Обновление икон на территории Беларуси во время Великой отечественной войны

Несколько лет назад мы уже подробно рассказали о таком явлении как обновление икон, которое прокатилось «волнами» по западной Беларуси, России и Украине в первой половине XX века. Характерно, что все они относились либо к до- либо послевоенному времени. В этом году во время проверки информации о культовом камне поблизости от д. Бобры-Лесники мы совершенно случайно наткнулись на сведения о доселе неизвестном очаге обновлений, имевших место во время Великой отечественной войны в Лидском районе.

Стоит отметить, что целостная картина обновлений на территории Беларуси воссоздается нами буквально по крупицам. При этом военная страница истории с «чудесами» от икон пока в литературе не описана, а если и упоминается, то фрагментарно. Однако можно надеяться, что со временем эти случаи все же станут достоянием общественности, так как в большинстве своем они фиксировались советской властью на местах и до сих пор могут храниться в архивах. В 2006 году мы уже приводили записи, обнаруженные нами в Государственном архиве Брестской области и Зональном государственном архиве г. Барановичи об обновлениях на территории Ружанского, Столбцовского, Ивацевичского, Кобринского и других районов [2].

Недавно стало известно еще об одной истории, всплывшей благодаря пристальному изучению Национального архива Республики Беларусь. Среди верующих Логишинского района Пинской области в июне 1945 года распространились слухи о том, что в доме крестьянки по фамилии Цикуриха чудесно обновилась икона. Священник местной церкви Малофейчик после организации специального молебна перенес эту икону в храм, чем вызвал недовольство уполномоченного по делам церкви при правительстве БССР А.Д. Лобанова, сообщившего об этом диве в Москву. О произошедшем также доложили местному епископу Онисифору (1881-1966), который перенес икону к себе в собор, а верующим заявил: «Поскольку советская власть чудеса отменила, икону новоявленной считать нельзя». Однако верующие все равно приезжали посмотреть на икону [4].

Ареал чудес

21 августа 2015 года экспедиция Уфокома проверяла сведения о культовом камне, расположенном неподалеку от д. Бобры и Лесники (Голдовский сельсовет Лидского района), с которым была связана чрезвычайно редкая история о современном наблюдении Богородицы (обычно подобные былички относятся к дореволюционному времени). Согласно имеющимся сведениям, полученным от Нины Ивановны Кибилды (1929 г.р.), она пасла коров на лугу «Паплавы», когда увидела сияние и то, как Божья Матерь ступила на камень [3]. Сам же камень-следовик примерно в 2012 году местные жители перетянули к развилке дорог у д. Лесники, сейчас он является культурно-исторической ценностью.

Камень-следовик из д. Лесники. Фото А. Подгорного.
Камень-следовик из д. Лесники. Фото А. Подгорного.
 

Эта история заинтересовала нас в рамках устанавливаемых нами корреляций между явлениями святых и наблюдениями НЛО в одних и тех же регионах страны, но в разные временные периоды. Увы, главная героиня истории уже переехала в Лиду под присмотр родственников, которые не дали разрешения на контакт с ней (по состоянию здоровья). Однако оказалось, что в этой же и соседних деревнях во время Великой отечественной войны происходили массовые обновления икон в домах, а также образов на придорожных крестах. Впоследствии мы предприняли еще три разведывательных выезда (24 августа, 19 сентября и 26 сентября) в окрестные деревни, чтобы установить границы возможного «ареала чудес», так как, основываясь на других подобных историях, можно предполагать, что такие волны не ограничиваются одним населенным пунктом, а всегда охватывают и смежную с ним территорию.

Нам стало известно, что в д. Лесники у одной из первых иконы обновились у Стефаниды Ивановны Корней (1938 г.р.). Еще задолго до войны родители Стефаниды Ивановны купили несколько напечатанных в типографии бумажных икон. После войны три иконы с собой увезла мачеха Стефаниды Ивановны, она переехала в д. Бобры, а потом ее забрал брат в Россию, следовательно, что стало с чудесными иконами – неизвестно. Лишь одна икона осталась дома у Стефаниды Ивановны до сих пор («Положение савана во гроб Господа Спасителя»).

Обновившаяся икона. Фото А. Подгорного.
Обновившаяся икона. Фото А. Подгорного.
 

Вот рассказ С.И. Корней об этом событии: «Она [икона] была темная от старости. Наша хата была не курная, а самая обычная, большая с кухней. Это было в годы войны, еще немцы были, то есть до 1944 года. Я проснулась с утра и увидела, что темная икона стала светлой. Я потом пошла в деревню и рассказал, что моя иконка посветлела. Все это [другие обновления] как-то произошло в одно время».

То, что это был не единичный случай, подтвердила нам и Евгения Ивановна Климко (1933 г.р.): «У нее [Стефаниды Ивановны] было много образов. И у нас в некоторых хатах эти образы обновлялись. Шли из других деревень смотреть. И к той самой Стефке [Стефаниде Ивановне], как мы ее называли, подволочные (? – возможно название жителей определенного населенного пункта) приходили из села люди и смотрели. Раньше [у многих] хаты были курные, не было дымохода, так вот те иконы были закуренные, закопченные от дыма (и только там, где были такие «хвандочки», не мог залезть дым). А тут они стали ясные, красивые. Сейчас уже эти иконы пропали, одна перевезена в д. Бобры. Я сама это лично видела».

