О некоторых сакральных камнях псковско-эстонского пограничья из Эстонского фольклорного архива Эстонского литературного музея

Эстонский фольклорный архив Эстонского литературного музея (Eesti Kirjandusmuuseumi Eesti Rahvaluule Arhiiv, ERA) – центральный фольклорный архив Эстонии, один из крупнейших в мире. Архив находится в г. Тарту. Основан в 1927 году, его первым руководителем был Оскар Лориц (1890–1961), который собрал все эстонские фольклорные коллекции в один центральный депозитарий. Коллекции ERA пополнялись материалами, собранными как профессиональными фольклористами, так и сетью корреспондентов. Кроме эстонского, в архиве представлен фольклор других народов, в основном финно-угорских, а также народов, проживающих в Эстонии или ее окрестностях (белорусы, русские, литовцы, латыши, немцы, евреи, шведы, цыгане).

По данным на конец 2017 года в ERA содержались 25 рукописных коллекций общим количеством около 1,5 млн рукописных страниц, коллекция фотографий (около 62 тыс. снимков), архив аудио- и видеозаписей (около 188 тыс. единиц).

Материал, представленный в данной публикации, взят из «русской» фольклорной коллекции. Фольклорные единицы, имена информантов и места записи указаны на эстонском или на русском языке (иногда на обоих). Коллекция состоит из набора тетрадей. Для указания записей принят шифр определенного типа. Например, шифр [ERA, Vene 2, 528 (3), Nina] – означает следующее: ERA – Eesti Rahvaluule Arhiiv; Vene 2 – «русский» отдел, том 2; 528 (3) – в дневнике страница номер 528, запись номер 3; Nina – название места записи1. Отобранный материал был собран исследователями, в основном, в период с 1934 по 1942 год на территории современного Печорского р-на Псковской обл. и на эстонско-русском пограничье около Псковско-Чудского и Псковского озер. На момент записи большей части текстов указанные территории входили в состав Эстонии (в период с 1920 по 1940 год). Орфография и пунктуация в приведенных текстах сохранены, как и в оригинале. Особо стоит отметить, что во многих случаях собиратели передали языковые особенности информантов.

В публикации содержится подборка текстов, связанных с легендами о священных камнях, но, нужно отметить, что это лишь малая часть материалов «русской» коллекции. В архиве можно найти также, например, рассказы об огненных змеях, о предсказании погоды по внешнему виду солнца или луны, астронимический материал2, тексты о народной метеорологии, приметы, частушки, песни, материалы по народной медицине и демонологии, описания святых источников, исторические воспоминания и др.

Интересно, что «русская» часть архива мало представлена в русскоязычном научном сообществе. Хотя тексты и описывают некоторые хорошо известные сакральные объекты на территории современной Псковской обл. и эстонско-псковского пограничья3, приведенный материал позволяет пронаблюдать вариативность передачи информации об одном и том же культовом памятнике разными информантами. Таким образом отражая динамичность «народной памяти» через субъективное восприятие информанта. В тоже время в пересказах информантов остаются некоторые ключевые мотивы, менее подверженные временным изменениям. Например, как про камень в деревне Мегузицы: вариативность субъектов, которые разрушали камень: барин, помещик, лютеранин, крестьянин, эстонец, т. е. социальный, религиозный, этнический аспекты. В то же время, сохраняются основные мотивы: с каким святым связан камень, разрушение камня, использование камня для строительства хлева и сопутствующие последствия и пр. Кстати, отметим, что подобная легенда про камень зафиксирована и на территории Беларуси около г. п. Смиловичи.

С ранее неопубликоваными записями по материальной и нематериальной культуре (в частности легенды о священных местах и действия, связанные с ними) Печерского и не только районов можно познакомиться по дневникам Леонида Зурова и Бориса Вильде4. Все права использования материалов принадлежат Университетской библиотеке Лидса, Великобритания. Экспедиции проходили в 1937–1938 годах, т. е. как раз в тот период, который и представлен в текстах ERA в данной статье.

Про камень Иоанна Крестителя (Иванов Камень) в д. Меекси (быв. Мегузицы) Тартуского уезда, Эстония

«В дяревне Мигузицы есть камень, на тым камени как быдто сидел Иоанн Кряститель. Адин крестьянин взял jэтот камень и положыл сабе во хлев, но вдруг стал погибать весь яво скот, и погибал до тех пор, пока jон ня вярнул jэтот камень на старое место. Там поставлена цясовня и в Иван день служа там молебень» [ERA. Vene 8, 221 (143), д. Вишняково Островского р-на Псковскай обл., зап. в 1936 году от Александра Осиповича Яремина, 60 лет].

