Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Священные рощи Ингерманландии: продолжение следует

Для меня хорошее и качественное исследование – это не то, которое все объясняет, а то, которое открывает дорогу новым поискам и смыслам

В предыдущей заметке о «Священных рощах Ингерманландии» я обозначил тему захоронений в священных рощах, как, вероятно, более древнюю, чем Средневековье. Сейчас эта идея получила новый стимул с совершенно неожиданного направления.

Также по теме
В последнее время в Беларуси появился новый вид туризма: теперь к нам приезжают не только, чтобы пройтись «по святым местам», но и чтобы посмотреть на святые или исторические дубы. При этом систематизированной информации о таких дубах крайне мало. Известные специалисты по сакральной географии Людмила Дучиц и Ирина Климкович решили исправить этот пробел и в популярной форме рассказали читателям нашего сайта о наиболее знаменитых белорусских дубах.

При работе со шведскими картами 1688 года я обратил внимание на одну странность. Священные рощи названы на картах «helge buskar» – священные кусты. При этом в официальных шведских документах 1684 года использовались слова «lunder» и «Calm» – «рощи» и «Коломки». Если со словом коломки все ясно, это традиционное для Ингерманландии название могильников, происходящее от финского «калм» – смерть, то почему в одном случае шведы назвали священные рощи рощами, а в другом – кустами? Причем в одном регионе и практически одновременно – между ними 4 года и 11 километров.

rosha.jpg

Чашечный камень и священная роща. Фото автора, октябрь 2023 года.

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо рассмотреть контексты обоих упоминаний. Рощи упоминаются в официальном документе, прошении местных жителей разрешить им хоронить покойников в рощах и коломках. Очевидно, что здесь записывалось не то, как дословно было сказано, а суть обращения, на языке понятном шведской администрации. Во втором случае картина явно иная – при составлении карты, шведские картографы записывали названия и характеристики объектов со слов местных жителей. Именно отсюда порой и происходит такой разнобой названий одного и того же пункта на разных картах. Следует заметить, что восприятие названий на слух, и их отображение в таком виде, перешло и в русскую картографию, где встречается вплоть до конца 19 в.

Выходит, что это местные жители называли рощи именно «кустами»? Подобное название при опросах мне не встречалось ни разу. Что такое куст? Иногда кустом называют небольшие многоствольные деревья, иногда – кластер рядом расположенных деревень, но и то и другое плохо соотносится с обнаруженными объектами.

Этот вопрос оставался открытым, пока я не обратился к работе исследовательницы сакральных мест С. Б. Чернецовой «Заповедная роща св. Сильвестра Обнорского», в которой упоминается, что священные рощи назывались «кусты». В работе вологодского археолога И. Ф. Никитинского также есть несколько упоминаний о священных рощах-кустах: «В 1981 г. автором на р. Уфтюга (левый приток р. Кокшенга) в д. Игнатовская (другое название Подкуст), в местности, которая носит название “Куст”, обнаружен разрушенный грунтовой могильник. Краевед из Тарноги А. А. Угрюмов писал, в частности, о “кустах”, известных на Кокшенге, и называл их древними чудскими рощами. Само слово “куст” выводилось из вепского “кууз” (ель) и марийского “кусото” (мольбище). В 1984 г. во время разведки по Тарногскому району автор осмотрел несколько таких “кустов”. Местное кокшенгское название “куст” относится к охранявшимся традициями рощам. Обычно это островки елового или соснового, иногда смешанного, маточного леса. В начале XX в., по сведениям директора Тотемского районного музея Н. А. Черницына, эти “кусты” занимали площадь 1–3 га. Они обычно расположены на возвышении и хорошо видны издалека. В “кустах” растут вековые деревья. В Тиуновском “кусте” обхват наибольшей сосны составляет 3,8 м. В настоящее время у части “кустов” значительно сократилась площадь. Ярыгинский и Долговицкий II “кусты” распаханы».

Также по теме
Данная статья является первой пробной работой, выполненной в 2016 году, и основанной на концепции порайонной систематизации данных из собранного автором Архива сведений по сакральным и мифологическим местам Ленинградской области (на сентябрь 2022 г. состоящего из V томов, включающих 664 упоминания). В порядке эксперимента, был выбран район с достаточно большой антропогенной нагрузкой в ХХ веке, где практически нет шансов на сохранение упоминаемых в исследовании объектов.

Выходит, что полный аналог ингерманландских «кустов» обнаруживается в 800 км (!) восточнее, в Вологодской области. Совпадает практически все: названия, датировка Средневековьем, захоронения, расположение на возвышенностях. В обоих случаях это «чудские», с точки зрения славян, локации. Похоже, что оба этих явления являются частью чего-то целого… Но чего? Где его контуры и что это было? В позднее Средневековье между этими регионами не могло быть прямой связи. Даже в Новгородское время они принадлежали к разным районам, что обуславливалось географией и природной границей между ними (эта граница, еще одна загадка, ждущая своего разрешения). Единственным логичным выводом будет отнести эту традицию к более древним временам, когда эти огромные территории заселяли, близкие в культурном отношении, предки вожан и вепсов, объединенные общими представлениями о мире. Таким образом, спустя тысячелетие, в двух удаленных друг от друга местах, смогли сохраниться до письменного времени фрагменты одной общей традиции.

В связи с этим мне вспомнился один эпизод из опросов пятнадцатилетней давности, когда в одной из деревенек на Ижорском плато один местный житель, рассказывая об окрестных достопримечательностях, четко разделял древние могильники на жальники и ельники, вторые, это которые были в еловых лесах. Тогда я отнес это упоминание к современным интерпретациям, однако в свете новых знаний, на это можно взглянуть иначе, учитывая, что «куст», скорее всего, могло происходить от финно-угорского «кууси» – ель.

Также по теме
На нашем сайте уже поднималась тема появления нерукотворных крестов на спилах или срубах отдельных частей деревьев. Анализируя распределение подобных случаев по странам СНГ и ближнего зарубежья, в нашей предыдущей статье мы также упомянули и о единственном известном на сегодняшний день подобном эпизоде в Беларуси. 9 июля 2015 года мы организовали разведвыезд с целью сбора всех обстоятельств этого происшествия.

28.10.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Зов пестрого крысолова
Аномальный фольклор 1
Зов пестрого крысолова
Легенда о пестром крысолове и детях из немецкого городка Гамельн вдохновляет поэтов и озадачивает историков. Они сходятся лишь в одном: история, которую жители Гамельна пронесли сквозь века, возникла не на пустом месте. В ее основу легли реальные события, которые со временем обросли домыслами, фантастическими подробностями и стали больше похожи на сказку, чем на быль.
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
Полтергейст 3
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
По сообщениям кандидата исторических наук Игоря Бурцева и кандидата биологических наук Андрея Строганова (Москва) в одном из районов Башкирии (Россия) в последние годы активизировался феномен «снежного человека». Во время своих экспедиций в Башкирию И. Бурцев и А. Строганов засняли на видео множество проявлений этого феномена.