Забытое «чудо» Виленско-Трокского повета

Белорусско-Литовско-Польское пограничье – уникальный регион, где на стыке культур и религий столетиями происходят явления, интерпретируемые во многих культурах как чудеса. События, которые имели место поблизости от д. Слижуны и Дубье1 Виленско-Трокского повета Виленского воеводства Польши, являлись в какой-то мере вполне закономерными для своего времени. Правда, хотя эта история и была на фоне других резонансной и вызвала паломничество тысяч людей, к настоящему времени сведений о ней почти не сохранилось. Авторам не удалось обнаружить ни одной публикации на эту тему в изданиях стран СНГ. Единственное косвенное упоминание имеется в журнале «Лидский летописец», где речь идет о другом «чуде», произошедшем в 1935 г. в д. Цвермы Лидского р-на [8, с. 35–48]. В публикации говорится, что события в Цвермах можно считать «вторыми Яшунами». То есть даже спустя годы память об этом событии в народе сохранялась.

В 1927–1938 гг. среди населения Белорусско-Литовско-Польского пограничья2 начали активно распространяться слухи о различных чудесах и необычных явлениях, появлении святых, обновлении и плаче икон и т.д. В начале 1930-х годов волна слухов о чудесах стала охватывать Кобринский, Брестский, Дрогичинский, Пинский и Столинский поветы, а также распространяться в Гродненском и Белостокском поветах. В 1929 году «обновились иконы» в д. Пятенки (23 июля) и Фольварки-Тыльвицкие (август) Белостокского повета. Такие же очаги «чудес» в начале 1930 года отмечались в имении Лепасы Кобринского повета (март) и д. Теляки Кобринского повета3, д. Бершты Гродненского повета (23 августа), а к концу того же года – в д. Доменичи Брестского повета (25 декабря) и других местах. Говорили об обновлении икон и в Лидском районе (д. Дерванцы) [1, с. 101–108].

С 1927 года на Волыни также фиксировалось массовое обновление икон (с. Белевские хутора, Рудка, Рудливо, Конюшки и др.) [1, с. 66–74]. В 1927 году среди крестьян распространялся листок, в котором рассказывалось, что в с. Домладове4 Черниговской губернии 30 июля 1927 года перед Спасом два мальчика, которые пасли скот, увидели на небе облако розоватого цвета и столб от земли до неба. Был там и крест, на котором находился человек, который вскоре отделился от креста и встал перед ними на воздухе, на расстоянии трех аршинов от земли. Под ногами был необыкновенный свет, а сам человек был окружен семицветной радугой и ангелами, которые пели херувимскую. Вдруг растворились врата, и облако стало восходить на небо. Люди, которые были на полях, якобы слышали и видели это. А потом Господь якобы сказал: «Слушайте голос Мой! Скоро Я начну истреблять нечестивых, которые от Меня отступились. Они узнают Меня в мучениях, а праведники возрадуются. До седьмого колена истреблю отступников». Слухи эти потом обошли «пол-России» [5, с. 2]. Подобных историй в соседней Украине было множество – Богородица якобы появлялась на облаках (1929 год) в с. Бочково Харьковского округа, в церковном окне (начало 1930-х годов) в с. Николаево Сталинградского округа или в поле (зима 1930 года) в с. Македонии Глуховского округа [1, с. 66–74].

Таким образом окрестности г. Яшуны оказались практически в полукольце из чудес. Спустя много лет о том, что произошло здесь в августе-сентябре 1930 года, рассказал М. Гаевский в польской газете «Наш час» (приводится выдержка из имевшегося в его распоряжении письма пробоща5 Павла Сенкевича от 3 сентября 1930 года) [9].

«В 5 км от Яшун, в местности Дубье имеет место суеверное «поклонение», которое походит на идолопоклонство. Начало ему было положено три недели назад6 якобы видением, явленным двум деревенским девушкам. С каждым днем сюда стягиваются все большие толпы слабо просвещенного в религиозном плане католического населения – не только из окрестностей Яшун, но и из соседних парафий, а даже из дальних мест. Жрицами являются две деревенские девушки, проживающие в деревне Слижуны, – Станислава Корейво, 19 лет, и Владислава Адамович, 11 лет, которые дважды в день в 11 часов и 3 часа пополудни руководят богослужением, состоящим из пения «часов»7, розария, святых песен и видений якобы Иисуса, Божьей Матери, св. Иосифа, ангела, которые сообщают нелепые вещи и которых, за исключением жриц, никто не видит. Уже появились 4 будки (каплички) – Иисуса, Божьей Матери, св. Иосифа и св. Барбары, а также дорожный указатель. Как рассказывают, в богослужении принимали участие лица, от которых следовало бы ожидать большей религиозной сознательности, как, например, терциарки8 Мало-Солечницкой и Тургельской парафий и даже, якобы, одна монахиня. Я провел в присутствии алюмна9 Виленской семинарии Станислава Будника и надлесничьего Адольфа Зволеновского исследование жриц культа (...). Показания мутные, неясные, лживые и чрезвычайно банальные. Привожу некоторые, как например: «Матерь Божья говорила, почему не молитесь? Почему вы как свиньи стоите?!» Когда лесник Йодко насмешливо отозвался о «чудесных явлениях» жриц, одна из них обратилась к толпе и сказала: «Матерь Божья сказала, чтобы и духу его здесь не было, иначе Я его скручу». В другой раз сказала, что задурили голову Божьей Матери, поэтому на сегодня уже достаточно будет.

