«Будзе законна вайна»: белорусские материалы о предвестиях Великой Отечественной войны

Какие знаки предвещали Великую Отечественную войну?

Практически любая война перекраивает культурный ландшафт и находит отражение в фольклоре. Не представляет исключения и Великая Отечественная война. Нередко во время опросов в рамках проекта «Уфоком»1 нам удавалось записывать сообщения о событиях, трактовавшихся как предзнаменования войны, в связи с чем в полевые анкеты проекта в 2016 г. добавлены вопросы на эту тему. Ниже представлены полевые записи о предвестиях войны, а также некоторые архивные данные, большинство которых публикуется впервые.

Также по теме
Если верить старинным испанским хроникам и ацтекским кодексам, гибель империи Монтесумы не была неожиданной. Ее предвещали десятки более или менее странных чудес и знамений, в том числе на небе. Многие испанские авторы зашли так далеко, что приписали легкий успех конкистадоров деятельности... НЛО, подорвавших дух ацтеков задолго до того, как Эрнан Кортес высадился на побережье.

Наиболее характерные мотивы белорусских рассказов о предвестиях войны – необычные небесные явления, различного рода чудеса, появление странной женщины, пророческие сны, нетипичное поведение животных и т. д.; есть и редкие вариации этих мотивов, например «стон земли». Информационный фон второй половины 1930-х гг. в СССР подготавливал население к будущему военному противостоянию. В БССР слухи о предстоящей войне стали фиксироваться за несколько лет до 1941 г. Одной из причин подобных слухов стала перепись населения республики (1937). Так, в докладной записке завкультпропом Бобруйского райкома КП(б)Б Пояркова от 4 мая 1937 г. (№ 85сс) сообщалось:

Житель города Бобруйска распространял слух о том, что скоро будет война, так как теперь проводится перепись населения, а перепись, как это было в 1914 году, постоянно проводится перед войной2.

В 1937 г. в докладной записке инструктора Центрального совета Союза воинствующих безбожников БССР Почеповича упоминалось, что некая группа сектантов на территории колхоза «Энгельса» Несяцкого сельсовета3 «распространяет контрреволюционные слухи о том, что будет война, распространяет “святые письма” контрреволюционного характера»4. В Могилёвском районе в это же время ходили слухи «о скорой войне и введении хлебных карточек»5.

В 1941 г. вновь стали говорить о надвигающейся войне, поскольку сумма цифр в этой дате составляет число 156. 1941 – «перевертыш» числа 1914 (год, в который началась Первая мировая война).

В наших полевых архивах есть воспоминания об определенных событиях и явлениях, трактовавшихся как предвещающие войну, в частности Первую мировую. Чаще всего упоминались разнообразные небесные знамения (звездопад, зарево, красное небо, «цветной шлейф», «необычное солнце» и т. п.).

И жила моя даже бабушка. Она, наоборот, у меня такая травница… Она сама хотя глухая, но она была настолько, вот. Сказки там сама сочиняла, что-то нам рассказывала. ‹…› Такое, вот, она говорила, знамение было. В начале Первой мировой войны, когда это было. Ну, она ещё такая была, может, лет тридцать там где-то с чем-то. Тридцати не было… Ну очень большие как сполохи на небе были. Сыпалась, говорила, снопами звёзды. Может быть, какие-то кометы там или метеориты, да вот это что-то. Она в это верила. Если на небе там сыплется много звёзд ‹…› И она говорила, что видели это, что вот здесь. Вот это поле у нас восток. [А, это прямо на этом месте вот было?] Туда, на лес. Там они видели вот этот звездопад. Это бабушка моя. Она с 1894 года. И говорит, что это было где-то в начале Первой мировой, это, значит, четырнадцатый год. Ну, так ей было уже восемнадцать лет [СТИ].

Об аналогичных знамениях рассказывали наши информанты из разных регионов Беларуси и в связи с Великой Отечественной войной. Рассказчики редко указывали, с какой стороны появлялся знак (в нашей выборке лишь одна подобная запись: «[Были ли приметы перед войной?] На небе, туды, дзе к Бресту, як бы зарева было. Было такое. Людзi старыя гаворяць: эта вайна будзець» [ЛНВ]), хотя в интерпретации увиденного это может играть определенную роль [7. С. 128–129].

