Некоторые аспекты литовских народных наблюдений за солнцем в период летнего солнцестояния

Введение

Праздник Rasa («роса») или Kupoles, – это праздник летнего солнцестояния, который отмечался в древности в Литве. В период христианизации Литвы в конце XIV–XV вв. этот языческий праздник совпал с христианским праздником в честь св. Иоанна Крестителя, и сохранился как Йонинес (Jonines), день св. Иоанна. Этот день соответствует летнему солнцестоянию. Однако многие традиции, которые дошли до нашего времени, уделяют мало внимания солнцу и сосредотачиваются скорее на обрядах, связанных с огнем, водой, растениями, что часто отмечается этнографами и фольклористами. Например, в своем обзоре литовских обычаев праздника Йонинес, Балис отмечает, что трудно проследить четкую связь с культом солнца и его поворотом. Преобладающими являются представления о растениях (Balys 1993: 240–242).

Анализ этноастрономического материала, известного о празднике Йонинес, однако, показывает, что солнечные аспекты этого календарного праздника должны были быть более важными в древности. Календарная система на основе годового цикла движения солнца должна была обязательно привести к признанию двух самых выдающихся позиций солнца и связанных с ними дат. Эти важные позиции, которые довольно просты, чтобы отметить их на горизонте, соответствуют летнему и зимнему солнцестояниям. Определение даты и ритуала, маркирующих эти события, должно было иметь большое значение в традициях Балтии и древней литовской культуры, в которых повседневная жизнь была организована в соответствии с солнечным и лунным календарями.

В последнее время археоастрономические и этноастрономические исследования показывают, что в архаических культурах за солнцем, луной и другими небесными телами тщательно наблюдали. В Литве холм, известный под своим популярным именем Гора Бируты, у города Паланга на побережье Балтийского моря, рассматривался в качестве древней ритуальной площадки для астрономических наблюдений. Согласно археологическим исследованиям, в XIV – XV вв. на нем было множество деревянных столбов, служивших для подобных наблюдений. Эти столбы позволяли фиксировать азимуты восходов и заходов солнца и луны (Lovčikas 1996: 128–129, рис. 7–9). Память о подобной практике сохранилась в литовском фольклоре до наших дней; например, текст следующей песни доказывает, что за солнцем наблюдали с помощью деревянных столбов: «На широком синем море // Солнце поднималось на шестах // На двух-трех столбах // На девяти стрелах».

Реконструкция святилища на «Горе Бируты» в Литве.
Реконструкция святилища на «Горе Бируты» в Литве.
 

Видимые северные и южные границы движения солнца на горизонте и то, как это наблюдалось, оставили свои следы в обрядах и устной традиции, на которые они сильно повлияли. Я рассмотрю здесь некоторые из сохранившихся традиций праздника Rasa с археоастрономической точки зрения.

Продолжительность и календарный день празднования летнего солнцестояния

Одна из главных целей астрономических наблюдений – определение важных календарных дат. Рассмотрим вопрос о дате проведения праздника Rasa. Согласно сведениям М. Стрыйковского (1846: 146), эти празднования начинались 25 мая и продолжались до 25 июня. Даукантас (1976: 541) считает, что торжества Rasa длились 14 дней. До недавнего времени в соседней Латвии празднование продолжалось целую неделю. Но в других частях Европы даты иногда выглядят по-другому. В Австрии, например, продолжительность празднования летнего солнцестояния около 12 дней (24 июня – 4 июля).

