Маркеры возрастающей религиозности: явление святых и икон в воде

Религиозные психозы и различные формы суеверий получают распространение, как правило, во времена тяжелых потрясений и в кризисные моменты истории. Наиболее популярными в относительно недавнем прошлом были слухи о скором конце света, появление «пророков», открытие «святых колодцев», различные мистические видения, распространение «писем с неба» («писем счастья») и записок «про семь вдов», отмечались даже факты зачатия от Святого Духа и др. [14]. С нашей точки зрения, они служат своеобразными маркерами возрастающей в какой-то местности религиозности, появляются перед и сопровождают на первых этапах волны обновлений икон и других чудес. На территории Беларуси, Украины и на северо-западе России кроме традиционных россказней о конце света и скором пришествии антихриста порой встречались и вовсе экзотические сюжеты: «о закопанном до половины человеке в земле» [8], «о падении с неба чугунного гроба» [20] или «о появлении черного гроба, висящего в воздухе» [15], «о коммунисте, сидящем в печке» [20], «о падении огромного метеорита (планиды)» [30] и мн. др. Часто все вышеперечисленные слухи как бы предваряют массовое появление самых разнообразных чудес в этих регионах (обновлений, мироточений или отпотеваний икон, появлений святых, исцелений от болезней и др.) и крайние формы суеверий (раскапывание могил самоубийц, «охоту на ведьм» и др.).

Одним из наиболее распространенных явлений такого рода в XIX – первой половине XX века было открытие «святых» колодцев или источников, в водах которых многочисленные паломники наблюдали видения с образами икон и ликов святых, а также иные картины, чаще всего на религиозные или исторические темы. Зачастую, как в Российской Империи, так и в СССР, такие «провидцы» попросту высмеивались. А произошедшие в наше время некоторые случаи довольно широко тиражируются на страницах тематических газет.

Автор ранее уже касался темы массовых галлюцинаций в местечке Незвище Гродненской губернии при раскопках Сидоровой горы [4]. Не менее интересна и подоплека волны чудес, происходивших в Белорусской ССР во второй половине 1940-х годов, которые начались с подобных видений в реке. Такие образы-видения возникали в родниках, криницах, колодцах, на стеклах, облаках и даже в ведре с водой. Чаще всего подобные события отмечались в годы, кризисные для страны в целом, либо для отдельных причастных к этим «чудесам» лиц. Новоявленные «визионеры» легко убеждали в своих видениях окружающих.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны в стране царил голод и разруха. Мало кто тогда обратил внимание на то, что в небольшом местечке Бакшты в Гродненской области началось необычное паломничество к берегу реки. Из отчета Епархиального ревизора (священника Бычковского) позже стало известно, что поводом стало «присутствие в воде иконы Божией Матери в одном месте при впадении реки Береза1 в Нёман (около м. Бакшт2). Религиозно-настроенный народ массами уходил к тому месту и молился, а затем постепенно успокоился и паломничество прекратилось». Позже специальная комиссия, расследовавшая факты чудес в 1949 году, назвала эти события «предвестником» волны обновлений икон, которые произошли здесь несколькими годами позже [9, 17]. Был сделан вывод о том, что в «в этой местности население вообще отличается повышенной религиозной настроенностью и экзальтированностью, и, таким образом, имеется благоприятная почва для возникновения разного рода явлений религиозного характера» [9].

О другой истории нам известно из книги И. Алекссева и В. Шишакова «Кулацкие окопы». Она произошла приблизительно в конце 20-х или начале 1930-х годов в Хотимском районе бывш. Калининского округа3. В этот раз некий неназванный служитель культа «приумножил свои доходы, объявив святым ручеек, в воде которого таинственным образом появилась икона «богоматери». Икона, действительно, появлялась, аккуратно приносимая по ночам самим «батюшкой». Неизвестно, как долго продолжался бы этот обман, если бы комсомольцы не проследили ночных путешествий бати» [1]. Естественно за язвительными разоблачениями советских авторов чаще всего стояли вполне реальные события.

Карикатура из книги «Чудеса и мощи» (сост. Е. Перовский) [28]. Переиздана на белорусском языке в 1930 году под названием «Цуды i мошчы», но уже без иллюстраций [22].
Карикатура из книги «Чудеса и мощи» (сост. Е. Перовский) [28]. Переиздана на белорусском языке в 1930 году под названием «Цуды i мошчы», но уже без иллюстраций [22].
 

