Знамения древней Руси

«Летописец небесных знамений» – наследие русского летописания

В Смутное время, когда казалось, что сам ад раскрыл врата и выпустил всех четырех всадников Апокалипсиса, только церковь осталась островком спокойствия среди охватившего страну безумия. Косивший людей миллионами страшный голод не коснулся монастырей с их богатыми запасами провизии, а высокие стены позволяли не бояться банд разбойников. Пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.

В лето 7109 [1601] во царьство Бориса Годунова, в четвертое лето царьства его, к осени почал быти хлебъ дорожать в Руской земли: на Москве, и в Новегороде, и в Ростове, и въ Ярославле, и в Казани, и во всемъ государьстве Руския земля. И бысть гладъ силен вельми, яко и мертвымъ людемъ во градехъ и на путех валятися бес призору. А въ Ярославле и в приделех его люди людей ядяху и живых заманивали к себе и, убиваше, ядяху. Но и мертвыхъ людей из могил нощию выкопывали и тако ядяху людей. А на Москве и въ приделех ея ели конину и псы и кошки и людей ели, но царьскою милостынею еще держахуся убогии разве богатых. А в Казани и в пределехъ ея ино по Господню слову реченное пророкомъ Исаиемъ исполни на нас: «Егда не сотворите повелений моихъ и не послушаете мене, оружие мое вас поясть, и чюжии ваши хлебъ вашъ поядят». Тако бо и бысть грехъ ради наших. Бе бо около Казани и приделехъ ея много множество иноверныхъ татаръ и прочихъ богомерских еретикъ. Те бо суть велми много обогатели и хлебом, и людми; много же и от православныхъ християн великия ради нужа гладныя з женами и детми, в работу имъ, врагомъ нашим, татаромъ, давалися. Многа же и поругания, и подсмехания от них, еретик, приимали християне за свое им согрешение к Богу. А хлебъ был на Москве четверть ржи четыре рубли, и с техъ местъ на Москве меры прибавили верхомъ, а в Казани было 2 рубля и по полутора [1].
Также по теме
Интерес к необычным атмосферным и астрономическим явлениям, который достиг в Европе максимума к XVI веку, пришел в Россию с некоторым запозданием. Самая большая и богато иллюстрированная рукопись, посвященная исключительно этой теме, была составлена в Тобольске примерно в середине XVIII в. после смерти Петра I. Единственный дошедший до нас экземпляр без начала и конца хранится в фондах Библиотеки редкой книги при историко-архитектурном музее-заповеднике Тобольска.

Рукопись, однако, начинается не с этого места. Неизвестный составитель выписал из имеющихся в его распоряжении летописей все известия о необычных явлениях на небосводе, пропустив их толкования. Судьбы умерших князей и царей его не волновали. По-видимому, все это должно было увенчаться описанием современных «знамений» и эсхатологическими, а может, политическими выводами, но крамольные страницы не сохранились или были изъяты при переплете, чтобы превратить опасные тексты в часть безобидного сборника духовных и назидательных сочинений.

Заглавие рукописи, после переплета оказавшееся на 9-м листе.
Заглавие рукописи, после переплета оказавшееся на 9-м листе.
 

Летописец начал с домонгольских времен, с истории о том, как «в лето 6596», то есть в 1089-м, «князь великий Всеволод за Вышеградом ловы дея, и заметавшим тенета на зайцы и людей кликнувшим, и в той час спаде с небеси змий зело велик, всем же ужасающимся. И земля в той час стукну силно, яко от грома тресновено бысть, и стонание. Князь великий Всеволод и вси людие страхом одержими, разыдошася и впредь не ездяше на ловы». К этому описанию, в котором легко угадывается падение болида, церковники позднее добавили слова о том, что охота – занятие грешное, не подобающее князю [2].

Падение змея. Рисунок из «Летописца...»
Падение змея. Рисунок из «Летописца...»
 

Составитель «Летописца...» нарисовал змея в облике дракона, с лапами и с крыльями. Это не была какая-то исконно русская традиция: точно так же изображали падения болидов в европейских «летучих листках». Шведский священник Иоанн Петри Клинт, его современник и коллега, рисовал пролеты болидов очень похожим образом.

