Чудо обновления икон и его интерпретация в произведениях белорусских писателей в XX веке
В 2001 году был образован проект «Уфоком», в рамках которого собирался и фиксировался фольклор о сверхъестественном на территории Республики Беларусь [6]. По состоянию на 2017 год было проведено уже 200 этнографических экспедиций и выездов. Практически неотъемлемый элемент нашей работы – рассказы о чудесах. Уже несколько лет автор настоящего материала в рамках индивидуального исследовательского проекта «Ареал чудес» рассматривает закономерности распространения чудес, главным образом обновления икон и придорожных крестов, по всей территории страны и сопредельных с ней государств [4, 5].
Обновление икон – самопроизвольное прояснение изображений на них – явление, которое фиксируется на территории Беларуси с начала XX века. Счет их в отдельные годы идёт на тысячи. Неудивительно, что оно нашло отражение в ряде произведений белорусских авторов. Но прежде, чем перейти к рассмотрению упоминаний о них в литературе, хотелось бы рассмотреть такое понятие, как экология чуда.
Можно ли вообще вести речь об экологии чуда? С нашей точки зрения – да. Особенно характерным примером здесь могут быть именно обновления икон. Чудеса такого рода чаще всего происходят не одномоментно, а проходят своеобразными волнами. Чаще всего очередная волна возникает в кризисные моменты истории, в преддверии особых потрясений, но может проявиться как обратная связь на ложные слухи о «конце света», «апокалипсисе» и т. п. Чудеса чутко реагируют на настроения в обществе, в отдельном населенном пункте и даже семье. Человек или группа людей, готовых к восприятию чуда, являются залогом того, что оно действительно произойдет здесь и сейчас. Изучение всех аспектов взаимодействия «человек – чудо» еще ведется, но очевидно, что чудеса подчиняются неким вполне земным законам и происходят с определенной периодичностью на ограниченной территории. Поэтому, изучая чудеса, необходимо изучать и индивидуумов, которые дают им возможность овеществиться. Все многогранные связи такого взаимодействия, наверняка, смогла бы раскрыть как раз экология чуда.
Упоминания об обновлениях икон нашли свое отражение не только в архивных источниках, на страницах периодических изданий, но и в литературных произведениях белорусских авторов или их дневниках. Как правило, эти описания всегда несут элемент сатиры. Здесь, в первую очередь, стоит упомянуть, роман-быль «Вершалінскі рай» известного писателя Алексея Карпюка (1920–1992). «Вершалiнскi рай» впервые вышел в 1970 году, а в значительно доработанном виде был издан в 1980 году. В романе в достаточно ироничной манере высмеиваются религиозные предрассудки начала XX века, бытовавшие на Гродненщине. Неоднократно упоминаются здесь и обновления икон, которые, по всей вероятности, начали происходить тут после 1926 года в д. Заблудово, Подворки, Страшево и др. Автор объясняет такие случаи неким «психологическим эхом», что можно сравнить с подобием психической эпидемии: «Выходит, правду говорил отец, что бабы сами себя уверили, будто у тетки Агаты обновилась икона, а люди из окрестных деревень поперли в Страшево, как угорелые?!». Переубедить «тех бабок», согласно автору, было невозможно, «потому что, оказывается, глядеть и видеть – не одно и то же». На вопрос, почему обновляются иконы, один из героев произведения отвечает: «Это, тетя, божья тайна! Такая есть сила господня!». Упоминаются здесь и некие «обновители икон», которые спрашивали в одной из деревень: «Икону обновить не требуется, матка? […] Как жар будет гореть, и совсем дешево – за одно угощение!». При этом в одной руке они «держали бутыль с какой-то жидкостью, а в другой кисть» [9].
В своей повести «Па кветку шчасця» А. Карпюк вновь касается частого обновления икон в д. Страшево1 и показывает один из таких эпизодов глазами детей: «мы с Володькой удивлялись: обновленная икона – такая же, как другие, неужели мама не видит?! Может взрослым видно то, чего дети не видят?!». Здесь же упоминается и «огненный столб» над хатой2, где все это произошло, а также сияние и иконы «А вокруг нее – звезды, звезды, звезды». В дальнейшем икона начинает обновляться и в другом доме у Николая Долгого [10]. Все эти явления писатель пытается объяснить и в документальном очерке «Кто мы есть», посвященном становлению советской власти в Беларуси: «В деревнях Принеманщины укоренилась дремучая вековая отсталость, усугубленная последней войной. Обновление икон, появление «святых», распространение невероятных, абсурдных слухов – все это сбивало крестьян с толку» [8].
