Маски многоликой Авроры

Полярные сияния и «небесные знамения»

На протяжении всей человеческой истории полярные сияния часто воспринимали не просто как что-то редкое, необычное и пугающее очевидцев, а как заготовку для рисования в своем воображении фигур и образов. Само явление давало лишь толчок, а благочестивое или встревоженное воображение проецировало на небо то, что занимало в то время ум очевидца. Даже самые знатные и образованные люди воспринимали увиденное так же, как последний крестьянин из глухой деревни. Если бы в наших руках были единичные, разрозненные факты и свидетельства, мы вряд ли смогли бы понять, что именно появилось в небе и появилось ли, а не было выдумано из понятных современникам соображений. Только сравнивая данные из разных мест, можно окончательно установить истину.

Также по теме
Видения призрачных армий и сражений стары, как само человечество. Упоминания о них можно найти в Библии и прочих источниках почтенной древности. Многие сообщения о «небесных сражениях» можно объяснить миражами или северными сияниями, искаженными суеверным разумом людей прошлого, но некоторые истории остаются необъяснимыми.

Битвы земные и небесные

8 марта 1590 года математик Гюйо-Майлар ночевал в аббатстве неподалеку от города Шастель-Шарлон. В наши дни этот французский город носит имя Шато-Шалон и находится у границы с Швейцарией. Ранним утром, когда небо было еще темным, он проснулся и вышел на свежий воздух.

Во время пребывания в Баульме, императорском аббатстве, хорошо известном в графстве Бургундия... проснувшись рано до рассвета, я вышел в сад моего жилища и, как я привык делать с юности, стал наблюдать за ночным небом. Глядя в воздух, я увидел на восточной стороне два отряда пехотинцев, вооруженных мечами и пиками, в хорошем строю, хорошо вооруженные, кружащиеся по спирали и идущие на север, что меня сильно поразило. Вот почему, желая узнать о них больше и отметив, что аббатство и церковные постройки не позволяли увидеть небо во всей его полноте, в сопровождении аббата С. Адегрина, ле Дуайена и ле Селлерье, у которых были сильные ноги, а также несколько других жителей деревни, я поднялся немного выше церкви Святого Иоанна рядом с каменным крестом, называемым Круа-де-Монже, который смотрит прямо на город и аббатство монахинь Шастель-Шарлон (где находится древний замок, от которого город и аббатство получили название)...
Поднявшись, как я уже сказал, около упомянутого креста, я вместе со своими спутниками увидел прямо над Шастель-Шарлоном вышеупомянутые вооруженные отряды. Каждый из них, казалось, был шириной в сотню шагов, и они оставались в таком состоянии почти четверть часа, как будто готовились к рукопашной схватке, а затем внезапно с большим неистовством бросились в бой друг с другом. Это очень испугало зрителей, перешедших от сильного восхищения к крайнему испугу и ужасу, так что многие из нашей компании поспешно бежали, думая увидеть у своих дверей интендантов, требующих места для постоя этой армии. Другие, знавшие, что такая армия принадлежит более могущественному владыке, нежели земные, говорили о божественном величии. В конце концов исход битвы был таков, что, обменявшись многими ударами мечей и сражаясь пиками, первая армия исчезла над городом Арле, а другая – над Полиньи, где окружившее их плотное облако почти красного цвета скрыло солдат из виду, оставив только небольшую группу облаков, гонимых ветрами, из которых текли густые капли чистой крови, проливаясь на землю, как нам казалось, на протяжении более трех или четырех лиг, и кроме этого больше ничего не было видно [1].

Хотя Гюйо-Майлар уверял нас, что видел явление на востоке, на современной карте видно, что аббатство находится южнее города, то есть наблюдавший что-то оттуда над самим Шато-Шалоном смотрел на север. Арле тоже находится на северо-западе от Шато-Шалона, а Полиньи – строго на севере.

Титульный лист памфлета Гюйо-Майлара.
Титульный лист памфлета Гюйо-Майлара.
 

В это же время на другом конце страны, в Нормандии, шла настоящая война. Король Генрих IV и его армия, состоящая из протестантов, отступала под натиском войск католиков и их испанских союзников к городу Нонанкур. Погода была пасмурной, а в полночь начался проливной дождь. Сельская местность вскоре была затоплена; люди с трудом пробирались по грязи, не видя дороги из-за плотной темноты. Изможденные, залитые водой, ошеломленные ночным отступлением солдаты мечтали только о сухом ночлеге. Около двух часов ночи три сильные вспышки молнии, за которыми последовало столько же сильных раскатов грома, осветили мокрую равнину и показали батальоны, шедшие плотным строем, склонив головы под ливнем. Потом небо зажглось кроваво-красным огнем. Итальянский историк и дипломат Энрико Давила в этот момент находился среди отступающих.

