Передача свойства самодвижения от предмета к предмету на примере московского полтергейста Савиных 1982 года

В знаменитом полтергейсте Савиных можно увидеть интересные закономерности

Эта статья является четвертой в серии публикаций, посвященных анализу видеоматериалов полтергейста Mellowb1rd (Великобритания, 2007–2021 год). В предыдущих трех автор проанализировал 143, зафиксированных камерой, аномальных перемещений предметов и показал, что казавшиеся вначале хаотическими броски, сдергивания и опрокидывания на самом деле сложноорганизованы и подчинены как минимум девяти правилам.

Также по теме
Анализ изображений с низким разрешением, а также извлечение из них числовых параметров, как правило, носит приближенный характер. Похожие задачи приходится решать астрономам и космологам, исследующим эволюцию звезд и галактик, что не мешает им однако делать фундаментальные выводы о строении Вселенной. Подобная задача стоит и перед исследователем, взявшемся за анализ полтергейста по домашним видеоматериалам.

Наиболее общее из них – Условие Прямой Видимости между предметами (УПВ). Это правило означает, что в полтергейсте Mellowb1rd каждый очередной предмет начинал двигаться только при условии, если был виден с предмета, двигавшегося перед ним, причем эта взаимная видимость могла продолжаться даже очень короткое время, порядка сотых долей секунды. Правило доказано с надежностью 99% для расстояний до трех метров.

Также по теме
В предыдущей статье кандидат технических наук В. Фоменко показал, как был обнаружен эффект УППВ при переносе движения с предмета на предмет, выявленный при анализе видео, размещенного на канале Mellowb1rd. Сегодня автор представил дополнительные аргументы – еще шесть пар с предполагаемым эффектом УППВ.

Другое выявленное правило указывает на то, что из всей совокупности предметов, находящихся в «поле зрения» двинувшегося предмета, в 85% случаев для передачи свойства самодвижения выбирался ближайший предмет. То есть, в полтергейсте Mellowb1rd работал Принцип Минимизации Расстояния (ПМР) при передачи свойства самодвижения. Сочетание правил УПВ и ПМР позволяет уверенно говорить о «заражении» предметов полтергейстом друг от друга при визуальном контакте на минимально возможном расстоянии. Под визуальным контактом между предметами в данном контексте следует понимать отсутствие между ними заслоняющих преград (стен, элементов мебели и т. п.), что наталкивает на мысль об использовании полтергейстом излучения, имеющего свойство экранироваться неэлектропроводной материей.

В предыдущей статье этой серии автор выдвинул гипотезу о распространении полтергейста по планете и по каждой отдельной квартире путем «заражения» предметов самодвижением друг от друга. При этом автор не отрицает разумной компоненты любого полтергейста, которая надежно доказана множеством исследователей. Речь идет о технологических ограничениях в распространении полтергейста. Интуитивно ясно, что такие ограничения не могут не быть, иначе он бы давно захватил мир.

Также по теме
Публикуем заключительную часть трилогии статей, посвященных анализу видео с ютуб-канала Mellowb1rd. Целью данной работы был поиск других, отличных от УППВ, условий переноса движения с предмета на предмет при серийных (массовых) перемещениях. Из полного массива видеоматериалов, выложенных на канале Mellowb1rd за прошедшие десять лет, были отобраны видео, снятые стационарной камерой, на которых видны серии движений трех и более предметов.

В этой связи нельзя не обратить внимание на сходство предполагаемого механизма распространения полтергейста с так называемыми «подкладами» – атрибутами бытовой манипулятивной магии. Согласно принятому в этой среде определению, «подклад» – это любой предмет, который зарядили определенной «энергией», «положительной» или «отрицательной». Предмет заряжают определенной дозой «энергии» и ее действие продолжается, пока запас не иссякнет. К сожалению, адепты бытовой магии не разъясняют физическую сущность упоминаемой ими «определенной энергии».