«Иванов камень. В Тайловском приходе, в деревне Meksi, на берегу маленького ручейка, до настоящего дня находятся остатки одного большого камня. Вода в этом ручейке чудодейственная и исцеляет всякие недуги. Камень же называется Ивановским, т. к. по преданию, Иван Креститель сидел на этом камне и омывал в ручейке свои ноги. Накануне Иванова дня уже туда начинает стекаться великое множество народа (когда еще была открыта русская граница, сюда приходило до десяти тысяч человек). Недалеко от камня часовня, в которой совершались почти непрестанно молебны, один за другим. Приносили с собой масло, яйца, творог, шерсть, ставили также свечи (ясные следы жертвенного камня). Сюда же стекалось много нищей братий, которая здесь щедро награждалась, унося с собою подояний почти возами. Говорят, в былые времена, этот камень достигал огромных размеров – величиной с баню. Рядом с камнем находились владения Нейхаузен; он был очень сердитый и не любил, когда народ собирался к камню. Однажды он приказал камень разбить и куски употребить на постройку скотного двора. За то на яго скот напал мор – чума и все стадо погибло. И вот, один верующий сет осмелился сказать ему, чтобы он куски камня вернул на старое место, т.к. это был священный камень и он сотворил большой грех, употребив камень для постройки. Барин послушал доброго совета, отвёз куски камня на его место и мор скота тотчас же прекратился» [ERA Vene 9, 15–17 (7), г. Печёры Псковская обл., зап. в 1937 году от бывшего священника Карла Устава (69 лет)].

«Недалёка отсюда, на границы с Латвией, на Псковской границы часовня была, а на Рижской половины камень был – как быдто на этом камни Иван Креститель спасает; сидевшы штоли на jэтом камни. И вот там празднуют канун Ивана, служат водосвятье. Неподалёку там была мызёнка Мéгузицы... Так помещик, как бы по насмешки, взял этот камень и положыл в постройку, jон строил сябе новый хлев. Так черяз три года весь скот у няво вымёр... Тогда jон выламал вон камень и привёз яво обратно на старое место. Один шмат камня (кусок) поставили в часовню, а другой на старое место. На тым мести тяперь тоже часовенька поставлена. Там собираются каждый год множество народу... А Тайловский приход купил там дом и устроили там молитвенный дом и связли туда с Тайлова и колокол. Многие там получали исцеление!» [ERA. Vene 9, 179/80 (187), д. Бабино Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1937 году от Михаила Нестеровича Миловзорова (75 лет)].

«В церкву ходим в Залесье и в Мягузи́цы на кáмянь – там по зовету ходя – нясуть туда всякай всяво» [ERA. Vene 9, 243 (263), д. Аристово Печёрского р-на Псковской обл., зап. в 1937 году от Арины Ильиничны Варопины (55 лет)].

«В Мегузицах камень с творогом мажуть, и маслом мажуть. Был камень большушшый, большушшый, барин мегузицкий и разорвал и вмурил в хлев. А там была иконка, явивши. Там и головой тискають и спиной. Ивана Крестителя икона была явивши, и стоить часовня таперь. Камень был с хоромину большушшый. А как вмурил барин то в хлев, так ня стал скот весться. Так ён вытянул, свез обратно. Так ён разорванный кускам и ляжыть. Мы все ходим, а то и ездють на лошадях туды. Коли Бог судя, так пойду нойма тоже в Мегузицы. Там и служуть и над шерстью и над маслом. Ручаёк там тожа, другой сденется, покуплется, утрётся и отдасть рубашку и в здоровьи станя. Это чатырнадцать верст отсюда. Один тут Иван, так свярнуло яво в рог, стал ходить по дохторям, а ничова не помогало. Стал завятать, и в Мегузицах и выздоровел. И в ручаёк, в речку мечуть деньги, хошь копеечку, а старцы [нищие] там так и лазають, собирають» [ERA. Vene 11, 521–523 (129), д. Поколодово Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1938 году от Марфы Димитровны Котьковой (Платоновой) (за 70 лет)].

