исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com
Человек и природа: будущее рядом?
Этот опыт весьма интересен, поскольку открывает совершенно иной взгляд на то, как человек может мыслить и воспринимать окружающий мирИз чего состоит жизнь? Не будет сильным преувеличением и абстракцией сказать, что буквально из всего. Вряд ли кто-то с этим сможет поспорить. Единственным бэкграундом жизни, в той или иной степени приближения, всегда и везде является природа. Вся гармония мира стоит «на черепахе» закона сохранения энергии: если где-то что-то убыло, значит, в другом месте обязательно прибавится. При этом практически никто не задумывается над тем, что человек, всю историю своего существования, только берет от природы, никогда и ничего не давая взамен. Начиная от грибов-ягод и заканчивая нефтью-газом и эстетикой. Конечно, люди создают всевозможные «заповедники», но это не столько вклад, сколько утилитарное ограждение части природы от самих себя (на время). Есть еще примеры красивого ландшафтного дизайна и некоторые другие вещи, но все это человек делает исключительно для себя и с учетом первостепенности своих интересов. Есть ли какая этому всему альтернатива и возможно ли иное мышление?
Да. Несколько лет назад в Ленобласти художник Дмитрий Каварга провел интересный эксперимент, гармонично дополнив природу результатами своего творческого труда (т.е. того, что есть лучшее в Человеке Разумном) – биоморфными ковчегами («домиками») для птиц, также называемыми автором «обитаемыми скульптурами». Пожалуй, это первый пример в нашем крае, когда человек что-то делает в природе, не имеющее утилитарного значения для самого человека. На мой взгляд, этот опыт весьма интересен, поскольку открывает совершенно иной взгляд на то, как человек может мыслить и воспринимать окружающий мир, взаимодействовать с ним бескорыстно. Не только постоянно что-то беря, но и отдавая, ничего не прося взамен. Как все первое, этот эксперимент, возможно, далек от совершенства, но выбранное направление, очевидно, заслуживает внимания, осмысления и развития. Вполне возможно, что открытое этим экспериментом направление через сотню-другую лет станет важнейшим фактором во взаимодействии с окружающей средой.
Но мое внимание в данном интереснейшем проекте привлекла не только его суть и продуманная концепция реализации, но и реакция «простого народа», выступившего горой против этого нового опыта в «лучших» русских традициях – с доносами, оскорблениями, угрозами автору проекта. Пересказывать эту часть истории не буду, предлагая каждому ознакомиться с оригиналом тут: http://kawarga-skete.art/srach, но хочу детальнее рассмотреть один аргумент «простого народа»: про традиционность и нарушение гармонии природы.
Конечно, все новое всегда пугает человека, любая перемена в среде порождает страх, это заложено в его биологию миллионы лет назад. Для меня, как человека достаточно подробно знакомого с жизнью леса и локальными архаичными традициями, отсылка к нарушению природной гармонии и «традиционности» выглядит несколько странной. Очевидно, что авторы подобных упреков плохо знакомы с природой края, и представляют её в каком-то гламурном ключе, где среди подосиновиков и волнушек скачут розовые пони, и самое страшное, что может случиться, это комариный укус... Жизнь леса это постоянная и жестокая борьба за выживание множества существ, а отнюдь не идиллия, как может показаться с веранды дачи. Многие формы жизни – пауки, змеи, многоножки и т.д. вызывают у человека инстинктивное отвращение, а отнюдь не умиление. Пришедшая из леса лиса может опустошить курятник, а волки – унести любимую собаку. Неосторожная встреча человека в лесу со змеей или медведем может закончиться вовсе не позитивно. Природа – это очень разная среда и древние воспринимали её именно так, без прикрас и умиления. Представление о лесе, как чуждом и опасном пространстве, ином мире со своими законами, как раз являются частью традиционного мировоззрения древних жителей края.
Обвинение в «нетрадиционности», нарушении локальной аутентичности, выдает полное незнакомство обвинителей с местными традициями и выглядят нелепо еще и по другой причине, поскольку именно в районе, о котором идет речь, существовал обычай карсикко – идущий из глубины веков опыт взаимодействия человека с деревьями. Те, кто писал такие обвинения, видимо просто не слышали про карсикко и не видели их. По факту карсикко это древняя традиция калечить деревья, изменяя их форму посредством срубания отдельных ветвей и верхушек. Нередко деревья карсикко, особенно выросшие при кладбищах, обретали пугающие формы – причудливо изогнутые стволы, угрожающе торчащие обрубки ветвей. Карсикко – отдельный мир, создаваемый человеком отнюдь не для эстетического любования и несущий свою информационную нагрузку. Эта традиция во многих местах была жива вплоть до начала 20 века.
Фото 1. Деревья карсикко – не самое лучшее место для прогулок в сумерках. На фото – типичные кладбищенские карсикко. Фото автора, 2019 год.
В свете традиционности, эксперимент Дмитрия Каварги как раз может выглядеть в том числе и как репрезентация древней традиции, переосмысление её в 21 веке, когда человек, по-новому воспринимая природу, начинает не калечить деревья, а мирно дополнять их своими творениями. Причем начиная взаимодействовать с природой не только не в плане потребления по схеме «ты мне – я тебе», а в плоскости творческой самоотдачи. Идея биоморфности также вполне сочетается с этим – нет ничего странного и «нетрадиционного» в стремлении человека взаимодействовать с природой именно на языке биоморфных форм.
Фото 2. Работы и идеи Дмитрия Каварги в Вепсском крае вполне гармонично вписываются в современное переосмысление традиции карсикко. Фото с сайта: www.kawarga.tilda.ws.
Ну а что касается того, что любые новшества вызывают страх и агрессию «народных масс», то в истории такое бывало неоднократно, это вполне естественно и лечится самым простым и эффективным способом – самообразованием и желанием развиваться, не бояться узнавать что-то новое и осмысливать кажущееся непонятным.