Неоконтурившийся призрак

В далеком уже 2012 году, когда мы только начинали раскручивать реальную историю несвижского привидения, которая отличалась от идиллического образа, созданного массовой культурой, то узнали, что местные жители мистической славой наделяли отнюдь не замок, а монастырь бенедиктинок. Сейчас в этом здании расположено общежитие государственного колледжа имени Якуба Коласа и некоторые выпускницы этого заведения, оставшиеся в городе, наверняка поспособствовали распространению этих рассказов. Очень жаль, что тогда мы не сосредоточились на проверке зафиксированных данных, так как более распиаренный собрат привидения оттянул на себя все наше внимание. Тем не менее, сведения и архивная информация потихоньку собиралась, и, наконец, осенью 2018 года мы посетили сам колледж, а весной 2019 устроили полноценную «облаву» на призрака.

Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок. Рисунок Наполеона Орды, 1876 год.
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок. Рисунок Наполеона Орды, 1876 год.
 

«Места секретные»

Женский монастырь бенедиктинок и костел был построен в 1590–1596 годы на средства Николая Христофора Радзивилла Сиротки и его жены Эльжбеты Евфимии (костел монастыря был освящен в ее честь). Изначально этот комплекс был своеобразным «городом в городе» и мог бы выполнять оборонительные функции в случае осады. Два крыла здания были изолированы друг от друга – в одном жили монашки, а в другом обучались девочки-подростки (юные шляхтянки и дети светских особ) [3]. Перейти из одного крыла в другое можно было только по подземному ходу, который охранялся [2]. Одна из главных идей Сиротки была как раз в том, чтобы повысить образованность женщин, в первую очередь из рода Радзивиллов, потому что женского образования в тот момент в Беларуси не было. Постоянно тут училось около 25 светских дам, которых монашки обучали языкам, музыке, художественному шитью и др. Среди монашек-бенедиктинок были представители известных шляхецких и магнатских родов (Нарбутов, Тышкевичей, Халецких и др.). Библиотека включала 437 книг на различных языках [11].

Как пишет историк архитектуры Т. В. Гарбусь, на первом этаже располагался отдельный вход в монастырь, каплица для монашек, гостиные «избы», столовая и кухня, некие «места секретные», а на втором – кельи монашек и настоятельницы, библиотека, капитул и новициат [3]. К числу «мест секретных» можно отнести, например, обнаруженный при реконструкции на месте фонтана подземный ход или долговую тюрьму, которую нашли случайно в стене у центрального входа при реконструкции в 2003 году [1]. Внутри костёл имел семь алтарей, были установлены статуи и распятия.

В первой половине XVIII века (до 1733 года), под руководством К. А. Ждановича, придворного архитектора М. К. Радзивилла Рыбаньки, главный фасад костела был целиком перестроен. Только в 1863 (или 1864) году закончились внутренние переделки, а в 1866 году здание было передано православной церкви. В 1876 году в монастыре разместились казармы для русских войск [7]. В начале XX века, после революции, комплекс вернули католикам.

Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, 1906 год.
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, 1906 год.
 
Елка для детей дошкольников в детском саду при монастыре бенедиктинок, 1938 год.
Елка для детей дошкольников в детском саду при монастыре бенедиктинок, 1938 год.
 

Если Николай Радзивилл и некоторые из его потомков похоронены в костеле Тела Господня (Фарном костеле), то усыпальница монастыря бенедиктинок стала местом последнего упокоения для его жены и двух дочерей, умерших в раннем возрасте. Ещё при жизни четы Радзивиллов, памятники их дочерям были установлены внутри храма.

Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, дата съемки неизвестна.
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, дата съемки неизвестна.
 

Непосредственно педучилище въехало в монастырские стены в 1945 году (в том же году двух все еще оставшихся там монашек выдворили из страны). В 1956 году училище стало школой-интернатом, туда приехали дети у которых были хорошие способности (сегодня бы сказали, что интеллектуально одаренные), но это был четвертый-пятый ребёнок в семье, на которого внимания уже не хватало. В интернате на углубленном уровне преподавали филологические науки, иностранные языки, а оснащенности спортивным оборудованием завидовал весь город: 90 велосипедов, 50 пар коньков, лыжи. В учительской стоял рояль, было много музыкальных инструментов. Многие выпускники школы-интерната впоследствии стали учителями, врачами, деятелями искусств. В 1984 году здание вновь передали училищу, которое здесь находится вплоть до настоящего времени (ныне это государственный колледж без приставки педагогический).

«Почему вы хранили эти трупы у себя в подвалах»

Несколько лет назад активист проекта «Уфоком» В. Гайдучик обнаружил в Зональном государственном архиве г. Барановичи любопытные и ранее неизвестные документы, касающиеся послевоенной истории монастыря. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СНК СССР (УСРК) по Барановичской области сообщал другому УСРК – товарищу Маслову о том, что «монастырь женский римско-католический, находящийся в гор. Несвиже, выехал на постоянное местожительство в Польшу 20 ноября 1945 г. и, так как помещение осталось свободное, дирекция педучилища обратилась с ходатайством о передаче им помещения. Просьбы дирекции удовлетворили, и помещение с имуществом передали на временное пользование без внутренних и внешних переоборудований под педучилище» [4]. А в марте 1951 года новый директор педучилища сообщал Уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР товарищу Тисленко о катастрофическом положении дел в здешних подвалах.

Несвижское педучилище размещается в бывшем монастырском здании. Монашки за время своего пребывания в подвале устроили кладбище. Трупы умерших поместили в четырех кирпичных склепах. В ноябре 1945 г. монашки уехали, но трупы умерших не похоронили на кладбище.
В настоящее время эти подвальные помещения педучилище использует для своих хозяйственных нужд. Полное использование этих подвалов невозможно из-за наличия трупов в них. Кроме того, в этом году педучилище приступает к устройству центрального отопления. Котельная будет устроена в подвале, в котором находятся гробы.
Педучилище просит Вас дать разрешение на удаление трупов из подвалов педучилища [5].
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, дата съемки неизвестна.
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок, дата съемки неизвестна.
 

Понятное дело, что за страшным термином «трупы» скрывались лишь католические захоронения, которые в то время были обычным делом под монастырскими зданиями. И к 1951 году эти саркофаги с мощами помешали «хозяйственным нуждам» учащихся, которые использовали подвалы как погреба. Уже в конце марта 1951 года УСРК по Барановичской области Иванов предложил четкую схему избавления от неприятного соседства.

Прежде всего мне непонятно, почему Вы как директор педучилища хранили эти трупы до сего времени у себя в подвалах? Я далек от той мысли, что Вы сохраняли эти трупы «как историческую ценность». Эти трупы следовало бы Вам давно убрать. Практически это нужно сделать так:
Предложите ксендзу Колосовскому, чтобы он силами верующих католиков перенес эти трупы на кладбище. Возможно, если остались родственники умерших монашек, которые также могут перевезти их, или если желаете, то можете своими средствами и силами перевезти их на католическое кладбище.
Ни в коем случае не рекомендую, чтобы эти трупы Вами были выброшены и зарыты где-либо вне кладбища, так как кое-кто истолкует это как кощунство «над святыми» и впоследствии может возникнуть на месте зарытых трупов «святое место» или что-либо в этом роде [5].

