Небесный проектор христианства

Кресты в небе и прочие религиозные видения

Доминирующая на любой территории религия определяет не только жизнь людей, но и влияет на содержание небесных знамений. Даже если отбросить религиозную пропаганду и откровенные вымыслы, смотрящие в небо люди находились под влиянием того, что психолог Дмитрий Узнадзе назвал «установкой» – сформированными ожиданиями и представлениями. Человек, который всю жизнь ходил в церковь, где слушал проповеди о конце света, поневоле переносит намертво забитую в подсознание веру на окружающую среду. Любое необычное явление в небе вызывало у более слабых на голову людей иллюзии, которые тотчас же путем невольного внушения, словесного или другого, передавались и другим «очевидцам», а при дальнейшем возбуждении населения «первоначальные иллюзии могут послужить поводом и к развитию массовых галлюцинаций» [1].

Также по теме
Красочная старинная гравюра, запечатлевшая некие объекты в небе над германским городом Нюрнберг, десятки раз перепечатывалась в книгах уфологов и любителей истории. Увы, листовка печатника Ганса Глазера и ее текст так и не стали предметом серьезного изучения. Одним не хватило познаний в старонемецком, другие не стали вписывать ее в исторический контекст, искать аналоги или сопоставлять с невероятно изобильной литературой тех лет о «знамениях», третьи не знают о явлениях, способных дать ключ к разгадке.

В некоторых случаях, когда «знамение» видели не все, психическое заражение было очевидным. 8 сентября 1214 г. Иоанн Ксантенский проповедовал крестовый поход на ярмарке у реки Маас. Немногочисленная публика, которая его слушала вместо того, чтобы торговать, увидела «знамение Святого Креста», которое «явилось в небе в неизмеримом великолепии». Сам Иоанн уверял, что с закрытыми глазами сосредоточился на проповеди и увидел крест в небесах после того, как шум заставил его открыть глаза. По словам летописца, люди, которые были на ярмарке по делам, видели это явление только тогда, когда присоединялись к тем, кто слушал проповедника [2].

Эразм Роттердамский, прекрасно знающий своих современников, описал и рождение «знамений» на пустом месте.

Не знаю, такой уж нрав у этого человека: любит с помощью подобных проделок потешаться над людской глупостью. Расскажу тебе, что он устроил недавно. Мы вместе ехали в Ричмонд; было нас несколько попутчиков, и среди них люди вполне рассудительные. Погода стояла на диво ясная, на небе – ни облачка. Вдруг Пол задирает голову кверху, размашисто крестится и говорит самому себе, словно бы в изумлении и замешательстве: «Боже бессмертный! Что я вижу!» Те, кто скакал рядом, спрашивают, что такое он увидал, а он снова осеняет себя крестным знамением и снова: «Боже милосердный, отврати от нас злое знамение!» Спутники настаивают, сгорая от любопытства, и тогда он, вперив в небо очи и указывая пальцем, восклицает: «Неужели вы не видите громадного дракона с огненными рогами, хвост завился кольцом?!» Все отвечали, что не видят, он велел глядеть пристальнее и еще раз указал место на небе, и наконец, кто-то один, не желая прослыть слепцом, подтвердил: да, дескать, вижу и я. Его примеру последовал другой, третий – каждому было стыдно не видеть того, что так и бросается в глаза. Не прошло и трех дней, как всю Англию облетел слух о чуде. А сколько еще прибавила к этой басне народная молва! Не встретилось недостатка и в толкователях, которые важно рассуждали, что бы могло означать такое знамение. А сочинитель комедии получал немалое наслаждение от всеобщей глупости [3].

Если заменить здесь дракона на Бога, Иисуса Христа или еще кого-то из библейских персонажей, процесс пойдет быстрее: мало кто отважится признать себя грешником, который не в состоянии увидеть божественное видение. И не будем забывать еще один существенный фактор. Психическое состояние большинства европейцев в те годы было ненормальным из-за постоянного употребления отравленного спорыньей хлеба и спиртного. По словам историка Мэри Матоссян, такое питание угрожало не только физическому здоровью пострадавших: «яды грибков, микотоксины, могут изменять поведение тех, кто их проглотил. Они, по сути, вызвали массовые психозы в общинах, регионах, и даже у целых народов... И, что не менее важно для историка, они вызывали галлюцинации» [4].

Передозировка спорыньи вызывала эрготизм – страшную болезнь, которая может не только сжечь мозг, превратив человека в слабоумного идиота, но и вызвать конвульсии вроде эпилептических или сухую гангрену, заживо пожиравшую конечности. Описания небесных знамений в рукописях тех лет часто упоминаются рядом с описаниями вспышек эрготизма. Шведский викарий Николаус Магни записал в церковной книге Леннеберги: «В 1597 году в ночь на святого Андрея [30 ноября] все колокола Кальмара звонили, но не от руки человека. То же самое произошло в Дорби и в Клакеберге. И пока звонили колокола, в небе появились два человека с березовыми вениками или розгами в руках. Они дрались между собой. После этого возникло заболевание, которое вызывало стреляющие боли в конечностях, в пальцах рук и ног, и у людей частично выпадали ногти перед смертью» [5].

