Феномен "нерукотворных ликов" в Лыщанской церкви

  Во время поездки членов «Уфологического комитета» 2 декабря 2007 года в Пинский район в планах значилось и посещение расположенной на дороге Логишин-Ганцевичи деревни Лыще, славящейся малоизвестной современным белорусам чудодейственной иконой «Явленной Божьей Матери» в местной церкви св. Александра Невского. Данный пункт был в наших планах уже несколько лет, но осуществить это довелось только теперь. Приехать удалось только к сумеркам, когда церковь была давно уже закрытой, а священника не было в деревне. Однако благодаря помощи матушки, Людмилы Викторовны (жены отца Александра), и некоторых членов приходской общины мы смогли осмотреть открытый ради нас храм и то, ради чего мы сюда приехали. Как оказалось, гостям здесь рады. Отсутствие из-за неизвестных неполадок электрического освещения в церкви не помещало при свете свечей осмотреть икону и выслушать чрезвычайно интересный и насыщенный рассказ о ее истории и чудесах, ею творимых. Но… обо всем по порядку.

  История храма и иконы

  Впервые церковь в Лыще (Доброславского прихода Минской губернии) была построена в 1889 году и освящена 22 октября (4 ноября) во имя св. Александра Невского. Место было выбрано не случайно, так как, по преданию, это место было отмечено чудом: именно здесь остановилась икона Божьей Матери, «шедшая по воздуху с востока». Считается, что этим сама Богородица указала место для строительства храма. Недаром здесь сильно ее почитание.

  1910 год был отмечен очередным чудом… Как гласит предание, которое из-за устной передачи из поколения в поколение получило несколько не сильно расходящихся друг с другом вариантов, 4 (17) сентября старосте Лыщенской церкви Даниилу Шепелевичу ночью был голос: «Встань, Даниил, иди в церковь!» Подумав, что это ему почудилось, он снова уснул, но голос повторился и во второй, и в третий раз: «Встань, Даниил, иди в церковь, там творятся чудеса!» Взяв с собой пяти-шестилетнего племянника (или пасынка), он отправился в храм, по дороге в который их сопровождал впереди заяц, бурно проявляющий радостные эмоции: прыгал перед людьми и кувыркался. Но главное ждало впереди. Храм предстал перед ними в сиянии: окна были ярко освещены, а от купола до небес возвышался «огненный столб». По преданиям, собранным брестчанкой В.А. Воложиной, это необычайное явление заметили даже и жители близлежащей деревни Юзефины.

  Далее предоставим слово повествованию Веры Адамовны Воложиной: «Упав на колени, Даниил пополз к храму. В церкви горели свечи и лампадки и слышалось необыкновенное пение. В страхе и трепете Даниил упал на лице свое. Невидимая рука подняла его и голос произнес: «Встань, Даниил, не бойся, ты увидишь чудо и слушай, что Я буду говорить. В алтаре обновилась икона Спасителя. Возьми ее и поставь в храме с левой стороны, на солее. Через три дня увидите великое чудо. Расскажи о чудесах всем людям!». Даниил ответил: «Господи! Мне же не поверят. Но если все действительно происходит, то я маслом из лампадки помажу бородавку (большая бородавка закрывала его глаз) – и пусть она исчезнет». И Даниил тотчас исцелился».

  И тут варианты несколько расходятся. Кто говорит, что церковный староста в тот же день заметил нечто новое на иконе, кто – на следующий день, а по вышеприведенному изложению – на третий день. Встретился в литературе и такой вариант: мол «поп Хлебцевич после окропления «святой» водой куска материи получил отчетливое изображение «богородицы», но это не подтверждается преданиями и другими источниками. Как бы там ни было, считается, что именно тогда иконе с изображением Иисуса Христа чудесным образом проступил лик Богородицы, как бы выглядывающей из-за его правого плеча. Дата эта увековечена на обратной стороне иконы.

  Специальная комиссия из духовных лиц в установленном порядке «подтвердила сверхъестественный характер» изменений, произошедших на иконе. С тех пор икона привлекает к себе паломников, жаждущих исцеления от болезней, и, если верить многочисленным рассказам, она действительно помогает. Местное чудо тщательно оберегали, в Великую Отечественную войну Д. Шепелевич вывез ее на Брянщину.