Нельзя обойти вниманием и бытующую в среде исследователей аномальных явлений гипотезу о привязке полтергейста к фокальным лицам. В ряде случаев действительно имеет место корреляция полтергейста с присутствием фокального лица. Но универсальности этой гипотезы противоречат хорошо задокументированные случаи полтергейста в пустых квартирах, полтергейста в отсутствии фокальных лиц, полтергейста в присутствии непресекающихся групп незаинтересованных лиц. В этом смысле привязка полтергейста не к конкретному человеку, а к «зараженным» предметам, которыми в отдельных случаях может быть и одежда конкретного человека (предположительно фокального лица) – более универсальна.

После публикации статьи естественно возник вопрос подтверждения этой гипотезы «заражения» на примере других полтергейстов. Необходимо было проверить, являются ли УПВ свойством только полтергейста Mellowb1rd или это присуще и другим полтергейстам. Это оказалось непросто, поскольку для надежного подтверждения или опровержения гипотезы требуется столь же подробная и многочисленная видеосъемка полтергейста как у Mellowb1rd (а там непрерывная видеосъемка всех помещений квартиры велась годами), или подробное описание последовательности аномальных событий с точной привязкой к месту. Таких материалов оказалось немного. Большинство видео и описаний полтергейстов, выложенных в Сети, носит отрывочный характер с упором на наиболее эффектные аномальные события.

В этой связи автор обратил внимание на первый полтергейст СССР, который был расследован наиболее полно и тщательно (поскольку был первый!) признанными мэтрами отечественной аномалистики. Речь идет о полтергейсте Савиных, происходившем в Москве, в Измайлово и Московской области, в поселке Коммунарка, в 1982–1983 гг. До этого полтергейст, как явление, был известен только отдельным отечественным специалистам только по зарубежным источникам и потому не рассматривался, как внушающий доверие феномен. В этом смысле полтергейст Савиных, случившийся в семье обычных московских тружеников, можно назвать «стерильным» в плане внешнего информационного воздействия.

В опросах и сборе информации участвовали: Н.А. Шурыгин, В.Н. Фоменко, Т.В. Фаминская, В.А. Черемушкина, Ю.И. Каменский, А.С. Кузовкин, З.М. Словесник, И.В. Винокуров, В.И. Сафонов, З.А. Морозов и др. Первичная информация была в виде магнитофонных и дневниковых записей, собранных этими исследователями. В процессе расследования были опрошены члены семьи Савиных, соседи по лестничной площадке, по подъезду и дому, сотрудники 66-го отделения милиции в Измайлово, участковый милиционер в Коммунарке. Информация была систематизирована и опубликована в сборнике под редакцией Ф.Ю. Зигеля «Московский полтергейст 1982 г.». В более полном виде результаты приведены и систематизированы в монографии В.Н. Фоменко «Кто, как и для чего проводит полтергейсты. Анализ московского полтергейста Савиных 1982–1983 гг.» (М., 1985 (рукопись)). По этой причине и так как автор сам подключался к расследованию этого полтергейста в марте 1983 г., он использовал для анализа аномальных явлений на соответствие гипотезе УПВ именно эту монографию. Следует отметить, что наиболее тщательно документированы первые дни полтергейста Савиных, поэтому автор сосредоточил свой анализ на этой части монографии.

Цитаты из монографии автор выделил кавычками. Для сокращений в тексте монографии использованы следующие аббревиатуры:

В.И. – Валентина Ивановна Савина – мать Юры, 13 лет и Оли, 8 лет.
Е.П. – Евдокия Петровна Смирнова – мать В.И.
И.П. – Иван Петрович Смирнов – отец В.И.
БК – большая комната.

Расположение вещей в квартире Савиных в Измайлово. 1 – Трюмо, 2 – сервант, 3 – платяной шкаф, 4 – игрушки, 5 – кровать, 6 – стол, 7 – диван-кровать, 8 – телевизор, 9 – стол, 10 – стул, 11 – люстра, 12 – письменный стол, 13 – кушетка, 14 – софа, 15 – радио
Расположение вещей в квартире Савиных в Измайлово. 1 – Трюмо, 2 – сервант, 3 – платяной шкаф, 4 – игрушки, 5 – кровать, 6 – стол, 7 – диван-кровать, 8 – телевизор, 9 – стол, 10 – стул, 11 – люстра, 12 – письменный стол, 13 – кушетка, 14 – софа, 15 – радиопередатчик, 16 – вешалка, 17 – плафон, 18 – дверцы антресоли, 190 входная дверь, 20 – холодильник, 21 – кухонный стол, 22 – газовая плита, 23 – веревки для сушки белья.
 
