Стигматы: от святого Франциска Ассизского до идиопатического гематидроза

Этот обзор призван обобщить то, что в настоящее время известно о стигматах, в свете современных медицинских знаний, подчеркнув при этом, что «спонтанный» характер возникновения этих поражений не исключает существования подлинной, медицинского характера, причины их появления.

Термин стигма, происходящий от латинского (стигматы – множественное число от слова stigma), первоначально обозначал родимое пятно, отметину, шрам, клеймо (татуировку) на теле [1]. Однако со временем это слово приобрело религиозный оттенок, связанный с полученными Христом во время его распятия ранениями, которые передаются человеку посредством горячей молитвы [1–3]. В число ран, связанных со страстями1 Христа, включают поврежденные гвоздями ладони или запястья и ступни; бок, поврежденный римским копьем; спину и плечи, поврежденные бичом и ношением креста, а также лоб, поврежденный проколами тернового венца. Случаи появления этих явно спонтанно возникающих на теле знаков, о которых сообщается более 700 лет, не оставляют вас равнодушными, вызывая реакцию, варьирующуюся от строгого научного (а иногда и религиозного!) скептицизма в связи с возможностью рукотворной имитации этих знаков до массовых движений определенных религиозных сообществ в стремлении увидеть эти «чудеса». Хотя некоторые стигматизируемые лица осматривались врачами, их заключения ограничены отсутствием необходимых дополнительных обследований или иногда зависят от собственного мнения и убеждений исследователя [3]. Кроме того, спонтанный характер этих поражений отнюдь не несовместим с медицинской обусловленностью их появления. В этом обзоре стигматы рассматриваются в свете современных медицинских знаний.

Стигматы в исторической ретроспективе

Казнь преступников через распятие на кресте практиковалось в Риме еще четыре века спустя после смерти Иисуса Христа. Но за исключением библейского отрывка (Гал. 6:17: «Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» [4]), позволяющего предположить, что апостол Павел мог быть первым, кто принял знаки страстей Христовых, стигма не упоминалась ни на Западе, ни на Востоке до начала тринадцатого века.

Первым известным стигматиком является Св. Франциск Ассизский, получивший стигматы в сентябре 1224 года. Эти «пять знаков Христа» не были обнаружены до его смерти (рис. 1). Несколько других источников, также датируемых 13 веком, описывают аналогичные случаи, когда люди демонстрировали знаки Христа [5]. В связи с этим, провинциальный синод архиепископа Кентерберийского, собравшийся в Оксфорде в 1222 году, был вынужден высказать свое мнение о странном случае: мирянин получил стигматы и, показывая шрамы от пяти ран, называл себя Иисусом, а его товарищ выдавал себя за Марию, мать Христа. Случай признали кощунственным обманом, сопровождавшимся извращенным развратом, а виновных приговорили к пожизненному заключению [5].

Рис. 1. Стигматы Св. Франциска Ассизского. Фото Marco Desscouleurs.
Рис. 1. Стигматы Св. Франциска Ассизского. Фото Marco Desscouleurs.
 

Маркиз Робер де Монферран, дофин Оверни, наложил на себя стигматы, вбивая гвозди в свою плоть до открытия кровотечений. Наконец, в те же годы упоминается случай с послушником, на лбу которого отпечатался знак в форме креста, возможно, сотворенный из чисто материальных побуждений [5]. Эти свидетельства иллюстрируют изменения в душевном состоянии верующих и новое течение религиозной мысли в Римско-католической церкви, которое определяется идентификацией себя со страдающим Христом, иногда ценой добровольного увечья. Стигматы Св. Франциска Ассизского были быстро признаны папством, несмотря на сопротивление меньшинства внутри духовенства, которое обнаружило в них намеки на ересь [5].

В течение последующих 700 лет во всем мире было зарегистрировано около 300 случаев стигматизации (Якоби [1923], цитируется по Клаудеру [1]). Подавляющее большинство стигматизируемых – ревностные католики, часто связанные с францисканской или доминиканской традицией [3]. В обзоре 1908 года, опубликованном Имбер-Гурбером [6], 229 из всех собранных им случаев произошли в Италии. Франция, Португалия и Испания разделяют между собой остальные случаи, что отражает вес римского и «средиземноморского» католицизма в истории стигматов [3]. Стигма оставалась неизвестной в Северной Америке до распространения католицизма в Соединенных Штатах [3]. Однако для того, чтобы получить стигматы, необязательно исповедовать римско-католическую веру. В двадцатом веке получили признание стигматизированные люди других вероисповеданий и с других континентов (Америка, Австралия). Стигмы затрагивают людей всех возрастов, но особенно часто женщин (к 1938 году стигматизировался только 41 мужчина [1]). Стигматизируемые часто оказываются социально изолированными людьми, живущими как отшельники, или внутри религиозной общины [3]. Исторические периоды, в которые сообщается о появлении множества стигматиков, как и другие чудесные события (например, явления Девы Марии), часто соответствуют моментам социальных бедствий или религиозных конфликтов в обществе [3]. Наконец, некоторые стигматизированные люди демонстрируют довольно стереотипную хронологию в своей биографии: появление необъяснимых и «неизлечимых» симптомов, за которыми следует спонтанное «чудесное» излечение, а затем появление стигматов на втором этапе [3]. Некоторые из них стали объектом научных клинических исследований в Бельгии (Луиза Лато), во Франции (Мадлен X, в известной парижской больнице Сальпетриер), в Германии (Тереза Нойман, публикация в «Archives of Dermatology» 1938 года [1]) и в Италии (Падре Пио) (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Неполный список известных стигматиков.