В 1950 году вышла повесть Янки Брыля (1917–2006) «В Заболотье светает»3, в которой рассказывается, что «перед организацией колхоза в виде своеобразного протеста кулаки объявили, что обновилась икона», и как «простой крестьянский парень Алесь Чугунок» с помощью химии разоблачил чудотворцев. В Заболотье – «маленькой деревне в Западной Белоруссии» – обновилась икона, чему стала свидетелем баба Тарадра: «Я ж говорю, под вечер это я хату подметаю, а потом это как блеснет, как засверкает! Гляжу – так это ж пресвятая богородица. Все золотце, что вокруг ее святого личика, так и блестит, как новенькое. Перекрестилась я, теточки, и хлоп на колени…»4 [3]. Алесь Чугунок считает, что баба Тарадра сама устроила чудо с помощью перекиси водорода. В доказательство своих слов: «Достал я из кармана тряпочку, смочил ее в бутылке и начал. «Выручай меня, думаю, перекись водорода». Слышал, что этим можно позолоту очистить, но самому не приходилось… И что ж ты думаешь? Посветлели, брат, ризы святителя! […] А можно, говорю, и лучком помазать. Тоже помогает, обновляется» [3].
Другой белорусский писатель, Степан Александрович (1921–1986) был известен как автор художественных автобиографий. В 1962 году за его авторством вышла повесть о детских и юношеских годах Якуба Коласа. В числе прочего в ней упоминается плотник Никодим Кухарчик, который «родился где-то на Полесье, возле Речицы, много бродил по свету, знал много всяких историй, сказок и песен». Одну из таких историй он и рассказывает: «В одном селе слабые заработки были у попа и корчмаря. […]. Надел корчмарь ермолку, приходит к попу и говорит: «Так и так батюшка, худо колосится наша пшеница… Давай что-нибудь придумаем, чтоб и у тебя деньги были, и мне свежая копейка перепадала. Сделай, чтоб иконы обновились. К тебе люди повалят молиться, а ко мне – угоститься. […] И пошла молва по свету, что обновилась в церкви икона богоматери. Потянулись люди со всей округи, начали собираться калеки. И в церкви битком народа, и в корчме не протолкнешься»5 [2].
Еще один белорусский писатель, уроженец д. Ворокомщина Гродненской обл. Вячеслав Адамчик (1933–2001), в своей автобиографии, написанной в 1967 году, отмечает, что когда началась Великая Отечественная война: «Помню, как ставили кресты, за одну ночь женщины пряли и выпрядали полотенце, мужчины рубили в лесу сосенку, обтесывали, делали перекладину. Кресты ставили перед деревней – один из них стоит сегодня. По домам ходили «святые письма», «обновлялись» иконы»6 [1]. Вероятно, современный Дятловский р-н (в предвоенное время д. Ворокомщина относилась к Слонимскому р-ну) во время войны затронула неисследованная доселе вспышка обновлений икон.
В 1989 году в журнале «Неман» были опубликованы воспоминания писателя П. Л. Лебедева о послевоенном времени в БССР. В них он касается своего назначения на должность помощника начальника политотдела по комсомолу Дуниловичской МТС (Поставский район) в марте 1950 года. События, которые он описывает далее, по всей вероятности, произошли в 1950–1951 годах в д. Слипки Вилейского района, а также д. Воропаево и Лучай Поставского района: «По району пронеслось новое: в Слипках под Вилейкой «обновилась икона». Женщины судачили, строили догадки, некоторые пророчили конец света. Более решительные засобирались ехать в Слипки, но «божье цудо» свершилось и в нашем районе – в один день «обновились» иконы в Воропаеве и в деревне Лучай. Валом повалил народ к старушкам, в домах которых «обновились» иконы. Это чудо свершалось почему-то именно в хатах одиноких старушек, когда их самих дома не было, а хаты не запирались на замок…». Далее автор пишет, что они связались со специалистами-химиками, которые подсказали «рецепт чуда»: «Константин Федорович Макеев написал в политоотдельческой газете острую статью. В ней он не только раскрыл сущность «божьего чуда», но и привел рецепты препаратов, которыми можно обновлять иконы и картины» [11]. Любопытно и другое наблюдение П. Л. Лебедева: «массовое «обновление» икон свершалось во время коллективизации и в восточных районах Белоруссии, на Украине и в других республиках» [11]. В настоящее время имеются сведения, что такие обновления носили массовый характер как раз в западных областях страны, а вот об обновлениях в восточной части сведений гораздо меньше.