Нужно думать, что именно так директор педучилища и поступил. Считать ли этот момент отправной точкой для возникновения первых полтергейстоподобных эффектов в здании, мы не знаем, но такого варианта нельзя исключать. Будем надеяться, что в будущем объявятся те, кто обучался в педучилище в 1950-е годы и смогут пролить больше света на эти темные страницы истории.

Призрака на сцену!

От чего же отсчитывать историю привидения колледжа (его можно называть и приведением монастыря бенедиктинок). Достоверных документальных сообщений советского времени о нем пока нет, но в нашем распоряжении оказалась уникальная статья «Призрак “замка” бенедиктинок», написанная предположительно в 1989–1991 годы журналисткой Л. Ломсадзе, опять-таки, вероятнее всего, в газете «Знамя юности»1. Эту вырезку недавно передал нам минчанин Д. Кочетков, который обнаружил ее в своих старых документах. Быстро выяснилось, что перед нами оказался реальный срез эпохи почти тридцатилетней давности, который было очень любопытно сравнить с современными наблюдениями.

Вход на территорию монастыря, дата съемки неизвестна.
Вход на территорию монастыря, дата съемки неизвестна.
 

Итак, Л. Ломсадзе общалась с первым директором колледжа – В. З. Бруем (1984–1998). В момент написания заметки он не смог вспомнить конкретной даты, когда появились легенды о призраке, хотя сам обучался здесь после войны и даже застал гробы с мощами «потомков Радзивиллов». В то время, честно говоря, было не до каких-то там привидений, все работали на благо родины, после занятий расчищали завалы и рыли фундаменты под новые дома в городе. Самые первые сообщения возникли тогда (точный год не указан), когда ребята решили устроить здесь дискотеку и не где-либо, а в подвале. При расчистке обнаружился бесхозный скелет и те, кто его нашел, «не зная, что с ним делать, замуровали в стене». И, вот, якобы после того, как помещения под монастырем наполнил «хэви-метал», девочки из второй комнаты пожаловались на то, что «невидимка грохал палицей в пол», а «через мгновение слышались снизу голоса, и стены наполнялись разговором. Было впечатление, что где-то рядом молятся, но вокруг все спали». Здесь очевидна также некая демонизация тяжелой музыки, которая в то время проходила по многим СМИ.

Здесь нужно сделать маленькое лирическое отступление и напомнить, что слухи о замурованных в стене людях часто предшествуют последующим рассказам о привидениях. Есть даже специальный термин – «строительная жертва». Так, например, было с известной Белой панной монастыря в Гольшанах (есть легенда о жене строителя, которую замуровали в стене), призраком усадьбы Булгака (якобы в одну из колонн у входа замурована девочка), дамой с собачкой Кревского замка (здесь в замок замуровали отказавшую князю красавицу с ее песиком) и др. Но почти никто не знает, что такие находки были и при реконструкции расположенного поблизости Несвижского замка, о чем в 2002 году сообщал директор музея-заповедника В. А. Столярчук. Эти скелеты были найдены прямо в стенах замка [6]. В колледже им. Якуба Коласа также можно услышать легенду о замурованной в стене монашке, но нам не удалось точно выяснить, были ли реальные находки человеческих скелетов в стенах (ниже будут рассмотрены все случаи, которые могли стать основанием для таких слухов).

На сцене актового зала в Несвижском колледже. Фото: www.ngk-muzeum.by.
На сцене актового зала в Несвижском колледже. Фото: www.ngk-muzeum.by.
 

Л. Ломсадзе пишет: «стоило замереть на сцене [актового зала – прим. авт.], где был некогда главный алтарь, и доски под ногами начинали вибрировать, ясный, четкий стук повторялся». Сообщалось, что в актовом зале и кабинете коменданта общежития (об этом рассказала педагог Наталья Веремейчик, но сейчас также неясно, про какую именно комнату идет речь, причем ныне это помещение упразднено) в конце 1980-х годов иногда улавливался запах ладана. Этот запах в некоторых помещениях и стук на сцене якобы даже ощутила и сама журналистка. Забегая вперед, отметим, что в наше время никто нам не сообщил про запах ладана или вообще про необычные запахи, так что ладан у призрака за эти годы, скорее всего, закончился.

И последнее, о чем еще упоминает Л. Ломсадзе – это проявляющиеся на мгновение на стенах кресты, лики, «а если подойти и подышать на свежую побелку, то проступает фреска». Причем контуры этих фресок были заметны и невооруженным глазом. Самое интересное, что в рассматриваемом материале нет ни слова о самом призраке, его внешнем виде и о том, видел ли его вообще хоть кто-нибудь. Почти все описанное можно посчитать вялотекущей формой полтергейста, хотя журналист упорно пишет о том, что «сам призрак не показался». К сожалению, не до конца понятно были ли в то время кроме описанных проявлений еще и наблюдения этого самого «призрака “замка” бенедиктинок»?

Эволюция призрака

За почти двадцать лет с момента первой известной нам публикации, с призраком произошла удивительная метаморфоза: в этот период с чьей-то легкой журналистской руки его нарекли «черной монашкой». Первое упоминание о «монашке» со слов сотрудников колледжа, вроде как проскакивало в издававшейся с 2002 по 2014 год газете «Нясвіжскі час», но просмотр всей подшивки этой газеты, имеющейся в фондах Национальной библиотеки Беларуси, позволяет нам утверждать, что такой публикации здесь не было и первоисточник нужно искать где-то еще. Самое же первое обнаруженное нами упоминание этого новоиспеченного термина, которым нарекли призрака, относится к 2007 году и появилось на одном из малопримечательных туристических сайтов.

Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок в наше время. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Костел Св. Евфимии и монастырь бенедиктинок в наше время. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Стоит рассмотреть и такой вопрос: почему о призраке монастыря ничего не писал местный краевед К. Я. Шишигина-Потоцкая (1935–2005), которая в своих книгах отвела значительное место многим несвижским легендам? С нашей точки зрения, это связано с тем, что Шишигина-Потоцкая собирала, в основном, материалы для туристов и привязала их к туристическим достопримечательностям города (Несвижский замок, Фарный костел и др.), но колледж ранее не был таким объектом, а в его общежитие туристической группе попасть и сейчас не так просто без специального согласования. Кроме того, мы уже писали о том, что указанному автору была свойственна значительная гиперболизация фактов и их искажение.

Как бы то ни было, с 2007 по 2010 год в жизни местного привидения случилось больше медийных событий, чем за все прошлое время его существования. Примерно в 2008 году кто-то сразу же включил его в «перечень наиболее популярных белорусских привидений» (первоисточник обнаружить не удалось), сопроводив следующим текстом:

Чаще всего пугает девушек Черная Монашка. Бывает, несколько ночей подряд здесь слышны шаги, постукивания, неясный шепот. Можно только догадываться, за какие грехи несчастная монахиня вынуждена столько веков блуждать по монастырю. Черная Монашка незлобная, но плохо относится к слишком легкомысленным девушкам: может толкнуть, ущипнуть, а больше всего любит разбивать зеркала.

