Явление одержимости при полтергейсте

«Все зло, которое делает человек –
меньше зла, терзающего его»
Ежи Кавалерович, «Мать Иоанна от ангелов»

Введение

Общая тенденция в понимании феномена полтергейста значительно менялась с развитием человеческого общества. В Средние Века и Новое Время данный феномен безоговорочно понимался в религиозном ключе: проявление сил зла, проделки демонов, бесов. В XIX–XX веках, с развитием эзотерики и оккультизма в их более конструктивном виде, вспышки полтергейста уже толковались в рамках «анимистической» интерпретации, как проявление, активность неких нематериальных разумных существ: духов, «элементалов», сказочных «сущностей», но уже не исчадий зла. В последние же годы, с привнесением рационалистического зерна в изучение феномена «шумного духа», явление стали отождествлять в значительно более материалистическом ключе. Совокупность современных гипотез в разной степени материалистичности допускает воздействие психики человека (от полноценного участия до отрицания этого факта) на состояние физических тел и ход физических процессов при протекании полтергейста, но уже без влияния некого чуждого нечеловеческого разума.

Таким образом, в каждую эпоху трактовка природы полтергейста имела и имеет некие границы, накладываемые той или иной гносеологической установкой конкретного времени. С одной стороны, привнесение критического мышления в изучение полтергейста позволило существенно продвинуться в толковании тех или иных физических или психофизических процессов, а также дало возможность отсеять 90 % случаев в область обычных, естественных и даже житейских явлений. С другой же стороны, заострённая «бритва Оккамы» иной раз отсекала слишком много: от игнорирования ряда значимых факторов, эпизодов до полного отрицания самого феномена, как проявление аномального. Так, с развитием триггерной концепции «возвратного спонтанного психокинеза»1 [1, 2] и ряда других «узких» гипотез2 были «отсечены» все возможные анимистические и демонологические интерпретации этого феномена, исключив тем самым допущение о вмешательстве некоего нечеловеческого разума в полтергейстный процесс. Несмотря на это, ряд серьёзных исследователей последнего времени, таких как Д. Скотт Рого [3], Х. Бендер [4], Н.С. Новгородов [5] и других, полагают, что выявленные к настоящему времени формы и стиль проявления полтергейстов, их особенности свидетельствуют о том, что игнорирование мифологических трактовок феномена снижает шансы на объяснение природы «шумного духа».

Одним из важных транскультурных паттернов3 феномена полтергейста является проявление признаков транса одержимости у пострадавших от «шумного духа», прежде всего у фокальных лиц. Об этом своеобразном маркере полтергейстной активности отмечается во многих работах исследователей этого явления [3, 5–10]. Американский исследователь Д. Скотт Рого, описывая явление одержимости бесами [3] как отдельный религиозный феномен, указывает на целый ряд специфических проявлений, таких как левитация, слышание голосов, психокинез и других, которые также имеют место и в полтергейстном процессе. Дж. Б. Райн, директор лаборатории парапсихологии Университета Дюка, который занимался изучением самого известного случая полтергейста в Коттедж-Сити, сопровождавшегося одержимостью «дьявольскими духами», полагал, что проявления одержимости у тринадцатилетнего мальчика были лишь частью протекания вспышки полтергейста. Позже этот случай был положен в основу знаменитого классического фильма об одержимости «Изгоняющий дьявола» Уильяма Питера Блетти.

Таким образом, исследования и практические изучения вспышек «шумного духа» указывают на то, что между явлениями одержимости и полтергейста есть значительно более тесная связь, чем представлялось раннее. Более того, оба феномена могут относиться к одному классу явлений, на что указывают схожие характерные проявления, которые автор попытается раскрыть далее. В данной работе предлагается не анализ этих взаимосвязей, а попытка объяснить в рамках научного взгляда обозначенные феномены.

Понимание феномена одержимости: религиозные и научные представления

В самом общем религиозном понимании, одержимость – это некое особое состояние, когда человек подчинён одному или нескольким сверхъестественным существам: духам, демонам, бесам, дьяволу и т. д. Предполагается, что последние зачастую враждебны по отношению к человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Несмотря на то, что в большей степени этот феномен представлен в христианстве, одержимость духами имеет транскультурную основу и берет свое начало еще в глубокой древности [11]. При этом не во всех культурах «вселение духа» являлось чем-то отрицательным, в примитивных племенах способность «впускать духов» давала человеку шанс стать племенным шаманом. Кроме того, состояние одержимости можно встретить во многих сферах «мистических переживаний», таких как ченнелинг, или экстатические танцы культа вуду.

Согласно религиозным представлениям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. В Библии упоминается, по крайней мере, о двух типах состояния «бесноватости»: непосредственно об одержимости (Матф. 11:18, Марка 3:30, Луки 4:33, Иоанна 8:7) и оккультной обременённости (в Деяниях 5:16 и у Луки 6:18) [12]. В «Лексиконе Теологии и Костела» [11] приводится схожая дифференциация: «Различают два уровня: Umsessenheit (circumsessio), так называемое овладение демоном телом человека извне, и одержимость (obsessio), так называемое внедрение демона в тело человека, что, однако, нельзя понимать как статическое слияние».

В христианстве выделяют определённые различия в проявлениях собственно одержимости (внедрения) и оккультной обремененности (интернализации) [13, 14]. При одержимости «злой дух» овладевает всем человеком, его разумом и эмоциями, полностью блокирует волю, управляет телом человека (рис. 1). Создаётся впечатление, что в человеке живёт вторая личность (или несколько личностей). При этом человек, как правило, не осознает свое состояние. При оккультной обремененности сверхъестественная сущность может завладеть только «частью» личности человека, воля последнего блокируется не полностью. В этом случае считается, что «злые духи» находятся не внутри, а как бы окружают человека. Важным моментом является то, что человек способен осознавать свое состояние и желать освободиться от зависимости.

Рис. 1. «Демоническая атака», рисунок А. Делахуе и Э. Лекроснир.
Рис. 1. «Демоническая атака», рисунок А. Делахуе и Э. Лекроснир.
 

Одним из основных признаков демонического влияния в христианстве служит отступление от Веры (1 Тим. 4:1), к чему могут относиться следующие действия: занятия оккультизмом, сознательное утаивание тяжкого греха, частое сквернословие, богохульство и пр. Считается, что в большей степени демоническому влиянию подвержены либо глубоко верующие люди (почти святые), стремящиеся к духовной жизни (Еф. 6:12, 1 Тим. 4:1–3), либо же, наоборот, неверующие, которые всячески отрекаются от всего духовного, стремясь лишь к материальным благам (Еф.2:2). С точки зрения христианства, «бес» завладевает человеком с целью нарушить связь одержимого с Богом и подтолкнуть его к дурным поступкам; совратить человека к неверию; заставить человека произносить лживые речи; осквернить ему душу. Кроме того, подмечено, что «порой демоническое влияние выражается в стремлении к аскетической жизни и в строгом соблюдении формализма в религии (Тим.4:1–3), порой оно выражается в духовном вырождении, ведущем ко всякой нечистоте в жизни (2 Пет.2:10–12)» [5].