Франциск Ассизский (1181–1226)

Екатерина Сиенская (1347–1380)

Рита Кашийская (1381–1457)

Люси Нарнийская (1476–1544)

Екатерина де Риччи (1522–1590)

Вероника Джулиани (1660–1727)

Анна Катерина Эммерик (1774–1824)

Мария Мёрль Тирольская (1812–1883)

Мария Доменика Лаццари (1815–1850)

Юлиана Вайскирхер (1824–1851)

Мария Беатрикс Шуман (1853–?)

Луиза Латоа (1850–1883)

Джемма Гальгани (1878–1903)

Мадлен Икса (1933–?)

Падре Пио из Пьетрельчиныа (1887–1968)

Тереза Ноймана (1898–1962) [1]

Мари Роуз Феррон (1902–1936)

аСтигматики, клинически обследованные одним или несколькими врачами.

Стигматы

«Стигматы» представляют собой спонтанное появление синяков, следов от ударов или порки, а также кровотечения из рук, ног, лица, спины и/или боков (рис. 2). Поражения возникают при отсутствии воспаления или признаков инфекции [1]. Однако топография, определяющая расположение на теле стигм, остается неточной. Количество поражений, их размер и расположение варьируют у каждого стигматизированного [1, 3]. Например, повреждение правого бока, нанесенное Христу римским копьем, появилось на правом боку у Св. Франциска Ассизского, но на левом у отца Пио.

Рис. 2. Художественное изображение распятия Христа (Карлов мост, Прага). Обратите внимание на гвоздь в средней части ладони (рис. 2b) и рану на правом боку от римского копья (рис. 2c).
Рис. 2. Художественное изображение распятия Христа (Карлов мост, Прага). Обратите внимание на гвоздь в средней части ладони (рис. 2b) и рану на правом боку от римского копья (рис. 2c).
 

Некоторые объясняют эту вариацию мысленным общением между располагающимися лицом к лицу Христом и стигматизируемым, за счет этого поражение правого бока передается на левый [1]. Более того, начиная с работ французского хирурга Пьера Барбе [7, 8], принято считать, что для распятия потребовалось пробить гвоздями верхние конечности на уровне запястий, а не на уровне середины ладоней, вопреки распространенному мнению и многим художественным изображениям страстей Христовых по простым физическим причинам (ладони рвутся под тяжестью тела). Однако для некоторых эта тема все еще остается предметом обсуждения [9]. Кроме того, из-за существования многих способов распятия во времена Христа (разные типы креста, положения тела на кресте, возможность привязать руки к кресту в дополнение к гвоздям и т. д.), по-прежнему невозможно точно узнать, как именно был распят Христос [9]. Однако Зугибе сообщает, что до получения работой Барбе широкой известности ни у одного человека, подвергшегося стигматизации, не было обнаружено повреждений на запястьях [9].

Стигматизированные не носят на теле постоянно все отметины, или же со временем у них могут возникать новые поражения [3]. Скорость кровотечений также вариабельна. Стигматы могут следовать суточному ритму либо определенной хронологии (каждую пятницу, в определенные пятницы), появляться на каждую Пасху [1, 3] или даже следовать менструальному циклу. Кожные проявления включают спектр от локализованной боли до шрамов и от изолированной2 пурпуры3 до геморрагических4 пузырей, требующих перевязки. Количество поражений на теле также варьирует от одного до приблизительно десятка. Симптомы стигматизации иногда сопровождаются трансовыми состояниями и экстатическими кризами5, а также самоограничением в питании [3].

Святой Григорий, усомнившийся в стигматах Франциска Ассизского, видит во сне святого Франциска, наполняющего чашу своей кровью. Гравюра Б. Пикара, 1732 год.
Святой Григорий, усомнившийся в стигматах Франциска Ассизского, видит во сне святого Франциска, наполняющего чашу своей кровью. Гравюра Б. Пикара, 1732 год.
 