Неясно, на основе чего писались эти строки, но ни ранее, ни теперь, ни один человек не рассказал нам ни об одном зеркале, разбившемся в стенках колледжа при странных обстоятельствах. Сведения о «легкомысленных девушках» по большей части тоже не подтвердились (об одном случае речь пойдет чуть ниже) ни в публикации Ломсадзе, ни при опросе нами на месте, по крайней мере, в 2018–2019 годах, – так что это можно считать некой вырвавшейся на волю пугалкой для новопоступивших. Из этого можно сделать вывод, что копирайтер, готовивший вышеприведенный текст, лишь «услышал звон» и не поленился приправить его первым, что пришло в голову. Собственно, формат «турист схавает» и не предусматривает ничего большего.

Внутренний двор. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Внутренний двор. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Затем, в 2010 году вышла статья «Черной дамы из Несвижа боялись даже немцы» в «Комсомольской правде», написанная, как следует из аннотации, читательницей газеты Екатерины Гусевой, «которая проехала по самым известным замкам и побеседовала с местными жителями и экскурсоводами». Здесь мистике колледжа было уделено немало места, а привидение вновь без обиняков названо «Черной Монашкой». Е. Гусева пишет:

Неизвестно, за какие грехи душа бедняги не может обрести покоя, но, говорят, призрак особенно строг к легкомысленным студенткам. Их монашка щипает и может сильно напугать в темноте. В последний раз этот призрак объявился в студенческом общежитии пару месяцев назад. Студентка 1-го курса Настя Шишко смогла снять привидение цифровиком: «Мы с девчонками фотографировались в комнате. Ничего необычного не видели, а вот на снимке между кроватью и шкафом оказалась она – такой сгусток дыма в образе монашки. Поначалу страшновато было в комнате жить, но потом привыкли, ведь больше она себя никак не проявляет [10].

Само фото в материале, конечно, не приведено, но и сейчас в стенах колледжа учащиеся нам рассказывали о множестве таких полулегендарных фотографий. Век их жизни не долог – обычно не более трех лет, пока их автор проходит здесь обучение и еще рассказывает эту историю, после следы всех таких изображений теряются…

Неизвестно, знало ли привидение о том, что оно Черная Монашка или нет, но журналистам к концу двухтысячных это было несомненно известно. Девочки-копирайтеры на основании всего лишь нескольких малоинформативных сообщений из интернета принялись всячески конструировать из них новые тексты. Сразу было видно, что ни одна из этих «девочек-копирайтеров» в городе не была, поэтому можно было встретить перлы про монашку, «замученную когда-то в монастыре то ли гестапо, то ли НКВД» или «наказанную вечным скитанием за свои грехи», привидение, которое «ходит по коридорам и гремит ключами», а также многое другое в том же духе.

Читая все это, нам становилось стыдно за белорусских привидений – неужто бедным туристам обязательно нужно сообщить чуть ли ни ноль целых ноль десятых процента правдивой информации? Здесь стоит оговориться, что из всех пока приведенных сведений можно поверить лишь в то, что обиженное на СМИ привидение, однажды кого-то толкнуло или ущипнуло, но опять-таки тщательный опрос десятков свидетелей (в том числе нынешних учащихся) позволяет нам однозначно говорить о том, что никто из них не подвергался «щипкам» и лишь одна женщина (не учащаяся, а ночной сторож) рассказала о чем-то, что очень отдаленно можно назвать «толчком». Причем опрошенные работают здесь 7 и более лет и, по логике, должны были что-то слышать о тех самых щипках и толчках…

Первая осмысленная публикация нового времени о привидении, которую мы смогли найти, написанная на основании реальной беседы с сотрудниками колледжа, и где факты в общем и целом искажены не были, датирована лишь 21 сентября 2012 года. Тогда Наталья Пальчук, по заданию Нoliday.by, посетила это место и собрала местный паранормальный фольклор. Н. Пальчук отмечает, что бывшее место, где молились послушницы, было переоборудовано под актовый зал, а от проявляющихся на стене элементов фресок избавились, повесив огромные картины революционной тематики. Именно это, а также то, что строители во время «мелких ремонтных работ» обнаружили «останки монахинь» и привело, с ее точки зрения, к призрачной активности:

С тех пор студенты начали рассказывать о паранормальных явлениях, происходящих в общежитии: то стулья сами по себе двигаются, то двери захлопываются. А некоторые студенты в коридорах бывшего монастыря не раз видели привидений. Особенно не повезло студенткам, жившим прямо над тем местом, где строители потревожили кости монахинь: девочки постоянно чувствовали чьё-то присутствие в комнате, вся мебель как будто оживала… И только после того, как православный и католический священники освятили это место, духи успокоились. Девочек, правда, пересилили в другую комнату, а эту переоборудовали под спортзал. Так, на всякий случай [9].
Место, где в земле были обнаружены кости. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Место, где в земле были обнаружены кости. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

В общем и целом Н. Пальчук изложила все верно, единственный момент, который следовало бы разобрать, связан с обнаружением строителями «останков монахинь». Что именно она здесь имела в виду – непонятно, а наши уточняющие вопросы журналистка предпочла проигнорировать. Как мы помним, все мощи, которые размещались в крипте, были вывезены еще в 1950-е годы. В конце 80-х – начале 90-х годов рассказывалось об обнаружении студентами (если раньше, возможно, к проходящим здесь обучение можно было применить термин «студенты», то сейчас это однозначно не студенты, а учащиеся) при расчистке подвала некого скелета, который «замуровали в стене». Подтверждение этому найти не удалось, такого факта никто не вспомнил. Зато Ю. В. Зизико, преподаватель колледжа, особенность работы которого заключается в частом посещении переоборудованных под места для занятий спортом подвалов, рассказал нам о нескольких более поздних случаях обнаружения останков. Раньше в подвалах хранились припасы учащихся, но чтобы их забрать или пополнить, нужно было спускаться в подвальную часть через вход на улице. Со временем появился проект: расчистить один из заложенных ходов, ведущих прямо в общежитие, чтобы минимизировать путь из комнаты к буракам и банкам с закатками. Учащиеся вместе с Зизико стали разбирать засыпанный песком проход, и когда уровень песка стал уменьшаться, то прямо откуда-то сверху упала вначале одна человеческая кость, потом вторая, а после этого… две бутылки с этикеткой «Wódka polska» (они до сих пор сохранились в музее). Фигурантами третьего случая, уже со слов заведующей общежитием и дневного сторожа по совместительству, Е. Н. Коршук, которая даже показала нам то самое место, также были несколько учащихся, которые хотели в подвале зарыть овощи (свеклу и морковь) для лучшей сохранности. Именно в этом раскопе они и обнаружили кости (по одной из версий – это были не человеческие кости, а куриные или свиные).

