Моаи вновь заставили "ходить"

Остров Пасхи, или, как его называют местные жители, Рапа-Нуи, известен многими своими загадками, над которыми историки и археологи бьются до сих пор. Однако наиболее известен остров своими исполинскими каменными статуями моаи, высекавшимися в давние времена сотнями у вулкана Рано-Рараку. Основной вопрос, заботящий современных исследователей, - каким образом местная культура, находившаяся в своем развитии на уровне каменного века, умудрялась транспортировать моаи весом до 74 тонн.

Недавно в специализированном журнале "Journal of Archaeological Science" была опубликована статья за авторством Терри Ханта, археолога из Гавайского университета, и Карла Липо, антрополога из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич. Эти ученые уже продолжительное время занимались историей острова Пасха и предложили альтернативную по отношению к бытовавшей до сих пор версию происходивших на острове событий, приведших к экологической катастрофе. В последней своей статье Хант и Липо озвучили подробности своего эксперимента по перемещению моаи в вертикальном положении и привели доводы в подтверждение этой версии.

В рамках экспериментальной археологии на практике проверялось не одно предположение по транспортировке из каменоломен и установке каменных истуканов острова Пасхи сообразно возможностям населения того времени. Самый банальный и трудоемкий - волоком по земле - был опробован в 1956 году на 12-тонной статуе Туром Хейердалом при помощи 180 местных жителей (подробности описаны в его книге "Аку-Аку"). Использование деревянных салазок более бы упростило эту задачу. Но было одно "Но". Предания говорили, что моаи "ходили" сами.

Впервые целью разрешить противоречие между фольклором и практикой задался чешский инженер Павел Павел, который первый свой эксперимент провел в 1982 году в своем родном городе Страконице с 12-тонным макетом моаи, выполненной из бетона. Его опыт показал, что подобную статую можно перемещать в вертикальном положении с помощью кантования. На голове статую крепились канаты для раскачивания и страховки, к основанию были привязаны канаты для поступательного перемещения - то есть "шагами". И для этого понадобилось всего 17 человек. В 1987 году Павел Павел повторил свой опыт уже с настоящей моаи на острове Пасхи во время очередной экспедиции Тура Хейердала. Статую средних размеров (высотой 4 метра и весом 10 тонн) заставили пройти 6 метров для киносъемочной группы.

Павел Павел и его эксперимент 1987 года
Павел Павел и его эксперимент 1987 года
 

25 лет спустя Терри Хант и Карл Липо вновь подняли тему "шагающих" моаи. На первый взгляд, они всего лишь повторили прежний опыт чешского инженера. Но, если разобраться в тонкостях, существенного его модифицировали, предложив еще менее трудоемкий вариант. Для своего эксперимента ими была использована бетонная копия весом 4,5 тонны. С помощью только двух канатов для раскачивания и одного страховочного, привязанных за голову статую, за час работы 18 человек заставили ее пройти сто метров. По мнению американских ученых, особенности формы статуй с острова Пасхи и расположения их центра тяжести весьма способствуют такому способу передвижения.

Терри Хант и Карл Липо
Терри Хант и Карл Липо
 
Шагающий моаи
Шагающий моаи
 

Хотя и здесь не обошлось без критики со стороны их коллег, тем не менее, Хант и Липо, равно как и их предшественник Павел Павел, показали, что к в преданиях может содержаться рациональное зерно, пусть даже, на первый взгляд, они и кажутся фантастическими.


Ссылки:

Виктор Гайдучик 29.10.2012
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Интервью 1
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Изучение сверхъестественных феноменов в белорусской столице в конце 70-х – начале 80-х годов XX века долгое время оставалось практически неизвестным массовому читателю. Однако на изломе периода застоя в Минске уже зарождались уникальные исследования, приближающие нас к пониманию того, что традиционная наука называет паранормальными явлениями.
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.