Еще один такой случай в Беларуси произошел в 1954 году в д. Лешна Молодечненского района рядом с колодцем, считавшимся чудотворным. Рассказывает Ирена Синько: «Было это в 1954 году. Вместе с другими детьми я играла у источника. Помня слова мамы, которая наказывала всегда попить этой воды и омыть в ней руки и ноги, чтобы не болели, мы наклонились над колодцем и увидели на дне икону Богоматери Ченстоховской. Золотой. Я стала сразу читать патерики (мамочка так учила), а одна девочка говорит: «Смотрите, кто-то икону положил в колодец», и прутиком пыталась ее сдвинуть. Икона исчезла» [11]. Довольно интересное письмо приводит в своем дневнике священник Константин Пархоменко. Со слов одной женщины, Светланы Алексеевны Игнатьевой, чудесное явление произошло в 1930-х годах в Локнянском районе Псковской области неподалеку от д. Польшино. Шестеро крестьян отправились делать бревенчатый настил через ручей, который протекал неподалеку от деревни. Во время работы они вдруг увидели, что вода в ручье стала закручиваться водоворотом. В центре водоворота что-то ярко заблестело. И они увидели на поверхности воды икону Божией Матери. То, что произошло дальше, трудно объяснить и понять, но один из мужчин взял лопату и сказал: «Сейчас я попробую её достать». Но как только он это сделал, икона исчезла [10].

О том, что именно видят в таком святом месте можно узнать из записей священника Ильи (Илии) Пинуса. Произошло это в 1930 году в Пюхтицком монастыре5 (Эстония) практически одновременно с распространением в Белорусской СССР очередной волны чудес, приходящейся здесь на 1930–1936 годы. Илья Пинус вспоминает, что члены его семьи, прибыв в монастырь 8 июля из Риги, стали свидетелями отражения в источнике Богородицы. Тринадцатилетний мальчик, прибежавший туда раньше других, увидел в воде изображение Божьей Матери. Подошедшие остальные члены семьи также ее увидели. «Видение было столь явственным, что семейство решило, что так и должно быть, и на дне находится мозаичная икона Божией Матери». Приглядевшись, они заметили, что изображение как бы сквозное, прозрачное, и через него видно дно водоема. Когда вернулись к источнику с другими людьми, то оказалось, что изображение стало ослабевать, а на следующий день исчезло, «хотя все, видевшие его раньше, замечали и теперь легкие контуры, походившие на Тихвинскую икону Божией Матери». Интересно, что в том же году в хлебной монастыря обновилась икона [12, 21].

Однако тема различных видений в воде гораздо старше. Например, один такой случай описан М. Федоровским в 1902 году и произошел возле криницы в д. Лашевичи Волковысского уезда6 Гродненской губернии: «Сюда один раз пришла девушка утром воду черпать и упустила ведро с крюка, так она ловит-ловит коворотнем7, аж ударил ее в глаза блеск из колодца, она глянула, а это икона: Матка Боска с Паном Иисусом!» [34]. Получил известность и другой случай с видениями в XIX веке. По данным Н. С. Струполевой, в станице Стародеревянковской Ставропольской губернии в 1859 году открылся родник, который вскоре был признан чудодейственным. Начались паломничества из окрестных станиц, исцеления от лихорадки, головной боли, «заплывания глаз гноем». Большинство верующих приходили в надежде «увидеть знамения» и получали их в изобилии. Евгения Мащкова «в воскресенье утром до восхода солнца в туманное время» смотрела в источник «и по некотором недолгом времени повидела с полуночной стороны семь рядов небольших огней». Федор Ярин «увидел изображение иконы у восточной стороны сруба, изображение оной казалось очень темною краскою; с полуночной же стороны увидел Евангелию, в золотой оправе развернутую». Эти и многие другие люди, по примеру прочих, смотрели в колодец и видели всевозможные видения: иконы, кресты, хоругви, Евангелие, горящие свечи, лампады, «что-то блестящее, разливающееся по всей воде», и даже «лежащего младенца, вроде Плащаницы». Как отмечает исследовательница, очевидно, что это не что иное, как массовый самообман, духовная болезнь, называемая прелестью. Так, Варвара Клименкова описывает, что «По разнесшемуся народному слуху, пошли на моление к источнику. Достигши его до восхода солнца, помолившись, попили воды. Я не заметила в себе никаких особенных перемен, а все бывшие здесь рассказывали разного рода явления в источнике, что побудило меня три раза подходить к нему и смотреть, в котором как будто воображалась мне хоругва красная, православная в воде Плащаница, но ясно ничего не видела» [27].