Население в значительном количестве верит этим якобы чудесным явлениям, целует пень, крестится, заявляет о крепкой вере в Иисуса и чудо и практически целыми днями, начиная с 18 августа, три недели посещает место явления, ожидая обещанных больших чудес, которые должны произойти 7 и 8 сентября. Многие люди наблюдают чудесныя явления на солнце, такие, как появление гостии, монстранции, образа Матери Божьей и Иисуса»10.

д. Слижуны. 1930-е годы. Фото Яна Булгака (Jan Bułhak).
д. Слижуны. 1930-е годы. Фото Яна Булгака (Jan Bułhak).
 

Таково было видение этих событий со стороны католического священника. Оказалось, что в то же время к месту направились и корреспонденты газеты «Słowo», которые сделали серию репортажей об этих происшествиях [10, c. 3; 13, c. 4; 14, c. 3]. До настоящего времени эти публикации также были неизвестны, хотя наиболее полно осветили происходящие события и очень хорошо передали ту атмосферу, которая царила в Яшунах, Слижунах, Дубье и прилегающих к ним хуторах. Мы впервые перевели эти материалы на русский язык. Первой (9 сентября) появилась статья Ж. Хопко: «Небывалое явление под Яшунами» [10, с. 3].

«Слухи о чуде. Тысячные толпы кочуют на болотах

Вчера на территории Виленско-Трокского повета, Шальчининской гмины, в трех километрах от станции Яшуны имел место небывалый у нас случай массового движения населения. Тысячи людей собрались под голым небом на краю Рудницкой пущи в ожидании чуда. Дело происходило следующим образом:

19 августа две девочки из дер. Слижуны, а именно Станислава Корейво, 20 лет, и Владислава Адамович, лет 10, отправились собирать ягоды на болота, относящиеся к владениям Балинских, соседствующих с Рудницкой пущей. Спустя несколько часов эти девочки, сильно возбужденные, прибежали в деревню, рассказывая небывалые вещи. Якобы они увидели своими глазами, как из мокрого ствола дерева выходил огонь, вокруг на болоте также появлялись язычки пламени, а в лесу неожиданно появился образ Божьей Матери. Это явление предрекло, что через дней двадцать произойдет чудо. Весть об этом молниеносно распространилась по всей округе и проникла в соседние поветы. Передаваемая из уст в уста легенда была раздута. Уже несколько дней сотни крестьянских телег стягиваются на означенное место. Весь лес и окрестные болота наполнились обозами людей, которые там ночевали. Со вчерашнего утра массы людей продолжали собираться. Все повозки, которые ехали в Яшуны, были переполнены. Из Вильно выехало несколько автобусов и большая часть такси. Несколько прибывших ксендзов пыталось успокоить собравшуюся толпу. Несмотря на то, что различные темные элементы, пользуясь возбуждением толпы, вели активную агитацию, спокойствие нигде нарушено не было.

Станислава Корейво.
Станислава Корейво.
 

Свидетельство очевидца

В течение почти трех недель по провинции кружили слухи о чуде в слижунском лесу, что около Яшун. Рассказывали разное: каждый по-своему освещал эту историю.

Отправился туда и я 8-го дня этого месяца11, т. е. в день, когда ожидалось сверхъестественное явление. Я выехал из Вильно на дополнительном автобусе; людей было полно, позади шел второй автобус, а далее третий. Через час мы были уже в Яшунах, встречая по пути толпы пеших и сотни повозок. За Яшунами, в 4 км от станции, в частном лесу пани Балинской, я увидел сотни возов и неисчислимые толпы публики. Здесь и там были разложены костры, потребительские товары (овощи, рогалики, сердечки и т. д.). На деревьях полно молодежи, вокруг толпа слушает речь ксендза Марковского. И хорошо, что ксендз выступил, так как толпа, жаждущая сенсации, была проинформирована. Встречаю коменданта участка и расспрашиваю о подробностях. Несколькими неделями ранее Станислава Корейво, лет 20, и Владислава Адамович, лет 10, обе из дер. Слижуны, около Яшун, гмины Шальчининской, собирая грибы, имели видение святых. С той поры разошлись фантастические слухи о повторном явлении 8 дня этого месяца. Ничего удивительного, что собралась толпа. Было несколько случаев обморока, ба... пытались даже... агитировать. (Чего только люди не используют перед выборами). К сожалению, никакого явления не было и люди спокойно расходились по домам. Спокойствие нарушено не было, яшунская полиция справилась хорошо. Это явление не было еще тщательно исследовано, правдоподобно, однако, что здесь мы имеем дело с фосфоризацией болот» [10, с. 3].

