Война миров, XVII век: пушки против НЛО

Что за существа навестили в 1608 году жителей нескольких итальянских городов?

Если верить многочисленным сайтам, книгам и публикациям, в 1608 году произошло настоящее инопланетное вторжение на побережье Средиземного моря. Испуганные горожане открыли огонь по кораблям пришельцев, не причинив им ни малейшего вреда, а потом с неба хлынули кровавые дожди.

Первая российская публикация о событиях 1608 года.
Первая российская публикация о событиях 1608 года.
 
5 августа 1608 года около восьми часов вечера над городом Ницца на юге Франции появились три светящихся объекта. Подлетев на большой скорости к крепости на побережье, они зависли над ней. Потом спустились к воде и начали медленно маневрировать. Объекты были плоскими и имели форму удлиненного овала. Вода под ними закипела, от нее стал подниматься тяжелый желто-оранжевый пар. Все это сопровождалось страшным грохотом.
Жители Ниццы, сбежавшиеся к гавани, стояли в полном оцепенении. Из одного объекта появилась фигура, за ней последовала еще одна. Пришельцы напоминали людей, были одеты в костюмы красного цвета, покрытые серебряными чешуйками. Головы у них были очень большие, а вместо глаз – два светящихся круглых отверстия.
Держа вертикально две трубки, пришельцы погрузились в воду и несколько часов (!) передвигались вокруг своих кораблей, висевших в метре над водой. На местных жителей они не обращали ни малейшего внимания. Наконец пришельцы вернулись на свой корабль, и все три загадочных объекта взмыли вверх, на огромной скорости скрывшись за горизонтом... Жители Ниццы устроили крестный ход, моля Господа о прощении своих грехов.
Через две недели эти же три космических корабля появились над Генуей и снова маневрировали над гаванью. На этот раз по ним ударили сотни орудий! Однако же корабли продолжали свои маневры, совершенно не обращая внимания на пушечные ядра, летевшие в них. Через час один из кораблей завис прямо над городом. Среди жителей началась паника, в давке на узких улицах погибли несколько человек. Через некоторое время корабль вернулся к двум остальным, и все три объекта на большой скорости удалились в восточном направлении.
Через несколько дней один из этих же кораблей вдруг появился над Мартигуссом, рыбацким поселком неподалеку от Ниццы. Он кружил над поселком несколько часов. Из него выплыли двое пришельцев и несколько раз облетели свой корабль. Пришельцы были одеты точно так же, как и при первом появлении.
Всю следующую неделю с неба падали капли красного цвета! Вернее всего – это была местная глинистая красная пыль, смешавшаяся с дождем. Сорок дней все церкви Ниццы были заполнены горожанами. Они молились об избавлении от этого непонятного ужаса [1].

Автор вышеприведенной цитаты явно был слаб в истории и географии. В 1608 году Ницца еще была итальянским городом. «Мартигусс» (точнее Мартиг) – не рыбацкий поселок, а французский город около Марселя.

Города, упомянутые в статье.
Города, упомянутые в статье.
 

Источник своего вдохновения автор не скрывает. Это книга Хилари Эванса «Из иных миров», вышедшая на английском в 1998 году. Кроме подробностей, упущенных российским журналом, там есть довольно интересные рассуждения.

Если некоторые документы в городских архивах можно принять за чистую монету, то в 1608 году в итальянском, ныне французском городе Ницца произошло нечто наводящее на мысль о визите внеземных космических кораблей...
Какой вывод мы должны сделать? Записи в местных архивах, из которых взята эта история, составлены на языке того времени в эпоху широкого распространения веры в небесные знамения, и большая часть формулировок в них неоднозначна. Впечатляющие описания «небесных армий» часто встречаются в древних хрониках, и нет никаких сомнений, что невежественные люди были склонны неверно истолковывать естественные явления. Но столь подробные наблюдения, по-видимому, представляют собой нечто большее. Могло ли столько людей в трех разных местах вообразить космические корабли и все прочее во времена, когда о полетах по воздуху даже не задумывались?
С другой стороны, если все действительно происходило так, как описано, то это замечательное событие, достойное места в истории. Почему мы раньше не знали о нем? Одной из причин могла быть его неоднозначность. Между пришельцами и землянами не было реального общения, и цель визита инопланетян осталась неясной [2].

Рисунки из книги Хилари Эванса, перепечатанные журналом, кажутся старинными, но это обманчивое впечатление. На самом деле их сделал в 1970-х годах профессиональный художник по заказу Жерара Леба, руководителя французской уфологической группы «GEOS» [3]. Описание событий 1608 года, приведенное Эвансом и вслед за ним российским автором, также принадлежит ему.