Полет «дракона» над Швецией в 1570 г. Рисунок из рукописи И. П. Клинта.
Полет «дракона» над Швецией в 1570 г. Рисунок из рукописи И. П. Клинта.
 

Немало места в «Летописце...» было уделено солнечным и лунным гало. На 10 листе мы можем прочесть, что «при великомъ князе Святополке Изяславиче и при князе Владимере Всеволодиче Маномасе явися на небеси знамение чюдно и преславно месяца февраля въ 4 день, и въ 5 день, и 6 день: во вся сия 3 дни и три нощи непременно стояще солнце в кругу, а посреди круга – крестъ, посреди же креста – солнце, а вне круга над месяцем оба полы – два солнца, едино от другаго кроме, рогама на северъ. Таково же знамение тем же образом и в луне бысть» [3]. В Московском своде XV в. это наблюдение датировано 1104 годом [4].

Гало 1104 года. Рисунок из «Летописца...»
Гало 1104 года. Рисунок из «Летописца...»
 
Это же гало, изображенное в Радзивилловской летописи.
Это же гало, изображенное в Радзивилловской летописи.
 

Сообщения о северных сияниях, солнечных и лунных затмениях, метеорных дождях, кометах и тому подобных явлениях в «Летописце...» перемежаются с известиями о различных бедствиях – голоде, болезнях, катастрофических землетрясениях, помрачении неба от лесных пожаров. Автор явно намеревался провести параллели с временем, когда писалась рукопись. По словам историка Д. Успенского, казалось, что до Смутного времени «не появлялось столько рассказов о чудесном, никогда до такого напряжения не доходила мистическая настроенность русского народа, и без того, как известно, никогда не перестававшего видеть чудесные видения и слышать таинственные голоса» [5].

Тем не менее в «Летописце...» отсутствуют современные автору чудеса и знамения. В нем есть запись за 1607 год («В лето 7115 сентября въ 6 день преставися рабъ Божий Тимофей уродивый во граде Казани...»), но нет записи о комете Галлея, наблюдавшейся в том же месяце, хотя автор не мог ее не видеть. Купец из Аугсбурга Ганс Пейерле, проживавший в Москве, писал в своих записках: «25 сентября мы видели комету. Каждую ночь она являлась через час по захождении Солнца на севере и стремилась к востоку, скрывалась за 2 или 3 часа до рассвета. Впрочем, не более 11 ночей ее было видно. Время покажет, что она предвещает. Помилуй нас боже милосердый». Поляки, заключенные на Белом озере, также видели комету и молились, чтобы бог наказал русских – «глупый и вонючий народ». В Швеции из-за кометы совершали молебны с целью умерить гнев Всевышнего [6].

Комета Галлея в 1607 г. над Швецией. Рисунок из рукописи И. П. Клинта.
Комета Галлея в 1607 г. над Швецией. Рисунок из рукописи И. П. Клинта.
 

Борис Годунов, видевший в 1604 г. толком не описанное небесное явление (Мартин Бер назвал его «кометой», хотя оно наблюдалось в полдень), призвал к себе некоего старика, приехавшаго из Германии, и спросил его мнение на сей счет. Старик ответил: «Бог посылает такие знамения в предостережение великих государей; там, где они случаются, обыкновенно бывают важные перемены». Он посоветовал царю быть осторожным, оберегать границы и внимательно присматривать за людьми, которым вверяется. «Тебе грозит великая опасность», – утверждал он. Татары, тоже видевшие необыкновенные явления, предсказывали, что вскоре многие народы овладеют Москвой [7].

Традиция, по которой небесные явления – вестники несчастья или перемен, довольно древняя. В «Повести временных лет» эта мысль была выражена очень наглядно. Речь идет о 1065–66 гг., когда к Земле в очередной раз приблизилась комета Галлея.