В настоящее время в Литве и в других европейских странах среди сельских жителей эти праздники обычно проходят между 24 и 29 июня. Можно предположить, что широкий спектр дат, охватывающих этот праздник, может быть связан с наблюдениями за изменениями азимутов восхода и захода солнца, его замедлением и остановкой на солнцестояние, предшествующей его повороту в другом направлении. Деревенские жители были хорошо осведомлены о направлениях восхода и захода солнца: не на востоке и западе, но на северо-востоке и северо-западе на летнее солнцестояние. О том, что крестьяне внимательно наблюдали за солнцем, свидетельствуют выражения, которые используется для этих времен года. Точки восхода и захода солнца на летнее солнцестояние называют «высоким летним востоком и высоким западом» и направления зимнего восхода и захода солнца, как «зимний низкий восток и низкий запад». Некоторые люди до сих пор используют определенные природные места, чтобы отметить расположение солнца в крайних точках. Например: «У дуба Seliutai (фамилия помещика), солнце поднимается и садится на склоне Pamociškes в феврале, и когда дни становятся длиннее, приходит март. Когда день становится длиннее, мы говорим, что солнце встает на холме Калнас. Каждый холм или возвышение имеет имя» (5 – порядковый номер информанта из списка в конце статьи). Здесь узнаваемые черты локального ландшафта, такие как дерево во владениях соседа, используются в качестве важной календарной отметки. Если мы принимаем погрешность около 1° для измерения азимута, значит, жители должны были считать, что на летнее солнцестояние солнце достигало своего крайнего положения и останавливалось примерно между 13 и 30 июня, то есть период до 18 дней. Центральная дата этого периода соответствует астрономической дате солнцестояния. Слово солнцестояние (англ. solstice) происходит от латинского solstitium, означающее «остановка солнца» и в том же значении встречается в других языках, например, имеется русский термин «солнцестояние». Но в литовском языке летнее солнцестояние называется saulėgrįža «поворачивающееся солнце», которое подчеркивает процесс поворота солнца, а не мотив его остановки. Мы можем легко согласиться, что этот «поворот» означает изменение направления солнца на горизонте вокруг северной границы своего азимута, но это также означает изменение в длине дня и ночи. До этого дни становились длиннее, а ночи короче, но после солнцестояния соотношение протяженности дня и ночи меняются. Также можно найти довольно прозрачные выражения о наблюдении остановки и регрессии солнца, например: «Солнце стоит около двух недель на святого Иоанна, а потом дни становятся короче до Рождества» (4). «Когда день длинный – солнце стоит на одном и том же месте в течение четырех дней, а затем солнце встает на ноги и дни становятся короче» (5). «Солнце стоит на одном месте со дня св. Иоанна до дня св. Петра, а затем дни становятся короче». И об этом говорят, что «день прыгает назад» (6) или, что чаще, «солнце прыгает назад». Вполне возможно, что в древние времена выбор момента празднования летнего солнцестояния был связан с вышеупомянутым периодом «остановки» солнца. Кульминация праздника, возможно, была связана с окончанием этого периода «стояния» солнца, когда говорят, что оно «прыгает назад». Это предположение позволяет нам объяснить, почему в исторических источниках праздник Rasa занимает столь длительный период, а также понять смысл выражения «танцующее солнце».

«Игра Солнца» в Купальское утро, Крупский район 2012 год.
«Игра Солнца» в Купальское утро, Крупский район 2012 год.
 

Некоторые возможные объяснения «танцующего солнца»