Облик пришельцев. Современная реконструкция группы GEOS.
Облик пришельцев. Современная реконструкция группы GEOS.
 
Паника на улицах Генуи.
Паника на улицах Генуи.
 

Упоминание «городских архивов» – просто попытка спрятать от проверки источник столь дивной истории. Итальянский исследователь Диего Куоги убедился, что в архиве Генуи нет никаких записей о битве с пришельцами [4]. Для современных уфологов первоисточник давно не является секретом. Это один из дешевых памфлетов на французском языке, которые сами французы называли «canards» – «утками» [5].

Титульный лист памфлета.
Титульный лист памфлета.
 
Чудеса, которые показывают нам, бесспорно, являются вестниками и небесными посланцами, возвещающими о несчастьях, которые должны нас постигнуть. Похоже, они побуждают нас поспешить обратиться к молитвам и постам, чтобы умилостивить гнев ежедневно оскорбляемого нами Всемогущего Бога. Римляне, как только видели чудеса, приносили жертвы своим богам, чтобы умилостивить их гнев жертвоприношениями и идолопоклонством. Мы, воспитанные лучшим образом христиане, должны благочестиво покаяться в наших сокрушенных сердцах, смиренно умоляя Всемогущего простить наши ошибки и умиротворить справедливый гнев, чтобы несчастья, уготованные Господним правосудием, были отстранены и удалены от нас Его святой милостью.
В начале августа 1608 года в море у Генуи видели самое ужасающее зрелище из всех, что рассказывались или же записывались на памяти человеческой. Некоторые [чудовища] имели мужской облик, с покрытыми чешуей руками, и в каждой руке держали по жуткому летучему змию, обвивающиеся вокруг их рук. Они торчали из воды по пупок, издавая такие ужасные крики, что многие заболели от страха. Некоторые имели женский облик, а другие тело, как у человека, все покрытое чешуей, и голову, как у дракона.
Их регулярно видели с первого же дня вышеупомянутого месяца, к великому изумлению генуэзцев. Городские власти [Seigneurie] приготовили несколько пушек, дабы прогнать их и выпустили около 800 ядер, но без толку, поскольку ядра вовсе не пугали чудовищ. Тогда собрались церковники и, обратившись к истинному лекарству, провели много крестных ходов и приказывали поститься, а благочестивые отцы-капуцины распорядились провести Квадранторе [40-часовой беспрерывный молитвенный марафон], пытаясь умилостивить гнев Божий этим благотворным средством.
15-го августа в море в Генуэзском порту появились три повозки, и каждая была запряжена шестью огненными фигурами, похожими на драконов. Повозки двигались одна напротив другой, и за ними шли вышеописанные чудовища, по-прежнему держа змиев и продолжая испускать ужасные вопли. Они настолько близко подошли к Генуе, что зрители, по крайней мере большая их часть, разбежалась потрясенная, опасаясь вреда от подобных знамений, но когда они [повозки и чудовища] описали три круга по бухте, то испустили столь сильные крики, что они отразились от окружающих гор, и скрылись в том море, и больше их не видели и не слышали.
События эти сильно навредили многим горожанам, некоторые из них скончались от страха, включая сына господина Гаспарина де Лоро и брата сеньора Антонио Багатело. Пострадали и многие женщины, охваченные таким страхом, что это привело к их гибели. Они [чудовища] исчезли, когда запели гимн «Тебя, Бога, славим».
На море около Ниццы и по всему побережью Прованса от берега до равнин прошел дождь из настоящей крови, который залил все листья и фрукты на деревьях и окрасил их в красный цвет. В Тулоне крыши большинства домов были покрыты ею, камни на мостовой и приходская церковь залиты самой настоящей кровью.
18 августа в Релльене, в присутствии всех людей пошел такой кровавый дождь, что те, кто были на улице, тут же стали залиты ею – либо самим дождем, либо кровью, которая текла с крыш и навесов. В Ламбеске 20-го числа кровь полилась в таком изобилии, что текла по улицам, будто бы бесчисленному множеству горожан перерезали горло; короче говоря, по всему побережью, от Ниццы до Марселя, несколько дней лились кровавые дожди. Воистину это знамение, предвещающее великие последствия.
Столь же достопамятные события произошли почти в то же время в городе Иль де Мартиг. Там 22-го числа того же месяца два человека появились в воздухе, держа в руках мечи и щиты; они сражались так яростно, что поразили зрителей. После долгого боя они некоторое время отдыхали, потом продолжили длившийся два часа бой. 26-го они сражались пешими и колотили друг друга, словно кузнецы, бьющие молотом по наковальне; на следующий день они были на конях, заставляя их вставать на дыбы, как кавалеристы, и бились так, что казалось, будто вот-вот один из них упадет с коня. На следующий день они оказались засевшими в замках или же крепостях и смотрели друг на друга, потом раздался звук, похожий на несколько залпов из пушек. Звук был настолько ужасный, что показался слышавшим его будто концом света, и так продолжалось в вышеуказанный день на протяжении семи часов. Внезапно в воздухе появилось плотное облако, помрачившее небо так, что в течение двух часов ничего не видели, кроме облаков и черной мглы, пахнущей, будто селитра, а после того, как воздух очистился, химер уже не было видно, они исчезли.
Столь дивные знамения тронули душу многих христиан, которые, увидев чудеса Божии и зная, что он один всемогущ и в своей бесконечной доброте хочет предупредить нас, прежде чем послать должное наказание, стали монахами или приняли обеты, чтобы умилостивить гнев Божий. Быть может, Дух Святой помог их доброй воле [6].

