К дискуссии о так называемых «вавилонах»

Предлагаемый вниманию читателя материал носит дискуссионный характер и ставит своей целью – обозначить возможные направления в решении проблемы значения так называемых «вавилонов». Рассматривая объект исследования в том числе с позиций контекстного анализа, автор также обращается к возможной связи графического образа «вавилона» с «легендой о четырех крестах».

«Вавилонами» называются вырезанные на камнях изображения, состоящие из трех вписанных друг в друга квадратов или прямоугольников [2: 360–370; 4: 83–112]. Эти изображения широко известны в Европе, включая Древнюю Русь, вероятно, с раннего Средневековья, и в настоящее время представляют собой загадку. Существует несколько гипотез, трактующих значение «вавилонов».

Рис. 1. «Вавилон» на кирпиче из Выборга. Единственное на данный момент изображение «вавилона» в Ленинградской области. Фото с сайта: www.og47.ru
Рис. 1. «Вавилон» на кирпиче из Выборга. Единственное на данный момент изображение «вавилона» в Ленинградской области. Фото с сайта: www.og47.ru
 

Гипотеза № 1. «Вавилоны» являются полем для игры в мельницу. Эта гипотеза основана исключительно на несомненном внешнем сходстве изображений «вавилонов» с полем для игры в мельницу, распространенную в средневековье игру. Несмотря на кажущуюся простоту и «элементарность», игровая гипотеза не соответствует контексту находок, иными словами, наблюдается сходство формы при полном несоответствии контекста. Расположение найденных «вавилонов» явно не соответствует местам для игр (могилы, архитектурные элементы зданий, трон Карла Великого и т.д.). Допустить массовое вторичное использование этих объектов сложно, поскольку если игровое поле на доске вполне логично, то представить игровое поле на каменной плите, по умолчанию труднопереносимой, уже сложнее, особенно учитывая, что церкви и кладбища не были местами для подобных светских игр.

В настоящий момент не известно никаких возможных взаимосвязей игры в мельницу с религиозными и погребальными обычаями Средневековья. Таким образом, визуальное сходство не может быть доказательством идентичности вне рассмотрения контекста (в качестве примера: в современном мире существуют внешне идентичные конструкции – маяки, минареты и трубы ТЭЦ, которые, кроме внешнего сходства, не имеют между собой ничего общего).

Рис. 2. «Вавилон» на так называемом Труворовом камне, на Изборском кладбище, возле входа на Труворово городище. Фото автора, 2019 год.
Рис. 2. «Вавилон» на так называемом Труворовом камне, на Изборском кладбище, возле входа на Труворово городище. Фото автора, 2019 год.
 

Гипотеза № 2. Выдвинутая Б. А. Рыбаковым трактовка объясняет структуру «вавилона» как закодированную геометрическую формулу, содержащую несколько мер длины, распространенных в Средневековье и необходимых для расчета пропорций архитектурных сооружений (церквей) [4: 83–112]. В пользу этой гипотезы свидетельствуют факты нахождения изображений «вавилонов» при церквях и иных сооружениях, сходство схемы «вавилона» с планами шумерских зиккуратов. В рамках этой гипотезы изображения «вавилонов» на кладбищах объясняются отметками могил архитекторов. При этом остается неясным мотив изображений именно планов зиккуратов, к эпохе Средневековья уже давно разрушенных. Также остается неясной небрежность изображений, в которых, согласно гипотезе, важны точные пропорции сторон и соотнесений между ними.

Рис. 3. Высеченный крест на плите, аналогичной Труворову камню. Находится возле Никольской церкви на Труворовом городище. Фото автора, 2019 год.
Рис. 3. Высеченный крест на плите, аналогичной Труворову камню. Находится возле Никольской церкви на Труворовом городище. Фото автора, 2019 год.
 

Гипотеза № 3. Версия, разрабатываемая в настоящее время А. Г. Авдеевым, рассматривает «вавилоны» как символы, связанные с религиозными представлениями и, вероятно, погребальными традициями [1: 76–79; 2: 360–370]. Эта гипотеза объясняет контекст находок «вавилонов», но оставляет за скобками их трактовку.

Рис. 4. «Вавилон» на камне у церкви Сергия и Никандра в Изборске. Фото автора, 2019 год.
Рис. 4. «Вавилон» на камне у церкви Сергия и Никандра в Изборске. Фото автора, 2019 год.
 