«В среду начинаться будя, а в пятницу больше – в Мегузицах то. Там тискають спину, хто леча. Был большой камень, а хозяин один смурил хлев, разбил камень этот. Скотина вся сдохла, так опять свез обратно. В Мегузицах и платья там дають и утиральники, дятям дають и всем. Туды с Латвии ходють, тяперь мало идуть по новому, по старому было б, так больше бы ходили. И на лошадях ездють. Часовня там е, дом такой, как церква, там и служать. На камень творог кладуть, и свечки леплють, ставять» [ERA. Vene 11, 553–554 (5), д. Поколодово Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1938 году от Ольги Ивановны Листовой (68 лет)].

«В Меренагорской волости в деревне Мегузицы со сторинного время стоит часовня построена в честь Ивана Крестителя 24 июня. Мимо этой часовни ведет большая земская дорога с Паникович в Горадок. На другой стороны дороги стоит небольшая деревянная церьков. Освящона 1927 году.

Не далеко от этой церкви течет маленькая речка, а за речкой в берегу лежит камень. На этом камне Иван Креститель и приподобный Никандра молились Богу.

Рядом с камнем построена другая маленькая часовенка. В этой часовенки есть оброз Ивана Крестителя, а под образом лежит кусок камня. Посреди часовенки вырыт равешок, а в равешке вставлена бочка. В день празднования 24 июня сюда собирались народа особенно больных. В часовне священник служил молебни, а в церкве литургии. В речке крестьяне купались и умывались. Около чисовенки и камня собирались и сидели нищие, ждали милостыну.

Нищим жертвовали: нижнее белье, чулки, дьянки, платенцы, деньги, а так-же сьестные припасы.

Жители лютеранской веры надсмехались над этом обычаем, а особенно надсмехался один Мегузицкый помещик. Он приказал рабочим камень взорвать и свести на постройку хлева. Так они и сделали. (Это предсказывали древние люди).

Когда хлев был построен тогда стали загонять туда скот. Но скота было ни как не вогнать в этот хлев. Он бросался во все стороны как бешеный. А когда ввели скот и поставили, то был бальшой падеш.

Когда поднималась грозовая туча, тогда молнием было в места где вмурены были эти куски камня и выбиволо их вон.

Помещик стал задумываться от чего происходят такие несчастия, но сам ни как не мог разгодать. Тогда стал обращаться к родственникам и соседям со своими саветами. Однажды нашелся один человек и сказал помещеку: «Ты сделал нехорошое дело. Зачем взорвал ты этот камень где собирались христиане и молились Богу».

Этот добрый человек посоветовал помещику выломать с постройки эти куски камня сложить их и свести на то-же место от куда камни были привезены. Помещик послушил этого человека и свез их куда было нужно.

И посие время эти куски камня ещо целы.

И теперь ещо русский народ продолжает свой обычий» [ERA. Vene 14, 121–129 (1), д. Моона бывшей Ротовской волости Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1939 году от Зинаиды Логиновой, 1925 г. р.].

«В деревне Meeksi есть камень. Говорят старые люди что там перехватовал Иван Креститель и когда он ухадил то оперся одной ногой и остался след. Люди считают этот камень светым. Свещенники тоже раньше ходили служить на этот камень и сейчас тоже ходят служить. Люди очень верят этому и изцеляются [sic!] от болезней. Так как этот камень был на пожне, то барин не взлюбил что ходили к камню и топтали траву. Когда барин стал строить хлев, то разорвал этот и смурил его на хлев. Когда барин построил хлево то в хлеве стал здыхать скот и подох весь скот, тогда барин поверил что этот камень светой. После когда подох скот барин разарил хлев собрал все камушки и привез обратно на тоже место и склал как он был. И теперь все люди верят этому и исцеляются, от блезней [sic!]» [ERA. Vene 14, 143–144 (1), д. Мосток Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1939 году от Серафимы Оболенской, 1926 г. р.].

