Мироточащие иконы: что говорит наука?

Мироточением в целом называют появление любой влаги на поверхности икон или предметах культа1. Оно может происходить не только в стенах сакральных сооружений (монастырей, храмов, соборов), но и в обычных жилых домах или квартирах [1–4]. За мироточение принимаются различные, чаще всего естественные процессы (выделение смол или шеллака, набухание и загнивание клея и некоторых используемых в живописи органических веществ, осаждение конденсата или запотевание, сорбция различных веществ на липофильных поверхностях, образование ржавчины). Кроме того, это может быть результат жизнедеятельности специфических бактерий или других микроорганизмов, следы от елея, масла от лампад и др. [4].

В результате мироточения довольно часто происходит осаждение разнородных по химическому составу жидкостей на поверхности икон (рис. 1). Если икона застеклена, маслянистая жидкость появляется на внешней поверхности стекла, но нередки случаи, когда она возникает и под стеклом. Неоднократно наблюдались рядом с иконой следы масла, имеющие различную форму (чаще всего неправильную), причем иногда фиксировалось уменьшение частоты и размера капель по мере удаления от иконы. Реже происходит осаждение масла вокруг икон, тогда правильнее говорить не о мироточении, а о маслоосаждении2.

Миро, собранное с икон, имеет разнообразную консистенцию и цвет, часто напоминает маслянистую жидкость, похожую на смолу [3]. В ряде случаев такая жидкость обладает приятным запахом, напоминающим запахи ароматических веществ (в частности, розы, жасмина, лаванды и др.), которые входят в состав духов или благовоний [1, 4].

Иногда выделение, имеющее консистенцию масла, называют елеем. Однако в широком смысле елей – это оливковое, а впоследствии в православном церковном обиходе и любое освященное растительное масло [1].

До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.

Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее – экспертная группа).

В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией, липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.

Что было сделано раньше?

Большинство доступных научных исследований мироточащих предметов культа (прежде всего, икон и статуй) построено на определении состава вещества с использованием различных методов спектрометрии и хроматографии. К примеру, спектрографический анализ жидкости, взятой с деревянного распятья в австралийском городе Маунт Причард (штат Новый Южный Уэльс), показал, что по своему составу она схожа с оливковым маслом3.

Скульптура Девы Марии Гваделупской в г. Хоббсе (США) в 2018 г. обильно выделяла из глаз ароматические масла (по предварительным оценкам, до 500 мл). Исследование 5 мл жидкости показало, что «слезы» также имеют состав оливкового масла, но с приятным запахом [5]. Интерес к мироточению в РПЦ существует столетиями и связан с широко известными мироточивыми главами Киевско-Печерской лавры. Их изучение началось еще как минимум в XIX в. В 1846 г. профессор Ф.Г. Солнцев насухо вытер сукном одну из мироточивых глав и сосуд, в котором она помещалась, «обвязал все это протечной бумагой и запечатал». Комнату с главой тоже запечатали. На следующий день профессор обнаружил в сосуде миро4. Биохимические исследования вещества мироточивых глав в 1988 г. провели И.А. Концевич, Ю.В. Хмелевской и И.И. Бобрик из Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца (Киев, Украина). Они установили, что субстанция неизвестной природы, взятая из чаш с мироточивыми главами № 4, 9 и 26, – во всех трех случаях высокоочищенные масла (триглицериды высших жирных кислот), не имевшие в себе примесей свободных кислот. Это подтверждалось отсутствием реакций этерификации (в частности, метилирования). Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность свидетельствовала об отсутствии ионизированной среды. Не было выявлено неорганических фосфатов и ионов аммония, что указывало на отсутствие процессов распада органических веществ, содержащих азот и фосфор. Исследование содержания белка (по Лоури) проводилось в водных вытяжках. Выяснилось, что образец № 26 содержал 20 мг белка на 100 мл, № 9 – 13 мг и № 4 – 73 мг [6].

В 2001 г. появились сообщения о том, что в г. Клину, в квартире В. Жучковой, замироточили многочисленные (в основном современные) иконы. Помимо прочих обильно мироточила и икона Иверской Божьей Матери. По инициативе экспертной группы было проведено углубленное физико-химическое исследование четырех образцов различных маслянистых жидкостей (из поддонов под иконами) в Институте криминалистики ФСБ РФ, Физическом институте имени П.Н. Лебедева РАН и в Институте геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН. От каждого образца отбиралось по три пробы (по 0,08 мг). Все они были переданы в институты для параллельной идентификации. Исследование химического состава проводилось методами протонного магнитного резонанса (ПМР), хромато-масс-спектрометрии (ХМС) и инфракрасной спектроскопии (ИКС).

Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина.
Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина.
 

В результате для четырех образцов были получены следующие значения δ13С (относительно эталона PDB): –29.2, –28.7 ; –27.7 и –27.5% соответственно. Все три исследования показали, что образцы по своему химическому составу идентичны растительному маслу. Наиболее близкий аналог – подсолнечное масло5 [7]. Продукты биологического происхождения имеют индивидуальный изотопный состав, который незначительно меняется в различных регионах. Было установлено, что изотопный состав всех образцов в пределах точности измерений полностью соответствовал подсолнечному маслу, произведенному в России.