Если рассматривать проблематику «вавилонов», то станет очевидным, что речь идет о чем-то банальном для определенной части населения той эпохи, но непонятном для современного человека. Таким образом, основным направлением решения проблемы «вавилонов» следует признать выяснение культурного и бытового контекста этих изображений.

На этом пути представляют интерес два аспекта:

  • более подробное рассмотрение мест находок «вавилонов»;
  • рассмотрение сопутствующих «вавилонам» изображений.

Ниже в таблице предлагается к рассмотрению краткая выборка нескольких известных находок изображений «вавилонов» с пояснением контекста и сопутствующих изображений.

Места обнаружения некоторых «вавилонов» и сопутствующий им контекст

Место находки и датировка Контекст находки Сопутствующие символы
Выборг, XVI в. [5] Изображение нанесено на кирпич (рис. 1) Там же найдено несколько кирпичей с отпечатками лап животных
Изборск, кладбище у Труворова городища Изображение нанесено на надгробную плиту (рис. 2) Изображения на соседних плитах: крест (рис. 3), крест в треугольнике, «лестница» из 14 ступеней (?)
Изборск, некрополь у церкви Сергия и Никандра Изображение на валуне, возможно принесено к церкви (рис. 4) По соседству расположено несколько средневековых каменных крестов
Шёллькрипен (Бавария), VIII–X вв. Изображение на надгробии Крест, кресты в круге, треугольники, фигуры людей
Кведлинбург (Саксония-Анхальт), ок. 930 года Изображение на надгробии Крест
Нима (Франция), V–VII вв. Изображение на плите Лабиринт, треугольники
Ахен (Германия), ок. 800 года Трон Карла Великого  
Преслав (Болгария), конец Х века Изображение на надгробии  
Василев (Украина), XII в. Изображение на надгробии Крест в круге, крест в треугольнике и др.
Кузнецово (Тверская обл.), XII–XIII вв. Изображение на камне Надпись «Степан»
Саркел, Белая вежа (Хазария, Русь), IХ в. Изображение на кирпичах  
Тамань (Тмутараканское княжество), IX–XI вв. Изображение на черепице, блоках для фундаментов  
Тамань (Тмутараканское княжество), XI вв. Изображение на горле амфоры  

Из данного неполного перечисления можно выделить несколько моментов:

  1. «Вавилоны» были широко распространенным символом в Средневековье;
  2. Изображения наносились не только на видимые, но и на непросматриваемые поверхности (блоки и кирпичи, вмурованные в стены, нижние поверхности крышек саркофагов);
  3. Символичность изображений «вавилонов» подчеркивается не только нанесением на горло амфоры XI в., но и сопутствующим изобразительным контекстом, среди которого можно выделить как известные символы (крест, крест в круге (так называемый «нахлебный крест»), лабиринт, отпечатки следов), так и символы неустановленного значения (крест в треугольнике, «лестница»?);
  4. Более всего прослеживается связь изображений «вавилонов» на камнях с крепостями, церквями и захоронениями. При этом «вавилоны» на захоронениях явно исключают игровое значение, а в стенах крепостей и на крышах – погребальное.

Если обобщить выявленный нами контекст изображений, то места расположения «вавилонов» (могилы, крепости, церкви, дома, сосуд) можно свести к одному общему знаменателю: все эти объекты, каждый на своем смысловом уровне, являются замкнутыми пространствами, что в плане графики соответствует «вавилону» как структуре из трех вписанных друг в друга квадратов (рис. 5). Исходя из этого сопоставления, можно предположить, что «вавилон» мог иметь значение «печати», своеобразного оберега, призванного «запечатать» захоронение, крепость или иное сооружение, либо же даже объект (сосуд). Следует подчеркнуть, что подобная идея могла существовать в рамках определенной культурной среды, соответствующей эпохе Средневековья.

Рис. 5. Схема квадратного «вавилона» – образ замкнутого пространства, запечатанного четырьмя крестами?
Рис. 5. Схема квадратного «вавилона» – образ замкнутого пространства, запечатанного четырьмя крестами?
 