Если что и усиливало испуг наименее пострадавших и самых невежественных из них, так это невероятное явление, происшедшее в небе, как только прекратился дождь. Во время грома, от которого содрогнулись самые стойкие, в воздухе были ясно видны две большие армии, все красные и кровавые, которые сошлись друг с другом и затем, покрытые густым облаком, исчезли с глаз зрителей, которые не могли видеть последствий битвы. И хотя многие объясняли это явление по-разному, наиболее вероятным считалось мнение, что оно предвещает гибель и поражение армии короля, которая, будучи слабее армии герцога Майеннского, и лишенная какой-либо помощи, кроме собственных сил, отступала по мере продвижения врагов, как будто была разбита. Это тем более казалось плохим предзнаменованием, что на том же месте во время первых событий Гражданских войн король и гугеноты, сражаясь против герцога Гиза, проиграли первое сражение; по воле судьбы принц Конде был там ранен и взят в плен [2].

Историк Клод Венсанс, возможно, основываясь на неизвестных мне источниках тех лет, пишет, что «можно было различить людей, лошадей и даже раны; отчетливо слышались звуки шагов и оружия, которые усиливались и смешивались с проклятиями и криками боли, когда воображаемые армии сталкивались. В воздухе началась яростная схватка, затем две черные тучи внезапно заволокли небо; ничего нельзя было ни увидеть, ни услышать, кроме желтоватой трясины и ног, расплескивающих жидкую грязь» [3].

Маршал Максимилиан де Бетьюн, герцог Сюлли, в эту ночь тоже не спал, готовясь к решающему сражению. Он находился в городе Пасси, далеко от отступающей армии короля, но тем не менее увидел в небе то же самое.

Я провел всю ночь, укрепляя Пасси, и отчетливо видел в воздухе битву двух армий. Я не могу сказать, было ли это реальностью или только иллюзией, однако это произвело на меня такое впечатление, что я нисколько не удивился, прочитав письмо, которое получил от короля на следующий день. Он сообщил мне, что армия герцога Майеннского, к которой присоединились испанцы, приблизилась к нему с намерением дать сражение [4].

Панические настроения в королевской армии оказались неоправданными. Несколько дней спустя, 14 марта 1590 г., войска Генриха IV полностью разгромили армию католиков в битве при Иври. Залпы королевских батарей выкосили войска герцога Майеннского, усеивая поле горами трупов. Немецкие и швейцарские наемники, которые сами были протестантами, в решительный момент выстрелили в воздух и положили оружие на землю, показывая, что не будут стрелять в братьев по вере. Королевская кавалерия разнесла всех конных противников и в пылу погони продолжала их добивать даже за рекой Эр. Герцог Майеннский бежал, а его военачальники были убиты или попали в плен.

Историки давно подозревали, что кроваво-красное видение над Нормандией было не чем иным, как северным сиянием [5]. Окончательно поставить точку помогли наблюдения на территории нынешней Германии. В отличие от французов, немцы описали его гораздо ближе к действительности, как серию красных столбов, полос и переливов, а не как сражение двух армий. На немецких гравюрах северное сияние можно опознать с первого взгляда, на них нет обычных для того времени фантастических деталей.

Северное сияние 8 марта 1590 г. над Аугсбургом.
Северное сияние 8 марта 1590 г. над Аугсбургом.
 

Чем можно объяснить такую разницу в восприятии одного и того же явления? Ответ прост: Францию сотрясали религиозные войны, а в Германии действовал Аугсбургский мир, заключенный между католиками и протестантами. После начала Тридцатилетней войны небо над Германией тоже заполонили видения сражающихся армий.

Видение монаха Дорофея

Люди с избытком религиозности даже в военное время видели на небе не сражения и флотилии, а христианских персонажей и сцены с библейской окраской. В Московии, будущей России, подобное видение наблюдали 27 августа 1581 г. над Псковом, осажденным войсками польского короля Стефана Батория.