В ожидании конца света

Современник и коллега Николауса пастор Иоанн Петри Клинт оставил нам большую рукопись, в которой много лет подряд записывал всевозможные чудеса и знамения. Как и все лютеране, он считал, что миру вскоре придет конец.

Видение над Швецией в октябре 1588 г. Рисунок И. Клинта.
Видение над Швецией в октябре 1588 г. Рисунок И. Клинта.
 

«В 1588 году от Р. Х., в октябре, небо над Стокгольмом было безоблачным, – записал Иоанн Клинт. – В 9 часов вечера небо разверзлось, и в отверстии стоял человек с терновым венцом на голове, так что были видны шипы, с окровавленным лицом и одетый в длинную шелковую мантию. Он быстро вышел из него, но вскоре вернулся в отверстие. Тут же оттуда вышел другой человек со светящейся короной на голове, сияющей как солнце, с большой седой бородой, одет в светящуюся, как золотая звезда, мантию, доходящую до ступней ног, и ходил туда и сюда более часа, а потом вернулся обратно, и небо стало как раньше. Мф. 24:30. Исполнилось то, о чем писал св. Матфей, и осталось только то, что описано в Мф. 25».

Намек был более чем понятен: первая цитата гласит, что перед концом света «явится знамение Сына Человеческого на небе», а дальше приводится притча о неразумных девах и описывается, как будет проходить Страшный суд.

Профессор Петр Паули Готус описывает похожее явление или, быть может, то же, но искаженное в процессе пересказа. 8 августа 1588 г. в Стокгольме около 7 часов вечера, когда небо было ясное и безоблачное, в небе видели Христа. Он был похож на 12-летнего мальчика, одетого в золотистую мантию и с золотой короной на голове, стоящего с рукой, простертой к зрителям, словно хотел сказать (по словам Петра) «День прошел, настал вечер... конец света близок». Юный Иисус Христос имел безбородое лицо, голые руки и ноги. Это видение было неподвижным [6].

Некоторые видения, кроме понятной любому христианину иконографии, снабжались субтитрами и закадровым голосом, чтобы окончательно исключить любое недопонимание. В рукописи Клинта описано видение, которое якобы увидели 15 августа 1570 г. К сожалению, название города прочитать невозможно, так как почерк у пастора тут особенно неразборчив. По мнению Софии Густафссон, здесь написано «Мейссен». Этот город находится в Германии. Далее говорится, что полный отчет о случившемся записан герцогом по имени Август (это, конечно, курфюрст Август Саксонский) и отправлен королю Дании. В небе была видна битва между двумя армиями, капли крови падали на землю.

Битва двух армий в небе. Рисунок И. Клинта.
Битва двух армий в небе. Рисунок И. Клинта.
 

Потом обе армии тоже упали, и произошла смена декораций. Возник большой крест, на котором было написано по-латыни «INRI» (то есть «Иисус Назарянин Царь Иудейский»), «Finis» («Конец»), «Venite ad Judicium», что Клинт перевел как «Грядущий Суд», и некоторые другие религиозные тексты с эсхатологическим оттенком. Затем раздался голос: «Recipicite, Recipicite, nisi recipierilis omnes simul peribilis» («Примите, примите, и если все не примут, все погибнут»). От ужаса, рассказывает Клинт, умерла женщина. Когда ее должны были отнести в могилу, она встала и провозгласила, что видение на небесах означало приближение конца света и что голос, раздавшийся в воздухе, был гласом Божиим, требующим, чтобы все люди искупили свои грехи. Чтобы ей поверили, она заявила, что проживет три дня, а затем снова умрет, что и произошло.

Вторая часть видения 1570 года. Рисунок И. Клинта.
Вторая часть видения 1570 года. Рисунок И. Клинта.
 

Истории, описанные Клинтом, не были чем-то необычным для тогдашней Европы. В немецких брошюрах и листовках есть описания сложных видений, вплоть до демонстрации в небе самого Страшного суда. Анонимный памфлет 1556 года повествует, что в небесах над Форхгеймом сам Христос восседал на троне, держа обнаженный меч. Его окружали ангелы с трубами и множество патриархов. По левую сторону престола Христа стояли бесы и адские всадники в черном. Они въехали в группу жалких на вид фигур, явно проклятых грешников, некоторых схватили за волосы, бросили на лошадей и увезли к сатанинским полчищам. Этот необычный эпизод не входит в канонические описания Страшного суда [7].

«В начале XVI в. все еще было широко распространено мнение, что души умерших, умерших «плохой смертью», похищаются демоническими полчищами верхом на лошадях и носятся ими над миром, – прокомментировал памфлет Кен Курихара. – Если вера в это была источником явления, оно предполагает, что видение действительно отражало внутренний мир людей, послужив местом взаимодействия официальной теологии и народных верований. Мы можем с уверенностью утверждать, что люди проецировали свои внутренние переживания и визуальный опыт на различные небесные явления» [8].