Стигматы с медицинской точки зрения

В медицинской литературе первой половины двадцатого века прослеживается интерес к феномену стигматов, тем более что в предыдущем столетии было описано около тридцати случаев. Во множестве случаев стигматы возникают из-за собственноручно причиненных травм, независимо от того, наносятся ли они ради материальной выгоды добровольно, в мистическом бреду или даже бессознательно. Однако наличие случаев, рассмотренных врачами и признанных «достоверными», то есть не получившими объяснения наблюдавшимся повреждениям, укрепило домыслы, связанные со стигматами [1]. Но исключение влияния внешних факторов, а именно самоповреждений, никоим образом не исключает возможности существования иной объяснимой причины появления стигматов. К тому же старые случаи не могли стать предметом дополнительных исследований, возможных в наши дни. Некоторые авторы предлагали в качестве гипотезы нарушения кроветворения, синдром Элерса – Данлоса6 или даже просто сильное давление, оказываемое ногтями на ладонь во время религиозного экстаза, но другие поднимали вопрос о роли психики и, следовательно, проявлений «психосоматизма» в появлении стигматов. Действительно, клинические описания некоторых стигматиков, таких как Тереза Нойман из Коннерсройта, идеально подходят для истерических конверсионных7 кризов в сочетании с высокой внушаемостью (амавроз8, глухота, неспособность ходить) [2].

Кроме того, некоторые авторы отличают «религиозные стигматы» от «стигматов, возникающих вне какого-либо религиозного контекста». Действительно, явления «стигматизации» иногда затрагивают и неверующих. Однако эти нерелигиозные стигмы связаны с очень специфическими стрессовыми ситуациями. Так, в 1943 году Нидлз [2] сообщил о случае 31-летнего мужчины, страдающего Эдиповым комплексом, у которого за время наблюдения трижды развилось ладонное кровотечение, всегда происходившее в ситуациях, вызывающих тревогу и напоминающих о его комплексе. Кроме того, тот же Нидлз наблюдал двух человек, у которых возникли кровотечения в тех же местах, что и у людей в их окружении: в первом случае сестра, увидевшая как ее брат был жестоко избит, «воспроизвела» кровотечение брата в том же месте на спине, а во втором случае у человека, ставшего свидетелем драки между двумя солдатами, появились кровоточащие раны в тех же местах, что и у одного из солдат [2].

Медицинский прогресс второй половины 20-го века и улучшение ухода за пациентами значительно сократили количество «необъяснимых стигматиков». Но некоторые случаи, исключительные по своей клинической картине и плохо изученные по сей день, указывают на связи между психикой, стрессом и соматизацией9 и могут дать объяснение, если и не всем, то, по крайней мере, определенной части «аутентичных» случаев стигматизации.

Итальянская стигматичка Мария Доменика Лаццари, раскрашенная гравюра, 1840 год.
Итальянская стигматичка Мария Доменика Лаццари, раскрашенная гравюра, 1840 год.
 

Патомимия, симуляция и другие самонанесенные травмы

Важно помнить, что при избирательных поражениях по типу стигматов в первую очередь следует исключить из возможных диагнозов аутоиндуцированный дерматоз10. Первые случаи «самоналожения стигматов» относятся ко времени святого Франциска Ассизского жившего в 13 веке [3, 5]. В Бразилии Хисса-Элиан и др. сообщили о случае 42-летнего мужчины, который обратился за консультацией по поводу изъязвленных, нерегулярных, безболезненных поражений ладоней на разных стадиях заживления, размером от 4 до 6 см и развившихся в течение последних пяти месяцев. Во время консультации пациент, столкнувшись с диагнозом патомимия11, театрально встал, чтобы объяснить, что он благословлен Богом через знаки Христа. У больного не было психиатрического анамнеза, но его жена подтвердила, что ее муж нанес себе увечья перочинным ножом [10]. Однако, насколько нам известно, такого рода случаи описываются в медицинской литературе крайне редко.

Помимо самоповреждений глаз, способы имитация гемолакрии12 могут включать нанесение крови полученной с другой части тела или от животного и применение красящих веществ [11]. Следует помнить, что даже когда диагноз патомимии установлен и симптомы исчезают после специализированного лечения, способ нанесения поражений иногда остается загадкой для лечащего врача [12].

