Телепортация в викторианском Лондоне

Мгновенный перенос людей или вещей до сих пор остается недостижимой мечтой для ученых. Однако то, что не дается науке, было обыденным для британских спиритов в XIX веке. Старый и новый взгляд на чудеса спиритизма в XIX веке

Цветы на столе

Знаменитый зоолог Альфред Рассел Уоллес, друг и соратник Дарвина, в 1866 году увлекся спиритизмом. Ему не пришлось долго искать хорошего медиума. Сестра ученого Фанни Симс сказала, что у нее живет странная приятельница. Вещи в присутствии Агнес Николь начинают двигаться, раздаются странные стуки.

Также по теме
История, которая произошла в городе Уотсека, стала первым надежно доказанным случаем временной реинкарнации. Покойная Мэри Рофф вернулась с того света, занимая в течение нескольких месяцев тело своей сверстницы.

Уоллес провел несколько спиритических сеансов с Агнес и добился впечатляющих результатов. Больше всего участников потрясла способность невидимых сил приносить на стол предметы. Ученый так описал один из сеансов:

14 декабря моя сестра, госпожа Симс, получила сообщение, исходившее будто бы от ее умершего брата Уильяма: «Войдите сегодня вечером в темную комнату, и я покажу, что я с вами». Вечером она пришла вместе с мисс Николь и рассказала про сообщение. По прибытии четырех друзей мы уселись за столик, но вместо стуков, как раньше, комната со столом сильно затряслись.

Видя, что других проявлений не происходит, я упомянул о полученном сообщении. Мы перешли в соседнюю комнату и, затворив двери и окна, сели вокруг стола, с которого предварительно убрали книги, держа друг друга за руки. Скоро начались стуки...

Мы стали сидеть спокойно и через несколько минут некоторые неясно увидели, что на столе что-то появилось. Медиум видел руку, другие что-то похожее на цветы. Предмет сделался отчетливее. Кто-то положил на стол руку и сказал: «Здесь действительно цветы». Когда зажгли свет, все были потрясены, как громом, увидев, что стол наполовину покрыт цветами и листьями папоротника. Все они были свежие, холодные и влажные от росы, как если бы в ту самую минуту их принесли с ночного воздуха».

Уоллес и его друзья насчитали 37 цветов. Достать их в те годы посреди зимы было непросто, хотя теплицы уже существовали.

Полеты ближнего радиуса

В ряде случаев мисс Агнес сама становилась предметом, перемещаемым «духами». 14 июня 1867 года участники сеанса в доме барона Гильденштуббе увидели, что посреди стола стоит... кресло с Николь, находящейся в трансе.

Медиум была дамой полной и к тому времени весила почти сто килограмм. Никто из сидящих вокруг стола, держась за руки, не почувствовал ни малейшего движения. Хотя сеанс проводился в полной темноте, Агнес вряд ли могла обмануть спиритов и незаметно забраться на стол вместе с креслом.

10 декабря 1867 года 29-летняя Агнес вышла замуж за 77-летнего Самуила Геппи – старого и очень богатого любителя спиритизма. Они провели некоторое время в Европе и вернулись в Англию через три года. Миссис Геппи, став богатой женщиной и родив сына, не прекратила давать сеансы.

Один из сеансов миссис Геппи. В ее руках – цветы, якобы принесенные духами. На заднем плане «дух», больше похожий на расправленную ткань.
Один из сеансов миссис Геппи. В ее руках – цветы, якобы принесенные духами. На заднем плане «дух», больше похожий на расправленную ткань.
 

Вернувшись в Лондон, Агнес принялась учить тайнам спиритизма двух медиумов – Франка Эрне и Чарльза Уильямса. В начале 1871 года они стали давать платные сеансы в доме № 61 по Лэмбс Кондуит Стрит. При свете были слышны стуки, столик поднимался и наклонялся. Когда свет гасили, люди слышали голоса «духов», ощущали прикосновения и видели некие огоньки. Музыкальные инструменты летали по воздуху, а мебель сама собой двигалась по комнате.