Содержание небесных видений часто основывалось на знакомых людям визуальных материалах. Так, в 1555 году в небе над Фрайбергом появилось видение Христа, сидящего на радуге. В памфлете, изданном в Эрфурте по этому поводу, говорится, что образ Христа был «таким, каким его обычно изображают люди, когда рисуют Страшный суд» [9]. Это указывает на то, что увиденный образ проистекал из знакомых картин с изображением Христа на месте судьи, часто встречающихся на церковных фресках и гравюрах.

Видение во Фрайберге («Prodigiorum ac ostentorum chronicon...», 1557 год).
Видение во Фрайберге («Prodigiorum ac ostentorum chronicon...», 1557 год).
 
Неподвижное видение распятия, появившееся 1 сентября 1554 года на небе в Пренцлау, Германия. Рисунок И. Клинта.
Неподвижное видение распятия, появившееся 1 сентября 1554 года на небе в Пренцлау, Германия. Рисунок И. Клинта.
 

Некоторые видения, кроме религиозной основы, сопровождались комментариями по поводу текущих политических событий. 27 февраля 1561 года в небесах между Мансфельдом и Эйслебеном на закате люди увидели наклоненное распятие, связку розг и два дымящихся столба. Иоганн Виттих истолковал розги как божественное наказание – знак грядущей войны, кровопролития и моровой язвы. Столбы, по его мнению, означали, что иностранные враги, а именно турки и московиты, придут, чтобы покарать немецкий народ, который слишком мало уделяет внимания слову Божию и не следует ему.

Видение 27 февраля 1561 г. над Германией (Wickiana).
Видение 27 февраля 1561 г. над Германией (Wickiana).
 

За три года до этого видения (в январе 1558 года) армия Ивана IV Грозного вторглась в Ливонию. Это вторжение напугало многих людей в Германии. Московиты были в основном неизвестным народом для большинства немцев до вторжения, и тот факт, что земли немецких рыцарей были уничтожены таинственной армией с севера, придавал известиям с фронтов апокалиптический оттенок. Естественно, что люди вспомнили пророчество Иезекииля о том, что Гог и Магог придут с севера, чтобы наказать людей перед Страшным судом (Иезекииль 38). Сообщения о совершенных московитами ужасных зверствах широко распространялись в дешевых изданиях, и духовенство не упускало случая, ссылаясь на опасность вторжения, чтобы запугать своих слушателей и заставить их покаяться. Распространение сенсационных сообщений, проповеди с угрозами и отсутствие достоверной информации – все это разжигало буйное воображение людей.

Также по теме
Таинственные небесные явления были чрезвычайно распространены в Англии XVI и XVII веков. Будучи предметом слухов и сплетен, темой десятков памфлетов и баллад, сообщающих о странных и сенсационных новостях, они также заполнили страницы хроник, научных трактатов и популярных антологий о знамениях и чудесах.

Люди с иным культурным кодом никогда не видели в небе Иисуса Христа, Страшный суд, Деву Марию и прочие христианские символы, а если над головой и появлялось что-то в виде креста (например, фрагменты гало или световой столб, пересеченный горизонтальным слоем подсвеченных снизу облаков), не придавали этому никакого значения. В китайских, японских и вьетнамских летописях такие сообщения отсутствуют. В этих странах изображения креста в небе можно было увидеть только в пропагандистских листовках, которые распространялись иезуитскими миссионерами.

Закат церковного всевластия

Со временем власть церкви над умами и жизнью людей стала ослабевать. Перемена не в последнюю очередь была связана с улучшением жизни паствы и появлением на столах, кроме хлеба, других продуктов питания, особенно завезенного из-за океана картофеля. Тайна эрготизма, известная некоторым церковным орденам, была окончательно раскрыта учеными к середине XVIII века. Карл Линней отчаянно попытался увести поиск в сторону (он уверял, что эрготизм вызывает употребление редьки), но не очень преуспел. Возможно, ему хорошо заплатили, потому что выдающийся ученый вряд ли мог совершить такую ошибку по чистой небрежности. Французская революция окончательно доказала, что народ может прожить без церкви, а церковь без притока пожертвований, механизма репрессий и поддержки со стороны государства превращается в клуб любителей Иисуса, вынужденный конкурировать с сектами и экзотическими иноземными религиями.

Церковь тогда отчаянно нуждалась в чудесах, чтобы вернуть утраченное влияние, и они, конечно, не могли не произойти. Активнее всего этот процесс шел во Франции. Одним из первых получивших широкую рекламу чудес стало видение креста над Минье 17 декабря 1826 г. Описание явления мы возьмем из популярной брошюры, изданной в следующем году, где цитируется донесение местных священников церковному начальству.

