Анализ видеоматериалов с youtube-канала Mellowb1rd

Введение

Анализ изображений с низким разрешением, а также извлечение из них числовых параметров, как правило, носит приближенный характер. Похожие задачи приходится решать астрономам и космологам, исследующим эволюцию звезд и галактик, что не мешает им однако делать фундаментальные выводы о строении Вселенной. Подобная задача стоит и перед исследователем, взявшемся за анализ полтергейста по домашним видеоматериалам.

В данной работе автор анализирует видео, выложенные на youtube-канале Mellowb1rd. Судя по содержанию, дело происходит в Великобритании, в небольшом, старинном городке, в одноэтажном доме. В нем есть кухня, коридор, ванная, прихожая, гостиная, спальня и чердак. Автор и ведущий канала – мужчина средних лет – проживает в доме один. Увлекается кулинарией и игрой на электрогитаре. Mellowb1rd – его интернет-псевдоним. Кроме эпизодов полтергейста и рекламы, на канале выложены его уроки по кулинарии и ремонту электрогитар.

Первая запись на канале относится к 9 июля 2009 года, последняя (на момент написания материала) – к марту 2019 года, и в каждой из них зафиксировано от 1 до 29 перемещений или деформаций предметов. С самого начала, т. е. 2009 года, Mellowb1rd снимал на бытовую видеокамеру SonyDCR-HC19E (PAL) 25fps 720x576, но в том же году приобрел и установил в квартире четыре камеры видеонаблюдения, а в 2012 году купил полупрофессиональную видеокамеру после чего качество изображения значительно улучшилось. В последние годы видео сняты уже в формате HD.

Этой статьей автор ставил цель вызвать дискуссию и коллективное обсуждение, которое поможет приблизить понимание механизма удивительного явления – полтергейста. Полученные автором результаты позволяют по-новому взглянуть на полтергейст, открывают перспективные и общедоступные направления его исследований.

Критика Mellowb1rd

За 10 лет канал Mellowb1rd стал популярен и это не могло не вызвать активности его оппонентов. Известно, что некоторый процент населения априори полагает аномальные явления фейками, тогда как другая часть, также бездоказательно, в них верит. Таким образом, Mellowb1rd закономерно оказался под огнем критики части своих подписчиков, отказывающихся признать видеоролики подлинными. В интернете появился даже специальный контр-канал, Mellowturd, собирающий все появляющиеся в сети критические видеоматериалы, касающиеся Mellowb1rd. В настоящий момент их выложено пятнадцать, и в каждом из них сделано категорическое заключение: вас обманывают, Mellowb1rd – фейк. Если не знакомиться с аргументацией критиков, действительно создается впечатление, что Mellowb1rd надежно разоблачен и недостоин рассмотрения специалистами. Учитывая это обстоятельство, автор взял на себя труд провести свой разбор критических материалов контр-канала Mellowturd. В кратком изложении результаты следующие:

