Жернова-надгробия: сакральное и утилитарное в белорусской традиционной культуре

Эта статья продолжает ряд предыдущих работ автора, в которых рассматривалась семантика некоторых символических изображений на надгробных памятниках на территории Беларуси [13, 14, 15]. В представленном тексте на этот раз рассматривается не определенный знак, но отдельная группа надгробий, которая своей необычностью привлекает внимание современного человека, – диски от жерновов (рис. 1).

Михаил Романюк был едва ли не первым исследователем, который выделил каменные диски жерновов в качестве отдельной группы надгробных памятников на территории Беларуси: «Самую малочисленную группу памятных надгробных знаков составляют круглые каменные диски (круги) от крестьянских жерновов. В Центральной Беларуси круги встречаются рядом с каменными полевыми валунами, из которых собственно они и вырезались. В качестве надгробий использовались изношенные круги, отслуживших свой век (здесь и далее выделено автором). Внешний диаметр составлял около 40–70 см, внутренний – около 12–14 см, толщина диска около 15–20 см. Каменный диск вкапывался у изголовья могилы примерно на 25 см, с учетом того, чтобы отверстие просматривалась на линии насыпного холма» [12]. Михаил Романюк также обратил внимание на проблему семантики данных надгробий и их связи с традиционной духовной культурой: «Какие-либо древние предания о жерновой каменной могильной плите среди местного населения не сохранились. Надо думать, что круги появились на кладбище не случайно, а были связаны с мировоззрением наших предков, расшифровка которого послужит ключом к пониманию этнокультурных и исторических процессов» [12]. В данной статье мы попробуем отыскать ключ к символическому значению жерновов-надгробий.

Рис. 1. Картина Генриха Вейсенгофа «Белорусское кладбище в Русаковичах» (1889 год). Сегодня деревня находится в Пуховичском районе.
Рис. 1. Картина Генриха Вейсенгофа «Белорусское кладбище в Русаковичах» (1889 год). Сегодня деревня находится в Пуховичском районе.
 

Сразу нужно отметить, что использование жерновых дисков в качестве надгробных памятников не является исключительно белорусским явлением. Во-первых, на территории Беларуси жернова-надгробия были известны еврейскому населению, и такие памятники нередко можно увидеть на отдельных старинных еврейских кладбищах (г. Минск, г. Костюковичи, г. Хотимск, аг. Рубежевичи Столбцовского р-на (рис. 2, 3), аг. Рясно Дрибинского р-на, г.п. Бобр Крупского района, аг. Крево Сморгонского района, аг. Раков Воложинского р-на и др.). При этом также примечательно, что жернова присутствуют как на православных, так и на католических кладбищах Беларуси. Поэтому нужно уточнить тезис Михаила Романюка: такие памятники известны не только в Центральной Беларуси, но распространены и в других регионах.

Во-вторых, памятники-жернова можно увидеть на кладбищах в других странах (США, Канада, Англия, Литва, Украина, Россия и др.). Соответственно, мы можем только выделять определенные особенности, которые характерны для белорусской традиции. В то же время, для территории Беларуси использование жерновов в качестве надгробных памятников, по мнению автора, было более распространенным и довольно типичным явлением по сравнению с другими странами.

Рис. 2. Еврейское кладбище в аг. Рубежевичи Столбцовского района. Снимок Дмитрия Скворчевского, 2014 год.
Рис. 2. Еврейское кладбище в аг. Рубежевичи Столбцовского района. Снимок Дмитрия Скворчевского, 2014 год.
 

Дискуссионным является вопрос, когда в Беларуси жерновые диски начали использоваться в качестве надгробий. Старейшие известные датированные памятники относятся к началу XVIII в. На кладбище в д. Вьюн Быховского р-на обнаружен один диск 1702 года с аббревиатурой «IHS» и некоторыми буквами и цифрами, а другой 1783 года с именем «Ѳеодоръ», а также крестом «Голгофа» и буквами [6]. На еврейском кладбище г. Глубокое выявлен памятник, похожий на заготовки для жернового диска, который датируется 1708 годом (считается древнейшим датированным памятником на кладбище) [3, рис. 7]. С учетом того, что индивидуальные каменные надгробия на территории Беларуси массово распространяются с XV–XVI вв. [12], можно предположить, что жернова в качестве погребальных памятников начали использоваться не ранее этого периода, а, скорее, с XVI–XVIІ вв., когда памятники на кладбище становятся обычным явлением, а жернова, как довольно массовая бытовая вещь, стали применяться в новом качестве. Здесь прослеживается естественное прагматическое отношение, которое позволяло сократить расходы на похороны в крестьянской и мещанской среде. Таким образом, жернова делали каменное индивидуальное надгробие более доступным для населения.