19 мая 1871 года Франк Эрне загадочным образом появился в доме у миссис Геппи. Он утверждал, что шел по улице и вдруг плохо себя почувствовал. Очнулся он уже внутри особняка.

Миссис Геппи сказала, что шла навстречу супругу, идущему вниз по лестнице. Они разговаривали друг с другом, но пока находились вне зоны видимости. Вдруг она увидела, что с потолка медленно спускается нечто похожее на большой черный мешок, и закричала от страха. Поспешив на помощь, Самуил застал поднимающегося с пола Эрне.

Особняк был надежно заперт изнутри. Никто из участников событий не сомневался в паранормальности случившегося, хотя скептики намекали, что Агнес сама пустила в дом любовника и потом разыграла сцену для мужа.

То, что произошло вечером 3 июня 1871 года, заставило всех скептиков замолчать. Среди очевидцев оказались бизнесмен из Манчестера Генри Моррис и редактор журнала «Спиритуалист» Уильям Гаррисон.

Три мили в секунду

«Я участвовал в сеансе на дому у Эрне и Уильямса, – написал потрясенный Моррис в лондонскую газету «Echo». – Общество состояло из трех дам и семи или восьми мужчин, включая медиумов. Некоторые, в том числе и я, никогда на сеансах не бывали. Комната, в которую мы вошли, находилась на первом этаже. Единственной мебелью в ней были стол со стоящим на нем музыкальным ящиком, несколько стульев и шкаф, который мы видели открытым. Плотно завешенное окно не пропускало света.

Также по теме
В английском городе Бедфорд хранится запечатанный ящик. Его в последний раз открывали в 1814 году – более двухсот лет назад. Внутри лежат пророчества знаменитой ясновидящей Джоанны Сауткотт. Она завещала открыть ящик в дни, когда Англии будет грозить опасность. Его содержимое должно спасти страну и весь мир.

После того, как мы уселись вокруг стола, все двери закрыли и заперли на ключ. Их нельзя было незаметно открыть – мы тут же обратили бы внимание на свет, проникающий из соседней комнаты.

Сеанс начался с того, что один из медиумов прочел молитву, причем ее повторили присутствующие. Завели музыкальный ящик. Почти сразу мы увидели огоньки, похожие на свет, испускаемый светлячками. Они плавали по всей комнате. Ящик поднялся в воздух и продолжал играть, проносясь над головами и направляясь сперва к одному углу потолка, потом к другому.

Затем мы услышали голоса, как нам сказали, духов Джона Кинга и его дочери Кэти Кинг. Голос Джона очень низкий, голос Кэти больше походил на совершенно отчетливый шепот. Представьте себе бабочку, летающую по комнате летним вечером, ударяющуюся о потолок, а минуту спустя порхающую около головы, одаренную способностью говорить с вами шепотом, и вы составите хорошее представление о ее проделках. Когда ее спросили, принесет ли она что-нибудь, мы услышали: «Да, да».

Один посетитель в шутку заметил: «Хотел бы, чтобы она принесла миссис Геппи». На это другой ответил: «Боже милостивый, надеюсь, что нет – это одна из самых толстых женщин в Лондоне». Голос Кэти тотчас же сказал: «Принесу, принесу, принесу». Грубый голос Джона закричал: «Ты не сможешь сделать этого, Кэти», а она, как бы подсмеиваясь, повторяла: «Принесу, принесу». Мы смеялись и шутили над нелепостью такой мысли, как вдруг раздался голос Джона: «Сидите спокойно».

Кто-то воскликнул: «Боже, меня что-то задело по голове». Одновременно раздались тяжелый удар по столу и один или два крика. Немедленно зажгли спичку. Оказалось, что посреди стола стоит миссис Геппи. Все мы по-прежнему сидели вокруг него, теснясь друг к другу.

«Ну, Кэти, ты молодец», – закричал голос Джона. Двери оставались запертыми. Все внимание, впрочем, привлекала миссис Геппи. Она, казалось, была в трансе и совершенно неподвижна. Мы испугались, что потрясение станет для нее вредным, но тут послышался голос Джона: «Она скоро совсем поправится».