«За Пяцорами в Мигизинке камень такой е. Jета в старину была. Туда хадили исцалятца. Там был ручаёк и часовенка. Туда приязжал батюшка служыть в Иванаф день. Тоже многа мира скаплялась. Мне тоже бог судил пабыть там. Патом адин jестонец взял и разарвал jетат камень и пастроил сябе хлев. Jон был мыйзник[?] и все смяялся, что руськие каменю-богу молятца. Шматьй (кусочки) камня jон склал ф бут (во хлев). И скора вся скатина у няго падохла. Купит и опять падохнет. Тагды стали яму сны снитца. «Коли ты ня выбяреша куски аттудава, то и самы памрете». Jон тагды выбрал и апять стал скот у няго жыть» [ERA. Vene 15, 188–189 (13), д. Любницы Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1940 году от Марии Андреевны Котовой, 1883 г. р.].

Празднование Иванова дня в 1938 году у жертвенного камня в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1938 год. Источник: www.sisu.ut.ee.
Празднование Иванова дня в 1938 году у жертвенного камня в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1938 год. Источник: www.sisu.ut.ee.
 
Магические действия над ребенком около камня в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1938 год. Источник: www.sisu.ut.ee.
Магические действия над ребенком около камня в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1938 год. Источник: www.sisu.ut.ee.
 
Жертвенный камень в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
Жертвенный камень в д. Меекси Тартуского уезда. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
 

Про Китов Камень из д. Пачковка Печерского р-на Псковской обл.

«Китóв камень – jон в Пяцёрах за монастырём был в горах, в келье и был у няво там камень и вот jон там в кельи Богу молился, а на jэтот камень выходил как бы отдыхать, а на камне на том была така луновина (углубление) и вот с дождя туда набиралася вода и исцелялися с этово люди. Туды потом стал ходить кресный ходить и многие полуцяли от jэтой воды исцеление» [ERA. Vene 8, 187 (71), д. Городище Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1936 году от Ивана Васильевича Боровинского (73 года)].

«Китов камень. В Печерах, в моностырском овраге, находится камень – Китов камень. Около камня находится пещера, в которой подвизался некий подвижник Тит (Кит). По ночам он на этом камне молился, и камень приобрел целебную силу. Напр. если у кого живот болит, стоит животом полежать на этом камне и боль пройдет. Около этого камня есть и источник, тоже обладающий целебной силой. И по сей день, это место почитается. Каждый год, в радуницу, там собирается много народу, устраивается также тут потом и народное гулянье» [ERA. Vene 9, 29 (21), г. Печеры Псковская обл., зап. в 1937 году от бывшего священника Карла Устава (69 лет)].

«Кагда радуница у нас ходят на ручей Каменец. Там есть грамадный камень. Там жыли святые Кит и Параман; там на этим камне ани и абедали и малились. Кто хочет исцеления, так идут утрам рана, а кто так пасидеть так, посля. Исцеляютца ата всяких балезней. Адна женщина ходит нескалька лет сряду в этат день ат зубов и получила исцеление» [ERA. Vene 16, 241–242 (14), д. Сенно Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1941 году от Елены Ивановны Никоновой (60 лет)].

«В старину па близасти ат Китава камня были такие кельи или пещерки в пяску. Внутри сделана так, как будта там жыл челавек – лежанка (постель) такая была с пяска. Туда паставили иконы и свечки жгли. Предание гаварит, что Кит и Парамон малились на том камне. Ани там пражывали в пещерках и адин другова не знали. И в адин день в радуницы ани пашли за вадой и сашлись на этам камни. И вот тагда уж уснали адин аннова. Теперь эти пещерки абвалились. Тагда здесь ещо и населения не была, может Пачкавка адна была, ведь Пачкавка старше Пячор» [ERA. Vene 16, 251–252 (34), д. Сенно Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1941 году от Елены Ивановны Никоновой (60 лет)].

«За матерью божией гналися какие та. И ана как бяжала на камень та встала, так с камня вада и пабяжала. Чудатворная вада, пачаевская вада называветца» [ERA. Vene 16, 231 (16), г. Печёры, зап. в 1941 году от Татьяны Васильевны Ламаносавой (65 лет)].

Китов Камень д. Пачковка Печерского р-на Псковской обл. Источник: www.pechory.biz.
Китов Камень д. Пачковка Печерского р-на Псковской обл. Источник: www.pechory.biz.
 

Про Кушин Камень около д. Любницы Печерского р-на Псковской обл.