  • в https://www.youtube.com/watch?v=HuF8YQshBwU утверждается, что можно раздавить стоящую на столе перевернутую рюмку коротким движением указательного пальца, положенного на ее донышко сбоку, причем, с разрывом (взрывом) рюмки на мелкие, разлетающиеся в стороны, осколки;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=k-eZ-Kn438Y признаком фейка называют то, что на одном видео Mellowb1rd занавески на окнах задернуты, а на другом видео они отдернуты. Логика автора непонятна;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=0sYTeFloWoQ все видео Mellowb1rd объявляются фейком без объяснения причин;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=nttsJX90amQ автор путает обычный коаксиальный оптоволоконный кабель для цифрового ТВ с трубками высокого давления, с помощью которых Mellowb1rd якобы устраивает полеты предметов;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=q2J73XlRg08 показан эпизод, когда в комнате Mellowb1rd замигала лампа и критик в мигающем свете разглядел самого Mellowb1rd вошедшего в комнату. Если это не приведение, а человек, заключил критик, значит это видео – фейк;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=HPbEaJngkWI утверждается, что признак известного у специалистов эффекта «деградации DV» (dv tape degradation), который можно рассмотреть на некоторых видео Mellowb1rd – является основанием, чтобы признать все фейком;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=yBAAv_6FIDs автор проводит аналогию Mellowb1rd с мистическим сериалом «Haunting of Sunshine Girl», который вышел на YouTube в 2010 году и продолжается до сих пор. Аналогия усматривается в сходстве фигур одного из героев сериала (привидения) с фигурой Mellowb1rd, а также в сходстве микроволновок, фигурирующих в обоих видео. На основании этого делается заключение, что Mellowb1rd – часть проекта «Haunting of Sunshine Girl» и, следовательно, инсценирован. Сходство фигур весьма относительное, а микроволновки вообще разных моделей;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=RibV7OEZge4 также делается предположение о связи сериала «Haunting of Sunshine Girl» с Mellowb1rd на основании того, что героиня сериала на него ссылается. Если учесть, что канал Mellowb1rd появился на год раньше мистического сериала, то ничего компрометирующего в такой ссылке нет;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=S-yVpC95qho и в https://www.youtube.com/watch?v=bH26wykPmOQ обсуждаются видео, не имеющие отношения к Mellowb1rd, и это следует признать сознательным троллингом;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=B6ZbVLp3cBk и https://www.youtube.com/watch?v=bFNAUBAvbsU критики указывают на признаки наличия лески, за которую дергает Mellowb1rd. Автору не удалось разглядеть эти признаки. Также их не удалось разглядеть никому из нескольких десятков комментаторов этих видео;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=Q02oHVpl4YE на фоне кухни Mellowb1rd летает и кувыркается в воздухе коробка для круп. Коробка не отбрасывает тени и ведет себя как обычная компьютерная анимация. Утверждается, что ролик якобы выкраден из компьютера Mellowb1rd неким анонимным хакером. Если, рассуждает критик, Mellowb1rd пользуется компьютерной анимацией, то все остальные его съемки получены тем же способом. При этом, никаких доказательств принадлежности этого видео к Mellowb1rd не приведено. Анимация могла быть сделана и наложена на изображение кухни Mellowb1rd кем угодно;
  • в https://www.youtube.com/watch?v=bF_1km_i8eI показан некий безлюдный павильон или склад, в котором выстроен макет половины кухни: плита, кухонные тумбы, кухонный шкаф. Критик утверждает, что именно здесь снимаются видео Mellowb1rd. Действительно, расположение мебели (достаточно стандартное) напоминает расположение мебели в кухне Mellowb1rd, но этим сходство ограничивается. Отношение ширины кухни к ее высоте на макете – 1:1,2, а у кухни Mellowb1rd – 1:0,82. То есть, макет комнаты существенно (на 50%) шире, что невозможно не заметить, поэтому он не может иметь отношения к съемкам Mellowb1rd.

Отдельно следует остановиться на видео: https://www.youtube.com/watch?v=VTQ8rnmqYJM. Действие действительно происходит в квартире Mellowb1rd и в нем показаны движения предметов, радикально отличающиеся от всех прочих, выложенных на канале Mellowb1rd, которые достаточно однообразны (броски, сдергивание, волочение, качание, разрушение на месте сравнительно легких предметов). А в этом видео переворачивается тяжелый диван, летает, покачиваясь, этажерка. Критик обнаруживает на видео двигающиеся контуры (которые действительно имеют место) и объявляет (вполне справедливо), что это признак фейка. Но если обратиться к первоисточнику, выясняется, что это комплекс из трех клипов, в которых Mellowb1rd сознательно имитирует полтергейст с помощью зеленого костюма, чтобы доказать своим критикам, что подделать полтергейст идеально (без признаков фейка) невозможно. Об этом он подробно и обстоятельно рассказывает в комментариях к роликам. А на одном из клипов даже показано, как именно он переодевается в зеленый комбинезон, и как переворачивает мебель. Из эмоциональных комментариев Mellowb1rd ясно, что пошел он на это только потому, что был крайне раздражен обилием «идиотских разоблачителей» на своем канале.

В завершении разбора аргументации критиков Mellowb1rd на канале Mellowturd следует добавить: практически все комментаторы (а их на Mellowturd несколько сот) согласны с тем, что критика Mellowturd не убедительна. Исходя из этого, автор счел возможным отнестись к Mellowb1rd с доверием, достаточным для проведения серьезного анализа. Тем не менее, автор считает, что вероятность инсценировки отлична от нуля, поэтому анализ проводился с учетом этой возможности. Следует также отметить усилия некоторых лиц, направленные на сознательную дискредитацию Mellowb1rd.

Принципы и методы

Многими исследователями отмечалось то, что полтергейст избегает демонстрировать свидетелям начало движений. Выдвигались даже предположения, что в стартах предметов скрыта некая информация, содержащая ключ к его тайне. Поэтому, при исследовании полетов, автор отдавал предпочтение именно тем эпизодам, на которых виден стартовый участок движения предмета.