Уфологическая интерпретация памфлета, мягко говоря, неверна: речь идет о морских чудовищах, неспособных летать, и переделка этого текста под НЛО с пришельцами выглядит явной мистификацией. Жерар Леба нарушил хронологию событий, перепутав места, где все якобы происходило, и добавил вымышленные детали. Так старинная выдумка в сочетании с современной ложью превратились в «войну миров».

Также по теме
Существо, о котором пойдет речь, можно было бы отнести к разряду «маугли», то есть одичавших детей, оказавшихся среди животных, но, если верить описаниям, строение тела этого создания имело существенные особенности, что сближает его с мифологическими обитателями озер и болот.

Французский исследователь Яннис Делияннис обнаружил и события, вдохновившие автора памфлета. Одно из них произошло 3 ноября 1608 г. на реке Арно во Флоренции. Там было устроено удивительное зрелище – представление на воде, основанное на «Аргонавтике» Апполлония Родосского. Его поставили в ходе трехнедельного празднования брака Козимо II Медичи и Марии Магдалены Австрийской. Многочисленным зрителям показали сражение кораблей, украшенных мифологическими фигурами, и поиски Золотого руна с Козимо в роли Ясона. Великолепная постановка произвела впечатление на горожан и знатных гостей со всех концов Европы [7].

Общий вид представления на воде. Гравюра Матиаса Грютера.
Общий вид представления на воде. Гравюра Матиаса Грютера.
 

Многие резные фигуры на судах, плывущих в тот день по реке Арно, были похожи на генуэзских «монстров». Ни одна из них в точности не соответствует описанию в памфлете, но автор «утки» мог знать о нашумевшей постановке понаслышке или использовал ее скорее как источник вдохновения.

Ужасные чудовища из памфлета, покрытые чешуей и держащие в руках змей, явно срисованы с мифологических тритонов. Сходство достаточно очевидно, если мы сравним их с фигурами на одном из кораблей, представляющих тритонов, трубящих в змеевидные рога. Что касается генуэзских повозок, движимых похожими на драконов огненными фигурами, то они могли быть вдохновлены фигурой плюющегося огнем змея Пифона на другом судне или многоглавой гидры с еще одного корабля. Во время представления стреляли из пушек, и из памфлета мы узнаем, что по чудовищам вели огонь из орудий.

Богато украшенный мифологическими фигурами корабль. Спереди – два тритона, трубящие в рога, на спинах морских чудовищ. Гравюра Джулио Париджи.
Богато украшенный мифологическими фигурами корабль. Спереди – два тритона, трубящие в рога, на спинах морских чудовищ. Гравюра Джулио Париджи.
 
Фигура змея Пифона на носу корабля могла изрыгать огонь. Гравюра Джулио Париджи.
Фигура змея Пифона на носу корабля могла изрыгать огонь. Гравюра Джулио Париджи.
 

Благодаря упоминанию парижского хрониста Пьера де л'Этуаля мы знаем, что этот памфлет начали продавать в Париже 10 декабря 1608 г., то есть более чем через месяц после представления во Флоренции [8]. Даже с учетом того, что он был перепечатан с лионского издания, скорость обмена информацией тех лет вполне позволяла автору узнать о празднике на реке Арно и использовать его в своих целях.

