«Либежгора»: визуализация этнографии, книга о других или другая книга

Этот обзор не совсем обычен, впрочем, он и посвящен необычной книге, мистическому роману «Либежгора» (Р. Разуванов, 2016). Да, на этот раз это художественное произведение, основанное на материалах этнографических экспедиций автора в восточные районы Ленинградской области. Мне не раз попадались художественные книги, так или иначе связанные с местами на Северо-Западе России. В них действия разворачиваются среди сейдов, лабиринтов, у Конь-камня, в Святой пещере и т.д. Однако обычно в таких книгах контекст используется не более чем фон для оформления авторских идей, т.е. если действие перенести с острова Коневец на остров Пасхи, или из Рождествено в Покровку, это мало что изменит. Идея может жить в разной среде. При этом обычно авторы не заморачиваются на фактор личного участия в контексте повествования и в итоге это получаются проходные, разовые работы. На этом фоне «Либежгора» может существовать только в том контексте, о котором написана. Здесь нет глобальных, или не очень, идей, которые автор хотел бы донести, но есть цельность повествования, неразделимо вплетенного в народные представления. По сути, роман читается как псевдо-документальная хроника событий.

Титульный лист «Либежгоры».
Титульный лист «Либежгоры».
 

Действие романа происходит в конце советской эпохи, что является интересной авторской находкой. Действие большинства подобных художественных книг обычно происходит либо сейчас, либо «во времена Рюриков», или сразу в нескольких эпохах. Здесь же обращение к позднесоветскому времени отделяет повествование от современности, но, не уводя в пучины неведомой древности, акцентирует происходящее в понятном смысловом пространстве, том прошлом, которое еще живо в памяти любого взрослого человека. При этом фактор времени не довлеет над повествованием, оставаясь фоном описываемых событий. Подобный подход к выбору временного контекста можно назвать удачным решением.

Второй удачной находкой, как ни странно, является оформление. В начале 21 века сложно удивить новой книгой – развитие цифровой печати и смежных технологий позволяет оформить и издать что угодно любым тиражом. На этом фоне «Либежгора» удивляет сразу, начиная с обложки. Да, это «хэнд-мэйд», формат, который сейчас практически не встречается (в моей библиотеке есть несколько изданий тиражом 3–10 штук, но они все же выполнены типографским способом). Обращение к «хэнд-мэйду» в оформлении, ручной выделки обложка и искусственно состаренные страницы, также акцентируют не поп-массовый формат романа, дополняют его обращение к прошлому и вводят некоторый игровой элемент «настоящего» приближения к теме.

Обложка книги выполнена в формате хэнд-мэйд.
Обложка книги выполнена в формате хэнд-мэйд.
 

Пересказывать содержание и сюжет «Либежгоры» в рецензии смысла нет, кто захочет, может сам приобрести и прочитать, но следует отметить, что автором выбран совершенно незаезженный фольклорный контекст. Дело здесь не только в том, что книга основана на авторских опросах (что делает текст почти документальным), но и в целом эти сюжеты не часто встречаются в этнографической литературе в столь развернутом виде, и тем более неизвестны массовому читателю. «Это все равно, что прожить всю жизнь в доме, а потом узнать, что у тебя в подвале есть еще потайные комнаты, о которых ты никогда не знал и даже не слышал». При этом в романе достаточно достоверно отображаются деревенский быт, диалоги сельчан и психологический фон столкновения с Неведомым. Сам сюжет раскручивается словно по спирали, постепенно набирая обороты, добавляя деталей и динамики. Повествование достаточно подробное, но в тоже время без излишней детализации. Выверенность текста, отсутствие «воды» и лишних умствований, также являются плюсом автора. Я бы определил его стиль как визуализация этнографии.

В плане творческого преломления малоизвестных, локально ориентированных фольклорных сюжетов автора можно назвать первопроходцем, не боящимся экспериментов (повторюсь, ранее многие просто использовали раскрученные темы и места лишь как фон для своих идей или сценариев). Автор не просто вводит в информационный оборот весьма интересные элементы фольклора, суеверий и народных представлений, но преподносит их в живом творческом осмыслении, основанном на личном опыте опросов. Все это также придает эксклюзивность повествованию. Несмотря на общую цельность произведения, как и во всякой хорошей книге, некоторые сюжетные ходы оставлены незавершенными, что может пробудить у читателя интерес к этнографии и стать своеобразным фольклорным и краеведческим квестом. На данный момент это первое художественное произведение, по мотивам мест и фольклора Северо-Запада, которое я смог прочитать без внутреннего содрогания, и наиболее необычная, во всех отношениях, книга. Почему выбранное автором направление кажется мне актуальным? Ответ прост – творческое переосмысление, условный взгляд свободного художника, позволяет увидеть и воспринять то, что остается за рамками научного подхода. Ведь занимаясь подобной тематикой, всегда интересно заглянуть за грань, посмотреть другими глазами.

«Либежгора» производит впечатление законченного, цельного повествования, и может быть рекомендована как любителям мистического направления в литературе, так и этнографам, краеведам, любителям фольклора, интересующимся священными и мифологическими местами, а также народными представлениями о них. На этом месте принято желать новых тиражей и переизданий, но в данном случае, по моему субъективному мнению, формат «хэнд-мэйд» для «Либежгоры» является наиболее выразительным и соответствующим содержанию. Автору же можно пожелать дальнейших успехов в творческом переосмыслении собранного этнографического материала и осуществления новых креативных проектов.


Вячеслав Мизин 30.03.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Вышел сборник «Таинственная Беларусь VI»
Проекты 2
Вышел сборник «Таинственная Беларусь VI»
В конце августа вышел очередной сборник докладов конференции «Таинственная Беларусь», которую «Уфоком» проводит с 2015 года. В книге представлены доклады, посвященные различным малоисследованным аспектам этнографии, археологии, фольклористики, мифологии, этноастрономии, топонимики, сакральной географии и др.
Разряд молнии или легенда? Пересмотр загадки движущихся гробов из склепа Чейзов
Проблемное 12
Разряд молнии или легенда? Пересмотр загадки движущихся гробов из склепа Чейзов
Движущиеся гробы Барбадоса были типичным сюжетом для книг о необъяснимых явлениях на протяжении более чем столетия, и все же никто до сих пор не дал полностью удовлетворительного решения этой загадки. Бенджамин Рэдфорд утверждает, что мы могли искать не в том месте.