Синдром болезненных кровоподтеков

Синдром болезненных кровоподтеков (синдром Гарднера – Даймонда или СГД, синдром аутоэритроцитарной сенсибилизации или психогенная пурпура) характеризуется появлением болезненных отечных инфильтратов13, переходящих в кровоподтеки в течение 24 часов, без сопутствующих отклонений в анализах. В основном поражает подростков и молодых женщин, после перенесенного психологического стресса, изредка обнаруживается у мужчин и детей [13–15]. Системных поражений нет, за исключением нескольких исключительных случаев. Хирургические вмешательства и беременность переносятся больными нормально. Свертываемость крови в подавляющем большинстве случаев нормальная. Биопсия кожи показывает отек дермы, периваскулярный14 мононуклеарный15 инфильтрат и экстравазацию16 эритроцитов без повреждения стенок сосудов [14].

Одной из характеристик СГД остается психоэмоциональное состояние больного. Для ряда специалистов оно является важным критерием синдрома. Некоторые авторы сообщают об истерических чертах личности, эмоциональной лабильности и иногда даже мазохистских наклонностях у страдающих синдромом. Также была продемонстрирована их повышенная внушаемость и подверженность гипнозу. Однако связи между стрессом и его влиянием на физиологические процессы и иммунологические изменения, приводящие к антиэритроцитарной реактивности, до сих пор не установлены. Внутрикожное введение 1 мл отмытых эритроцитов вызывает у больного развитие типичных очагов на следующий день. Однако эта аутоиммунная интерпретация очень часто опровергается, поскольку тест явно не стандартизирован и не имеет доказательной ценности [14].

Лечение синдрома затруднено, поскольку этиологических17 методов лечения для СГД не известно. Многие медицинские процедуры были опробованы без особого успеха. Психологическая, психиатрическая и даже гипнотерапевтическая помощь может быть предложена в случае выявления психических расстройств (тревожных, депрессивных и т. д.) [14, 15].

Викарная менструация

Викарные менструации это циклические экстрагенитальные кровотечения, возникающие одновременно с менструацией у женщин. Они наблюдались в различных органах (катамениальные18 носовые кровотечения, кровохарканье, гемолакрия и т. д.). В единичных редких случаях отмечают возникновение множественных кровотечений (из глаз, ушей, носа, прямой кишки, мочевого пузыря и др.) [16]. Причины кровотечений могут быть различные, но в основном обнаруживается эндометриоз19 или амилоидоз20 [17].

Мария Доменика Лаццари. Акварель Л. Джудитти по зарисовке епископа Л. Г. де Сегюра, 1846 года.
Мария Доменика Лаццари. Акварель Л. Джудитти по зарисовке епископа Л. Г. де Сегюра, 1846 года.
 

От кровавого пота Христа до гематидроза

Эпизод с «кровавым потом Христа» – это отрывок из Страстей, которые произошли на Елеонской горе до ареста Иисуса (Лк. 22:44: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» [18]). Потоотделение с примесью крови или «гематидроз» – явление, о котором редко упоминается в медицинской литературе [19]. Оно остается плохо изученным, но в последние годы несколько случаев были детально описаны, что позволило лучше индивидуализировать это доброкачественное, но тревожное для пациентов заболевание [20–29]. Вероятно, некоторое число случаев гематидроза было ранее классифицировано как «стигматы» из-за отсутствия сведений об этой патологии и дополнительных исследований [3, 30].

Гематидроз отличают от хромидроза21 и псевдохромидроза22 по наличию в поте эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, подтвержденному цитологически. Эпизод сильного эмоционального стресса, такого как страх смерти (как в библейской истории об Иисусе), присутствие при травматическом события (насильственная смерть близкого человека [23], побои, драка и т. д.) или применение гипноза являются потенциально провоцирующими заболевание факторами [22]. Гематидроз в основном поражает молодых девушек в возрасте от 10 до 15 лет, но один случай был зарегистрирован у 72-летнего мужчины [24]. Эпизоды возникают с различной частотой и продолжительностью (обычно от нескольких минут [26] до четверти часа [23]) в зависимости от пациента, часто в периоды тревоги и всегда в период бодрствования [25]. Им часто предшествуют местные симптомы (покалывание [23], боль [24]). Они могут возникать в разных местах: на лбу, пупке [23], ладонях, подошвах, волосистой части головы, конечностях [28], животе [24], туловище [22] или в других местах [26]. Кожа нормальная, без каких-либо воспалений или рубцов. Больные находятся в хорошем физическом состоянии. Помимо возможного «естественного» стресса, связанного с самим заболеванием, пациенты психически здоровы [22] или могут страдать депрессией [23, 24]. При гематидрозе истекающая кровь выглядит более прозрачной и жидкой из-за разбавления потом [23]. Оценка гемостаза23 в норме. Наблюдение во время госпитализации за самопроизвольным кровоизлиянием без травмы позволяет исключить любую симуляцию или патомимию [21–24, 28]. С другой стороны кровотечение может возникнуть в ситуациях, когда провоцируется потоотделение (гипертермия, физические нагрузки), но может и не возникать [21, 22]. Во время тщательного наблюдения за кожей головы своего молодого пациента Манонукуль и др. смогли увидеть, что кровотечение возникло из волосяных фолликулов. Биопсия кожи, выполненная во время приступа, показала скопление эритроцитов, локализованных в фолликулярной воронке24. Эккринновые25 и апокриновые26 железы в норме. В докритическом периоде отмечались только расширенные пространства, транзиторно27 заполненные кровью. Электронная микроскопия показала норму [22]. С другой стороны, гистологическое исследование в спокойные периоды также показало норму [20].