Возможно, что такие выражения, как «поворачивающееся солнце», «солнце прыгает назад» и «солнце встает на ноги» изначально обозначали просто движение солнца на горизонте в период летнего солнцестояния. Однако эти слова могут описывать движения танцора: встать на ноги, прыгать туда и обратно, повернуться; и в результате контоминации люди начали использовать слово «танец» для понимания смысла этих процессов. А потом, когда оно распространилось в фольклоре, было понято в буквальном смысле, что солнце танцует. Поверие о том, что мы можем наблюдать солнечные танцы утром после праздника солнцестояния, является общим для всей Европы; и в Литве, например, танцующее солнце называется Saule šoka: «Солнце танцует (šoka) 29 июня и прыгает обратно (atšoka), и дни становятся короче» (3). «На святого Петра, солнце танцует (šoka) и дни становятся короче» (2). «На святого Петра, солнце прыгает назад (atšoka). Солнце прыгает (šokineja), ведьмы прыгают (šokineja), и солнце. День прыгает назад (atšoka). Со дня св. Иоанна до дня св. Петра он останавливается на том же месте, а потом дни становятся короче» (6). «В день св. Петра солнце танцует (šoka) и мерцает. Возможно, тогда солнце прыгает обратно (atšoka) и дни становятся короче» (4). «На святого Петра солнце прыгает назад (atšoka) и дни начинают заметно становиться короче. [...]. Солнце поворачивается (grįžta atgal), и дни становятся короче от Святого Петра...» (1). Это сравнение и путаница между поворотом и оборотом, прыжками и танцами часто и хорошо фиксируется. Тем не менее, чаще всего просто говорят, что солнце танцует (šoka) во время восхода. Иногда также говорили, что оно одевается или изменяет цвета (rėdosi) (Balys 1993: 240–242). В популярном представлении «танец» солнца ассоциируется с «прыжками», то есть, когда солнце движется вперед и назад от восхода до захода. Мотив танцующего солнца широко известен в Европе. Латыши, белорусы, русские, французы, итальянцы, поляки, болгары и греки также упоминают «танцы» («игру», «перекатывание» и т.д.) солнца утром на день св. Иоанна и св. Петра. В большинстве районов рассказывают, что солнце танцует утром в дни Иоанна и Петра, но и другие источники упоминают, что любопытно, тот же танец солнца на Жирный вторник или пасхальное утро. Может ли это означать, что есть еще одна причина возникновения этого поверия, помимо той, о которой уже шла речь?

Возможно, что этот танец солнца отражает оптическую иллюзию за счет меняющегося цвета и азимута солнца вблизи горизонта. Дифракция света и фильтр из слоев атмосферы могут дать другое свечение утреннему солнцу от темно-красного до бледно-белого. Это могло бы объяснить мотив одевания солнца в зависимости от разницы температур в атмосферных слоях. Существует еще один вариант: атмосферная рефракция может привести к тому, что мы на рассвете видим солнце над горизонтом, когда, на самом деле, оно все еще под ним. Явление объясняется тем, что лучи света, которые проходят через атмосферные слои различных температур и влажности, действуют, как зеркала, и несут свет точно так же, как оптическое волокно. Рефракция всегда поднимает объекты вертикально. В северных широтах, где угол восходящего солнца к горизонту имеет важное значение, это в значительной степени может сместить его азимут и, если изменяются атмосферные условия, такие как температура и влажность воздуха, важные в момент солнцестояния, солнце, вместо кажущейся остановки на месте в течение нескольких дней, может дать иллюзию отступления назад и вперед несколько раз, прежде чем появится более определенное движение назад. Эти эффекты преломления и могут объяснить, почему это явление так широко связано с праздником св. Иоанна и с некоторыми другими празднованиями, такими как Жирный Вторник на масленичной неделе или Пасха. Можем отважиться и на еще одну гипотезу: вполне возможно, что на всех крупных праздниках была традиция танцевать и наблюдать за закатами или рассветами. И снова близость этих двух мероприятий непосредственно привела бы к смешиванию, где «танцующее солнце» могло быть просто результатом лингвистической контаминации этих двух видов деятельности.

Процесс наблюдения восхода и захода солнца, неважно для ритуальных соображений или нет, подразумевает созерцание солнца в течение длительного времени. Это производит квази-гипнотическое состояние и субъективные оптические аберрации: кажется, что солнце дрожит, прыгает с места на места и вращается вокруг себя все быстрее и быстрее. Все эти рассказы о танце солнца в определенные даты будут просто означать, что они были единственными временами года, когда следили за солнцем. Они отражают лишь исключительность этих праздников и дают нам указания о времени для самых известных древних языческих праздников. В любом случае все это ясно показывает, что наблюдения за солнцем в некоторые важные отрезки года практиковалось издревле в европейских дохристианских традициях. Они были привязаны к христианскому культу на те же даты, и очень часто праздники отмечались в тех же местах. Вполне возможно, что обрядовый столб1 на праздник Rasa можно было бы использовать для целей наблюдений. Его можно было бы использовать в качестве своего рода гномона, отбрасывающего тень, с помощью которой отмечали момент ритуала.

