храма УПЦ проявились образы святых Первоверховных апостолов Петра и Павла / Д. Лопатко // Запорожская епархия: официальный сайт. – URL: https://hramzp.ua/newsitem/na-protivopolozhnykh-stenakh-melitopol. – Дата доступа: 22.03.2017.

16. Мариинский, В. Краснодаре обсуждают чудо, произошедшее в храме Николая Чудотворца / В. Мариинский // Regnum. – URL: https://regnum.ru/news/2259866.html. – Дата доступа: 06.04.2017.

17. На стене елецкого храма проявился лик Богородицы // Gorod48.ru. – URL: https://gorod48.ru/news/387881/. – Дата доступа: 23.08.18.

18. На стене храма чудесным образом отобразилась икона свт. Николая Чудотворца // Запорожская епархия: официальный сайт. – URL: https://hramzp.ua/newsitem/na-stene-khrama-chudesnym-obrazom-otobr. – Дата доступа: 27.09.18.

19. Олексюк, И. В алтайской церкви чудесным образом проявился отпечаток иконы / И. Олексюк // Комсомольская правда. – URL: https://www.alt.kp.ru/daily/26807/3843528/. – Дата доступа: 20.03.2018.

20. Потапенко, А.Д. Проектирование систем отопления и вентиляции храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с применением имитационного моделирования воздушных потоков, г. Челябинск (руководитель проекта А.Н. Нагорная). – Челябинск: Архитектурно-строительный институт ЮУрГУ. – 2017. 124 с.

21. Практические вопросы // Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. – URL: http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?f=12&t=27145. – Дата доступа: 01.07.2015.

22. «Разве это не чудо?»: в зеленодольском храме на стене отпечатался образ Блаженной Матроны // Новости Зеленодольска. – URL: http://zpravda.ru/news/obschestvo/razve-eto-ne-chudo-v-zelenodolskom-khrame-na-stene-otpechatalsya-obraz-blazhennoy-matrony. – Дата доступа: 11.05.2017.

23. Святая блаженная Матрона Московская // Сайт храма Преображения Господня Московской патриархии Слуцкой епархии Любанского благочиния. – URL: http://church-luban.net/matronamoskovskaya.htm. – Дата доступа: 04.09.2018.

24. Силуэт Богородицы на стене храма – чудо или нет? // Інформаційний портал міста Кам’янське. – URL: http://www.каменское.укр/silueht-bogorodicy-na-stene-khrama-chudo-ili-net/. – Дата доступа: 21.06.17.

25. Степанова, Е. Осторожно: китайские иконы-подделки / Е. Степанова // Нескучный сад. – URL: http://www.nsad.ru/articles/ostorozhno-kitajskie-ikony-poddelki. – Дата доступа: 18.09.13.

26. Угланова, К. На стенах омского храма проявились иконы / К. Угланова // Комсомольская правда. – URL: https://www.omsk.kp.ru/daily/26599/3615192/. – Дата доступа: 25.08.18.

27. Фоменко, В. За чудесами – в храмы Динского района / В. Фоменко // Газета PBC. – URL: http://gazeta-rvs.ru/news/za-chudesami-v-khramy-dinskogo-rayona. – Дата доступа: 26.12.2016.

28. Церковь. Копоть над отоплением // Forumhouse.ru. – URL: https://www.forumhouse.ru/threads/147767/. – Дата доступа: 10.09.18.

29. Чесалин, В. В Жуковке при ремонте храма на стенах проявились образа святых // Брянск Today. – URL: https://bryansktoday.ru/article/78867. – Дата доступа: 30.08.18.

30. Gräber, В. Mysteriöses «Fogging»: Warum bei vielen Deutschen die Wohnung plötzlich schwarz wird / В. Gräber // FOCUS-Online. – URL: https://www.focus.de/immobilien/wohnen/waende-boeden-gardinen-mysterioeses-fogging-warum-bei-vielen-deutschen-die-wohnung-ploetzlich-schwarz-wird_id_5163169.html. – Дата доступа: 24.04.17.

31. Moriske, H.-J. Neue Untersuchungsergebnisse zum Phänomen «Schwarze Wohnungen» / H.-J. Moriske et al. // Gefahrstoffe, Reinhaltung der Luft. – № 9. – 2001. – Pp. 387–394.

32. Salthammer, T. Effect of particle concentration and semi-volatile organic compounds on the phenomenon of «black magic dust» in dwellings / Т. Salthammer et al. // Building and Environment. – № 46. – Pp. 1880–1890.


Илья Бутов, Роман Солженицын, Андрей Кульша 10.10.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Как развивалась сибирская аномалистика?
Проекты 117
Как развивалась сибирская аномалистика?
В последний будний день сентября в Музее русского искусства (г. Москва) прошла восьмая «Необъяснимая встреча», на сей раз сорвавшая полный аншлаг. С докладом о Сибирской аномалистике перестроечных времен выступал Виктор Николаевич Фефелов, уже знакомый многим по своей активности в сфере исследований полтергейста.
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
Проекты 2
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
За последние два месяца издательство "Регистр" радует читателей уже второй книгой по конференциям "Уфокома". На этот раз вышел сборник четвертой по счету конференции "Таинственная Беларусь", прошедшей весной этого года в Национальной библиотеке.