Отчет об исследовании загадочного явления, зафиксированного на озере Гребеницком Лиозненского района в 2004 году

Предыстория

  Впервые информация об этом попала в СМИ в начале 2005 года. Статью Н. Партолиной «Ровно в полночь Оля сфотографировала призрак храма» опубликовала на своих страницах «Комсомольская правда в Белоруссии» (см. от 14 января 2005 г.). Приведенная в статье фотография с несколько неестественно выделявшимися «аномальными» объектами сначала вызвала скепсис: современные графические редакторы позволяют делать и более «правдоподобные изображения». Но… обо всем по порядку. Загадочная фотография

  28 мая 2004 года – День пограничника – группа ребят из городского поселка Лиозно Витебской области решили отметить на берегу озера Гребеницкое. Для некоторых из них это был профессиональный праздник. Все прошло как обычно, вот только после того как была проявлена отснятая фотопленка и отпечатаны снимки, на одном из них усмотрели что-то, чего там, по идее, не должно было быть. Внимание привлекли темный контур некой церкви с высокими куполами и что-то напоминающее икону. Ничего подобного на берегах озера в тот день не находилось.

  Далее снимок был показан учителю истории местной средней школы Гречишниковой Елене Ивановне, которая и свозила его в Минск, чтобы показать ряду специалистов. В Институте физики от нее отмахнулись, сразу квалифицировав фотографию как фабрикацию, в Институте истории заинтересовались, но ничем прояснить ситуацию не смогли. Наведалась Елена Ивановна и в резиденцию Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, но встретиться удалось только с его заместителем.

  Комментарий Православной церкви был предсказуем: «чудо Господне», возможно, это указание на необходимость постройки в этом месте нового храма. Вот только процедуру «признания чуда» нужно начинать «снизу» - обратившись в ближайший от места происшествия приход. Вот еще один комментарий - отца Владимира, секретаря Витебской епархии, помещенный в том же номере «Комсомолки»: «Да, это чудо, четкое, видимое. Но никто не возьмет на себя дерзновение объяснять, что оно означает и какие события предвещает. Когда придет время, Господь приведет нас к уразумению, все станет ясно. Православная церковь никогда не делает акцент на чудеса, хотя мы знаем, что они происходят, свидетельствуем, что это чудо».

  На этом эпопея не закончилась. Свое расследование провела и «Комсомолка» - на место выехали корреспонденты. Но «аномальщину» у них творил только цифровой диктофон, на котором исчезли все записи, сделанные до прибытия к озеру и во время нахождения на оном. Читая подобные статьи в данной газете, уже не впервой приходилось сталкиваться с упоминаниями о отказе звукозаписывающей аппаратуры, в связи с чем хочется посоветовать корреспондентам-сталкерам подумать о надежной «экранировке» их диктофонов от всевозможных излучений или хотя бы проконсультироваться у специалистов насчет возможных причин отказа техники.

  Из выдвинутых до сих пор версий можно привести две:

  1) Семь куполов «призрачной церкви» символизируют закрытые в данном районе храмы, которых также было семь (правда принятие в расчет признака территориально-административного деления кажется притянутым за уши, так как оно за период большевистских гонений на религию неоднократно претерпевало изменения).

  2) Недалеко от места, где отдыхали лиозненские ребята, по преданиям, некогда стояла церковь, провалившаяся под землю за грехи людские. Может, ее призрак и удалось зафиксировать на пленку?

Церкви, ушедшие под землю

  Последняя версия заставляет призадуматься. Недаром же белорусский фольклор напичкан подобными легендами о провалившихся под землю церквей или даже целых селений со своими храмами, на месте которых осталось озеро, либо болото или возвышенность. В известном белорусским историкам сборнике фольклора «Легенды і паданні» (Мн.: Навука і тэхніка, 1983) приведено около двух десятков подобных легенд только о церквях, еще больше – вариаций с селами, городами, замками... (причем стоит заметить, что здесь приведена всего лишь малая толика из известных фольклористике). Сюжетная схема примерно следующая:

  1) согрешение людей или проклятие, осквернение церкви;

  2) церковь или селение с ней проваливаются под землю;

  3) на поверхности остается озеро, болото или возвышенность;

  4) иногда можно услышать звон колоколов, если ранним утром (особенно в день какого-либо крупного церковного праздника) приложить ухо к земле на таком месте; иногда звон раздается из глубин озера.