Было знамение на западе: звезда большая с кровавыми лучами восходила вечером после захода солнечного и пробыла в течение семи дней. Она появлялась не к добру; после этого много было междоусобий и нашествие поганых на Русскую землю: эта звезда была словно кровавая, предшествующая кровопролитию... Перед этим временем изменилось солнце, не было светло, но стало словно месяц; невежды говорят про него, что оно съедается. Что эти знамения бывают не к добру, мы узнаем из следующего. В древности при Антиохе, в Иерусалиме случилось внезапно: по всему городу в течение сорока дней всюду являлись в воздухе ристающие на конях, в оружии, в золотой одежде, войска и двигали оружием. Это предвещало нашествие Антиоха, нашествие войска на Иерусалим. Потом, при царе Нероне, в том же Иерусалиме воссияла звезда в виде копья над городом; это предвещало нашествие войска римлян. И опять-таки то же было при царе Юстиниане: засияла на западе звезда, испуская лучи (прозвали ее лампадою), сияла же в течение двадцати дней; после этого было течение звезд с вечера до утра, так что думалось всем, что падают звезды, и снова солнце без лучей сияло; это предвещало мятежи; болезни людям и смерть... Знамения на небе или на звездах или солнцами или птицами или другим чем бывают не на добро; но эти знамения бывают на зло или на наступление войны или голода, или смерть предвещают [8].

Впрочем, в «Повести...» после описания очередного гало в феврале 1102 г. говорится, что знамения могут быть как плохими, так и хорошими. На сей раз все закончилось удачным походом на половцев: «Того же месяца въ 7 день бысть знаменье в солнци: огородилося бяше солнце в три дугы, и быша другыя дугы хребты к собе. И сия видяще знаменья благовернии человеци со въздыханьемъ моляхуся к Богу и со слезами, дабы Богъ обратилъ знаменья си на добро: знаменья бо бываютъ ова на зло, ова ли на добро. На придущее лето вложи Богъ мысль добру в Русьскые князи, умыслиша дерзнути на Половце и поити в землю ихъ, еже и бысть» [9]. Запись об этом есть и в «Летописце...» на л. 52–53 с рисунком, но без комментария, который мог бы помешать авторскому замыслу.

Попытка изобразить гало 1102 г. в «Летописце...»
Попытка изобразить гало 1102 г. в «Летописце...»
 

Еще интереснее выглядит отсутствие комментариев к «знамению» 1110 года, которое очевидцы считали нисхождением ангела с неба. «Летописец...» передает его очень кратко: «В лето 6618 явися знамение в Киеве в Печерском монастыре февраля 11 день: столпъ огнен от земля до небеси, а молния осветиша всю землю и в небеси погремеша въ 1 час ночи» [10]. Более полный вариант этого рассказа упоминает, что столп перемещался над монастырскими святынями, и приводит уже упоминавшееся объяснение.

В Печерском монастыре было 11-го февраля явление: показался от земли до неба огненный столп, а молния осветила всю землю, а в первом часу ночи слышен был на небе гром. Все это видели. Столп этот остановился сначала на каменной трапезнице, так что креста не было видно. Постояв немного, перешел на церковь и стал над гробом Феодосия, потом поднялся кверху лицом как бы к востоку, а затем сделался невидимым. То был не столп огненный, но вид ангельский. Ангелы так и являются: или в виде огненного столба или пламени, как и Давид сказал: «Ты творишь Твоим духом ангелов и Твои слуги огнем палящим» [11].

Явление вызвало большие затруднения у пытавшихся его объяснить. Н. М. Карамзин счел его северным сиянием [12], тогда как астроном Д. О. Святский полагал, что огненный столп мог быть оставлен сгорающим в атмосфере метеором: «Упоминание же о громе скорее дает повод думать, что огненный столб – это след метеора, пролетевшего над монастырем. След этот мог держаться долго после полета, деформироваться и перемещаться на небе от одного церковного креста до другого» [13]. Киево-Печерский патерик сообщает, что столп был не один: «явишеся 3 столпи над трапезницею...» Видимо, его автор пользовался другим летописным источником, или опирался на монастырское предание, где «три столпа» должны были подчеркнуть особую святость Феодосия [14].

Знамение 1110 г. в Печерском монастыре. Рисунок из Радзивилловской летописи.
Знамение 1110 г. в Печерском монастыре. Рисунок из Радзивилловской летописи.
 