«Кушын камень (близ Любницы). Хатели капать, думали, что там деньги – jета чухны с Ястонии приехали. Абкапали кругом, а здыну́ть не магли. И сваи дерявеньские пробавали капать яго па нацам, но не выкапали, пакуда яго мастер разбил на два куска. Анну палавину вытянули, а другию не. Так и не магли дастать денег и сейчас ляжы в ямы вярсты палтары ат Любниц, па дароге в Лубовку (Võõtsu)» [ERA. Vene 15, 200–201 (3), д. Любницы Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1940 году от Валентина Григорьевича Саловина, 1925 г. р.].

«Кушин камень. Паехали к Кушину камню за кладам и выкапали клад, а предвидилась тройка, ани испугались, а клад правалился. Ани аглянулись абратна и патаму клад ушол в землю. Яма яще и сейчас асталась» [ERA. Vene 15, 205 (2), д. Любницы Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1940 году от Евгении Алексеевны Бурлановай, 1921 г. р.].

Про другие камни

Рассказ о мужике, заснувшем на камне вблизи д. Любятова Печерского р-на Псковской обл.

«Дед Ваня, они выпивали в старом кабаки, идё пьяный домой по дороги вы́мо камня. С камне один и говорит: «Ой, дедка, ты пьяный, призамучился!». «Да, призамучился». «Я», – говорить, «свяду тябя к себе домой, положу на печку спать». Свел на тот камень, в Ражественном посту было, раздел, платье под голову положил, разул, чулки развесил по камню. На, проснулся, дрожь так и колотя, глядит, – на камни раздевши и разувши» [ERA Vene 11, 658–659 (55), д. Любятова Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1938 года от Данилы Никитича Кузнецова (70 лет)].

Жертвенный камень в д. Пелси волости Сетомаа уезда Вырумаа, Эстония. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
Жертвенный камень в д. Пелси волости Сетомаа уезда Вырумаа, Эстония. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
 

Про камень Тепленький, сосну и предсказание о кладе вблизи д. Русский Бор Печерского р-на Псковской обл.

«Посреди этой же деревни [Русский Бор] ведет телеграфная дорога из Лавров в Гарадок. Не далеко от этой дороги есть Паклонная горка. Но ни кому не известно почему она так названа. Вблизи этой горки есть камень прозван Тепленький. Не далеко от этого камня в древнее время росла огромная сосна. Толшчиною в три мужских охвата. И довольно высокая. А так же в этой сосне было и дупло. В саженях трех от земли в этом дереве был сделан улей. Там в древнее время жили пчелы. Зимою мимо этой сосны проходила дорога. В древнее время старые люди говорили, что как от этой сосны отломится сук, то не вдалеке будет мертвец. И так произошло два случая. Первый случай был такой: около этой же сосны был найден опивавший. Второй случай был такой. Недалеко от этой сосны был найден мужчина попавши под воз и задавлен. Он был из деревни Кашено по по [sic!] имени Иван Матвеевич. Вскоре эту сосну сломало ветром, а теперь оставили только обажженый пень.

От этого пня иногда люди видели выходил огонь. Етот огонь летал по воздуху, а потом улетал к Поклонной горке. Древнии люди предсказывали, что около этой Паклонной горке есть клад корыто серебреной посуды.

По имени тово камня Тепленький взят и название хутору тоже тепленький» [ERA Vene 14, 132–137 (3), д. Моона бывшей Ротовской волости Печерского р-на Псковской обл., зап. в 1939 году от Зинаиды Логиновой, 1925 г. р.].

Про камень около д. Васкнарва Ида-Вирумаа уезда (Эстония).

«В Илётах был камень. Туда корченье палажили. Царицу небесную празнавали. Пастушки видили, што сияние на дереви. Камнями брасали. Камышки и аставались. И кнутом ударили. И кнут астафшый. Там иллинскую пятницу празнавали. На камень бальных палажили, у каво был злой дух. Спрашывали: «Выйдиш – ли ты?» – «Выйду, выйду!». Атчитывали там пад икону падводя. И ис Петербурха хадили. Камень версты три был ат церкви» [ERA. Vene 17, 73–75 (4), д. Васкнарва Ида-Вирумаа уезда, Эстония, зап. в 1937 году от Марии Гуняшиной (60 лет)].

Про два выбитых камня около д. Будовичи Печерского р-на Псковской обл.

«Около нашай старай цясовни есть два битых (выбитых) камня, а откуда яны ня знамо. А старики говорили, што около това места, на бярегу озера всё ходила в чёрном платье святая Анастасия... Вот и поставили в честь яе цясовеньку» [ERA. Vene 8, 275 (225), д. Будовичи Печёрского р-на Псковской обл., зап. в 1936 году от Дарьи Федоровны Гребнёвой (82 года)].