  И подобные сюжеты встречаются не только на территории Беларуси, но и в России, Украине и даже Прибалтике, возможно и то, что ареал их бытования гораздо шире. Что же вызвало такое распространение и популярность?

  Возможно, желание наших предков как-то объяснить происхождение находящихся в их зоне проживания определенных природных объектов (озера, болота, пригорка и т.п.), либо находки в земле различных древних предметов обихода и орудий труда на месте давно исчезнувших поселений (археологические находки) и послужило причиной возникновения подобных легенд и преданий.

  А может, церкви действительно существовали, но ничто не вечно и они канули в Лету, но в памяти народа не зафиксировался момент разрушения храма, осталась только память о факте его существования; вот, в связи с чем, и было придумано такое экзотическое объяснение о таком исчезновении.

  Среди некоторых белорусских историков бытует и другое объяснение, выдвинутое на основе ряда полевых исследований. Многие легенды о затонувшей церкви связаны именно с озерами, и многие из них носят название «Святого». Как правило, на берегах таких озер археологи нередко фиксировали следы языческих капищ (культовые возвышенности, крупные камни, дубы)1. Известно, что на территории Беларуси язычество существовало еще долгое время – несколько веков – после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Некоторые следы сохранялись и в ХІХ веке. Таким образом, в этническом сознании подобные культовые места прежней веры, с которой активно боролось распространившееся христианство, со временем могли зафиксироваться в виде образа исчезнувшей церкви. Отсюда и идея греха, наказания – ибо следование вере предков трактовалось христианским духовенством как грех, ведущий прямиком к мукам ада. Почему именно церковь, а не капище? Все также просто. В условиях бытовавшего христианско-языческого двоеверия, когда народ был крещен, но не забыл еще своих старых богов, и капище, и церковь имели одинаковое семантическое значение сакрального местам и даже могли называться одинаково.

  Впрочем, все эти версии могут оказаться достоверными. Как известно, одно и то же следствие может быть вызвано различными причинами. И один и тот же «бродячий сюжет» устного народного творчества, оформившись в легенду, прижился в различных местностях в ареале расселения восточных славян.

Варианты легенды

  Созвучны данному типу легенд, как выше было замечено, и другие сюжетные линии, не менее распространенные в белорусском фольклоре и имеющие много общего с ними. Например, народная «апокрифическая» версия библейского сказания о гибели Содома и Гоморры в переложении на свой лад:

  1) в зажиточном селении появляется чужестранец, калека, седой старичок и т. п., в некоторых вариантах прямо именуемый Господом;

  2) он безуспешно пытается устроиться на ночлег или выпросить пищи у жителей, получая везде отворот поворот;

  3) его наконец-то некто пристраивает на ночь, как правило из небогатого достатка (вдова, сирота, бедная женщина и т. п.), и делится скудными припасами;

  4) в благодарность гость сообщает о грозящей опасности для селения и уговаривает хозяйку покинуть дом вместе с ним, при этом ставится условие, что по пути она ни в коем случае не должна оглядываться назад;

  5) они покидают селение, которое вслед за их уходом начинает затапливать водой, начинается локальный «апокалипсис»;

  6) женщина, движимая любопытством, все же оглядывается и превращается в камень, который зачастую и по сей день можно увидеть на берегу озера;

  7) по преданию, в ясный день в спокойных водах озера можно разглядеть купола затонувшей вместе с селением церкви, а иногда и услышать колокольный звон.

  Чем не переработанный библейский рассказ про Лота и его семейство, которых вывели Ангелы из обреченного, погрязшего в грехе Содома? А жена Лота, нарушившая правило и обернувшаяся назад, стала «соляным столпом»?

  Встречаются и другие варианты данной легенды, но они более единичны и не так часто повторяются. В обеих рассмотренных сюжетных линиях есть общие моменты, несмотря на различия в характере катаклизма и наличии/отсутствии конкретных действующих персонажей. Иногда оба сюжета переплетаются, заимствуя некоторые элементы друг у друга. Так, по преданию, в ясный день в спокойных водах озера можно разглядеть купола затонувшей вместе с селением церкви, а иногда и услышать колокольный звон.