Эпизод с кровавым дождем, оказывается, тоже был выдуман не на пустом месте. Он действительно испугал многих жителей побережья, но не в августе, как написал анонимный автор, а в начале июля. Николя-Клод Фабри де Пейреск лично осматривал «кровавые» следы в Экс-ан-Провансе и расспрашивал очевидцев. Выводы, к которым он пришел, были вкратце пересказаны Пьером Гассенди.

Но из всех наблюдений, которые он [Н.-К. Пейреск] сделал в тот год, ни одно не доставило ему большего удовольствия, чем те, что касались кровавого дождя, выпавшего, как говорили, в начале июля. В городе можно было увидеть крупные пятна на стенах кладбища при большой церкви, которое находится рядом с городской стеной, а также на самой городской стене и на стенах ферм, кантонов, деревень и других мест на несколько миль вокруг. Он стал наблюдать за этими пятнами, которые окрашивали камни в красный цвет, и поговорил с крестьянами из-под Ламбеска, которые сказали, что были так потрясены этим дождем, что, бросив работу, убежали в соседние дома. Затем он обнаружил, что все опубликованное о таких явлениях было чистой легендой, и отверг мнение врачей, которые полагали, что упомянутый дождь произошел из паров, которые поднимались из красноватой почвы и выпали после их сгущения, потому что, по его словам, пар, притягиваемый теплом, всегда поднимается бесцветным. Это было доказано дистилляцией красных роз.
Тем паче он отверг мнение простаков и ряда богословов, которые приписывали дождь делу рук демонов и упырей, убивающих невинных маленьких детей: это чистая спекуляция, даже оскорбление божественной благости и промысла Божия.
Вскоре произошло нечто, открыв ему истинную причину явления. За несколько месяцев до этого он положил в коробку найденную им куколку, замечательную по красоте и размерам. Шум, доносящийся из коробки, заставил открыть крышку, и он обнаружил, что куколка из гусеницы превратилась в самую красивую бабочку. Она тут же улетела, оставив на дне коробки красное пятно размером с обычную золотую монету (солид).
Поскольку это произошло примерно в начале июля, в то же время, что и якобы кровавый дождь, и в то же время можно было наблюдать множество бабочек, летающих в воздухе, он решил, что эти насекомые, то и дело отдыхая на стенах, оставили на них видимые пятна, по размеру похожие на их куколок. Повторив наблюдения над пятнами от того дождя, он понял, что их не было на крышах или гладких поверхностях камней, как это должно было быть, если бы действительно прошел кровавый дождь; они находились в углублениях и ямках, где могли гнездиться насекомые. Он добавил, что испорчены были стены не внутри городов, а рядом с полями, и, наконец, что все пятна находились только на средней высоте, на которой обычно летают бабочки.
Точно так же он объяснил рассказ Григория Турского о кровавом дожде, который пролился в разных местах Парижа и на дом в Санлисе во времена Хильдеберта, а также якобы кровавый дождь во время правления короля Роберта; его капли, попавшие на тело, одежду или камни, не смывались водой, можно было смыть только те, что попали на дерево [9].

Если вы помните, Ламбеск упоминается и в парижском памфлете. Конечно, красная жидкость там не «текла по улицам, будто бы бесчисленному множеству горожан перерезали горло», но ее было достаточно, чтобы напугать крестьян. Непонятно только, почему памфлет перенес эти события на месяц с лишним вперед – то ли автор сам знал о них понаслышке, то ли ради большего драматического эффекта. Объяснение Пейреска может быть неверным, но дата «кровавого дождя» подтверждается письмами, написанными им тем летом.

«Кровавый дождь» в Экс-ан-Провансе в июле 1608 г.
«Кровавый дождь» в Экс-ан-Провансе в июле 1608 г.
 

По мнению Янниса Делиянниса, некоторые элементы в тексте «утки» намекают, что автор мог быть монахом-капуцином или их сторонником. Анализ текста напечатанной спустя пару месяцев другой «утки» про терроризирующего Мальту семиглавого дракона доказывает, что они были написаны одним и тем же человеком. Как и в случае с чудовищами из Генуи, опасность там отвели благочестивые капуцины и их молитвы [10].

Титульный лист памфлета о драконе на Мальте.
Титульный лист памфлета о драконе на Мальте.
 

Нечего и говорить, что мальтийские летописи не содержат ни малейшего упоминания о кровожадном чудовище. Образ дракона вполне мог быть скопирован с семиглавой гидры, плюющейся огнем с одного из кораблей на реке Арно.