Понимание же феномена одержимости в современной науке связано с чисто клиническим подходом. Одно из первых научных исследований этого феномена было проведено французскими психиатрами Ж. Шарко и П. Жане [15]. Учёные полагали, что во всех известных случаях беснования в истории имели место душевные расстройства, при этом обряды экзорцизма действовали аналогично внушениям в гипнозе (рис. 2). В отечественной психиатрии явления одержимости бесами были подробно изучены Н.В. Краинским в его труде «Порча, кликуши, бесноватые». При этом он первым отметил многофакторность возникновения расстройства [16]. В частности, Н.В. Краинский полагал, что чаще всего бесноватыми или кликушами4 становятся женщины, занятые тяжелым крестьянским трудом и имеющие те или иные физические заболевания. Кроме того, практически у всех обследуемых исследователь находил истерические черты, отрицая при этом факт бреда и галлюцинаций у кликуш.

Рис. 2. «Первый этап демонической одержимости: одержимость с последующей бесчувственностью» (рисунок из книги французского невропатолога Дезире Маглуар Борневиля «Луиза Латео или бельгийские стигматы», 1835 год, Париж [17]).
Рис. 2. «Первый этап демонической одержимости: одержимость с последующей бесчувственностью» (рисунок из книги французского невропатолога Дезире Маглуар Борневиля «Луиза Латео или бельгийские стигматы», 1835 год, Париж [17]).
 

В 1992 г. эксперты Всемирной организации здравоохранения ввели новую диагностическую категорию – «транс и одержимость» (possession trance) [18]. В настоящее время в мировой медицинской практике применяются две системы классификации психических нарушений – ICD-10 (МКБ-10) и DSM-IV. В обеих этих классификациях одержимость рассматривается как разновидность диссоциативного (конверсионного) расстройства. При этом под диссоциативными расстройствами личности понимаются «психические расстройства, характеризующиеся изменениями или нарушениями ряда психических функций – сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности» [19]. Так, согласно МКБ-10, в подгруппе таких расстройств выделена отдельная категория «F44.3. Транс и одержимость», которая «характеризуется временным сужением сознания, узкой и избирательной концентрацией на стимулах окружающей среды, состояниями овладения, когда больной убежден, что в него вселился дух, сила, божество или другая личность». Помимо общих симптомов для всех диссоциативных расстройств F44, предполагается, что у больного должен проявляться либо транс, т. е. временное изменение состояния сознания, либо же непосредственно одержимость. Схожая постановка отмечена и в классификации DSM-IV, где данное нарушение получило код 300.5.

Отличительной особенностью «possesion trance» является то, что данные нарушения не могут появляться одновременно с шизофренией или родственными нарушениями (F20-F29) либо эмоциональными нарушениями (F30-F39). Правда, согласно исследованиям С. Пфайфера, обследовавшего более 300 больных, вера в демоническое влияние наблюдалась у 56% больных шизофренией, у 29% пациентов с аффективными расстройствами настроения, у 48% больных с тревожными расстройствами, у 37% пациентов с нарушениями личности и у 23% больных с поведенческими синдромами [20].

Помимо диссоциативного варианта, психиатры выделяют и другие клинические картины одержимости [14]. Прежде всего, это параноидно-ипохондрический вариант, когда «бесноватые» убеждены, что их неблагополучное состояние является результатом некой порчи инициируемой нечистой силой, находящейся внутри организма [21]. Кроме того, в психопатологии бред одержимости тесно связан с проявлением синдрома психического автоматизма Кандинского–Клерамбо. В этом случае больные убеждены, что возникающие в их голове мысли являются происками сатаны, а внутренние голоса призывают совершать греховные действия. Не исключается также и депрессивно-бредовый вариант, основными чертами которого могут быть тревожные и грустные настроения у больного, задержка волевых посылов с религиозными мыслями о греховности и недостойном поведении [22].

Ряд исследователей одержимости расширяет комплекс симптомов, проявляемых в период беснования. Так, С. Балдуси предлагает три общие группы: психиатрическая симптоматика; парапсихологическая симптоматика (знание недоступных вещей, разговор на других языках, чрезмерная сила) и аверсия относительно sacrum («боязнь святого»). Последняя категория подразумевает некую боязнь, отвращение у одержимых к святым персонам и освящённым вещам: Бог, Богородица, святые, люди духовного сана, иконы реликвии и пр. Про «патологию sacrum» также писал и Н.В. Краинский, отмечая, что у кликуш «на фоне углубляющейся замкнутости, скрытности, раздражительности возникает навязчивая боязнь святостей: нетерпимость к святым предметам, иконам, ладану и т. п.» [16].

Помимо этого в своём труде русский психиатр приводит другое интересное наблюдение: «кликуша безошибочно отличала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская... Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды» [16]. Отмеченный факт не только соотносится с боязнью святого, но и с другим отмеченным выше симптомом – знанием недоступных вещей. Отмечается, что подобная реакция на святую воду, при условии сокрытия факта её освещённости, может использоваться в качестве диагностики заболевания [23]. Известно, что данный подход довольно часто применяется православными священниками, когда стоит задача отделить непосредственно одержимость от других психических нарушений.

«Патология sacrum» наблюдалась и у известной немецкой одержимой Аннелизы Михель (рис. 3) (позже он будет рассмотрен подробнее). При посещении монастыря Сан Домиано (Северная Италия), знаменитого своими явлениями Богородицы, Аннелиза, уже будучи бесноватой, проявляла неадекватное отношение к христианским атрибутам, в частности она «постоянно отворачивала взгляд от образа Христа и призналась, что не может вообще смотреть на медальоны и иконки святых. Девушка категорически отказалась пить воду из святого источника, утверждая, что она обожжет ей горло» [24].

Рис. 3. Немецкая одержимая Аннелиза Мишель и её мать  (фото во время очередного приступа).
Рис. 3. Немецкая одержимая Аннелиза Мишель и её мать (фото во время очередного приступа).
 

Учитывая, что феномен одержимости имеет транскультурную основу, «неприязнь к святому» может быть характерна именно для христианской культуры. Об этой особенности пишет профессор Фелицитас Гудман, американский антрополог культуры и религиовед, автор известной книги «Экзорцизмы Аннелизы Михель». Она отмечает, что ключевым моментом здесь является культурное воспитание в рамках конкретного социального окружения, когда с малых лет человек усваивает культурные элементы своего общества, в том числе и определенные архетипы и символы, закрепляющиеся на подсознательном уровне. Отмеченные моменты были также учтены авторами МКБ-10, где установлено, что при идентификации факта одержимости необходимо проводить анализ сопутствующего ей культурного контекста.