Мы, нижеподписавшиеся, Паскье, приходской священник Сен-Порше, и Марсо, капеллан Королевского колледжа Пуатье... имеем честь сообщить Вашей Светлости о необыкновенном событии... На церемонии присутствовало от двух до трех тысяч человек из Минье и соседних приходов. В тот момент, когда один из нас обращался с проповедью к верующим, напоминая о Кресте, который Константин и его армия видели в прошлом, когда шли против Максенция, в нижней части воздуха, над небольшой площадью перед главной дверью церкви, появился светящийся Крест, поднятый над уровнем земли примерно на 30 м, что дало нам возможность оценить его длину, которая показалась нам около 25 метров: пропорции были очень правильными, а его очертания, определенные с величайшей четкостью, идеально вырисовывались на безоблачном небе, которое, однако, начинало темнеть, так как было уже почти пять часов вечера. Крест серебристого цвета стоял горизонтально в направлении церкви, подножием на восток, а головой на запад; Его цвет был одинаковым на протяжении всего времени, и он оставался неизменным почти полчаса. Наконец, когда процессия вернулась в церковь, Крест исчез. Невозможно, Ваша Светлость, представить себе религиозное изумление, охватившее зрителей при виде этого Креста: почти все они тут же упали на колени, повторяя с воздетыми к небу руками гимн «Да здравствует Иисус, да здравствует его крест!»... В тот же вечер и на следующий день несколько человек, показывавшие себя непокорными благодати, подошли к суду покаяния и примирились с Богом [10].

Комиссия, созданная властями для более углубленного изучения феномена, добавила несколько важных подробностей. Появлению креста не предшествовало никаких заметных признаков; ни шум, ни вспышка света не возвестили о его присутствии. Те, кто увидели его первыми, показали крест своим соседям, и вскоре он привлек внимание значительной части аудитории. Крест стоял горизонтально так, что конец подножия находился на одной линии с фронтоном церкви, а верх был обращен в том же направлении, что и церковь. Поперечная полоса, образующая перекладину, проходила через вертикальную полосу под прямым углом. Каждое из ответвлений и верхушка составляли примерно четверть длины основной полосы. Все эти части заканчивались прямыми линиями, были четко обозначены и обрезаны по краям такими же прямыми и чистыми линиями. Крест очень четко выделялся на фоне неба. Он не поражал глаз блеском; его цвет был повсеместно однородным и таким, что ни один свидетель не мог дать ему точного определения; лучшим сравнением было «серебристо-белый с легким розовым оттенком». Крест возник спустя полчаса после захода солнца, сохраняя положение, форму и всю интенсивность цвета еще полчаса до того момента, когда все вошли в церковь, чтобы получить причастие. Те, кто вернулись последними, увидели, что крест начал угасать. Некоторые из оставшихся снаружи смотрели, как он постепенно исчезает от подножия вверх, и на небе стали видны звезды.

Крест в небе над Минье.
Крест в небе над Минье.
 

Чудо вызвало ожесточенную полемику, причем среди скептиков оказались даже лица духовного звания. Аббат Шарль-Жак ле Кьен де ла Невилль написал брошюру «Фальшивое чудо в Минье... или обман, раскрытый аббатом де ла Невиллем, бакалавром теологического факультета Парижа, некогда главным викарием Дакса». В ней он подверг разгромной критике все печатные известия о феномене, обнаружив в них вопиющие противоречия. Например, он заметил, что в церкви и даже рядом с ней никак не могло поместиться 3000 человек. Во всем Минье жило не более 2000 человек (по данным переписи 1804 года, всего 1612 жителей). На следующий год во время празднования чудесного события присутствовало всего 700 или 800 человек, и некоторые его участники признавались, что во время события 1826 года их было значительно меньше. Неф церкви был площадью около 150 кв. м, и в него могло поместиться не более 500–600 человек [11].

Все эти придирки, однако, не отменяли главного: люди действительно видели крест в небе, хотя он выглядел гораздо менее ярким и широким, чем было нарисовано на гравюрах и картинах. Современные исследователи считают, что крест не случайно появился только после того, как стемнело и в церкви пришлось зажечь лампы. По случаю церковного праздника там должны были не поскупиться на хорошее освещение. Ориентация креста строго по оси нефа церкви, конечно, тоже не случайна. На всех рисунках видно, что над воротами церкви есть проем или окно, ведущее внутрь. Именно оттуда мог вырваться свет, отразившийся на тумане или дымке над землей. Само окно не могло иметь форму креста, поскольку тогда крест в небе был бы обращен вершиной к церкви, а не от нее. Возможно, свет сперва отразился от некоей блестящей детали убранства в форме креста и лишь потом был спроецирован на слой тумана. По мере того, как туман рассеивался, становились видимы звезды – крест светился слишком тускло для того, чтобы затмить их своим блеском.

Схема образования «чуда».
Схема образования «чуда».
 