Возможно, автор Киево-Печерского патерика слегка перепутал это явление с другим знамением, описанным в русских летописях под 1431 годом. Оно есть и в «Летописце...»: «В лето 6649 преставися благоверный великий князь Андрей Владимерович Маномаховъ в Переславли, и егда несяху его ко гробу, явися знамение на небеси: три солнца сияюща, и от земля до небеси три столпы огнены, дондеже погребоша его» [15]. На рисунке тут почему-то изображены горизонтальные, а не вертикальные столпы.

Три столпа над Переславлем в 1431 г. Рисунок из «Летописца...»
Три столпа над Переславлем в 1431 г. Рисунок из «Летописца...»
 

Огненные столпы даже в Смутное время продолжали считать явным знаком Божией милости. 25 сентября 1609 г. во время осады Троице-Сергиева монастыря осажденные якобы увидели, как такой столп нисходит на одну из церквей.

Тогда некоторые старцы и многие люди видели знамение не во сне, а наяву. Один из них, священноинок Пимен, в ту ночь на память Сергия чудотворца молился Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице. И вот в оконце его кельи свет засиял. Когда же он взглянул на монастырь, то увидел, что светло, будто пожар, и подумал, что враги зажгли монастырь. Тотчас же он вышел на рундук келейный. И видит над главой церкви Святой Живоначальной Троицы огненный столп, стоящий до самой тверди небесной. Священник Пимен очень испугался страшного видения и вызвал братию свою из кельи: дьякона Иосифа да дьякона Серапиона и из иных келий старцев многих и мирян. Они же, глядя, дивились тому знамению. И вскоре огненный столп начал опускаться и свился в клубок, как огненное облако, и вошел в окно над дверьми в церковь Пресвятой Троицы [16].

По мнению историков, это «знамение» вымышлено и является переделкой фрагмента из «Повести o взятии Царьграда турками», которой пользовался автор, а «Сказание об осаде Троицко-Сергиева монастыря», откуда и взята цитата – имеющее мало общего с реальностью художественное произведение [17, 18]. Здесь важно другое: образ огненного столпа на Руси всегда считался благим знаком, поэтому включение таких знамений в «Летописец...» кажется достаточно странным.

В Смутное время почти все небесные явления, даже такие заурядные, как северные сияния, считались признаками неминуемой беды. Это настроение передалось всем живущим в Москве иностранцам. Наемный солдат Конрад Буссов перечислил то, что творилось в небе и на земле в начале XVII века.

Было множество необычайных явлений перед тем, как разразилась война. По ночам на небе появлялось грозное сверкание, как если бы одно войско билось с другим, и от него становилось так светло и ясно, как будто взошел месяц; временами на небе стояли две луны, а несколько раз три солнца, много раз поднимались невиданные бури, которые сносили башни городских ворот и кресты со многих церквей. У людей и скота рождалось много странных уродов. Не стало рыбы в воде, птицы в воздухе, дичи в лесу, а то, что варилось и подавалось на стол, не имело своего прежнего вкуса, хотя и было хорошо приготовлено. Собака пожрала собаку, и волк пожрал волка. В той местности, откуда пришла война, по ночам раздавался такой вой волков, подобного которому еще не бывало на людской памяти... Эти и подобные им знамения предвещали недоброе, но московиты не ставили их ни во что, как иудеи в Иерусалиме, они считали, что это к счастью [19].

Последняя фраза, конечно, неверна. Торговец Исаак Масса записал, что свидетелями некоторых «знамений» были солдаты, охраняющие Бориса Годунова. В Москве происходило «много ужасных чудес и знамений, и большей частию ночью, близ царского дворца, так что солдаты, стоявшие на карауле, часто пугались до смерти и прятались. Они клялись в том, что однажды ночью видели, как проехала по воздуху колесница, запряженная шестеркой лошадей, в ней сидел поляк, который хлопал кнутом над Кремлем и кричал так ужасно, что многие караульные убежали со страху в горницы. Солдаты каждое утро рассказывали об этих виденьях своим капитанам, которые передавали своим начальникам, так что эти и им подобные рассказы доходили до царя» [20]. Масса сам наблюдал «знамение» в 1606 году, при царствовании Лжедмитрия I.