Из оставшихся эпизодов автор исключил полеты, снятые нестационарной камерой (почти половина видеоматериалов снято Mellowb1rd с рук для доказательства отсутствия видеомонтажа), а также те, что сняты с чрезмерно плохим качеством из-за малой освещенности или удаленности.

Автора также интересовали массовые перемещения предметов. Дело в том, что в пяти видео имели место движения, непрерывно переходящие с предмета на предмет. Еще не заканчивался полет или падение одного предмета, как начиналось движение следующего. Автор уловил закономерности в этих процессах, и они показались ему интересными. Также, автор не мог пропустить случай резкого изменения траектории предмета в полете.

Видеоролики с событиями предполагаемого полтергейста обрабатывались с помощью медиа-плеера VLC, графического редактора Adobe Photoshop и программы Excel в следующей последовательности:

1. Движение предметов раскладывалось на отдельные кадры в VLC;

2. С каждого кадра делалось фото с помощью функции того же плеера;

3. Данные фото для получения так называемой раскадровки (изображения движущегося предмета в разных фазах на стартовом фоне) накладывались друг на друга в программе Adobe Photoshop;

4. По раскадровке определялась траектория движения предмета. За точки траектории принимались крайние в направлении движения точки изображений предмета в разных его фазах. Для повышения точности определения края изображения предмета значительно повышалась ясность и контрастность изображения;

5. Координаты X и Y точек траектории снимались с помощью линейки непосредственно с экрана монитора размером 47х29,5 см;

6. Полученные значения переводились в реальный масштаб. Для этого определялся коэффициент масштабирования Км. На изображении выделялись элементы мебели, имеющие стандартные размеры и находящиеся на том же удалении от камеры, что и летящий предмет. Для кухни, например, это высота кухонной тумбы, имеющая стандартный размер L1=85 см. С помощью линейки измерялась ее высота на изображении – L2. Км= L2/L1;

7. По координатам X и Y, умноженным на Км, на графике в редакторе Excel строилась траектория движения предмета в метрах;

8. Для определения скорости предмета на экране монитора с помощью линейки измерялись расстояния между соседними точками траектории;

9. Полученные значения умножались на Км и делились на промежуток времени между кадрами видео, dT (при стандартной частоте 25 кадров в секунду dT=0,04 секунд). В результате получались значения скорости предмета V по траектории движения в м/сек;

10. В Excel строились графики изменения скорости V(x), и скорости V(т);

11. Ускорение предмета А по траектории в м/с2 определялось как А=V/dT.

Автор не претендует на окончательные выводы, поскольку анализ изображений носит приближенный характер и не свободен от авторского субъективизма, кроме того автор не застрахован полностью от технических ошибок. Поэтому для каждого разобранного в статье эпизода приведена интернет-ссылка, по которой любой желающий может найти исходное видео и повторить несложные действия, проделанные автором по вышеуказанной методике, или применить свою.

Условие прерывания прямой видимости (УППВ) при переносе движения с предмета на предмет

Движения на видеороликах Mellowb1rd можно условно разделить на пять видов: навесные броски, сдергивание, волочение, опрокидывание, повороты. Изучение динамики и кинематики сдергивания, волочения и опрокидывания осложнено необходимостью учета реакций опор и сил трения. Поэтому автор начал анализ с навесных бросков предметов, поскольку они позволяют изучать силы, используемые для их перемещения, в наиболее чистом виде, и сразу наткнулся на неожиданную закономерность.

Отличительная особенность инсценированных или реальных полтергейстных эпизодов на канале Mellowb1rd – серии массовых движений, когда на протяжении нескольких десятков секунд последовательно приводятся в движение десятки предметов, находящихся в комнате. Выяснилось, что движения предметов в этих сериях не являются хаотическими, а подчиняются определенным законам.

В этом разделе рассмотрены навесные броски предметов в массовых сериях, выкладываемые Mellowb1rd на канал в течение десяти лет. Видеоэпизодов с бросками в массовых сериях, в которых четко виден старт предметов, оказалось не так много, всего одиннадцать. Автора заинтересовала неожиданно обнаруженная синхронизация старта предметов с определенным положением в пространстве предыдущего брошенного предмета. Эта особенность показана на примере нижеследующих 11 эпизодов.

Эпизод 1. «Газета 1 – газета 2»

В прихожей Mellowb1rd, на тумбочке, рядом лежат две газеты или рекламных буклета (условно – «газета 1» и «газета 2»). В некоторый момент «газета 1» взлетает с тумбочки по траектории, обозначенной розовой линией. В момент пересечения «газетой 1» плоскости столешницы тумбочки (точка на траектории обозначена желтым пятном) со столешницы стартует «газета 2» (выделена вторым желтым пятном) в направлении, указанном голубой стрелкой. Синие точки обозначают траекторию «газеты 2». Зеленая линия со стрелкой показывает направление переноса предполагаемого сигнала о начале движения с «газеты 1» на «газету 2» (рис. 1).