  Во время советской власти, время атеистических антирелигиозных гонений, местная достопримечательность не могла остаться вне внимания соответствующих учреждений. Лыщанская церковь и ее чудесами упомянута в 1955 году в отчете уполномоченного Совета по делам русской православной церкви по Брестской области:

  «Из приписных церквей в Доброславской приходской общине наиболее систематически используется для отправления религиозного культа Лыщевская приписная церковь. Богослужения в ней совершаются более 12 раз в год – по всем «богородичным» дням, как заявил священник этой общины Цихоцкий П.М. Наибольшей многолюдностью отмечается богослужение в Лыщевской церкви в день «девятника» и местной чтимой иконы «явленной божией матери» 16 июня. С этой иконой здесь бытует такая легенда: – «В 1913 году [дата указана неверно – авт.] перед первой мировой войной на иконе «Христа спасителя» проявился «лик богоматери», а потом через год началась и мировая война. Это «чудо» проявления «лика богоматери» и отмечается ежегодно 16 июня в этой церкви. На иконе «Христа спасителя», расположенной с левой стороны амвона заметно за изображением «Христа» затемнённое лицо и левая рука т. н. «богоматери» как бы выглядывающей из-за правого плеча «Христа спасителя».

  И властям нужно было что-то делать… Но шло время «хрущевской оттепели», когда гонения на религию были ослаблены. В 1958 г. уполномоченный отмечал: «По поводу местно-чтимой иконы «Христа Спасителя» с «явленной Б. М.» в Лыщанской приписной церкви, Логишинского района мною пока ничего не предпринято, так как там временно нет священника, а с благочинным мне в декабре 1958 г. встречаться не приходилось».

  Но неумолимое «время Х» наступило: в 1962 году Лыщанская церковь была разрушена, сломанный иконостас валялся на улице, но жители деревни подобрали брошенные иконы и бережно сохранили. Икона «Явленной Божьей Матери» некоторое время находилась в дер. Доброславка, а в 1964 году была перенесена в Св. Кирилло-Мефодиевскую церковь Погост-Загородска. Во время своего нахождения в последней она в течении трех лет находилась у одной местной жительницы, которая укрывала ее у себя от властей даже под угрозой тюрьмы, а после была отдана в церковь.

  Ситуация изменилась в 1990-е годы. В 1994 году в Лыще был заложен новый храм, посвященный тому же св. Александру Невскому, – по проекту и под руководством Павла Шоломицкого. И с этим событием связано относительно свежее предание о «чуде». По рассказу прихожан, строители, работавшие при его возведении, однажды заспались и увидели огонь над храмом. Это было воспринято как знак того, что им следует немедленно отправляться и приниматься за работу.

  Во время строительства произошло еще одно знаменательное событие. Как рассказала нам прихожанка Вера Сильвестровна, одна женщина увидела во сне Божью Матерь совершенно голую и спросила ее: «Божья Матерь, это ты?» – «Это я», – последовал ответ. «А что ж вы, Божья Матерь, голая?» И последовал ответ: «Меня юзефинцы раздели, а лыщенцы оденут». Стоит отметить, что председатель сельсовета из Юзефин участвовал в разрушении старого храма. И данное сновидение было воспринято как иносказательное благоволение свыше на постройку.

  Через 9 месяцев строительство завершилось и в 1995 году церковь была открыта. В том же году чудодейственную икону вернули на свое прежнее место во время пешего крестного хода, пронеся ее через деревни Круглое и Доброславку.

  Икона «Явленной Божьей Матери»

  Икона предположительно написана на холсте. На ней – поясное изображение Иисуса Христа, схожее с характером его отображения на иконах «Тайной Вечери». По обеим сторонам фигуры Спасителя надпись под титлами – IИС ХРС (Иисус Христос), над головой – нимб. Спаситель в красном хитоне и гиматии бирюзового цвета; правой рукой Господь благословляет хлеб, который держит в левой руке. На столе Чаша. За образом Спасителя – поясное Нерукотворенное изображение образа Божией Матери в бордовых одеждах, такого же цвета и головной покров. Богоматерь изображена с молитвенно поднятыми руками, как на иконах «Знамение». Вернее, видна только ее левая рука, выглядывающая из-за плеча Христа.

  По рассказам прихожан, не каждый может разглядеть проявившееся нерукотворное изображение Богородицы. Не всякому дается. Вероятно, первоначально образ проступал слабо и неясно и со временем становился все более отчетливым. По утверждению местного церковного старосты, чудотворный лик с каждым годом становится все более ясным и четким. По словам В.А. Воложиной, ей в 1996 году была подарена фотография иконы, сделанная в 1984 году. В то время лик был открыт только частично, но со временем изображение как на иконе, так и на фотографии проступило больше.