Церковные власти вместо того, чтобы сохранить церковь Минье неприкосновенной в память о чуде, решили ее увеличить и повернуть в противоположную сторону, так, как в 1826 году указывал крест в небе. Возможно, высокопоставленные священники поняли механизм видения и решили как можно быстрее замести следы, чтобы чудо никогда не было объяснено или не повторилось в неподходящий момент.

Праздники святого Иоргена

В истории всех религий не счесть лжи, мистификаций и надувательства. О фокусах жрецов в Греции, Риме и Египте мы знаем многое из полемической литературы, написанной в те времена, и по данным раскопок. В развалинах храмов сохранились голосовые трубы, с помощью которых подделывался «глас Божий», приспособления для «чудесного» движения статуй и дверей, особые помещения для проекции изображений с помощью зеркал или ламп, потайные люки. Разумеется, жрецы знали толк в галлюциногенах, которыми одурманивали пифий и желающих участвовать в мистериях. Христиане позаимствовали многое из арсенала конкурентов, со временем добавив туда новейшие достижения науки. Старый способ показа привидений и богов они заменили «волшебным фонарем», дающим более четкую картинку. С его помощью в XVIII–XIX веках подделали много видений библейских персонажей, включая визит Девы Марии в Нок, Ирландия, 21 августа 1879 г. [12].

Изобретение линзы Френеля и электрических прожекторов позволило проецировать любые картины не на стену храма или дым от кадильниц, как раньше, а на облака или туман, находящиеся за много миль. Первые сообщения русской прессы о таких опытах датированы началом 1890-х годов, а в 1902 году москвичи увидели первую рекламу в небе [13].

Во время Первой мировой войны все стороны пытались использовать проецируемые на облака религиозные образы для поддержания боевого духа солдат или для деморализации противника. Сложность этих картин была разной – от светящихся крестов до диапозитивов с изображениями прославленных икон [14]. Такая же тактика была использована поляками для подъема духа приунывшего войска в 1920 году, во время советско-польской войны. Показ на облаках изображения Девы Марии произвел желаемый эффект [15].

Светящийся крест, наблюдавшийся над фронтом 22 мая 1916 г.
Светящийся крест, наблюдавшийся над фронтом 22 мая 1916 г.
 

В ноябре 1922 г. премьер-министром Греции стал Стилианос Гонатас, убежденный сторонник преодоления многовековой отсталости страны. Одной из задуманных реформ был переход на григорианский календарь, чтобы жить в едином ритме с остальной Европой. Его поддержал предстоятель Элладской Церкви Хризостом I (Пападопулос), известный ученый и просветитель. 27 декабря 1923 г. архиепископ Хризостом I принял постановление о переходе Элладской Церкви на новый стиль. Большинство священников покорились нововведению, но нашлись и несогласные. «Старостильники» заявили, что церковная власть продалась сатане и продолжали отправлять обряды по юлианскому календарю. Сперва их было мало, и для того, чтобы увеличить численность и влияние, требовалось хорошее чудо.

«Чудо» было задумано и осуществлено в важную дату – во время всенощного бдения на праздник Воздвижения Честного Креста в ночь с 13 на 14 сентября по старому стилю (то есть с 25 на 26-e) 1925 г. над небольшой церковью св. Иоанна Богослова неподалеку от Афин. На следующий день «старостильники» подготовили пресс-релиз и принесли его в афинские газеты, но опубликовали их заявление только в «Σκρίπ».

Сенсационные заголовки в газете «Σκρίπ» от 15 (28) сентября 1925 г.
Сенсационные заголовки в газете «Σκρίπ» от 15 (28) сентября 1925 г.
 