На прагматичный мотив использования жерновов уже обращали внимание исследователи: «Вышедшие из строя, изношенные жернова часто применялись при строительстве домов и храмов в качестве ступеней, закладных (опорных) камней, элементов декора, интерьера и т. д. Вероятно, это связано с большими трудозатратами при обработке камня до состояния круга, “хозяйственностью” наших предков и сакральным значением жернова. Также в разное время представители многих религий использовали жернова как надмогильный камень» [5]. И также неоднократно отмечалось, что в качестве надгробий использовались те жернова, которые уже отслужили свой век: «В городе Костюковичи заброшенное кладбище также огорожено. Сохранилось более десяти надгробий. Среди них есть довольно интересные, сделанные из отработанных жерновов с надписью на торце» [16]. Это объясняет, почему жернова-надгробия имеют явные дефекты, отбитые фрагменты, или почему надгробие сделано из половины диска. Также известны случаи, когда надгробие изготавливалось из обработанного куска жерновов (например, в д. Бобы Пуховичского района). Нельзя не отметить символический подтекст в том, что когда жернова выходят из употребления («умирают»), то перемещаются на кладбище в качестве надгробий.

Правда, встречаются и противоположные случаи, когда из старых надгробий, особенно еврейских, в послевоенное время производили точильные камни (г. Кобрин, г.п. Антополь Дрогичинского р-на, д. Счастновичи Ляховичского р-на, д. Ходюки Лидского р-на и др.), которые внешне напоминают жернова.

Мифологическая семантика жерновов исходит из амбивалентной идеи создания/разрушения. Превращение природного (зерно) в культурное (мука) сосуществует с мифологическим перемалыванием (возвратом) объектов в состояние хаоса (в сказании о Рогволодовом камне, который был возле д. Дятлово Оршанского района, говорится, что камень когда-то был на четырех ногах и имел голову. Мельник отсек ему голову и сделал жернова. Но эти жернова сами перемололись в песок, смололи все богатство и всю семью мельника) [2]. Соответственно жернова могут рассматриваться в качестве определенного символа перехода и исчезновения.

Рис. 3. Еврейское кладбище в аг. Рубежевичи Столбцовского района. Снимок Дмитрия Скворчевского, 2014 год.
Рис. 3. Еврейское кладбище в аг. Рубежевичи Столбцовского района. Снимок Дмитрия Скворчевского, 2014 год.
 

Следует отметить упоминания жерновов в космогоническом контексте. Один из вариантов мифа о сотворении мира рассказывает: «Когда мир еще только начинался, нигде ничего не было. Везде была мертвая вода, посреди воды торчал какой-то камень. Перун держал в руках жернова, ударил камень о камень и вызвал гром и молнию» [цит. по 11]. Возможно, рефлекс подобного космогонического мотива сохранился в заговоре от сглаза, который был записан в д. Гороховищи Октябрьского р-на: «На сінім моры стаялі жорны, усе ўрокі, прыстрэкі пажорлі, а табе (імя) Бог на помач» [7, № 988]. Одновременно жернова отражают здесь идею уничтожения.

В фольклорных текстах жернова выступают как атрибут асилков и других мифологических персонажей, как небесных, так и хтонических. Перун, по представлениям белорусов, обладает жерновами: «Перун держит в руках два чрезвычайно громадных жернова, трет ими и ударяет один о другой; трением и ударами он производит гром и извлекает молнию, подобно тому, как извлекают искры, ударяя сталью о кремень. Осколки жерновов, отскакивающие при ударах, летят на землю и поражают, как стрелы» [1].

У хтонического соперника Громовержца, Черта, также есть жернова. Известно о нескольких сакральных камнях, которые имеют названия «Чертовы Жернова» (д. Жуковка Вилейского р-на, д. Осовы Докшицкого р-на). В предании из Жуковки рассказывается, что пока Черт был молод, не думал о своем хозяйстве, а под старость, когда никто не захотел его кормить, пришлось самому добывать пищу. Тогда он сделал из камня жернова и еле-еле взвалил их на воз. В дороге лошадь от тяжелой ноши устала и не захотела тянуть воз дальше. А когда Черт начал пороть лошадь плеткой, та сбросила жернова с телеги в канаву. «Чертовы жернова» около д. Осовы называют еще «Чертовой Мельницей». Считают, что жернова сделал Черт, который скрывался неподалеку от валуна, но что-то ему помешало, и он не успел их закончить. Это место в народе называют проклятым, и поэтому обходят [9].