Того же месяца Августа в 27 день бысть посещение Божие пречистою Богородицею во граде Пскове в сущем монастыре покрова пречистые Богородицы. Седящу мужеви Дорофею в сенях своея келейцы и плачущуся, о належащей скорби града сего, и виде нужныма своима очима яве свет велик и шествие онаго бяше осеняюще яко столп до небеси идущ от печерские обители чрез великую реку, об левую страну монастыря Мирожского во град Псков и под оным столпом идущих на воздусе пречистую Богородицу владычицу, и с нею шествующих преподобного Отца Антония сиявшие пещеры началника под рукою левою, а по другую сторону под десною рукою Игумена Корнылия печерския обители псковские области, и вшедши через градскую стену в церковь покрова пресвятыя Богородицы, и потом изыде из церкве со онеми святыми, и ста на стены града... [6]

Если отметить на плане старого Пскова точку наблюдения и указанные ориентиры, оказывается, что видение наблюдалось на северо-западе.

Схема видения монаха Дорофея [10].
Схема видения монаха Дорофея [10].
 

В это время королевский секретарь, ксендз Станислав Пиотровский находился по ту сторону стены осажденного города. В его дневниках было описано то же явление, вызвавшее панику среди осаждавших.

27-го августа 1581 г. Сегодня, в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В королевском лагере забили тревогу, все в одних рубашках повыскакали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас; но вскоре дали знать об истинной причине смятения. Король велел гетману расследовать дело; как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. [7]

Немецкие и британские записи подтверждают, что северное сияние наблюдалось не только 27 августа, но и в предыдущий вечер, хотя и было менее ярким. В Великобритании его увидел известный мистик и шпион Джон Ди [8]. Лютеранский теолог Иоганнес Помариус из Магдебурга посвятил ему памфлет, в котором утверждалось, что огненное знамение всю ночь горело над городом [9].

Титульный лист памфлета Иоганнеса Помариуса.
Титульный лист памфлета Иоганнеса Помариуса.
 

К этому можно добавить лишь то, что престарелый Дорофей не просто плохо видел своими «нужныма очима», но и, по-видимому, был слаб на голову. Иначе никак не объяснить то, что он смог побеседовать с северным сиянием и даже получить указания от Богородицы, где ставить пушки.

...и ста на стены града, и сии преподобнии с нею, и пречистая Богородица вопроси, Где Мирожеский Игумен Нифонт Епископ Новгородский, и в том часе ста пред нею, и поклонися ей до земли, и рече сице: Госпоже владычице Богородице, в моем монастыре сего лета не бе литургии, она же глагола: Сыну моему и Богу тако изволившу. По сем воззва: где суть избрании Божии, иже у святые Троицы в церкви опочиваху. Таже вскоре предсташа Благоверный князь Владимир Киевский, Всеволод и Домант Псковский. Потом ста и Никула блаженный яко до полусажени, и вси ей поклонишася. Пресвятая же Богородица зря на град к торгу, яко со гневом вопиет: Сия рече: О злии человецы града сего, прогневали есте сына моего Господа и Бога, осодомиша бо град сей скверными своими делы, а ныне на вас прииде туга и беда велия, и сына моего Господа и Бога не познали. И в том часе от десные страны Игумен Корнылий и Ефросин и Никула блаженный падше пред ней прослезишася и отвещаху: Госпоже Владычице Богородице: Есть грех их беззаконие, непрогневайся Госпоже на них до зела, но помолися сыну своему и Богу нашему, за град сей и за люди согрешшия, и потом вси благовернии князи восплакашаея молящеся со слезами припадающе к ногам Владычицы Богородицы.
Таже воззва мя от места, идеже седях, и обретохся, яко противо ног Пречистые стоях, и рече ми Пречистая, Старче, иди вскоре к Боголюбивым воеводам и к Печерскому Игумену, и в Собор Святые Троицы, и возвести им, чтобы молили прилежно Господа Бога беспрестанни за град, и принеслиб мой Образ Печерский старой, и геругов [хоругвей] на стену града, где аз стою, да поставили б на том месте пушку, а другую внизу и билиб по королевским шатрам, бяху бо королевские шатры за горами низко, и указоваше на ню пречистою своею рукою, а людиеб плакалися о гресех своих, моляще милостивого Бога. Буду же и я молитися сыну Своему и Богу за ваше согрешение. Егда Сын Божий, славимый со Отцом и Святым Духом, услышит моление матере своея и рабов своих слезы, тогда онаго короля умом смутит, и ничтоже ему успевшу отидет посрамлен, сия же Пречистая изрекши абие невидима бысть.
Аз же воспрянув возвестих то сущим в монастыре, и шед в собор возвестих Игумену печерскому, и келарю Арсению и протопопу Луки. Они же милостивное сие снабдение пречистые Богородицы, и явление преподобных Отец и святых угодников моление от онаго духовного мужа Дорофея слышавше, и слезы испустивше прославиша пречистую Богородицу истинную заступницу, пришедшую к нам грешным, и всех святых угодников присных и теплых молебников. И начаша наипаче призывати их на молитву прилежно, и тако начаше ходити всем градом со Кресты в угл града в монастырь Покрова Пресвятыя Богородицы, на место нареченное на градовой стены от водяных Покровских ворот на первом сугибе, идеже муж Дорофей виде оное видение. Таже Государевы бояры и воеводы, князь Иван Петрович Шуйской, да князь Василий Федорович Скопин обещашася всем градом вообразити в тоей градовой стене три кресты для крестного хождения и Богомоления по завету от пленного нахождения на явление пресвятые Богородицы на том сугибе [11].