ОТМЕЧАВШИЕ ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ПО СТАРОМУ КАЛЕНДАРЮ
СВИДЕТЕЛИ ИСТИННОГО ЧУДА
ПОСЛЕДУЮЩИЕ СЦЕНЫ РАСКАЯНИЯ
«Ассоциация Православных», признанное общество, следующее старому календарю, в котором оно утверждается, ибо считает введение григорианского календаря антирелигиозным и антиканоническим, праздновала сегодня, 14 сентября по традиционному церковному календарю, праздник Воздвижения Честного Креста. Ради этого праздника более двух тысяч членов Ассоциации собрались накануне с 9 вечера у загородной церкви св. Иоанна Богослова, где и служилось бдение. Естественно, это собрание верных не утаилось от глаз полицейских властей, которые пришли наблюдать за службой в 11 вечера, «ради порядка», как они утверждали. Какова бы, впрочем, ни была их миссия, несколько минут спустя по их прибытии, по причинам, превосходящим любой приказ человеческих властей, они были невольно вынуждены причислиться к множеству верных, которых было уже столько, что они не могли вместиться даже во дворе церкви. Было 11.30 вечера, когда прямо над церковью и в направлении с запада на восток явился яркий белый крест. Свет от него падал лишь на пространство вокруг церкви и на множество верных, присутствовавших за богослужением. Он совершенно затмил сияние звезд, в то же время освещая церковь и двор, как если бы на них был направлен электрический прожектор. Горизонтальная линия Небесного Креста наклонялась вправо, а в нижней части перпендикулярной ей линии меньший крест был образуем другой меньшей горизонтальной перекладиной. Небесное знамение было непрерывно видимо на протяжении получаса, а затем начало бледнеть мало помалу.
То, что последовало за явлением небесного знамения, не описать человеческими словами. Едиными устами, единым сердцем все люди, присутствовавшие на всенощной, упали на колени и возопили с чувством, и начали петь и славить Господа. Полицейские власти забыли свое первоначальное намерение и вновь обрели в глубине своего сердца веру своего детства. Все место преобразилось в уголок иного мира, чуждого этой земле. Каждого одолело невыразимое и священное чувство; все плакали. Бдение продолжалось и окончилось около 4-х утра, когда все множество народа начало возвращаться в город и рассказывать повсюду о чуде, бывшем ночью и переполнившем всех воодушевлением.
Возможно, найдутся такие, кто не поверит, кто усомнится в происшедшем; возможно, найдутся люди, мнящие себя мудрецами, которые будут стремиться объяснить виденное галлюцинацией, или опровергнуть его иными хитроумными аргументами. Однако и те, и другие доводы опрокидываются, если принять во внимание, что явившееся не было моментальным и быстро исчезнувшим видением, но явлением, видимым в течение получаса и более, которое созерцали и удивлялись ему более, нежели две тысячи человек. По счастью, среди тех, кто видел и был поражен лицезрением этого небесного и сияющего Креста, были также и представители полицейских властей. Поэтому теперь и церковь, и государство обязаны расследовать и подтвердить происшедшее на официальном уровне.
Однако, помимо всего, мы веруем, что явление Небесного Креста в день праздника Воздвижения Креста по старому стилю составляет еще одно подтверждение от Бога касательно правоверия тех, кто следует этому стилю; оно также предоставляет полезное напоминание с Небес тем, кто руководит сегодня церковными делами, чтобы они пересмотрели свои противоканоничные решения, касающиеся одностороннего введения григорианского календаря, ибо посредством сего решения они отделили себя от большей части Православия.
Совет Правления «Ассоциации Православных» [16].

Журнал «Τά Πάτρια» в 1979 г. опубликовал спецвыпуск, посвященный событиям тех лет. В нем приводятся свидетельства престарелых «старостильников», которые почти ничего не добавляют к вышеприведенному описанию, зато прекрасно описывают охватившие людей эмоции. Одним из них был офицер полиции в отставке, 78-летний Иоанн Глимис.

Я был одним из полицейских, направленных в ту ночь, около пятидесяти лет назад, для прекращения всенощной службы в пригородной церкви Св. Иоанна Богослова. Старостильники служили всенощную. Был канун праздника Воздвижения Честного Креста. Поскольку там собралось очень много народа, более 2000 человек, мы не стали стараться арестовать священника и решили посидеть тихонько во дворе и дождаться окончания службы.
Около 11.30 ночи мы услыхали громкий и странный шум возгласов толпы. Не теряя времени, мы побежали посмотреть, что случилось, и увидали... Весь народ пришел в волнение. Некоторые плакали, другие восклицали: «Господи, помилуй» и стояли на коленях, устремив взоры в небо, некоторые даже лишились сознания от переполнявших чувств. Мы тоже взглянули и увидели... о, чудо, огромный сияющий Крест, высоко над церковью освещал все вокруг. Сначала нас охватил страх, но тут же мы пришли в себя и, забыв о цели, с которой были сюда посланы, пали на колени и плакали, как маленькие дети. Конечно, излишне рассказывать, что, охваченные волнением, мы пробыли до конца всенощной уже не как гонители, но как верные христиане. Утром, когда мы вернулись в полицейскую часть, то рассказывали каждому о великом чуде, которое мы удостоились видеть. Позже было проведено расследование, и мы все под присягой свидетельствовали о том, что видели Честный Крест высоко в небе [17].

Год спустя, 15 (28) сентября 1926 г., газета «Ελληνική» опубликовала рисунок со слов очевидца, находившегося в 200 м к северо-востоку от церкви. Крест получился кривым, зато полностью православным, с перекладиной внизу. С тех пор этот рисунок стал каноническим для «старостильников» и не раз перерисовывался в цвете, хотя его точность вызывает немало сомнений.

Рисунок из газеты «Ελληνική» от 15 (28) сентября 1926 г.
Рисунок из газеты «Ελληνική» от 15 (28) сентября 1926 г.
 

Кривизна креста, возможно, было обусловлена тем, что для создания «знамения» не использовали бленду, стоящую на пути луча прожектора, а закрыли часть изогнутого зеркала. Хотя тогда поймать «старостильников» за руку не удалось, Элладская Церковь отрицала, что это было чудо. Архимандрит о. Хараламбиос Василопулос напомнил, что Афанасия Крикету, лжесвятая из Эгалео, тоже подделывала световые явления, чтобы доказать свою избранность Господом [18].