  Но есть еще что-то, что роднит обе легенды…

Недостающий элемент

  Расширенные варианты обеих легенд иногда включают еще один элемент сюжетной линии. Как и в случае с Гребеницким озером. Правда, следует уточнить, что легенда о провалившейся церкви не связана непосредственно с озером, где был сделан снимок, но с местом, расположенным где-то в семи километрах севернее по дороге на Яновичи, у деревушки Городок в Велешковичском сельсовете.

  Впервые легенда была записана известным этнографом М. Никифоровским и опубликована в 1893 г. П. Шейном. Вот полный ее текст:

  «За три версты от Велешкович, по дороге, которая ведет к местечку Яновичи, находится деревня Городок. Сама деревня спряталась в небольшом лесу и стоит на значительной возвышенности. Несколько лет тому назад нынешний тракт был малопроезжим, а движение в основном проходило через деревню, не доезжая до которой нужно было подниматься в гору. Правая сторона этой горы заметно возвышается перед левым. Из-за неудобства и тяжести подъема, особенно в дождливую пору, дорогу обходили даже местные жители.

  Возвышенность эта имеет с трех сторон довольно таки крутой подъем, вершина же – ровная площадка. Жители окружающих деревень единогласно утверждают, что в незапамятные времена на этой площадке стояла церковь, которая за грехи людей ушла под землю вместе со всеми, кто молился там в то время… Случилось, что как-то раз церковь начала проступать из-под земли: показался шпиль. Некий мальчик-пастушок наступил на этот шпиль и уколол себе ногу. Благодаря этому происшествию и было открыто место пропавшей церкви, ибо даже местные старожилы за давностью чуда не могли указать это место. Местные крестьяне начали раскапывать гору, чтобы вызволить церковь из подземного плена, но как только откопали купол, церковь в единочасье снова ушла еще глубже и унесла на своем куполе старательных копателей, а разрытая земля снова сравнялась2.

  Вот он – недостающий элемент – непосредственная связь между канувшим в Лету и настоящим, кратковременное проявление исчезнувшего в нашем мире. В других вариантах встречаются почти идентичные по смыслу концовки:

  «…Через сто лет затопленная деревня вновь увидела свет божий, и вот как это было: пастух увидел крест на берегу озера и хотел поднять его, но крест оказался на цепи. Пастух потянул за цепь – и на поверхность озера всплыла деревня. Радостные жители подняли веселый крик. Пастух так испугался, что выпустил цепь из рук и на его глазах деревня вновь ушла в воду еще на сто лет» (Ольховское озеро у дер. Пацевичи в Мостовском р-не Гродненской обл.).

  «Однажды один пастух пас около того озера коров. Он заметил, что по озеру плавает некий клубок. Пастух взял палку и подтянул клубок ближе к берегу, и начал мотать тот клубок. А посередине затонувшего села стояла церковь. Чем больше он мотал клубок, тем более показывались башни церкви. Пастух увидел и испугался. Он кинул клубок назад в озеро. Как только он кинул клубок, сразу услышал голос:

  - Вот дурак, не захотел нас спасти.

  И когда вечером, как солнце садится, либо спозаранку, когда восходит солнце, стоит на берегу, тогда видно, какая была когда-то церковь среди села» (о Бездонном озере, записано в дер. Хорошевичи Слонимского р-на Гродненской обл.).

  Возможность услышать звон колоколов провалившейся под землю церкви… Возможность проявления в нашем мире затонувшего селения… О чем может свидетельствовать этот семантический подтекст народных преданий? О возможности соприкоснуться с параллельным миром?

Параллельные миры?

  В связи с этим вспоминается труд российского исследователя североевропейской мифологии и сакральной традиции Антона Платова «Дорога на Аваллон», где автор, анализируя сохранившиеся легенды о сказочном народе эльфов, выработал свою теорию «перехода» в параллельный мир, мир эльфов, легендарный остров Аваллон (Хай Бразил)… «Эффект перехода», по его мнению, заключает в себе три компонента: деформацию времени, деформацию пространства и деформацию состояния сознания (подробности и разъяснения здесь опускаются, при желании данный труд автора несложно отыскать в Интернете).3 Однако о прямом переходе говорили тексты древних легенд, повествующие о тех временах, «когда эльфы еще жили в Европе». После их переселения в свою «волшебную страну» говорится лишь о «пограничных инцидентах» (термин А. Платова), когда людям случайно удавалось приблизиться к границе «перехода», но не перешагнуть ее. Но и это порождало различные эффекты, которые мы бы уверенно назвали бы аномальными явлениями.