В то же время, как отмечал Михаил Романюк, о жерновах-надгробиях не сохранилось древних преданий. Подобное мнение высказал также Сергей Жижиян: «Легенды и предания, связанные с надмогильными жерновами, не сохранились до нашего времени» [5]. Однако все же зафиксировал один мотив, относящийся к жерновам на кладбище д. Вьюн Быховского р-на: «Интересен и тот факт, что этнографические материалы о данных памятниках практически отсутствуют. Местные жители относятся к ним обыденно и утверждают, что это могилы семьи мельников» [5, 6]. Жернова на кладбище в д. Жорновка Березинского р-на местные жители также связывают с мельниками: «[...] некоторые надгробные памятники являются мельничными жерновами. Оказывается, в деревне была водяная мельница (в войну ее взорвали), а хозяев мельницы хоронили на этом кладбище и на камнях выбивали их фамилии. На одном из камней указана дата 1887 год. Кстати, многие жители деревни склоняются к мысли, что саму деревню основали мельники, от слова «жернова» возникло название деревни и реки, на которой стояла мельница» [8]. Подобное наблюдение, что жернова могли обозначать захоронение мельника, сделал также Владимир Лобач: «Специфический характер прижизненных занятий человека (мельник, жерносек), отличных от забот простого земледельца, мог быть воплощен и специфическим надгробным памятником – жерновами1 или отличительным знаком на камне» [10: 75].

Рис. 4. Жернов на старом кладбище г. Слуцка. Снимок Ярослава Малеина, 2018 год.
Рис. 4. Жернов на старом кладбище г. Слуцка. Снимок Ярослава Малеина, 2018 год.
 

Между тем, большое количество надгробий-жерновов, в том числе на одном кладбище, позволяет предположить, что жернова необязательно были связаны исключительно с захоронениями мельников. Их использование могло быть также обусловлено символически-ритуальными причинами. Пограничная характеристика жерновов, которая акцентируется формой камня-навершия (как и все вещи со сквозным отверстием, на символическом уровне выполнял функцию механизма коммуникации между этим и иным миром), определяет их использование в качестве надгробных памятников Беларуси [2]. И здесь еще раз важно вспомнить замечание Михаила Романюка о том, что диск вкапывался именно так, чтобы отверстие просматривалось на линии насыпного холма. Такой способ установки с учетом отмеченной выше символической нагрузки позволяет предположить, что отверстие жернова представлялось входом, через который покойный попадает в потусторонний мир. При этом можно даже допустить, что через эти «ворота» был возможен и обратный путь. Например, в Сенненском районе звук жерновов якобы слышался при посещении дома ходячим покойником [2].

О возможной интерпретации отверстия диска в качестве врат в подземный мир свидетельствует сама архитектоника надгробий. Во-первых, уже упоминалось, что отверстие располагалось так, чтобы просматриваться по линии земли. Во-вторых, на поверхности диска также могли располагаться символические изображения, которые можно соотнести со знаками, обозначающими верхнюю, небесную сферу и движение души на небо, причем эти знаки располагаются над отверстием, что свидетельствует о разделении символического пространства памятника: знак вверху – небесный мир, отверстие – переход, нижняя часть в земле – подземный мир. А вместе композиция такого надгробия обозначает целостную модель мира.

О каких символах верхней сферы здесь идет речь? На кладбище в д. Новый Двор Минского р-на обнаружены фрагменты жерновов-надгробий, на одном из которых присутствует знак в виде оси с полусферой наверху, стоящий на «фундаменте» (типа «Голгофа»). О связи данного знака с представлениями о небесной сфере и пути души на небо автор уже писал ранее [13]. Примечательно, что подобный знак (ось с полусферой на фундаменте) ранее был обнаружен на жернове в д. Гора Чашницкого р-на2. Также подобный знак, но с крестообразными антропоморфными очертаниями, был обнаружен на каменных жерновах, лежащих у порога дома в д. Лучайка Шарковщинского района. В обоих случаях назначение жерновов остается неизвестным; их присутствие на кладбище в прошлом не было зафиксировано. Возможно, что отмеченные жернова со знаками также могли быть произведены для надгробий, но по каким-то причинам на кладбище не попали. На кладбище в д. Эсьмоны Белыничского р-на было найдено двойное надгробие: в голове могилы вкопанный деревянный крест с передником и жерновой диск, над отверстием которого с обратной стороны высечен знак, похожий на крест «Голгофу». Этот символ также связан с идеей вознесения на небо, обновления и возрождения. Крест, также вырубленный вверху над отверстием, присутствует на жернове-надгробии в д. Вьюн Быховского р-на, о чем уже здесь упоминалось. Изображение креста вверху также присутствует на жернове в д. Вынисцы Слуцкого р-на.

