Илья Бутов
Илья Бутов
координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by

Как создается новая мифология?

Кто бы мог подумать, что я окажусь буквально в центре создания новой белорусской мифологии.

Кто бы мог подумать, что я окажусь буквально в центре создания новой белорусской мифологии: на моих глазах и даже с моим невольным участием появился фейк, который прочно укоренился в нашей реальности и уже буквально в шаге от того чтобы занять место в научных энциклопедиях. Впрочем, эта история далеко не единственная в своем роде, дотошные исследователи уже нашли в изданных словарях абсолютно придуманных персонажей якобы отечественной демонологии.

Появляются такие мифы по разным причинам. Хорошо, если кто-то из этнографов прошлого просто пошутил или его разыграли, но есть и намеренная дезинформация. Мы уже писали про очень спорные сведения Теодора Нарбута, рассказавшем о Храме Юпитера-Перкуна, где содержались «освященные змеи, земляные жабы и подобные земноводные», а также упоминали дневники М. Кацара, из которых мы узнали о минском капище, камне «Дед» и дубе, названном «Волотом». Есть даже вторичная мифология, когда выдуманные кем-то существа и персонажи затем неожиданно появляются в студенческих фольклорных записях. Это можно увидеть по никогда не существовавшим героям произведений П. Шпилевского, которые оказались в книге «Міфалогія беларусаў» за авторством А. Шамака…

Итак, в начале 2000-х годов я получил письмо из Мозыря от Андрея Горбарчука (неизвестно, псевдоним ли это, но, скорее всего, реальное имя). В нем он писал о разных невероятных историях из своего региона. Завязалась переписка. И в очередном письме Андрей рассказал следующее. Где-то в районе Мозыря есть Красное болото, возле которого любители тихой охоты иногда видят странных созданий, напоминающих русалок. В июне 2001 года, как писал Андрей, он отправился на освященный источник вблизи д. Каменка (Мозырский район) и встретился со странной девочкой, набиравшей воду ладонями. Далее приводим выдержки из письма.

«Я уже хотел было позвать ее и спросить, не потерялась ли она, как та оглянулась. Мне стало не по себе – я уже сталкивался с такими глазами, цвета морской волны. Не помню, как, но я оказался на расстоянии вытянутой руки от этой девчонки. Она мне улыбнулась (скорее, одним взглядом, чем мимикой) и протянула ладонь полную ярко-красных ягод».

«...Где-то вдали хлопнула дверца автомобиля (это кто-то еще остановился набрать воды), девчонка оглянулась, и рванула куда-то в сторону. Через мгновение я осмотрелся-никого не было, кроме мужика с канистрой для питьевой воды. О том, что это было реально, говорили рассыпанные ягоды и «тупая» головная боль (несильная). Я посмотрел на ягоды. Это оказались волчьи ягоды... Но я вспомнил, что когда-то мне описывали глаза у русалки, так вот-эти глаза я только что видел...».

1.jpg

Одно из писем Андрея Горбарчука.

Собственно, не доверять Андрею на тот момент у меня не было оснований, и я опубликовал его историю в статье «Мифы и быль Беларуси о русалках». Однако со временем в письмах пошли совершенно невероятные истории, апофеозом которых стало упоминание о «мертвых эльфах», во вскрытии которых автора любезно пригласил поучаствовать друг-патологоанатом. Стало понятно, что автор заврался, и мы прекратили переписку. Тем не менее какой-то процент изначальных сведений мог быть достоверным, и мы задумали при случае побывать на Красном болоте и написать опровержение (либо же подтвердить эту историю).

Но выехать на место все не получалось, а персонаж тем временем зажил собственной жизнью. Неизвестно, кто первым включил «призрака Красного болота» в свои «аномальные путеводители», но спустя некоторое время он оказался почти главным завсегдатаем разных «ТОП-10» и «мистических маршрутов» по Беларуси. За 20 лет русалка достигла пика своей карьеры, обосновавшись в том числе на сайте Национальной Библиотеки Беларуси. Интересно, что призраку даже дали аутентичное название – Дитя красного болота. Не так давно его даже нарисовал белорусский художник Евгений Кот, сопроводив следующей подписью: «Призрак Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси, девочка с глазами цвета мутной воды, которая предлагает заблудившемуся страннику горсть волчьих ягод».