«1. Первым необычным (с точки зрения последующего) эпизодом полтергейста Савиных был звонок в дверь в 10.30–10.45 28.11.82 г. В.И. была на работе (суточное дежурство). Ее мать Е.П., оставшаяся с детьми, спрашивает: «Кто?». Ответа нет. Юра в глазок видит уходящего вправо от двери на лестницу невысокого мужчину с черными усами, в черной шляпе и черном пальто, с чемоданом в руках. Е.П. видит через замочную скважину его тень (у Е.П. плохое зрение), уходящую вправо. Юра: «Он ушел». Через некоторое время днем знакомые Юре ребята с восьмого этажа сказали Юре на его вопрос: «Вы кого-нибудь встречали? Кто-нибудь есть?», что видели сидящего на лестнице постороннего мужчину с усами и чемоданчиком, в черном пальто.
2. Язычок накладного замка входной двери через небольшое время после ухода человека в черном внезапно стал сам двигаться, щелкать. Дверь была заперта на врезной замок и цепочку и не открылась. В глазок никого перед дверью не видно.
3. Дверь сама дергается, как будто ее сильно толкают и дергают за ручку. За дверью никого.
4. Цепочка на двери сама движется (бьется, дергается, но из паза не выходит).
5. Сильные стуки в дверь («как от ударов ногой») и частые (дробные) удары. Никого за дверью в глазок не видно, никто на вопросы не отзывается. Следов на обивке двери снаружи не было.
6. Ключи (плоский ключ накладного замка и большой ключ врезного замка) вылетают на 1–3 м и, с большой силой ударяясь о пол, остаются на месте падения. За дверью никого нет. Ключи опять вставляют в замок.
7. От нижней части двери идут звуки, как будто дерево двери пилят ручной пилой (ножовкой по дереву). У двери никого нет, повреждений двери и опилок нет.
8. Со стороны замков исходят звуки пилки ножовкой по металлу. У двери пусто.
9. В замочную скважину врезного замка после очередного вылета ключей просунулся на несколько секунд один раз блестящий «шпиль» (Е.П., Юра) диаметром примерно 5 мм. Вышел в комнату на примерно 50 мм и убрался.
10. В 23.30 28.11.82 г. Юра видит в глазок, что к двери опять подошел «человек в черном». В это время от двери шли звуки пилки дерева. Что-то треснуло. Он открыл чемоданчик, взял в нем что-то. После этого звуки от двери изменились на звуки пилки ножовкой по металлу. «Человек в черном» замотал руку газетой и ушел. Юра полагал, что он порезал руку. После этого звуки и другие аномалии у двери прекратились. Утром под дверью было обнаружено небольшое пятно крови (по мнению Е.П.). Соседка из кв. 14 стерла его подошвой. В 0.10 Юра лег спать, Оля легла немного раньше. Ночью было тихо».

Из текста следует, что в эпизодах 1–10 все аномальные события сконцентрированы на входной двери и начались с появления перед ней «человека в черном» (эпизоды 1, 10). Из текста также вытекает, что этот человек принес что-то в чемодане и, судя по звукам (эпизоды 7, 8, 10), производил с дверью какие-то манипуляции режущим инструментом. В рамках нашей гипотезы можно предположить, что в чемодане находился неустановленный небольшой предмет, «зараженный» полтергейстом и слесарный инструмент, с помощью которого «человек в черном» либо присоединял этот предмет к входной двери Савиных, либо «заразил» дверь через близкий контакт с «зараженным» предметом. Возможно, блестящий металлический шпиль диаметром 5 мм, который просунулся в замочную скважину на 50 мм (эпизод 9), и был тем самым «зараженным» предметом.