Деревню все же спалили, многих жителей расстреляли, но некоторые иконы удалось сохранить. Дом мачехи Стефаниды Ивановны стоял на хуторе и немцы не спалили эту хату, поэтому иконы уцелели. Уже во времена советской власти местный священник запрещал обо всех этих событиях рассказывать, боясь, что иконы изымут.

Но у кого еще происходили «чудеса» в хатах? Увы, очевидцев тех событий практически не осталась. Вот что рассказала нам Е.И. Климко: «У меня была сестра замужем… и когда эту нашу деревню спалили, то она сделала землянку. […]. У нее тоже была иконка Спасителя закуренная. И она тоже обновилась и стала такой яркой, будто она только что была сделана. И это было у многих людей такое».

Еще одно интересное обстоятельство: просветление коснулось и придорожных крестов. Продолжает Е.И. Климко: «У нас за деревней Лесники была такая «крыжавая» дорога на Цвербуты, там ставили крест, чтобы скорее эта война кончилась. Вот там [тоже обновлялись иконы]. Это за ночь: и крест сделают и напрядут, а потом крест поставят и полотенце повесят. И иконка там. И вот та иконка обновилась».

Уже когда заканчивалась война, Евгения Ивановна с другими жителями д. Лесники увидела зимней ночью, как небо стало оранжевым и лучи света спустились на землю. Вся земля стала такой же оранжевой, но до восхода солнца ещё было несколько часов. Не то ли это явление Богородицы, даты и обстоятельства которого мы так упорно искали?

Когда мы проводили опрос в соседней деревне Бобры относительно появления камня-следовика, местный житель Владимир Васильевич Грыть (1944 г. р.) также упомянул о том, что во время войны у его родственницы в этой деревне происходили обновления икон. Сейчас того дома нет и про местонахождение этих икон ничего неизвестно. Также мы выяснили от Нины Александровны Жданович (1945 г. р.), что в 50-60 годы XX века, когда она еще жила в д. Остров (Ляховичского района), многие говорили о какой-то обновившейся иконе, которую передали в церковь. Увы, установить какие-либо иные подробности этой истории не удалось.

Другие похожие случаи приводятся собирателями Полесского фольклора в шеститомном справочнике «Традыцыйная мастацкая культура беларусаў». Они произошли в Слонимском (д. Верболоты) и Сморгонском (хутар Драки) районах соответственно. Так, Александра Нестерович (1920 г.р) также рассказала об обновлении иконы на придорожном кресте, расположенном по дороге с Жирова: «Усе вербалуцкія бегалі туды, бегалі глядзець. Яна сіяла разнымі агнямі, разнымі агнямі сіяла тая ікона» (перевод «Все верболотские бегали туда смотреть. Она сияла разными огнями, разными огнями сияла та икона») [5]. К сожалению, очевидцами не упоминаются конкретные временные рамки произошедшего.

Таким образом, можно сделать вывод, что обновления икон происходили как минимум в двух соседних деревнях – д. Лесники и д. Бобры. Как с этими событиями связан культовый камень, который расположен поблизости, пока неясно, однако в будущем следует проследить, имелись ли в очагах массовых обновлений икон подобные объекты. Мы уже обращали внимание на то, что современный случай с обновлением иконы в д. Ольгомель (Столинский район), который мы расследовали в 2010 году, произошел спустя 80 лет после того, как в близлежащей деревне Толмачево в доме семьи Вечерко также обновилась икона. Так что, возможно, чудеса случаются не на пустом месте…

Литература

1. Бутов, И.С. Разведпоездка в д. Ольгомель / И.С. Бутов // Уфоком [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-4513-razvedpoezdka-v-olgomen.html. 19.11.2010.

2. Гайдучик, В. Массовые обновления икон в 1949-1950 гг. Неизвестные факты из пыльных архивов (публикуется впервые) / В. Гайдучик // Уфоком [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ufo-com.net/publications/art-3830-massovie-obnovleniya-ikon-neizvestnie-fakti-iz-pilnix-arxivov.html. 06.04.2006.

3. Дучиц, Е. В. Места явления Богоматери (Иисуса Христа, святых) и чудодейственных икон на территории Беларуси / Е.В. Дучиц // Таинственная Беларусь. М.: Регистр, 2015. С. 31.

4. Крапивин, С. «Поскольку советская власть чудеса отменила, икону новоявленной считать нельзя» / С. Крапивин // tut.by. 24 июня 2015.

5. Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. У 6 т. Т. 3: Гродзенскае Панямонне. У 2 кн. Кн. 2. Мiнск.: Вышэйш. шк., 2006. С. 411-412.


Максим Астрейко, Александр Подгорный, Илья Бутов 06.10.2015
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Как развивалась сибирская аномалистика?
Проекты 117
Как развивалась сибирская аномалистика?
В последний будний день сентября в Музее русского искусства (г. Москва) прошла восьмая «Необъяснимая встреча», на сей раз сорвавшая полный аншлаг. С докладом о Сибирской аномалистике перестроечных времен выступал Виктор Николаевич Фефелов, уже знакомый многим по своей активности в сфере исследований полтергейста.
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
Проекты 2
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
За последние два месяца издательство "Регистр" радует читателей уже второй книгой по конференциям "Уфокома". На этот раз вышел сборник четвертой по счету конференции "Таинственная Беларусь", прошедшей весной этого года в Национальной библиотеке.