Нет ничего удивительного в том, что духоподъемное видение было благожелательно воспринято воеводами. Если бы Дорофей сказал, что город падет, Скопин и Шуйский тут же приказали бы сбросить старого монаха со стены без парашюта.

Огни лорда Дервентуотера

В предыдущих случаях люди, увидевшие северное сияние по-разному, принадлежали к разным народам или находились далеко друг от друга. В XVIII веке выяснилось, что одно и то же явление могут видеть по-разному люди, находящиеся рядом.

После Славной революции 1688 года король Яков II Стюарт был свергнут и бежал из Британии, но его сторонники то и дело устаивали беспорядки. В 1715 году начался открытый мятеж, ныне известный как Первое якобитское восстание. В основном все боевые действия происходили в Шотландии, поддержавшей Стюарта, но правительственные войска подавили мятежников. Стюарт, приплывший воодушевить повстанцев, вынужден был снова бежать из страны. В самой Англии восставших возглавил Джеймс Рэдклиф, третий лорд Дервентуотер. Им удалось захватить и удерживать в течение суток город Престон, но силы были неравные. Правительственные войска, окружившие город, потребовали безоговорочной капитуляции. Многие знатные мятежники были впоследствии казнены, а рядовые участники отправлены в ссылку в Северную Америку.

Лорд Дервентуотер был обезглавлен в Тауэре. В день его похорон, 6 (17) марта 1716 года, небо над Англией вспыхнуло. Такого мощного северного сияния в стране не видели уже очень давно. Многие люди видели в его переливах сражающиеся войска и чувствовали запах пороха, другие – подвешенные мечи и прочие ужасы. Небо светилось так ярко, что на улице можно было читать. Иногда оно походило на разбитое зеркало с подсвеченными трещинами, а порой казалось, что в воздухе кружатся огненные хлопья. Некоторые приняли все это за конец света.

Зарисовка северного сияния, сделанная астрономом Эдмондом Галлеем [16].
Зарисовка северного сияния, сделанная астрономом Эдмондом Галлеем [16].
 

Графиня Мэри Каупер, жена лорда-канцлера и фрейлина, подробно описала северное сияние над Лондоном и вызванные им слухи в своем дневнике.

6 марта. В небе возник необычный свет, который мне потом описал доктор Кларк, наблюдавший его с самого начала. Сначала появилось черное облако, из которого одновременно со всех сторон исходили дым и свет, а затем оно расступилось, и появился огромный бледный огонь, который катился вверх и вниз и излучал всевозможные цвета, подобные радуге, со всех сторон; это продолжалось не более двух-трех минут. Потом все было похоже на обычный бледный огонь, распространяющийся по всем сторонам горизонта, но особенно на севере и северо-западе, где он наконец и остановился. Движение его было чрезвычайно быстрым, как у облаков в их самом стремительном движении. Иногда оно на некоторое время прекращалось, в другое время оно было похоже на полосы света в небе, но всегда двигалось с огромной скоростью. Около часа ночи это явление было настолько сильным, что весь небосвод был полностью покрыт им, и оно двигалось так же быстро, как и раньше, но очень низко. Это продолжалось до начала пятого, но постепенно уменьшалось, пока совсем не исчезло. В час ночи было так светло, что я могла видеть из окна людей, идущих по Линкольнс-инн-филдс, хотя луны не было. Обе стороны обратили все это против своих врагов. Виги говорили, что это был Божий суд над ужасным восстанием, а тори говорили, что это произошло из-за того, что виги сместили двух лордов, которые были казнены. Я с трудом уговорила носильщиков пойти со мной домой, они были так напуганы, что мне пришлось опустить стекло и говорить с ними на ходу, чтобы успокоить. Я уверена, что любой, кто услышал бы этот разговор, от души посмеялся бы. Все высыпали на улицы, которые так переполнились, что с трудом можно было пройти, и все были напуганы до смерти.
7 марта. Город полон лжи о том, что видели в воздухе прошлой ночью. Печатали и продавали памфлеты о том, что в воздухе сражались две армии, что над Линкольнс-инн-филдс сражались два человека с пылающими мечами. В толпе, пришедшей вчера вечером на похороны мистера Лине, говорили, что видели, как в небе сражались два человека без голов [12].