Полтергейст и одержимость

В разное время многими исследователями полтергейста отмечалось, что явление одержимости тесно связано с феноменом «шумного духа». Более того, проявляемая одержимость (как правило, у фокального лица) является лишь составной частью полтергейстного процесса. Либо же наоборот, одержимость протекает с явными симптомами полтергейста. Американский исследователь Д. Скотт Рого один из первых указал на сходный набор аномальных проявлений, имеющих место как при одержимости, так и в случае протекания полтергейста. Более он разделил все полтергейсты на два типа. Первый тип – это классические «подростковые» полтергейсты, в эпицентре которых, как правило, замешаны дети. Данная категория «шумного духа» прекрасно вписывается в триггерную гипотезу «возвратного спонтанного психокинеза: эпизоды часто просты, однообразны, сводятся к звукам и самодвижению предметов, и по характеру больше похожи на шалости детей [3].

Второй же тип он назвал «демоническими». Такие полтергейсты более неистовы, агрессивны и, самое главное, проявляют сложный интеллект. В подобных вспышках «шумный дух» может реализовать довольно сложные схемы своего поведения и способен на более удивительные проявления: переносы предметов на дальние расстояния, голосовые феномены, видения призраков, движения довольно массивных объектов, левитация тела человека, физические нападения на конкретных людей и пр. Отличительной особенностью данного типа феномена является эффект «инфицирования» или «заражения», когда полтергейстная среда начинает глубоко влиять на физическое и психическое состояние людей, длительное время находившихся в зоне действия «шумного духа». Как правило, жертвами такого полтергейстного террора становятся фокальные лица, у которых, ко всему прочему, могут проявляться явные признаки одержимости.

Дискуссионным здесь остаётся вопрос: что первично, а что вторично в этом случае – полтергейст или одержимость? Либо же имеет смысл говорить об одном классе необъяснимых явлений. Чтобы прояснить эти вопросы, предлагаю кратко рассмотреть наиболее известные и показательные случаи полтергейста, в которых одержимость не только проявлялась, но, возможно, играла куда более знаковую роль, нежели остальные аномальные события.

Полтергейстные события, которые 18 января 1949 года начались в одном из частных домов городка Коттедж-Сити (штат Миссури), вылились впоследствии в одну из самых известных историй об одержимости (рис. 4). Этот случай вдохновил Уильяма Питера Блетти на написание романа-бестселлера «Изгоняющий дьявола», по которому в 1973 году был снят не менее известный одноимённый фильм. Важно отметить, что Блетти достаточно вольно переработал исходный материал, добавив много не имевших в действительности, моментов, в частности поменяв пол одержимого подростка. В оригинальной истории странные события стали происходить вокруг тринадцатилетнего мальчика Роланда Доу. В их доме в Коттедж-Сити5 семья стала слышать скребущие звуки от стен. Сначала они решили, что это мыши, и даже вызывали специальную службу, которая не обнаружила присутствия грызунов [25]. Впоследствии некая сила сфокусировала свои действия на Роланде: кровать, на которой он спал, стала сотрясаться, кто-то периодически сдёргивал с него одеяло, различные предметы в присутствии Роланда стали самопроизвольно сбрасываться на пол.

Рис. 4. «Демонический» полтергейст в Коттедж-Сити, США, 1949 год: а) дом семьи Доу в Сент-Луисе, штат Миссури, где проходили основные обряды одержимости (фото Симона Томлинсона); б) священник-иезуит Вальтер Халлоран, которому Роланд сломал нос во время об
Рис. 4. «Демонический» полтергейст в Коттедж-Сити, США, 1949 год: а) дом семьи Доу в Сент-Луисе, штат Миссури, где проходили основные обряды одержимости (фото Симона Томлинсона); б) священник-иезуит Вальтер Халлоран, которому Роланд сломал нос во время обряда экзорцизма.
 

Другой не менее известный случай проявления одержимости имел место в английском Энфилде на севере Лондона при протекании агрессивного полтергейста в доме Ходжсонов [26, 27]. Необъяснимые явления начались вечером 30 августа 1977 года, когда мать-одиночка Пегги Ходжсон укладывала своих детей. Младшая одиннадцатилетняя дочь Джанет пожаловалась матери на непонятную вибрацию кроватей в детской. Женщина, решив, что дети всё придумывают, не придала этому значения. Но на следующий день изумлённая Пегги уже сама наблюдала как неизвестная сила двигает комод в детской комнате. После этого паранормальные явления в доме Ходжсонов стали происходить всё чаще и с большей активностью: постоянно передвигалась мебель, летали мелкие предметы, открывались/закрывались шкафчики и двери, появлялись призраки и т. п. По ночам неизвестная сила выбрасывала всех членов семьи из кроватей. Основное своё внимание полтергейст сфокусировал на младшей дочери Джанет. Девочка часто впадала в трансовые состояния и выказывала все признаки одержимой: левитация, нечленораздельное рычание, припадки и приступы агрессии (рис. 5). Довольно часто Джанет вещала «грубым мужским голосом» от лица некоего Билли Уилкинса, скончавшегося за несколько лет до событий в Энфилде. Неоднократные полёты девочки и её зависания над кроватью были запечатлены в ряде фотографий, а записи «замогильного чревовещания» остались на видео, которые сейчас доступны в Интернете.

Рис. 5. Энфилдский полтергейст, север Лондона, 1977–1979 годы: а) исследователь Морис Гросс пытается удержать Джанет Ходжсон при одном из приступов одержимости; б) один из эпизодов с левитацией Джанет, запечатлённые на фотоплёнке.
Рис. 5. Энфилдский полтергейст, север Лондона, 1977–1979 годы: а) исследователь Морис Гросс пытается удержать Джанет Ходжсон при одном из приступов одержимости; б) один из эпизодов с левитацией Джанет, запечатлённые на фотоплёнке.
 

Стоит отметить и другой, не менее известный случай одержимости Аннелизы Михель, при котором проявлялись полтергейстные эпизоды. Трагическая история началась в сентябре 1968 года с ночных параличей тела и затруднений дыхания, которые неоднократно повторялись у девушки вплоть до 1972 года (рис. 6). Родители Аннелизы много раз обращались к различным врачам. Её даже на какое-то время помещали в стационар, но тщательно проведённые медицинские обследования не выявили никаких значимых отклонений. Был лишь поставлен предварительный диагноз – эпилептические приступы ночного типа [24]. Непосредственные признаки одержимости начались в 1973 году. Девушка стала жаловаться на посторонние шумы в её комнате. Через некоторое время их стала слышать вся семьи: звуки опрокидывания предметов, стуки в шкафу, под потолком, над полом и т. п.

Рис. 6. Случай одержимости Аннелизы Михель с полтергейстными проявлениями, Клингенберг-на-Майне, ФРГ, 1968-1976 годы: а) фото Аннелизы Михель для школьного альбома; б) один из приступов одержимости Аннелизы.
Рис. 6. Случай одержимости Аннелизы Михель с полтергейстными проявлениями, Клингенберг-на-Майне, ФРГ, 1968-1976 годы: а) фото Аннелизы Михель для школьного альбома; б) один из приступов одержимости Аннелизы.
 