Симпатическая нервная система, активируемая под действием стресса, должна быть ответственна за вазоконстрикцию28 сосудов, расположенных вокруг потовых желез. Когда тревога проходит, сосудистая релаксация проходит настолько интенсивно, что заканчивается разрывом этих сосудов. Кровь стекала в потовые железы и затем выбрасывалась на поверхность в виде капель смешанных с потом [22, 23]. Однако при отсутствии четко определяемого органического поражения на биопсии механизм гематидроза остается несколько загадочным. Манонукул и др. предположили на основании гистологического анализа биоптатов кожи в докритическом периоде развитие «пространств» в дерме, которые наполнялись бы кровью как воздушные шары в фазе стресса и опорожнялись бы на поверхности в результате давления, непосредственно или через потовые железы. Их последующий коллапс объясняет ограниченный и прерывистый характер явления и то, почему биопсия, выполненная в период без кровотечения, показала норму [22, 27]. Эти пространства имеют не сосудистое происхождение, поскольку эндотелиальные29 маркеры отрицательны [22]. Авторы пытаются объяснить эти «пространства» гипотетическими изменениями или слабостью стромы30 [22].

Специализированная помощь психолога или психиатра, применение легких анксиолитиков31 [22] или пропранолола [27, 28] позволяют добиться полного регресса симптомов и отсутствия рецидивов.

Стигматический экстаз Марии фон Мёрль. Акварель Л. Джудитти по зарисовке епископа Л. Г. де Сегюра, 1846 год.
Стигматический экстаз Марии фон Мёрль. Акварель Л. Джудитти по зарисовке епископа Л. Г. де Сегюра, 1846 год.
 

Гемолакрия

Кровавые слезы или гемолакрия (дакриогеморроз, дакриогеморрея, lacrimae cruentae, кровянистое слезотечение или просто bloody tears) – редкая клиническая ситуация, потенциально тревожная для больного, но хорошо известная офтальмологам. Первые случаи были зарегистрированы в конце 16 века. На протяжении веков случаи «идиопатической»32 гемолакрии описывались исключительно редко. Причины включают местные заболевания конъюнктивы и век, носослезной системы или слезных желез, дренирование носовых кровотечений через слезоотводящие пути, викарные менструации (чаще всего связанные с микроэндометриозом), гемопатии33, предрасполагающие к кровотечениям, травмы, болезнь Рандю — Ослера34 и патомимии/симуляции [11].

Некоторые предполагают и случаи стигматизации. Однако если в Библии упоминается гематидроз, то ни в одном отрывке не упоминаются кровавые слезы. Самый известный пример – это Тереза Нойманн, у которой была истерическая конверсия35 (амавроз, глухота и т. д.). После чудесного выздоровления она вошла в экстатический транс и утерала кровавые слезы, а также кровотечения из рук, ног, кожи головы и области груди. Офтальмологическое обследование показало норму.

Как и при гематидрозе, гемолакрия должна быть подтверждена цитологическим анализом. Затем требуется полное офтальмологическое и рото-лицевое обследование, а также обследование на тромбофилию36. Причины чаще всего выявляются. Местно-регионарные или системные причины создают самые необычные или неожиданные ассоциации симптомов (носовое кровотечение+гемолакрия+оторрагия37 [31], гемолакрия и гематурия38 при гипертиреозе39 [32]). Могут сочетаться гемолакрия и гематидроз. 10-летняя индийская девочка проявила эти симптомы в контексте сильного личного или школьного стресса [28]; пропранолол показал превосходную эффективность. Другая молодая индийская девочка страдала множественными геморрагическими симптомами (носовое кровотечение, кишечное кровотечение, гематурия), связанными с дефицитом коагуляции; у нее вторично развилась гемолакрия и гематидроз [25]. Наконец, даже сегодня некоторые случаи гемолакрии остаются достоверно «идиопатическими», несмотря на исчерпывающие исследования [11]. Согласно Хо и др., эти идиопатические случаи могут разрешаться спонтанно [11].