Про каменный крест с надписью в д. Мартышова Псковского р-на Псковской обл.

«В дяревне Мартышове есть могыльник со врямён Литовскай войны. Сейчас там есть одна старая вересина и несколько бярёз. Могиль уже оцень мало (там прежде устраевали гулянья – так могилы и стоптали). А потом там есть один каменный крест, но цьто написано – неизвестно! А у нас в Красной Горке был тоже маленький холмик, так там тоже кости находили» [ERA. Vene 8, 282 (241), д. Красная горка Псковского р-на Псковской обл., зап. в 1936 году от Ивана Васильевича Жукова (83 года)].

Про каменный крест в пустоше Ускалье

«На Ускалье (така пусташь) был каменный крест и какая-то надпись была. Хозяин jэтой пустоши видел сон – грезился клад – и, правда, нашёл гниляный (глиняный) горшок жёлтай съядёры (съадёра – шелуха от леща) Возил в Псков, думал, цьто золото, но там ня признали. Удивительно, цьто горшоцек был положен в вядро и накрыт крышкай – всех это удивляло... И там было три камня, и промеж них стоял этот горшок, как грезилось, так и было» [ERA. Vene 8, 349–350 (318), д. Кулье Печёрского р-на Псковской обл., зап. в 1936 году от Василия Фёдоровича Петрушенко (70 лет)].

Каменный крест в д. Залесье (в составе г. Печоры Псковской обл.). Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
Каменный крест в д. Залесье (в составе г. Печоры Псковской обл.). Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
 
Каменный крест в д. Городище Круппской волости Печорского р-на Псковской обл. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
Каменный крест в д. Городище Круппской волости Печорского р-на Псковской обл. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
 
Каменные крест Трувор в д. Изборске Печерского р-на Псковской обл. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
Каменные крест Трувор в д. Изборске Печерского р-на Псковской обл. Фотография Л. Зурова и Б. Вильде, 1937–1938 годы. Источник: www.sisu.ut.ee.
 

Про камень, перенесенный в храм в д. Зачеренье Порховского р-на Псковской обл.

«Зачеренье. Этот приход довольно бедный был и считался очень тёмным. Вот священник и псаломщик стали сговариваться, как бы поднять доходность прихода... Зачеренский приход не очень древний, ему всего лет 100, прежже, повидимому этот край принадлежал к Мальскому монастырю. И вот, однажды, псаломщик решил церковь прославить чудом – он в лесу, перед одним деревом зажег свечу. На горящую свечу соседние крестьяне скоро обратили внимание и, чтобы проверить странное явление, решили свечу потушить... Но, на следующую ночь свеча оказалась опять горящей... Так повторилось три раза... Тогда ловкий псаломщик поставил на дерево крестообразный камень с зазженной на нем свечей. Теперь «чудо» было неопровержимо и камень из лесу решили перенести в храм... Торжественное перенесение чудесного камня происходило в пятницу перед Ильиным днем. Даже еще помнили место в лесу, где было «чудесное явление» и ежегодно устраивали туда крестный ход. А празднование святой Параскевы Пятницы «тёмной» происходит до сего для при большом стечении народа, (?) в последнюю пятницу перед Ильиным днём. Есть две версии, об’ясняющие, почему преподобная Параскева Пятница называется здесь «тёмной»; одна версия: Параскева была послана просвещать свой тёмный народ; камень тоже был найден в тёмную ночь, а другая версия – вся история появления святого камня – тёмная, отсюда и произошло имя “тёмная”» [ERA. Vene 9, 24–26 (16) г. Печёры Псковской обл., зап. в 1937 году от бывшего священника Карла Устава (69 лет)].

Таким образом, новый архивный материал дает дополнительные сведения как о популярных сакральных местах Псковщины, так и малоизвестных. Отметим, что в Беларуси также фиксируются аналогичные обрядовые действия и подношения некоторым сакральным объектам. В плане типологизации приведенных текстов выступают хорошо известные мотивы камня-следовика, камня, к которму носят подношения, рассказ о пьяном человеке, который просыпается на камне и т. п. Кроме того, рассматриваемый здесь материал указывает на еще нераскрытый потенциал русской части архива ERA и его относительно малую известность в русскоговорящем научном сообществе.