В одном из памфлетов говорилось, что над Линкольнс-инн-филдс сражались армии с пехотой и конницей. Кровопролитие закончилось без видимого результата для обеих сторон. Анонимный автор уверял, что «это был не метеор или пар, поднявшийся по естественной причине, а нечто сверхъестественное, поражающее воображение, удивительное, странное и пугающее, о чем свидетельствуют тысячи людей» [13]. В Оксфорде люди видели в небе мечи и кавалерию. В Чиппинг-Нортоне прохожие дрожали от страха, видя над собой «пылающий меч». Очевидец из Уэтфорда в графстве Нортгемптоншир рассказал, что узнал о явлении от испуганного слуги, уверявшего, что в небе сражаются две армии. Хозяин вышел и не увидел ничего, кроме вспышек и переливов света.

Я поспешил к двери, которая открывалась почти точно на север. Действительно, все выглядело просто ужасно. Начала я не видел, но когда я вышел, небеса выглядели покрытыми длинными полосами, идущими с северо-востока (откуда, как мне казалось, они и поднимались благодаря всегда идущему оттуда постоянному притоку) на север и восток. Это было нечто похожее на появляющиеся через определенные промежутки трубы органа из самого великолепного света. Огни находились в постоянном движении, иногда наступая друг на друга с большой яростью, и, встретившись, мягко откатывались назад, как две волны, которые разбились в противостоянии.
Около 19 часов на северо-востоке появились огонь и дым, которые показались нам похожими на пламя, и тогда мы подумали, что это было результатом пожара в каком-то соседнем городе. Но примерно через две минуты возникло столько огня и дыма, что, если бы весь Лондон был охвачен пламенем, оно не выглядело бы и вполовину таким большим. Он распространился почти полностью на запад и юго-восток, но по мере того, как он распространялся, мнимый огонь ослабевал; на всем юге был самый великолепный звездный вечер. Мы не могли заметить ни малейшего ветерка, но флюгеры указывали на юго-восток. Несколько раз в этих потоках появлялись свечения, похожие на то, которое обычно рисуют над нашим Спасителем.
Примерно в 19.35 все потоки сошлись в точке прямо над нашими головами. Как только они встретились, возникли всевозможные цвета; потоки развевались, как вымпелы при умеренном ветре, или что-то в этом роде, только шире на конце и очень большие. В течение всего этого времени в воздухе не было слышно ни малейшего шума. Но когда возник этот невероятный мнимый пожар, у соседей поднялся ужасный крик; все думали, что он немедленно уничтожит их или что настал конец света.
Я тяжело и долго болел и еще не совсем поправился, поэтому вернулся домой незадолго до восьми часов вечера, но около девяти меня снова позвали на улицу, чтобы я увидел чудесный свет на северо-востоке. Он выглядел, как рассвет в ясное утро примерно за полчаса до восхода солнца. Я заметил, что оно отбрасывает четкую тень на стену; сын и дочери читали при его свете.
Около 22 часов я лег спать, а свет все еще сиял. Четверо моих слуг остались на ногах – кто-то от страха, а кто-то для того, чтобы понаблюдать. В четверть первого ночи они со всей серьезностью сказали, чтобы я немедленно поднимался, что я и сделал. Я увидел огромные огненные хлопья, которые мягко падали или перекатывались; они были такой формы, как обычно рисуют облака, цвета горящей серы. Свет на северо-востоке все еще горел, и, как они мне сказали на следующее утро, так продолжалось всю ночь [14].