  Согласно данной концепции, в нашем мире есть особые точки – врата «перехода», через которые возможно взаимопроникновение миров разных реальностей, называемые по-разному: «особые места», «места силы», которыми могли бы быть многие из известных нам сакральных мест или аномальных зон. Как описывает сам А. Платов, «в таких местах, при особенно сильном напряжении энергий, Переход может произойти спонтанно, случайно, от незначительного толчка… Даже казуальные (событийные) потоки двух миров могут пересекаться в таких местах».

  Если феномен «перехода» между мирами является вещью объективной и реально существующей, то легенды со схожими мотивами должны существовать и у других народов, мифология которых не включает подобных эльфам персонажей. В белорусской мифологии этому критерию как раз наиболее и соответствуют легенды о провалившихся церквях и затонувших селениях, которые иногда дискретно могут проявлять себя в нашем мире.

  У того же А. Платова также имеется ответ на данный вопрос: это невидимые «Светлые Города», подобные Китежу, куда могли попасть лишь чистые духовно люди. Не здесь ли кроются отголоски о легендарной Шамбале?

Китеж-град и Вавилов дол

  Если уж белорусские легенды и предания могут предоставить лишь скудную и отрывочную информацию, тогда остается лишь обратиться к известным сакральным местам схожего генезиса в России, вокруг которых даже сложился определенного рода собственный культ.

  В первую очередь стоит тут упомянуть широко известный град Китеж, стоявший некогда, а может, и стоящий незримо поныне, на месте озера Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области. Корни легенды уходят к XII – XIII векам, ко временам нашествия татарских орд. Когда враги подошли и обложили город Большой Китеж, из-под земли вдруг забили многоводные источники и татары вынуждены были отступить. Молитва жителей Китежа о спасении была услышана, они не попали в руки к противнику, но на месте города с тех пор колышутся лишь волны. Но, согласно легенде, Китеж не погиб, а продолжил свое существование в незримом виде. Особо праведные люди могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов. А кому-то, может, туда и удалось наведаться.

  Вокруг Светлояра сложился особый культ, особенно популярный среди раскольников и быстро обросший ореолом легенд. В отдельные периоды вспыхивали массовые паломничества к озеру, особенно популярно было замаливать свои грехи, проползая на коленях вокруг озера. Среди аномальщиков и уфологов озеро также пользуется известностью. В данной местности были зафиксированы полеты НЛО, световые явления и различные плазменные образования. В «Энциклопедии загадочных мест Земли» В. Черноброва зафиксирован случай наблюдения одной из жительниц близлежащего села в водах озера отражения церкви, хотя на берегах таковых не имелось.4

  В интернетовских ресурсах удалось найти еще одно примечательное сообщение об озере Светлояр (публикация в газете Нижнего Новгорода «Проспект» за 26 ноября 2002 г. - № 48).5 Примерно в 2000 году на берег озера приехали на экскурсию школьники одной из школ Нижнего Новгорода, во время которой их учительница сделала несколько снимков. Когда фотографии были проявлены, на одной из них проступило призрачное изображение церковного купола без креста. Правда, эти сведения не проверены и достоверность их можно лишь предполагать, но это имеет такое поразительное сходство с происшествием на озере Гребеницком!

  Вавилов дол не столь известен, как легендарный Китеж, но также популярен в Поволжье. Расположено это сакральное место Ивантеевском районе Саратовской области. История основания здесь пещерного монастыря связана с легендой о разбойнике Вавиле, который за свои злодеяния был ослеплен и брошен на произвол судьбы в лесах. Однако смерть не пришла, пришло раскаяние. Выкопав в овраге келию-пещерку, Вавила посвятил остаток своей жизни покаянным молитвам и трудам. Вскоре к нему присоединились другие иноки и закипела монастырская жизнь. В 1905 году здесь был основан скит, построена часовня, позже – церковь в честь Святителя Николая. Вавилов дол приобрел широкую известность и прославился своими чудесами и исцелениями. Однако, с приходом советской власти скит был закрыт, монахи арестованы, а все постройки разрушены.