  Считается, что помимо проступившего изображения Богоматери проявляются немного и новые изображения. Как сообщает В.А. Воложина: «В центральной части Иконы, на втором плане, изображены патриархи. Справа – мужской образ в одеяниях бордового цвета, правая рука в благословляющем жесте; образ женщины с наклоненной головой и молитвенно сложенными руками. В верхнем правом углу – Крест (четвероконечное древо, расположен горизонтально), подобный тому, каким изображают на иконах Крест Христов, который нес Господь, идя на Голгофу». Однако, разглядеть нам сие оказалось не под силу. Правда, нечто смутно похожее угадывается в центре правой стороны иконы. С крестом же оказалось гораздо проблематичнее. Может быть, в этом повинно только воображение глубоко верующих, различающих в смутных силуэтах знакомые образы. А может это действительно имеет место и со временем они также станут отчетливо видимы.

  Как поведали прихожане, в настоящее время икона официально не причислена церковью к числу чудотворных, однако со стороны священника поступило наставление, чтобы они тщательно следили за ней и собирали факты чудесных исцелений.

  «Разоблачения» советского и нашего времени

  В годы антирелигиозной пропаганды на широкую ногу была поставлена соответствующая пропаганда и агитация. По стране разъезжали лекторы, в массовом порядке выходила разоблачительная литература. Не избежала внимания и лыщанская икона с нерукотворным ликом, избранная в качестве примера для изобличения методики и технологии изготовления подобных чудес.

  В седьмой главе книги «100 ответов верующим», посвященной божьим чудесам, вещим снам и суевериям, после упоминания появления в 1910 году в Лыще нерукотворного облика последовал рецепт для производства подобных икон в массовом порядке: «Известно немало способов показать фокус внезапного появления на чистом месте рисунков и надписей. Можно взять, например, раствор химического соединения хлористого кобальта и сделать им на бумаге рисунок. Он не будет заметен. Но стоит бумагу нагреть – и рисунок станет видимым. Он будет ярко-синего цвета. То же самое произойдет, если невидимый на бумаге рисунок, сделанный раствором уксуснокислого свинца, окурить сероводородом. В этом случае изображение будет коричневым. Рисунок может проступить и помимо специального окуривания сероводородом, если невидимая картина находится в помещении, где бывает большое скопление народа. Ведь организм выделяет сероводород. Под его воздействием и может свершиться «чудо».

  В наши дни пример Лыщанской иконы избрал для иллюстрации химического фокуса учитель химии и биологии из г. Строитель Л.В. Лебедев, что описано им в составленной в 2006 году методичке по новаторским способам проведения уроков, школьных вечеров, конкурсов с наглядными опытами. В частности, в ней приводится свой рецепт изготовления «нерукотворных ликов»: «Перед демонстрацией опыта на листе бумаги раствором фенолфталеина нарисовать лицо. Высушить. Во время опыта лист подержать над раствором нашатырного спирта. В результате этого – индикатор фенолфталеин изменяет цвет в малиновый (в щелочной среде)».

  Химические фокусы, конечно же, интересны и познавательны, но отсылка в качестве примера к упомянутой иконе безосновательны. Наиболее вероятно, авторы приведенных изобличительных «рецептов» были знакомы с ней только понаслышке и даже не представляли себе ее вид. В ходе данных химических опытов можно получить только монохромное изображение, а лик на иконе, как мы видим, цветной и похож на написанный красками. Если и есть рациональное объяснение его возникновению, то явно не такое.

  Чудеса продолжаются

  Чудеса с иконами, видимо, продолжаются и по сей день, не ограничиваясь одной только «Явленной Божьей Матерью». Эти события произошли примерно в 1999-2000 году.

  Рядом с церковью св. Александра Невского расположено деревенское кладбище, на территории которого расположена небольшая невзрачная деревянная часовня с длинным навесом над колодцем. По словам церковного старосты прихода Виктора Яковлевича, именно здесь когда-то располагался прежний храм. На входом ее висят четыре иконы, обрамленные рушниками, – две современные по центру и по бокам – две довольно внушительного возраста, пострадавшие от неблагоприятных условий и с лупящейся краской. Это образы из царских ворот разрушенного храма, круглой формы, с сюжетами на тему Благовещения. На левой изображена Богородица, справа – принесший ей благую весть ангел. Долгое время они висели там с потемневшими от времени красками.