Затем последовала публикация «В лесу под Слижунами», размещенная в той же газете, но уже без авторства [13, с. 2].

«Какой же китайской стеной мы, интеллигенция, помимо всего, ограждены от народа! Такой фразой позволю себе начать рассказ о «чуде» в Яшунах. Видение это или фантазия, явление настоящее или обман – но оно всколыхнуло интерес всего пространства страны. Люди в Слижуны съезжаются из далеких околиц на протяжении почти двух недель. В понедельник там было более десятка автобусов. На станции в Яшунах выкуплены билеты на небывалую сумму (одни говорят – 400 злотых, другие – даже 1000 злотых). Около 5 тысяч людей кочевало по лесу день и ночь – а мы, виленская интеллигенция, пресса, узнаем об этом только тогда, когда все уже закончилось.

Объясняется ли это неверием интеллигенции относительно явлений в лесу? Разве нет среди интеллигенции суеверий гораздо менее разумных, чем этих явлений в лесу, – [спиритические? – пер.] столы, эктоплазма, материализации. Но то, что побуждает народ, до нас не доходит, а то, что мы между собой обсуждаем, народ не волнует. В этот демократический век сосуществуют эти два социальных слоя, будто бы ничем не связанные.

Первые «откровения» в лесу испытала 10-летняя Владя Адамович или 15, или 19 августа, это установить уже невозможно. Она увидела на фоне тумана горящие огоньками свечи. Тогда старшая девочка, Станислава Корейво, отправилась в лес и также увидела свечи, а потом «фигуру» в короне на голове. Но это не была еще Божья Матерь, видение которой тут же, однако, девушке показалось. Потом обе девочки видели Матерь Божью, Иисуса, ангелов. Люди начали сходиться вслед за девочками в лес. Младшая девочка, стоя на коленях перед деревом, громко рассказывала толпе, что говорит ей Иисус. Она говорила громко, выразительно, не задумываясь ни на минуту, такими языком и фразами, что наш народ знает по проповедям.

Наибольшее количество видений девочки имели в прошлые среду и четверг. В этот четверг, 4 сентября, в четвертом часу вся собравшаяся там толпа подверглась абсолютно массовому внушению. Ибо все опрошенные рассказывают в точности одно и то же, что они смотрели на солнце, что когда им младшая девочка говорила: вот «Матерь Божья», вот «Иисус», они видели Матерь Божью и Иисуса, что, наконец, солнце изменило цвет и светило желтым.

По дороге в лесу

За Яшунами по дороге на Слижуны мы встречаем двух женщин и деда на повозке. Они представляют трио, в котором, однако, каждый смотрится несколько иначе. Красивая рослая женщина настроена скептично:

- Не было там чудес, ничего! От, просто девочки лгут, а народ слушает.

Дед кратко поддакивает. Но худая хозяйка вся озабочена необычными фактами.

- Паночку, сколько тут было народу! Может, тысяч пять, кто возом, кто ахтобусом с Вильна, а были, что и с Варшавы приперлись.

- А началось, должно, будет две, три недели. Девчонки слижунские в лесу увидели Матерь Божью и Иисуса. И так каждый день им показывались и разговаривали. Люди стали приходить, каплички из досок под соснами посбивали. А в минувший четверг в четвертом часу тьма народу, собравшись в лесу, молятся и плачут, и смотрят. А девчонка их спрашивает: «Видите ли вы на солнце Матерь Божью?» А Боже мой! На солнце стоит Матерь Божья и икону свою держит с буквами. А кто видел Иисуса с черным крестом, а кто ленточки какие-то розовые и золотистые. Потом смотрят, аж вокруг все желтым стало, и люди, и трава. А другой раз говорит девочка: «Вижу св. Иосифа, он кропит вас. Не видите ли вы воду?» Так были такие, что чувствовали капли воды, упавшие на голову. А маленькая девочка стоит на коленях у сосны и говорит: «Иисус спрашивает вас: знаете ли вы, где Он вчера был?» Так одни говорят: здесь был, а другие – что на небесах, а другие – что в каждом месте. А она говорит: «Иисус смеется, Иисус говорит: у Меня вчера был далекий путь, Я ходил в Рудники с Моими ангелочками, они пресвятые дары носили!» А и правда, девчата в Рудниках на св. исповеди были и причастии.

