Атипичные погребения из Гужыцы (Польша)

Гужыца расположена в Слубицком повете Любуского воеводства у самой границы с Германией. Некогда город, а ныне - просто "деревня городского типа", но деревня с глубокими историческими корнями, уходящими во времена средневековья. В последние несколько лет ее прошлое стало объектом пристального внимания польских археологов, которые в минувшем году сделали здесь одно необычное открытие во время проведения раскопок на местном средневековом некрополе.

Этот населенный пункт известен по письменным источникам с XIII века, в это время он был собственностью любуского епископа. В 1267 года здесь была размещена резиденция любуского епископства, а с 1276 года статус резиденции стал официальным. Это привело к бурному развитию Гужицы. В 1317 году она получила городские права. Но период расцвета продлился недолго. В 1326 году в результате феодальных междоусобиц город был разгромлен, что повторялось еще неоднократно, особенно в 1352 году. Постепенно Гужыца утратила не только статус города, но и номинальный статус столицы любуской епископии. На месте разоренной резиденции возник марийный санктуариум, ставший, благодаря чудотворной иконе Божьей Матери, объектом для паломничества. Но в 1551 году этот культовый центр был также разграблен и разрушен. Статус города Гужыца повторно получила уже в XVIII веке, но после разрушений в ходе второй мировой войны оправиться вновь так и не смогла. Теперь это просто административный центр гмины со статусом деревни.

Археологические исследования в Гужыце проводились в 1979-1982 годах. Тогда были выявлены следы лужицкой культуры, римского периода, раннесредневекового и средневекового поселений, зафиксированы архитектонические реликты, связанные со средневековой резиденцией епископа, марийным санктуарием и фольварком XIX века. Также была исследована часть прикостельного кладбища (более 30 захоронений). Но, к сожалению, эти исследования были прерваны. В 2009-2010 годах во время спасательных раскопок при модернизации очистных сооружений была вскрыта новая часть этого некрополя - исследовано 72 погребения, предварительно датированных XII-XIII веками. В начале этого десятилетия археологические изыскания были продолжены. Предварительно в 2013 году было выполнено обследование территории неинвазивными методами (с использованием георадара, магнитометрической и электромагнитной съемки) на месте локализации епископской резиденции и средневекового кладбища для установления границ последнего. После этого и начались раскопки, финансируемые Любуским воеводским консерватором исторических памятников (WUOZ), гминной администрацией и Музеем Крепости Костшин.

Раскопки 2016 года велись с начала сентября до конца октября с целью определения границ некрополя и резиденции любуских епископов. Археологи заложили четыре раскопа и в одном из них вскрыли окраину кладбища с тремя нестандартными погребениями XIII - первой половины XIV века. По словам руководителя раскопок Кшиштофа Сохи, археолога из Музея Крепости Костшин, на протяжении последних лет в Гужыце было исследовано несколько десятков могил XIII и XIV веков. Но большинство из них было абсолютно типичными: мертвые были похоронены неглубоко, на спине, ориентированы по оси восток-запад, головой на запад, руки вытянуты вдоль тела либо сложены на груди. Атипичные погребения также были ориентированы по линии восток-запад, но на этом их сходство со стандартным похоронным ритуалом и заканчивалось.

Атипичное погребение 1 (женское)
Атипичное погребение 1 (женское)
 
Атипичное погребение 2 (пожилой мужчина)
Атипичное погребение 2 (пожилой мужчина)
 

Выявленные три захоронения были расположены на краю некрополя и находились глубоко под землей (одно из них находилось на глубине более двух метров). В двух случаях останки имели нарушенный анатомический порядок - кости были перемешаны, например, правая нога находилась на месте левой и наоборот. По мнению К. Сохи, это указывает на то, что спустя некоторое время после погребения покойники были эксгумированы и перезахоронены на окраине кладбища, именно тогда и был нарушен анатомический порядок. Также над ними был произведен и ряд других действий. Трупам отсекли головы и положили их лицом вниз, а в третьем захоронении голова покойника была обложена камнями. Были обнаружены и следы пробития тела острым предметом – в одном случае квадратное отверстие на кости крестца, в другом - округлое на позвонке грудного отдела позвоночника. Вполне возможно, что это следы от осиновых кольев.

