Михаил Герштейн
Михаил Герштейн
действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru

Ракетные иллюзии палеоконтакта

О том, как современность мешает понимать прошлое

На заре космонавтики, когда человек впервые вышел в космос на ракете, любители палеоконтактов тут же принялись искать ракеты на всех попавшихся под руку изображениях, фресках или наскальных росписях. Среди предметов, которые выдавались за инопланетные корабли, оказались рисунок трубы гласа Божьего над горой Синай, греко-римские священные камни-бетили, кометы и прочие предметы, не имеющие никакого отношения к космонавтике и воздухоплаванию. Любители поискать пришельцев записали на свой счет даже рисунки тех лет, когда ракеты стали привычным делом не только в Китае.

01-medal.jpg

Заметка в журнале «Наука и жизнь», 1973, № 2, с. 133.

В заметке не говорилось, что художник запечатлел визит инопланетян, но читатели намек поняли. Про загадочный медальон не раз упоминали Ярослав Сочка, Иван Катюхин и другие авторы, пишущие про пришельцев, включая Христиану Пиенс и Жака Скорно (в ж-ле «Inforespace», 1977, № 32).

Также по теме
Газета «Витьбичи» рассказала, что Валентин Каиров недалеко от своего огорода в д. Железняки нашел необычный камень с «рельефными выступами». Некоторые усмотрели в хитросплетениях этих выступов «звездочку, стрелку, правильный ромб, крест, цветок, ракету и человечка». Мы обратились к специалистам для того, чтобы установить является ли камень артефактом атлантов или порожден разыгравшимся воображением журналистов?

Разгадка оказалась проще, чем кажется с первого взгляда. Вся серия гобеленов и их смысл описаны в богато иллюстрированной книге Иоганна-Ульриха Краусса «Королевские гобелены», которая впервые вышла в 1665 году сразу на двух языках и не раз переиздавалась. Мы воспользуемся изданием 1690 года.

02-Krauss-title.jpg

Титульный лист книги Краусса.

03-top-right.jpg

Гравюра, запечатлевшая гобелен «Огонь» (верхний правый угол).

Итак, что здесь изображено? «Летящая ракета с девизом «Сияет и возносится», чтобы показать, что слава Его Величества всегда сияет, продолжая возноситься». Немецкая версия текста ничем не отличается от французской, если не считать того, что слово «Rackete» там не требует перевода. К середине XVII века ракеты уже не один век применялись на поле боя или для фейерверков, поэтому аллегория была для современников вполне понятна.

Другая «ракета древних пришельцев» привлекла всеобщее внимание после того, как ее показали в нашумевшем фильме Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем», снятом в 1970 году. Закадровый голос уверял, что сделанный пять тысяч лет тому назад рисунок был найден на стене пещеры на японском острове Кюсю.

04-Daniken-movie.jpg

Кадр из фильма «Воспоминания о будущем».

Про эту «ракету» не раз писал и российский исследователь палеоконтактов Юрий Морозов, но в его статьях указано важное отличие: перед нами не наскальный рисунок, а вырезанное на камне изображение, найденное в 1969 году. Рисунок можно датировать, исходя из анализа краски, а подобные изображения датировке не подлежат. В одной из своих заметок Морозов сожалел, что «возраст и истинный смысл ракетоподобного рисунка неизвестны, так как научной экспертизы находки не было».

05-Japan-rocket.jpg

«Японская ракета». Фотография из архива Юрия Морозова.

То, что нам показывали в фильме Дэникена, было подделкой, плохой перерисовкой изображения черной краской на подходящей плоской поверхности. Оценить его настоящий масштаб можно на снимке, приложенном к пресс-релизу японских уфологов из группы «CBA International».

06-CBA-release.jpg

Оригинал был найден на плоском камне, а не на стене пещеры.