«11. Утром 29.11.82 г. в 7.00 час., как только зазвонил будильник, язычок накладного замка стал шевелиться, дверь начала дергаться, звуки пилки дерева и металла. Никого за дверью нет. Е.П. просит соседку из кв. 13 смотреть в глазок, не видно ли кого у двери квартиры Савиных. Соседка смотрит с полчаса, пока не выходит Е.П., никого не видит, а Е.П. говорит, что стучали, замок ходит, дверь ходит. После возвращения в свою кв. 15 Е.П. стучит в стенку кв. 14 и взывает о помощи. Соседка из кв. 14 подходит к двери Савиных, говорит: «Что же ты кричишь? Никого ведь нет!». Е.П. открыв дверь, жалуется, что в дверь звонят, стучат, замок пилят и ключ выбивают. Через некоторое время Е.П. кричит в форточку: «Караул! Помогите! Грабят!». Прохожие, спросив номер квартиры, вызывают милицию. Пришли два милиционера. Выслушали, обошли весь подъезд, никого не обнаружили и ушли».

В эпизоде 11 продолжаются аномальные явления с дверью, хотя «человек в черном» по всем признакам ушел. Можно констатировать, что свойство самодвижения перешло с принесенного «человеком в черном» «зараженного» предмета на входную дверь квартиры Савиных и закрепилось на ней, т. е. фактически произошло «заражение» квартиры.

«12. В 10 час. пришла с суточного дежурства В.И. Сразу же после входа в квартиру ее ударило невидимым «кулаком» по плечу со стороны спины. Опять дверь «ломает», что-то стучит в дверь».

В этом эпизоде аномальное событие (удар по плечу) произошло в непосредственной близости от «зараженной» полтергейстом двери (ПМР) («Сразу же после входа в квартиру...») и в зоне прямой видимости от нее (УПВ).

«13. В.И с соседкой из кв. 14 стоят на лестничной площадке перед дверью. Е.П. с Юрой и Олей в передней. Дверь дергается, замки скрипят (В.И.: «Как пилой режет»).
14. В.И. сходила в магазин, поднялась по лестнице на 4-й этаж, где ее квартира. Никого не встретила. Только вошла, замок задергался. Когда пришла соседка, – затих».

В обоих эпизодах аномальные движения продолжаются с «зараженной» полтергейстом дверью.

«15. В.И. по телефону вызвала из Коммунарки своего отца – И.П. Он приехал в 16 часов, привез в кармане бутылку вина. «Он» – так называли между собой Савины неведомую силу — вытащил из кармана И.П. бутылку и мгновенно поставил ее на пол у ноги И.П. Он взял ее и засунул в тот же карман. Бутылка опять выскочила. Так было несколько раз, пока И.П. не сказал ему: «Если хочешь выпить, давай стакан, налью!». Бутылка опять (последний раз) оказалась на полу, хотя И.П. пытался придержать ее в кармане рукой, а с И.П. была сбита шапка, когда он наклонился за бутылкой».

Из текста не ясно где находился И.П., когда боролся с упрямой бутылкой, но, поскольку он был в шапке, вероятнее всего он был в передней, перед «зараженной» полтергейстом дверью (УПВ и ПМР).

«16. Упала вешалка. Разбилось зеркало на ней, хотя об пол не ударилась. Вешалка падала несколько раз подряд. В.И. и Юра пытались удержать ее, но не смогли, не хватило сил».

Вешалка находится в передней, напротив входной двери на расстоянии 2 м, и на расстоянии меньше метра от И.П., боровшегося с бутылкой (УПВ и ПМР).

«17. Когда входная дверь заходила, прислонили к ней тяжелый стол. Он отскочил примерно на 20 см.
18. С платяного шкафа в большой комнате полетели игрушки».