Важная символически-ритуальная функция отверстия жерновов-надгробий также подчеркивалось тем, что ее очертания, которые были обусловлены конструкцией механизма, могли дополнительно обрабатывать так, чтобы отверстие приобрело крестообразную форму. Такой памятник, например, есть на старом католическом кладбище в аг. Зембин Борисовского р-на (рис. 5).

Очень интересный надгробный памятник, аналогов которому пока не обнаружено, присутствует на кладбище бывшей деревни Хатынь Логойского р-на (рис. 6). Надгробие (каменный крест) было сделано из жернова. Отверстие сохранилось в середине крестовины, а сверху и чуть сбоку над ней высечен крест с небольшой верхней перекладиной, по бокам от которого есть две вертикальные линии. Такая композиция также соответствует изображениям голгофского креста.

Определенное внешнее сходство жерновов с древними каменными жертвенниками с чашеобразными углублениями является причиной их отождествления. Отсюда происходят интерпретации жерновов как жертвенников. Подобное можно увидеть на рисунке 1924 года Язепа Дроздовича «В храме Дайж-бога» (рис. 7). А если говорить о научных публикациях, то в статье о раскопках деревенского кладбища возле д. Туржец-II Полоцкого р-на отмечается присутствие на кладбище «расколотого жертвенника», хотя фотография свидетельствует о том, что это жернов, которые довольно часто использовались в качестве надгробий [4, рис. 10]. Нет оснований видеть в них жертвенник. При этом следует подчеркнуть, что жернова иногда могли выполнять функцию ситуационного жертвенника: в день Св. Мартина мельники лили водку на жернова [2].

Рис. 7. Картина Язепа Дроздовича «В храме Дайж-бога» (1924 год).
Рис. 7. Картина Язепа Дроздовича «В храме Дайж-бога» (1924 год).
 

В завершение в качестве обобщения отметим следующее:

1) Надгробие из жернового диска является универсальным памятником, который на территории Беларуси использовали представители разных конфессий и религий: православные, католики, иудеи.

2) Самые древние из известных сегодня памятники датируются началом XVIII в., но можно предположить, что в качестве надгробий жернова могли использовать в еще более ранний период (XVI–XVII вв.).

3) Жернова могут быть характерным признаком захоронения мельников и их семей. В то же время, распространенность по стране, соотношение кладбищ с известными мельницами и количество таких памятников на одном кладбище могут свидетельствовать о том, что жерновые диски вряд ли были исключительно частью культуры мельников и обозначали также захоронения обычных людей.

4) Использование жерновов в качестве надгробных памятников было обусловлено как прагматичными, так и символически-ритуальными причинами.

5) На символическом уровне жернова-надгробия обозначают границу, а сквозное отверстие представлялось каналом коммуникации между этим и тем миром, а также воспринималась в качестве входа в подземный мир.

Сноски

1. Как сообщил автору Владимир Лобач, такую версию озвучили как возможную в д. Медведовка Лепельского р-на, где на кладбище присутствуют жернова. На вероятность того, что каменные диски обозначали именно профессиональный статус погребенного, могут указывать и жернова на еврейском кладбище в д. Бабиновичи Лиозненского района.

2. В предыдущей публикации [13: 43] присутствует ошибка: данная находка была отнесена к д. Вятитеровка Чашникского р-на.

Литература

1. Богданович, А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусcов: этногр. очерк / А. Е. Богданович. – Минск: Беларусь, 1995. – III, 186 с.

2. Валодзіна, Т. Жорны / Т. Валодзіна, Л. Дучыц, У. Лобач // Міфалогія беларусаў: энцыкл. слоўн. – Мiнск: Беларусь, 2011. – С. 174–175.

3. Глубокое: память о еврейском местечке / отв. ред. И. Копченова. – М., 2017. – 376 с.