Рис. 1. Траектории полеты газет.
Рис. 1. Траектории полеты газет.
 

Можно предположить, что предполагаемым сигналом для старта «газеты 2» явилось пересечение «газетой 1» плоскости столешницы тумбочки. С этого момента с «газеты 1» не видно стартовой позиции «газеты 2», поскольку она скрывается за краем столешницы. Но после старта «газеты 2» прямая видимость между «Газетами» восстанавливается.

Эпизод 2. «Зонт – крышка»

Большой синий зонт прислонен к углу между стеной и газовой плитой. В некоторый момент зонт начинает самопроизвольно сползать на пол. Траектория наконечника зонта прорисована красной линией на рис. 2. Когда наконечник зонта оказывается на уровне газовой плиты (это положение наконечника обозначено желтым пятном), с соседней тумбочки вертикально вверх стартует крышка от емкости для круп (обозначена вторым желтым пятном). Направление полета крышки показано голубой стрелкой. Дальнейшая траектория наконечника зонта обозначена розовой линией. Зеленая линия со стрелкой показывает направление переноса сигнала о начале движения с зонта на крышку.

Рис 2. Траектории полета зонта и крышки.
Рис 2. Траектории полета зонта и крышки.
 

Можно предположить, что предполагаемым сигналом для старта крышки послужило пересечение наконечником зонта верхней плоскости газовой плиты. С этого момента от наконечника зонта становится не видно стартового положения крышки, поскольку она скрывается за краем кухонной плиты. После старта крышки прямая видимость между ней и наконечником зонта восстанавливается.

Эпизод 3. «Карандаш – ложка»

На столешнице справа лежит предмет, похожий на карандаш, а в держателе, находящемся в правом углу комнаты, на другой столешнице, имеется предмет похожий на ложку. В некоторый момент «карандаш» слетает со столешницы по траектории, обозначенной на рис. 3 розовой линией. До старта «карандаша» между предметами нет прямой видимости, ее закрывает шкаф. «Ложка» стартует из коробки-держателя в момент, когда «карандаш» влетает в зону прямой видимости от «ложки». Зеленая линия со стрелкой показывает направление переноса сигнала о начале движения с «карандаша» на «ложку».

Рис. 3. Траектории полетов карандаша и ложки.
Рис. 3. Траектории полетов карандаша и ложки.
 

Можно предположить, что предполагаемым сигналом для старта «Ложки» является момент появления «карандаша» в зоне прямой видимости от стартовой позиции «ложки».

Эпизод 4. «Крышка – коробка-держатель»

Крышка от емкости для круп взлетает и движется по баллистической траектории, обозначенной на рис. 4 розовой линией. В момент пересечения крышкой плоскости кухонной столешницы начинает опрокидываться коробка-держатель для кухонных приборов в направлении, обозначенным на рис. 4 голубой стрелкой. Зеленая линия со стрелкой показывает направление переноса предполагаемого сигнала о начале движения с крышки на коробку.

Рис. 4. Траектории полетов крышки и коробки-держателя.
Рис. 4. Траектории полетов крышки и коробки-держателя.
 

Можно предположить, что сигналом для опрокидывания коробки является момент, после которого с крышки становится не видно стартового положения коробки-держателя (ее нижнюю часть), поскольку видимость преграждает край кухонной столешницы и газовой плиты. Коробка падает в том направлении, откуда прямая видимость между предметами восстанавливается.

Эпизод 5. «Крышка 1 – крышка 2»

Крышка 1 с емкости для круп (слева) взлетает в направлении камеры. Траектория полета крышки на рис. 5 обозначена красной и розовой линиями. В момент пересечения плоскости кухонной столешницы, обозначенной желтым пятном, стартует крышка 2 (справа), также обозначенная желтым пятном, в направлении, указанном голубой стрелкой. Зеленая линия со стрелкой показывает направление переноса сигнала о начале движения с крышки 1 на крышку 2.

Рис. 5. Траектории полета крышек.
Рис. 5. Траектории полета крышек.
 

Можно предположить, что сигналом для старта крышки 2 является момент, после которого крышка 1 вылетает из поля прямой видимости от стартового положения крышки 2, поскольку видимость преграждает край кухонной столешницы. Крышка 2 взлетает в том направлении, откуда прямая видимость между предметами восстанавливается.

