Екатерина Агеенкова
Екатерина Агеенкова
доцент УО «Минский инновационный университет», канд. психологич. наук
E-mail: ageenkova@list.ru

Листая старые блокноты. Cамовозгорания в деревне Брановичи Слуцкого района в 1991 году

Мне кажется, что тайну фокального лица этого случая полтергейста я раскрыла только сейчас, по прошествии 30 лет

В Беларуси мне известны два случая полтергейстного самовозгорания, которые при этом освещались в прессе – на хуторе Хоромском (Столинский р-н) и в деревне Брановичи (Слуцкий р-н). В этих двух местах я была и проводила опрос свидетелей этого явления.

Также по теме
Случай огненного полтергейста, имевший место в 1987-1988 годах на хуторе около Хоромска в Столинском районе Брестской области, в свое время оказался весьма нашумевшим событием и нашел отражение в нескольких публикациях СМИ. Его расследованием занималась группа минских ученых, изучавших аномальные явления при лаборатории биоэлектроники. Составленный ими отчет сохранился до наших дней, и его адаптированный для публикации вариант мы предлагаем вашему вниманию.

На мой взгляд, чтобы понять какое-либо явление, тем более неординарное и загадочное, необходимо вначале определиться с понятийным аппаратом, т.е. терминами, которые будут использованы.

Причина возникновения загораний и пожаров – это не моя область исследования. Этими вопросами занимаются специалисты, которые проводят так называемую пожарно-техническую экспертизу. О том, как она осуществляется можно познакомиться на сайте Государственного комитета судебных экспертиз. В связи с этим хочу отметить, что журналисты в своих статьях, а также исследователи аномальных явлений в большинстве случаев не обращаются к специалистам по пожарам с целью получения объективных данных о причинах загораний. Их ведь могут вызывать и вполне естественные факторы.

Среди загораний имеют место так называемые самовозгорания, т.е. «загорание без внешнего источника зажигания, происходящее в результате самоинициируемых экзотермических процессов». Они происходят в результате «резкого увеличения скорости экзотермических процессов в веществе, приводящее к возникновению очага пожара». Хотя в большинстве случаев самовозгорания имеют вполне объяснимую с точки зрения химии причину, некоторые из этих явлений являются загадочными и до сих пор не имеющими рационального объяснения. Например, это относится к случаям самовозгорания человека.

Пирокинез не относится к научным понятиям. Считается, что этот термин был введен в оборот Стивеном Кингом и впервые использован в его повести «Воспламеняющая взглядом». Интернете распространено следующее его определение, представленное в Википедии: «Пирокинез (от др.-греч. πῦρ – огонь и κίνησις – движение, англ. pyrokinesis) – термин парапсихологии, обозначающий способность вызывать огонь или значительное повышение температуры на расстоянии силой мысли, а также возможность силой мысли управлять огнем. Человек, способный к пирокинезу, называется пирокинетиком».

В связи с тем, что причина загораний в деревне Брановичи, имевших место в 1991 г., не была определена (во всяком случае журналистами и лично мной), я в рабочем порядке буду называть их самовозгораниями.

Я посетила цыганскую семью Главацких, живущих в деревне Брановичи под Слуцком, в конце ноября 1991 г. К сожалению, я не нашла тот блокнот с записями, в которых фиксировала объективные данные по самой семье и последовательность происходивших ранее событий, поэтому в данной статье я частично буду ссылаться на журналистские расследования. Однако я хорошо помню то, что происходило в период моего посещения этого дома.

Накануне своего визита я созвонилась с журналистом из газеты «Звязда», освещавшим события в Брановичах, и он посоветовал мне обраться для начала в Слуцкий райисполком, где мне могли бы предоставить конкретные сведения по этой семье. Я так и сделала. В исполкоме мне дали информацию, ничем не отличавшуюся от той, которая была указана в опубликованных статьях. При этом мне предложили подвезти на исполкомовской машине в эту деревню, т.к. автобус туда ходил нечасто. При этом семья хорошо знала сопровождавшего меня чиновника, что облегчило установление контакта с ее членами. Но это обусловило и кратковременность моего посещения. При этом я работала достаточно оперативно и смогла составить общие представления об этой семье и некоторых ее членах, что позволило выдвинуть некоторые гипотезы.

1.jpg

Семья Головацких. Фото А. Басова, 1991 год.

Общая канва событий в деревне Брановичи такова. Явления самовозгорания в семье Главацких стали происходить в доме, который был построен на средства райисполкома и куда они въехали за два года до начала самовозгораний. Семья многодетная. Ее состав: мать семейства Раиса Владимировна, ее муж Николай Владимирович, десять их детей разного возраста (кто-то из них еще школьники, кто-то уже взрослые), несколько внуков, отец главы семейства восьмидесятилетний Владимир Иванович, супруги семейных детей (в доме проживало три семьи). На момент развития событий с самовозгораниями в доме проживали по разным подсчетам от 15 до 20 человек.