Перад вайной было. Было. Такi шлейф цвятны ляцiць, плыве-плыве-плыве, вiдзелi. [Это рассказывали вам, или вы видели?] Расказывалi. I радзiцелi, i хто прыходзiць, саседзi i дзе-та ў магазiне сабраўся. [И говорили, что это знак какой-то?] Да-да. I iменна перад вайной, казалi. [Что плохой знак?] Да, да. [Ночью или днем?] Вродзе як ноччу, iлi днём? Вот не магу знаць [ВВИ].
Было якое вiденiе. Было краснае неба ўсё. [Это когда было? Перед войной?] Перед вайной. Эта я знаю. ‹…› Гулялi мы в адной хате. Так i з гары нада схадзiць, дак тама [нрзб.] кажа: «Навернае, Ягоравы гараць». Что краснае ўсё стала. Павыскачылi ўсе. [Это был 41-й год?] Не, яшчэ раней. Вот павыскачылi ўсе – глядзяць – хата наша не гарыць. А так усё неба краснае. Было ўсё – зямля, усё было краснае. А адкуль начата было – етага я не скажу [БОЕ].
С саракавога на сорак первый. Зiмой эта была. ‹…› Не помню, снегу было, цi не было яшчэ снегу, но тут во, помню, клуб жа ш быў – яўрэйскiй дом быў бальшой, i бальшэвiкi, як прышлi, зрабiлi клуб тут. Маладзёж збiралася сюды. I гэта дзела было, ну, не помню, па-мойму, ужо быў снег. Ня крэст, но, в обшчэм, краснае неба было, i ўсё мужыкi, я ж пацан быў, казалi – гэта на вайну. I точна, точна – перазiмавалi, i эта ж ужо ў iюне месяцы вайна началась [ААС].
[Не слышали, что перед войной были какие-то знамения?] Неба краснае, чула я [ЕАГ].
Нешта памiналi, я не помню. Нешта наўроцеба [вроде бы] казалi, што краснае там было неба. Но я не помню [ВМЕ].

Вероятно, в отдельную группу небесных знамений стоит отнести отчетливые фигуры на небе, в частности Богородицы, святых, а также кресты и т. д.

[Никто не рассказывал про предвестия войны?] Гаварылi, што на небе дажа паказвалiся бальшушчыя храсты – храсты былi на небе вiдны. Во, я ўспомнiла, точна. Храсты людзi вiдзелi на небе – чыстае, нi туч, нiчога. I храсты на небе. Во, як iз дыму, белыя, як iз дыму якога [АНИ].
Во, ты сказала [обращается к собеседнице], i я ўспомнiла. Во, як крэст, во, стаяў. Як во стаiць крэст, такiя храсты былi [САА].
[А не говорили, что перед войной были какие-то знамения, предзнаменования?] Ну, вот гэта ўсё расказывалi. Яшчэ мой дедушка расказываў, што гэтыя самыя на небе крыжы [кресты], як даўней гаварылi. [Светящиеся?] Светящiе. Это мой дедушка расказываў. [А днем, ночью?] Ноч’ю! Перад гэтай вайной эта знаменiе было. [Это были кресты как свастика?] Нет, асвяшчонныя, як цяпер завуць электрычыствам. Вот як Луна. [Это было перед войной?] Перад вайной. Да, да – знак. ‹…› I вот усё дедушка i мама расказывала, што, значыць, як у нас у дзярэўнi казалi, гэта ўжэ не на добрае, гэта на неспакой [ПСК].
Яшчэ ж, гавару, невялiкая была, i перад гэтай вайной, гэта як началася яна, ўжэ ў трыццаць дзевятым цi ў саракавым… [В сорок первом…] Да, як началася эта вайна, но i ўжэ ш мужыкоў пазабiралi, i бацьку майго ўжэ забралi. Ну а там мамiна матка жыла i бацькава ж. Выйшлi мы на двор, увечары гэта, вы паймiце, што такi крэст на ўсё неба! Красны! Кроў! Гэта тожа помню я добра. ‹…› На ўсё неба гэтак во было. I я заву: «Бабушка! Бабушка! Пасматры ты, што робiцца!» Яна кажыць: «Мае дзеткi, эта кроў будзець пралiвацца». [Это год какой был?] Гэта як толька вайна началася, у сорак первым, як забралi ўжо мужыкоў [АЮЮ].
Также по теме
Информация из узкопрофильных метеорологических архивов крайне редко становится предметом рассмотрения фольклористов или этнографов. В статье впервые публикуются письма, посвященные осмыслению необычных небесных и метеорологических явлений, пришедшие в 1984–1989 гг. в московский филиал Архива Комиссии по аномальным явлениям в окружающей природной среде (АКАЯОПС).