Эпизод 6. «Крышка – предмет, похожий на нож»

Крышка с емкости для круп взлетает со своего места в направлении «ножа», вставленного в специальную коробку-держатель. Траектория полета крышки на рис. 6 прорисована розовой линией. На излете крышка попадает в держатель, отскакивает на наблюдателя, падает на столешницу и далее на пол. В момент пересечения крышкой плоскости кухонной столешницы, обозначенной на траектории желтым пятном, из держателя стартует «нож», обозначенный вторым желтым пятном, в направлении, указанном на рис. 6 голубой стрелкой. Зеленой стрелкой обозначено направление переноса сигнала о начале движения с крышки на «нож».

Рис. 6. Траектории полета крышки и предмета, похожего на нож.
Рис. 6. Траектории полета крышки и предмета, похожего на нож.
 

Возможно, предполагаемым сигналом для старта «ножа» явился момент, после которого крышка вылетает из поля прямой видимости от стартового положения «ножа», поскольку видимость закрывает край кухонной столешницы. Но после старта «ножа» взаимная видимость между предметами восстанавливается.

Эпизод №7. «Предмет, похожий на мыло – неизвестный предмет»

«Мыло» взлетает со своего места на мойке в направлении середины кухни. Траектория его полета прорисована красной и розовой линиями. В момент пересечения плоскости кухонной столешницы, обозначенной на траектории желтым пятном, с мойки стартует «неизвестный мелкий предмет», обозначенный вторым желтым пятном, в направлении указанном голубой стрелкой (рис. 7).

Рис. 7. Траектория полета предмета, похожего на мыло, и еще одного неизвестного предмета.
Рис. 7. Траектория полета предмета, похожего на мыло, и еще одного неизвестного предмета.
 

Возможно, предполагаемым сигналом для начала движения «неизвестного предмета» является момент, после которого «мыло» вылетает из поля прямой видимости от стартового положения «неизвестного предмета». Прямую видимость преграждает край кухонной столешницы. Направление движения «неизвестного предмета» такое, что восстанавливает прямую видимость с летящим мылом.

Эпизод 8. «Предмет похожий на нож – дверца кухонной тумбы»

«Нож» вылетает из специального держателя, летит по траектории, близкой к прямой, бьется о потолок, исчезает из видимости на 0,32 секунды, затем появляется у потолка и падает по наклонной прямой на газовую плиту, отскакивает от нее и далее падает на пол. В момент касания «ножа» газовой плиты, обозначенный на траектории желтым пятном, начинает открываться дверца тумбы в направлении, обозначенным голубой стрелкой (рис. 8). Желтым пятном выделен верхний угол дверцы, а стрелкой показано направление переноса сигнала о начале движения с «ножа» на дверцу. В этом эпизоде прямая видимость от «ножа» к дверце исчезает на сотую долю секунды в момент касания «ножом» заглубленного на несколько сантиметров поддона газовой плиты, поскольку дверца расположена ниже плоскости плиты. В это короткое время (по оценке автора – менее 0,01 секунды) успевает начать движение дверца тумбы. После этого прямая видимость между «ножом» и дверцей восстанавливается.

Рис. 8. Траектории полета ножа и открытия дверцы кухонной тумбы.
Рис. 8. Траектории полета ножа и открытия дверцы кухонной тумбы.
 

Возможно, предполагаемый сигнал для начала открытия дверцы поступает в те сотые доли секунды, за которые «нож» исчезает из поля прямой видимости от дверцы. После отскока ножа от поддона, прямая видимость между предметами восстанавливается.

Эпизод 9. «Нож – предмет, похожий на рулон фольги»

Нож вылетает из деревянного держателя около правой стены, в направлении противоположной стены. Траектория полета обозначена розовой линией (рис. 9). Нож летит по баллистической траектории и влетает во внутренность тумбы. В момент, когда нож скрывается за верхним краем полуоткрытой дверцы, обозначенном на траектории желтым пятном, со столешницы справа стартует «рулон фольги» (также обозначенный желтым пятном) в направлении, указанном голубой стрелкой. Зеленой линией со стрелкой обозначено направление переноса сигнала о начале движения с ножа на «рулон».

Рис. 9. Траектория полета ножа и предмета, похожего на рулон фольги.
Рис. 9. Траектория полета ножа и предмета, похожего на рулон фольги.
 

