исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com
Сакральная география: «серые зоны» Ижорского плато
Исследование любой местности можно поделить на две условные, и не равные, группы точек приложения сил: понятные и непонятные объекты и явления. Вторую категорию принято называть «серыми зонами»Исследование любой местности можно поделить на две условные (и не равные) группы точек приложения сил: понятные и непонятные объекты и явления. На Ижорском плато много вполне, хотя, скорее всего и не полностью, понятных категорий объектов. Среди таких можно назвать места явлений и религиозных чудес, целебные родники, камни-следовики, чашечные камни, священные рощи… Все эти темы если не понятны полностью, то хотя бы ясно, в какую сторону надо двигаться, чтобы их понять.
Но есть также иные объекты и сюжеты. Про них ничего неизвестно, они практически нигде не упоминаются, но, тем не менее, «в поле» встречаются достаточно постоянно и неожиданно. Такие темы принято называть «серыми зонами». Ниже я приведу три таких категории: каменные круги, каменные выкладки у карстовых воронок и легенду о новгородской башне. К каким выводам может привести исследование каждого из этих феноменов, неизвестно.
Каменные круги
Впервые с каменными кругами я столкнулся в 2002–2003 гг. практически в центре Ижорского плато. Впоследствии в моем архиве накопилось 8 упоминаний о подобных конструкциях, найденных не только мной, но и другими поисковиками, 6 из них обследовались мной лично (рис. 1–7). Три каменных круга из достаточно больших камней располагались вблизи побережья Финского залива. Причем один из них, ныне уничтоженный при строительстве, даже упоминался в местной прессе. Диаметр этих кругов примерно 6–10 метров, состоят они из валунов объемом, на вид, 0,5–1 кубических метров. Однозначно можно сказать одно: раз они располагаются вблизи моря, то вряд ли могут быть очень древними. Разрушенный круг был известен жителям ближайшей деревни, но какого-то особого значения он для них не имел, хотя имел свое отдельное название.
Рис. 1. Первый каменный круг, обнаруженный автором в 2002 году, был невелик и невзрачен, но сразу привлек внимание своей выделенностью из окружающего ландшафта.
Рис. 2. Это полукружие из пяти валунов с камнем в центре было выявлено автором в 2003 году. Рядом было еще две такие структуры. Все объекты находятся на краю поля. Почему-то трава в кругах была кем-то скошена. Изначальная интерпретация этих кругов как жальников оказалась неверной.
Рис. 3. Массивный каменный круг, выявленный Дмитрием Дубро на Сойкинском полуострове в 2009 году.
Рис. 4. Еще один круг из валунов был выявлен нами в 2010 году на берегу Финского залива.
Рис. 5. Небольшой каменный круг был обнаружен в Черном лесу в 2014 году. Этот круг располагается вблизи линии валунов, собранных с древнего поля (ныне давно заросшего).
Рис. 6. Каменное полукружие возле линии валунов посреди леса (заросшего поля). Фото автора, 2015.
Рис. 7. Еще одно каменное полукружие на Ижорском плато. Фото Екатерины Бредис, 2016.
Остальные каменные круги представлены как в виде полных колец из камней, так и дуг и разомкнутых кругов. Их размеры меньше, от 2 до 5 метров. Оценка места их расположения позволяет сделать выводы об их особенностях. Чаще всего эти объекты встречаются в лесах, бывших некогда полями. В двух случаях к кругам примыкают линии из валунов, явно являющихся собранными с древнего поля валунами. В двух случаях круги располагаются с краю современных полей и также созданы сдвинутыми с поля валунами. Это позволяет достаточно уверенно предположить их связь с земледелием, но какую роль они выполняли – были это места отдыха хлеборобов или может места каких-то ритуалов, связанных с плодородием? На данный момент это, пожалуй, все, что можно сказать о каменных кругах Ижорского плато. Возможно, какие-то этнографические сведения о подобных вещах на начало 20 века были зафиксированы, но мне они на данный момент неизвестны.
Несколько отклоняясь от темы, могу заметить, что в наших краях встречается много природных кольцевых структур, начиная от знаменитых ведьминых кругов (рис. 8) до геологических формаций (Котельская и Копанская аномалии). Любопытно, что на острове Гогланд на горе Алтаркаллио есть гигантская природная кольцевая структура (рис. 9) и там же когда-то располагался каменный круг, к сожалению, не сохранившейся. Есть ли между этими природными феноменами и рукотворными объектами связь – не знаю.