Купальский столб. Крупский район, 2013 год.
Купальский столб. Крупский район, 2013 год.
 

Мы знаем из современных этнографических материалов, что использование гномона было хорошо известно в народных традициях. Иногда встречается полное описание, как, например, в следующем фрагменте: «Когда солнце перемещается дальше на север, день будет самым длинным. Тогда наступает день св. Иоанна». Самый продолжительный день определяется следующим образом. «Выберите какое-нибудь дерево посреди поля или что-то одиночное, что не заслоняется. В один день на закате нужно отметить длину тени дерева, и конец тени обозначить столбом. Следующим вечером эти действия нужно повторить. Так не только будет отмечена длина тени, но и угол, под которым она падает. Когда тень от дерева достигнет дальней точки [на юге], это значит, что наступил самый длинный день» (5). Мы можем найти в старом литовском этнографическом материале четкое упоминание об обрядовых деревянных гномонах/столбах, которые возводились только в некоторых конкретных случаях. На Жирный вторник была традиция закрепления колеса на высоком шесте, символизирующего солнце на день св. Иоанна. По длине тени, отбрасываемой столбом, люди рассчитывали время и определяли дату проведения праздника самого долгого дня (Kudirka 1992: 30). Есть и другие косвенные свидетельства о наблюдении за солнцем: «Только тот, кто не спит в ночь святого Иоанна, может увидеть танцы и одевание солнца». Говорят, что на это нужно смотреть через шелковый шарф (Balys 1993: 241), через дымчатое стекло, или через щель в бане (Balys 1935-1940). Последнее условие наблюдения за восходом солнца из бани наиболее интересно. Оно напоминает технику камеры-обскуры, известную из других археоастрономических и этноастрономических источников. Календарная дата отмечается в соответствии с коротким отрезком времени, когда солнечный луч освещает специальный знак через небольшое отверстие в темном месте, храме или пещере. Также здесь может быть указание на святость этого периода года в дохристианской культуре Литвы, так как баня была в то время ритуальным местом, используемым для очищения перед всеми великими событиями частной и общественной жизни на протяжении всего года. Это упоминание должно относиться к языческим пережиткам. Известно, что христианская церковь боролась против традиций бани в Литве до конца 16-го века.

Этнограф Й. Пятрулис (J. Petrulis) записал очень интересную информацию, касающуюся наблюдений на солнцестояние в Литве (Trinkunas 2000: 72). Некий деревенский мастер по имени Бутвила прекращал работу и исчезал на две недели вблизи времени летнего солнцестояния. По возвращении он говорил: «Трудный год будет для меня, если я не буду наблюдать за поворотом солнца, когда оно летом показывает себя». Самое теплое время года, безусловно, способствует самоизоляции. С учетом того, что христианский покровитель этого времени – святой Иоанн Отшельник, народная традиция, возможно, приняла его легче, так как в это время года некоторые крестьяне были в полном одиночестве или только в компании овец и крупного рогатого скота.

Гало в день летнего солнцестояния. Гольшаны, 2009 год.
Гало в день летнего солнцестояния. Гольшаны, 2009 год.
 

Считается, что наблюдение за небесными телами было одним из самых важных занятий чародеев и жрецов в дохристианские времена. Когда христианство утвердилось, наблюдение за небесными телами и некоторые другие древние ритуалы сохранялись и выполнялись только старшими членами семьи. Но когда практика наблюдений для установления праздничных дат была вытеснена использованием Пасхалий (календарных таблиц), астрономические обряды и традиции, основанные на непосредственном наблюдении за светилами, исчезали в первую очередь. Мотивы флоры и фауны сохранялись в течение более длительного времени, потому что они не так очевидно были связаны с языческими религиозными верованиями; они были также более практичными и понятными для людей.