С тех пор техника шагнула далеко вперед. Религиозные образы на небе использовали не только циничные церковники, но и спецслужбы США во время психологических операций против Кубы и стран Варшавского договора. В 1948 году над Чехословакией появилась Дева Мария, которая размахивала флагом США, потом возникло видение танков и американских солдат [19]. В книге «Битва за разум» Питер Уотсон, специалист по военной психологии и психологической войне, упоминает спецтехнику Британии для проекции пропагандистских зрелищ на низких облаках. Заготовленные кассеты с первобытными богами предполагалось показывать с вертолетов и таким образом запугивать нелояльные племена [20].

Также по теме
Исследователь, изучающий старинные летописи в поисках небесных аномалий, рано или поздно сталкивается с недвусмысленно религиозными видениями. Некоторые авторы их заносят в списки наблюдений НЛО, чтобы сделать последние подлиннее, другие игнорируют «неудобные» истории, делая картину однобокой.

В ходе войны во Вьетнаме подразделение американской армии по психологическим операциям разработало проектор «Митралюкс». В нем использовались 85-мм диапозитивы и лампа в 1000 ватт для проецирования изображений на здания, горы и облака. Бывший офицер 10-го батальона психологических операций Билл Тенер так вспоминал о попытках применить оборудование с борта самолета.

Как только проектор и диапозитивы были подготовлены, мне нужно было найти источник питания для работы мощной лампы. Была приобретена армейская генераторная установка мощностью 3,5 кВт, которую установили на «Gabby» – нашем самолете C-47 с громкоговорителем. Командир 5-й эскадрильи сил специальных операций был недоволен дополнительным источником питания в своем самолете, но в конце концов согласился на эксперимент.
Идеальными были бы низко висящие «матрасные» облака, но в Дельте они были не так уж распространены. В далеко не идеальную ночь «Gabby» взлетел и выполнил задание, разработанное отделом S3. Обычно мы нацеливались на крупные формирования Вьетконга, и я полагаю, что это мог быть их батальон. Установка работала, и изображение проецировалось, но не было возможности определить, насколько хорошо его было видно, без допроса пленного.
Следующая миссия была над Винь Лонгом. Наша полевая команда, видевшая проекцию, сообщила, что она была размытой и не очень эффектной. Проблема заключалась в прозрачности облачного покрова. Она была недостаточно плотной, и в ходе этой миссии облачный покров был настолько низким, что это было чрезвычайно опасно для самолета и безопасности экипажа. Уровень «А-3» считался номинальной высотой для безопасной эксплуатации, а низкий облачный покров позволил бы «Gabby» оказаться на расстоянии 450 м от стволов вьетконговцев. Этого просто не должно было случиться. Тем не менее, даже при таких плохих условиях изображение было получено...
Сама операция оказалась провальной. После второй миссии «верные союзники» из армии Вьетнама были замечены убегающими с генераторной установкой из того, что когда-то было запертым складом на базе ВВС Вьетнама Бинь Туй. Без источника питания все дальнейшие миссии были отменены. Они были инновационными, демонстрировали большую оригинальность и воображение, но, к сожалению, для победы над повстанцами Вьетконга требовалось гораздо большее [21].

При президенте Никсоне был разработан план вторжения на Кубу с использованием подводной лодки, снабженной установкой, которая должна была «нарисовать» над островом изображение Христа, имитируя «второе пришествие». По замыслу авторов, это должно было привести в смятение католическое население Гаваны и дезорганизовать кубинских военных, пока десантники овладевали бы стратегическими пунктами.

Похоже, что генеральная репетиция этого плана состоялась – правда, уже при другом президенте. В апреле 1982 года сотни кубинцев увидели огромную вспышку невероятной яркости. Ее свет сформировался в образ Девы Марии, одетый в снежно-белую мантию. Она милостиво улыбалась. Хотя ее образ держался считанные минуты, некоторые часовые успели опомниться и даже начали стрелять из винтовок.

Кубинское правительство заявило, что изображение спроецировали с американской подводной лодки, которая всплыла в бухте Гаваны. Несмотря на официальные разъяснения, видение оживило всевозможные слухи. Кубинцы стали втихомолку поговаривать, что перед падением режимов Уррутии и Батисты тоже видели Деву Марию, так что и Кастро осталось недолго править. С пропагандистской точки зрения эксперимент удался, но на самом Фиделе Кастро и его режиме это никак не отразилось [22].

В последнее время военные журналы все чаще упоминают о проекции на небосклон не обычных, а голографических изображений. Одна из первых заметок на эту тему появилась на страницах журнала «Зарубежное военное обозрение».