Автору встретилось много упоминаний об открытии таких колодцев в 20-е и 30-е годы и практически всегда они идут бок о бок с фактами о других чудесах. Перед началом массового обновления икон в Тамбовской губернии, первоначально в отчетах стали появляться сообщения о возникновении новых «святых мест», колодцев или источников. В апреле 1920 года в с. Ростоши Борисоглебовского уезда был открыт «Святой колодезь»: «В этом колодце якобы являются видения удостоившимся праведникам. Стали стекаться со всех сторон тысячи богомольцев из других уездов и даже губерний» [25 (Т1)]. А в селе Шапкино Тамбовского уезда ранней весной 1924 году один крестьянин увидел, как «земля опустилась» и из этого места пробивается родник. Это место облагородили и поставили сруб. Разнеслась весть. Вот как писала уездная газета про святой колодец: «К последнему стекается масса богомолок, смотрят они в колодезь и в бутылки с водой и клянутся, что видят в них то «Егория на коне», то свечи зажженные, то церковь, аль икону Богоматери. Случается же, если кто ничего в колодце не увидит, ему внушают, что он значит не богоугоден и потому ничего ему в колодце не появляется». И даже пошел слух, будто один из шапкинских коммунистов, посмотрев в колодезь, увидел в нем множество змей, прыгающих прямо на него, сначала обезумел от ужаса, а потом побежал домой, надел чистое белье и крест и заявил гражданам, что едет в центр хлопотать о постройке на этом месте часовни [5]. В отчете Борисоглебского АПО за май – декабрь 1926 года уже говорилось: «тех худ, которые наблюдались в 1922/23 г. и в 1923/24 гг., как обновление икон, открытие святых колодцев (Шацкий, Ростошанский) в нынешнем году не было». Зато уже в июне такие «худа» все же появились. В с. Павловка Сосновской волости Тамбовской губернии в июле 1926 года местный житель, набирая воду в известном с давних пор колодце, услышал голос, повелевавший ему пойти к священнику и просить его отслужить молебен на источнике. После этого к источнику потянулись паломники. Вначале местный волисполком относился к этому спокойно, но после того, как священники сел Михайловка, Павловка и Шульгино в августе 1926 года провели крестный ход к колодцу, в котором приняло участие до 1000 человек, губернские власти прибегли к «административным мерам»: «колодец был закрыт, часовня разобрана, сруб сломан, икона передана верующим» [2]. В 1956 году на Украине началась новая волна обновлений икон, которая вышла за ее пределы в 1958–1959 годах. Когда она достигла Тамбовщины то, как пишет В. В. Борисов, «летом 1959 года недалеко от села Горелого Тамбовской области у источника, объявленного церковниками святым, появилось «чудо». «Очевидцы» рассказывали, что с наступлением ночи высоко в кроне деревьев, окружавших родник, появлялись «лики святых», а рядом с ними горели огоньки» [3].

В докладной записке Ф. Э. Дзержинского в Политбюро ЦК РКП(б) о перспективах крестьянского движения в связи с ожидающимся неурожаем, составленной в 1924 году8 отмечалось, что «в Костромской губ. имело место массовое паломничество к колодцу, вырытому «святым Пахомием». Сюда стекались громадные толпы поклонников, ввиду пущенных слухов о чудесном «исцелении» калек и других. Такой же «чудесный колодец» открыт в Тамбовской губ. В Царицынском у. громадные толпы народа привлек слух «объявления» Бога к крестьянскому мальчику. К месту явления стекалась 1 июня толпа в 3 тыс. богомольцев, которая была местными коммунистами разогнана, что вызвало сильное возбуждение богомольцев. Сильная волна религиозных настроений отмечается и на Украине» [25 (Т2)].

В Сводке материалов информотдела ОГПУ о состоянии неурожайных губерний на 12 августа 1924 года также отмечалось: «В связи с неурожаем отмечается усиление религиозных настроений. В Наровчатовском у. появилась «чудотворная икона», к которой стекаются массы крестьян» [25 (Т2)]. Это произошло в с. Зачинщикове (Затинщикове) Наровчатского уезда Пензенской губернии, где «в роднике появилась светящаяся икона, которая местными попами была объявлена чудотворной» [23, 33].