Помимо этого Аннелиза начала слышать голоса, говорящие о том, что она попадёт в ад. Однажды мать обнаружила её стоящую перед фигуркой Божьей Матери. Девушка неподвижно с ненавистью смотрела на святой образ, её глаза были абсолютно чёрными. «Неприязнь к святому» стала прогрессировать: девочка не могла молиться, смотреть на образы святых, отказывалась пить святую воду и пр. На очередном приёме у врача Аннелиза призналась, что уже долгое время видит «дьявольские лица». Новое энцефалографическое исследование выявило «эпилептические тенденции, говорящие о возможности повреждения левой височной доли коры головного мозга [24]». Между тем, семья Михель обратилась к священникам с целью провести экзорцизм, но церковные власти объяснили, что обряд нельзя проводить, пока не проявятся все признаки одержимости. В 1974 году состояние Аннелизы резко ухудшилось, одержимость невидимой силой проявлялась всё явственнее: она плохо управляла своим телом, говорила неестественным голосом, ела мух и пауков (при этом отказывалась от обычной еды), мочилась на кухне, кусалась, дралась, проявляя невероятную силу, выказывала постоянную «неприязнь к святому» и пр. В августе 1975 года, в связи с резким ухудшением состояния Аннелизы, епископ Стангл дал устное согласие на проведение Римского ритуала. В тот период девушка проявляла уже все признаки реальной одержимости. Был проведен целый ряд отчиток, однако, последний сеанс экзорцизма привёл к смерти Аннелизы…

Вспышки полтергейстов с проявлением одержимости имели место и в России. К наиболее трагичным событиям можно отнести случай, когда неизвестная «демоническая сила» сразу в нескольких городах преследовала семью, состоящую из пяти человек – отец, мать и их дочь Лия с двумя сыновьями [28]. Аномальные происшествия начались в конце 1999 года в селе Марьяновка Омско области, когда большая семья въехала в старый дом (рис 7, а). «Спусковым крючком» стали старые иконы, которые отец семейства принёс с чердака и поставил в доме. Они начали падать ликом вниз и домочадцев стали навещать «призраки» бывших хозяев этого дома. Чаще всего покойники приходили к отцу, в результате чего его поведение резко изменилось. Он начал скандалить, ругаться, часто впадал в ярость. В новогоднюю ночь 1999 года мужчина в самом разгаре очередной ссоры внезапно упал; из носа и ушей потекла неизвестная чёрная жидкость, и в итоге он скончался. В то же время старший сын Лии, двенадцатилетний Артём, стал впадать в непонятные трансовые состояния: рисовал странные картинки с военными баталиями, внезапно сообщал, что «убьёт всех мусульман и чернокожих». В его карманах находили записки схожего содержания, оставленные на столе карандаши складывались в кресты.

«Злая сила» не оставила в покое семью Лии, даже когда они в 2000 году переехали в Иркутскую область (г. Братск). На новом месте жительства (рис. 7 б) также стали происходить полтергейстные происшествия: самопроизвольно перемещались предметы, появлялись лужи, семья снова видела призраков. Любимая юбка Лии была найдена исцарапанной мелкими коготками, хотя животных в доме не было. В 2002 году к Артёму вновь возвращаются демонические припадки. Он стал драться, внезапно впадал в ярость, принимал неестественные позы и т. п. Как-то сообщил, что его зовут Андрей и ему 30 лет. Важно отметить, что неизвестная стихия проявляла патологию sacrum – иконы в новой квартире всё также сбрасывались ликом вниз, с Лии и её сыновей периодически слетали нательные крестики6.

Рис. 7. Полтергейст в Марьяновке-Братске, 1999–2002 года: а) плесень, которая каждый день в больших количествах появлялась в «проклятом» доме в Марьяновке; б) дом в Братске, в котором стала жить Лия, после переезда из села Марьяновка.
Рис. 7. Полтергейст в Марьяновке-Братске, 1999–2002 года: а) плесень, которая каждый день в больших количествах появлялась в «проклятом» доме в Марьяновке; б) дом в Братске, в котором стала жить Лия, после переезда из села Марьяновка.
 

Другая история произошла в г. Иркутске. Странные события в квартире пенсионерки Галины Семёновой начались поздно вечером 2 декабря 2006 года [29]. При этом в доме также находились её дочь и двенадцатилетняя внучка (рис. 8). Когда семья укладывалась спать, у изголовья дивана внучки «что-то заскребло», на следующий день всё повторилось. Позже стала проявляться другая странная периодичность: каждую ночь с 23:00 и до 2–3 часов ночи в квартире стали «ходуном ходить» плинтуса. Хозяйка квартиры думала, что всему виной крысы. Спустя неделю необъяснимые явления полностью сфокусировались на внучке. Невидимая сила постоянно щипала и толкала девочку. Когда девочка ложилась спать, кто-то так сильно толкал диван, что последний гнулся. Помимо этого, самопроизвольно двигались кровати, стулья, слетал со стены ковер, задирались покрывала. В один из вечеров у внучки стали проявляться явные признаки одержимости: её корёжило, гнуло, руки и ноги самопроизвольно двигались, она хохотала чужим голосом и корчила рожи, высовывала язык, закатывала глаза. Девочка признавала, что не могла управлять в эти моменты собственным телом, а после припадков чувствовала тяжесть и усталость. Лишь вмешательство православного священника Иркутской епархии позволило прекратить полтергейст и свести на нет беснование девочки7.

Рис. 9. Изображения «злых духов», изображённых самими фокальными лицами: а) полтергейст на ул. Северная, Иркутск, Россия, 2013 год; б) случай с Элеонорой Цигун, Бугай, Румыния, 1925–1927 годы.
Рис. 9. Изображения «злых духов», изображённых самими фокальными лицами: а) полтергейст на ул. Северная, Иркутск, Россия, 2013 год; б) случай с Элеонорой Цигун, Бугай, Румыния, 1925–1927 годы.
 

Некоторые похожие моменты проявлялись в другом иркутском полтергейсте на ул. Байкальской в конце 2011 года, когда четырнадцатилетняя Лена стала слышать шорохи и царапания рядом со своей кроватью. Позже, на фоне других полтергейстных эпизодов, девочка стала впадать в истерические состояния, что в итоге привело к попытке суицида – Лена выпрыгнула с балкона третьего этажа (благо без особых физических последствий). Мать Лены написала записку, обращённую к полтергейсту с текстом «Что ты хочешь?». Наутро на бумажке были обнаружены капли маслянистой жидкости (анализ показал, что это парафин) и несколько царапин, словно от маленьких когтей.