В эпизоде 17 содержится важный аргумент для подтверждения гипотезы УПВ. В эпизодах 17 и 18 впервые произошло перемещение полтергейста в другую комнату, из прихожей перешло в большую комнату. Совершенно очевидно, что произошло это через посредство «тяжелого», то есть, обеденного, стола, принесенного из большой комнаты и приставленного к «зараженной» полтергейстом двери. Об этом не написано, но подразумевается, что после неудачной попытки зафиксировать дверь с помощью стола, его не оставили в передней, а вернули на место в большую комнату. Во время контакта стола с дверью произошло его «заражение» самодвижением. Это подтверждает отскок стола на 20 см после контакта с дверью, что, безусловно, следует отнести к аномальному самодвижению, поскольку закрытая на замок дверь даже при сильных ударах в нее, не может отбросить тяжелый стол на 20 см. После того, как стол внесли в большую комнату, он в свою очередь «заразил» самодвижением игрушки, попавшие к нему в прямую видимость. Минимальное расстояние между столом и игрушками при проносе стола мимо шкафа было не более 1–1,5 м (УПВ и ПМР).

«19. От диван-кровати в большой комнате отлетели поручни».

Аномальные события логично продолжились в большой комнате, в зоне прямой видимости от «зараженного» полтергейстом стола и упавших со шкафа игрушек (УПВ, ПМР).

«20. С кухни в коридор полетели яблоки и гранаты, разбиваясь о стену. На стене остались следы».

В этом эпизоде аномальные события переместились на кухню, которая не связана прямой видимостью с большой комнатой, что можно было бы считать прямым нарушением правила УПВ. Однако, примем во внимание, что в эпизоде 18 участвуют игрушки, спрятанные от детей на шкафу, и в квартире находится девочка Оля восьми лет. Логично предположить, что Оля подобрала любимые игрушки и унесла на кухню («спасла» от полтергейста – естественная детская реакция). В этом случае игрушки могли стать переносчиком «заразы» на фрукты (УПВ?).

«21. С кухни в коридор полетела посуда, разбиваясь о пол».

События логично продолжаются на кухне (УПВ, ПМР).

«22. По жалобе соседки снизу («Дерутся, ломают мебель, не дают спать!») в 2 часа ночи пришли два милиционера. В.И. и И.П. объяснили им обстановку. В это время начинаются стуки в дверь. Милиционеры предложили выйти из квартиры всем. Вышли на площадку – стуки прекратились, вошли в квартиру – опять началось».

Аномальные явления из кухни вернулись к входной двери, которая находится вне прямой видимости из кухни. Очевидно в этом переходе опять участвовали предметы-посредники. Первый вариант: Савины вынесли разбитую «зараженную» посуду в мусоропровод (наличие в этом доме мусоропровода могу подтвердить лично, поскольку был там в марте 1983 года) и при проносе ее через входную дверь, могли вновь ее «заразить». Второй вариант проще. Судя по тексту, фрукты и посуда летели из кухни в коридор, откуда открывается прямая видимость на входную дверь (УПВ?).

«23. Прислонили стол к двери. Он отскочил и перевернулся. Милиционеры подняли его и поставили к двери. Стол опять отскочил и перевернулся. Милиционеры ушли».

В этом эпизоде Савины повторили для милиционеров эффектный эксперимент с обеденным столом, в результате которого полтергейст снова переместился в большую комнату.

«24. Соскочил с гвоздей ковер, повешенный над диван-кроватью в большой комнате. Он пришит по верхнему краю к 10 мм арматурной проволоке, которая держится на шляпках больших гвоздей, забитых в стенную перегородку. В.И. говорит: «Вешай, вешай давай! Вешай, ведь сам уронил!».

Также как после аналогичного эксперимента в эпизоде 17, стол вернули в большую комнату и там начались полтергейстные движения.

«25. В ответ «он» метнул в В.И. куклу – зайца «Степашку» (Оля: «Как запульнет!»)».

Происходит логичное продолжение самодвижений в большой комнате в зоне прямой видимости от упавшего ковра.

«26. И.П. говорит: «Идите спать, я покараулю». Сел на стул, взяв в руки швабру. С него стала слетать шапка».

События переместились в прихожую, что также объяснимо. В эпизоде 25 фигурирует игрушка (заяц «Степашка»), которая, как все игрушки, хранится на платяном шкафу, откуда открывается прямая видимость в прихожую.