В иностранной военной печати обсуждается вопрос об использовании в качестве оружия несмертельного действия голографических эффектов, влияющих на психику человека, особенно в боевых условиях. Упоминается, в частности, что в ходе операции «Возрождение надежды» в Сомали американские специалисты пытались с помощью лазерных устройств проецировать на поверхность облаков изображения исламских мучеников, которые якобы советовали «своим единоверцам» прекратить всякое сопротивление и возвратиться домой.
Имеются проекты передачи изображений с космических платформ, а также лазерных установок. В зарубежных средствах массовой информации упоминалось о проведении подобных испытаний. Так, 1 февраля 1993 года американские морские пехотинцы, находящиеся на расстоянии около 15 км к западу от г. Могадишо (Сомали), заметили во время песчаной бури над поверхностью земли необычное явление. В облаке песка и пыли, вращающемся в небе, стало возникать изображение человеческого лица размером около 150×150 метров. Спустя несколько минут очевидцы четко определили, что это «не просто знакомое лицо, а изображение Иисуса Христа, каким он предстает обычно в религиозных и художественных произведениях».
Свидетели этого явления испытали сильное психологическое воздействие. Один из солдат, сделавший фотографию изображения, сказал: «Я не самый истовый верующий, но, увидев это лицо, я сразу узнал Иисуса Христа. Когда смотришь на него, невозможно разговаривать или думать. Только опускаешься на колени, молишься и начинаешь плакать». Песчаная буря продолжалась не более пяти минут, и как только стихла, картинка, которую наблюдало несколько тысяч человек, исчезла.
Как предполагают западные специалисты, данный эффект был создан для проверки результатов его воздействия на психику людей. Судя по сообщениям средств зарубежной печати, в военных кругах дана положительная оценка проведенному эксперименту [23].

При помощи голографических проекторов можно рисовать на небе не только Иисуса или Деву Марию, но и любую военную технику для дезинформации противника. Испытания показа виртуальных вертолетов, проведенные в 1993–1995 гг. в шт. Колорадо, были признаны исключительно успешными.

Судя по всему, нас еще ждут интересные времена и занимательные зрелища на небе. К ним стоит быть готовым не только верующим или военным, но и уфологам, которые могут столкнуться с «голографическими НЛО».

Литература

1. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908. С. 54.

2. Moolenbroek J. Signs in the heavens in Groningen and Friesland in 1214: Oliver of Cologne and crusading propaganda // Journal of Medieval History. 1987. Vol. 13. P. 260.

3. Роттердамский Э. Разговоры запросто // Библиотека всемирной литературы. Т. VII. М., 1971. С. 321.

4. Matossian M. Poisons of the past. New Haven, 1989. Pp. XI–ХII.

5. Rosen S. Joan Petri Klint: A Swedish proto-fortean of the 16th century // Fortean Studies. Vol. 1. L., 1994. P. 156.

6. Там же, рp. 162–163.

7. Ein Gesicht am Himel gesehen: Wie das Gotliche Gericht... Anno 1556.

8. Kurihara K. Celestial wonders in Reformation Germany. Routledge, 2016. P. 27.

9. Erschrecklichen Wunderbarliche vmmd warhafftige mirakel... Erfurt, 1555.

10. Rapports sur l’apparition d’une Croix dans la Paroisse de Migne... Poitiers, 1827. Pp. 3–5.

11. Neufville Ch. Le faux miracle de Migne, pres Poitiers, ou l'Imposture decouverte... Paris, 1827.

12. Berman D. Papal visit resurrect Ireland's Knock legend // The British and Irish Skeptic, Vol. 1. № 1 (Jan.-Feb. 1987). Pp. 6–8.

13. Объявления на облаках // Электричество. 1894. № 8. С. 128; Объявления на облаках // Родная Речь. 1902. № 33.

14. Murphy J. Visions in the sky at Przemysl // Popular Mechanics. Nov. 1917. Pp. 642–644; Vallee J. Revelations. NY, 1991. P. 163.

15. Борисов В. Чудеса без «чудес». Л., 1965. С. 20.

16. Ἡ Γ´ θεία Ἐμφάνισις τοῦ Τιμίου Σταυροῦ // Τά Πάτρια, Δεκέμβριος 1979. P. 88.

17. Τά Πάτρια, Δεκέμβριος 1979. Pp. 100–101; The Divine Appearance of the Honoured Cross // Holy Orthodox Church in North America. Boston, 2005. Pp. 8–9.

18. Was the appearance of the Sign of Cross on 14th of September 1925 a miracle? [Web resource] URL: https://athonitetestimony.com/was-the-appearance-of-the-sign-of-cross-on-14th-of-september-1925-a-miracle (access date: 11.02.24).

19. Hungerford J. The Exploitation of Superstitions for Purposes of Psychological Warfare. RAND. 1950. P. 12.

20. Watson P. War on the Mind. NY, 1978. P. 25.

21. SGM Herbert A. Friedman (Ret.) [Web resource] URL: https://www.psywarrior.com/SuperstitionPSYOP.html (access date: 19.02.24).

22. Герштейн М. Когда появятся голографические НЛО? // Аналитическая газета «Секретные исследования». 2004. №1. С. 9.

23. Светлов Н. Использование голографических эффектов в военных целях // Зарубежное военное обозрение. 1996. №1. С. 58–59.


Михаил Герштейн 22.02.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.