В обзоре политического состояния СССР за июнь 1925 года подготовленном информационным отделом ОГПУ, указывалось, что «в ряде губерний наблюдается эпидемия «чудес». В Самарской губ. обновилось 50 икон, в Вятке появилась «чудесно исцеляющая рукавица», в Орловской губ. – «колодезь, в котором видны Иисус, Божья Матерь, иконы и т. п.». [24]. А в таком же обзоре, но уже за июль 1925 года, сообщается, что «в ряде районов наблюдается рост религиозных чудес с чисто политической окраской. В Алтайской губ. появился «святой ключ» на могиле расстрелянных самосудом в 1921–1922 гг. белобандитов, к которому распространено паломничество, достигающее 200 человек в день. В Ставрополе ожило паломничество к криничкам, где «святые» женщины видят головы Николая II, Николая-чудотворца и др. На Украине в Бердичевском и Коростеньском округах появились «святые колодцы». Отмечаются также обновления крестов, куполов и икон» [24].

Только в одном 1931 году по Средне-Волжскому краю было, как написано в документах, «сфабриковано 24 случая «чудес вокруг колодцев» и более 100 случаев обновления икон» [6]. В Россошанском, Ольховатском, Сине-Липяговском9, Воронцовском и Бутурлиновском районах Воронежской области в феврале и марте 1944 года также имело место обновление икон, крестов и появление «святых колодцев» [16]. Сообщается и о других таких случаях в РСФСР, например, в женском монастыре близ села Николо-Берозовки10 (Башкирская республика) в конце 20-х – начале 30-х годов «в яркие солнечные дни в воде [колодца] явственно было видно изображение «божьей матери», как ее рисуют на иконах». Народ посещал этот колодец для того, чтобы излечиться от различных болезней [1].

В целом же о различных видениях упоминается довольно часто. Например, В. А. Шишаков пишет, что кроме ликов (лиц) святых в воде колодца, люди замечают еще и «кресты и иконы в небе» [31]. Но на самом деле в качестве источника видений могут подойти любые полупрозрачные или прозрачные поверхности: стекла окон [13], налитая в какую-либо посуду вода [18], облака [32] и т. п.

В то время когда на Полесье в 1927–1928 годах зарождалась новая волна чудес (третья по счету в XX веке по нашей классификации), в январе 1927 году в д. Пиняны Хоревского прихода Пружанского повета в доме Феодора Кузьмича Кобринца на окне возник шестиконечный крест. Появился он на внутренней стороне рамы, отделенной еще одной рамой – зимней [13]. В начале 30-х годов в с. Никольском Сталинского округа на Украине «в церковном окне стала появляться Варвара «великомученица», по другой версии – Николай Угодник или даже буква «К» (Колхоз?) [32]. В начале или середине 20-х годов в одной подмосковной деревне по вечерам на стекле стал возникать образ Богоматери, причем в тот самый момент, когда пастух прогонял мимо дома стадо и звонил колокольчиком. Со слов С. А. Сошинского, члены специальной экспертной комиссии действительно зафиксировали это явление, причем, чем ближе подходил пастух, чем громче звенел колокольчик – тем яснее был образ. Выяснилось, что стекло было из барской усадьбы, где закрывало икону, а когда дом шел под конфискацию, хозяин избы решил позаимствовать ценную вещь себе. Однако, не сильно углубляясь в объяснение, члены комиссии забрали с собой стекло и уничтожили его [26].