Одной рукой Геппи прикрывала глаза и держала перо, а в другой ее руке, висевшей вдоль бока, находилась счетная книга. Очнувшись, она стала плакать и сказала, что только что сидела дома, сводя счета за неделю. В одной комнате с ней находилась мисс Ниленд и читала газету. Чернила на пере были влажные; последнее слово, которое она написала или скорее начала писать, не дописав, размазалось и едва высохло.

С момента шуточного замечания, что нужно принести миссис Геппи, до появления ее на столе не прошло и трех минут».

В точке отправления

Моррис по-джентльменски скрыл важную деталь – Агнес появилась на столе босой, в одной ночной рубашке. Появление замужней женщины в таком виде перед незнакомыми мужчинами грозило скандалом.

Карикатура на телепортацию миссис Геппи.
Карикатура на телепортацию миссис Геппи.
 

Особняк Геппи в Хайбери-Парке находился в трех милях от дома Эрне и Уильямса. Джентльмены, одев даму поприличнее, отвезли ее домой. Мисс Ниленд рассказала, что за час или два до их визита сидела с Агнес в одной комнате и разговаривала с хозяйкой. Она отвлеклась на газету и вдруг увидела, что Геппи нет в комнате. Ниленд уверяла, что Агнес не могла просто выйти: дверь находилась за ее спиной.

Исчезновение Агнес не вызвало тревоги. Самуил Геппи, узнав о пропаже, уселся за спиритический столик и спросил: «Духи, ваших рук дело?» Столик ответил одним стуком, что означало «Да». Получив стуком заверения, что с ней ничего не случится, муж с чистой совестью вернулся ужинать.

Уильям Гаррисон составил протокол событий того дня и напечатал в журнале. Под ним подписались участники сеанса, указав фамилии и адреса. Среди них оказались люди с ученой степенью и богачи, рисковавшие своей репутацией.

Также по теме
Немецкого доктора Юстина Кернера в наше время помнят только как исследователя, впервые выделившего ботулинический токсин из испорченных продуктов и испытавшего его действие на себе. Его работы, посвященные «ночной стороне природы» – духам, призракам, одержимости, ясновидению, сомнамбулизму и прочим тайнам мироздания оказались прочно забытыми.

Чтобы подделать случившееся естественным путем, должны были сговориться как минимум восемь человек. Агнес могла незаметно залезть на стол лишь сверху через люк в потолке с помощью тросов, для чего надо было нанять еще пару сильных мужчин. В такой сложный заговор поверить труднее, чем в телепортацию.

Когда слухи о случившемся дошли до королевы Виктории, Самуила Геппи вызвали во дворец. Престарелый супруг честью поклялся, что не лжет, и предложил посадить жену в любую камеру, предоставив духам вынести ее из темницы. Королева не стала ловить его на слове и отпустила с миром.

Скандал, который все же разразился в лондонской прессе, погубил репутацию всех трех медиумов. Геппи после смерти Самуила вышла замуж за другого спирита и добавила его фамилию к своей, став Агнес Элизабет Геппи-Волькман. Она ушла из жизни в декабре 1917 года, унеся в могилу тайну телепортации.

 

Необходимое послесловие

Статья была написана в 2016 году. За прошедшее с тех пор время мне удалось найти критическую биографию миссис Геппи, написанную историком Молли Уиттингтон-Иган. В ней подробно описываются мошеннические проделки Агнес Николь, позволившие ей войти в высшее общество на волне популярности спиритизма, и ее бесчестная жизнь, сравнимая по накалу страстей разве что с нашей Сонькой Золотой Ручкой.

Книга Молли Уиттингтон-Иган «Миссис Геппи отправляется в полет» (2015).
Книга Молли Уиттингтон-Иган «Миссис Геппи отправляется в полет» (2015).
 

Легендарная телепортация тоже получила объяснение в ее книге без всяких духов или неизвестных сил природы.