  Автором открытия стал 10-летний мальчик из Ивановского района, излечившийся здесь от облысения и в очередной раз вместе с матерью посетивший Лыщанский храм. Во время прогулки по кладбищу к часовенке, где бывал не единожды, он обратил внимание на висящие там иконы. Но вместо известных ему по прежним наблюдениям почерневших от времени образов его взору представились посветлевшие святые лики. Весть об обновлении икон тут же разлетелась по приходу.

 

  Однако, обновлениями дело не обошлось. На иконе с Девой Марией, на фоне ее фигуры обнаружился проступающий лик Богородицы-Оранты, практически идентичный с находящейся в храме «Явленной Божьей Матерью». Видны голова и небольшая часть поднятой левой руки. Пропорционально оба изображения схожи, но для уточнения этого вопроса необходимы более тщательные измерения.

  Мысли вслух

  Мы имеем дело с феноменом «нерукотворных изображений» – образов, возникающих якобы без участия человека, словно по воле некой незримой силы. Мы уже обращались ранее к этой теме в связи с изучениями случаев с изображением на одном из надгробий Тришинского кладбища в Бресте, похожем очертаниями на иконописный лик Девы Марии и образованный налетом одноклеточной зеленной водорослью Плеврококк (Pleurococcus), а также чрезвычайно живописного лика Христа на стене возрождаемого монастыря в Пустынках. Также имеются сведения о переотражении лика на стекле одной из икон в церкви поселка Микашевичи. Везде мы имеем один и тот же по сути характер явления, но сильно отличающиеся по технике исполнения явления. Лежит ли в основе их некий общий принцип?

  Что же касается лыщенских икон, то на ум приходит только одно естественное объяснение происходящему. Можно допустить, что на иконах первоначально были написаны образы Богоматери «Оранты» с вознесенными к небу руками в древнем молитвенном жесте. Потом, в силу ветхости изображения или иных причин, поверх были написаны новые иконы с другими сюжетами. Со временем, при изнашивании верхнего слоя красок (стирания, облупливания краски) сквозь него могли проступить очертания первоначальных фигур. Если это так, то икона «Явленной Божьей Матери» первоначально должна была бы быть больших размеров, и в последствии была обрезана сверху и слева. Именно с левой стороны не хватает пространства для изображения поднятой правой руки Богородицы. А при внимательном рассмотрении можно заметить, что сквозь волосы Христа с левой стороны просвечивает прикрываемая им часть лица Девы Марии. Чем не косвенный признак для данной гипотезы?

  Но так ли это или мы имеем дело все же с чудом – на этот вопрос может ответить только тщательная искусствоведческая экспертиза, проведенная соответствующими высококлассными специалистами. Но об этом пока остается только мечтать. А в настоящее время тянутся к иконе немногочисленные паломники, желающие исцелиться от различных болезней. И для верующих людей подобная экспертиза, как и вопрос разгадки тайны нерукотворного лика, не имеют значения. Значима здесь только сила веры, способная творить настоящие чудеса.

  Литература и источники:

1. 100 ответов верующим. Москва: Политиздат, 1974.
2. Видеозапись беседы с прихожанами Лыщанской церкви св. Александра Невского // Личный архив автора.
3. Воложина В.А. Встань, не бойся, увидишь чудо… // Русь Православная. 2000. №3-4 (март-апрель).
4. Иеродиакон Василий (Костюк). История Полесской епархии. 1922 – 1944 гг. Брест, 1999.
5. Ильенков В. Даруя благодать // Пінскі веснік. 2001. 6 красавіка.
6. Куницкий П. Открылось чудо глазами ребёнка // Брестский курьер. 2001. 1 марта.
7. Лебедев Л.В. Обобщение опыта. Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые формы и методы. Строитель: МОУ СОШ № 3, 2006 // По материалам Интернет.
8. Отчётно-информационный доклад за 1-е полугодие 1955 г. уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Брестской области Авласенко А.Е. за № 10/с от 12 июля 1955 года [Государственный архив Брестской области, ф. 1482, оп. 2, д. 18, лл. 35-37].
9. Отчётно-информационный доклад за 1958 г. уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Брестской области Авласенко А.Е. от 14 января 1959 года [Государственный архив Брестской области, ф. 1482, оп. 2, д. 24, л. 56].