Как видно, ни в одном из рассказанных нам из случаев не было задействовано никаких приглашенных строителей. Что это: неточность журналиста, либо об этом рассказывал кто-то из работавших ранее преподавателей? Нужно также учитывать, что с 1984 года в общежитии никогда не проводился капитальный ремонт, только очистительные и кровельные работы, текущий ремонт стен и потолков. Здание – памятник архитектуры, поэтому здесь не может проводиться никаких работ па демонтажу, бурению стен и т. п. Как бы то ни было, информация о «найденных строителями костях монахинь» охотно была подхвачена очередными пишущими про это место.

Вход в подвал. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Вход в подвал. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

За все это время более или менее логичную (и, так сказать, хоть немного нетипичную на фоне других) версию высказал кто-то из администраторов независимого Несвижского городского портала, который предположил, что привидения Несвижского замка и колледжа – одно и то же [8], значит никакой «Черной Монашки» нет, а есть лишь та самая Черная дама…

Слезы монашки

Если за все время исследований Несвижского замка нам с большим трудом удалось найти лишь одного живого свидетеля появления чего-то необычного (если не считать беседы с самой Эльжбетой Радзивилл, дочкой последнего владельца Несвижского замка Альбрехта Радзивилла), то сегодня в колледже недостатка в очевидцах нет: что-то необычное видел практически каждый из ночных сторожей, некоторые из дневных и многие из нынешних учащихся. Аналогичные показания дают как нынешние работники, так и те, что уже вышли на пенсию.

После неоднократных визитов священников, как православного, так и католического, казалось, все успокоилось или, по крайней мере, притихло. Об этом говорила в 2012 году и заведующая практикой Е. А. Мацель [9]. Но после того, как представители проекта «Уфоком» в 2018–2019 годах два раза посетили это место, можно говорить однозначно, что тенденции к ремиссии тут пока не видно. Загадочные события происходили как в день нашего первого приезда в 2018 году, так и после него (правда, не располагая достоверной частотой таких событий в более ранний период, мы можем говорить, что они точно не прекратились, а увеличилось или уменьшилось их количество, мы не знаем).

Актовый зал до ремонта. На стене видна картина «Ленин на третьем съезде РСДРП». Фото Андрея Барашко, 2012.
Актовый зал до ремонта. На стене видна картина «Ленин на третьем съезде РСДРП». Фото Андрея Барашко, 2012.
 

Итак, нужно понимать, что кроме подвалов, одна из самых главных точек притяжения таинственного – современный актовый зал, где располагалась алтарная часть. Заместитель директора по воспитательной работе Т. А. Цвирко рассказала нам, что примерно в 2009–2010 годах, когда в здании меняли окна, тут (прямо на сцене) решил переночевать один работник. Затем он без объяснения причин уволился на следующий день. Конечно, списали на то, что он «что-то» увидел. Здесь же, в актовом зале, как уже отмечалось выше, висели две больших картины – «Броненосец Потемкин» и «Ленин на третьем съезде РСДРП». Уж неизвестно, прикрывали ли они какие-то фрески на божественную тематику или нет, но периодически эти картины съезжали в сторону. Об этом нам рассказало несколько ночных сторожей, в чью смену эту происходило (употребленное некоторыми из дежурных выражение «падали на пол», как нам пояснили в администрации колледжа, не соответствует реальной ситуации). И вот на что обратили наше внимание – якобы, когда картины осматривали, то выяснялось, что веревка, на которой они висели, не была порвана, они просто «снимались» с крюков на которых висели (слова Е. Н. Коршук).

Актовый зал в наши дни (картин на стенах уже нет). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Актовый зал в наши дни (картин на стенах уже нет). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Один раз ночной сторож Л. М. Закружная шла через актовый зал и внезапно почувствовала, что ее как будто кто-то толкает, чтобы она быстрей прошла. Привыкшая к подобным происшествиям, она пошутила, что, наверное, попала в то время, когда у призраков была церковная «служба». В том же зале установлены и кресла с деревянными спинками, которые при их приведении в пригодное для сидения состояние могут издавать характерный звук удара. Сторожа Е. Н. Коршук, Л. В. Ванагель и Е. В. Агеева часто слышали эти звуки из зала в то время, когда на праздники общежитие пустовало. Практически слово в слово повторяет сказанное ими и ночной сторож Л. М. Закружная, добавляя еще одну пугающую деталь: иногда в ее смену стулья даже начинали «выхлопывать» какую-то мелодию! Это кажется для неподготовленного человека удивительным, но у сторожей есть вполне определенные алгоритмы действий – актовый зал от вахты совсем рядом и Л. М. Закружная тут же бросалась туда, зажигала свет, но никого там не обнаруживала. Видя, что ни один призрак не проймет этих женщин, мы пообещали принять их в нашу группу без собеседований и нудного заполнения анкет, потому что иногда и нам бывает страшновато. Со стороны зала Л. М. Закружная слышала и стуки, но, когда заходила туда (по времени это может занять до 30 секунд максимум) также никого не обнаруживала.

Сцена актового зала. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Сцена актового зала. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Разнообразная музыка или детский плач – это также то, что хотя бы раз слышали все сторожа, как в дневную, так и в ночную смену. Причем мы попросили, по возможности, вспоминать только те факты, которые имели место при полном отсутствии жильцов общежития. Л. М. Закружная рассказала, что музыку в пустом общежитии слышала лишь единожды во время ремонта в одном крыле (строителей также не было). Звуки чем-то напоминали орган, были плавными и мелодичными. Лилия Михайловна несколько раз подходила к источнику музыки (неподалеку от одной из лестниц в ремонтируемом крыле), но при приближении все звуки пропадали, а при отдалении какофония возобновлялась. Последнее произошло около 2017 года, если основываться на времени ремонта в упомянутом крыле. Из того же самого крыла несколько раз доносился и детский плач. Как тут не вспомнить историю с музицирующим призраком…

Лестница в общежитии. Фото Ольги Орловой, 2019 год.
Лестница в общежитии. Фото Ольги Орловой, 2019 год.
 

При этом Т. А. Цвирко уверяла нас, что в здании великолепная акустика, что сделано было для лучшего распространения песнопений от церковного хора, размещавшегося на втором ярусе костела, а, возможно, по какой-то иной причине. За многие годы работы она также уверилась в том, что между комнатами есть система каких-то сообщающихся полостей (продушин). При немаленькой толщине стен слышимость здесь действительно хорошая. Например, однажды Е. Н. Коршук сидела на вахте, когда, как ей казалось, никого в здании уже не было. Вдруг услышала какие-то шаги сверху, планомерно перемещающиеся взад-вперед, но обогатить нашу статистику необъяснимых случаев в этот раз не получилось. Вскоре вниз спустилась задержавшаяся по какой-то причине заведующая библиотекой (помещение расположено на втором этаже)…

Библиотека. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Библиотека. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Учащиеся также рассказали нам о своих ощущениях от встречи с таинственными обитателями общежития. Не так давно дети из 35 комнаты услышали церковный хор, но слов они не различали, слышали только звуки. Прямо в день нашего первого приезда (в сентябре 2018 года) учащаяся третьего года обучения рассказала нам о том, что буквально на днях, 19 сентября того же года, одна девочка слышала звук молитвы, а сама она – плач детей.