Заключение

В ходе развития медицинских знаний и описания новых явлений случаи «стигматов» постепенно переходили из статуса средневековой загадки в статус органических, психиатрических или действительно «психосоматических» медицинских патологий. Следует проявлять осторожность при религиозном толковании этих знаков.

Примечания

1. Страсти (страдания) Христовы – согласно Евангелиям, череда событий, принесших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие – кульминационный момент Страстей Христовых. Здесь и далее примечания переводчика.

2. Изолированный – локализованный, расположенный в определенном месте.

3. Пурпура – мелкопятнистые капиллярные кровоизлияния в кожу, под кожу или в слизистые оболочки.

4. Геморрагический – связанный с истечением крови из сосудов при нарушении целостности или проницаемости их стенок.

5. Криз – внезапно возникающее, относительно кратковременное состояние больного, характеризующееся появлением новых или усилением имеющихся симптомов болезни.

6. Синдромом Элерса – Данлоса называют группу наследственных системных дисфункций соединительной ткани, вызванных дефектом в синтезе коллагена. Как правило, поражает суставы, кожу и кровеносные сосуды. Симптомы сильно варьируют в зависимости от типа болезни, в их число входит легко повреждающаяся кожа; неправильное заживление ран и формирование шрамов; маленькие и хрупкие кровеносные сосуды.

7. Конверсионное расстройство проявляется в виде неврологических симптомов, развивающихся бессознательно и ненамеренно и обычно затрагивающих моторную и сенсорную функцию. Возникновение, обострение или развитие конверсионных симптомов обычно объясняется психическими факторами, такими как стресс или травма. Является формой соматизации – выражения психических явлений в виде физических (соматических) симптомов.

8. Амавроз (от греч. ἀμαυρός – темный, слепой) – слепота, возникшая без видимых анатомических изменений в глазном яблоке.

9. Соматизация – проявления психического нарушения в виде физических (соматических) симптомов. Расстройства, при которых возможно развитие соматизации, весьма многообразны: от тех, когда симптоматика формируется бессознательно и непроизвольно, до тех, когда симптомы развиваются вполне осознанно.

10. Дерматозы – обширная группа разнородных заболеваний кожи и ее придатков (волос, ногтей, желез) различного происхождения (инфекционного, аллергического, иммунного и т. д.), обусловленных как внешними, так и внутренними (эндогенными) причинами.

11. Патомимия (от греч. πάθος – страдание, болезнь + μίμησις – подражание, изображение) – самоповреждение кожи, обусловленное психическим расстройством. Клинические картины патомимий очень разнообразны: от обычных ожогов до глубоких язвенно-некротических поражений, имитирующих тяжелые патологические процессы. Распознать патомимию можно по необычности форм и очертаний дерматозов; локализации только на тех участках кожи, которые доступны больному; несоответствию клинических проявлений и течения дерматоза. Подтверждается диагноз полным заживлением кожных покровов в условиях, исключающих возможность повторных самоповреждений.

12. Гемолакрия – выделение крови вместе со слезами.

13. Инфильтрат – межклеточное скопление жидкости с примесями клеточных компонентов, лимфы, крови, приводящее к увеличению объема и уплотнению ткани.

14. Периваскулярный – локализующийся вокруг кровеносных сосудов.

15. Мононуклеары – общее название для всех одноядерных клеток крови.

16. Экстравазация – проникновение из сосудов в окружающие ткани.

17. Этиологическое лечение направлено на устранение причины, вызывающей болезнь. Симптоматическое – на устранение симптомов, например, в случаях когда причина заболевания не установлена.

18. Катамениальный (от греч. «менструальный» или «месячный») – возникающий в определенные дни менструального цикла.

19. Эндометриоз – гинекологическое заболевание, при котором клетки, подобные эндометрию (внутреннему слою матки) разрастаются за пределами этого слоя. В данной ткани возникают те же изменения, что и в нормальном эндометрии, проявляющиеся ежемесячными кровотечениями. Различают генитальный (в пределах половых органов) и экстрагенитальный (вне половой системы) эндометриоз.

20. Амилоидоз – нарушение белкового обмена, сопровождающееся образованием и отложением в тканях специфического белково-полисахаридного комплекса – амилоида. Откладываясь в тканях (например, в стенках сосудов, железистых тканях и т. п.), амилоид вытесняет функционально специализированные элементы органа, что ведет к гибели органа.

21. Хромидроз (цветной пот) – окрашивание секрета потовых желез в красный, желтый, голубой, зеленый и другие цвета. Хромидроз может быть обусловлен синтезом в апокриновых железах специфического пигмента или выделением с потом поступивших в организм химических веществ.