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А.А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1H-, 13С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией – GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2.4-декадиеналь (цис- и транс- изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8].
Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8].
 

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А.А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов6 (C22–C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26–С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 – пальмитиновая кислота, 2— сте ариновая кислота, 3 — миристиновая кислота, 4 — производные фталевой кислоты [4].
Рис.3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 – пальмитиновая кислота, 2 – стеариновая кислота, 3 – миристиновая кислота, 4 – производные фталевой кислоты [4].
 
Рис.4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в — гифы гриба, объектив ×5; г — спорангий, объектив ×20 [4].
Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в – гифы гриба, объектив ×5; г – спорангий, объектив ×20 [4].
 

Еще с советских времен упоминаются анализы крови и мира, взятые с кровоточащих икон или крестов. Однако сами анализы в литературе не приводятся, лишь утверждается, что в том или ином случае удалось обнаружить вещество, состоящее из «смеси кармина с глицерином»7 или из «смеси разных химических веществ»8. В средневековой Италии, где кроваво-красные пятнышки нередко появлялись на церковных тканях и хлебах, их расценивали как «капли крови Господа»9. В 1914 г. подобные выделения с иконы Христа из г. Мирабо-ен-Пуату (Франция) проанализировали в лондонском Институте Листера и установили, что это – не человеческая кровь. Точный состав определен не был, но в собранном материале удалось обнаружить «микроорганизм, обычно встречающийся в застойной воде» [10].

Один из главных претендентов на роль «чудесной бактерии» для различных исторических случаев подобного рода – серрация Serratia marcescens [11]. Л. Гарлашелли из отдела органической химии Павийского университета (Италия) поставил ряд опытов, которые подтвердили, что и за современные случаи кровоточения евхаристического хлеба (икон и статуй) могут приниматься специфические выделения этой самой бактерии [12] (рис. 5). Й.Каллен, студентка-медик из Университета Джорджа Мейсона (США), обратила внимание, что многие чудеса с появлением «крови» происходят с мая по сентябрь, с «драматическим пиком» в июле. В это время устанавливается теплая и влажная погода. Такие условия хорошо подходят для развития S. Marcescens [13].

Рис.5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а — через 12 ч по сле инкубации, б — через 24 ч.
Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а – через 12 ч после инкубации, б – через 24 ч.
 

И все же, несмотря на то что эта бактерия чаще других называется при детальном описании подобных случаев, есть упоминания и о других «подозреваемых» – о красной плесени Neurospora crassa, о некоторых видах Halobacterium, об одном из родов одноклеточных пигментированных дрожжей Rhodotorula, а также о кокках и дрожжеподобных грибках [4, 14].

К сожалению, многие случаи мироточения по разным причинам не подвергались полноценному научному исследованию. Более того, часто в околоцерковных источниках циркулирует обрывочная информация о якобы проведенных исследованиях, реальность и достоверность которых сложно установить. Ярким примером может служить знаменитый случай с монреальской иконой Иверской Божьей Матери, которая мироточила в течение 15 лет и даже была признана Архиерейским синодом РЦП за границей чудотворной. Со слов ее обладателя – преподавателя истории и исследователя иконописи И. Муньоса Кортеса, анализ проводился неким «ученым из Майями», который при этом изучал не выделяемое вещество, а саму икону. В результате он установил, что икона написана на обычном еловом дереве и масло поступало «не с задней стороны и не из самого дерева, на котором она была написана»10. Очевидно, что такое «исследование» мало о чем говорит. Ватку с образцом «мира» монреальской иконы присылали и специалистам экспертной группы, однако вещества для проведения полноценного анализа оказалось слишком мало.

Наши исследования

Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н.Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.

Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927) [15]. Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка «Bellasan», производство Бразилия) и оливковое (марка «Bertolli», производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7).

Рис.6. Разведенные в гептане образцы для газовой хромато графии: 1 — подсолнечное масло, 2 — оливковое масло, 3 — миро из пос. Локоть.
Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: 1 – подсолнечное масло, 2 – оливковое масло, 3 – миро из пос.Локоть.
 
Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос.Локоть, полученные при проведении га зовой хроматографии.
Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии.
 

Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) – фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.

Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo ScientificTM Q ExactiveTM Hybrid Quadrupole-OrbitrapTM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел – кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.

Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.

Таблица 1. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр

Состав

Вещество

Наименование

Основные компоненты

Растительное масло

Триацилглицеролы, диацилглицеролы, моноацилглицеролы, свободные жирные кислоты, токоферол (витамин Е) и ретиноевая кислота (витамин А)

Следы

Гербициды (действующее вещество)

Мезотрион, пентахлорфенол, изоконазол, дифлюфеникан

Фунгициды (действующее вещество)

Пираклостробин

Растительные эфирные масла

Флавоноид сциадоптизин (кипарисовое масло), флавоны диадзин и генистен (эфирное масло мяты), флавон полистахин

Продукты жизнедеятельности грибов

Зеараленон (нестероидный эстрогенный микотоксин), ланостерол пальмитолеат и зимостерол пальмитолеат

Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темнокоричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис.8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис.8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).