2.jpg

Дети Гловацких демонстрируют одеяло, поврежденное огнем. Фото А. Басова, 1991 год.

Возгорания привели к уничтожению многих вещей в доме и на прилегающей территории. Полностью сгорели стог сена, хлев и навес с дровами, заготовленными на зиму. В доме были испорчены огнем мебель, подушки и постельное белье, оконные занавески, обои, одежда, в том числе детская зимняя. В случаях крупных загораний вызывались пожарные для тушения огня. Мелкие самовозгорания и тления тушили самостоятельно. Кстати, журналисты отмечают, что у пожарных были подозрения в умышленных поджогах, однако члены семьи категорически это опровергали. Однако один из журналистов (Л. Лохманенко) отметил, что родители видят причину возгорания в необычных возможностях 14-летней дочери Марины. Она, мол, несколько раз видела в доме «черта с рогами», и каждый раз при таких встречах теряла сознание.

Я посетила эту семью в ноябре, было уже холодно и шел мелкий дождь. Когда я прибыла на место, в доме Главацких находилось немного людей – мать семейства Раиса Владимировна, маленькая девочка и старший член семьи – дедушка Владимир Иванович. За время моего присутствия в дом заглянул взрослый мужчина, который вскоре ушел, и мальчик школьного возраста, который быстро покушал и тоже ушел. Дом был плохо протоплен (какая была там система отопления, я не помню), поэтому все присутствующие были в теплой одежде. Дедушка, у которого было воспаление легких, лежал в дальней комнате, укрытый несколькими одеялами и поверх них еще одеждой. В доме было мало мебели. Многочисленная одежда была бессистемно развешена на гвоздях, вбитых в стены в двух (или трех) комнатах. Я видела два места в доме, достаточно обширных, где были следы от пожара. Но сам дом от пожаров поврежден не был.

3.jpg

Владимир Главацкий показывает последствия самовозгараний. Фото Е. Песецкого, 1991 год.

У хозяйки дома был весьма усталый вид, и, по-видимому, она не справлялась с домашними заботами. Этим я для себя объяснила запущенный вид помещений этого дома.

Сейчас о девочке. Вначале мне показалось, что ее возраст соответствует младшему школьному – где-то 7–10 лет. В ее телесной конституции было нечто странное, и я подумала, что у нее может быть синдром Шерешевского-Тернера. Мои предположения усилились, когда я узнала, что ей уже 15 лет. При этом мать не знала, появились у нее менструации или нет. По-видимому, это была та самая Марина, о которой писалось в журналистских расследованиях.

4.jpg

«Вот так выглядит наша комната», – сказала маленькая Люда. Фото Е. Песецкого, 1991 год.

Настаивать на этом диагнозе я не буду, я не врач. Я лишь видела следующие симптомы этого заболевания – низкий рост, короткие пальцы рук и короткая широкая шея. Такие дети отстают не только в физическом развитии, но у них поздно начинает развиваться половая система. Мать сказала, что она не ходит в школу, хотя при таком расстройстве не всегда имеет место умственное недоразвитие. Девочка бала странной, но не выглядела отсталой. Она была живой, постоянно присутствовала при моем разговоре с матерью и внимательно с любопытством меня рассматривала. У нее было приветливое улыбающееся лицо, живые глаза. Однако на контакт со мной она не шла, при попытке поговорить с ней она пряталась за спину матери или отбегала с сторону. При этом оставалась на виду, продолжая меня рассматривать. Ее поведение явно не соответствовало развитию 15-летнего подростка.

В какой-то момент мать попросила девочку показать мне обгоревшие вещи. Она отвела меня во двор, где они были просто свалены в кучу и уже основательно промокли под дождем – постельное белье, одежда. Рядом с кучей лежал незахороненный мертвый щенок, на которого девочка показала пальчиком и нервно похихикала. Похоже, в этой семье не умели надлежащим образом вести домашнее хозяйство.

5.jpg

Последствия самовозгорания на стене. Фото А. Басова, 1991 год.

Я рассмотрела несколько вещей из этой мокрой кучи. Я не специалист по поджогам, однако было заметно, что одежда начинала гореть снизу – с подола (напомню, она хранилась развешенной на гвоздях). Вывод напрашивался сам собой – ее поджигали, поднося огонь снизу.

Я опрашивала мать по своей обычной схеме. Меня интересовал вопрос, кто был дома, и кто где находился, когда начинался пожар. Ее ответы указывали на то, что поблизости всегда находилась эта девочка.

