VI конференция «Таинственная Беларусь»

14 марта 2020 года состоялась шестая конференция «Таинственная Беларусь», прошедшая в Национальной библиотеке Беларуси и собравшая в одном зале около двадцати человек – как докладчиков, так и слушателей, которых объединил интерес к малоизученным и актуальным вопросам из области этнографии, археологии, фольклористики, мифологии, этноастрономии, топонимики, сакральной географии и т. п.

Всего на встрече прозвучало восемь докладов, посвященных темам: культовые валуны и связанные с ними мифы и предания, надгробные памятники и семантика изображенных на них загадочных знаков, нерукотворные лики и изображения сакрального характера, природные и аномалии и таинственные явления на страницах древних хроник. Порядок выступлений был следующим:

1. Бутов И. С. «Записи о чудесах в XIX–XXI веках (по материалам исторических и фольклорных архивов Республики Беларусь)». В рамках исследуемой автором темы о религиозных чудесах в докладе были озвучены с целью введения в научный оборот почерпнутые из различных архивов (в том числе и архива Проекта «Уфоком») тексты об обнаружении на спилах деревьев нерукотворных ликов и изображений крестов на древесине, о связанных с иконами и статуями святых чудесах, имевших место на территории Беларуси.

О религиозных чудесах на территории Беларуси.
О религиозных чудесах на территории Беларуси.
 

2. Гайдучик В. Н. «Дубовые колоды на полесских некрополях. К вопросу о номинации надгробий: ареальный аспект». Доклад являлся логическим продолжением прошлогоднего выступления, на котором были проанализированы литературные источники с целью определения ареала бытования надгробий-колод. В этот раз тема касалась территориальных закономерностей распространения различных названий для данного типа памятников. Анализ имеющихся данных позволил более четко определить ареалы распространения наиболее частотных лексем.

Как назывались надгробия-колоды в различных местах Западного Полесья?
Как назывались надгробия-колоды в различных местах Западного Полесья?
 

3. Скворчевский Д. В. (канд. ист. наук, доцент кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков БГУ) «Крест или человек? К вопросу о семантике знаков на деревенских надгробиях Беларуси». Докладчик поделился своими рассуждениями о причинах массового распространения на территории нашей страны каменных надгробий и неканонических изображений антропоморфных крестов на могильных камнях в период XV–XVI веков, когда отмечается определенное изменение восприятия человеком себя и окружающего мира, и, как следствие, «индивидуализация» похоронных обычаев.

О загадочных изображениях на древних камнях.
О загадочных изображениях на древних камнях.
 

4. Жижиян С. Ф. (директор Быховского районного историко-краеведческого музея) «Надмогильные каменные изваяния Беларуси XIV–XIХ веков: сакральная традиция, веяния моды или «народный прагматизм (на примере памятников Могилевского Поднепровья». Рассмотрев выявленные на данный момент немногочисленные для данного региона каменные надгробные памятники, преимущественно каменные кресты, автор отметил неравномерность их количественного распределения на территории Могилевской области и поставил интересный вопрос о характере традиции их изготовления в прошлом – была она сакральной или прагматичной.

Каменные кресты – сакральное или утилитарное?
Каменные кресты – сакральное или утилитарное?
 

5. Балберов Е. С. (главный хранитель фондов Музея истории Могилева) «Природные аномалии средневекового Могилева». Городская хроника Могилева создавалась на протяжении XVII–XIX веков и охватывала собой период с 1526 по 1856 год. В ней нашли отражение различные необычные события того времени: астрономические, атмосферные и погодные аномалии, пожары и эпидемии, грозные знамения и даже таинственные происшествия, которые можно назвать полтергейстом. Этой странице из истории Могилева и был посвящен доклад.

Странные события на страницах хроник и полотнах современных художников.
Странные события на страницах хроник и полотнах современных художников.
 

6. Волчок А. В. (учитель истории Лелюкинского детского сада–средней школы) «Камни-следовики на территории Ивьевского района». Выступление было посвящено, как следует из названия, культовым камням Ивьевщины (Гродненская область), сведения о которых были собраны автором как путем изучения литературных источников, так и в ходе полевых исследований. Доклад продемонстрировал, как важна краеведческая работа на местах в отдельных регионах, так как она позволяет более скрупулезно изучать отдельные памятники прошлого, фиксируя их историю и современное состояние, связанные с ними легенды и предания, обычаи и ритуалы.

В Ивьевском районе еще немало камней, хранящих свои тайны.
В Ивьевском районе еще немало камней, хранящих свои тайны.
 

7. Крижевич А.С., Мицкевич С.П. (Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа) «Рассказ про Чертов камень: мифы, предания, реальность». В творчестве известного белорусского поэта и писателя Якуба Коласа мы встречаемся не только с подробным описанием быта белорусов прошедшей эпохи и ее злободневными проблемами, но также и с фольклорным материалом, а также с описанием сакральных объектов, имеющих конкретную локализацию. Одним из таких мест является урочище Чертовица с Чертовым камнем на малой родине писателя в Столбцовском районе. Доклад представляет собой литературно-этнографическое исследование об этом мистическом месте.

И запоздавший путник заплутает здесь.
И запоздавший путник заплутает здесь.
 

8. Дучиц Л. В., Климкович И. Е., Винокуров В. Ф. «Валуны-чаши как объекты религиозного синкретизма (язычества и христианства)». Доклад посвящен определенной категории камней, обработанных рукою человека, которым исследователи у нас не уделяли до сих пор серьезного внимания, в то время как у некоторых наших западных соседей они давно уже каталогизируются. Речь идет о каменных чашах, архаичных кропильницах, корытообразных камнях и т. п. Авторы предприняли попытку систематизации известных в Беларуси объектов данного типа, проводя сопоставление с подобными камнями на территории Латвии, Литвы, Польши и России.

Осколки истории, оставленные без внимания.
Осколки истории, оставленные без внимания.
 

В число заочных попало два доклада наших зарубежных коллег: Мизин В. Г. «К дискуссии о так называемых "вавилонах"» и Завгородний Ю. Ю., Власов О. Ю. «Историко-культурная область Надпорожье-Запорожье как сакральный кластер». К сожалению, на конференции не прозвучал еще один заявленный доклад: Баравуля М.А. «Культовые и исторические камни Крупского района».

Мероприятие прошло в спокойной и дружелюбной обстановке, содержание докладов было интересным. Очень порадовало появление в составе выступающих новых лиц. Проект «Уфоком» приглашает к сотрудничеству исследователей и региональных краеведов по темам, имеющих отношение к кругу рассматриваемых в рамках конференции «Таинственная Беларусь» вопросов.

Фото Евгения Шапошникова и Виктора Гайдучика.


Уфоком 18.03.2020
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Звуки пылающего неба
НЛО и АЯ 1
Звуки пылающего неба
Всего пять процентов жителей Земли могут похвастаться, что хотя бы раз в жизни видели северное сияние. Тех, кто наблюдал тесно связанные с пылающим небом аномалии, еще меньше, и до недавних пор это помогало ученым отрицать то, что было хорошо известно жителям крайнего Севера.
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
Обзоры 3
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
В 2020 году на экраны вышел испанский хоррор о нехорошей квартире «Заклятье. Дом 32» режиссера Альберта Пинто. Фильм рассказывает о том, как переезд из провинции в столицу оборачивается кошмаром для целой семьи. Действие фильма происходит в середине 1970-х годов. Испания все еще страдает от напряжения и тревоги, вызванных окончанием тиранического правления Франсиско Франко.