Миссис Геппи готовилась к самому грандиозному подвигу в своей карьере... Ей понадобилась помощь Эрне и Уильямса, и они подготовили сцену для трюка в доме № 61 по Лэмбс Кондуит Стрит. Его назначили на субботний вечер 3 июня 1871 г. Подготовку провели в двух местах, и именно поэтому мисс Ниленд, которая обычно сопровождала свою госпожу, осталась дома, чтобы обеспечить ей алиби. Синхронизация времени здесь была очень важна.
Шел темный сеанс с участием восьми человек, одной женщины и семи мужчин. Были ли они предупреждены о том, что следует ожидать чего-то необычного, так и не было выяснено, как и неизвестно, были ли они специально приглашены, но некоторые из его участников были на спиритическом сеансе впервые в жизни, заплатив за привилегию посидеть в абсолютной тьме, наблюдая за полетами светящихся звездочек и слушая парящую в воздухе музыкальную шкатулку, исполняющую сакральную музыку.
Они поднялись на первый этаж, над которым были еще два этажа, в гостиную из двух комнат, отделенных большими двойными дверями, и были проведены в меньшую заднюю комнатку (3,7 на 3,2 м), которая обычно оставалась затемненной для сеансов в любое время. Затем двери были заперты, и единственное окно полностью занавешено. Комнатка была пустой и тесной из-за размеров овального стола со стульями, на которых сидело десять человек практически плечом к плечу. Небольшой шкаф был показан им открытым с разными предметами на полках, которые могли быть реквизитом сеанса или просто поставлены для отвлечения внимания. По-видимому, шкаф стоял не просто так, иначе не было бы смысла держать его в такой комнатке.
Это и было должным образом подготовленное рабочее место Эрне и Уильямса. Тайный доступ в него был важнее всего. Известно, что даже самые опытные самозваные исследователи могли пропустить тайный проход, замаскированный под вынимающейся деревянной обшивкой, в дверных панелях, за шкафом и так далее. Здесь, возможно, было достаточно небольшой ловкости с ключами, дверьми и светом. Занимавший почти всю комнатку овальный стол оставил мало места для сидящих. Эрне и Уильямс стратегически заняли его противоположные концы. Двери находились позади одного из них...
Как только в комнатке была создана нужная атмосфера с помощью молитвы «Отче наш», в ней раздались голоса «Джона Кинга» и «Кэти Кинг». «Кэти» спросили, не принесет ли она что-нибудь. «Да, да», – был ответ. Затем человек, который в то время считался одним из посетителей, но, очевидно, был одним из медиумов, сказал «в шутку»: «Хотел бы, чтобы она принесла миссис Геппи». На это другой голос ответил: «Боже милостивый, надеюсь, что нет – это одна из самых толстых женщин в Лондоне». Кэти воскликнула: «Принесу, принесу». Грубый голос Джона закричал: «Ты не можешь сделать этого, Кэти». К тому времени все уже смеялись: идея была нелепой... Кто-то воскликнул: «Боже, меня что-то задело по голове», и одновременно раздался тяжелый удар по столу. Мистер Эдвардс из Килберна протянул руку и сказал: «Здесь чье-то платье». Зажгли восковую спичку, и действительно, миссис Элизабет Геппи стояла посредине стола, а все участники сеанса сидели на своих местах...
Естественно, двери оказались запертыми и было замечено, что одну из них (какую?) нельзя было открыть каким-либо образом во время сеанса, так как спинка стула, на котором сидел один из сидящих, упиралась в нее. Они отметили, что во время «удара» Эрне говорил, в то время как его держали за обе руки. Его голос должен был отвлечь от любого нежелательного дополнительного шума, вызванного появлением миссис Геппи в комнате. «Удар» был сделан явно преднамеренно.
Г-н Мейсон написал в «Echo», газету, напечатавшую его статью без насмешек: «Возможность того, что ее прятали в комнате, так же абсурдна, как и мысль о том, что она действовала в сговоре с прессой». Что касается первого мнения, это действительно так, но, очевидно, подготовив свой костюм снаружи, она вошла обычным, земным способом. Хватило бы фальшивых замков на дверях, или Эрне и Уильямс могли иметь сообщника, действующего снаружи. Умение – и это было немалое умение – заключалось в том, чтобы бесшумно войти в кромешную тьму, которая была и ее врагом, и другом, залезть на стол и принять позу, как модель скульптора! Место было не подходящим для большого прыжка, и один из медиумов, вероятно, Уильямс, освободил стул для ее последнего восхождения. Неудивительно, что Элизабет вся дрожала от «нервов» и физических усилий, хотя она и лазила по столам с тех пор, как удивляла Альфреда Рассела Уоллеса...
Убежденные, что тут творится история, и гордясь тщательностью расследования, группа спиритов направила четырех участников в Хайбери, чтобы взять показания у всех жильцов дома Геппи. Миссис Геппи, которая явно предвидела этот шаг, «решительно одобрила это предложение», и группа из четырех человек вместе с ней уселись в пару кэбов, которые по их просьбе ехали вплотную друг к другу. Это была пантомима, пародия на приключения Шерлока Холмса.
Дверь депутации, разумеется, открыла мисс Ниленд. Она ждала с нетерпением, и ей нужно было правильно рассказать им историю. Все собрались в задней гостиной и стали расспрашивать ее. Она смело говорила, что была внизу с газетой, пока Геппи вела счета. Они сидели по обе стороны от камина, и дверь была закрыта. Они разговаривали, и когда она оторвалась от газеты, миссис Геппи уже не было. Под потолком стояла какая-то дымка. Она обыскала комнаты нижнего этажа и пошла к мистеру Геппи, который играл в бильярд с мистером Хадсоном, фотографом, который жил по соседству и помогал Геппи с любительскими фотографиями. Хадсон был не обычным фотографом, а сомнительной личностью, нуждавшейся в деньгах. Он также был очень красивым человеком.
Самуил Геппи не выказал никакого беспокойства по поводу исчезновения жены, так сказать, в клубах дыма, и, отстраняясь от происшедшего, произнес одну из шуток, которые все чаще становились его реакцией на странные происшествия. «Несомненно, – ответил он, – духи унесли ее, но они обязательно о ней позаботятся». Можно лишь догадываться, подучили его или же эти беспечные слова означали неверие в случившееся. Они могли быть и ноткой сарказма. Не беспокоясь ни о чем, мистер Геппи и Ниленд сели ужинать, и вскоре одинокий муж ушел в свою постель. Их пассивная реакция не имеет рационального объяснения.