Я не могла долго находиться в этом месте, меня ждал в машине представить райисполкома. И я пошла ва-банк – решила поговорить с ребенком. Когда я дала ей это понять и попыталась подойти к ней, она стала убегать от меня и спряталась в дальнем углу за развешенной на гвоздях одеждой. Оттуда виднелись только ее ноги. Я подошла туда и, стараясь говорить как можно осторожно, сказала ей, что знаю, что пожары устроила она, и что больше этого делать не надо. Вдруг одежда раздвинулась, показалось ее испуганное личико с большими черными глазами. Она ничего не говорила, только молча слушала меня. Еще я сказала, что никому ничего не скажу, только так делать больше не надо. Я сказала ей лишь пару предложений и отошла, ведь ребенок выглядел испуганным. Тем более не стала морализировать, т.к. мне не были известны причины этих поступков.

Напоследок мы вместе с представителем исполкома обошли вокруг дома. Мне известны ряд особенностей строительства, которые использовались в старину для «порчи» дома. Они могли создаваться или специально с целью этой самой «порчи», или возникать ненарочито. Мне рассказал об этом один из старых строителей, специализирующийся на строительстве сельских деревянных домов. Он сказал, что в таких домах особо чувствительные люди могут «сходить с ума», им видится разная нечисть. Мы с чиновником слазили на чердак, осмотрели стены и фундамент. Были отдельные признаки «нездорового дома», но опять же у меня не было возможности провести полноценные исследования.

Также по теме
В этой публикации представлена тематическая подборка текстов о «шумных духах», рассказы о которых бытовали в пограничных областях Эстонии и России примерно с 1870-х гг. (самое раннее сообщение) до 1940-х гг. Все эти персонажи в рассматриваемых текстах обладают полтергейстными чертами и проявляют себя как «шумные» или «беспокойные» духи.

В Слуцке я снова смогла побывать в конце мая или в начале июня следующего года, была уже теплая погода. Я была там в короткой командировке и поэтому успела только созвониться и подойти в райисполком к тому самому чиновнику, с которым беседовала в первый свой приезд. Он сказал, что после моего посещения Главацких пожаров в их доме больше не было. Правда в недавнее время было легкое возгорание мотоцикла, который ремонтировал их старший сын. Однако огонь списали на искру зажигания – мотоцикл был старый.

Тайну этой девочки я раскрыла только сейчас, по прошествии 30 лет. Дальнейшего развития событий в этом доме я не знаю.

Однако я считаю, что перспективным в исследовании полтергейстных явлений является изучение домов, в которых они происходили. Может быть, они способны пробуждать «теневые» архетипы у людей с неустойчивой психической конституцией. В случае с семьей Главацких нужно обратить внимание на то, что до переезда в новый дом никакие странности в этой семье не наблюдались. Полагаю, что при анализе событий в Брановичах нужно обратить внимание на периодические потери сознания девочки, у нее могли быть какие-то расстройства. Судя по журналистским исследованиям (Л. Лохманенко) они возникали в моменты самовозгораний, и при этом она видела «черта с рогами». При этом непонятно, она теряла сознание после того, как ей виделся «черт», или он возникал в момент потери сознания. В любом случае эти видения могли быть связаны с измененным состоянием сознания, возникающим при его нарушении, например, при онейроиде. В одной из статей указано, что мать возила девочку в Минск на обследование к психиатру. Однако его результаты и диагноз, установленный врачом, не известны.

6.jpg

Послание «нечистой силы» на хлебе. Фото Е. Песецкого, 1991 год.

На основе анализа аномальных событий в Брановичах можно сделать следующий вывод – в их расследовании должны принимать участие специалисты из разных областей знаний. Однако мой опыт подсказывает, что их первопричиной часто является человеческий фактор.

Также по теме
Самопроизвольные возгорания предметов – довольно интересная тема в аномалистике. И если подобные явления происходят в массовом порядке в одном и том же месте, то здесь можно уже говорить об «огненном полтергейсте». На расследование одного из таких случаев, имевшего место в городе Добруше, и отправились гомельские исследователи аномальных явлений из группы «Парамир», попытавшихся провести чуть ли не криминалистический анализ необычных и довольно неоднозначных обстоятельств.

01.02.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.
Устами шамана глаголет... Дух?
Методология 1
Устами шамана глаголет... Дух?
В предлагаемой вниманию читателей статье речь пойдет об обычных полевых наблюдениях и лабораторных экспериментах на базе ИЭА РАН, ИВНД и НФ РАН, проводимых в рамках проекта «Шаманы и шаманизм: интердисциплинарное исследование личности и явления» (РГНФ). Автор решил остановиться на особенностях отдельных шаманских состояний, которые проявляются в ходе ритуальной практики у лиц, владеющих традиционными шаманскими техниками и разделяющих шаманское мировоззрение.