Ну, девочка, которая сейчас у нас, она болеет, она в 6:45 где-то выходила утром в туалет. И, получается, слышала, как кто-то молился. Она говорит, я сходила в туалет, потом выхожу обратно – тоже услышала. Постояла, послушала и пошла. [Звук молитвы был?] Да. А потом еще – в час где-то, в два, сидели мы с девочками на кроватях просто и просто слышали плач детей. В уголке около окна. [Вчера или в какой день?] В понедельник. Ну, все, мы как-то спугались, пришли на вахту, здесь была Лилия Михайловна, мы потом только ночью слышали один раз. Всё, больше потом не было.

Отдельная группа рассказов концентрируется возле внезапно погасшего, включившегося или периодически загорающегося и гаснущего света. Так, однажды к заведующей общежитием Е. Н. Коршук пришли девочки и рассказали, что ночью они готовились к дипломной работе и не спали. Около двух часов ночи пошли в туалет и в этот момент в коридоре пропал свет. Такие «шутки» происходили, с их слов, достаточно часто. Причем свет отключался не во всем здании, а лишь в нескольких его локальных участках. Электрики потом проверяли пробки – все было нормально. Одна учащаяся рассказала, как в 16-й комнате, когда она временно пустовала, начал ни с того ни с сего постоянно зажигаться и гаснуть свет, что якобы было засвидетельствовано идущей по коридору дежурной, но какой именно – не совсем ясно (те, с кем мы разговаривали, этот эпизод не припомнили).

Местной легендой стала и история о свече, которая якобы сама летала по воздуху в одной из комнат. Откуда у учащихся вообще взялась свеча? Т. А. Цвирко ответила, что это шалости детей, иногда для антуражности они даже учили уроки со свечами, а не со светом. Такой же нововозникшей можно счесть и историю о «слезах монашки» – некой вязкой жидкости, которая сочится лишь из одного участка стены в подвале.

«Слезы монашки» на стенах подвала. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
«Слезы монашки» на стенах подвала. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
 

Ранее журналисты писали о том, что в некоторых комнатах «вся мебель будто бы оживала». Никаких подтверждений этой, чуть ли не поэтической, метафоре мы не нашли, если и было что-то подобное, то еще до того, как в колледже стал работать нынешний персонал и нам никто об этом не рассказал. Только со слов одной учащайся, которую мы опросили, в шестой комнате однажды дергались тумбочки, в которых хранились крупы и «рассказывали, что ночью дверь, или что там, дергалась».

Последней группой условно странных происшествий являются различные необъяснимые изображения на стенах (кресты, лики и т. п.), о чем упоминала еще Л. Ломсадзе, основываясь на материалах конца 1980-х годов. Но здесь все же, как нам кажется, свою роль играет характер проявляющегося рисунка: крест или лик автоматически наделяется некой мистической подоплекой, а, скажем, герб Несвижа, который упрямо лез из-под штукатурки и краски в 11 комнате, к таковым уже никто не причислял. Об изображениях на стенах нам говорили многие, но точного места и обстоятельств возникновения именно необъяснимых рисунков (есть и вполне обычные фрески, которые закрашивались) никто точно не назвал. По данным увлеченного историей рода Радзивиллов Андрея Куваева, в Несвижском замке через слой штукатурки также проявлялось «нерукотворное распятие». Увы, никем из исследователей это явление не было досконально описано.

Современная роспись стен. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Современная роспись стен. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Еще в одной из первых статей о местном призраке упоминалась некая фотография «такого сгустка дыма в образе монашки». Стоит отметить, что про подобные фотографии рассказывают практически все, но конкретики в их рассказах мало. Есть информация, что когда во время ремонта дети фотографировались на сцене в актовом зале, то на снимке разглядели какие-то «светящиеся шарики», выглядящие, «как фантомчики». Тут явно имеет место фотография обычной пыли, но она тоже стала родоначальником своей собственной мифологии о «светящихся шариках», которые видели учащиеся. Такое убеждение развилось в эру внезапно подешевевших низкокачественных цифровых фотоаппаратов, которые часто грешили подобными артефактами на фото, и слабой информированности непрофессиональных фотографов об этом. Правда, якобы наряду с этими шариками на другой фотографии был обнаружен еще и «образ какой-то монахини в облачке», но это не точно. Еще говорят о том, что над неким парнем из колледжа на фото постоянно появлялся какой-то «купол», но это смутные воспоминания из двухтысячных, переданные по цепочке, поэтому достоверность их также невысокая.

Мы приготовились к тому, что будем лишь слышать о таких фотографиях, но точно не увидим. Очередная опрошенная нами учащаяся последнего года обучения, Ольга П., рассказала нам о том, что опять-таки в актовом зале, прямо на его сцене (читай «бывшей алтарной части») во время «очередных весёлых прогулок по общежитию» в декабре 2015 года около 12 часов ночи одна из ее подруг сфотографировала двух дурачащихся девушек. Хотя зал был пуст, кто-то из наиболее глазастых (он же, говорят, разглядел абсолютно все в «Битве за Винтерфелл») потом обнаружил, что в зале находится какой-то человек. Мы уже морально были готовы к тому, что эта фотография, как и все остальные, бесследно исчезла, но нет – это фото было сделано мобильным телефоном Ольги П. и хранилось на ее компьютере.

Фото из актового зала. Фото Ольги П., 2015 год.
Фото из актового зала. Фото Ольги П., 2015 год.
 

«Совсем стыд в этом XXI веке потеряли!», – наверняка думает монашка. Но нас больше интересуют не ее мысли, а марка телефона. Это оказался LG E-440, вспышки которого едва хватило, чтобы рассеять окружающий мрак. Правда больше обсуждать здесь нечего – это не оригинал фотографии (который утрачен), так что нашего экспертного мнения здесь не будет. Если бы степень достоверности фото удалось повысить, можно было бы записать это происшествие в актив блюдущего честь учащихся и воспитанного на манер золотого века радзивилловской эпохи призрака.

Спортзал (бывшая комната № 32). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Спортзал (бывшая комната № 32). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Конечно, ориентироваться можно на рассказы учащихся, уходящие лишь на три года назад и они, в основном, довольно стандартные (необычные звуки (молитвы, церковного хора, музыки), электроаномалии и реже – перемещение мелких предметов). Те, кто работает подольше, еще помнят, как, испуганные девочки из 11 комнаты прибегали на вахту и рассказывали, что пока они спали, кто-то скидывал вещи с их стола на пол. В 12 комнате тоже падали предметы. Дети из другой комнаты (мы точно не смогли выяснить в какой) утверждали, что вещи у них падали (или меняли свое положение) не со стола, а с полочек. Ранее работавший в общежитии ночной сторож Т. Ф. Плютинская говорила коллегам о том, что в 32 комнате из тумбочек сами собой высыпались макароны и «все было разбросано», что якобы она видела лично. Однако в разговоре с нами эту историю почему-то не вспомнила, хотя все ссылаются в этом на ее пересказ. Причем именно эта история и послужила основанием для очередного вызова священника. Однако сейчас все эти комнаты на первом этаже, расположенные над бывшим склепом, и из которых наиболее часто поступали такие свидетельства, от греха подальше переделаны в нежилые помещения – комнату релаксации, спортзал и др. Кстати, и ранее в этих комнатах монашки не жили, как отмечалось в разделе об истории монастыря, на первом этаже располагались нежилые помещения (под вопросом только «гостиные избы»), в частности, в одной из этих «неспокойных» комнат ранее находилась трапезная.