Выводы

1) Литовский фольклор и этнографические материалы содержат свидетельства о сохранившихся практиках наблюдения за солнцем с целью определения календарных дат.

2) Продолжительность праздника литовского летнего солнцестояния была связана с наблюдением за так называемой «остановкой» солнца, медленным снижением и увеличением прогрессирования его азимутов утром и вечером.

3) Выражение «танцующее солнце» имеет свои истоки в этих практиках наблюдений за солнцем на горизонте.

Примечания

1. Kupole – столб с корой, украшенный цветами и зеленой растительностью, который устанавливался в земле на месте празднования, обычно на вершине возвышенности.

Список информантов

1) Balevičiute Jadvyga, род. в 1925, Balkasodis village, Miroslavo district, Alytus region. Записал V. Vaitkevičius, 1993.

2) Bauliene Ona, роди. в 1919, Žiežmariai village, Kaišiadorys region. Записал A. Morkunaite, 1994.

3) Maskeliunas Liudas, род. в 1907, Lapsiai village, Seirijai district, Lazdijai region. Записал A. Vaicekauskas, 1984.

4) Mikalauskaiti Salomeja, род. в 1924, Griškabudis village, Griškabudis district, Šakiai region. Записал E. Žiemys, 1992.

5) Vilkevidius Juozas, род. в 1909, Paluobiai village, Griškabudis district, Šakiai region. Записал J. Šorys, 1992.

6) Žakauskas Bronius, род. в 1912, Padumbliai village, Kapčiamiestis district, Lazdijai region. Записал A. Morkunaite, 1992.

Список литературы

1. Balys, J. (составитель). 1935–1940. Обзор верований. Составлено на основе архива литовского фольклора (LTA). Эта рукопись теперь принадлежит отделу этнологии Института истории при Академии наук Литвы. Вильнюс.

2. Balys, J. 1993. Lietuvių kalendorines šventes. Vilnius.

3. Daukantas, S. 1976. Raštai, vol. I. Vilnius.

4. Kudirka, J, 1992. Užgavenes. Vilnius.

5. Lovčikas, S. 1996. Review of archaeoastronomical objects in Lithuania. In Proceedings of the Second SEAC Conference, Bochum. August 29lh-31", 1994, ed. W. Schlosser, 139-149. Bochum.

6. Stryjkowski, M. 1846. Kronika Polska, Litewska, Zmudyka i wsyzstkej Rusi. Wydanie nowe dokladnim powtorzeniem wydania pierwotnego krolewieckiego z roku 1582, vol. 1. Warsaw.

7. Thurston, H. 1994. Early Astronomy. New York.

8. Trinkunas, J. 2000. Baltn tikejimas. Vilnius.

Перевел с английского Д. Скворчевский. По изданию: Vaiškūnas J. Some aspects of Lithuanian folk observations of the sun during the summer solstice period // Calendars, Symbols, and Orientations: Legacies of Astronomy in Culture / Edit. M.Blomberg and ather, Uppsala, 2003. P. 33–39.


Йонас Вайшкунас 03.01.2015
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
Проекты 2
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
В самом начале сентября, День знаний стал для нас очередным поводом порадоваться – в минском издательстве «Регистр» вышла из печати новая книга из цикла «Таинственная Беларусь». Представляет она из себя сборник докладов, прозвучавших 22 января 2017 года на одноименной конференции «Уфокома» в г. Минске.
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 72
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
23 августа 2017 года в Москве прошла очередная "Необъяснимая встреча", организованная энтузиастами-исследователями загадочного из московской группы "НОЗП". Это, уже третье по счету тематическое мероприятие, которое проходит в уютном гостином зале Белый Лофт, расположенном в парке Сокольники.