Для Фрэнсиса Данна, старого слуги лорда Дервентуотера, видения в небе не были похожи на пылающие мечи или марширующие батальоны. Он записал в своем дневнике: «Над катафалком появилось прекраснейшее великолепие, которое все видели, испускающее на восток и запад потоки всевозможных цветов, самые прекрасные из тех, что я видел в своей жизни. Оно висело, как изысканный богатый занавес, и продолжалось над катафалком четверть часа и полчаса. Ночью в нескольких местах был виден большой свет, и люди всю ночь ехали из Дарема, чтобы увидеть тело. Примечательно, что в тот же день и час, когда слава явилась над катафалком моего господина, над Лондоном появились самые ужасные знамения» [15].

Многие англичане начали называть увиденное «огнями лорда Дервентуотера». Это название очень долго ходило в народе вместо научного «северного сияния» и использовалось каждый раз, когда в небе возникали полосы и сполохи.

Фазы северного сияния 6 (17) марта 1716 г. над Данцигом.
Фазы северного сияния 6 (17) марта 1716 г. над Данцигом.
 

В ту ночь небо горело над всей Европой. Историк Василий Татищев много лет спустя вспоминал, как наблюдал северное сияние в окрестностях Петербурга. Мужики уверяли, что в небе было войско и прочие чудеса, хотя сам он ничего подобного не заметил.

Сие воздушное видение, от частиц ледоватых в воздухе, освещенных солнцем, происходящее, прежде за чудесное и предзнаменовательное поставлялось. Оное хотя в северных краях во времена студеныя весьма часто и едва не каждодневно видимо бывает, но понеже к югу гораздо реже, то древние, не ведая причины того, различными баснословными видении войск, знамен, оружия, крестов и проч. умножали. Тако Лихачев в Житии царя Феодора в 1679-м сказует виденныя войска, на воздухе биющиеся, которыя предзнаменовали битвы с турки у Чигирина. Медведев то же ли самое или другое после бывшее мнит в предзнаменование стрелецкаго в 1682-м бунта. Мне самому в начале 1716-го случилось, едучи в Санкт-Петербург, ночевать в Красном Селе и видеть великое северное сияние, которое, как мне первое случилось, прилежно на движения и премены столпов примечал, и ничего, кроме дуг и столпов, не видал. При котором много мужиков собрався, иной войну, иной преставление мира толковал. Как я того дня рано приехав в Санкт-Петербург, послал дров и сена купить, то случилось, что купили сена у красносельских мужиков; оные мне рассказывали о том видении весьма странное, войско и орла летающаго видели, и хотя я им спорил, что я сам с ними смотрел и ничего такого не видал, но они тяжкою ротою их сказание уверять не убоялись [17].

Хотя В. Н. Татищев не приводит дату, упоминание «летающего орла» позволяет точно датировать наблюдение 6 (17) марта. Эта деталь имеется в описании слухов, ходивших тогда в Петербурге, а также в датированной записи анонимной рукописи из собрания Публичной библиотеки: «Видимо было над замком Санкт-Питербурхом изображение якобы печатными руками литерами в сиянии светлом господа, и от того изображения не близко к полуденной стране орел зело парящ, якобы к бою...» [18].

Затянувшиеся иллюзии

Ситуация, когда одни люди видели северное сияние, а другие – войска, битвы, флаги и прочие знамения, оставалась неизменной вплоть до середины ХХ века. Простое сравнение дат и времени помогает понять, что именно наблюдали в небе, даже если природа того или иного явления не очевидна с первого взгляда. Содержимое небесных знамений, конечно, изменялось в соответствии с политической ситуацией, но суть оставалась прежней. «Мы в целом полагаем, что все сообщения о подобных феноменах окрашены господствующими в сознании образами и мыслями», – заметил в свое время Чарльз Форт [19].

Во время гражданской войны в США народ был особенно восприимчив к явлениям в небе, интерпретируя их желаемым для себя образом. Приведем для примера одну из обычных для того времени газетных заметок. Описанное в ней явление наблюдалось в Гановере, штат Пенсильвания, 9 апреля 1863 г.