Комната релаксации (бывшая комната № 22). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Комната релаксации (бывшая комната № 22). Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Неоконтурившееся привидение

И здесь мы подошли к самому интересному – непосредственным наблюдениям чего-то, что можно назвать «призраком». О некоторых видениях учащихся нам сообщили воспитатели. «Бывает дети рассказывают, что кто-то сидит возле них на кровати. Кто-то дышит», – совершенно буднично сообщает нам Л. М. Закружная. В сентябре 2018 года одна девочка из 35-й комнаты проснулась от того, будто ее кто-то гладил по лицу и увидела, как будто перед ней находится какой-то силуэт. На кровати даже осталась вмятина в том месте, где сидело это нечто. К сожалению, ни с кем из учащихся, которые лично видели овеществленные образы нам переговорить не удалось, зато сторожа поделились с нами подробностями своих наблюдений. Чаще всего нам рассказывали о некой белой дымке, сконцентрированном тумане или бесформенном силуэте, который шпарит по коридорам в только ему ведомом направлении. Один раз его увидели днем и довольно много человек (это одно из самых достоверных свидетельств).

Сторож Л. М. Закружная – одна из тех, кто находился в тот момент на вахте общежития, но также там была Е. Н. Коршук и уборщица (поговорить с ней не удалось). Со слов Л. М. Закружной, дело обстояло так: уборщица решила немного подвинуть старый шкаф, стоящий у самой входной двери, чтобы выгрести оттуда мусор. На противоположной стороне комнаты стоит диван, где в этот момент сидели и разговаривали женщины. Внезапно из-за шкафа «просто белое облако вылетело» и, переместившись в сторону открытой двери, исчезло за ней. Оно было бесформенным и двигалось на небольшом расстоянии от пола.

Сейчас на том же самом месте, откуда выплыло облако, стоит другой шкаф. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
Сейчас на том же самом месте, откуда выплыло облако, стоит другой шкаф. Фото Е. Шапошникова, 2018 год.
 

Е. Н. Коршук описывает происшествие сходным образом. С ее слов, это был примерно 2011 год (еще до основного ремонта, в ходе которого был заменен и шкаф), около двух часов дня. Когда она вышла из коридора, ведущего в актовый зал, то увидела, как из-за шкафа «выплыло такое белое облачко», которое было подобно пару или туману:

Люди переглянулись между собой, потому что это, знаете, всегда неожиданно. А оно тихонечко, вот через эту [входную дверь] выплыло и поплыло. Вот эта уборщица, что вот тут рядышком с ним… За этим шкафом у нас нету ни пыли, ничего, просто стена. Люди побежали смотреть. Ни огнетушителя никакого...

Никакого страха у людей не было. Не испугалась и уборщица, которая почему-то окрестила туманное образование «ангелом». «Неоконтурившееся привидение» Л. М. Закружная видела еще один раз, но в тот момент она была одна. В одну из ночей Лилия Михайловна зашла в уборную и когда находилась возле умывальника, то увидела, что рядом с ней стоит что-то белое. Как мы уже отмечали выше, дежурные тут бесстрашные, вот и в этот раз, женщина лишь перекрестилась, выключила свет и вернулась на вахту. Случай имел место несколько лет назад.

Ночной сторож Е. В. Агеева рассказала, что работает здесь уже около 7 лет, но действительно необъяснимым считает лишь один эпизод, произошедший два или три года назад. Она тогда ночью (между часом и двумя) сидела на диване, и «что-то типа такого – то ли тумана, то ли облака что-то такое как бы проплывало туда как к алтарю» (т. е. в сторону актового зала). Это было зимой, когда в общежитии никого не было (то есть все уехали по случаю какого-то праздника):

Тут у нас арка такая – раньше дверь была, а теперь арку сделали, дверь убрали. Сразу думала может так что-то. Ну, просто понимаете, вот как дымка такая, что-то такое. Так вот – не на полу, а где-то посередине дверей так вот. И таким шлейфом. И потом все. [То есть белое как туман?] Да-да-да.

Сторож общежития Л. В. Ванагель однажды стала свидетелем появления не белого силуэта, а черной тени. Около 10 лет назад женщина шла по коридору, что начинается за актовым залом. Какое-то шестое чувство заставило ее обернуться, и она увидела высокую человеческую фигуру в проходе (ночью в них горит свет), через несколько секунд фигура пропала. Леокадия Викеньтьевна уверенно называет фигуру мужской, но на вопрос, напоминала ли она монаха, ответила отрицательно.

 В этом коридоре Л. В. Ванагель увидела высокую человекоподобную фигуру. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
В этом коридоре Л. В. Ванагель увидела высокую человекоподобную фигуру. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
 

Наконец, самое свежее и одно из самых интересных наблюдений произошло уже между нашими визитами сентября 2018 и мая 2019 годов. Сторож Л. М. Закружная по свежей памяти описывает все в мельчайших подробностях. И в этот раз облачко, видимо, решило подыграть туристическим сайтам и наконец-то приняло образ пресловутой монашки. Дежурная сидела на диване, а образ проявился возле стойки: «Она моментально здесь появилась, моментально ушла». Проявившаяся фигура была «в сером таком одеянии», напоминающем монашескую, но лица разглядеть не удалось, к тому же она стояла боком. Рост – как у обычного человека. По предположению Лилии Михайловны «привидение» любит появляться на католические праздники, а тогда как раз был канун католического рождества, которое отмечалось в ночь с 24 на 25 декабря 2018 года.

Фигура монахини в библиотеке. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
Фигура монахини в библиотеке. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
 

Исследования

В очередной раз мы посетили колледж ночью с 4 на 5 мая 2019 года. «Уфоком» совместно с группой «НОЗП» приготовил привидению небольшой сюрприз – на этот раз нам предстояло с помощью целого комплекса оборудования, уже примененного нами на других случаях, вывести его из сумрака и области легенд во вполне научную плоскость.