  Но слава о Вавилове доле живет и поныне, приняв новую форму и обросши новыми легендами. Люди продолжали приходить в дол на поклонение, молились ночами на месте разрушенной церкви, которое отмечено лишь грудой камней от фундамента и высоким деревянным крестом. На этом же месте, если приложить ухо к земле, также можно было услышать колокольный звон, но не всем это было дано. Также бытует легенда о подземном храме, основанном еще самим Вавилой, который до сих пор остается скрытым от людей, хотя еще в недалеком времени можно было еще увидеть входы в небольшие пещерки-кельи. Поговаривают и о существовании «нерукотворной церкви», в которой якобы спаслись от преследований ОГПУ те немногие монахи монастыря, спрятавшись под землей. И поныне живет предание, что церковь Вавилова дола, некогда сошедшая с небес и укрытая в глубине земли, поднимется на поверхность лишь тогда, когда приблизится конец мира.

  Сюжет немного другой, но суть все та же… И в связи с Вавиловым долом также упоминаются различные световые явления: то полоска света появится на дальнем склоне оврага, то освещенный дверной проем, ведущий в недра земли, но попытки отыскать какие-либо следы при свете дня еще покуда не увенчались успехами.

  Вообще, Поволжье славится легендами о своих подземельях, населенных загадочными старцами-пустынниками, периодически являющихся людям, особенно в районе Жигулевских гор.

Возвращаясь к теме обсуждения

  Итак, что же имеем? Кучу легенд о провалившихся или канувших под воду церквях или целях селениях с оными? Или же народное иносказание о соприкосновениях с иными мирами? В конечном итоге все можно было бы списать на богатую народную фантазию, щедро приукрашенную домыслами и отсебятиной при пересказах в поколениях, что довольно обычно в процессах устного народного творчества. Видения церквей в водной глади озер и звон несуществующих колоколов можно отнести к области зрительных и слуховых галлюцинаций экзальтированно настроенных верующих. Но… фотографии могут сказать об обратном, хоть в наш «продвинутый» век и их подделать несложно.

  В ходе проводящегося «Уфологическим комитетом» расследования по делу данного снимка удалось связаться со всеми главными лицами данной истории – Ольгой Дриленок, главной героиней вышеупомянутой статьи в «Комсомолке», нажавшей в ту далекую полночь на кнопку фотоаппарата-мыльницы, а также с непосредственным владельцем негатива – Алексеем Селицким и предавшей снимок известности учительницей лиозненской школы Еленой Гречишниковой. Все имели непосредственный контакт с негативом и уверили в отсутствии фальсификации данного снимка.

  Благодаря содействию представителей дружественной организации – клуба «Мир УПЭА» (Натальи Волковой и Евгения Хованского), была получена возможность изучить непосредственно оригинал фотографии и сам негатив.

  Факт наличия негатива как такового уже сомнений не вызывает. Однако, полной ясности в дело это не внесло, так как подобный снимок теоретически несложно создать путем двойного экспонирования, применив ряд подручных средств для создания подобных спецэффектов. Фрагмент фотографии

  Остается только проанализировать имеющиеся материалы. На фотографии на переднем плане размещена компания отдыхающей молодежи, а в левой верхней части – за спинами двух крайних слева фигур – интересующие нас аномальные объекты. Размещены они на неестественно светлом красновато-коричневом фоне, резко контрастирующем с окружающим ночным мраком. На нем отчетливо видна тень многокупольного храма и изображение, напоминающее икону.