4. Дук, Д. У. Археалагічныя раскопкі на грунтовым могільніку Туржэц 2 Полацкага раёна / Д. У. Дук // Матэрыялы па археалогіі Беларусі. – 2008. – Вып. 15. – С. 261–285.

5. Жижиян, С. Ф. Захоронения с жерновами на территории Могилевского Поднепровья / С. Ф. Жижиян // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Вып. 16. – Минск: Четыре четверти, 2016. – С. 23–25.

6. Жижиян, С. Ф. Культовые каменные изваяния на территории Быховского района / С. Ф. Жижиян // Таинственная Беларусь III. Материалы конференции (г. Минск, 22 января 2017 г.). – Минск: Регистр, 2017. – С. 179–196.

7. Замовы / Акадэмія навук Беларусі, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мінск: Навука і тэхніка, 1992. – 595 с.

8. Кляшчук, А. Жорнаўская Раданіца / А. Кляшчук // Звязда [Электронны рэсурс]. Рэжым доступу: http://www.zviazda.by/be/news/20170425/1493141286-zhornauskaya-radanica. – Дата доступу: 07.11.2018.

9. Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі / [А. К. Карабанаў і інш.]. – Мінск: Беларуская навука, 2011. – 234 с.

10. Лобач, У. А. Сімвалічны статус і рытуальныя функцыі могілак у беларускай народнай культуры вярхоўяў Бярэзіны і Віліі ХХ – пачатку ХХІ стагоддзя / У. А. Лобач // Вестник Полоцкого государственного университета: научно-теоретический журнал. – 2008. – № 1. – С. 71–82.

11. Лобач, У. А. Міф. Прастора. Чалавек: традыцыйны культурны ландшафт беларусаў у семіятычнай перспектыве / У. А. Лобач. – Мінск: Тэхналогія, 2013. – 510 с.

12. Раманюк, М. Ф. Беларускія народныя крыжы Belarusian folk crosses: Манаграфія / Міхась Раманюк. – Вільнюс: Наша Ніва – Д. Раманюк, 2000. – 221 с.

13. Скварчэўскі, Д. Камяні з выявай знака ў выглядзе восі з паўсферай: да праблемы паходжання, арэала, класіфікацыі і датавання / Д. Скварчэўскі // Беларускі фальклор. Матэрыялы і даследаванні. – 2017. – Вып. 4. – С. 40–54.

14. Скварчэўскі, Д. В. Традыцыйныя надмагіллі з выявамі зорак: пытанні семантыкі / Д. В. Скварчэўскі // Таинственная Беларусь III. Материалы конференции (г. Минск, 22 января 2017 г.). – Минск: Регистр, 2017. – С. 76–84.

15. Скварчэўскі, Д. В. Традыцыйныя беларускія надмагіллі з салярнай сімволікай / Д. В. Скварчэўскі // Таинственная Беларусь IV: материалы конференции (г. Минск, 3 февраля 2018 года). – Минск: Регистр, 2018. – С. 97–112.

16. Шендерович, И. Еврейские кладбища Могилевской области / И. Шендерович, А. Литин // Wschód Europy. – 2017. – Vol 3. № 1. – С. 137–153.

Автор выражает искреннюю благодарность Владимиру Лобачу, Студенческому этнографическому обществу, этнографической группе «Вольны архіў», сообществу «Гістарычныя могілкі Беларусі», пользователям форума «Глобус Беларуси» за сведения о жерновах-надгробиях на территории Беларуси.

Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь» (2 февраля 2019 г.).

Перевод с белорусского А. Шамрук.


Дмитрий Скворчевский 14.10.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
Обзоры 3
Мадридское проклятие: реальные события испанского хоррора «Malasana 32»
В 2020 году на экраны вышел испанский хоррор о нехорошей квартире «Заклятье. Дом 32» режиссера Альберта Пинто. Фильм рассказывает о том, как переезд из провинции в столицу оборачивается кошмаром для целой семьи. Действие фильма происходит в середине 1970-х годов. Испания все еще страдает от напряжения и тревоги, вызванных окончанием тиранического правления Франсиско Франко.
Многоликий «шумный дух»
Проекты 1
Многоликий «шумный дух»
Увидела свет новая монография Ильи Бутова «Многоликий шумный дух», посвященная различным проявлениям полтергейста, или как раз тем самым «шумным духам», которые скрывались, по мнению обывателей, за той или иной его вспышкой в конце XVIII – начале XXI вв. (кикимора, дух, черт, «ходячий покойник», вампир, здань, гришанята, дух, ваймуд, чутгуры, шайтан, джин и др.).