Ночной сторож, который только заступил на дежурство, огорошил нас новостью о том, что буквально за два месяца до нашего приезда на камерах наружного наблюдения появилось нечто. Отмахиваемся, что это свои темные делишки обделывал на камере паук. Но женщина стоит насмерть – утверждает, что за все годы работы это был первый такой случай, когда на экране монитора появилось четкое белое пятно в виде человеческой фигурки (предположительно это произошло в 20-х числах февраля в 19:20 у самого входа в общежитие). Так, а где запись? А записи нет, они хранятся только месяц и за это время они никого не заинтересовали, о странной фигуре посудачили и забыли…

Проведение измерений в актовом зале. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
Проведение измерений в актовом зале. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
 

Для обследования здания мы использовали специализированный приборный комплекс: измеритель электромагнитного излучения EMR-20 с антенной «8С» (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц), анализатор электросмога ME 3951А (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%), измеритель напряжённости электростатического поля СТ-01 (0,3–180 кВ/м, погрешность ±15%), шумомер Октава-101АМ (частотный диапазон в режиме определения инфразвука 1,6 Гц – 315 Гц), дозиметр МКС-02СА1 (0,01 мкЗв до 1 мЗв, погрешность ±25 %). Измерения и наблюдения проводились в ночь с 22.00 4 мая до 04:00 5 мая 2019 года.

Измерение уровня электромагнитного излучения на сцене актового зала. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
Измерение уровня электромагнитного излучения на сцене актового зала. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
 

Проведенные приборные измерения с помощью нашего стандартного комплекса оборудования для анализа электромагнитных излучений, инфразвука, радиации и иных экологических факторов, не выявили никаких превышений ни в одном из пунктов. Напротив, некоторые были даже ниже, чем обычно встречались нам в исследованиях подобных объектов. Так, средний фон магнитного поля в 6,5 нТл кажется слишком низким для помещения с электропроводкой и разной бытовой техникой: холодильниками, микроволновыми печами и телевизорами. Уровень инфразвука, который в состоянии покоя был равен 28,6 дБ, в таком помещении может значительно возрастать за счет акустики, создаваемой архитектурой здания, поэтому исключать его влияние на некоторых очевидцев не следует. Данные измерений сведены нами в табл. 1.

Табл. 1. Результаты измерений различных характеристик, проведенные на первом этаже «Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа» с 4 на 5 мая 2019 года

Наименование прибора, единица измерения

Частотный диапазон/диапазон измерения

Погрешность

Общий средний фон

Анализатор ME3951А, нТл

5 Гц — 400 кГц

+/- 2%

6,5 нТл

Измеритель EMR-20, В/м

100 кГц — 3 ГГц

Не указана

0,21 В/м

Измеритель напряжённости электростатического поля СТ-01, кВ/м

от 0,3 до 180 кВ/м

+/- 15%

0,060 кВ/м

Шумомер-анализатор спектра Октава-101 АМ, дБ

10 — 140 дБ

Не указана

28,5 дБ

Дозиметр МКС-02СА1, мкЗв

0,01 мкЗв — 1 мЗв
(1 мкР — 100 мР)

+/- 25%

0,14 мкЗв
(14 мкР)

За время ночного обхода здания (после 23:00), можно отметить лишь один эпизод, требующий здесь упоминания. Когда мы осматривали здание снаружи, то в самом правом окне (комната № 4) один из членов нашей команды заметил движение пластиковой шторы, наподобие жалюзи. Впечатление было, что ее кто-то задел, хотя мы смогли вскоре убедиться, что в закрытой на замок комнате никого не было. Впоследствии мы выяснили, что и сквозняк такой силы в комнате был исключён – все окна были плотно закрыты. Что это было, однозначного ответа найти не удалось. В итоге этот и некоторые из отмеченных выше инцидентов были нанесены нами на карту-схему первого этажа общежития колледжа.

Карта-схема первого этажа здания общежития Несвижского колледжа, с нанесенными на нее некоторыми случаями наблюдения призраков и некоторых ПГ-эпизодов. Сост. Г. Федоровский.
Карта-схема первого этажа здания общежития Несвижского колледжа, с нанесенными на нее некоторыми случаями наблюдения призраков и некоторых ПГ-эпизодов. Сост. Г. Федоровский.
 

Еще одним экспериментальным направлением исследований, которые мы проводили в здании, стала съемка на фотоаппарат, снимающий в ультрафиолетовом диапазоне (УФ-камера), разработанный Владимиром Емельяновым из группы Фотон-Физор (г. Обнинск). Идея этого подхода изначально была в том, чтобы повторить более чем двадцатилетние исследования Г. Силанова, который подобным образом в различных «аномальных» местах сумел снять некие объекты, которых там быть не должно, часть из которых он назвал «памятью поля» (встречаются и другие определения, например, «память пространства», «ретрофотография» и др.). Несмотря на то, что к выбранной Силановым методике возникло очень много вопросов, именно повторная съемка аналогичным образом сконструированным фотоаппаратом и была призвана, наконец, расставить все точки над i.

Съемка УФ-камерой. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
Съемка УФ-камерой. Фото Георгия Федоровского и Ильи Бутова, 2019 год.
 

За пять лет исследований (с 2014 года), получено всего несколько фотографий, которые весьма условно можно назвать неидентифицированными. Где-то это эффект парейдолии, а где-то вполне реальные объекты на фото, наличие которых в указанной точке фотограф не запомнил (именно поэтому впоследствии снимок УФ-камерой стали дублировать обычным). Ниже приводится подборка из нескольких таких снимков. На сегодняшний день в планах Владимира Емельянова изготовление еще одного подобного фотоаппарата, но уже более модернизированной и автоматизированной версии для продолжения исследований по направлению силановской фотографии.

Каких-либо странностей на фото в колледже мы не обнаружили, однако эксперименты (в том числе повторные в колледже) планируется продолжить в экспедиционном сезоне 2019 года. В одной из следующих публикаций мы расскажем о других экспериментах с УФ-фотографией, проведенных в самых разных точках Беларуси и ближнего зарубежья.

Хочется отметить, что многие опрошенные нами учащиеся не верят в «призрака», они объясняют необычные шумы наличием мышей или завыванием ветра, а выключение света связывают с обычными неполадками в электросети. Конечно, нельзя не признать, что некоторые, уже зная о том, что в этом месте можно столкнуться с некими мистическими проявлениями, автоматически записывают в «аномальные» совершенно естественные шумы или события, а то и сами разыгрывают однокурсников. Так, Т. А. Цвирко рассказала, что еще когда сама жила в этом общежитии, то однажды увидела, как возле стенки сам собой стал двигаться… мешок. Все оказалось просто – ребята засунули туда котенка и пока он спал, было тихо, а потом он проснулся и мешок стал двигаться. Выше уже приводился случай с библиотекарем, производившим «странный» шум в пустом здании.

Особо стоит упомянуть исследования Джеймса Хаурана (James Houran), который пишет, что под влиянием общественных представлений (исследователь называет это конгруэнтностью содержания аномального переживания и контекстных факторов) в определенном месте начинают видеть что-то, что соотносится с неким мистическим представлением об этом месте (в костеле или монастыре – монаха или монашку, в лесу – призрак самоубийцы, у реки – утопленника и т. д.) [12]. Однако автор пошел дальше и в рамках проверки этой гипотезы распространил специально выдуманный слух о том, что в одном из общежитий также наблюдается паранормальная активность. Спустя какое-то время, студенты действительно стали описывать свои аномальные переживания.