- А были такие, что {бесчинствовали?}, – прерывает дед, – ходили по лесу и свистели, и водку пили. Аж ксендз, из Вильна приехавший, говорил, что Бог чудес на дает, когда такие люди так себя ведут. «А говорил, – подхватывает баба, – что он сам из-за такого чуда ксендзом стал, хоть и за границей».

- А маленькая девочка, так мать не хотела пускать ее больше в лес. Говорит: пойдем гречку рвать. Рвут они гречку, а девочка говорит: мама, мне очень спать хочется. Положилась она на поле спать. Подошедшая позже мать слышит, как она говорит во сне: «во веки веков, аминь»; и тут же она поднялась и говорит: «От, мама, не пускала ты меня в лес, а Матерь Божья меня и на поле нашла».

- Но чуда никакого не произошло, – триумфально произносит скептично настроенная женщина, – хоть и калек, и слепых, и хромых понавозили. Так потом люди как набросились на этих девчат, так мало что их не прибили. Полицейские заступились. А были и такие, что и на луне чудеса видели, – вздыхает под конец наш информатор.

На месте «чуда»

Мы входим в дом старшей из «визионерок». Она живет там с многочисленной семьей. Пошарпанные обои в цветочек, иконы, лавки под окнами. Нас принимает разговорчивая женщина, тетка девочки, которая, как кажется, выполняет роль ее импресарио.

Девятнадцатилетняя Стася Корейво производит впечатление сонной, как бы уставшей, но иногда она бросает быстрый взгляд. Видно, что ей доставляет удовольствие быть в центре внимания. Она позирует перед фотоаппаратом с полной достоинства отрешенностью.

Через минуту приходит Владя Адамович со своей мамой. Маленькое создание, довольно апатичное, но, во всяком случае, естественное.

Владислава Адамович.
Владислава Адамович.
 

Место «чуда» расположено от деревни в нескольких километрах. Дорога туда обозначена сосновыми стрелками. Само место напоминает территорию после гуляний. Земля утоптана, полно бумажек и увядших цветов, а также большое количество о многом говорящих пустых бутылок. На сосне, при которой якобы показывались явления, все еще висят венки. Рядом лежат куски досок после демонтированных капличек.

Рассказы девочек довольно путанные. Видно, что им приходилось довольно часто говорить о своих видениях. Повторяются подробности об огне и свечах на мху и о фигурах в белых одеждах и коронах.

Маленькая Владя на вопрос о Божьей Матери отвечает, что Ее лицо было «как у меня на иконке», а плащ у Нее был синий, в крестики и звездочки.

Как это объяснить?

Как это все объяснить? Прежде всего, фактом является массовое внушение, имевшее место в четверг 4 сентября. Явления массового внушения являются редкими, однако они не представляют собой какого-либо исключительного феномена.

Маленькая девочка Владя кажется ребенком совершенно искренним, не позирующим, нервным и подверженным влияниям. Быть может, ей легко что-то внушить, – ответы она давала в каком-то нервном трансе, по поводу которого разве только врачи могут что-то сказать.

Возможность фантазирования, а даже умышленного или полуумышленного обмана, мы допускаем относительно старшей девочки – Станиславы Корейво. Ей 19 лет, она служила у лесничего пана Минкевича в Хорунжишках, где, как кажется, не оставила о себе хорошего мнения. Она отправилась в лес в первый раз, предполагая, что свечи относятся к кладам. Может, позже она испугалась и подверглась самовнушению. Довольно подозрительно поведение тетки этой девочки, слишком театральное, слезливое, слишком подходящее для давания интервью.

В понедельник, 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы ожидаемо было великое чудо, заявленное девочками. Но поскольку оно не произошло, поскольку настроение собравшейся толпы с мистического сменилось на увеселительное, то люди начали играть на гармонях, пить водку, торговать рогаликами – толпу охватило раздражение. Девочкам грозили, что их побьют, даже полиция вынуждена была вмешаться. Во вторник, когда мы там были, никого уже не было, только лес имел следы недавнего стойбища.

Коммюнике Митрополитальной Курии

Относительно распространения известий, что якобы в лесу под Яшунами имело место «явление», Митрополитальная Курия предостерегает верующих, чтобы они не давали веры такого рода слухам, так как ближайшее знакомство с этим делом указывает на обычный обман людьми, не имеющий ничего общего с правдой» [13, с. 2].

Завершал этот цикл публикаций в газете «Słowo» материал «Еще раз о лесе под Слижунами» [14, с. 2].