«27. Оля: «А потом он чуть не упал, потому что у стула треснула ножка». В три часа ночи все легли спать, т.к. события прекратились».

События продолжаются в прихожей. Эпизод 28 не содержит аномальных движений.

«29. 30.11.82 г. утром, до прихода детей из школы, Е.П. приготовила блины. Когда сели есть, блины соскочили с тарелки на пол за ними тарелка, разбиваясь при этом».

События вновь переместились на кухню. Это легко объяснить, если стул в эпизодах 26 и 27 был взят И.П. из кухни, а утром возвращен обратно.

«30. Пришла из школы Оля. Открылись сами дверцы антресоли (В.И. «Ну все! Проснулся! Сейчас начнет!»)».

Антресоли находятся в коридоре, в прямой видимости из кухни. Расстояние 2,5–3 м.

«31. Сразу же звон стекла в большой комнате: «Зашли, люстра качается, плафоны все побиты» – В.И.».

Из схемы квартиры следует, что между люстрой большой комнаты и антресолями существует прямая видимость. Расстояние около 5 м.

«32. Зашла соседка из кв. 14. Стол из БК вздрогнул и отскочил к окну. Поставили на место. Снова рвануло, и так три раза. В.И. и соседка пытались удержать, но не смогли (Соседка: «Сила нечеловеческая!»)».

Самодвижения логично продолжаются в большой комнате в прямой видимости от люстры.

«33. Приехавшая из Коммунарки М.И. кричит из кухни: «Валь! Холодильник!». Холодильник подпрыгивал на несколько сантиметров вверх и прыжками перемещался по кухне или поворачивался вокруг вертикальной оси. Его пытались удержать на месте и от возможного опрокидывания М.И., И.П., В.И. и соседка из кв. 14. Убедились, что холодильник был отключен от сети. Пришел из школы Юра и стал помогать держать холодильник».

Это первый из 33 эпизодов, когда из текста явно не определяется предмет-посредник через который произошла передача полтергейста из большой комнаты в кухню. Возможно, в тексте упущен какой-то незначительный эпизод. Поскольку эпизод 33 с пляшущим холодильником настолько эффектен, что на его фоне менее выразительный эпизод вполне мог затеряться.

34. Пока держали холодильник на кухне, в БК перевернулся на месте стол, упал на бок и далее на столешницу там, где стояли ножки.

Полтергейст вернулся в большую комнату и это второй случай, когда предмет-посредник из текста не определяется. Тут применима логика предыдущего объяснения, но не исключено также, что предметом-посредником в это время была одежда одного из Савиных и ее носили из кухни в БК и обратно.

«35. В переднюю, через щель под закрытой дверью, проскочил из БК поручень от диван-кровати (оторванный в эпизоде 19 и поставленный на место) и на глазах И.П. подскочил вверх в направлении плафона. Не попал в него и упал на пол.
36. Вслед за этим сапожок Оли, лежащий у вешалки, подбросило вверх. Он попал в плафон, но не разбил (видел И.П. и соседка)».

В этом эпизоде очевидно то, что самодвижение из БК перешло в переднюю вместе с поручнем от диван-кровати.

«37. Когда они вышли из передней, плафон был разбит в третьей попытке – кедами Юры, находившимися в мешочке (школьная обувь).
38. На глазах у Е.П. стул в БК, стоящий справа от стола, медленно поднялся над столом, за примерно 1 секунду достиг верхней точки траектории в примерно 1 м над столом и, снижаясь с поворотом, зацепил края стола ножкой».
Траектория движения стула в эпизоде 38.
Траектория движения стула в эпизоде 38.
 

Стул около стола в БК не виден из передней, но предметом-посредником наверняка был поручень от дивана, который вернули в большую комнату и поставили на место. Савины на протяжении всего полтергейста мужественно и настойчиво приводили в порядок квартиру после каждого аномального разрушения. Это я понял из опыта посещения квартиры Савиных в марте 1983 года.

«39. Ковер опять слетел со стены БК.»

Логичное продолжение событий в БК.

«40. С газовой плиты упал чайник с кипятком».

Из текста в третий раз не определяется предмет-посредник, способствующий переносу полтергейста и БК на кухню.