Нам удалось записать рассказ о появлении крестов на небе в канун церковного праздника:

Ну, вайну эту прэдвешчалi, гаварылi. Некалi i тата мой гаварыў пакойный, што тамака на Паску вiдзелi крэст на небе. Ну, ноч’ю. А тады началася вайна. А як было, дак я ж тады яшчэ… невялiкая была [ЩВС].

О появлении на небе крестов и других знамений сообщил в письме в «Уфоком» каменецкий краевед Георгий Мусевич:

Наша семья жила тогда в Дмитровичах, возле дороги Каменец – Беловка. Хорошо помню, как в конце августа 1941 года я сидел в церковном доме, в котором сейчас живет бывший председатель Чиквин. Неожиданно моя бабушка, матушка настоятеля Свято-Преображенской церкви отца протоиерея, кавалера ордена Св. Владимира 4-й степени, Петра Елинецкого, Мария Поликарповна (из дома Левицкая) [т.е. урожденная Левицкая], позвала меня на улицу. Уже стемнело. Я выскочил из дома и увидел много людей, которые стояли и смотрели в направлении Беловежской пущи. Небо было звездным и сначала на обрии (на горизонте) виднелись всполохи крупного пожара, затем на небе возникли три больших огненных Креста. У людей появилось тревожное чувство. Они стали тихо молиться и креститься. Кое-кто из них говорил, что это знамение Божие – предвестник больших и тяжелых страданий народа. На следующий день мы узнали, что немцы сожгли село Белая и храм иконы Казанской Божией Матери в нем, а людей во главе с настоятелем церкви о. Антонием Белевцом вывезли в Жабинковский район7.

Иногда крест могли видеть и в пророческом или вещем сне. В приводимом ниже рассказе крест интерпретируется как свастика:

Мне мая сестра [рассказывала], ана ўжо сколькi памерла. Ей перад вайной прыснiўся сон. Ольге, маей сястры старшай. I яна гаворыць: у ва сне… Праснулася, рассказала (яшчэ бацька быў жывы), што на небе вiдзела крэст. Ёй гавораць: «Скажы, якi?» ‹…› Яна ж яшчэ немцаў не вiдзела. Ну, атец-пакойнiк, ён жа чалавек бывалы, так ён гаворыць: «А ну-ка, ты, – гаворыць, – мне нарысуй». Во, такая як свастыка нямецкая. Нямецкая свастыка на небе была. Тады, гаворыць, нам было так страшна. I чэраз некатарае врэмя началася вайна з немцамi. Гэта была ў якiм, у саракавым гаду. I ўродзе бы i Божая Мацер паяўлялася, але я не ведаю. [А Божья Матерь появлялась где?] На небе. [Кто-то говорил, или вы читали?] Не, ета гаварылi. Ну, тады нейкiя, я чула, людзi казалi – паявiўся крэст. Яна ва сне вiдзела, а тут вiдзелi настаяшчы. Так тады ўсё казалi: «Будзець вайна». Вот я запомнiла, ну, старыя кажуць: «Будзе законна вайна» [ТОМ].
Аномальные (уникальные) явления на небе накануне Великой Отечественной войны на территории Беларуси.
Аномальные (уникальные) явления на небе накануне Великой Отечественной войны на территории Беларуси.
 