Семиглавая гидра на носу одного из кораблей. Гравюра Джулио Париджи.
Семиглавая гидра на носу одного из кораблей. Гравюра Джулио Париджи.
 

Фальшивые истории не являются изобретением наших дней, они появились вместе с письменностью и расцвели благодаря книгопечатанию. В Германии «утятина» была настолько распространена, что церковным цензорам поручили проверять памфлеты, листовки, книги и прочую печатную продукцию не только на отсутствие ереси, но и на достоверность фактов. В 1534 году аббат монастыря Св. Эгидия в Цюрихе, исполняя обязанность цензора, не просто запретил печатать листовку о «небесном знамении», но и потребовал допросить издателя об источнике информации и о том, что подвигло его считать явно неправдоподобные сведения правдивыми [11].

В наши дни, когда «постправда» вытесняет реальность, становится проще понимать образ мышления создателей таких подделок. По словам Янниса Делиянниса, «в литературе о чудесах начала XVII века послание, выраженное знамением или чудом, было гораздо важнее природы самого события» [7]. Такое пренебрежение истиной во имя благочестия стало одним из факторов, породивших научный скептицизм и радикальный атеизм Великой Французской революции.

Литература

1. Мицуров В. Загадочные обьекты над средневековой Европой // НЛО. 2000. № 27. С. 12.

2. Evans H. From Other Worlds. L., 1998. Pp. 56–58.

3. Tomlinson J. Citizens of Nice, France saw UFOs in 1608 // MUFON UFO Journal, February 2009. Р. 7. Все рисунки из серии, посвященной событиям 1608 г., приведены здесь: https://web.archive.org/web/20121028155410/https://rr0.org/data/1/6/0/8/Signes/index.html

4. Cuoghi D. L’UFO di Genova del 1608. Le ricerche negli archive // https://www.sprezzatura.it/UFO_Genova/page2/page2.html

5. Seguin J.-P. L’Information en France avant le periodique: 500 canards imprimes entre 1529 et 1631 // Arts et traditions populaires, July-Dec. 1963. P. 258.

6. Discours des terribles et espouvantables signes apparus sur la Mer de Gennes au commencement d'Aoust... Paris, 1608. 14 p.

7. Deliyannis Y. Back to 1608: of festivities and prodigies // http://deliyannis.blogspot.com/2010/05/back-to-1608.html

8. Pierre de l'Estoile. Memoires-Journaux 1574–1611. T. IX. Ed. Tallandier, 1982. P. 178.

9. Gassendi P. Viri illustris Nicolai Claudii Fabricii de Peiresc, senatoris Aquisextiensis, vita // Miscellanea, T. V. Lyon, 1658. Pp. 269–270.

10. Le terrible et espouvantable dragon apparu sur l’Isle de Malte... le 15 Decembre 1608. Paris, 1609. 8 p.

11. Parshall P. Imago contrafacta: Images and Facts in the Northern Renaissance // Art History. Vol. 16. № 4. December 1993. Pp. 566.

Также по теме
Легенды о жутких получеловеческих расах, якобы обитающих в отдаленных землях, были невероятно популярны на протяжении сотен лет. Эти истории, начало которых восходит к Древней Греции и Риму, расцвели пышным цветом в Средние века и в конце концов попали на благодатную российскую почву. Сегодня мы поговорим об одном «чуде лесном», которое также известно под именем человека-журавля.

Михаил Герштейн 08.07.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Исторические каменные лабиринты Севера России: взгляд из Петербурга
Обзоры 2
Исторические каменные лабиринты Севера России: взгляд из Петербурга
Анонсируя новую книгу, вкратце пересказывать ее содержание, пожалуй, бессмысленно и банально – заинтересованный читатель приобретет и прочитает, а незаинтересованному и пересказ ничего не добавит. Поэтому в этом анонсе я вкратце раскрою бэкграунд данной работы – что стоит за этой книгой, контекст исследования.
Белорусский аномальный фольклор
Проекты 3
Белорусский аномальный фольклор
Издательство «Вече» выпустило новую книгу Ильи Бутова «Чудеса земли белорусской. Кладезь современного фольклора». Здесь представлены материалы о так называемом «аномальном фольклоре» или «фольклоре о сверхъестественном»: об «упавших облаках», «ходячих покойниках», «шумных духах», «окаменевшей женщине», явлениях Богородицы и т. д. В основу глав легли многочисленные экспедиции проекта «Уфоком».