  P.S. Отдельно выражаем свою признательность матушке Людмиле Викторовне за подаренную фотокопию иконы и усилия в организации посещения нами храма, церковному старосте Виктору Яковлевичу и Вере Сильвестровне за экскурсию по церкви и подробный рассказ о преданиях, связанных с иконой.


История Лыщанской церкви вызывает споры...

На основе наших материалов в газете "Обозреватель" некоторое время назад вышла статья об иконе и храме. Но, как оказалось, не все согласились с изложенным материалом, в частности - по поводу истории разрушения прежней церкви. Как оказалось, жители деревень Лыще и Юзефины придерживаются различных версий по поводу того, кто прав, а кто виноват. Гвоздем преткновения стал сон, который приснился одной из прихожанок. По записанному нами на видеокамеру рассказу, во сне из уст Божьей Матери якобы прозвучала фраза: «Меня юзефинцы раздели, а лыщенцы оденут». По контрверсии юзефинцев, на момент разрушения церкви председателем сельсовета был отнюдь не юзефинец...

Так как мы некоторым образом оказались сопричастны возможно в неправильной подаче фактов, которые вовсе не лежат в сфере наших интересов, то также должны сообщить об этом. Ниже приводится статья из "Обозревателя", вышедшая в ответ на присланное от жителей Юзефин письмо:



Дмитрий КОРСАК

РАЗОБРАННУЮ ЦЕРКОВЬ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НА ДРОВА

Удивительным образом преображается история в народном пересказе. Порой черное становится белым, а сподвижники – настоящими злодеями. К сожалению, наша газета стала невольным посредником распространения одной такой «легенды», и мы спешим исправить ситуацию.

В № 49 от 7 декабря 2007 года в статье «Рожденная огненным столбом» мы написали о чудотворной иконе, находящейся в храме деревни Лыще в Пинском районе. В статье рассказывалось о нелегкой судьбе иконы, о том, как храм, в котором она находилась, был разрушен и отстроен вновь. Один из подзаголовков этого материала: «…Меня юзефинцы раздели, а лыщенцы оденут» – это слова одной из жительниц деревни Лыще, сказанные исследователю Виктору Гайдучику. Эту фразу якобы слышала одна из прихожанок храма, перед тем как началось его возрождение, и намекает она на то, что жители одной деревни храм разрушили, а жителям другой предстоит его вновь отстроить.

В редакцию позвонил один из тех, кто стоял у истоков возрождения храма, – житель деревни Юзефины Павел Шоломицкий.

- Этот сон неправильно истолкован, – говорит Павел Феофилович. – Женщина, пересказывавшая видение прихожанки, «перепутала» названия деревень, возможно, даже сознательно, и от этого смысл высказывания кардинально поменялся!

Павлу Шоломицкому очень обидно, что его обвинили в разрушении церкви. Ведь она была построена именно по его проекту и под его руководством! К тому же в этом материале чуть ниже указано, что в разрушении храма принимал участие председатель сельсовета из деревни Юзефины.

- Этого тоже никак не могло быть, – говорит Павел Феофилович. – В момент разрушения храма председатель сельсовета, живший в Юзефинах, уже полтора года как не работал! Мы приносим извинения за допущенную неточность.

Что произошло в деревне Лыще? По данным Шоломицкого, храм был демонтирован бригадой рабочих, приехавших из поселка Логишин (который тогда был районным центром. – Д.К.). А после разобранную церковь перевезли в Логишин и использовали на дрова.

Обозреватель. 2008. 29 февраля (№ 9). С. 13.

Виктор Гайдучик 04.12.2007
 
 
Вторая "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 17
Вторая "Необъяснимая встреча"
14 июня в "Белом лофте", расположенном в московском парке Сокольники, прошла вторая по счету "Необъяснимая встреча" или, говоря простым языком, общение в неформальной обстановке на заранее обговоренную с гостями "таинственную" тему. На этот раз  спикерами были координатор Проекта "Уфоком" Илья Бутов и руководитель "НОЗП" Георгий Федоровский и обсуждали они такое явление, как полтергейст.
О грустном...
НЛО и АЯ 30
О грустном...
Ранним утром 18 мая 2017 года после тяжелой продолжительной болезни в возрасте 51 год ушел из жизни Вадим Александрович Чернобров – бессменный на протяжении 20 лет руководитель и идейный вдохновитель общественного объединения "Космопоиск", которое давно уже, благодаря его усилиям, переросло в международное движение. Это скорбное известие оказалось абсолютно неожиданным для многочисленных членов объединения.