  Что же касается храма, число куполов с большей долей вероятности можно установить равным семи. В православной архитектуре семикупольные церкви, хоть довольно редко, но все же встречаются наряду с одно-, двух-, пяти- (наиболее распространенный тип), и более редкими девяти- и тринадцатиглавыми. Но все же размещение глав и выделение трех из них путем установки их на чрезмерно высоких барабанах вызывает удивление, так как затруднительно провести какую-либо аналогию с имеющимися образцами храмовой архитектуры. Выделение центрального купола и размещения вокруг него четырех меньших, что характерно для пятиглавых церквей, еще традиционно. Но назначение и значение двух высотных боковых глав не поддается определению. Левее общего контура церкви находится «пристройка», придающая общему контуру ассиметричность, которую можно определить как отдельно стоящую возле здания храма колокольню, завершающуюся характерной для общего стиля строения главкой.

  Объект, определенный как «икона», размещается правее храма, частично заслонен расположенными на переднем плане фигурами двух людей. Человекоподобные контуры внутри иконы можно соотнести с иконописным изображением Богоматери с младенцем Христом извода «Одигитрия» или «Умиление». Икону обрамляет нечто похожее на массивную резную рамку. Бросается в глаза ущербность или незавершенность «иконы» - с правой стороны икона как будто обрезана – отсутствует продолжение рамки по данной стороне, а само изображение ассиметрично смещено в ту же сторону. Создается ощущение, что добрый ее кусок по каким-то причинам отсутствует, что может быть расценено как напоминание о поруганных древних иконах, которые во времена атеистических гонений подвергались уничтожению и порче, многие были распилены на куски. Но это всего лишь предположение, одно из множества возможных.

Искаженная реальность

  В итоге анализа получается, что оба объекта имеют сильное сходство с известными нам предметами религиозного характера – храмом и иконой. Но в то же время они носят некий нереальный или незавершенный характер, выбиваясь из привычной колеи. В случае гипотетической фабрикации снимка «злоумышленник» постарался бы запечатлеть реальные предметы, соответствующие полноте нашего восприятия и представления. Здесь же такого не наблюдается.

  В связи с этим хорошо увязывается теория В. Деружинского об «искаженной реальности», по которой во время протекания процесса «аномального явления» происходит неполная материализация объекта, из-за чего последний выглядит неполноценным (например, отсутствие тени, плоское изображение лишенных объема фигур, отсутствие привычных мелких деталей и т. п.).

  Допуская достоверность снимка, можно предположить, что 28 мая 2004 года на озере Гребеницком произошло аномальное событие («искажение реальности»), незамеченное отдыхающими на берегу людьми, но имевшее достаточную материализацию, чтобы быть запечатленным на фотопленку. Последнее свидетельствует о материальности явления, так как произошло несомненное физическое воздействие на негатив.

  Что же это было, ответить со 100% уверенностью пока не представляется возможным. По одной из гипотез, подробно освещенной в данной статье, на Гребеницком озере мог проявиться «пограничный инцидент» соприкосновения двух параллельных миров. А может это было просто эпизодическое, носящее случайных характер, аномальное явление. Некоторые точки над «i» призвана поставить майская экспедиция на Гребеницкое озеро в рамках проводящегося регионального полевого сбора «Белоруссия-Космопоиск».

 1Зайкоўскі Э.М., Дучыц Л.У. Жыватворныя крыніцы Беларусі. – Мн., 2001. С. 60.
 2Легенды і паданні / Пад рэд. А.С. Фядосіка. – Мн., 1983. С. 341.
 3Платов А. Дорога на Аваллон. – М., 2001. – С. 108-122.
 4Чернобров В. Энциклопедия загадочных мест земли. – М., 2000. С. 321.
 5http://www.x-libri.ru/elib/smi__906/00000001.htm

  26 марта 2005 г.


Виктор Гайдучик 26.03.2005
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
Проекты 1
Вышла из печати «Таинственная Беларусь III»
В самом начале сентября, День знаний стал для нас очередным поводом порадоваться – в минском издательстве «Регистр» вышла из печати новая книга из цикла «Таинственная Беларусь». Представляет она из себя сборник докладов, прозвучавших 22 января 2017 года на одноименной конференции «Уфокома» в г. Минске.
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
Мероприятия 71
Дьявол в деталях или третья "Необъяснимая встреча"
23 августа 2017 года в Москве прошла очередная "Необъяснимая встреча", организованная энтузиастами-исследователями загадочного из московской группы "НОЗП". Это, уже третье по счету тематическое мероприятие, которое проходит в уютном гостином зале Белый Лофт, расположенном в парке Сокольники.