«Демонические» полтергейсты не всегда могут в своём исходе заканчиваться непосредственно одержимостью (внедрением), т. е. вселением в тело. Известны случаи, когда фокальные лица описывали ситуации так называемой оккультной обременённости (интернализацию), при которой «злой дух» словно находился рядом с ними, и, как правило, лишь частично подчинял себе их волю. Наиболее показательным в этом отношении был случай полтергейста, вновь произошедший в Иркутске, но уже в апреле–мае 2013 года8 (рис. 8, б) [30]. В центре событий, как не удивительно, вновь оказались пожилая женщина и её внучка. Пенсионерка сообщала о быстро набирающем обороте полтергейста, который первоначально выразился в довольно классических проявлениях: перемещение, перенос и деструкция предметов, открывания кранов в ванне, появление луж воды и пр. Феномен был активен только при появлении в квартире девятилетней внучки Кати. Девочка проявляла все признаки фокального лица. В моменты проявления «шумного духа» у неё, как правило, поднималась температура, начинала болеть голова, плохо видели глаза, на теле проявлялись покраснения. При этом исследователям девочка сообщила, что её преследует некий «злой мужчина» по имени Бани, внешне похожий на гнома (рис. 9, а). Катя рассказала, что иногда Бани мог вселяться в её тело и управлять её движениями. Это случалось не только в квартире бабушки, но и в школе, где училась девочка. По мере развития полтергейста Катя всё больше и больше психически и физически становилась зависима от незваного «друга». Не могла толком кушать, отдыхать, «злой мужчина» всё время находился рядом.

Рис. 8. Полтергейсты с признаками одержимости в г. Иркутске:  а) Галина Семёнова и внучка, которая проявляла признаки одержимости при полтергейсте в конце 2006 года; б) Людмила Петровна и её внучка Катя, которую преследовал «злой мужчина» Бани.
Рис. 8. Полтергейсты с признаками одержимости в г. Иркутске: а) Галина Семёнова и внучка, которая проявляла признаки одержимости при полтергейсте в конце 2006 года; б) Людмила Петровна и её внучка Катя, которую преследовал «злой мужчина» Бани.
 

Другим ярким примером интернализации при полтергейсте явился известный случай с румынской девочкой Элеонорой Цигун, которую в возрасте 12–14 лет (в периоде между 1925 и 1927 годами) преследовал некий «демон» (от румын. «draсu», «drac» – демон, чёрт) (рис. 9, б) [31]. Родственники считали, что девочка одержима злым духом. Несколько раз даже проводились обряды экзорцизма, но они не принесли положительных результатов. Как и в случае с иркутской Катей, Элеонора демонстрировала симптомы типичного подросткового полтергейста вкупе с некоторыми признаками транса одержимости. Рядом с ней внезапно возникали грады из камней или картофелин, двигались предметы, появлялись словно ниоткуда записки. Ко всему прочему «демон» постоянно наносил ей небольшие увечья: на теле девочки самопроизвольно возникали царапины, укусы, синяки. Процесс их возникновения исследователям даже удалось запечатлеть на кинокамеру. Исследование под микроскопом микрофлоры слюны с мест укуса указывало на то, что она не принадлежала Элеоноре. Злоключения девочки прекратились к осени 1927 года, когда у неё начались первые менструации.

Транс одержимости как транскультурный паттерн полтергейстной активности

Проведённый анализ случаев полтергейста, в которых проявлялась одержимость, позволяет выделить ряд характерных стадий протекания «демонического» варианта полтергейстного процесса, конечным исходом которого является непосредственный транс одержимости. Укрупнённо могут быть сформулированы следующие три стадии:

  1. Инфицирование («заражение»)9 – полтергейстная среда начинает глубоко влиять на физическое (психическое) состояние людей, длительное время находившихся в зоне действия «шумного духа». Потенциальный кандидат на одержимость сообщает, что рядом с ним проявляются различные шумы, шёпот, скребущие звуки в стенах у кровати (словно от когтей), он может ощущать прикосновения, щипки, царапания.
  2. Подавление – жертву полтергейста начинает преследовать неизвестная сущность, проявляется «фаза контактов»: странные сны, голоса в голове, словесное общение с «невидимым другом» (особенно выражено у детей) и пр. При этом часто происходит подавление воли, что характеризуется нарушениями функций сознания, памяти, чувства личностной идентичности и т. д.
  3. Одержимость – жертва начинает впадать в трансовые состояния, характеризующиеся временным сужением сознания, избирательной концентрацией на стимулах окружающей среды, состояниями овладения (духом, силой или другой личностью).

В таких случаях важно своевременно идентифицировать первую стадию «инфицирования», когда явление ещё проявляется как обычный полтергейст. Именно характерные полтергейстные эпизоды, фокусирующиеся рядом с жертвой и выраженные в шумах, скребущих звуках, царапанье и укусах кожи, шёпоте и т. п. могут служить явными предвестниками того, что полтергейст в конечной фазе завершится одержимостью. Так, отмечается, что «нередко беснованию сопутствуют таинственные явления, происходящие с самим бесноватым или вокруг него. Например, свечи в комнате одержимой девочки на глазах у толпы любопытных посетителей сами гасли и вновь зажигались, а в доме другой одержимой неизвестно откуда берущиеся камни разбивали все стекла и посуду» [32]. Подобные эпизоды представляют собой транскультурные предвестники, которые у многих народов ассоциировались с попытками проникновения «нечистой силы» в дом или тело отдельного человека.

Ещё одним признаком того, что явления полтергейста пойдут по сценарию одержимости, может служить ранняя фокусировка феномена на потенциальной жертве. В случаях «обычных» полтергейстов фокальное лицо, как правило, выявляется исследователями в средней фазе10, когда активность «шумного духа» находится в своём пике и фокусировка проявляется более явственно. При «демонических» формах активности с последующей одержимостью фокального лица феномен фокусирует своё «внимание» на потенциальной жертве перед началом основных полтергейстных явлений, в фазе так называемых «странных событий», когда очевидцы ещё не могут полноценно идентифицировать факт аномальных явлений. Не удивительно, что во многих случаях, как это было в Коттедж-Сити, Энфилде, Иркутске или в истории Анабеллы Мишель, первоначальные необъяснимые события трактовались в сугубо рациональном ключе – «мыши», «крысы», «дети придумали» и т. п.

Анализ «демонических» полтергейстов также показывает, что чаще всего одержимость проявляется именно у подростков, оказавшихся классическими фокальными лицами. В этом случае средний возраст «одержимых» носителей полтергейста колеблется в пределах 11–13 лет, что довольно типично для феномена «шумного духа». Исследования У. Ролла показывают, что, хотя возраст фокальных лиц может лежать в диапазоне от 8 до 78 лет, но медианное значение11 этого показателя находится на отметке 13 лет. Этот возрастной диапазон соответствует началу пубертатного периода у подростков (для девочек – 12 лет, для мальчиков – 13 лет). В частности, у представителей женского пола в этом возрасте чаще всего появляется первая менструация [1]. Это соответствует психопатологической картине типичного агента полтергейста, который определён как человек, как правило, подросткового возраста в период полового созревания с возможными хроническими заболеваниями, в частности эпилептического и прочего неврологического характера, подавляющий большое количество враждебности и агрессии с помощью отрицания и сублимации [34]. Психолог Нандор Фодор пишет, что «обычно источником полтергейста оказывается угнетённая психика подростка, вступающего в стадию полового созревания. Вследствие каких-то временных аномалий нервной системы энергетическая пружина её таинственным образом распрямляется, выбрасывает в пространство свою одушевлённую проекцию и превращается в злобного невидимку» [35].

