Кричащий камень, или несколько слов о поездке на юг Брестского района

Южная часть Брестского района известна в основном своими местами отдыха (на озёрах Меднянское, Белое, Рогознянское, Селяхи), пограничным пунктом пропуска «Домачево» и железнодорожной станцией Дубица конца XIX века, облюбованной киношниками для съёмок эпизодов к историческим фильмам. В фольклорном плане эта зона белорусско-польского пограничья изучена слабо, хотя, как показывает практика, здесь также встречаются интересные легенды и предания.

Поводом для поездки в эти места стало предание про камень, записанное в 2012 году студенткой филологического факультета от уже ныне покойной Якимчик Е.Я. (1933 г.р.) из дер. Кабёлка Бресткого района и опубликованное в журнале «Астрамечаўскі рукапіс». Согласно этому преданию, камень с необычным изображением креста лежал здесь издавна, на месте, называвшемся Шведскими могилками. «В 1935 г. польский пан взял этот камень себе на фундамент и он его установил, когда строил дом, и услышал гул, что-то гудело и было очень страшно, поэтому он его завёз обратно. Взял лошади, одна лошадь не могла его притянуть, он взял ещё лошадей. И сил не хватило, и они привезли его не на то место, а метров 50 чуть в сторону. И так он поныне там и лежит» [1].

Камень в Кабёлках.
Камень в Кабёлках.
 

В основе данного предания лежит довольно известный на территории Беларуси мифологический сюжет о культовых камнях, которые пытались использовать в утилитарных целях (положить в фундамент дома), но в силу различных обстоятельств вынуждены были вернуть на своё место. Например, схожая история была записана про «Святой камень» у дер. Кременец Логойского района: «Был, говорят, ещё такой случай. Строил пан в Бобрах дом и решил положить наш камень в угол фундамента. Но камень сделался сырым, плакал, на нём всегда стояла вода. Дом начал гнить, стала болеть родня. Однажды пану приснился сон: просит камень отвезти его на старое место. Проснулся, достал камень из-под хаты, погрузил на колёса и отвёз его назад. Интересно, что когда он вёз камень домой, четверо коней его едва дотянули, а назад – один легко справился» [2]. Вероятно, в таком традиционном сюжете зашифровано народное табу на перемещение культовых камней со своих исконных мест.

Чем интересно в данном контексте предание из дер. Кабёлки, так это указанием на издаваемые камнем звуки, послужившие причиной его возвращения. В прошлом году во время экспедиций «Уфокома» было обращено внимание на довольно редкий в Беларуси мотив издаваемых камнями звуков: «Дзынговый камень» в Щучинском районе [3], «Камень-крикун» в Поставском районе [4]. Правда, необычные акустические свойства здесь проявлялись в естественной природной среде на месте первоначального местонахождения валунов, тем не менее, камень из Брестского района может вписаться в этот легендарный ряд звучащих камней, расширив сюжетное разнообразие этой группы.

В Кабёлке камень нам удалось разыскать далеко не с первой попытки, даже имея на руках его снимок на фоне деревянного сарая. В настоящее время многие местные жители даже и не подозревают о наличии в своей деревне подобной достопримечательности. Традиции угасают. Но поездка всё же увенчалась успехом: удалось найти местную жительницу 1951 года рождения, которая не только помогла отыскать заветный камень, но и поделилась порцией преданий, которые ещё живы в ее памяти. В итоге обрисовался фрагмент былой сакральной топологии этой деревеньки, локализирующийся в ее западной части.

Упомянутые ранее «Шведские могилки» ныне известны под названием «Алёшышына гора». Это вторичное позднейшее наименование, которое возникло из-за того, что «жыла бабка тут – Лёшыха. Наверно, у еи... муж, наверно, Алексей был». Но о причастности к ней «шведов» также ещё помнят, хотя от проживающей вблизи горки семьи прозвучала также версия о «татаро-монгольском кладбище». Согласно преданию, «там на Алёшышыной горе крест стояв, это було кладбишчэ, там сражэние було. Я так поняла, шо это, наверное, во времена шведскои войны. (...) Ну тутака стражэние було во это. Старые людэ казалы, шо всё в жэлизо було воины закованые, и одной воин на воза вмешчаўся. На однога воза одён... одён воин вмешчаўся. Наверно, шэ як шведы, чы кто там, я не знаю исторыи там (...) було сражэние, и мниго було покойников, побитых. И там було, на тий гори було захороненэ. А потым як дорогу робылы в дерэвне, тую гору вывэзлы». Большую часть горы пустили на подсыпку дороги в деревне. Говорят, что в песке находили много костей и черепов.

Алёшишина гора.
Алёшишина гора.
 