22. Псевдохромидроз (ложный) – выделение бесцветного, обычного пота, приобретающего окраску непосредственно на поверхности кожи. Псевдохромидроз бывает у работников предприятий, по роду деятельности контактирующих с определенными металлами и химикатами или может быть связан с образованием красящих веществ в результате жизнедеятельности микроорганизмов, живущих на поверхности кожи.

23. Система гемостаза – биологическая система, функция которой заключается в сохранении жидкого состояния крови, остановке кровотечений при повреждениях стенок сосудов и растворении тромбов, выполнивших свою функцию.

24. Воронкообразное углубление в эпидермисе кожи в месте, где корень волоса переходит в стержень. В волосяную воронку открывается проток одной или нескольких сальных желез.

25. Эккриновые железы – основные потовые железы, которые располагаются практически по всей поверхности кожи, но особенно много их на ладонях и подошвах, а также на голове.

26. Апокриновые железы – потовые железы в подмышечных впадинах, анальной области, промежности, на крыльях носа, веках, наружном слуховом проходе. Выделяемый ими пот бывает очень пахучий и вязкий за счет разрушения секреторных клеток.

27. Транзиторный – временный.

28. Вазоконстрикция – сужение просвета кровеносных сосудов.

29. Эндотелий – однослойный пласт плоских клеток, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, сердечных полостей.

30. Строма (от греч. «подстилка») – понятие, обозначающее поддерживающие или опорные структуры органа, в данном случае кожи.

31. Анксиолитики (от лат. anxietas – «тревожное состояние, страх» и др.-греч. λυτικός – «ослабляющий») – средства, снимающие тревогу, страх; ранее их также называли «малыми транквилизаторами».

32. Идеопатический – возникающий без видимых причин, спонтанно.

33. Гемопатии – первичные, т. е. независимые от состояния кроветворных органов, изменения самой крови.

34. Болезнью Рандю – Ослера называют наследственное заболевание, в основе которого лежит неполноценность сосудистого эндотелия, в результате чего на разных участках кожи и слизистых оболочках губ, рта, внутренних органов образуются множественные аномалии сосудов, которые кровоточат.

35. Конверсия – потеря чувствительной и/или двигательной функции.

36. Тромбофилия – нарушение коагуляции (свертываемости крови), предрасположенностью к образованию тромбов.

37. Оторрагия – кровотечение из уха.

38. Гематурия – наличие эритроцитов в моче.

39. Гипертиреоз – заболевание щитовидной железы, при котором орган вырабатывает избыточное количество тиреоидных гормонов.

Литература

1. Klauder JV. Stigmatization. Arch Derm Syphilol 1938;37:650-9.

2. Lifschutz JE. Hysterical stigmatization. Am J Psychiatry1958;114:527-31.

3. Harrisson T. Stigmata: a medieval mystery in a modern age. In: Penguin books; 1993.

4. Galates 6:17. Bible Louis Segond; 1910.

5. Vauchez A. Les stigmates de Saint Francois et leurs détrac-teurs dans les derniers siècles du moyen âge. Melanges Archeol Histoire 1968;80:595-625.

6. Imbert-Gourbeyre A. La stigmatisation. L’extase divine etles miracles de Lourdes; 1895.

7. Barbet P. Les cinq plaies du Christ. 2e ed. Paris: Procure duCarmel de l’Action de Graces; 1937.

8. Barbet P. A doctor at Calvary. In: Image books. New York: P.J. Kennedy & Sons 1955; 1963.

9. Zugibe FT. The crucifixion of Jesus. A forensic inquiry. 2nd ed. M. Evans & Company; 2005.

10. Hissa-Elian A, Valera CF, Pires GJT, Correa PA, Mendes FBR, Elian EMH, et al. Dermatitis artefacta – Stigmata Christ as a self-inflicted disorder. P4937. 21e Congrès mondial, Buenos Aires, Argentine, 2007.

11. Ho VH, Wilson MW, Linder JS, Fleming JC, Haik BG. Bloody tearsof unknown cause: case series and review of the literature. Ophthal Plast Reconstr Surg 2004;20:442-7.

12. Rouxel AM, Roguedas AM, Roussel B, Bettembourg S, Richard Y, Pan-Petesch B, et al. Tears of blood? Eur J Dermatol 2010;20:232-3.

13. Gardner FH, Diamond LK. Autoerythrocyte sensitization;a form of purpura producing painful bruising following autosensitization to red blood cells in certain women. Blood 1955;10:675-90.

14. Boussault P, Doutre MS, Beylot-Barry M, Constans J, Conri C, Beylot C. Syndrome des ecchymoses douloureuses: une mala-die psychogène. Rev Med Interne 2005;26:744-7.