Одно из устойчиво фиксирующихся в колледже «аномальных» событий – падения предметов с полок, тумбочек, сползание массивных картин с крюков и т. д. Здесь нужно обратить внимание на один интересный факт, о котором нам также рассказала Т. А. Цвирко – различного рода вибрации характерны для многих домов в городе, в том числе и ее собственного. Иногда без причины начинают трястись и дребезжать вещи и даже раскачивается люстра (ни метро, ни железной дороги рядом с городом нет). О том, что может вызвать подобные колебания мы поинтересовались у Г. И. Каратаева, доктора геолого-минералогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института природопользования НАН Беларуси. Он рассказал, что несколько лет назад точно такая же тряска выявлена и в одной из минских многоэтажек, но в итоге оказалось, что всему виной подземная река, которая прямо под домом ударяется в гранитную породу. Может быть такая же река протекает и под некоторыми из объектов в Несвиже, отметившихся «необъяснимыми» падениями предметов?

Фрагмент старой кладки. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
Фрагмент старой кладки. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
 

Кроме сообщающихся между собой келий, известно, что ранее печи для отопления были расположены в подвале и, соответственно, соединялись отдушинами с верхними помещениями. Звуки здесь распространяются по сложным замысловатым траекториям, порождая своеобразную средневековую систему «звук вокруг». Этим же можно объяснить и звуки из подвалов, которые периодически слышатся на верхних этажах. Теоретически возникший в определенных точках здания громкий звук может «размножиться» в этих ходах, отразиться эхом и напугать неподготовленного человека. Неудивительно наличие стольких рассказов и об актовом зале, ведь алтарная часть была спроектирована таким образом, чтобы еще больше усилить акустические эффекты в этом помещении. Хор располагался на втором ярусе костела2 (прямо напротив алтарной части) и должен был быть хорошо слышан этажом ниже, поэтому весь гений инженерной мысли того времени должен был быть направлен на то, чтобы стены не были помехой для восприятия песнопений, а лишь усиливали их. Кроме того, в наши дни, попавший в многочисленные продухи между стенами ветер, может создавать иллюзию «хора», или неунесонного пения, особенно если настроиться на то, что ты находишься в «мистическом» месте и можешь услышать нечто необычное.

Вид из окна колледжа. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
Вид из окна колледжа. Фото Евгения Шапошникова, 2018 год.
 

Сами работники колледжа настроены по поводу происходящих событий по-философски спокойно. Они считают, что некоторые дети в заведении очень впечатлительные, а рассказам ночных сторожей хоть и верят, но отмечают, что они могли находиться в «полуспящем состоянии», таким образом все эти видения могли быть сделаны в просоночных состояниях. «Мы все считаем, если здесь что-то есть, то оно только нам на пользу, оно не вредит, а, наоборот, помогает», – заключает Т. А. Цвирко. И действительно, ни один ребенок за все эти годы от действий призрака, если он и существует, никак не пострадал.

Примечания

1. Однако Т. А. Цвирко утверждала, что публикация относится к 1998–2000 годам, так как на нее писали официальное опровержение (о том, что призрака нет) при директоре В. К. Романчуке (1998–2010), соответственно это может значить, что до 1998 года никаких разговоров о привидении не было. В то же время нужно учитывать несколько фактов. Во-первых, вырезки, по его утверждению, собирались Д. Кочетковым до 1992–1993 года, поэтому материал более поздних лет просто не мог попасть в специально предназначенную для этого тетрадь, к тому же вырезка размещалась между статьями 1989 и 1990 годов. Кроме того, после 1994 года у газеты «Знамя юности» сменился стиль оформления публикаций, а статья Ломсадзе оформлена старым стилем.

2. Хоры находились не на втором этаже, а на втором ярусе костела. Это разные вещи. Здание костела само по себе одноэтажное, но многоярусное. В 50-е годы его разделили потолком-полом, положив деревянные лаги на верхние выступы алтарей.

Литература

1. Вареник, О. Ремонт – активными темпами // Т. Вареник // Нясвiжскi час. – 2003. – 17 студзеня. – С. 2.

2. Габрусь, Т. В. Мураваныя харалы: сакральная архітэктура беларускага барока / Т. В. Гарбусь. – Мінск: Ураджай, 2001. – С. 74–76.

3. Габрусь, Т. В. Саборы помняць усё. Готыка і рэнесанс у сакральным дойлідстве Беларусі / Т. В. Гарбусь. – Мінск: Беларусь, 2007. – С. 103–104.

4. ЗГАБ. Ф. 571. Оп. 1. Д. 3. Л. 6.

5. ЗГАБ. Ф. 571. Оп. 1. Д. 7. Л. 54, 79.

6. Ермошенко, Н. Замок жил, замок жив / Н. Ермошенко // Нясвiжскi час. – 2008. – 25 красавiка. – С. 1–2.

7. Нясвiжскi касцёл i кляштар бенедэкцiнак // Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. – Мінск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1993. – С. 372.

8. О монастыре бенедиктинок // Несвиж: независимый городской портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nesvizh.net/city/667-o-monastyre-benediktinok.html. Дата доступа: 19.04.2013.

9. Пальчук, Н. Несвиж неизвестный: тайны и привидения монастыря бенедиктинок // Holiday.by / Н. Пальчук [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.holiday.by/blog/1017. Дата доступа: 21.09.2012.

10. Черной дамы из Несвижа боялись даже немцы // Комсомольская правда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kp.by/daily/24507/658948/. Дата доступа: 16.06.2010.

11. Ярашэвiч, А. А. Нясвiжскi кляштар бенедэкцiнак / А. А. Ярашэвiч // Рэлігія і царква на Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. – Минск: И-во «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 2001. – С. 232.

12. Houran, J. Diary of events in a thoroughly unhaunted house / J. Houran, R. Lange // Perceptual and Motor Skills. – 1996. – Vol. 83. – P. 499–502.

Выражаем благодарность директору УО «Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа» Елене Васильевне Журавлевой за помощь в организации экспедиции и проведении исследований.


Илья Бутов, Георгий Федоровский 31.05.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Тернистый путь уфологии
Проекты 197
Тернистый путь уфологии
25 марта в Музее Русского Искусства состоялась очередная "Необъяснимая Встреча". На этот раз она была посвящена истории появления и вектору работы ОНИОО "Космопоиск". Рассказывал об этом Александр Борисович Петухов, долго возглавлявший уфологическое направление "Космопоиска", а ныне – руководитель отдела подготовки кадров этого объединения.

Приглашаем на 5-ю конференцию «Таинственная Беларусь-2019»
Мероприятия 18
Приглашаем на 5-ю конференцию «Таинственная Беларусь-2019»
2 февраля 2019 года «Уфоком» приглашает на 5-ю конференцию "Таинственная Беларусь-2019" Место проведения: г. Минск, Национальная библиотека Беларуси, аудитория 257 (2 этаж, зал справочно-информационного обслуживания), с 12 до 17 часов.