В четверг вечером, 9-го числа, между 9 и 10 часами, многие жители нашего города и окрестностей стали свидетелями великолепного и прекрасного зрелища в небе. В вышеупомянутый час на северном горизонте до зенита было замечено несколько интенсивных ярких и красочных линий света, несколько напоминающих те, которые обычно вызываются чудесными проявлениями северного сияния, и поначалу были приняты за таковые. Однако через несколько минут линии или полосы начали постепенно сходиться вместе, и образовался самый красивый и совершенный Национальный флаг, который рельефно выделялся на небе под благоговейным взглядом зрителей. Это прекрасное и великолепное зрелище продолжалось в течение нескольких минут и было засвидетельствовано многими людьми несомненной правдивости и надежности как в городе, так и в прилегающей местности, которые торжественно заявляют, что, несмотря на недоверие и неверие, испытываемое многими недоверчивыми людьми по поводу возникновения столь необычного явления, оно действительно имело место и что линии света действительно приняли форму флага, как описано выше, и что он был встречен ими с чувством величайшего удивления и благоговения.
Нам также сообщили, что многие люди твердо заявили, что в ту же ночь и примерно в то же время они видели в небе яркие изображения солдат, марширующих в боевом порядке, с флагами и т. д. За истинность последнего утверждения мы не поручимся. Но мы совершенно убеждены, что прекрасное и грандиозное зрелище флага засвидетельствовано вне всяких сомнений, в подтверждение чего есть заявления ряда лиц, заслуживающих доверия. Это было поистине необычное и замечательное явление, и, возможно, предзнаменование, предвещающее скорый успех национального дела и полное восстановление Союза [20].

Явление сразу становится менее чудесным, если знать, что северное сияние в это же время наблюдали по всей Америке. В Нью-Хэвене «около 9 часов белые колонны поднялись как с восточного, так и с западного горизонта и устремились вверх к меридиану, их вершины были наклонены по вертикали примерно на пятнадцать градусов к югу. Ряд более коротких колонн соединял две упомянутые колонны таким образом, что они образовывали довольно правильную арку... Эта дуга, очевидно, была образована из коротких полос, параллельных одна другой. Большинство из них имели длину от 10° до 15° и некоторое время выглядели как ряд параллельных друг другу хвостов кометы...» [21].

Также по теме
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, более известная нам как мормоны, – единственная относительно старая религия, недвусмысленно говорящая о внеземной жизни в священных писаниях. Ее пророки и основатели упоминали инопланетян, причем не только в иносказательной форме. Все они видели в небе «знамения», которые позволяют пролить свет на механизм их восприятия.

Даже в СССР, где мистику очень не любили, то и дело видели в северном сиянии то, чего там быть не должно. 5 октября 1967 г. в Тикси наблюдатель Института космофизики и аэрономии Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР Валентина Дмитренко во время дежурства видела, как сияние сложилось в изображение лица.

Я, конечно, не могу сказать, что это было Ваше или мое лицо, мужское или женское и вообще чье бы то ни было конкретно. Это было какое-то невероятно чуждое и в то же время чем-то знакомое, прекрасное Лицо. Как будто сложенное из сверкающих камней, оно смотрело на меня звездными глазами и что-то говорило. Да, говорило, так как я услышала из домика нечеловеческое грохотанье включенного приемника. Открыв дверь, я уловила только два последних слова: до скорого свидания. И все. Небо потухло. Приемник завыл «Любовь-кольцо, а у кольца» и т. д. Я рада была бы подтвердить свой правдивый рассказ отснятыми кадрами, но – увы! – я, оказывается, забыла снять с объектива нашего треножника колпачок, что и неудивительно – после трех ночей непрерывного дежурства [22].

Последняя деталь ясно дает понять, что психическое состояние очевидцев является одним из главных факторов превращения северного сияния в небесные картины. «Знамения» прошлых веков хорошо совпадают не только с временами войн, кризисов и нестабильности, но и с зарегистрированными в летописях эпидемиями эрготизма – заболевания, вызываемого употреблением отравленного спорыньей хлеба или других продуктов. Она содержит вредно действующие на психику вещества, и если у кого-то дело дошло до конвульсий или гангрены конечностей, значит, в это время гораздо больше людей находится в неадекватном состоянии, готовые при малейшем толчке пережить иллюзии или настоящие галлюцинации. В 1590 году, когда французы видели небесные войска, в соседней Испании люди теряли руки и ноги из-за коварного грибка. Возможно, в самой Франции ситуация со спорыньей тоже была далека от идеальной.