Рис. 8. Образец темнокрасных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, исполь зованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б).
Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б).
 

При типировании выросших колоний были изолированы грибы родов Penicillium (1КОЕ) и Сladosporium (3КОЕ). Последние характеризуются темноокрашенным мицелием, на котором образуются разветвленные цепочки темноокрашенных бластоконидий. Наличие спор и метаболитов плесневых грибов в образцах свидетельствует в пользу выдвинутого нами предположения об участии плесневых грибов в синтезе продуктов мироточения [4].

Учитывая давность образца, можно предполагать, что количество колониеобразующих единиц в «свежем» материале было достаточно высоким, так как при таком сроке хранения рост колоний маловероятен. Условия хранения образца какую-либо вторичную контаминацию исключают. Следовательно, данный образец отчасти может быть продуктом метаболизма плесневых грибов. Последние, оказавшись в несколько необычных микроэкологических условиях11, способствовали образованию на иконах метаболитов. Процесс, выдаваемый за кровоточение, возможно, впоследствии был кем-то «усилен» и «дополнен». Во всяком случае плесневые грибы стали уже обычной находкой в образцах подобного рода, что дает повод продолжать дальнейшие исследования в этом направлении [4].

Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.

* * *

Итак, полученные нами результаты анализа выделений с икон во многом коррелируют с исследованиями, проведенными ранее другими группами. Масс-спектрометрический анализ маслянистой жидкости с иконы из пос. Локоть показал практически полное совпадение ее жирно-кислотного состава с жирно-кислотным составом подсолнечного масла. Обнаруженные в образце следы эфирных растительных масел, а также гербицидов и фунгицидов могут свидетельствовать в пользу некого переноса «мира» из одного места в другое. Например, при прикладывании к иконе паломника или прихожанина, лоб которого предварительно мог быть помазан елеем или иным церковным маслом12.

Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].

Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» – волн обновления икон – было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.

Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.

Примечания

1. На самом деле миро – это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.
2. Флоренский П.В., Московский А.В., Сошинский С.А., Шутова Т.А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С.11–36; Флоренский П.В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т.3. № 26. С. 54–59.
3. Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.
4. Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.
5. Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.
6. Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14–С21.
7. Спутник атеиста / Отв. ред. С.И. Ковалев. М., 1961. С. 500.
8. Мезенцев В.А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.
9. Костюкова Н.Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.
10. Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003. 474 с.
11. Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.
12. Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.

Литература

1. Бирюкова Ю.А., Шишкалова А.А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции. Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И.С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia). Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В.С., Соколова Т.Н., Бутов И.С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов. Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been “weeping” olive oil. Church leaders can’t explain it. The Washington Post (www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2018/07/18/a-virgin-mary-statue-has-been-weeping-olive-oil-church-leaderscant-explain-it/?noredirect=on&utm_term=.a91ad0711496. Date of access: 01.08.2018).
6. Кириллова В.Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры. Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А.А., Московский А.В., Сошинский С.А., Флоренский П.В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения. Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А.К., Певнева Г.С., Огородников В.Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В.Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н.П.Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E.R. From superstition to science: the history of a bacterium. Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder. Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style. Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J.W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin. Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material. Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20 (9): 526–537.
16. Бутов И.С., Томин Н.В., Флоренский П.В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа. Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И.С., Томин Н.В. Обновления икон на историческом фоне. Религиоведение. 2018; (3): 20–34.

Опубликовано: Томин, Н. В. Мироточащие иконы: что говорит наука? / Н. В. Томин, И. С. Бутов, В. С. Алексинский, А. В. Московский, П. В. Флоренский, М. А. Дебелый // Природа. – №10. – 2019. – С. 9–18. DOI:10.7868/S0032874X19100028


Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый 25.12.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Приглашаем на "Таинственную-Беларусь-2020"
Проекты 7
Приглашаем на "Таинственную-Беларусь-2020"
29 февраля 2020 года в г. Минске в "Национальной библиотеке Беларуси" состоится шестая конференция "Таинственная Беларусь", где уже традиционно звучат доклады на темы сакральной географии, этнографии, загадок истории и археологии, этноастрономии и смежных с ними тем. Подать заявку докладчики могут до 1 февраля 2020 года.
НЛО – проблема без границ
Проекты 331
НЛО – проблема без границ
29 ноября 2019 года в Музее Русского Искусства прошла очередная "Необъяснимая встреча". На этот раз в роли спикера выступал известный исследователь непознанного из Санкт-Петербурга Михаил Борисович Герштейн – автор множества публикаций о проблематике изучения НЛО и других аномальных явлениях. Он получил известность, работая с 1993 по 2000 год в газете "Аномалия", а потом начал выпускать собственное издание – "UFO Навигатор». Написал больше десятка книг об НЛО. Долгое время возглавлял уфологическую комиссию Русского географического общества.