Некоторые исследователи (например, А. Ф. Балашова и В. Е. Добровольская) причисляют мироточение и плач икон Богоматери к знакам, предвещающим начало или конец войны [1. С. 234; 5. С. 19]. Наш материал показывает, что на территории БССР значимого увеличения сообщений о мироточении икон непосредственно перед войной8 или сразу после ее начала не было. Жительница Копыльского района Минской области рассказала о плаче иконы:

Ну, i ў вoйну, вот людзi казалi, што i там, i там бывае гэтакае во што – мокрая iкона, кажуць. [Мокрая?] Ну, усе раўно як плакала. Багародзiца [ОЛИ].

Больше сведений об обновлении икон как предвестии войны [4. С. 109–114]. Например, по словам одной из наших рассказчиц, она слышала от родителей, что перед войной (или в начале войны) в Горецком районе Могилёвской области массово обновлялись иконы, что интерпретировалось как дурное предзнаменование:

I вот нейкае было перад гэтым… як раз, як вайна была. Я ў сорак трэцiм гаду радзiлася. I точна: сталi вiконы абнаўляцца. I хто-та сказаў: «Глядзiце, очэнь будзе апасныя, ета дужа… Жызнь будзе апасна. Хувайцеся дзе-нiбудзь». А я тады сяжу i кажу: «Дзе нам схувацца? Куды нам хувацца?» – «А куды хочаце. У якое бежашча можа будзець – так во хавайцеся куды». ‹…› [Ваши родители говорили, что это было перед войной?] Да-да-да. То есть эта што-та случыцца – i точна! Мая мама была, яна стараватая была, ёй тожа восемсят два гады, i казала: «Дачушачка, будзе дужа апасна». Страх, кажа, будзець [САА].

Еще один мотив – появление перед войной некой женщины в белой или черной одежде либо абсолютно нагой. Записывались рассказы о том, что в некоторых белорусских деревнях некая содрогавшаяся от рыданий женская фигура появлялась накануне расстрелов во время оккупации [7. С. 129]. В Крупском историко-краеведческом музее (д. Сомры Крупского района Минской области) хранится запись от двух информантов, которые рассказали следующее. После выпускного вечера в школе они засиделись до позднего вечера на завалинке возле дома. Внезапно с другой стороны деревни послышался лай собак. Как волна, он прокатился в другой конец деревни. Стало страшно, жутко. Подростки заметили, что над пшеничным полем возвышается огромный темный силуэт, который напоминал фигуру женщины в черной одежде. Он приближался.

Мы слышали некие звуки, лязг оружия, плач, стоны. От страху спрятались под мост и там просидели, пока все успокоилось. Пришли домой и легли спать, а когда проснулись, то узнали, что на рассвете началась война [6. С. 13].

В Вилейском районе Минской области мы записали рассказ о женщинес косой, которая, очевидно, символизировала смерть:

Перад вайной дак я вам скажу якое знаменiе было. Знаменiе ў маей раднi. У маей цёткi роднай, бацькавай сястры, мужык ехаў у мельнiцу, раньше жыў у Ракшыц – цяпер ужо Iльянскiй сельсавет. Ну, i ехаў у мельнiцу там – у Маськаўцы. I вот, говорiт, холадна – зiмой жа ш – баба голая, i каса на плечах. I дзiця цягне за руку. Дзiця маленькае. А ён быў спакойны, ураўнавешаны мужык, дак кажа: «Баба, цi ты здурнела? Што ты poбiш? Дзiця во па снягу цягнеш. I што ж ты будзеш касiць зiмой?» А каса на плячэ ў яе. Нясе касу. Дак яна атвечае: «Я як начну касiць – усё пакашу». I ўсё, i знiкла. [Это перед войной?] Гэта перад самай вайной. Ён прыехаў дамоў i рассказывае ўжо тётцы. «Што гэта такое? – кажа. – Я ж не п’яны быў, нiчога». А баба мая яшчэ была жыва, кажа: «Гэта не к дабру. Нешта будзе плоха» [ВЗН].