«В связи с необычными событиями в лесу под Яшунами распространяются каждый раз все новые слухи. Первенство здесь держит виленская еврейская пресса, которая иронизирует на тему «чуда» и утверждает, что девочки подверглись гипнозу некоего проживающего вблизи Яшун интеллигента, в то время как световые явления были созданы светом соответствующим образом установленных рефлекторов. Конечно же, в такой трактовке явления нет никакого правдоподобия.

В то же время более интересной представляется роль некоего незнакомого джентльмена, проживавшего в доме Станиславы Корейво. Этот человек очень много рассказывал о чудесах и возбуждал различными способами фантазию у молодежи. Как кажется, это был человек, у которого были не в порядке отношения с законом, поэтому он исчез спустя некоторое время. Быть может, это его рассказы настроили девочек так, что они сами начали нервно доискиваться неких откровений и, в конце концов, подверглись самовнушению, которое у младшей девочки представляется довольно искренним. Что касается старшей, то она вызывает определенные сомнения.

Ксендз Марковский из Вильно был на месте «чуда», успокаивал людей, как об этом писал «Dziennik Wileński», а также собирал деньги на некие цели. Народ говорит, что якобы на капличку под деревом, где имело место явление. Нам представляется сомнительным, тем более после вчерашнего заявления Митрополитальной Курии, что данное место хотели почтить установкой каплицы.

В этом номере мы публикуем фотографию обоих девочек, а также дерева, у которого они испытали заявленные «откровения».

Место чуда в слижунском лесу. Около сосны, возле которой якобы происходили явления, стоят Владислава (Владя) Адамович и Станислава Корейво.
Место чуда в слижунском лесу. Около сосны, возле которой якобы происходили явления, стоят Владислава (Владя) Адамович и Станислава Корейво.
 

Интервью с профессором Владычко

Случай под Яшунами дает основание для того, чтобы мы посчитали необходимым обратиться к известному психиатру профессору Владычко с просьбой высказать свои предположения по поводу данного дела.

Первый наш вопрос был:

- Что вы думаете о так называемом чуде под Яшунами?

- Я могу привести много разновидностей мнимых чудес, именно таких, как это имело место в слижунском лесу.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что так называемые зрительные и слуховые галлюцинации имеют место у многих психически больных. Не исключено, что одна из девочек могла быть психически больной и именно у нее независимо от каких-либо иных причин на фоне этой болезни время от времени могут возникать подобного рода галлюцинации.

- Профессор, свидетельствует ли существование галлюцинаций о том, что данная особа является непременно психически больной?

- Когда-то считалось, что только психически больные имеют галлюцинации, ныне мы придерживаемся той точки зрения, что оные могут возникать преходяще и у людей здоровых. Гёте, как известно, несколько раз видел самого себя, то же самое было и с Мюссе.

Возвращаясь к яшунскому «чуду», в качестве второй причины возникновения этого явления можно было бы предположить так называемое самовнушение. Под его влиянием, например, у Луизы Лато на фоне размышлений о муках распятого Господа Иисуса возникло кровотечение на конечностях, в пробитых гвоздями местах.

В последнее время подобные явления мы наблюдаем у Терезы из Kanesrant (?). Если закрыть глаза и представить себе заснеженные макушки гор, освещенных ярким солнцем, наши зрачки сузятся. Под влиянием самовнушения человеческое воображение может вызвать зрительные и слуховые галлюцинации религиозного содержания, что, как я уже заметил, могло иметь место и под Яшунами.

Помимо самовнушения, в случаях подобного рода может быть и так называемая суггестия наяву под влиянием постороннего человека.

В одном случае больному сообщили, что он должен приблизиться к очень горячей печи и дотронуться до нее рукой. Больной это сделал и, несмотря на то, что печь была холодной, он почувствовал боль как от ожога и в соответствующем месте на руке вздулись волдыри.

- Возможно ли массовое внушение?

- Конечно, это уже давно доказано. Лично я могу привести в качестве примера массовое внушение во время осады Порт-Артура, где я в то время находился. Будучи в осаде и в тяжелых условиях, мы ожидали освобождения – мы неоднократно слышали отдаленную канонаду, которой на самом деле не было, мы видели в открытом море целые эскадры, идущие освобождать Порт-Артур, а их вообще не было.

То же самое случается и на религиозной почве.

Крестовые походы по своей сути также основывались на массовом внушении.

- Профессор, а мистификация здесь могла иметь место?

- Естественно, что она не исключена, и ее жертвами могли стать обе девочки. Это с легкостью может случиться с людьми такого уровня умственного развития.