Другой характерной чертой полтергейстов с признаками одержимости является проявление сложного интеллекта самого феномена, что указывает на возможное присутствие «невидимой разумной силы», которая, по мнению французского исследователя Эмили Тизана, использует фокальное лицо как «посредника» [36]. В своё время для описания такой силы фламандский автор М. Метерлинк ввел термин «L'Hôte inconnu» («Неизвестный гость») [4]. При этом многие крупные исследователи полтергейста, такие как Ролл и Артли, Кокс, Эйслер, Ларше, Палмер, Пратт и другие отказались от подобных спиритуалистических трактовок12, описывая явления полтергейста так, как если бы не было иной силы, кроме фокального лица. Но здесь возникает явное противоречие, указывающее на проблему. Прежде всего, до сих пор осталось неясным, как индивидуальное сознание отдельного фокального лица может быть инициатором множества сложных по структуре и разрушительных по силе аномальных явлений, свойственных «демоническим» полтергейстам. Более того, даже если принять с этим допущениями, гипотезу возвратного спонтанного психокинеза, то мы должны ответить на другой вопрос. Почему явления полтергейста всё-таки довольно редкий феномен, раз его инициатором являются лица, с довольно распространённой психопатологической картиной? Скажем, почему далеко не все дети в период полового созревания с неврологическими проблемами и хроническими заболеваниями становятся «носителями полтергейста»? Очевидно, что здесь мы должны вернуться к «широким» гипотезам13, и рассмотреть в качестве базовой идею о присутствии и активности в полтергейстном процессе того самого «Неизвестного гостя». Вполне вероятно, именно он и может являться истинным инициатором аномальных явлений и всех мучений фокальных лиц.

Дополнительным аргументом в пользу проявления чуждого разума в явлениях полтергейста может также являться наличие электромагнитных излучений неизвестного генезиса в зоне действия «шумного духа». Действительно, многочисленные исследования указывают на то, что в местах активности «шумного духа» могут присутствовать аномалии напряженности электромагнитного поля либо проявляется какая-то особая структура поля [5]. В этом случае высказывается гипотеза, что полтергейст, существуя как внешний феномен, либо сам имеет полевую структуру, либо как-то связан с окружающими магнитными полями. Предполагается, что такой феномен создаёт своеобразные электромагнитные помехи в общем поле, которые могут быть обнаружены исследователями. К сожалению, нет отдельных многократных исследований, которые бы как-то характеризовали распределения таких полей только во вспышках полтергейста с исходом в одержимость. Как и нет внятных объяснений того, как фокальные лица могли бы самостоятельно «продуцировать» такие электромагнитные аномалии в рамках гипотезы возвратного спонтанного психокинеза.

Важно также отметить, что проведённый автором анализ указал на схожую симптоматику типовых недомоганий фокальных лиц полтергейста и больных с диссоциативными расстройствами (табл. 1) [33], в том числе и категории «F44.3. Транс и одержимость». Этот факт может указывать на дополнительную связь и даже общность таких феноменов, как полтергейст и одержимость. Представляется, что в отличие от более узкого медицинского понимания транса одержимости, наличие парапсихологических симптомов у таких «больных» (будь то фокальное лицо или человек, которому непосредственно поставлен диагноз F44.3), к примеру знание недоступных вещей, чрезмерная сила, боязнь святого и т.д. [11], может отличать «аномальные трансы» от обычных психических расстройств. Так к примеру, в случае полтергейста в Иркутске на ул. Северной (о котором упоминалось выше) фокальное лицо – девятилетняя Анна – точно знала, что в квартире установлены миниатюрные видеокамеры, хотя до этого она находилась в школе и не могла знать, что экспертная группа планирует их установить. С её слов это она узнала от некоего духа Бани, который иногда «управлял её телом».

Таблица 1. Сопоставление симптомов при диссоциативных расстройствах с симптомами, характерными для фокальных лиц

Симптомы, характерные для
«фокального лица»

Проявление в симптоматике 
диссоциативных расстройств

1

Субфебрильная температура

Нет

2

Возникновение множественной личности

Да

3

Конвульсии, припадки, трансы

Да

4

Периодические навязчивые мысли, сновидческие помрачения сознания, автоматизация

Да

5

Депрессивные, тревожные состояния

Да

Исходя из всего вышесказанного, можно выдвинуть гипотезу, что полтергейст и одержимость можно отнести к одному классу явлений, так как одно дополняет другое. Практически всегда одержимости предшествуют типично полтергейстные явления, которые замечают сторонние наблюдатели. С другой стороны, одержимость можно рассмотреть как стойкий транскультурный паттерн полтергейстного процесса, который начинаясь с относительно безобидных необъяснимых эпизодов, в ряде случаев к конечной фазе развивается в сторону «угрожающих событий», к которым мы относим и транс одержимости фокального лица.

Представленный выше взгляд на явления полтергейста соотносится с идеями знаменитого психиатра К.Г. Юнга, который полагал, что большая часть паранормальных явлений происходит в архетипических ситуациях, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением: риск, опасность, фатальные обстоятельства и т. д. [4, 37]. В этом отношении явления полтергейста можно рассматривать как актуализацию архетипа агрессии, который организует разумное поведение квазиодушевленных объектов, в данном случае демонов, злых духов, которые стремятся овладеть человеком. Здесь принципы аналитической психологии (если так можно сказать) позволяют нам вернуть «нечистую силу» как вариант нечеловеческого разума, способного вмешиваться и/или запускать полтергейстный процесс. По всей видимости, высокое эмоциональное напряжение человека, вызванное различными психическими изменениями (половое созревание, хронические заболевания и т.п.) вкупе с «душевными сбоями» (внутренние конфликты религиозного характера, проблемы в семье и т.д.), способно каким-то образом «пробуждать» или привлекать неизвестные разумные силы, помимо сознания самого фокального лица.

Заключение

Активность полтергейста можно сравнить с активностью вируса, когда неизвестный инфекционный агент способен спровоцировать заболевание с чётко обозначенными периодами репликации и реактивации. При таком взгляде на феномен явления полтергейста могут быть всего лишь следствием, своего рода инфекционной болезнью, запущенной неизвестным квазиразумным агентом14, который в зависимости от аспекта (религиозного или научного) может быть интерпретирован либо как «демон», «злой дух», либо как актуализация особых архетипических образов нашего бессознательного. Последняя интерпретация открывает обширное поле для психологов и психиатров, позволяющее изучить внутренние психические процессы человека через конкретное заболевание, проявляемое во внешней среде в виде аномальных явлений.