Необычное поведение животных (их миграция или исчезновение, вой собак) или птиц (неурочный крик петуха, запевшая петухом курица, крики филина, частое кукование кукушки и т. д.) также может быть предзнаменованием войны [1. С. 233–240; 5. С. 18]9. Ср. запись Т. В. Володиной (Кричевский район Могилёвской области):

Перад вайной дужа зязюля [кукушка] кукавала прама кала двароў, кала хаты. Бабы i гаварылi, нешта будзе [ККГ].

Известный сюжет битвы животных (символизирующих соответственно Красную армию и армию неприятеля [1. С. 233–240; 3. С. 227–235]) фиксировался нами в рассказах о драке двух петухов или двух стай уток или гусей (последний записан на белорусско-русском пограничье):

Красны i белы пятух бiўca, i бiлiся яны между сабой. Сразу красны пятух як бы стаў падаць, як бы белы пабеждаць. А патом як падняўся красны пятух i ўнiчтожыў белага петуха! Во ета ўсе гаварiлi. «Наша Красная армiя пабядзiць». ‹…› Эта чуткi такiя iшлi па народу. Людзi сабiраюцца i гаворюць [ЛНВ].
У нас такi старiчок быў, предсказанiя ўci знаў. Перяд вайной на небе паявiлiся белы пятух i красны пятух, бiлiся. Дзецi там i яго, i чужыя сядзелi, а ён iм гаворiць: «Дзецi, вот паглядзiця, белы пятух – началася вайна ўжо – i красны, б’юцца на небе. Цi вы вiдзiця?» Некаторыя вiдзiлi, а некаторыя не. А некаторыя крiчаць: «Мы вiдзiм, дзед». А некаторыя: «Дзед, мы ня вiдзiм». А ён: «Не ўciм дано. Ну, знайця, мае дзеткi, красныя ўсё раўно белых пабедзяць». Як немцы i нашыя [ММЕ].
Моя бабушка мне рассказывала в детстве, что перед самой войной, незадолго, люди в деревне, в Смоленской области, много людей видело, как на небе летели навстречу друг другу белая и серая стаи уток или гусей… Я точно не помню. И вот они летели навстречу друг другу, и было какоето столкновение… И когда началась война, они поняли, что это знак был перед войной о неком столкновении каких-то вот серых и белых. [А в какой деревне это было?] Смоленская область, Вязьма и Теренино. Или Вязьма, или Теренино [ШЕВ].

Аномальные природные явления, связанные с растениями (сросшиеся овощи или колосья, гибель растений в результате климатических катаклизмов и т. п.) также становятся предвестиями войны [5. С. 18]. В архиве нашего проекта есть всего одна подобная запись:

[А перед войной были какие-то предупреждения или знаки?] Я помню, што атец мой расказывал, што был бальшой сад, i весь сад этат вымерз перад вайной. [Посчитали как плохое предзнаменование?] Да-да. I асоба грушы мёрзли. Яблынь, можа, там дзе-та пара i асталась, а грушы мёрзлi [ВЭА].

В Узденском районе Минской области мы записали уникальный рассказ о «стоне земли», аналогов которому в литературе не обнаружили:

[Не слышали, что перед войной были предзнаменования?] Расказывалi. Мая бабушка дажа, вот, бацькава мацi. Садзiлi картошку, яна легла. В мае [сажали], а вайна ж у iюне. Дык яна легла на землю i гаворыць: «Стогне зямля! Вайна будзе!» А у яе чатыры сыны пагiбла: мой бацька i яшчэ тры. Возле этага камня садзiлi. Вот камень этый у Камяном, я помню [ЛМП].

О некоторых явлениях, подобных описанным выше, рассказывали как о наблюдавшихся уже после войны:

[А вы не помните, может, перед войной какие-то знамения были? Что-то такое рассказывали?] Расказываць-расказывалi, але я не магу [вспомнить]. Як выходзiлi, глядзелi – красна паласа была нейкая. [Это перед войной или уже когда началась война?] Это ўжо пасля вайны. [А как она по всему небу шла?] Не знаю, глядзелi-паглядвалi, а куды яна йшла? [БТП].