Какой из названных выше факторов (психическая болезнь, самовнушение, внушение, мистификация) имел место, я сказать не могу, так как на месте событий я не был, как равно не приходилось мне обследовать самих девочек. Я только перечисляю вам все вероятности.

В заключение мы обратились к нашему уважаемому собеседнику с вопросом, касающимся возможности исцеления больных в условиях, создавшихся под Яшунами.

- Я объясню кратко, – отвечает проф. Владычко, – вера творит настоящие чудеса, и очень часто в наших бутылочках латинской кухни лечит не само лекарство, а сама вера в это лекарство» [14, с. 2].

Воспоминания о тех событиях в 2015 году появились и в польскоязычной литовской газете «Kurier Wileński» [12, с. 10]. В ответ на публикацию «Яшуны: от кальвинизма до чудесных “откровений”», где пересказывались уже известные сведения пробоща Павла Сенкевича [11, с. 8–9], в редакцию позвонил читатель из Яшун. Пан Хенрик (он пожелал сохранить анонимность) дополнил содержание статьи.

«Об описанных в газете событиях я знаю по рассказам своего отца, который, в свою очередь, услышал об этих откровениях от своего отца, моего деда, – рассказывал пан Хенрик. – В 1930 году отцу было почти 10 лет, поэтому немногое у него отложилось в памяти, а дед был хозяином магазина в Дайнове, неподалеку от Слижун и Дубья, где имели место мнимые чудеса. По словам пана Хенрика, в Дубье, на лугу, живописно расположенном над рекой Меречанкой на краю леса (сейчас там просто изобилие грибов), происходили настоящие паломничества. Люди съезжались толпами со всех окрестностей на подводах, на конных повозках и располагались обозом в ожидании чуда. Что интересно, кто-то заранее предупредил, когда должно было случиться очередное откровение, и люди начали массово съезжаться в Дубье, – рассказывал читатель. Дед сделал на этом хороший бизнес, когда день был чрезвычайно жарким. Он выстлал повозку соломой и с лошадьми отправился в Вильно за сидром (освежающий напиток). Целый воз напитка он продал за полдня. Люди тогда безрезультатно целый день ждали чуда. Между двумя соснами трепетала подвешенная белая простыня, на которой якобы должен был показаться образ Божьей Матери. Я предполагаю, что простыня могла служить экраном для показа с помощью проектора картин. Тому мог послужить сфокусированный солнечный свет, отраженный от вогнутого зеркала. Но я думаю, что Бог спутал им карты, так как день был хоть и жарким, но пасмурным, и идея с чудом провалилась. Случайно это или нет, но у одной из девочек, якобы испытавшей откровение, в последующей жизни была очень трудная судьба: один из сыновей умер в довольно молодом возрасте, ее дочь была инвалидом, другой ребенок тяжело болел... Кому понадобилась такая идея с фальсификацией чуда? – спрашиваю. Это только мои предположения, но я слышал, что у владельца имения были проблемы с продажей земельных владений в окрестностях Слижун. Возможно, земля была отдана под залог банку, а желающих купить ее не было. 30-е годы были сложным временем, времена были неопределенные, полные тревоги, только закончилась одна война, а уже говорили о приближении следующей. Поэтому это время не было благоприятно для бизнеса. Быть может, идея с чудом должна была побудить к приобретению земли Костелом (Церковью), кто теперь знает... Одно ясно наверняка: землю продать не удалось. Не помогло даже чудо».

Слижуны и река Меречанка на однокилометровых польских картах 1920–1930 годов, д. Дубье не указана.
Слижуны и река Меречанка на однокилометровых польских картах 1920–1930 годов, д. Дубье не указана.
 

Можно отметить, что в этом пограничном регионе и до, и после происходило множество похожих событий, которые часто вызывали массовый интерес населения и паломничества. Можно привести лишь некоторые из них. Еще в 1882 году «Литовские епархиальные ведомости» писали: «В последние годы в ходу в нашей стране рассказы о разного рода чудесных явлениях: то источник целебный открылся, то стопа отразилась на камне, то на придорожном дереве объявилась икона того или др. святого, то свет видят по ночам в том или др. костеле, то свечка в церкви зажглась самопроизвольно и т. п. Эти сверхъестественные явления по преимуществу падают на места, где происходит совместное сожительство и встреча двух вероисповеданий, православного и латинского, и, само собой разумеется, они служат своего рода зондированием религиозных чувств и понятий народа; точно так же было в ожидании 1863 года» [7, с. 316].