Сноски

  1. В текстах в квадратных скобках [] указаны примечания собирателей. Все тексты подаются в оригинале без авторских правок.
  2. Авилин, Т. Русский фольклорный материал по метеорологии и астронимии в Эстонском фольклорном архиве Эстонского литературного музея / Т. Авилин // Живая старина (в печати).
  3. Все населенные пункты указаны в соответствии с современным административным делением.
  4. В открытом доступе на сайте www.sisu.ut.ee.

Список источников

  1. ERA Vene 8, 187 (71).
  2. ERA Vene 8, 221 (143).
  3. ERA Vene 8, 275 (225).
  4. ERA Vene 8, 282 (241).
  5. ERA Vene 8, 349–350 (318).
  6. ERA Vene 9, 15–17 (7).
  7. ERA Vene 9, 24–26 (16).
  8. ERA Vene 9, 29 (21).
  9. ERA Vene 9, 179/80 (187).
  10. ERA Vene 9, 243 (263).
  11. ERA Vene 11, 521–523 (129).
  12. ERA Vene 11, 553–554 (5).
  13. ERA Vene 11, 658–659 (55).
  14. ERA Vene 14, 121–129 (1).
  15. ERA Vene 14, 132–137 (3).
  16. ERA Vene 14, 143–144 (1).
  17. ERA Vene 15, 188–189 (13).
  18. ERA Vene 15, 200–201 (3).
  19. ERA Vene 15, 205 (2).
  20. ERA Vene 16, 241–242 (14).
  21. ERA Vene 16, 231 (16).
  22. ERA Vene 16, 251–252 (34).
  23. ERA Vene 17, 73–75 (4).

Список населенных пунктов

г. Печёры, Псковская обл.
д. Аристово Печерского р-на Псковской обл.
д. Бабино Печерского р-на Псковской обл.
д. Будовичи Печерского р-на, Псковской обл.
д. Васкнарва Ида-Вирумаа уезда (Эстония)
д. Вишняково Островского р-на Псковскай обл.
д. Городище Печерского р-на Псковской обл.
д. Зачеренье Порховского р-на Псковской обл.
д. Красная горка Псковского р-на Псковской обл.
д. Кулье Печерского р-на Псковской обл.
д. Любницы Печерского р-на Псковской обл.
д. Любятова Печерского р-на Псковской обл.
д. Мартышова Псковского р-на Псковской обл.
д. Меекси (бывш. Мегузицы) Тартуского уезда (Эстония).
д. Моона бывш. Ротовской волости Печерского р-на Псковской обл. (деревня исчезла, находилась вблизи современной деревни Лаптево-Совхозное (Лаптево-1) Печорского р-на).
д. Мосток Печерского р-на Псковской обл.
д. Пачковка Печерского р-на Псковской обл. (в настоящее время часть г. Печеры, Псковской обл).
д. Поколодово Печерского р-на Псковской обл.
д. Русский Бор Печерского р-на Псковской обл.
д. Сенно Печерского р-на Псковской обл.

Об авторе: Тимофей Вячеславович Авилин (Минск), Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси

Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь» (2 февраля 2019 г.).


Тимофей Авилин 20.07.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
НЛО – проблема без границ
Проекты 327
НЛО – проблема без границ
29 ноября 2019 года в Музее Русского Искусства прошла очередная "Необъяснимая встреча". На этот раз в роли спикера выступал известный исследователь непознанного из Санкт-Петербурга Михаил Борисович Герштейн – автор множества публикаций о проблематике изучения НЛО и других аномальных явлениях. Он получил известность, работая с 1993 по 2000 год в газете "Аномалия", а потом начал выпускать собственное издание – "UFO Навигатор». Написал больше десятка книг об НЛО. Долгое время возглавлял уфологическую комиссию Русского географического общества.

Вышла новая «Таинственная Беларусь»
Проекты 2
Вышла новая «Таинственная Беларусь»
В конце августа 2019 года в минском издательстве «Регистр» вышел юбилейный сборник нашего проекта – «Таинственная Беларусь V». В книге представлены доклады, прозвучавшие на одноименной конференции, прошедшей зимой этого года в Национальной библиотеке Беларуси. Издание полностью посвящено различным малоисследованным аспектам этнографии, археологии, фольклористики, криптозоологии, мифологии, сакральной географии и т. д.