Рис. 8. Классический ведьмин круг, отмеченный мухомором в центре. По данным биолокационной съемки, проведенной В. Н. Сочевановым, нахождение в подобных кругах негативно влияет на состояние человека. Еще одна загадка природы. Фото автора, 2010.
Рис. 9. Кольцевая структура на острове Гогланд на Алтарной скале. Аэрофотоснимок Гугл. Почему на неровной скале деревья растут по кругу диаметром 225 м, открытому к вершине скалы, остается неизвестным.
Каменные выкладки у карстовых воронок
Это явление встречено в двух местах, но рукотворность этих каменных сложений не вызывает сомнений (рис. 10). В обоих случаях сложения располагаются на валунах вблизи воронок в лесах. Эти места практически никому не известны кроме жителей ближайших деревень. На момент обнаружения выкладки были под слоем земли, т.е. создавались они явно не в последние десятилетия. Конечно, по краям полей порой попадаются подобные сложения – убранные с поля мелкие камни иногда оставляли на больших валунах, но в приводимых примерах нет никаких оснований считать, что рядом были поля – булыжники были явно приносными и намеренно.
Рис. 10. Одна из каменных выкладок на валуне возле карстовой воронки в лесу. Фото Дарины Соболь, 2015.
Подобное мне встречалось лишь у одного холма с дурной репутацией (рис. 11), южнее, в Лужском районе, и там, возможно, такие камни действительно были данью месту за спокойный проход мимо этого холма. В подобном нет ничего странного, в этнографии такие традиции известны. Возможно, что и некоторые карстовые воронки считались нехорошими местами и проходя мимо, люди делали такие же приношения, как в культовые каменные кучи чивирыукко, что были известны в Ингерманландии еще в начале 20 века? Эта гипотеза выглядит вполне логичной, но на данный момент нет прямых указаний, подтверждающих её. Впрочем, это не исключает того, что рано или поздно будут обнаружены фольклорные сюжеты об этом, либо находки, например, монет вблизи таких выкладок, что также сможет подтвердить версию об откупных приношениях.
Рис. 11. Выкладка на валуне у подножия холма с «нехорошей» репутацией. Фото автора, 2013.
Легенда о новгородской башне
Этот сюжет мне не встретился ни в одной этнографической публикации, но в реальности он существует и достаточно широко распространен. Легенда проста: вблизи деревни на возвышенности в старое время была новгородская сторожевая башня. Например, такое сообщение есть о горе, на которой сейчас стоит дворец Бельведер (южнее Петергофа), нечто подобное упоминалось в связи с горой Маяк, что восточнее Рождествено (не путать с Красным Маяком, который южнее в 15 км (рис.12)). Причем тут даже название говорит само за себя. Также есть упоминание, что название расположенной южнее д. Туровка, происходит от слова тура – старая новгородская сторожевая башня, находившаяся где-то поблизости. Сейчас, конечно, говорить о старожилах, знатоках местности, уже не приходится, все эти сведения находятся в записях краеведов, которые их фиксировали 20–30 лет назад. То есть ожидать уточняющих и дополнительных сведений тут вряд ли возможно.
Рис. 12. Несмотря на то что деревня называется Красный Маяк, гора в ней носит названия Свиная гора. Название явно древнее, уходящее корнями в новгородское время, т.к. на шведских картах Ижорского плато 17 века уже известны названия деревень «Vinagara», что явно указывает на распространенность такого топонима для местных возвышенностей. Само происхождение этой горы также до конца не ясно и изучается геологами.
В новое время на некоторых горах, например, на горе Колокольне и горе в деревне Красный Маяк, действительно существовали башни, возведенные, скорее всего, местными помещиками или в 1920-е гг. Могли ли эти сооружения повлиять на мифологизацию других холмов? Или у нас действительно когда-то располагались новгородские сторожевые башни?
Здесь на самом деле есть крайне интересный нюанс – если нанести на карту места, где встречается эта легенда, то эти локации примерно соответствуют русско-шведской границе 1580–1590-х гг. Возможно, именно в этот период, проигранной Россией Ливонской войны, здесь действительно были сооружены сторожевые башни, память о которых сохранилась на последующие 500 лет?
Приведенные примеры далеко не единственные, но наиболее характерные. Они показывают, что и в наше время могут быть найдены заброшенные странные объекты, о которых ничего не известно. Тоже самое можно встретить и во время сбора устной информации на местах, хотя сейчас на этнографию надежды все меньше, и совершенно очевидно, что наиболее интересным временем для сбора подобного фольклора были бы дореволюционные годы. Впрочем, возможно, нечто подобное может быть выявлено и в смежных регионах. Это было бы весьма интересно в плане сравнения.