Возможно, предполагаемым сигналом для старта «рулона» является момент, после которого «нож» исчезает из поля прямой видимости от стартового положения «рулона», поскольку прямую видимость преграждает полуоткрытая дверца тумбы. Нож влетает на верхнюю полку тумбочки и там остается.

Эпизод 10. «Сковорода – предмет, похожий на ложку»

Сковорода слетает с газовой плиты в направлении середины кухни. На рис. 10 траектория ее полета обозначена розовой линией. В момент пересечения плоскости кухонной столешницы, обозначенной на траектории желтым пятном, стартует «предмет, похожий на ложку», лежащий на краю столешницы (обозначен вторым желтым пятном) в направлении, указанном голубой стрелкой. Зеленой линией обозначено направление переноса сигнала о начале движения со сковороды на «ложку».

Рис. 10. Траектории полета сковороды и предмета, похожего на ложку.
Рис. 10. Траектории полета сковороды и предмета, похожего на ложку.
 

Возможно, предполагаемым сигналом для начала движения «ложки» является момент, за который сковорода исчезает из поля прямой видимости от «ложки», поскольку прямую видимость преграждает кухонная столешница.

Эпизод 11. «Банка пива – флакон»

Банка взлетает по траектории, близкой к наклонной прямой, не меняя вертикальной ориентации, затем резко падает на столешницу, отскакивает к краю и далее соскальзывает на пол. Траектория банки на рис. 11 обозначена розовой и красной линиями. В момент пересечения банкой края мойки начинает падать стоящий на ней флакон. Зеленой стрелкой обозначено направление переноса сигнала о начале движения с банки на флакон.

Рис. 11. Траектории полета банки и флакона.
Рис. 11. Траектории полета банки и флакона.
 

Возможно, предполагаемым сигналом для начала падения флакона является момент, за которым банка исчезает из поля прямой видимости от «флакона» за краем столешницы.

На этом пары, связанные с навесным броском одного из предметов, выложенные на канале Mellowb1rd, заканчиваются. Как уже отмечалось, большая часть рассмотренных пар связана с навесными бросками только потому, что автор решил начать анализ перемещений предметов именно с движений этого типа, как наиболее информативных.

Рассмотрены следующие пары:

  • «бросок – бросок» – 3 эпизода;
  • «бросок – опрокидывание» – 3 эпизода;
  • «бросок – сдергивание» – 2 эпизода;
  • «бросок – открывание» – 1 эпизод;
  • «сползание – бросок» – 1 эпизод;
  • «сдергивание – сдергивание» – 1 эпизод.

Общим для всех пар является то, что первый предмет, перемещаясь, скрывается за элементами мебели: за столешницей – 9 эпизодов, за дверцей тумбы – 1 эпизод. И еще в одном эпизоде предмет («карандаш») не скрывается, а появляется из-за угла шкафа.

Таким образом, в одиннадцати парах обнаружен эффект передачи некого сигнала о начале движения следующего предмета в момент прерывания (появления) его в прямой видимости – он назван нами условием прерывания прямой видимости (УППВ). Именно его наличие убедило автора в том, что на канале выложены примеры реального полтергейста. Весьма вероятно, что это только часть более сложной картины информационного взаимодействия между движущимися предметами при настоящем полтергейсте. Автор планирует продолжить работу в этом направлении. Результаты будут опубликованы в следующих статьях заявленной серии.

Выводы

1. Одиннадцать эпизодов однозначно указывают на неслучайный, закономерный характер явления, названного автором УППВ, при переносе предполагаемого сигнала о начале движения с предмета на предмет.

2. Рассмотренная выборка эпизодов, с точки зрения автора, убедительно доказывает наличие информационного взаимодействия между движущимися предметами в полтергейсте.

3. В десяти из одиннадцати эпизодов навесных бросков перенос сигнала о начале движения на следующий предмет синхронизирован с выходом из зоны прямой взаимной видимости между этими предметами. Лишь в одном эпизоде («карандаш – ложка») перенос движения синхронизирован не с выходом, а со входом в зону прямой видимости.

4. В восьмом эпизоде переключение произошло перед тем как взаимная видимость прервалась на время порядка 0,01 секунды, а затем возобновилась. Следовательно, даже на столь малом временном интервале механизм переноса предполагаемого сигнала при УППВ срабатывает неукоснительно.

5. В восьми эпизодах из одиннадцати (73%) направление движения следующего предмета способствует поддержанию прямой видимости с предыдущим предметом.

6. Во всех одиннадцати эпизодах синхронизация переноса движения с УППВ имеет точность порядка одного кадра видеосъемки (< 0,04 секунды).