Обновление икон можно рассматривать как определенный устойчивый феномен, лишь отчасти мифологизированный в настоящее время. Он чутко реагирует на религиозные настроения, которые, в свою очередь, могут подпитываться из самых разных источников. Наиболее массовый характер этот феномен может принимать в периоды нестабильности (голод, эпидемии, войны и т. д.), находясь в остальное время возле некой точки равновесия. Спусковые механизмы, переводящие этот феномен от единичных обновлений к массовым, еще только предстоит установить.
Примечания
1. Куст деревень с названиями, упомянутыми у автора (Страшево, Вейки и др.), мог располагаться в Волковысском повете Белостокского воеводства (до 1921 года они входили в состав БССР, после 1945 года были переданы ПНР).
2. Единственным известным сейчас похожим случаем с «огненным столбом» над домом может быть обновление иконы в д. Слонимцы Пружанского р-на в 1924 году [7]. Хотя здесь могла произойти контаминация нескольких сюжетов.
3. В 1952 году автор получил за нее Сталинскую премию третьей степени.
4. Перевод с белорусского В. Тарсиса [3].
5. Авторизированный перевод с белорусского В. Машкова [2].
6. «Помню, як ставілі крыжы, За адну ноч кабеты пралі і вытыкалі ручнік, мужчыны секлі ў лесе хвойку, абчэсвалі, рабілі перакладзіну. Крыжы ставілі перад вёскаю – адзін з іх стаіць сёння. Па хатах хадзілі «святыя пісьмы», «абнаўляліся» абразы» [1].
Литература
1. Адамчык, В. У. Крэскі з аўтабіяграфіі / В. У. Адамчык // Вытокі песні: аўтабіяграфіі беларускіх пісьменнікаў. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1973. – 336 c.
2. Александрович, С. Х. От родной земли… Повесть о детских и юношеских годах Якуба Коласа / С. Х. Александрович. – Минск: Из-во «Беларусь», 1966. – 312 с.
3. Брыль, Я. В Заболотье светает / Я. Брыль // Вечер в доме культуры. Выдающиеся произведения литературы и музыки. – М.: Искусство, 1953. – 268 с.
4. Бутов И. С. Белорусские материалы об обновлении придорожных крестов в 1930–1950-е гг. / И. С. Бутов // Живая старина. 2017. №3. С. 21–24.
5. Бутов И. С. Обновление икон на территории Беларуси: к постановке проблемы / И. С. Бутов // Таинственная Беларусь III. – Минск: Регистр, 2016. – С. 4–54.
6. Бутов И.С. Рассказы о сверхъестественном в современных записях белорусского фольклора / И.С. Бутов, В.Н. Гайдучик, В.С. Алексинский // Живая старина. 2017. – №2. – С. 55–57.
7. Зялевiч, А. Святыні Свята-Аляксандра-Неўскага сабора / А. Зялевіч // Брестские епархиальные ведомости. – 2011. – № 4. – С. 54–55.
8. Карпюк, А. Кто мы есть / А. Карпюк // Неман. – 1970. – №5. – С. 135–136.
9. Карпюк, А. Н. Вершалинский рай: роман-быль / А. Н. Карпюк. Пер. с белорусского А. Н. Карпюк. – М.: Советский писатель, 1976. – 368 с.
10. Карпюк, А. Па кветку шчасця / А. Карпюк // Свежая рыба: аповесці і апавяданні – Мінск: Мастацкая літаратура, 1978. – 366 c.
11. Лебедев, П. Л. Возвращение / П. Л. Лебедев // Неман. – 1989. – №10. – С. 144–145.
Опубликовано: Бутов, И. С. Чудо обновления икон и его интерпретация в произведениях белорусских писателей в XX веке / И. С. Бутов // Homo Eurasicus в системе экологических и социальных связей: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 24 октября 2017). – СПб.: Российский гос. педагогич. ун-т им. А. И. Герцена, 2018. – С. 97–100.