Стоит отметить, что даже в наше время некоторые астрономические явления истолковываются как предзнаменования войны:

Вот падскажыце, а тры солнцы? Эта вот за прошлы год над хутарам. Я ўстала, я б i не бачыла – i жанчына ехала на лiсапеде i заскочала. Кажа: «Антонаўна, палядзi, тры солнцы ўзайшлi». I мы во туда во, паляцелi, вы знаеце, адно вот так сонца, другое – так, а трэцяе – вот так. [Это было зимой?] Не, можа пад вясну. [А не говорили, что это знак какой-то?] Во, я вам скажу тады, это вот тада на ўкраiне вайна началася, дак усе тады казалi – эта знак, предсказанне [ЧНА].

Надеемся, что эти новые материалы, вводимые в научный оборот, будут интересны исследователям.

Примечания

1. Подробнее о материалах проекта см. публикации в «Живой старине» (2017. № 2. С. 55–57; 2017. № 3. С. 21–24; 2018. № 1. С. 17–20 и др.).

2. НАРБ. Ф. 4п. Oп. 1. Д. 12082. Л. 198–204 (Докладная записка зав. Культпропом РК КП(б)Б Пояркова зав. отделом партпропаганды и агитации ЦК КП(Б)Б тов. Готфриду «О состоянии антирелигиозной пропаганды и работе церковников и сектантов по Бобруйскому району» от 4 мая 1937 г. (№ 85сс)).

3. Сейчас Кличевский район Могилёвской области.

4. НАРБ. Ф. 4п. Oп. 1. Д. 11867. Л. 21 (Докладная записка инструктора ЦС СВБ БССР Почеповича «О состоянии антирелигиозной работы по Кличевскому району» (июнь 1937 г.)).

5. НАРБ. Ф. 4п. Oп. 1. Д. 11852. Л. 51–52 (Факты использования сектантами Сталинской конституции).

6. Подробнее о символике числа 15 см.: [2].

7. Личный архив автора, письмо от 24 марта 2011 г.

8. Единственный известный до войны случай произошел в г. Пружаны Брестской области в 1934 г. [4. С. 102].

9. Необычное поведение животных (и прочие природные аномалии) в народной культуре вообще обычно предвещает беду (в частности, смерть: Толстая С. М. Смерть // Славянские древности: Этнолингв. словарь: В 5 т. / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 5. М., 2012. С. 65–66). – Примеч. ред.

Литература

1. Балашова А. Ф. Коммуникативная природа народных рассказов на примере текстов о Великой Отечественной войне в небесных знамениях // Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 233–240.

2. Белова О. «Игры со спичками», или еще раз о трех шестерках // Число – счет – нумерология в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О. В. Белова. М., 2015. С. 190–205.

3. Белова О. В. Легенды о войне: архетипы в современных фольклорных нарративах // Проблемы истории России. Вып. 10: Исторический источник и исторический контекст: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2013. С. 227–235.

4. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века. Минск, 2018.

5. Добровольская В. Е. «Все знали, что война будет…» // ЖС. 2010. № 2. С. 18–21.

6. Лазоўская Т. Загадаць жаданне i пасядзець у Божым крэсле // Звязда. 2016. № 1. С. 13.

7. Фурсова Е. Ф. Чудесные видения/знамения накануне Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Вестник Томского государственного университета. Сер. «История». № 49. 2017. С. 129–131.

Список информантов

ААС – Альфер Антон Степанович, 1929 г. р., д. Груздово Поставского р-на Витебской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

АНИ – Азаренкова Нина Ивановна, 1936 г. р., д. Коптевка Горецкого р-на (родом из д. Рудня Горецкого р-на) Могилёвской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

АЮЮ – Альфер Юлия Юлияновна, 1932 г. р., д. Груздово Поставского р-на Витебской обл., родом из д. Дащинки Поставского р-на; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

БОЕ – Боянкова (Свиридова) Ольга Егоровна, 1926 г. р., д. Стан Горецкого р-на (родом из д. Малое Морозово Горецкого р-на) Могилёвской обл.; зап. И. Бутов в 2017 г.

БТП – Баран Татьяна Петровна, 1935 г. р., д. Старые Фаличи Стародорожского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов, О. А. Орлова в 2017 г.

ВВИ – Высоцкая Вера Иосифовна, 1944 г. р., д. Тоново Столбцовского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик, Е. А. Шапошников в 2018 г.