«41. Стол на кухне мгновенно перевернулся на месте вверх ножками, поворачиваясь в сторону стены».

Логично продолжаются события на кухне.

«42. Решили уехать в Коммунарку. Всех присутствующих начало бить по спине и бокам куском мыла, прилетевшем из ванной.
43. Е.П. в БК ударило подушкой по голове».

Из текста неясно, где произошел этот эпизод 42, поэтому цепочка перемещений полтергейста по квартире Савиных прерывается.

«44. Заяц «Степашка» слетел с платяного шкафа в БК и ударил Е.П. по спине.
45. Соседку из кв. 14 дважды толкнуло в спину “костлявым холодным кулаком”».

Местоположения эпизодов также отрывочны и не позволяют восстановить цепочку перемещений полтергейста во квартире.

«46. С И.П. в коридоре трижды сбрасывалась шапка.
47. И.П. трижды ударило кулаком по спине.
48. Когда Е.П. обувалась в передней, сама открылась дверь в БК, а вешалка упала на Е.П.
49. Вслед за этим Е.П. ударило «кулаком» по плечу».
Исследователь полтергейста Савиных В. Н. Фоменко (фото из семейного архива автора).
Исследователь полтергейста Савиных В. Н. Фоменко (фото из семейного архива автора).
 

Судя по контексту, все эти эпизоды происходят в передней, в зоне взаимной видимости. С точки зрения последующих событий, здесь важно отметить падение вешалки, во время которого могло произойти «заражение» полтергейстом верхней одежды Савиных.

«50. Начали выходить. В.И. (последняя) забежала на кухню и получила там удар «кулаком» по лопатке. Идет в БК за пальто, висящем в платяном шкафу. В нее летит подушка.
51. На лестничной площадке В.И. посылает Юру за своими забытыми перчатками. Кастрюля, в которой хранился хлеб, поднялась, перевернулась, вывалив хлеб на тахту, и наделась на шапку Юры.
52. У подъезда с И.П. трижды сбрасывалась шапка.

Эпизод 53 не содержит аномальных движений.

«54. По словам соседки из кв. 14 И.П. жаловалась ей потом, что в метро у нее шапка несколько раз сама надвигалась на глаза».

Из этих эпизодов следует, что полтергейст вынесен на улицу, вероятно, вместе с зараженной одежной Савиных. Это является важным аргументом в пользу гипотезы УПВ.

«55. Приехали в Коммунарку в 17.30. 30.11.82 г. Первые два часа было тихо. В 19.30 из кастрюли на кухне, где никого не было, выскочил половник и сильно ударился о пол.
56. Тарелки с сушилки стали по одной вылетать и биться о пол в мелкие осколки примерно в одном месте».

Таким образом, очевиден факт того, что полтергейст «переехал» вместе с семьей Савиных из квартиры в Измайлово в квартиру родителей мужа В.И. в Коммунарке, вероятнее всего, вместе с «зараженной» одеждой. Далее в монографии приведены 58 эпизодов полтергейста, произошедших в Коммунарке. Но, поскольку схемы этой квартиры в исходном документе не приведена, надежно проследить перемещения полтергейста по этой квартире не представляется возможным.

….
«114. 1.12.1982 г. соскочила с холодильника и разбилась глубокая тарелка».

1 декабря 1982 года Савиных привезли обратно в Измайлово на милицейской машине, поскольку они убедились, что переезд не принес прекращения полтергейста. Аномальные события в старой квартире продолжились с меньшей интенсивностью, а регистрация их приобрела отрывочный характер, поэтому анализ их на предмет подтверждения гипотезы УПВ автором не проводился.

Итак, представлено 56 эпизодов аномальных движений, из них 53 эпизода, то есть 95%, имеют привязку к конкретному месту в квартире. В данной работе нас интересуют не сами аномальные движения предметов, а перемещение полтергейста по квартире и местности, то есть, смена локаций. Укрупненно, картину перемещений можно представить в следующей таблице.