Предполагаемые следы от кольев
Предполагаемые следы от кольев
 

Совокупность таких фактов говорит о том, что данные останки были подвергнуты "антивампирским" ритуалам. По словам К. Сохи, это вовсе не значит, что они принадлежали вампирам, эти люди всего лишь были приняты за таковых. В те времена не сложно было обрести после своей смерти нехорошую славу, для этого достаточно было иметь определенные отклонения от нормы: быть больным, дожить до почтенного возраста, иметь физические недостатки, психические заболевания. Таким же образом могли отнестись к самоубийцам и казненным. Если со смертью таких людей совпадали определенные чрезвычайные обстоятельства (погодные аномалии, болезни, засуха, последующая серия смертей и иные трагические события), то последние в народном сознании могли связываться с вредоносными действиями именно данных покойников, по отношению к которым и применяли меры по их обезвреживанию.

Обнаруженные останки были направлены на антропологическое исследование. У двоих умерших были выявлены выразительные следы дегенерации костей. Обследование женского скелета показало, что при жизни эта женщина имела горб и вынуждена была ходить, наполовину согнувшись. У ее останков череп был отделен и обращен лицевой частью вниз, а также, вероятно, намеренно повреждены колени. У второго тела, принадлежавшего мужчине пожилого возраста, были обнаружены проблемы с позвоночником (скорее всего, он также был горбатым) и деформация челюсти. С его головой поступили также, в его крестце имелось упомянутое выше отверстие квадратного сечения, нанесенное острым орудием.

Физические недостатки этих людей, имевших явно выраженные отклонения от нормы, запросто могли послужить причиной того, что их посчитали опасными после смерти. На их фоне скелет из третьего захоронения выглядел абсолютно нормальным. Он не имел ярко выраженных дефектов, его анатомическая целостность не была особо нарушена (только в отношении фаланг пальцев рук и ног). Череп находился между большими камнями, и в позвонке имелось пробитое округлое отверстие.

Атипичное погребение 3 (с камнями)
Атипичное погребение 3 (с камнями)
 

К слову сказать, находки атипичных погребений на средневековом некрополе Гужыцы происходили и ранее - в 2009 году во время спасательных раскопок. В одном случае покойник был погребен без головы, а во втором в рот умершего был помещен камень.

Сейчас невозможно уже установить, какие конкретно события заставили жителей средневековой Гужицы так поступить с этими покойниками. Можно наверняка лишь констатировать, что их посчитали опасными и с их телами обошлись так, как было принято поступать с заподозренными в вампиризме мертвецами вплоть до XIX века включительно. Интересно то, что это произошло на кладбище епархиального центра. По мнению К. Сохи, принятие христианства вовсе не привело к полному искоренению языческих верований, даже наоборот, можно говорить об определенном ренессансе в те времена веры в вампиров и стриг.

Снимки позаимствованы из открытого доступа в сети Интернет.


Ссылки:

Виктор Гайдучик 31.03.2017
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Летающая коробка» и ее пассажиры
Аномальный фольклор 3
«Летающая коробка» и ее пассажиры
Когда фольклористы делают в своих поездках записи о встречах с НЛО – это уже представляет несомненный интерес, а если же о так называемых «контактах третьего рода», то перед нами оказывается настоящий бриллиант. Сегодня мы поговорим как раз об одном из таких примеров, зафиксированных исследователями в одной из экспедиций, прошедших в 2023 году.
Отзыв на книгу: «Записки некрополиста, сакральные символы смерти»
Дискуссионное 1
Отзыв на книгу: «Записки некрополиста, сакральные символы смерти»
Книги, которые я оцениваю положительно, делятся на три категории. К первой относятся те, в которых есть знания и информация, мне ранее неизвестные. Ко второй – стимулирующие думать и развиваться. К третьей – дающие ответы на актуальные вопросы. Книга, которой посвящен этот небольшой отзыв, относится к третьей категории. Тему, раскрытую в книге «Записки некрополиста», я бы назвал смежной по отношению к исследованиям сакральных мест.