В этом контексте также интересно обратиться к легенде о четырех крестах, упоминание о которой есть в нескольких современных, включая художественные, источниках [3: 22; 6: 33–36; 7: 160–165]. Вкратце, суть легенды состоит в том, что в Средневековье Русь якобы была по четырем краям опечатана четырьмя крестами. По мнению А. Семочкина, под этим может подразумеваться некий ритуал или действо, направленное на защиту от внешних угроз [6: 33–36]. Легенда о четырех крестах, несомненно, имеет в своей основе образ иерусалимского креста. Этот древний христианский символ, в котором центральный крест символизирует Иисуса Христа, а четыре креста по углам – четырех евангелистов, можно увидеть на современном флаге Грузии. В эпоху крестовых походов он был символом освобождения Иерусалима, а в настоящее время также называется крестом паломников. С позиции легенды об «опечатывании Руси по четырем краям четырьмя крестами» интересно еще раз обратиться к графике «вавилонов», в которых внутренний квадрат или прямоугольник, обозначающий некоторое пространство (здание, захоронение), также ограниченное с четырех сторон взаимосвязанными крестами, замкнуто внешним контуром. Таким образом, традиция изображения «вавилонов» на кирпичах стен крепостей и блоках иных построек может являться возможным прообразом легенды о запечатывании четырьмя крестами.

Предлагая к обсуждению данное предположение, необходимо рассмотреть его основные, включая спорные, моменты. Главным доводом в пользу «вавилона» как символа, имеющего значение «печати» (запечатывания, своеобразного оберега, знака нерушимости), является выявленный общий смысловой контекст, способный непротиворечиво объединить такие разноплановые объекты, как могилы, крепости, церкви, сосуд. В этом же значении может быть трактована и графика самого изображения, в которой акцентируется замкнутое пространство. При этом необходимо рассмотреть и спорные стороны выдвигаемой гипотезы, касающиеся «легенды о 4 крестах».

  1. Далеко не все «вавилоны» имеют четко прочерченные кресты по сторонам центрального прямоугольника, в ряде случаев перекладины могут отсутствовать, либо быть обозначены так, что форма креста нарушается. При этом базовым модулем фигуры остаются вписанные друг в друга прямоугольники (квадраты);
  2. Графически и по построению образ «вавилона» отличен от иерусалимского креста;
  3. Несмотря на то, что рассмотрение контекста не позволяет убедительно признать все «вавилоны» полями для игр, внешнее сходство может указывать на возможные заимствования образа, переосмысление или какие-либо вторичные трактовки символа. В настоящий момент эти гипотетические взаимосвязи не исследованы;
  4. Остаются открытыми вопросы об этимологии названия «вавилон» и возможной связи графического образа с планом зиккурата.

Публикуя это небольшое исследование, автор надеется на то, что оно будет способствовать дальнейшему обсуждению значения «вавилонов», что в итоге приблизит нас к пониманию этого символа и решению связанных с ним загадок.

Литература

  1. Авдеев, А. Г. Валунные надгробия Верхневолжья / А. Г. Авдеев. – М.: Издательство ПСТГУ, 2015. – 396 с.
  2. Авдеев, А. Г. Еще раз о символике вавилонов / А. Г. Авдеев // Тверь, тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. – 2019. – Вып. 12. – С. 360–370.
  3. Мирошниченко, П. О. Легенда о ЛСП: рассказы о подземельях и их исследователях / П. О. Мирошниченко. – Гатчина, 1992. – 145 с.
  4. Рыбаков, Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих / Б. А. Рыбаков // Советская археология. – 1957. – № 1. – С. 83–112.
  5. Селиванов, А. Археологи обнаружили в Выборге элемент неизвестной настольной игры XVI века / А. Селиванов // Новости Ленобласти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivbg.ru/7940518-arxeologi-obnaruzhili-v-vyborge-element-neizvestnoj-nastolnoj-igry-xvi-veka.html. Дата доступа: 05.09.18.
  6. Семочкин, А. Тайна четырех крестов / А. Семочкин // Литературно-краеведческий альманах «Оредеж». – СПб., 2002. – Вып. 1. – С. 33–36.
  7. Семочкин, А. Третий крест / А. Семочкин. – СПб.: Летопись, 2013. – 366 с.

Автор благодарен И. Маланину, М. Шахновичу, А. Асташенко за предоставленные материалы, а также В. Мельникову за содействие в полевых изысканиях.

Об авторе: Вячеслав Григорьевич Мизин (Санкт-Петербург), независимый исследователь.

Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь» (14 марта 2020 г.).


Вячеслав Мизин 08.04.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.