ВЗН – Вяжевич Зинаида Николаевна, 1934 г. р., д. Судники Вилейского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

ВМЕ – Власовец Мария Евменовна, 1938 г. р., д. Соколово Горецкого р-на Могилёвской обл.; зап. И. С. Бутов в 2017 г.

ВЭА – Высоцкая Элеонора Аполлинаровна, 1936 г. р., д. Тоново Столбцовского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик, А. О. Масюк в 2018 г.

ЕАГ – Ермолаева Анна Григорьевна, 1934 г. р., д. Стан Горецкого р-на Могилёвской обл.; зап. И. С. Бутов в 2017 г.

ККГ – Котовская Клавдия Григорьевна, 1927 г. р., д. Тиньков Кричевского р-на Могилёвской обл.; зап. Т. В. Володина в 2014 г.

ЛНВ – Лукьянова (Туманова) Надежда Васильевна, 1926 г. р., д. Лобковичи Кричевского р-на Могилёвской обл.; зап. Т. В. Володина, Ф. О. Орлов в 2014 г.

ЛМП – Ломако Мария Павловна, 1937 г. р., д. Борки Узденского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

ММЕ – Макаренко Мария Ефимовна, 1946 г. р., д. Липовка Хотимского р-на Гомельской обл.; зап. Е. М. Боганева в 2012 г.

ОЛИ – Острейко Люда (Лёдзя) Иосифовна, 1932 г. р., д. Потейки Копыльского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов, Е. К. Агеенкова в 2018 г.

ПСК – Пузан Софья Карловна, 1941 г. р., д. Муляры Поставского р-на Витебской обл.; зап. И. С. Бутов, Е. А. Шапошников в 2018 г.

CAA – Соболева Анна Алексеевна, 1943 г. р., д. Коптевка Горецкого р-на Могилёвской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

СТИ – Сологуб Тамара Ивановна, 1956 г. р., д. Ордея Сморгонского р-на Гродненской обл.; зап. И. С. Бутов в 2017 г.

ТОМ – Тигрет Ольга Матвеевна, 1936 г. р., д. Речки Вилейского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

ЧНА – Чарнец Нина Антоновна, 1938 г. р., д. Тоново Столбцовского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик в 2018 г.

ШЕВ – Шевчик Елена Вахтанговна, 1966 г. р., г. Минск; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

ЩВС – Щуцкая Валентина Степановна, 1936 г. р., д. Лужаны Воложинского р-на Минской обл.; зап. И. С. Бутов в 2018 г.

Сокращения

НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь.

Выражаю благодарность Т. В. Володиной за помощь в подготовке материала.

Опубликовано: Бутов, И. С. «Будзе законна вайна»: белорусские материалы о предвестиях Великой Отечественной войны / И. С. Бутов // Живая старина. – 2020. – № 2. – С. 48–50.

Также по теме
В архивах советских исследователей непознанного сохранилось много сообщений о наблюдениях НЛО и загадочных существ в период между мировыми войнами (1919–1941 г.) Почти все они были записаны много лет спустя, когда человечество уже узнало о феномене НЛО. Скептики могут утверждать, что это обстоятельство неизбежно сказалось на их содержании или интерпретации. Тем не менее в большинстве сообщений нет никаких «инопланетных» черт, привнесенных под влиянием космической эры.

Илья Бутов 11.04.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
НЛО колониальных времен
НЛО и АЯ 1
НЛО колониальных времен
В ночь на 19 октября 1781 г. Нелл Александр вздрогнул от «громкого, оглушающего грохота» неподалеку от окраины его родного города в Коннектикуте. Он и не подозревал, что вскоре станет свидетелем крупнейшего близкого контакта в истории колониальной Америки.
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Обзоры 1
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Не так давно вышла в свет монография кандидата исторических наук Дмитрия Скворчевского «Навука звяздарская»: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV–XVII ст.», посвященная развитию космологических представлений и астрономических знаний в средние века на территории Великого Княжества Литовского. Автор книги рассказывает о некоторых идеях, воплощенных в новом издании.