Легкую форму этого явления можно наблюдать и сейчас, изучая сообщения о сходе с орбиты ступеней ракет и спутников. В то время как одни адекватно описывают увиденное как разрозненную группу светящихся тел, за которыми тянутся шлейфы, другие мысленно как бы объединяют все детали в одно целое и описывают космический корабль с иллюминаторами, прожекторами, антеннами и прочими подробностями. Многие утверждали, что НЛО освещал лучами землю, зависал, маневрировал, как-то взаимодействовал с машинами, хотя падающий с орбиты космический мусор не способен на такие действия. Иногда в рассказах очевидцев попадаются детали, заставляющие всерьез задуматься об их психическом здоровье.

Человек – самое слабое звено при изучении даже известных науке явлений природы, не говоря уже о чем-то непознанном. Возможно, в будущем искусственный интеллект сможет компенсировать несовершенство нашего разума и окончательно поставить точки в вопросах, где очень многое зависит от субъективного восприятия.

Литература

1. Description du grand, horrible, et effroyable meteore, et vision prodigieuse de deux armees apparues en l'air... par le Seigneur Guyot Maillard, n. s., 1590. Рp. 5–7.

2. Davila H. Histoire des guerres civiles de France. Vol. 2. Paris, 1657. Рp 104–105.

3. Vincens C. Les Heros de la Reforme: Francais de La Noue, dit «Bras de fer». Paris, 1875. Рp. 357–358.

4. Memoirs of Maximilien de Bethune, duke of Sully, prime minister to Henry the Great. Vol. 1. L., 1778. P. 192.

5. Browning W. History of the Huguenots. L., 1840. Р. 169.

6. Повесть о прихождении Литовскаго Короля Стефана с великим и гордым воинством на Великий и на Славный, Богом Спасаемый Град Псков // Труды Псковского Археологического Общества за 1903–1904 г. Псков, 1905. С. 34–35.

7. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. Псков, 1882. C. 96.

8. Simpson J. British Isles aurorae, 1560–1715. Part I: 1560–1644 // Journal of British Astronomical Association. 2022. Vol. 132. № 2. Рp 94–95.

9. Beschreibung Der Schrecklichen Brunst / Fewersklufft / Chasmatis und Gesichtes so den 27 Augusti des jetzt lauffenden 1581 Jars... durch M. Johannem Pomarium... Magdeburg, 1581.

10. Святский Д. Северное сияние во время осады Пскова Баторием в 1581 г. // Мироведение. 1929. № 2. С. 118–119.

11. Повесть о прихождении Литовскаго Короля... С. 35–36.

12. Earle J. Two of the Saxon Chronicles. Oxford, 1865. P. 364.

13. A Full and True Relation of the Strange and Wonderful Apparitions Which Were Seen in the Clouds upon Tuesday... the 6th and 7th of March 1715/6. L., 1716. Рp 4–5.

14. Whiston W. An account of a surprizing meteor, seen in the air, March the 6th, 1715/16, at night. L., 1716. Рp 29–31.

15. Arnold R. Northern Lights. The story of Lord Derwentwater. L., 1956. P. 14.

16. Halley E. An Account of the Late Surprizing Appearance of the Lights Seen in the Air, on the Sixth of March Last // Philosophical Transactions. 1716. Vol. 29. Рp 406–428.

17. Татищев В. История Российская. Т. 2. М., 1995. С. 255–256.

18. Святский Д. Северное сияние в русской литературе и науке с X по XVIII век // Архив истории науки и техники. Вып. 4. М., 1934. С. 53.

19. Fort Ch. The Books of Charles Fort. NY, 1941. P. 458.

20. A Gorgeous Spectacle // Village Record, Waynesboro, PA, May 1, 1863, cc. Hanover Spectator. April 17, 1863.

21. Perkins H. Auroral arch of April 9th, 1863 // American Journal of Science and Arts. Series 2. Vol. 35. 1863. P. 461.

22. Гангнус А. Навстречу северной Авроры // Знание-сила. 1968. № 4. С. 11.


Михаил Герштейн 27.05.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
Обзоры 3
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
В 2020 году на экраны вышел испанский хоррор о нехорошей квартире «Заклятье. Дом 32» режиссера Альберта Пинто. Фильм рассказывает о том, как переезд из провинции в столицу оборачивается кошмаром для целой семьи. Действие фильма происходит в середине 1970-х годов. Испания все еще страдает от напряжения и тревоги, вызванных окончанием тиранического правления Франсиско Франко.