И про камень отголоски старой легенды также сохранились: «Но шэ раньшэ там на гори камэнь тожэ був. И той камэнь кричев. Хтосьци там на фундамента его взев. А потым его выкыдалы з хаты, бо вин кричев. [Когда в фундаменте лежал, кричал?] Да. Тогда я чула про камэнь. (...) Я то такэ чула. Шо з горы той взев камня... [Это кто? Помещик? Пан польский?] Не, хтось там взев камня под фундамент, а каже, вин это самэ став кричэты той камэнь. И кажэ, это самэ, взялы, кажэ, знов того камня на ту гору дэсь одвэзлы. А якога камня бралы, то я вжэ не знаю». Информант не смогла точно ответить, относится ли это предание к тому единственному камню, который ныне лежит неподалеку от вершины Алёшишиной горы. Но судя по записанному шестью годами ранее от более старшего поколения варианту, это он и есть. Камень, судя по всему, представляет собой старое надгробие, в верхней части которого был высечен сложной формы крест. Что интересно, на его поверхности прослеживаются следы вещества, похожего на цемент. Может, действительно, кто-то пытался его вмуровать в фундамент?

Помимо горки и камня, удалось зафиксировать здесь и обрывки легенды о провалившейся церкви. Далее к западу от Алёшишиной горы находится болотистая низменность, отделяющая Кабёлку от Домачево. Где-то здесь и «была цэрква, и тая цэрква провалылась (...) Там болотце такое. И выдно тое болото ее засосало. Она провалылася. (...) А цэркви вжэ давно, тока чула, шо была цэрква, то вси знають, гаворать, и вона провалылася. Ну выдно ёй було так. [А за что она провалилась? За грехи?] Нычо там ныма. А дажа толкам ны знаю, прымерна в яком раёне. А так шоб конкретно дэ-нибудь то там и следов... Она провалылася, кажуть, пошла под зэмлю. А з чого она, чо она провалылася...».

Кроме кабёлковских преданий были записаны и воспоминания об обновившейся примерно в 1955 или 1956 году иконе в дер. Дубок, расположенной у самой границы с Волынской областью Украины. «То я была малая, идэ быдло с пашы, вэчор, вжэ под вэчор, лито... Люды бегуть, кричэть, и там: в того там икона обновылася, икона обновылася! Але вжэ тэи, мусыть, и хаты нэма, дэ вона обновылась. То вжэ было давным давно. (...) Я вжэ того не знаю, чыя икона. Кажуть, огонёк бигав. Бигав огонёк это по тыи иконы, и она обновлялась. Ну, помню, казалы, шо то кепско, шо як икона в якый хозяин обновыться. Там вжэ буде яка беда». В книге И. Бутова «Ареал чудес...» говорится о зарождении на территории Украины в 1956-1958 годах эпицентра новой волны обновлений икон, привязанного преимущественно к Волыни [5]. Правда, собранные данные по этим события пока фрагментарны. Очевидно, что случай в Дубке имеет к этому отношение.

Возвращаясь к камню, следует отметить некоторое разночтение в словах двух разных информантов. Согласно первому, положенный в фундамент камень гудел, согласно второму, он кричал. Во всяком случае, обе версии предания сводятся к тому, что камень издавал звуки. Такая же неопределённость характерна и в отношении упомянутого выше камня из Поставского района: камень «гудит, ревёт, в общем, издает звуки». Очень ярко это видно в названиях камня, использованных информантом: «Говорящий камень», «Камень-крикун», «Камень-ревун», «Камень-свистун». Очевидно, что в сознании информантов между этими звуковыми категориями нет существенной разницы.

В дальнейшем мы постараемся обратить более пристальное внимание на категорию «звучащих камней» и, по возможности, расширить их список.

Сноски:

  1. Паданне пра камень // Астрамечаўскі рукапіс. 2015. № 3. С. 74.
  2. Ляўкоў Э.А. Маўклівыя сведкі мінуўшчыны. Мн.: Навука і тэхніка, 1992. С. 67.
  3. Бутов И. «Звенящий» камень // Уфоком – 07.05.2016.
  4. Бутов И. Говорящий камень // Уфоком – 30.10.2016.
  5. Бутов И. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX – первой половине XX века. Минск: Колорград, 2018. С. 83-85.

Виктор Гайдучик 31.03.2018
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм или вайбер каналы, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Как развивалась сибирская аномалистика?
Проекты 120
Как развивалась сибирская аномалистика?
В последний будний день сентября в Музее русского искусства (г. Москва) прошла восьмая «Необъяснимая встреча», на сей раз сорвавшая полный аншлаг. С докладом о Сибирской аномалистике перестроечных времен выступал Виктор Николаевич Фефелов, уже знакомый многим по своей активности в сфере исследований полтергейста.
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
Проекты 2
Вышел сборник "Таинственная Беларусь IV"
За последние два месяца издательство "Регистр" радует читателей уже второй книгой по конференциям "Уфокома". На этот раз вышел сборник четвертой по счету конференции "Таинственная Беларусь", прошедшей весной этого года в Национальной библиотеке.