7. Сымитировать перенос сигнала о начале движения при УППВ крайне сложно, практически невозможно. При этом имитация УППВ (на которую раньше просто никто не обращал внимания) не имеет ни малейшего практического смысла.

9. Случайный характер переноса движения при УППВ между предметами при имеющихся совпадениях, с точки зрения автора, полностью исключен.

10. Перенос движений при УППВ – весомое доказательство реального, не фейкового характера полтергейста Mellowb1rd, следовательно, он может и должен быть предметом дальнейших серьезных исследований.

Смелые обобщения

Руководствуясь изречением Д. И. Менделеева: «Нет гипотезы – не видишь фактов», и, при этом, вполне осознавая предварительный характер полученных результатов, автор все же не удержался от нескольких смелых предположений.

Автору представляется, что перенос движений от предмета к предмету при УППВ логически оправдан только если источник предполагаемого сигнала находится на каком-либо предмете и может перемещаться от предмета к предмету. Если принять эту концепцию, то можно говорить о «заражении» самодвижением предметов друг от друга и тогда это можно полагать причиной миграции самодвижения по квартире и за ее пределы.

Так или иначе, именно «заражением» предметов друг от друга можно объяснить особенности распространения полтергейста по квартире и за ее пределы (полтергейстная индукция), которое до сих пор не нашло объяснения. Классический полтергейст обычно начинается от входной двери, затем захватывает прихожую, потом неделями мигрирует по комнатам. Месяцами и даже годами полтергейст застревает в одной квартире пока последнюю «зараженную» вещь случайно не выносят с мусором, а иногда вместе с «зараженной» одеждой жильцов полтергейст переезжает на другую квартиру. Если это так, то рецепт избавления от полтергейста прост: выбросить последнюю переместившуюся вещь. Разумеется, все эти рассуждения носят умозрительный характер и останутся таковыми пока не будет накоплен достаточный объем информации.

Мнение «Уфокома»: «Обыкновенная магия»

Публикуемый материал, как, пожалуй, ни один другой за последнее время, вызвал среди наших специалистов бурные дискуссии, поэтому мы решили снабдить его небольшим комментарием нашей исследовательский группы.

Статья кандидата технических наук В. Фоменко «Анализ видеоматериалов с youtube-канала Mellowb1rd» является попыткой, и вероятно, ключевым этапом к выработке методологии анализа так называемых полтергейстных видео. Решение такой задачи существенно осложняется стремительным развитием компьютерных технологий, когда вполне обычный, технически подкованный человек (т. е., по сути, любой подросток) способен с помощью специальных программ обработки видео создавать достоверные фальсификации действий «нечистой силы». В последние годы количество видеороликов с якобы зафиксированной активностью полтергейста значительно возросло, что очевидно коррелирует с популяризацией этой темы в кино, развитием коммерческой составляющей каналов на сервисе Youtube и, вероятно, всеобщей доступностью населения к всевозможной фиксирующей технике и специализированным программам обработки видео.

Предложенные В. Фоменко принципы и методики анализа «видео с полтергейстом» представляются ясными, логичными и, что важно, относительно легко воспроизводимыми для проверки другими исследователями. Хорошо видно, что сам автор имеет высокую квалификацию и опыт в анализе динамики движения объектов, то есть является экспертом в предметной области. Выявленный эффект УППВ довольно интересен и мог бы быть изучен подробнее на других примерах «видео с полтергейстом».

На этапе рецензирования статьи был снят ряд замечаний, когда автор постарался дать исчерпывающие ответы на все наши критические ремарки. Однако частично вопросы осталась открытыми.

1. Как известно, полтергейст в его классическом понимании (т. е. феномен с бурной, но относительно кратковременной активностью), является довольно редким явлением. Более того, практика показывает, что часто полтергейст с высокой активностью (частные перемещения предметов, падения крупных объектов, самовозгорания и т. д.) ограничен во времени, как правило, его цикл «жизни» несколько месяцев. Однако в доме создателя Mellowb1rd полтергейст бурно протекает уже 10 лет. Подобное же наблюдается и у других ведущих ютуб-каналов с полтергейстным контентом. Такое несоответствие и удивительно удобное «совпадение» для ведущих канала говорит в пользу фальсификации таких видеоисторий. Однако В. Фоменко парировал на это, что самый длительный полтергейст продолжался 26 лет, хотя статистически рассчитанная длительность активности феномена – 5,1 месяца. Также автор напомнил про полтергейст «Фотыма», который длился три года. Вроде как редко, но такое бывает. Однако практика исследований все-таки показывает, что активность и сложность эпизодов со временем падает. Другими словами, если в начальной фазе наблюдаются частые множественные перемещения или серии перемещений предметов (как у Mellowb1rd), то к средней фазе их частота уменьшается с доминированием единичных перемещений или падений. Youtube-полтергейсты в такую картину «удивительно» не вписываются.