В ряде случаев активность вирусных инфекций способна вызвать иммунный ответ у живого организма, который чаще всего приводит к уничтожению вируса. Однако если вирусам удаётся ускользнуть от иммунного ответа, то инфекция может превратиться в хроническую и в своём исходе закончиться более тяжёлыми последствиями для организма. Вполне возможно то же самое происходит и при полтергейсте. В зависимости от «иммунного ответа» фокального лица исход полтергейста может быть различным: либо явления могут прекратиться, так и не достигнув своего апогея, либо в конечном итоге, активность феномена приведёт к одержимости «носителя полтергейста». В этом отношении полтергейст в целом может быть рассмотрен как удачная или неудачная попытка неизвестного «вирусного агента» довести процесс до крайнего исхода – одержимости носителя.

При таком взгляде можно предположить, что характер протекания отдельного полтергейста во многом предопределятся иммунным ответом фокального лица. Очевидно, что в этом случае данное понятие подразумевает собой реакцию не на физиологическом уровне человека, но на уровне его психической сферы. Такое предположение открывает довольно важный вопрос: что означает «иммунный ответ психической сферы человека»? Что входит в это понятие? С точки зрения традиционных религий возможность отдельного человека противостоять злым силам всецело зависит от степени его связи с Богом. Так, к примеру, в христианстве основным признаком одержимости является отступление от Веры, утрата связи с Богом, т.е. когда человек впадает в различные «греховные занятия»: оккультизм, богохульство, сквернословие и пр. В этом случае человек рискует утратить Божественную благодать и подвергнуть себя опасности проникновения демонов.

Если же взглянуть на этот вопрос с точки зрения научных представлений, прежде всего аналитической психологии, то древние архетипические образы могут «пробудиться» в результате различных психотравмирующих ситуаций, как правило, связанных с моральными конфликтами, в том числе и религиозного характера [38]. Это может возникать на пути так называемой индивидуации человека, т.е. процесса, означающего становление его личности. По этому поводу К.Г. Юнг пишет: «Главная опасность заключается в искушении поддаться чарующему влиянию архетипов… При наличии психологических предрасположений […], архетипические фигуры, которые и так в силу своей природной нуминозности обладают автономностью, вообще освобождаются от контроля сознания. Они приобретают полную самостоятельность, производя тем самым феномен одержимости» [40]. Возможно, в ряде случаев такие обстоятельства могут приводить к диссоциативным расстройствам личности15, в том числе и к трансу одержимости. В этом случае возникший полтергейстный процесс представляет собой лишь внешне проявляемые симптомы (в виде аномальных эпизодов), свидетельствующие о внутренней «психической инфекции», которая может протекать либо в лёгкой классической, либо в более тяжелой «демонической» форме.

Примечания

1. «Возвратный спонтанный психокинез» (англ. RSPK – Recurrent Spontaneous Psychokinesis).

2. «Узкие» гипотезы (физические, геофизические, психофизические: спонтанного психокинеза) пытаются объяснить полтергейстный процесс без вмешательства чуждого разума пришельцев [5].

3. В данной статье под «паттерном» (англ. pattern – образец, шаблон, система) понимается закономерная регулярность, встречающаяся как в природе, так и в антропогенной среде (человеческом обществе), а также повторяющийся шаблон, образец. Элементы паттерна предсказуемо повторяются.

4. Кликуши – женщины, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики.

5. Во многих источниках упоминается, что Роланд Доу жил в городе Маунт-Рейнир, штат Мэриленд. Однако более детальное расследование, проведённое Марком Опсашником доказывает, что реальное местожительства мальчика – город Коттедж-Сити, расположенный в этом же штате.

6. Автор настоящей статьи участвовал в расследовании этого случая, но Лия внезапно отказалась от помощи экспертной группы «Космопоиска», так что дальнейшая судьба её семьи неизвестна.

7. Необходимо отметить, что в октябре 2015 года группа «Иркутск-Космопоиск» во главе с автором настоящей статьи возобновила расследование этого случая. Как оказалось, явления полтергейста ослабли лишь временно и всё это время (практически 8 лет) семья жила в постоянном контакте с неизвестной аномальной стихией. Явные признаки транса одержимости у внучки Галины Ивановны прекратились, но девушку продолжала атаковать неизвестная сила. Периодически на её теле появлялись порезы, кровоподтёки, укусы, в том числе в тех местах, где она анатомически не может их сама сделать. Кроме того, её общее самочувствие осложняет ряд заболеваний (эпилепсия и гастрит).

8. Автор настоящей статьи руководил расследованием этого случая.

9. Термин «инфицирование», заимствованный из медицины, принадлежит исследователю Д.С. Рого, который рассматривал сложные, «демонические» формы полтергейста как действие неизвестной разумной силы, которая способна оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье очевидцев, словно заражая их неизвестной формой вируса.

10. Анализ множества вспышек феномена как среди отечественных, так и зарубежных исследователей позволяет создать обобщённую типовую модель протекания полтергейста, которая может включать 4 основные фазы: «странные» события, начальная, средняя и конечная фазы [33].

11. Медиана (от лат. mediāna – середина) – 50-й перцентиль или квантиль 0,5 – статистика, которая делит ранжированную совокупность (вариационный ряд выборки) на две равные части: 50 % «нижних» членов ряда данных будут иметь значение признака не больше, чем медиана, а «верхние» 50 % – значения признака не меньше, чем медиана.

12. Спиритуалистическая интерпретация во многих случаях рассматривает силу, действующую во вспышках полтергейста, как нематериальное разумное существо, не зависящее от фокального лица.

13. Здесь под шириной охвата гипотезы понимается допущение или недопущение проявлений чуждого разума в полтергейстах [5].

14. Квазиразумность агента, в данном случае, может быть соотнесена с пониманием вируса как особой формы жизни. Вирусы характеризуют как «организмы на границе живого» [38].

15. По всей видимости F44.3 «Транс и одержимость» может быть не единственной категорией диссоциативного расстройства, свойственного фокальному лицу. При расследовании одного из случаев полтергейста в Иркутске в 2012 году экспертной группой было установлено, что предполагаемое фокальное лицо могло страдать от редкого расстройства F44.1 «Диссоциативная фуга» [18].

Литература

1. Ролл, У. Дж. Явление полтергейста. Энциклопедия парапсихологии / У. Дж. Ролл – Нью-Йорк, 1977. – 236 с.

2. Manfred von Lucadou, W.E. Complex Environmental Reactions, as a New Concept to Describe Spontaneous «Paranormal» Experiences / W.E. Manfred von Lucadou // Axiomathes. – 2011, Vol. 21, № 2. – P. 263–285.

3. Rogo, D. Scott. The Poltergeist Experience / D. Scott Rogo. – Harmondsworth, Middlesex, England: Penguin Books, 1979. – 301 p.

4. Бендер, Х. «Архетипический строй» как возможное объяснение транскультурного единообразия моделей полтергейста / Х. Бендер; пер. с англ. А. Суханова // Современные исследования полтергейстной среды / под. ред. Н.В. Томина, И.С. Бутова. – Минск, 2012. – С. 58–61.