Что же касается до знамений на небе, то я сам видел их вместе с моим хозяином, у которого я жил, с нашими домочадцами и двумя или тремя московитами, и это было весьма диковинное [зрелище], но немногие приняли его во внимание. Около четырех часов пополудни на прекрасном голубом и совсем безоблачном небе со стороны Польши поднялись облака, подобные горам и пещерам. И так как перед тем их не было видно на горизонте, то казалось, что они упали с небесного свода. Посреди них мы явственно видели льва, который поднялся и исчез, затем верблюда, который также исчез, и наконец, великана, который тотчас исчез, словно заполз в пещеру, и когда все это исчезло, мы явственно увидели висящий [в воздухе] город со стенами и башнями, из которых выходил дым, и [этот город] так же исчез; все это было поистине так совершенно, словно расположено в изрядном порядке искусным художником; и многие видевшие это люди были повергнуты в страх, но многие обратили на это внимание только для того, чтобы рассмеяться [21].

По мнению Успенского, увидеть в таких явлениях нечто необычное и таинственное могли лишь «люди с расстроенным, болезненным воображением». И мы уже давно знаем, что его обеспечивало вплоть до полноценных галлюцинаций. Необычные погодные условия во времена Великого голода 1601–1603 гг. и позднее – дождливое лето, суровые зимы с ранними морозами – должны были способствовать заражению уцелевшего зерна спорыньей. Торговец, конечно, не голодал, но избежать попадания опасных продуктов на стол не мог.

Также по теме
Доминирующая на любой территории религия определяет не только жизнь людей, но и влияет на содержание небесных знамений. Даже если отбросить религиозную пропаганду и откровенные вымыслы, смотрящие в небо люди находились под влиянием того, что психолог Дмитрий Узнадзе назвал «установкой» – сформированными ожиданиями и представлениями.

В «Летописце...» кажется странным еще одно умолчание. Хотя автор жил в Казани и упоминает мелкие детали местной церковной истории, в его сборнике почему-то нет главного чуда – «бегства огненного змея» перед взятием города войсками Ивана Грозного. Подробнее всего об этом можно прочесть в «Казанской истории».

При мне, когда жил я в Казани... в некоем улусе стоял на высоком берегу реки Камы опустевший городок, который русские называют бесовским городищем. В нем обитал бес, с давних лет прельщая людей. Еще при старых болгарах здесь было мольбище языческое. И сходилось сюда много людей со всей Казанской земли: варвары и черемиса, мужчины и женщины, жертвоприношения творя бесу и прося совета у живших там волхвов. Таких людей бес как будто исцелял от болезней, всех же, кто пренебрегал им и обходил стороной, не принося ему никакой жертвы, убивал – у плывших по реке перевертывал лодки и топил всех в реке. Губил он и некоторых христиан. И никто не смел проехать мимо, не пожертвовав ему чего-нибудь из своего имущества. Тем, кто его спрашивал, он невидимо отвечал через своих жрецов, ибо приезжали к нему жрецы и волхвы. Предсказывал он и долгую жизнь, и смерть, и здоровье, и болезни, и убытки, и земли их завоевание и разорение, и всякую беду. И когда уходили они на войну, то приносили жертвы ему, вопрошая его с помощью волхвов, с добычей или пустыми возвратятся они домой. Бес же все предсказывал им, соблазняя их, а иногда и обманывал.
И послала царица самого казанского сеита узнать, московский ли царь и великий князь одолеет Казань или казанцы одолеют его. И девять дней лежали, припав к земле, бесовские иереи, молясь и не поднимаясь со своего места, и ели только для того, чтобы не умереть с голода. И на десятый день, в полдень, едва отозвался им бес, и услышали все люди, находившиеся в мечети, его голос: «Зачем досаждаете мне, ведь уже нет вам отныне надежды на меня, ни на помощь мою, ибо ухожу от вас в пустынные и непроходимые места, изгнанный христовою силой, так как приходит он сюда со славою и хочет воцариться в земле этой и просвятить ее святым крещением».
И вскоре повалил густой черный дым из городка, из мечети, и в изумлении увидели мы все, как вылетел с ним вместе на воздух огненный змей, и полетел на запад, и скрылся из глаз. И поняли все, что случившееся означает: пришел конец их житию [22].
Бегство огненного змея. Миниатюра из «Казанского летописца».
Бегство огненного змея. Миниатюра из «Казанского летописца».
 