Картина перемещений предметов при полтергейсте Савиных, 1983 год

№ локации

Локация эпизодов

№ эпизодов

Предполагаемый переносчик полтергейста при смене локаций

Соблюдается ли УПВ

1

Лестничная площадка

1, 10

«Человек в черном»

да

2

Входная дверь

111

Прямая видимость

да

3

Передняя

12

Прямая видимость

да

4

Входная дверь

13, 14

Прямая видимость

да

5

Передняя

15, 16, 17

Прямая видимость

да

6

Большая комната

18, 19

Обеденный стол

да

7

Кухня

20, 21

Игрушка?

да?

8

Входная дверь

22, 23

Посуда или фрукты?

да?

9

Большая комната

24, 25

Обеденный стол

да

10

Передняя

26, 27

Прямая видимость

да

11

Кухня

29

Стул?

да?

12

Коридор (антресоли)

30

Прямая видимость

да

13

Большая комната

31, 32

Прямая видимость

да

14

Кухня

33

?

нет?

15

Большая комната

34

?

нет?

16

Передняя

35, 36, 37

Поручень от дивана

да

17

Большая комната

38, 39

Поручень от дивана

да

18

Кухня

40, 41

?

нет?

19

?

43

?

?

20

Большая комната

44

?

?

21

?

45

?

?

22

Коридор

46

?

?

23

?

47

?

?

24

Передняя

48, 49

Вешалка

да

25

Кухня

50

?

нет?

26

Большая комната

51

Одежда Савиных

да

27

У подъезда

52

Одежда Савиных

да

28

У метро

54

Одежда Савиных

да

29

Коммунарка, кухня

55, 56

Одежда Савиных

да

Обобщая таблицу, можно отметить следующее:

1. Из 29 перемен локаций в 5 случаях (эпизоды 43–48) невозможно определить обстоятельства этих перемен, поэтому они выброшены из рассмотрения.

2. Из оставшихся 24 перемен локаций в 20 случаях (83%) можно говорить о соблюдении УПВ, а в 17 случаях (71%) можно говорить об этом уверенно.

3. В 13 случаях из 24 (54%) в смене локации участвовали «зараженные» предметы. Локация менялась за счет переноса «зараженных» предметов из комнаты в комнату, на улицу или с улицы членами семьи Савиных, а также «человеком в черном».

4. В 15 локациях из 24 (63%) полтергейст задерживался в комнате и приводил в движение окружающие предметы (от 2 до 11 эпизодов).

5. В 48 эпизодах из 56 (86%) передача самодвижения сопровождалась очевидным выполнением Условия Прямой Видимости (УПВ). Напомним, что в полтергейсте Mellowb1rd УПВ сопровождает 99% эпизодов. Расхождение в 13% легко объяснить описательным характером собранной в монографии информации в противовес точной видеофиксации полтергейста Mellowb1rd.

6. Внедрение полтергейста в квартиру «черным человеком» и перенос полтергейста семьей Савиных в Коммунарку, а затем обратно в Измайлово надежно подтверждают механизм перемещения полтергейста по планете вместе с «зараженными» самодвижением предметами.

7. Если в полтергейсте Mellowb1rd максимальное расстояние переноса свойства самодвижение составило около 3 м, то в полтергейсте Савиных максимальное расстояние, зафиксированное в эпизоде 31, предположительно достигает 5 м.

Таким образом, гипотеза распространения полтергейста путем «заражения» предметов свойством самодвижения друг от друга получает подтверждение на примере полтергейста Савиных.

Об авторе: Валерий Валентинович Фоменко, канд. технических наук

Также по теме
Некоторые аномальные явления представляют собой ценность не только как факты в копилку, приближающие долгожданный прорыв в той или иной области, но и как необходимый будущим историкам уфологии библиографический материал. Публикуемая сегодня расшифровка машинописи была одним из первых научных отчетов об исследовании полтергейста в Беларуси и составлена В. И. Куликовым и Я. С. Босиным в 1981 году. Событие произошло в деревне Слобода Смолевичского района Минской области, и было всесторонне изучено на высоком профессиональном уровне, которого и сейчас не достает некоторым группам...

Валерий Фоменко 25.05.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.