Так, в 1882 году солдатская жена Иоанна Желудкова, страдающая падучей болезнью, распространила слух, что в начале июня 1882 года она шла с мызы Полежино в д. Берестовичины к знахарю за советом против своей болезни. Подходя к лесу, известному как Верболово12, в 2,5 верстах от с. Великоберестовиц13, она увидела перед собой двух женщин, окруженных сиянием и приказывавших ей три раза в сутки приходить на место видения, молиться Богу, не пить водки, не ссориться, вести жизнь честную и т. д. Молва об этом с быстротой молнии распространилась по деревням, и из Гродненского, Волковысского, Белостокского уездов потянулась на святое место вереница паломников числом до 5000 человек [в день]. На месте видения клались, по обыкновению, деньги, холст, которыми нередко пользовались проезжие. Полиция приняла против этого экстренные меры. Приехавший на место исправник приказал арестовать Желудкову, и затем она была отправлена в Гродно. 2 июля священник Бузилович14, по приглашению исправника, отправился с ним в лес Верболово и там обратился к народу с увещеванием не верить мнимому чуду. Для таких же увещеваний был приглашен и ксендз Цыбульский. Тем не менее, «несмотря на совокупные меры полиции и духовенства, крестьянская масса с трудом разубеждается, жертвуя своими подаяниями. Собрано уже до полуторы тысячи рублей, и возник вопрос: куда обратить эти деньги?» Желудкову же в итоге поместили в гродненскую окружную лечебницу, где врачи ее освидетельствовали и выявили у нее нервное расстройство, «вследствие которого она подвержена истерическим припадкам и галлюцинациям» [6, с. 25–26; 7, с. 316].

Однако «видения святых» продолжились. В шестидесятых годах XX века произошла встреча жительницы д. Войщуки Щучинского р-на Гродненской области «с Маткой Боской и Паном Езусам» [1, с. 138]; в 1967 году у придорожного креста на оз. Ильгио в Утенском уезде Литвы дети увидели яркий свет над водой, а рядом на бревнышке молодую девушку, которую позже сочли Девой Марией; в конце 1980-х аналогичная история имела место неподалеку от д. Пиенини Риебинской волости Латвии15. Рассказы о встречах с Богородицей распространяются и в XXI веке: например, в д. Лесники Лидского р-на Гродненской обл.16, д. Якубовцы Вороновского р-на Гродненской обл.17 и д. Одраши Сморгонского р-на Гродненской обл.18 [1, с. 141].

В заключение стоит отметить, что И. С. Бутовым совместно с Н. В. Томиным выявлена значимая отрицательная корреляция порядка 40 % количества «чудес» с уровнем ВВП страны19 [3, с. 20–34]. Это означает, что снижение уровня ВВП с большой вероятностью могло влиять на увеличение количества различных «чудес». Это говорит о том, что большинство чудес происходили на фоне серьезных кризисов в истории Российской империи и СССР. Описываемая здесь история с появлением святых в лесу под Слижунами произошла на фоне локального минимума ВВП СССР, который пришелся на 1920-е – начало 1930-х годов, а также ряда негативных социально-психологических изменений в обществе. И, хотя у нас нет достоверных данных по ВВП Польши за тот период, можно предполагать, что процессы, запускающие увеличение количества чудес, во многом являлись трансграничными, особенно в местностях, где проживало население нескольких конкурирующих вероисповеданий.

Таким образом, у нас появилась редкая возможность взглянуть на произошедшее «чудо» как бы с нескольких разных точек зрения: священника, журналистов газеты, самого непосредственного их участника и ученых. Некоторые моменты (девочки-визионерки, массовые паломничества и видения, в том числе на солнце) роднят его с так называемыми «явлениями Девы Марии в Фатиме», произошедшими в 1917 году в португальском городе Фатима и получившими широкий резонанс в прессе и массовой культуре. И хотя сложно вспомнить что-то схожее по масштабам и фактуре на территории Беларуси, тем не менее, этот исторический эпизод до настоящего времени был полностью забыт.

Примечания

1. До 1921 года эта местность входила в состав Виленской области Беларуси, д. Дубье (вероятно, это хутор) на картах найти не удалось. Ныне эта территория относится к Шальчининкскому району Литвы.

2. С 1921 по 1939 годы западная часть Беларуси и Украины входила в состав Польши.

3. Дата точно не известна.

4. Найти такого села не удалось. В 1930–1940-х годах массово распространялись подобные «письма счастья», где было упомянуто о явлении «Христа в Сибири» [2, с. 17–20]. Такое событие действительно произошло в 1926 году в Тырышкинском р-не Хакассии и имело признаки сходства с описанным случаем в Домладове (очевидец в Хакассии – молодой пастух, в Черниговской губернии – два мальчика-пастуха) [1, с. 65]. Так как переписчики таких листовок часто не утруждали себя проверкой деталей, можно предположить, что с. Домладово тут просто придумано. Вот для примера фрагмент письма, которое было обнаружено в г. Жлобине в 1947 года: «В дальней Сибири два мальчика пасли скот, вдруг на небе открылось явление – сошел с него человек, – это господь Иисус Христос явился. Ангелы начали петь песни, хвалебные. Там было много народу и говорили: Господи, Господи!» [4, c. 42].