В наших экспедициях мы также фиксировали такие случаи. Например, во время экспедиции №30 за 2016 год стало известно, что примерно в 60-е годы XX века, «при Хрущеве»11, в пос. Кобыльники12 Мядельского р-на произошло следующее. «У бальнiцы там з’явiлася Матка Боская. Тамака абразы аднаўлялiся, былi старыя, чорныя, аднавiлiся. Але гэта выдумлялi. Самадумныя. [А что за больница?] Бальнiца. Ну ў Кабыльнiку бальнiца. Ляжалi людзi ў бальнiцы. Ну i выдумлялi тамака, што… з’явiлася Матка Боска на акне. Гэта ж непраўда было [Что значит на окне? На стекле] А ну вот такое, во, ў акно завецца, во. У вокны. Казалi, што на вакне неяк там паявiлася» [АЛЕ]. Аналогичные истории получают распространение и в наши дни. Например, в 1995 году на окне палаты №22 в хирургическом корпусе Центральной районной больницы г. Сморгонь (Гродненская область) больные и обслуживающий персонал в канун Рождественского поста (с 20 на 21 декабря) увидели на окне «необычайную восьмерку, которая была обведена морозным узором». Через некоторое время на стекле, как на экране телевизора, появился образ Иисуса Христа и какая-то книга, вероятно, Евангелие. В ночь с 24 на 25 декабря все повторилось: «Иногда на месте изображения Спасителя появлялся образ Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках, а на втором окне больные видели изображение небольшой часовенки. Оба явления продолжались всю ночь и исчезали лишь с восходом солнца. Только восьмерки оставались видными еще долгое время». А утром прохожие наблюдали якобы два «огненных столпа» [7].

Интересны в этом плане также современные записи фольклористов, сделанные на украинском Полесье. Так, Е. В. Какорина записала от Арсеко (Арсёновой) Надежды из с. Чудель Сарненского р-на Ровенской области: «Брала воду пить, так ў вэдри побачыла очыма [того, кто] умер. Вдаўся» [18]. Аналогичные истории можно услышать и от тех, кто гадал, используя для этих целей зеркало.

Религиозные чудеса, приуроченные к водным источникам в первой половине XX века. 1. с. Ростоши, Тамбовская губерния; 2. г. Шацк, Рязанская губерния; 3. Бердичевский округ; 4. Коростеньский округ; 5. с. Шапкино, Тамбовская губерния; 6. с. Зачинщиково (Затин
Религиозные чудеса, приуроченные к водным источникам в первой половине XX века. 1. с. Ростоши, Тамбовская губерния; 2. г. Шацк, Рязанская губерния; 3. Бердичевский округ; 4. Коростеньский округ; 5. с. Шапкино, Тамбовская губерния; 6. с. Зачинщиково (Затинщиково) Пензенская губерния; 7. Орловская губерния; 8. Ставропольская губерния; 9. с. Павловка Тамбовская губерния; 10. Хотимский район; 11. с. Николо-Берозовки, Башкирская АССР; 12. Рязанский округ; 13. д. Польшино, Псковский округ; 14. Воронежская область; 15. м. Бакшты Гродненская обл.; 16. д. Лешна Минская обл.; 17. Воронежская обл.; 18. Воронежская обл.; 19. Воронежская обл.; 20. Воронежская обл.; 21. Воронежская обл.; 22. с. Горелое, Тамбовская обл. * Примечание: если не был известен конкретный населенный пункт, а только район, то на карте указан центр района.
 

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что образы или видения часто возникают на преломляющих свет поверхностях, в морозных узорах на окне, облаках, т. е. на некой символической границе, отделяющей мир горний от мира дольного. Такое место может быть как символическим сакральным центром определенной местности (родник, колодец, криница, река), так и некой узколокальной территории (больницы, дома, церкви). Визионерами чаще других становятся наиболее восприимчивые категории населения: молодые девушки и юноши, престарелые вдовы и т. д. Часто наблюдатели либо уже заранее подготовлены другими людьми, либо находятся в святом месте с определенным настроем «на чудо». В последнее время даже появился термин: «чудомания»13. Сами же такие явления могут наблюдаться во время определенных кризисных явлений, ухудшения социально-экономической обстановки в стране, либо если человек переживает индивидуальный кризис. То есть, с нашей точки зрения появление/открытие колодцев, святых источников, ключей и т. п. является одним из своеобразных маркеров возрастающей религиозности. По ходу протекания «волны чудес» они трансформируются в иные формы и уже почти не отмечаются. Сходные причины, названные Дж. Хоураном и Р. Лэнгом «контекстными факторами» или «контекстной медитацией», приводят к тому, что культурные верования, ожидания и психофизиологическое состояние наблюдателя становятся причиной наблюдений призраков [35]. В то же время наши предположения требуют проверки на гораздо большем фактическом материале, в связи с чем актуальным представляется накопление и анализ дополнительных статистических данных по этой теме.

Информанты

Аблам Леонарда Егоровна [АЛЕ], 1929 г.р., д. Тюкши Мядельского р-на, опросил И. Бутов в 2016 году. Экспедиция №30 за 2016 год.

Примечания

1. Одно из распространенных названий р. Западная Березина.