5. Новгородов, Н.С. Исследование полтергейстов в Сибири / Н.С. Новгородов. – Томск: Томский политехнический университет, 1993. – 340 с.

6. Ankerberg, J. Poltergeists – An Evaluation of a Demonic Phenomenon [Электронный документ] / J. Ankerberg, J. Weldon // Theological Research Institute. Retrieved June 6, 2007. – Режим доступа http://www.inplainsite.org/html/poltergeists.html.

7. Goss, M. Poltergeists: An Annotated Bibliography of Works in English, Circa 1880–1970 / M. Goss. – Scarecrow Press, 1979. – 389 p.

8. Bayless, R. The Enigma of the Poltergeist / R. Bayless. – NY: Parker, 1967. – 8 p.

9. Wilson, C. Mysteries: An Investigation into the Occult, the Paranormal and the Supernatural / C. Wilson. – NY: G. P. Putnam’s Sons, 1978. – 461 p.

10. Винокуров, И.В. Демонические недомогания (Одержимость и полтергейст) / И.В. Винокуров // Парапсихология и психофизика. – 1995. – №4. – С.6–14.

11. Гайдучик, В. Одержимость в западной традиции / В. Гайдучик. – Варшава, 2011. – 6 с. (на правах рукописи).

12. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Московской Патриархии, 1990. – 1372 с.

13. Демьяненко, Б. Одержимость и психические заболевания: сходства и различия. Актуальность проблемы [Электронный ресурс] / Б. Демьяненко. – Режим доступа: http://www.reshma.nov.ru/psycology/hristianska/oderzhimost.htm.

14. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 2006. – 144 с.

15. Жане, П. Неврозы и фиксированные идеи. Том 1. Экспериментальные исследования расстройств воли, внимания и памяти, эмоций и идей навязчивого характера и их лечение / П. Жане; пер. с фр. М.П. Литвинова. – СПб., 1903. – 428 с.

16. Краинский, Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни / Н.В. Краинский; с предисл. В. М. Бехтерева. – Новгород: Губернская тип., 1900. – II, VI. – 243 с.

17. Dr. Desiré Magloire Bourneville. Louise Lateau ou la Stigmatisée belge. Paris: n.p., 1875. Page 39, Plate 1.

18. American Psychiatric Association «Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders» (4th ed.) (DSM-IV), 1994, Washington, DC: American Psychiatric Association. – 866 p.

19. МКБ 10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный документ]. – Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4267.

20. Pfeifer, S. Demonic attributions in nondelusional disorders / S. Pfeifer // Psychopathology. – 1999. – Vol. 32, № 5. – P. 252–259.

21. Au, W.L. Hemifacial spasm in Singapore: clinical characteristics and patients perceptions / W.L. Au, L.C.Tan, A.K. Tan // Ann. Acad. Med. Singapore. – 2004. – Vol. 33, № 3. – P. 324–328.

22. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин: Пер. с нем. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 493 с.

23. Пархоменко, К. Вселение и изгнание дьявола / К. Пархоменко, Е. Пархоменко. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2002. – 128 с.

24. Felicitas D. Goodman. Egzorcyzmy Anneliese Michel / D. Felicitas. – Gdańsk: Fenomen, 2005. – P. 12–13.

25. Opsasnick, M. Haunted Boy of Cottage City. The Cold Hard Facts behind the Story That Inspired «The Exorcist» [Электронный документ] // Strange Magazine 20. – Режим доступа: http://www.strangemag.com/exorcistpage1.html.

26. Nickell, J. «Enfield Poltergeist, Investigative Files». August 2012. Committee for Skeptical Inquiry. Retrieved 3 December 2013.

27. Томин, Н.В. Энфилдский полтергейст «оживает» в кино [Электронный документ] / Н.В. Томин // Уфолента. – 2015. – Режим доступа: http://www.ufo-com.net/ufolenta/detail.php?ELEMENT_ID=8341.

28. Томин, Н.В. Привидения на ул. Енисейской / Н.В. Томин. – Отчёт. – 2001. – 4 с.

29. Покоева, И. Чертовщина в Иркутске [Электронный документ] / И. Покоева // Пятница, №1. – 12.01.2007. – Режим доступа: http://baikalpress.ru/friday/2007/01/013001.html.

30. Томин Н.В. Новая вспышка полтергейста в Иркутске [Электронный документ] / Н.В. Томин. – Режим доступа: http://irkutsk-kosmopoisk.tumblr.com/post/49803993273/новая-вспышка-полтергейста-в-иркутске.

31. Price, Harry. Poltergeist Over England: Three Centuries of Mischievous Ghosts, Country Life Ltd., hardback, 1945. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.harrypricewebsite.co.uk/Famous%20Cases/zugunbyharryprice1.htm.

32. Пархоменко, К. Об Ангелах и бесах / К. Пархоменко. – М.: Даръ, 2010. – 156 с.

33. Томин, Н.В. Научные исследования полтергейста: итоги «пятилетки» Космопоиска [Электронный ресурс] / Н.В. Томин, И.С. Бутов // Уфоком. – 2015. – Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-7712-poltergeist-itogi-piatiletki.html.

34. Современные исследования полтергейстной среды / под ред. И.С. Бутова и Н.В. Томина. – Минск: Изд-во «Право и экономика», 2012. – 260 с.

35. Фодор, Н. Меж двух миров / Н. Фодор. – М.: Изд-во «Айрис», 2005. – 271 с.

36. Tizané, E. Sur la piste de l’homme inconnu / E. Tizané. – Paris: Amiot-Dumont , 1951. – 241 p.

37. Томин, Н.В. «Куриная печать» зла, или некоторые демонологические аспекты полтергейста / Н.В. Томин // Аномалия. – 2012. – № 4. – С. 18–24.

38. Fenner F. Desk Encyclopedia of General Virology / Mahy B. W. J. and Van Regenmortal M. H. V. – 1. – Oxford, UK: Academic Press, 2009. – P. 15.

39. Юнг К.Г. Психологические символы [Электронный ресурс] / К.Г. Юнг: под ред. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001. – Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt.

40. Юнг К.Г. Отношение между Эго и бессознательным [Электронный ресурс] // Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М., 1994. – Режим доступа: http://jungland.ru/node/1493.


Никита Томин 13.11.2015
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
Проекты 2
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
В самом начале сентября, День знаний стал для нас очередным поводом порадоваться – в минском издательстве «Регистр» вышла из печати новая книга из цикла «Таинственная Беларусь». Представляет она из себя сборник докладов, прозвучавших 22 января 2017 года на одноименной конференции «Уфокома» в г. Минске.
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 72
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
23 августа 2017 года в Москве прошла очередная "Необъяснимая встреча", организованная энтузиастами-исследователями загадочного из московской группы "НОЗП". Это, уже третье по счету тематическое мероприятие, которое проходит в уютном гостином зале Белый Лофт, расположенном в парке Сокольники.