5. Настоятель католического соборного капитула, монастыря; католический священник.

6. Т. е. около 15–12 августа.

7. Общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня.

8. Терциарии – члены существующих при некоторых католических монашеских орденах Третьих орденов. Третьи ордена (первой считается мужская ветвь ордена, второй – женская) предназначены для людей, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью данного ордена, но не покидать мир.

9. Алюмн или клерик – студент духовной семинарии, готовящийся к исполнению обязанностей священника.

10. Здесь и далее перевод с польского В. Гайдучика.

11. Сентября.

12. Или Вербово [7, с. 316].

13. Ныне Большая Берестовица Берестовицкого р-на Гродненской обл.

14. Или Будзилович [7, с. 316].

15. Информация из архива латышского исследователя Влада Гущи.

16. Точно датировать ее не удалось, но произошла она уже в наше время, по словам Н. И. Кибилды (1929 г.р.) из д. Лесники Лидского р-на (архив этно-исторического центра «Явар»).

17. Кузьмич Алина Антоновна, 1955 г. р., д. Якубовцы Вороновского р-на Гродненской обл., опросили И. Фесенко, А. Иванов в 2017 году.

18. Как утверждают Леонарда Макей, Анна Смирнова (Макей) и Оксана Горелова (Макей), в 1994 и 1996 году им явилась Богородица. В 2017 году на этом месте установили капличку.

19. Авторами была собрана и проанализирована база данных по обновлениям икон в Российской империи и СССР с 1901 по 1961 год (всего – 341 случай с установленной датой). Для анализа использовались следующие статистические инструменты: тест Колмогорова-Смирнова, непараметрический коэффициент корреляции Спирмена и анализ Фурье. Расчеты выполнялись в свободной программной среде R. Для анализа взаимосвязей обновлений с другими факторами был использован непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.

Литература

1. Бутов, И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века / И. С. Бутов. – Минск: Колорград, 2018. – С. 66–74, 101–108.

2. Бутов, И. С. Материалы о распространении «святых писем» в БССР в 1930-е – 1950-е гг. XX века / И. С. Бутов // Живая старина. – 2018. – № 1. – С. 17–20.

3. Бутов, И. С. Обновление икон на историческом фоне / И. С. Бутов, Н. В. Томин // Религиоведение. – 2018. – №3. – С. 20–34.

4. ЗГАЖ. Ф. 3441. Оп. 1. Д. 1. Л. 42. Отчеты и доклады о работе Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Гомельской обл. за 1947 год (фотокопия из Архива Синодального центра сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусской Православной Церкви).

5. Ивеличь. Советская деревня / Ивеличь // Возрождение. – 1928. – 17 сентября. – № 1203. – С. 2.

6. Кирпичников, А. И. Очерки по мифологии XIX века / А. И. Кирпичников. – М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1894. – С. 25–26.

7. Насчет явления чудесности в нашей епархии // Литовские епархиальные ведомости. – 1882. – № 38. – С. 316.

8. Суднiк, С. Цвермская каплiца / С. Суднiк // Лiдскi летапiсец. – 2011. – № 1. – С. 35–48.

9. Gajewski, M. Sławne dzieje Jaszun / M. Gajewski // Nasz Czas. – 2002. – № 13 (552) [Zasoby elektroniczne] http://www.nasz-czas.lt/_NCZ_ARCHYVAS/018/gajew.html. – Tryb dostępu: 03.04.18.

10. Hopko, J. Niebywałe zjawisko pod Jaszunami / J. Hopko // Słowo. – 1930. – № 206. – P. 3.

11. Piesko, A. Jaszuny: od kalwinizmu do cudownych objawień / А. Piesko // Kurier Wileński. – 2015. – № 11. – P. 1, 8–9.

12. Piesko, A. Śladami «cudownych» objawień / А. Piesko // Kurier Wileński. – 2015. – № 21. – P. 10.

13. W lese pod Sleżunami // Słowo. – 1930. – № 207. – P. 4.

14. W. Ł. Jeszcze o lesie pod Sleżunami / W. Ł. // Słowo. – 1930. – № 208. – P. 3.

Сокращения

ЗГАЖ – Зональный государственный архив в г. Жлобине.

Опубликовано: Бутов, И. С. Забытое «чудо» Виленско-Трокского повета / И. С. Бутов, В. Н. Гайдучик // Сектоведение. – 2018. – Т. 7. – С. 16–31.


Илья Бутов, Виктор Гайдучик 19.02.2019
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.