ДРЕВНИЙ КАМЕНЬ С ГРАВИРОВКОЙ РАКЕТЫ ОТКРЫТ НА «ЗЕМЛЕ ОГНЯ» В ЯПОНИИ
В 1969 году отдел научных исследований «CBA International» под руководством Юсуке Дж. Мацумура обнаружил несколько камней, похожих на те, которые когда-то использовались для закрытия древних гробниц. Находка произошла в точке примерно в ста метрах от гробницы Кацухары, которая расположена на холме недалеко от города Мацубасе (Кюсю).
Среди найденных камней, как видно на снимке, есть один с выгравированным на нем изображением ракеты. Последующие исследования подтвердили, что камень действительно принадлежал древней гробнице.
Действительно, в древних гробницах до сих пор сохранились многочисленные камни с выгравированными странными рисунками, изображающими предметы эллиптической формы, напоминающие летающие тарелки, космические корабли и т. д.
Возвращаясь к камню на фотографии, он может иметь что-то общее с огнем, поскольку эта местность с незапамятных времен известна как «земля огня». На фото камень со странным выгравированным рисунком.

Сомнения здесь появляются тут же, потому что вышеупомянутая группа известна скорее как фанаты НЛО, чем серьезные исследователи (CBA расшифровывается как «Cosmic Brotherhood Association», то есть Ассоциация Космического Братства). На счету этой группы и лично Юсуке Дж. Мацумуры много сомнительных и поддельных фотографий НЛО, якобы снятых ими в Японии и за границей. Даже если камень действительно древний, кто-то вполне мог добавить рисунок позднее и затереть его землей, чтобы искусственно состарить. Быть может, к подделке приложили руку местные жители, прекрасно знающие, что уфологи часто ездят в их края посмотреть на «загадочные огни» в море. Огни получили научное объяснение в 1937 году, но фанаты оставили его незамеченным. Они утверждали, что явление связано с визитами НЛО.

07-Shiranui.jpg

Огни в море близ острова Кюсю. Гравюра из книги «Секоку рийндан» («Истории от крестьян разных провинций»), том 3, 1743.

Даже если изображение действительно древнее, не стоит недооценивать знакомство японцев с ракетами. Они массово применялись в сражениях, начиная с XIII в., особенно для поджога деревянных зданий за каменными стенами во время осады. Ручные ракеты «бо-хия» с зажигательным составом использовали и в морских боях. Летописи сравнивали залпы сотен стрелков с огненным дождем, падающим на вражеские корабли.

08-Hiya-zutsu-and-bo-hiya.jpg

Самурай запускает ручную ракету из порохового ракетомета «хия-джицу».

09-bo-hiya.jpg

Один из сохранившихся образцов ручной ракеты «бо-хия» в музее Мацумото.

Самураи знали и тяжелые ракеты, запускающиеся со станка или при помощи особой мортиры с пороховым зарядом. Противостоять им могли только корейские броненосцы типа «кобуксон», защищенные покатой крышей с металлическими листами. «Кобуксон» двигался на опускаемых вертикально вниз веслах и мог не бояться попадания горючей смеси в паруса, а его крыша выдерживала удар ядра или ракеты под любым углом.

В известном анекдоте Зигмунд Фрейд вынужден был сказать своей дочке, что иногда приснившийся банан означает просто банан. В этих и других случаях рисунок ракеты - всего лишь земная ракета, начиненная порохом, а не реактивный корабль пришельцев или «вимана» исчезнувших цивилизаций. Попытки инопланетного толкования всех непонятных рисунков, которые попадаются на глаза энтузиастам, обычно не выдерживают малейшего столкновения с историей или искусствоведением и могут существовать только в невежественной аудитории людей, заранее настроенных на чудо.


15.06.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Наследие Конрада Ликостенеса
Историческая уфология 1
Наследие Конрада Ликостенеса
Интерес протестантских авторов и теологов XVI в. к чудесам и знамениям увенчался появлением одного из величайших книжных проектов. Базельский священник, преподаватель и философ Конрад Ликостенес потратил свыше двадцати лет на то, чтобы собрать из хроник, книг и летучих листков сведения о всевозможных чудесах, начиная с библейских времен и до момента написания рукописи.
Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований
Методология 1
Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований
Шаманская тема – одна из наиболее популярных в зарубежных и отечественных научных трудах с середины прошлого века, но известна она стала значительно раньше. Интерес к необычным во многих отношениях личностям, возникший еще у первых путешественников и хронистов, со временем не только не уменьшался – он возрастал порой в геометрической прогрессии.