2. За всю историю профессионального изучения феномена полтергейста специалистами в разных странах получено крайне малое количество видео с самопроизвольными передвижениями предметов (причем эти немногие видео крайне «бедные» на количество перемещаемых объектов). Однако «обычному парню с камерой» удаётся запросто получать видео бурной активности «шумного духа» и выкладывать с завидной периодичностью и длительностью на подтвержденный ютуб-канал. В. Фоменко комментирует такую нестыковку тем, что исследователям сложно сидеть с камерами месяцами в полтергейстной квартире. Однако эта проблема давно решена установкой системы видеонаблюдения, которая может контролироваться удаленно и находиться в «беспокойной» квартире сколь угодно долго. Кроме того, такие системы есть сейчас практически во всех организациях, общественных местах и даже в частных домах и квартирах. Этот факт также используется исследователями, чтобы не устанавливать свою технику. Однако более или менее достоверных фактов фиксации полтергейстной активности на видео ничтожно мало. Опять же youtube-полтергейсты в такую картину «удивительно» не вписываются.

3. Убедительным подтверждением сделанных автором заключений была бы проверка серии других, заведомо «не полтергейстных» видео (но с серией передвигаемых предметов) на принцип УППВ. В качестве примера нами было предложено видео «Mellowb1rd Poltergeist DEBUNKED» (https://youtu.be/6v-TPkeWsR8), где пользователь Oskar Jungell довольно убедительно имитирует серию «самопроизвольных» перемещений небольших предметов на своей кухне, по аналогии с видео на канале Mellowb1rd. В. Фоменко пояснил предварительно, что «конечно, ничего похожего на УППВ у него нет». Однако было бы неплохо это показать в статье с применением авторского подхода. Кроме того, интересно, встречается ли такой же принцип на видео, которое автор уже анализировал ранее.

Таким образом, Youtube создал волшебный мир магии своих каналов, в некоторые из которых иной раз даже хочется верить. Но устроившись в своем кресле и включая очередной такой канал, мы, по сути, мало чем отличаемся от жителя XIX века, который сел в кресло на очередном представлении нового «Великого и ужасного», «Самого неподражаемого» и тому подобного мага и волшебника, который начинает свой сеанс магических трюков и фокусов. И ведь мы прекрасно знаем, что на сцене, или по другую сторону экрана, отнюдь не магия или полтергейст, но иногда в это очень хочется верить. Может быть без раскрытия секрета фокуса эти трюки так и останутся магией, а канал – окажется реальным, самым массовым и длительным полтергейстом в истории? Очевидно, что это не так, поэтому, подчеркивая несомненно новаторский подход автора, мы обращаем внимание на некоторые методологические упущения в проведенном анализе. Однако автор подчеркивает, что в его рукаве есть еще козырные тузы – он подготовил дальнейший разбор роликов по этим и новым методикам. Будем надеяться, что В. Фоменко продолжит радовать нас столь же тщательно проведенными исследованиями и допускающими проверку доказательствами своей правоты.

Никита Томин, Илья Бутов


Валерий Фоменко 12.09.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышла новая «Таинственная Беларусь»
Проекты 2
Вышла новая «Таинственная Беларусь»
В конце августа 2019 года в минском издательстве «Регистр» вышел юбилейный сборник нашего проекта – «Таинственная Беларусь V». В книге представлены доклады, прозвучавшие на одноименной конференции, прошедшей зимой этого года в Национальной библиотеке Беларуси. Издание полностью посвящено различным малоисследованным аспектам этнографии, археологии, фольклористики, криптозоологии, мифологии, сакральной географии и т. д.

По следам белорусских богов
Обзоры 7
По следам белорусских богов
На днях выходит книга кандидата исторических наук, постоянного автора сайта проекта «Уфоком» Дмитрия Скворчевского «Па слядах багоў. Нарысы беларускай мiфалогii». В ней рассматриваются дискуссионные вопросы существования отечественного пантеона, имен, атрибутов и характеристик богов. На основании фольклорных, исторических и ряда других источников, выделяются образы здешних богов, которые соответствуют древним индоевропейским и являются их своеобразным продолжением, учитывающим наши реалии. Пользуясь случаем, мы задали автору несколько вопросов.