2.jpg

«Дитя Красного болота». Рис. Евгения Кота.

На Красном болоте мы побывали еще в 2011 году. Наша экспедиция (№97) опросила местных жителей, которые были очень удивлены необычными сообщениями в интернете. Ничего подобного они никогда не слышали и очень поразились странной «славе» их водоема. Однако в тот год было много других, более интересных случаев (например, именно та наша экспедиция изучала полтергейст в Светлогорском районе), поэтому, увы, руки не дошли сделать по этому поводу отдельную публикацию. А после мы к этой теме по разным причинам так и не вернулись.

3.jpg

Красное болото. Фото Виктора Гайдучика, 2011 год.

Сейчас, введя в поисковик ключевые слова «красное болото призрак» или «дитя красного болота» я просто ужаснулся и сильно пожалел, что еще в 2011 году не написал статью-опровержение. Но кто тогда знал, что за маленький фрагмент моей публикации так прочно ухватятся и раздуют его до неимоверных масштабов.

Впрочем, тут есть все же два интересных момента, на которых стоит обратить внимание. С одной стороны, если уж цепляться за эту историю до последнего, то можно возразить, что срез из числа опрошенных 2001 года и срез 2011 мог сильно отличаться, а непосредственные очевидцы, если они и были, могли уже и умереть. В белорусских источниках XIX и начала XX века также указаны некоторые призраки, живущие в болотах, как, впрочем, довольно часто встречаются истории и о русалках. Да, при целенаправленном и длительном опросе старожилов наверняка бы всплыли истории с русалками и призраками, то есть мы бы подняли своеобразный фольклор о сверхъестественном, характерный любому региону нашей страны. Но я почти уверен, что именно «Дитя красного болота» – не что иное, как предмет выдумки вышеупомянутого автора письма. От этого персонажа разит искусственностью, впрочем, именно это качество новоявленного белорусского призрака, видимо, и дало ему своеобразную путевку в жизнь.

Второй момент – я сам того не ведая провел необычный эксперимент. Запустил «легенду» о несуществующем персонаже и позволил ей абсолютно автономно «эволюционировать» в интернете, где совершенно незнакомые люди помогли истории окуклиться, а у вылупившегося существа появилось название и некие, присущие лишь ему черты. Все это произошло ровно за 20 лет. И тут мы теоретически можем использовать эту историю как модельный объект для того, чтобы в будущем выявлять правдивые и неправдивые сообщения о подобных персонажах, во множестве встречающиеся и сейчас.

В заключение хотел бы сказать, что бороться с такими историями невозможно. Даже будучи разоблаченными они упорно цепляются за свое место под солнцем. И эволюция этого «дитя» несомненно продолжится. Не исключен вариант, что кто-то из местных возьмет легенду на вооружение и даже начнут появляться «очевидцы», отведавшие тех самых красных ягод. Мы со своей стороны лишь будем продолжать наблюдение за этим интересным объектом.

Также по теме
В этой истории все смешалось: два разных короля и две королевы с одинаковыми именами, чернокнижник пан Твардовский, маг Абрамерлин и даже Фауст оказался причастен к этим событиям. Поистине шекспировские страсти должны были разворачиваться в тихом провинциальном городе Несвиже, но где они происходили на самом деле? Вновь возвращаемся к теме знаменитой Черной дамы Несвижского замка, о которой мы неоднократно писали и раскручиваем новый клубок загадок.

27.03.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
О некоторых миражах, фантомах и видениях, наблюдавшихся в Среднем Поволжье
Аномальный фольклор 2
О некоторых миражах, фантомах и видениях, наблюдавшихся в Среднем Поволжье
Сегодня мы продолжаем тему необъяснимых происшествий на территории Самарской Луки и обращаемся к аномальным миражам, как отдельному феномену, происходящему в этом интересном регионе.
Грибы в Стране чудес
Дискуссионное 1
Грибы в Стране чудес
В XIX веке живопись и литература прочно связали грибы с фейри и их волшебной страной. Возможно ли, что авторы демонстрируют нам полузабытое знание о галлюциногенных свойствах грибов и тайном мире британской психоделии, быть может, развившейся параллельно древнему ритуальному использованию подобных грибов в Новом Свете?