2. Правильно Бакшты (совр. Ивьевский район, Гродненская область).

3. У авторов неверно указано Могилевского округа [1].

4. Пюхтицкий монастырь – православный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии).

5. Сейчас Свислочского района Гродненской области.

6. Здесь имеется в виду шест, к которому прикрепляется ведро у колодца (по-белорусски – вочап).

7. Обычно духовную прелесть делят на три типа – мнение, мечтание и «мнимое отсутствие страстей». С нашей точки зрения, описываемые случаи больше относится к мечтанию, когда человеку могут приходить «ложные душевные переживания», и как следствие, у человека могут быть зрительные, слуховые, обонятельные галлюцинации [19].

8. Согласно примечанию, написана не ранее 1 июня 1924 года.

9. У автора неверно указано «Сине-Сипяговсоком».

10. Сейчас указана как Николо-Березовка.

11. По информации жителя д. Тюкши Мядельского р-на Навумчыка, 1965 г.р., попросившего не указывать свои настоящие ФИО. Опросил И. Бутов в 2016 году.

12. До 1964 года д. Нарочь Мядельского района носила название Кобыльники.

13. «Чудомания» – «чрезмерный ажиотаж, некоторая оцерковленная или даже псевдоцерковная активность, центром которой зачастую служат события малодостоверные или сомнительные с точки зрения их благодатности» [29].

Литература

1. Алексеев, И. Кулацкие окопы // И. Алекссев, В. Шишаков. – М.: Из-во «Безбожник», 1930. – 55 с.

2. Алленов, А. Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917–1927 гг.: на материалах Тамбовской губернии: дис. ... канд. ист. наук / А. Н. Алленов. – Тамбов, 2004. – С. 132–133.

3. Борисов, В. В. Чудеса без «чудес» / В. В. Борисов. – Ленинград: Ленинградская типография №4 Главполиграфпрома, 1965. – 40 с.

4. Бутов, И. С. Архивные материалы о массовых галлюцинациях в Незвище в 1872 году / И. С. Бутов // Непознанное. Традиции и современность. сборник трудов // под общ. ред. С. Э. Ермакова; сост. Д. А. Гаврилов, С. Э. Ермаков. – М.: Социально-политическая мысль, НИО «Северный ветер», Ассоциация «Экология Непознанного», 2011. – С. 17–21.

5. Витютин, С. Н. Святой колодец: история и реальность / С. Н. Витютин // Сайт села Шапкино [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shapkino.ru/375-1/6238-283. – Дата доступа: 08.09.2017.

6. Власова, О. Е. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся (1928–1937 гг.): дис. ... канд. ист. наук / О. Е. Власова. – Москва, 1984. – С. 47–48.

7. Гришан, Л. В. Все началось с чуда / Л. Гришан // Новогрудские епархиальные ведомости. – 2003. – №7 (44). – С. 8–9.

8. Дмитрук, Н. Про чудеса на Українi року 1923-го / Н. Дмитрук // Етнографічний вісник. – Київ: друкарня Українскої Академiї Наук, 1925. – Кн. 1. – С. 50–61.

9. ЗГАБ. Ф. 477. Оп. 1. Д. 10. Л. 1–2.

10. Из дневника священника Константин Пархоменко // Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika-svyashhennika/7. – Дата доступа: 27.05.17.

11. Калевіч, Г. Святая крыніца / Г. Калевiч // Ave Maria. – 2006. – № 9 (137). – С. 25–26.

12. Корнилий (митрополит). Святой источник. Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю 100 лет / митрополит Корнилий // Вышгород. – 2001. – №6. – С. 48–49.

13. Костюк, В. (иеродьякон). Явления Божией благодати в Полесской епархии (20–30-е годы) XX века. Доклад, прочитанный на VIII Международных Рождественских чтениях, 28 января 2000 года (Москва) / В. Костюк // Глас Тихий. Божии знамения нашего времени. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. – М., 2000. – Вып. 1. – С. 64–77.

14. Лаврик, Г. В. Правове регулювання свободи совісті, віросповідання і діяльності релігійних організацій у радянській Україні (1919-1929 рр.): дис... доктора юрид. наук / Г. В. Лаврик. – Київ: Нац. ун-т внутр. справ, 2008. – С. 265–266.