15. Ivanov OL, Lvov AN, Michenko AV, Künzel J, Mayser P, Gieler U. Autoerythrocyte sensitization syndrome (Gardner-Diamondsyndrome): review of the literature. J Eur Acad Dermatol Venereol 2009;23:499-504.

16. Diez Rivas F. Vicarious bleeding. Ann Intern Med 1959;50:811-9.

17. Gauba V, Cooper M, Liu C. Vicarious menstruation in pri-mary localized conjunctival amyloidosis. Arch Ophthalmol 2006;124:1361-2.

18. Luc 22:44. Bible Louis Segond; 1910.

19. Holoubek JE, Holoubek AB. Blood, sweat and fear. J Med1996;27:115-33.

20. Zhang FK, Zheng YL, Liu JH, Chen HS, Liu SH, Xu MQ, et al. Clinical and laboratory study of a case of hematidrosis. ZhonghuaXue Ye Xue Za Zhi 2004;25:147-50.

21. Carvalho AC, Machado-Pinto J, Nogueira GC, Almeida LM, Nunes MB. Hematidrosis: a case report and review of the literature. Int J Dermatol 2008;47:1058-9.

22. Manonukul J, Wisuthsarewong W, Chantorn R, Vongirad A, Omeapinyan P. Hematidrosis: a pathologic process or stigmata. A case report with comprehensive histopathologic and immunoperoxidase studies. Am J Dermatopathol 2008;30:135-9.

23. Bhagwat PV, Tophakhane RS, Rathod RM, Shashikumar BM, Naidu V. Hematohidrosis. Indian J Dermatol Venereol Leprol 2009;75:318.

24. Jerajani HR, Jaju B, Phiske MM, Lade N. Hematohidrosis – a rare clinical phenomenon. Indian J Dermatol 2009;54:290-2.

25. Mishra KL. Bloody tears and hematohidrosis in a patient of PF3 dysfunction: a case report. Cases J 2009;2:9029.

26. Xu CR, Guo F, Chen YL. Hemathidrosis: a case report. Chin J Dermatol 2010;43, http://dx.doi.org/10.3760/cma.j.issn.0412-4030.2010.02.003.

27. Wang Z, Yu Z, Su J, Cao L, Zhao X, Bai X, et al. A case ofhematidrosis successfully treated with propranolol. Am J ClinDermatol 2010;11:440-3.

28. Praveen BK, Vincent J. Hematidrosis and hemolacria: a casereport. Indian J Pediatr 2012;79:109-11.

29. Martinez NL, Mas IB, Paz AF, Boronat JL. Recurrent bleeding inan 18-year-old girl. Arch Dermatol 2012;148:960-1.

30. Early LF, Lifschutz JE. A case of stigmata. Arch Gen Psychiatry1974;30:197-200.

31. Wiese MF. Bloody tears, and more! An unusual case of epistaxis. Br J Ophthalmol 2003;87:1051.

32. Ho JZ, de Silva J, Olver J. A very rare case of bloody tears withenigmatic epistaxis and haematuria. Orbit 2011;30:116-7.

Оригинальная публикация: Kluger, N. Stigmata: From Saint-Francis of Assisi to idiopathic haematidrosis / N. Kluger, В. Cribier // Annales de Dermatologie et de Vénéréologie. – 2013. – Vol. 140. – № 12. – P. 771–777. Перевод с французского Романа Соложеницына.

Также по теме
В академической среде сложилось отчасти ошибочное представление о том, что религиозные чудеса не могут быть предметом полноценного научного исследования. Однако такие явления как «мироточение» и «кровоточение» икон, статуй, связаны с физическим появлением конкретного неизвестного вещества («чудесной жидкости»), которое может быть изучено современными инструментальными средствами.

Н. Клюгер, Б. Крибье 19.01.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Обзоры 1
Звездная наука в Великом Княжестве Литовском
Не так давно вышла в свет монография кандидата исторических наук Дмитрия Скворчевского «Навука звяздарская»: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV–XVII ст.», посвященная развитию космологических представлений и астрономических знаний в средние века на территории Великого Княжества Литовского. Автор книги рассказывает о некоторых идеях, воплощенных в новом издании.
Исторические каменные лабиринты Севера России: взгляд из Петербурга
Обзоры 2
Исторические каменные лабиринты Севера России: взгляд из Петербурга
Анонсируя новую книгу, вкратце пересказывать ее содержание, пожалуй, бессмысленно и банально – заинтересованный читатель приобретет и прочитает, а незаинтересованному и пересказ ничего не добавит. Поэтому в этом анонсе я вкратце раскрою бэкграунд данной работы – что стоит за этой книгой, контекст исследования.