Возможно, автор «Летописца небесных знамений», как местный житель, знал, что это всего лишь благочестивая легенда, призванная поддержать московские притязания на город и Казанское ханство. Того же мнения придерживаются все историки, а Г. М. Алексеева прямо называет «Казанскую историю» не достоверным источником, а «тенденциозным историко-художественным рассказом» [23]. Не исключено также, что история о торжестве христианства над мусульманством и изгнании «нечистой силы» в виде змея не вписывалась в задуманную им концепцию, допускающую лишь знамения «на погибель», которые предвещают не просто бедствия или голод, но конец света.

Автор «Летописца...» наверняка был знаком со всевозможными «видениями», списки с которых широко расходились по стране. В них от имени Бога или ангелов говорилось, что на Русь ниспосланы «казни» за имеющиеся грехи и что людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, то Господь погубит мир. Вероятно, именно так автор и хотел закончить свой труд. Но даже в неоконченном виде «Летописец...» стал первым на Руси сборником чудес и небесных знамений, всего на полвека отставший от аналогичных трудов немецких протестантских ученых и богословов – Конрада Вольфхарта (Ликостенеса), Иова Финцеля, Каспара Голтвурма и их последователей. Он показывает, что у России были шансы догнать Европу, упущенные в ходе военных, природных и политических бедствий Смутного времени.

Литература

1. Летописец небесных знамений. Лицевой рукописный сборник XVII в. из собрания Библиотеки Российской академии наук. Т. II. Издание подготовили Г. В. Маркелов и А. В. Сиренов. СПб., 2018, с. 75–76.

2. Летописец..., с. 70, 255.

3. Летописец..., с. 70, 262–265.

4. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 25. Московский летописный свод конца XV в. М.–Л., 1949, с. 26.

5. Успенский Д. Видения Смутного времени // Вестник Европы, 1914, № 5, с. 134–171.

6. Святский Д. Чудесность и естественность в небесных явлениях по представлениям наших предков // Мироведение, 1930, № 2, с. 91–102.

7. Сказания современников о Димитрии Самозванце. СПб, 1859, с. 37–38.

8. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб, 1846, с. 71. Пер. на совр. язык: Древнерусские летописи. М., 1936, с. 68–69.

9. Летопись по Лаврентьевскому списку. СПб, 1872, c. 266.

10. Летописец..., с. 95, 371.

11. Клеванов А. Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от ее начала до половины XIV века. М., 1871, с. 170. Древнерусский оригинал см.: ПСРЛ. Т. 9. Летописный сборник... СПб, 1862, с. 141–142.

12. Карамзин Н. История государства Российского. Т. 2–3. М., 1991, c. 267.

13. Святский Д. Очерки истории астрономии в Древней Руси. Часть II. - Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. М., 1962, с. 18.

14. Древнерусские патерики. М., 1999, с. 74, 423.

15. Летописец..., с. 84, 282–284.

16. Авраамий П. Сказание о осаде Троицко-Сергиева монастыря. М., 1822, с. 74.

Пер. на совр. язык: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14. СПб, 2006, с. 251.

17. Сперанcкий М. Повести и сказания о взятии Царьграда турками в 1453 г. // Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 12. М.-Л., 1956, с. 216–219.

18. Тюменцев И. Из истории создания «Истории» Авраамия Палицына // ТОДРЛ. Т. 57. СПб, 2006, с. 234–247.

19. Буссов К. Московская хроника. 1584–1615. М. Л., 1961, с. 99.

20. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937, с. 64.

21. Там же, с. 136.

22. Из «Казанской истории» // Сказания о чудесах. М., 1990, с. 176–177.

Древнер. ориг. см.: ПСРЛ. Т. 19. История о Казанском царстве. СПб, 1903, с. 67–68.

23. Моисеева Г. Автор «Казанской истории» // ТОДРЛ. Т. 9. М.–Л., 1953, с. 266–288.


Михаил Герштейн 27.03.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.