15. Мельник, О. Криворіжжя: більшовизм проти православ'я (1920–1930) / О. Мельник. – Кривий Ріг: Видавничий дім, 2005. – С. 103–110.

16. Мордвинов, С. В. Русская православная церковь на Нижней Волге и Дону в 1941–1953 гг.: возрождение социокультурных традиций: дис. ... канд. ист. наук / С. В. Мордвинов. – Волгоград: Волгогр. гос. мед. ун-т, 2014. – С. 127.

17. НАРБ. Ф. 4. Оп. 62. Д. 68. Л. 486–488.

18. Народная демонология Полесья: публикация текстов в записях 80–90-х гг. XX века / cост. Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. – Т. 2. Демонологизация умерших людей. – 800 с.

19. Новоселов М. А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантизме / М. А. Новоселов. – М.: Лепта, 2004. – 384 с.

20. Обвинительное заключение // Глас Тихий. Божии знамения нашего времени. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. – М., 2000. – Вып. 1. – С. 337–402.

21. Прибалтийские русские: история в памятниках культуры / под общ. ред. А. В. Гапоненко. – Рига: Институт европейских исследований, 2010. – 736 с.

22. Пяроўскi. Цуды i мошчы / Пяроўскi. – Менск: Беларускае дзяржаўнае выдавецтва, 1930. – 56 с.

23. Садырова, М. Ю. Религия и церковь в повседневной жизни русского крестьянства в конце XIX – первой трети ХХ вв. (по материалам Пензенской и Саратовской губерний): дис. ... канд. ист. наук / М. Ю. Садырова. – Пенза, 2010. – С. 214–215.

24. «Совершенно Секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 3: 1925 год. – Москва, 2002. – С. 420.

25. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы / Сост. Л. Борисова и др. Под ред. А. Береловича, В. Данилова и др. – М.: РОССПЭН, 2000. – Т. 1: 1918–1922. – С. 305; – Т. 2: 1923–1929. – С. 205, 232.

26. Сошинский, С. А. Чудо обновления / С. А. Сошинский // Новый мир. – 1992. – № 6. – С. 234–236.

27. Струполева, Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX–начале XX вв.: социальные функции и духовная жизнь: дис. ... канд. ист. наук / Н. С. Струполева. – Ставрополь, 2007. – С. 160–161.

28. Чудеса и мощи / сост. Е. Перовский. Л. – М.: Гос. изд-во, 1930. – 64 с.

29. Чудеса истинные и ложные / Сост. А. В. Московский. – М.: Даниловский благовестник, 2012. – С. 33–34.

30. Шафир, Я. Газета и деревня / Я. Шафир. – Москва – Ленинград: Красная новь, 1924. – 144 с.

31. Шишаков, В. А. Поговорим о религии / В. А. Шишаков. – М.: Изд-во социально-экон. лит-ры, 1960. – С. 73.

32. Шишаков, В. Религия и колхозное строительство / В. Шишаков. – Москва: ОГИЗ «Московский рабочий», 1931. – 80 с.

33. Ярославский, Ем. На анти-религиозном фронте. Сборник статей, докладов, лекций, циркуляров за пять лет 1919–1924 / Ем. Ярославский. – М.: Красная новь, 1924. – С. 127–133.

34. Federowski, M. Lud bialoruski na Rusi Litewskiej. Materiały do etnografii słowiańskiej zgromadzone w latach 1877–1893. – Kraków, 1902. – T.II. – Cz.1. – S. 319–320.

35. Houran, J. Diary of events in a thoroughly unhaunted house / J. Houran R. Lange // Percept Mot Skills. 1996. Oct;83(2): 499–502.

Автор выражает благодарность Людмиле Дучиц, Виктору Гайдучику и Роману Солженицыну за помощь в работе над этим материалом.


Илья Бутов 01.06.2017
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
Проекты 1
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
В самом начале сентября, День знаний стал для нас очередным поводом порадоваться – в минском издательстве «Регистр» вышла из печати новая книга из цикла «Таинственная Беларусь». Представляет она из себя сборник докладов, прозвучавших 22 января 2017 года на одноименной конференции «Уфокома» в г. Минске.
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 71
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
23 августа 2017 года в Москве прошла очередная "Необъяснимая встреча", организованная энтузиастами-исследователями загадочного из московской группы "НОЗП". Это, уже третье по счету тематическое мероприятие, которое проходит в уютном гостином зале Белый Лофт, расположенном в парке Сокольники.