Объяснение, данное Молли, гораздо более логично, чем восторженные рассказы про телепортацию в книгах Нандора Фодора, Скотта Рого и других парапсихологов, положенные в основу давней статьи. Даже самые критически настроенные исследователи непознанного могут стать жертвами мошеннических проделок, особенно если сами не были свидетелями и вынуждены полагаться на материалы прессы, заинтересованной в сенсациях, а их авторитет отбивает у последователей желание самим разобраться в случившемся. Преклонение перед авторитетами не должно мешать нам искать истину.


Михаил Герштейн 27.03.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Внутренний Мир человека и коллективный разум
Дискуссионное 13
Внутренний Мир человека и коллективный разум
Логичный вопрос, который возникает при знакомстве с ДРИ: куда исчезают или перемещаются альтернативные личности в перерывах между контролем больного? Ответ на этот вопрос есть – его дают сами альтеры в многочисленных интервью, которые охотно раздают во время контроля над телом. Они погружаются (перемещаются) в некие Внутренние Миры (Headspace), в которых они живут постоянно, и которые покидают только на время контроля больного.
Виленский полтергейст 1924 года
Полтергейст 1
Виленский полтергейст 1924 года
Эти события произошли в исторически сложный для Литовской республики период начала 1920-х годов. Пресса пестрела заголовками о политической ситуации как внутри страны, так и за рубежом, бандитских нападениях, ликвидации бандформирований, борьбе с диверсантами и т. п. В апреле 1924 года к ним добавился еще и случай полтергейста.